План работы на 2023 – 2024 учебный год по теме самообразования с детьми раннего дошкольного возраста «Сенсорное развитие детей раннего возраста по методике Марии Мантессори»
учебно-методический материал (младшая группа)
Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности, поиск эффективных методик и форм работы с детьми, способствующих сенсорному развитию детей раннего возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 285.39 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска
«Детский сад № 108 общеразвивающего вида «Зазеркалье
/МКДОУ д/с № 108 «Зазеркалье»/
_____________________________________________________________________________________
630024, г. Новосибирск, ул. Мира, 39/1, тел.: 361-10-00, 353-55-68.
План работы на 2023 – 2024 учебный год по теме самообразования с детьми раннего дошкольного возраста
«Сенсорное развитие детей раннего возраста по методике Марии Мантессори»
Разработал: воспитатель первой
квалификационной категории
группы № 3
Бурова Ж.Ю.
НОВОСИБИРСК 2023
Ф.И.О. – Бурова Жанна Юрьевна
Специальность (должность) - воспитатель
Образование – среднее профессиональное
Стаж педагогической работы - 7 лет
Квалификационная категория – 1 квалификационная категория
Курсы повышения квалификации - С 26.10.2020г. по 30.10.2020г. прошла повышение квалификации в Центре онлайн – обучения Всероссийского форума «Педагоги России: инновации в образовании» по программе дополнительного профессионального образования «Творческое развитие ребенка в соответствии с ФГОС», в объеме 20 часов;
В марте 2021г. прошла обучение в ООО «Центр инновационного образования и воспитания» по программе повышения квалификации «Профилактика гриппа и острых респираторных вирусных инфекций, в том числе новой коронавирусной инфекции (COVID - 19)», в объеме 36 часов.
С 12. 02.2022г. по 16. 02.2022г. прошла онлайн-семинар на платформе системы дистанционного обучения научно-образовательного сетевого издания высшей школы делового администрирования, на тему «Игровые технологии в дошкольном образовании», в объеме 10 часов.
В июне 2022г. в рамках федерального проекта «Укрепление общественного здоровья» национального проекта «Демография» прошла обучение по санитарно-просветительской программе «Основы здорового питания (для детей дошкольного возраста)», в объеме 15 часов.
В апреле 2023 г. Прошла обучающий онлайн курс по программе «Внедрение Порядка межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики»
Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности, поиск эффективных методик и форм работы с детьми, способствующих сенсорному развитию детей раннего возраста.
Задачи:
1. Изучить методическую литературу по данной теме.
2. Совершенствовать РППС группы для развития дошкольников, используя игры и упражнения М. Монтессори.
3. Создать картотеку игр для сенсорного развития по системе М. Монтессори.
4. Разработать перспективный план по использованию системы М. Монтессори для детей 2- 3 лет.
5. Знакомство родителей с методикой М. Монтессори через практические игры в домашних условиях по средствам буклетов, консультаций, семинаров практикумов.
Актуальность темы:
Сенсорное развитие – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: форма, цвет, величина, положение в пространстве, запах, вкус и так далее. Познание ребенка окружающего мира начинается с его восприятия.
Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. В раннем дошкольном возрасте у ребенка развиваются различные способности - обогащается сенсорный опыт посредством осязания, мышечного чувства, зрения, ребенок начинает различать величину, форму и цвет предмета.
Развитая сенсорика - основа для совершенствования практической деятельности современного человека.
Методика Марии Монтессори — это универсальная технология, обеспечивающая комплексное решение основных целей и задач дошкольного образования, ориентируемая на индивидуальность ребенка, личный рост, развитие способностей.
Для ребенка Монтессори - материалы есть ключ к миру, благодаря которому он упорядочивает и учится осознавать свои впечатления о мире. С их помощью ребенок врастает в культуру и современную цивилизацию. На собственном опыте учится понимать природу и ориентироваться в ней.
Через самостоятельное обращение с материалом ребенок приобретает различные навыки. Он учится ставить цели и находить пути ее достижения. Монтессори - материалы отвечают спонтанному и ненасытному стремлению ребенка к движению. Направленная на дидактические цели – мелкая и крупная моторика влияет на общее, эмоциональное, речевое и социальное развитие.
Главный принцип системы Монтессори - «Помоги мне сделать это самому!». Это значит, что взрослый должен понять, что интересует малыша в данный момент, создать ему оптимальную среду для занятий и ненавязчиво научить пользоваться этой средой. Таким образом, взрослый помогает каждому ребенку самому найти свой индивидуальный путь развития и раскрыть заложенные в него природные способности.
Изучение учебной, справочной, научно -методической литературы, интернет – ресурсов по теме самообразования в течении 2023-2024 учебного года:
1. Сильви Д’Эсклеб «Монтессори. 150 занятий с малышом дома».; Наталья Озерская, перевод на русский язык, 2018 Оформление. ООО «Издательство «Эксмо», 2018 (электронный вариант)
2. М. Монтессори. Помоги мне сделать это самому / Сост., вступ. статья М.В. Богуславский, Г.Б. Корнетов. –М.: Издат. дом «Карапуз», 2000. – 272 с, ил. - (Педагогика детства) Электр вариант
3. Метод Марии Монтессори 100 лет в России: сборник М11 научно-практических материалов к 100-летию Монтессори-движения в России / под ред. К. Е. Сумнительного. — СПб.:«Реноме», 2013. — 164 с. Л. А.
4. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка» - М.: «Просвещение», 1988;
5. Э.Г. Пилюгина «Сенсорные способности малыша» - М.: «Мозаика-Синтез», 2003; Сост. Т.В. Галанова «Развивающие игры с малышами до 3-х лет» - Ярославль «Академия развития», 1998
№ | Форма работы | Срок | Ожидаемый результат |
1 | Диагностический и прогностический этапы: - Проведение первичной диагностики - Анализ и оформление результатов диагностики (мониторинг) - Составление перспективного плана работы - Проведение итоговой диагностики | Сентябрь Сентябрь Сентябрь Май | -Выявить уровень развития и логического мышления, умение выделять и абстрагировать свойства, сравнивать, классифицировать и обобщать. -Составить перспективный план работы -Выявить уровень развития и логического мышления, умение выделять и абстрагировать свойства, сравнивать, классифицировать и обобщать. - Подведение промежуточных результатов работы над темой - Подведение итоговых результатов работы над темой |
2 | Практический этап: - Подготовка практического и наглядно-иллюстративного материала - Проведение занятий, с использованием игрового занимательного материала -Оформить наглядный материал для родителей -Научить родителей играть материалом | В течение года Декабрь В течение года | - Конспекты занятий -Картотека дидактических игр для раннего дошкольного возраста - Изготовление дидактических игр для детей раннего дошкольного возраста - Открытое занятия по теме самообразования -Папки – передвижки -Консультации -Игровой тренинг с родителями |
3 | Обобщающий и внедренческий этап: -Написание творческого отчёта о проделанной работе за учебный год. Выступление с ним на педсовете и родительском собрании. | Май | Выступление на итоговом педсовете Сообщение на родительском собрании. |
Перспективный план работы с детьми
Сентябрь
Раздел плана | Формы работы | Организация деятельности | Задачи | Отчёт о выполнении |
Работа с детьми | Игра «Волшебное сито» | В режимных моментах | Развивать мелкую моторику у детей раннего возраста. | Картотека игр |
Игра «Гусеничка» | В режимных моментах | Развивать моторику кистей пальцев рук через действия с предметами, сенсорного восприятия, логического мышления. | Картотека игр | |
Игра «Рамки – застёжки» | В течение дня | Упражнять в различении четырёх основных цветов, формы: квадрат, круг; развивать мелкую моторику, координацию движений рук. | Изготовление игр | |
Игра «Цветные дорожки» | В режимных моментах | Развивать моторику кистей пальцев рук через действия с предметами, различать и называть цвета. | Изготовление игр | |
Работа с родителями | Консультация «Методика Монтессори» | В течение месяца | Обогащение знаний родителей о сенсорном развитии детей раннего дошкольного возраста. | Информация для родителей. Папка-передвижка. |
Октябрь
Раздел плана | Формы работы | Организация деятельности | Задачи | Отчёт о выполнении |
Работа с детьми | Игра «Собери урожай» | В режимных моментах | Учить группировать предметы (помидоры и огурцы) по величине. | Картотека игр. Изготовление игр. |
Игра «Собери яблоки (осенние листья)» | В режимных моментах | Учить группировать предметы по цвету. | Картотека игр. Изготовление игр. | |
Игра «Больше и меньше» | В течение дня | Учить группировать предметы по величине. | Картотека игр. Изготовление игр. | |
Игра «Подбери иголки для ёжиков» | В режимных моментах | Учить группировать предметы по цвету. | Картотека игр. Изготовление игр. | |
Работа с родителями | Папка-передвижка для родителей «Сенсорные игры для малышей» | В течение месяца. | Познакомить родителей с различными играми, направленными на развитие мелкой моторики и речевых навыков. Вызывать желание заниматься с ребенком развитием мелкой моторики дома. | Информация для родителей. Папка- передвижка. |
Ноябрь
Раздел плана | Формы работы | Организация деятельности | Задачи | Отчёт о выполнении | |
Работа с детьми | «Игры с водой. Пипетка» | В режимных моментах | Развитие мелкой моторики, мускулатуры рук. Развитие движений рук. | Картотека игр. Изготовление игр. | |
Игра «Шарики» | В режимных моментах | Развитие мелкой моторики пальцев рук. | Картотека игр. Изготовление игр. | ||
Игра «Беспорядок» | В течение дня | Развитие мелкой моторики пальцев рук. Развитие сенсорного восприятия. | Картотека игр. Изготовление игр. | ||
Игра «Рисование на манке» | В режимных моментах | Развивать тактильное восприятие и различение предметов; мелкую моторику пальцев рук; игра тонизирует речевые отделы головного мозга, обогащает сенсорный опыт ребёнка. | Картотека игр. Изготовление игр. | ||
Работа с родителями | Беседа «Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста» | В течение месяца. | Познакомить родителей с играми и упражнениями, которые могут решить данную проблему. | Информация для родителей. Папка- передвижка. |
Декабрь
Раздел плана | Формы работы | Организация деятельности | Задачи | Отчёт о выполнении | |
Работа с детьми | Игра с крупами «Месим тесто» | В режимных моментах | Способствовать эмоциональной отзывчивости, самостоятельности, совершенствовать мелкую моторику рук. | Картотека игр. Изготовление игр. | |
Игра с крупами «Наполни банку» | В режимных моментах | Способствовать эмоциональной отзывчивости, самостоятельности, совершенствовать мелкую моторику рук. | Картотека игр. Изготовление игр. | ||
«Игры с крупой» | В режимных моментах | Способствовать эмоциональной отзывчивости, самостоятельности, совершенствовать мелкую моторику рук, обогащение тактильных ощущений. | Картотека игр. Изготовление игр. | ||
Игра с крупами «Ягодки» | В режимных моментах | Способствовать эмоциональной отзывчивости, самостоятельности, совершенствовать мелкую моторику рук. | Картотека игр. Изготовление игр. | ||
Работа с родителями | Консультация «Сенсорное развитие детей в домашних условиях» | Родительское собрание» | Познакомить с играми и упражнениями, направленными на развитие мелкой моторики рук, которые можно организовать в домашних условиях. | Стендовая информация для родителей. |
Январь
Раздел плана | Формы работы | Организация деятельности | Задачи | Отчёт о выполнении |
Работа с детьми | Игра «Укрась ёлочку шарами» | В режимных моментах | Упражнять в различении двух(четырёх) основных цветов, формы: круг; развивать мелкую моторику, координацию движений рук, создать радостное настроение. | Картотека игр. Изготовление игр. |
Игра «Цветные варежки» | В режимных моментах | Упражнять в различении и назывании четырёх основных цветов, формы: квадрат, круг; в умении соотносить цвет, развивать мелкую моторику, координацию движений рук. | Картотека игр. Изготовление игр. | |
Игра «Найди пару» | В режимных моментах | Формировать навык подбирать предметы разных пропорций по образцу, закреплять знания основных цветов, развивать внимание, память. | Картотека игр. Изготовление игр. | |
Игра «Помоги снеговикам» | В режимных моментах | Совершенствовать навык классификации предметов по размеру. | Картотека игр. Изготовление игр. | |
Работа с родителями | Привлечь родителей к изготовлению дидактических игр на развитие сенсорных способностей. | В течение месяца | Привлечь родителей к работе группы по изготовлению дидактических игр для занятий с детьми по развитию сенсорных навыков. Обучить родителей организации дидактических игр дома со своим ребёнком. | Конкурс – выставка «Творческая мастерская» |
Февраль
Раздел плана | Формы работы | Организация деятельности | Задачи | Отчёт о выполнении |
Работа с детьми | Игра «Доски для ощупывания поверхности» | В режимных моментах | Развивать чувства осязания, знакомство с различными структурами поверхности: гладкой и шершавой, развития тонкой моторики. | Картотека игр. Изготовление игр. |
Игра «Липучка» «Молния» «Пуговицы» | В режимных моментах | Формировать навык находить, соответствующие данному времени года картинки; развивать зрительную память, внимание, речь; любить природу в разное время года. | Картотека игр. Изготовление игр. | |
Игра «Крышечки» «Шумовые баночки» «Цилиндры» | В режимных моментах | Развивать слуховое восприятие. | Картотека игр. Изготовление игр. | |
Игра «Платье испачкалось» | В режимных моментах | Развивать навыки практической жизни. Развивать мелкую моторику рук. Развивать мускулатуру рук. Активизировать тактильные ощущения. Развивать умения различать на ощупь мокрое и сухое. | Картотека игр. Изготовление игр. | |
Работа с родителями | Семинар-практикум для родителей «Применение воспитательной системы М. Монтессори дома» | В течение месяца | Познакомить родителей с методами воспитательной системы М. Монтессори, которые можно применять в домашней обстановке | Памятка для родителей. |
Март
Раздел плана | Формы работы | Организация деятельности | Задачи | Отчёт о выполнении |
Работа с детьми | Игра «Волшебный мешочек» | В режимных моментах | Развивать умение ориентироваться на плоскости. Развивать силу пальцев рук. Развивать зрительно-моторную координацию. | Игры с детьми. |
Игра «Овощной магазин» | В режимных моментах | Расширять представления детей о форме, величине, цвете; развивать навыки сравнения предметов. | Картотека игр. Изготовление игр. | |
Игра «Строим дом» | В режимных моментах | Развивать представления детей о форме, величине, цвете. | Картотека игр. Изготовление игр. | |
Игра «Большие и маленькие мячики» | В режимных моментах | Формировать у детей навык различать цвет и величину (большой- маленький); различать чувство ритма; ритмично проговаривать слова. | Картотека игр. Изготовление игр. | |
Работа с родителями | Памятка для родителей на тему: «Сделать за ребенка или помочь ему?» | В течение месяца. | Познакомить родителей с методами воспитательной системы | Информация для родителей в родительском уголке. |
Апрель
Раздел плана | Формы работы | Организация деятельности | Задачи | Отчёт о выполнении | |
Работа с детьми | Игра «Накорми поросёнка» | В режимных моментах | Развивать мелкую моторику рук. | Картотека игр. Игры с детьми | |
Игра «Прищепки» | В режимных моментах | Развивать пинцетный захват, развивать силу пальцев рук, умение открывать и закрывать прищепки. | Картотека игр. Игры с детьми. | ||
Игра «Бусы порвались» | В режимных моментах | Развивать мелкую моторику трех основных пальцев (большой, указательный, средний). Развивать координацию движений, аккуратность. Развивать способности концентрировать внимание. Развивать умения сортировать предметы по цвету. | Картотека игр. Игры с детьми. | ||
Игра «Собери картинку» | В режимных моментах | Закрепить умение воспринимать, составлять целостное изображение предмета из частей, развивать внимание. | Картотека игр. Игры с детьми. | ||
Работа с родителями | Папка-передвижка «Игры для развития сенсорных способностей у детей 2-3 лет по методике М. Мантессори» | В течение месяца. | Познакомить родителей с играми на развитие сенсорных способностей. | Информация для родителей. Папка передвижка. |
Май
Раздел плана | Формы работы | Организация деятельности | Задачи | Отчёт о выполнении |
Работа с детьми | Игра «Сладкие ягоды» | В режимных моментах | Развивать зрительное восприятие, мелкую моторику. | Картотека игр. Изготовление игр. |
Игра «Лоскутки ткани» «Подбери правильно» | В режимных моментах | Развивать тактильную чувствительность. Знакомить с различными фактурами ткани. Развивать умение сопоставлять предметы по сенсорным свойствам. | Картотека игр. Изготовление игр. | |
Игра с прищепками | В режимных моментах | Развивать зрительное восприятие, мелкую моторику. | Картотека игр. Изготовление игр. | |
Игра «Расстегни пуговицы. Развяжи, завяжи шнурочки» | В режимных моментах | Развивать концентрацию и устойчивость внимания, развивать у ребенка наблюдательность и воспитание бережного отношения к одежде. | Картотека игр. Изготовление игр. | |
Работа с родителями | Презентация «Сенсорное воспитание по методике М. Мантессори» | Родительское собрание | Информация для родителей. | В рамках родительского собрания. |
Форма отчетности:
- Отчёт о проделанной работе по теме самообразования в виде презентации.
- Фото – отчет по итогам работы.
Перспектива:
В перспективе планирую совершенствовать работу по теме самообразования, а так, же продолжить рост собственного профессионального мастерства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию воспитателя Тема: «Сенсорно-моторное развитие детей младшего возраста по методике Марии Мантессори»
Мною разработан план по теме самообразования «Сенсорно-моторное развитие детей младшего возраста по методике М. Монтессори». В основу планирования положены некоторые идеи М. Монт...
Проектная деятельность с детьми раннего возраста. Тема: «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры».
Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которой является чувственный опыт. Успешность умст...

Работа по теме самообразования. КАРТОТЕКА игр на тему: «Сенсорно-моторное развитие детей младшего возраста по методике Марии Мантессори»
Всемирно известный педагог из Италии. М. Монтессори, много лет занималась изучением раннего развития детей, подробно исследовала развитие мелкой моторики в раннем возрасте. Монтессори доказа...

Презентация - консультация родителей на тему "Дидактические пособия (игры и игрушки) для сенсорного развития детей раннего возраста своими руками"
Уважаемые родители!В данном материале я хочу предложить Вам активно поучаствовать в развитии Вашего ребёнка путём обогащения его развивающей среды дома. В презентации представлены дидактические пособи...

Сенсорное развитие детей раннего возраста по методике М.Монтессори
Сенсорное развитие детей раннего возраста по методике М.Монтессори...
План работы учителя-логопеда Зюляевой М. С. над темой самообразования: «Коррекция речи детей дошкольного возраста средствами игровых технологий» на 2021 – 2022 учебный год
Цель: Формировать интерес и мотивацию к логопедическим занятиям....