План по самообразованию воспитателя Тема: «Сенсорно-моторное развитие детей младшего возраста по методике Марии Мантессори»
методическая разработка (младшая группа) на тему
Мною разработан план по теме самообразования «Сенсорно-моторное развитие детей младшего возраста по методике М. Монтессори». В основу планирования положены некоторые идеи М. Монтессори – итальянского педагога и врача. Ею был разработан комплект развивающих материалов, ныне известных во всём мире, и методика работы с ними. М. МОНТЕССОРИ считала, для того чтобы ребёнок полноценно развивался, ему необходимо помогать и создавать все необходимые условия для этого развития, т. е. создать предметно-окружающую среду. Чтобы среда стала развивающей, её нужно соответствующим образом подготовить и оборудовать. Среда должна содержать разнообразные предметы, вызывающие интерес детей и побуждающие их к спонтанной деятельности. Именно таким игровым сенсорным материалом оборудована наша группа. Это оборудование привлекает детей своей красочностью, позволяет заинтересовать их игрой и при этом в непринуждённой форме даёт возможность развивать у ребёнка все его органы чувств.
Предполагаемый результат освоения темы у детей: «Сенсорно-моторное развитие детей младшего возраста по методике Марии Монтессори»
• сформируется интерес к знаниям, умениям и навыкам во всех образовательных областях;
• сформируется интерес к усвоению норм, правил жизни и сообщества; овладение соответствующими формами и средствами деятельности;
• сформируется стремление к самореализации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gotovyy_plan_po_samoobrazovaniyu.docx | 36.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Мирненская средняя общеобразовательная школа»
структурное подразделение
детский сад «Ромашка»
План по самообразованию воспитателя
Тема: «Сенсорно-моторное развитие детей младшего
возраста по методике Марии Мантессори»
Воспитатель:
Казакова Альбина Олеговна
2018-2019 г.г.
п. Мирный
Актуальность:
В современных социально-экономических условиях общество предъявляет новые требования к образованию в плане формирования личности, готовой к действию, личности способной подходить к решению задач с позиции личностной сопричастности с окружающими. На первый план выдвигается личность ребенка, знания рассматриваются не как самоцель, а как средство развития личностных качеств: ума, воли, чувств, эмоций, творческих способностей и мотивов деятельности.
В наше время, резкое обновление знаний во всех областях, рост потока информации, которую человек должен быстро усвоить и с пользой для себя использовать, ставят перед педагогикой новые, динамичные задачи. В связи с этим принят Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО, в котором заложен значительный потенциал для дальнейшего познавательного, волевого и эмоционального развития ребёнка.
В п. 2.6. ФГОС ДО прямо указывается, что содержание программ детских дошкольных образовательных учреждений «…должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее - образовательные области):
социально-коммуникативное развитие;
познавательное развитие;
речевое развитие;
художественно-эстетическое развитие;
физическое развитие.
Решение этих пяти задач развития детей представляется достижимым через применение различных форм и методов развития малышей. И в первую очередь через сенсорно-моторное развитие ребёнка.
Сенсорно-моторное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт.
В раннем детстве ребенок особенно чувствителен к сенсорно-моторным воздействиям. Упущения в формировании сенсорно-моторной сферы ребенка на ранних этапах его развития компенсируются с трудом, а порой невосполнимы. Поэтому значение сенсорно-моторного развития в раннем возрасте очень важно.
Сенсорно-моторное развитие составляет фундамент общего умственного развития, имеет самостоятельное значение, т. к. полноценное восприятие необходимо для успешного обучения.
Сенсорно-моторное воспитание детей младшего возраста происходит в разных видах деятельности:
1. Предметная деятельность и игры .
2. Экспериментирование с материалами и веществами (вода, песок, тесто и др.)
3. Общение и совместные игры с взрослыми и сверстниками.
4. Использование дидактических игр – игровых заданий, направленных непосредственно на развитие сенсорных способностей (различение формы, цвета, объема и др.) Дидактические игры представляют собой не что иное, как игровое обучение. Обучение в форме игры основано на одной из закономерностей игровой деятельности ребенка – на его стремлении входить в воображаемую ситуацию, действовать по мотивам, диктуемым игровой ситуацией.
Актуальность также заключается в том, что в последние годы у дошкольников отмечаются нарушения познавательной деятельности, наблюдаются недостатки и особенности восприятия, ощущений и представлений, что и составляет основу сенсорного воспитания.
Таким образом, сенсорно-моторное воспитание – это целенаправленные, последовательные и планомерные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование у ребенка чувственного познания, развитие у него процессов ощущения, восприятия, наглядных представлений через ознакомление с сенсорно-моторной культурой человека.
Проблема сенсорно-моторного развития признается приоритетной и имеет первостепенное значение в развитии ребенка.
Цель: Создать условия для усвоения сенсорно-моторного развития детей младшего возраста по методике М. Монтессори, обогатить чувственный опыт детей, формировать предпосылки для дальнейшего умственного развития, а так же повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Побуждать включать движения рук по предмету в процессе знакомства с ним: обводить руками части предмета, гладить их и т. д.
Упражнять в установлении сходства и различия между предметами имеющими одинаковое название (одинаковые лопатки; большой красный мяч и т. д.)
Формировать умение называть свойства предметов.
Задачи:
Обучающие:
- формировать сенсорно-моторные представления о цвете, форме, величине предметов, положения их в пространстве;
- знакомить с дидактическими играми и правилами этих игр;
- упражнять в установлении сходства и различия между предметами; устанавливать причинно-следственные связи, появления и изменения свойств объектов, выявлять скрытые свойства;
Развивающие:
- способствовать развитию у детей обследовательских умений и навыков;
- развивать моторику рук; координацию движений;
- развивать осязание и обоняние; слуховую память; вкусовые ощущения;
- развивать интерес, любознательность, познавательные процессы (восприятие, память, внимание, мышление, речь) и творческие способности;
- способствовать развитию мыслительных умений: сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать;
Воспитательные:
- воспитывать познавательный интерес, любознательность;
- воспитывать настойчивость, волю, целеустремленность.
В детском саду ребенок обучается рисованию, лепке, конструированию, знакомится с явлениями природы, начинает осваивать основы математики и грамоты. Овладение знаниями и умениями во всех этих областях требует постоянного внимания к внешним и внутренним свойствам предметов. Так, для того чтобы получить в рисунке сходство с изображаемым предметом, ребенок должен достаточно точно уловить особенности его формы, цвета, материала. Конструирование требует тщательного исследования формы предмета (образца, его структуры и строения. Ребенок выясняет взаимоотношение частей в пространстве и соотносит свойства образца со свойствами имеющегося материала. Без постоянной ориентировки во внешних свойствах предметов невозможно получить объективные представления о явлениях живой и неживой природы, в частности об их сезонных изменениях. Формирование элементарных математических представлений предполагает знакомство с геометрическими формами и их разновидностями, сравнение объектов по величине. При усвоении грамоты огромную роль играет фонематический слух — точное дифференцирование речевых звуков — и зрительное восприятие начертания букв.
Усвоение сенсорно-моторных эталонов — длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства. Усвоить сенсорно-моторный эталон — это вовсе не значит научиться правильно называть то или иное свойство объекта. Необходимо иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства и, главное, уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств самых разнообразных предметов в самых различных ситуациях.
Можно выделить основные задачи в сенсорно-моторном развитии и воспитании детей от рождения до 6 лет.
• На первом году жизни это обогащение ребенка впечатлениями. Следует создать для малыша условия, чтобы он мог следить за движущимися яркими игрушками, хватать предметы разной формы и величины.
• На втором-третьем году жизни дети должны научиться выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине.
• Начиная, с четвертого года жизни у детей формируют сенсорно-моторные эталоны: устойчивые, закрепленные в речи представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами. Позднее следует знакомить с оттенками цвета, с вариантами геометрических фигур и с отношениями по величине, возникающими между элементами ряда, состоящего из большего количества предметов.
• Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов-эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполнению все более сложных глазомерных действий.
• Наконец, в качестве особой задачи выступает необходимость развивать у детей аналитическое восприятие: умение разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины.
На основе этих задач мною разработан план по теме самообразования «Сенсорно-моторное развитие детей младшего возраста по методике М. Монтессори. В основу планирования положены некоторые идеи М. Монтессори – итальянского педагога и врача. Ею был разработан комплект развивающих материалов, ныне известных во всём мире, и методика работы с ними. М. МОНТЕССОРИ считала, для того чтобы ребёнок полноценно развивался, ему необходимо помогать и создавать все необходимые условия для этого развития, т. е. создать предметно-окружающую среду. Чтобы среда стала развивающей, её нужно соответствующим образом подготовить и оборудовать. Среда должна содержать разнообразные предметы, вызывающие интерес детей и побуждающие их к спонтанной деятельности. Именно таким игровым сенсорным материалом оборудована наша группа. Это оборудование привлекает детей своей красочностью, позволяет заинтересовать их игрой и при этом в непринуждённой форме даёт возможность развивать у ребёнка все его органы чувств.
Предполагаемый результат освоения темы у детей: «Сенсорно-моторное развитие детей младшего возраста по методике Марии Монтессори»
• сформируется интерес к знаниям, умениям и навыкам во всех образовательных областях;
• сформируется интерес к усвоению норм, правил жизни и сообщества; овладение соответствующими формами и средствами деятельности;
• сформируется стремление к самореализации.
Дата начала работы над темой:2018 год.
Дата окончания работы над темой :2019 год.
№ | Форма работы | Срок | Ожидаемый результат |
1 | Диагностический и прогностический этапы: - Проведение первичной диагностики - Анализ и оформление результатов диагностики (мониторинг) - Составление перспективного плана работы - Проведение итоговой диагностики | Сентябрь Сентябрь Сентябрь Май | -Выявить уровень развития и логического мышления, умение выделять и абстрагировать свойства, сравнивать, классифицировать и обобщать. -Составить перспективный план работы -Выявить уровень развития и логического мышления, умение выделять и абстрагировать свойства, сравнивать, классифицировать и обобщать. - Подведение промежуточных результатов работы над темой - Подведение итоговых результатов работы над темой |
2 | Практический этап: - Подготовка практического и наглядно-иллюстративного материала - Проведение занятий, с использованием игрового занимательного материала -Оформить наглядный материал для родителей -Научить родителей играть материалом | В течение года Декабрь В течение года | - Конспекты занятий -Картотека дидактических игр для младшего дошкольного возраста - Изготовление дидактических игр для детей младшего дошкольного возраста - Открытое занятия по теме самообразования -Мастер-класс по теме самообразования -Папки – передвижки -Консультации -Игровой тренинг с родителями |
3 | Обобщающий и внедренческий этап: -Написание творческого отчёта о проделанной работе за учебный год. Выступление с ним на педсовете и родительском собрании. | Май | Выступление на итоговом педсовете Сообщение на родительском собрании. |
Список используемой литературы:
1. Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012г, №273 ФЗ
2. Федеральное государственное требование к условиям реализации «Основной общеобразовательной программы дошкольного образования №2151 от 20 июля 2011г.
3. Федеральное государственное требование (ФГТ) в структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. (приказ Минобразования науки РФ №655 от 23 ноября 2009г.
4. Концепция долгосрочного социально – экономического развития РФ на период до 2020г распоряжение правительства №1662 – от 2008г
5. Федеральная программа развития образования на 2011 – 2015гг.
6. Васильева М. А. Программа воспитания и обучения в детском саду. М: - 2005г.
7. Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. – М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
8. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования МБОУ Мирненская СОШ с/п д/с «Ромашка» .
9. Монтессори М. Теория и практика
10. Метод М. Монтессори в России
11. Интернет ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа по теме самообразования. КАРТОТЕКА игр на тему: «Сенсорно-моторное развитие детей младшего возраста по методике Марии Мантессори»
Всемирно известный педагог из Италии. М. Монтессори, много лет занималась изучением раннего развития детей, подробно исследовала развитие мелкой моторики в раннем возрасте. Монтессори доказа...
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПО ТЕМЕ «Художественно- эстетическое развитие детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования» на 2018-2019 учебный год
Повышение своего теоретического уровня профессионального мастерства и компетентности по вопросу развития у детей дошкольного возраста художественного творчества и активизации творческого потенциала че...
План самообразования воспитателя по теме "Сенсорно-моторное развитие детей младшего возраста по методике Марии Монтессори"
План самообразования воспитателя по теме "Сенсорно-моторное развитие детей младшего возраста по методике Марии Монтессори"...
«Сенсорно-моторное развитие детей младшего возраста по методике Марии Монтессори»
Цель: Цель: Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме: изучить пути, средства и методы сенсорно-моторного развития детей младшего возрас...
План работы на 2023 – 2024 учебный год по теме самообразования с детьми раннего дошкольного возраста «Сенсорное развитие детей раннего возраста по методике Марии Мантессори»
Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности, поиск эффективных методик и форм работы с детьми, способствующих сенсорному развитию детей раннего возраста...
Отчет по самообразованию. Тема: «Сенсорно-моторное развитие детей младшего возраста по методике Марии Монтессори».
Отчет по самообразованию. Тема: «Сенсорно-моторное развитие детей младшего возраста по методике Марии Монтессори»....
Родительское собрание «Сенсорно-моторное развитие детей младшего возраста по методике Марии Монтессори»
Родительское собрание«Сенсорно-моторное развитие детей младшего возраста по методике Марии Монтессори» Знакомство родителей с изменениями работы ДОУ Мы работаем на основе Федерал...