Проектная деятельность с детьми раннего возраста. Тема: «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры».
проект (младшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_sensornoe_razvitie_detey_rannego_vozrasta_cherez_didakticheskie_igry.docx | 21.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида №25 «Колосок»
Проектная деятельность с детьми раннего возраста
Тема: «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры».
Воспитатель: Варакина О.В.
2016-2017 учебный год
Актуальность
Приоритетным направлением работы нашего детского сада в 2016-2017 учебном году является развитие познавательных интересов и способностей в разных видах деятельности. Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которой является чувственный опыт. Успешность умственного, эстетического и нравственного воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. насколько ребенок видит, слышит, осязает окружающее. В результате педагогической диагностики детей первой младшей группы «Одуванчик» был выявлен низкий уровень сенсорного развития у большей части детей, поэтому проект по сенсорному воспитанию является наиболее актуальным в этом учебном году.
Известные отечественные психологи Л. С. Выготский, А. Н. Леоньтев, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин и другие утверждают, что развитие ребёнка происходит только в том случае, если он сам активно включается в разные виды деятельности (предметную, игровую, учебную, трудовую). В качестве одного из методов сенсорного воспитания применяются дидактические игры и упражнения. В раннем возрасте усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях. Развитие восприятий и представлений ребенка, усвоение знаний и формирование умений происходит не в процессе учебной деятельности, а в ходе интересных игровых действий (прятанья и поиска, отгадывания и загадывания, изображения различных жизненных ситуаций, соревнования в достижении результата). Но проводить их следует не от случая к случаю, а в определенной системе, в тесной связи с общим ходом сенсорного обучения и воспитания детей раннего возраста. По мнению В.Н. Аванесовой, в образовательной деятельности, важная роль должна принадлежать дидактическим играм, так как она выступает своеобразной игровой формой занятия и проводится со всеми детьми организованно в часы непосредственно-образовательной деятельности; и в повседневной жизни, в часы самостоятельной игровой деятельности. В данном проекте «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры «Познаём, играя», подобрана система дидактических игр и упражнений по сенсорному воспитанию (цвет, форма, величина), разработаны игры и пособия для обогащения предметно-развивающей среды и запланирована работа с родителями по теме сенсорного развития детей раннего возраста.
За содержащую основу проекта выбрана программа «Детство», а так же использовали технологии авторов Е. А. Янушко «Сенсорное развитие детей раннего возраста», Л. Н. Павлова, Э. Г. Пилюгина, Е, Б. Волосова «Раннее детство: познавательное развитие», Л. А. Венгера «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников».
Цель проекта: формирование и развитие сенсорных способностей у детей третьего года жизни средствами дидактических игр.
Задачи:
- Подобрать и систематизировать материал по развитию сенсорных способностей у детей раннего возраста средствами дидактических игр в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями.
- Формировать сенсорные представления детей раннего возраста о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине.
- Обогащать знания детей способам обследования предметов.
- Обогатить предметно-развивающую среду дидактическими играми и игрушками, пособиями для развития сенсорных способностей и мелкой моторики пальцев рук.
- Взаимодействовать с родителями в процессе формирования у детей сенсорных способностей.
Участники проекта: дети первой младшей группы, родители первой младшей группы, воспитатели.
Этапы реализации проекта:
Подготовительный этап: сентябрь — октябрь 2016г.
Основной этап: ноябрь-апрель 2016-2017г.
Заключительный этап: май 2017г.
Содержание практической деятельности:
Подготовительный этап:
Сентябрь
- Сбор и анализ литературы по данной проблеме.
- Анкетирование родителей.
Октябрь
- Разработка содержания проекта «Познаём, играя»
- Разработка консультаций для родителей о сенсорном воспитании.
- Диагностика детей по выявлению различных умений и навыков.
- Подбор материала для изготовления дидактических игр и пособий для развития сенсорных способностей и мелкой моторики пальцев рук.
Основной этап:
Ноябрь
- Разработка конспектов занятий с использованием дидактических игр.
- Подбор дидактических игр, игр с элементами экспериментирования, практических заданий, стихов, загадок.
- Изготовление дидактических игр.
- Дидактическая игра «Что катится?» Цель: знакомить детей с формой предметов, учить обследовать предметы одновременно рукой и глазом – зрительным и осязательным способом.
- Дидактическая игра «Строители» Цель: формировать умение распознавать и раскладывать предметы двух разных цветов.
- Дидактическая игра «Спрячь мышку» Цель: учить различать цвета путем сравнения их друг с другом и прикладывания к образцу.
- Дидактическая игра «Разноцветные поляны» Цель: формировать умение группировать разнородные предметы по цвету.
- Дидактическая игра «Оденем кукол» Цель: формировать умение понимать и использовать в речи названия цвета, подбирать предметы по словесному указанию.
- Дидактическая игра с элементами экспериментирования «Разноцветная вода»
Цель: Закреплять представления о цвете, развивать мышление.
- Родительское собрание «Познаём, играя». Цель: Вызвать интерес к проблеме формирования и развития сенсорных способностей у детей 2 – 3 лет, желание участвовать в проекте.
Декабрь
- Развивающая ситуация «В гостях у зайчихи» Цель: создать условия для совершенствования восприятия формы и цвета предметов, упражнять в умении узнавать предмет в контурном изображении.
- Дидактическая игра «Разноцветные колечки» Цель: формировать умение понимать и использовать в речи названия цвета, знакомить с устройством пирамидки.
- Дидактическая игра с элементами экспериментирования «Какой цвет у снега?»
Цель: Закреплять представления о цвете, развивать мышление.
- Дидактическая игра «Пирамидка» Цель: формировать устойчивый образ величины предметов независимо от их положения в пространстве.
- Дидактическая игра «Разноцветные поляны» Цель: формировать умение группировать разнородные предметы по цвету.
- Дидактическая игра «Накрой на стол» Цель: закреплять умение соотносить предметы по цвету, формировать представление о том, что цвет не зависит от формы, материала, размера.
- Дидактическая игра «Угощенье» Цель: закреплять умение группировать предметы по цвету
- Выставка художественной и методической литературы.
- Выставка дидактических игр и игрушек
Январь
- Развивающая ситуация «Дома для медведей» Цель: формировать умение различать и сравнивать предметы по размеру.
- Дидактическая игра «Матрешка» Цель: формировать умение сравнивать предметы по размеру, знакомить с расположением в пространстве.
- Дидактическая игра «Почтовый ящик» Цель: привлечь внимание к форме предмета, учить примеривать вкладыши к отверстиям.
- Дидактическая игра с элементами экспериментирования: «Разноцветные льдинки» Цель: Закреплять представления о цвете, развивать мышление.
- Дидактическая игра «Подарки для кукол» Цель: способствовать умению обследовать форму предметов, узнавать предмет на ощупь.
- Дидактическая игра «Подбери пару» Цель: формировать умение различать и группировать геометрические фигуры.
- Дидактическая игра «Разложи по местам» Цель: формировать умение выделять и выбирать предметы с заданными свойствами (цвет, размер).
- Консультация: «Значение дидактических игр и занятий в воспитании детей 2 – 3 лет»
Февраль
- Развивающая ситуация «Высокий-низкий» Цель: формировать умение различать предметы по высоте, выбор «такого же» предмета.
- Дидактическая игра «Что изменилось?» Цель: закреплять умение сравнивать свойства предметов, развивать внимание.
- Дидактическая игра «Сложи картинку» Цель: формировать умение составлять картинку из частей.
- Дидактическая игра «Раскрась-ка» Цель: закреплять умение различать и называть цвета.
- Дидактическая игра «Большой – маленький » Цель: формировать умение различать и соотносить предметы по размеру.
- Дидактическая игра «Собери квадрат» Цель: формировать зрительное восприятие формы плоскостных фигур, учить составлять фигуру из частей.
- Дидактическая игра с элементами экспериментирования: «Твердый-мягкий» Цель: формировать умение различать и называть качества, знакомить с приемами обследования предметов.
- Консультация: « Формирование представлений о форме, цвете, величине».
Март
- Развивающая ситуация «Сказка про матрёшек» Цель: развивать умение сравнивать и соотносить предметы по величине.
- Дидактическая игра «Почтовый ящик» Цель: Развивать умение различать форму предмета, развивать мелкую моторику пальцев рук.
- Дидактическая игра «Длинные и короткие ленточки» Цель: формировать умение сравнивать предметы по размеру.
- Дидактическая игра «Найди свой домик» Цель: закреплять умение различать и сравнивать геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник.
- Дидактическая игра «Найди пару» Цель: закреплять умение дифференцировать цвет и размер, развивать коммуникативные способности.
- Дидактическая игра «Собери цветок» Цель: закреплять умение находить предметы определенного цвета и формы.
- Дидактическая игра «Магазин» Цель: формировать умение различать и называть качества предметов, действовать по словесному указанию.
- Дидактическая игра с элементами экспериментирования: «Подбери крышечку»
Цель: закреплять умение выявлять признаки сходства и различия, развивать мелкую моторику.
- Консультация «Игры с использованием бросового материала»
Апрель
- Развивающая ситуация «Игрушки приходят в гости» Цель: формировать умение различать и называть предмет по его качествам, обобщать предметы по свойствам.
- Дидактическая игра «Геометрическое лото» Цель: формировать умение различать и называть геометрические фигуры, развивать пространственное воображение.
- Дидактическая игра «Цветочные полянки» Цель: развивать умение обобщать предметы по свойствам и отношениям.
- Дидактическая игра «Найди лишнее» Цель: закреплять умение выявлять признаки сходства и различия, выражать их в речи.
- Дидактическая игра «Сделай узор» Цель: развивать восприятие формы, учить располагать предметы в пространстве.
- Дидактическая игра «Веселый Петрушка» Цель: способствовать формированию умения зрительного обследования формы, развивать воображение.
- Дидактическая игра «Сложи картинку» Цель: развивать умение составлять картинку из четырех кубиков.
- Дидактическая игра с элементами экспериментирования: «Тонет-не тонет» Цель: формировать умение различать и называть качества предметов.
- Родительская гостиная: «Учимся мастерить и играть»
- Конкурс поделок на лучшую дидактическую игру
Заключительный этап:
Май
- Развлечение «Поможем колобку» Цель: закреплять представления о свойствах, качествах и отношениях окружающих предметов.
- Сбор фотографий и оформление фото – коллажа «Мы играем».
- Подведение итогов реализации проекта
Предполагаемый результат:
Решение поставленных задач обеспечат достижение цели:
- Систематизацию материала по развитию сенсорных способностей у детей раннего возраста средствами дидактических игр в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями.
- Сформированные сенсорные представления путём выделения формы, цвета, и величины предметов.
- Совершенствование умений обследовать предметы, учитывать их свойства при действиях с ними.
- Предметно-развивающая среда обогащенная дидактическими играми и игрушками, пособиями для развития сенсорных способностей и мелкой моторики пальцев рук.
- Сотрудничество ДОУ и семьи по проблеме формирования и развития сенсорных способностей у детей раннего возраста.
Литература:
- Аскарина, Н. М Воспитание детей раннего возраста; учебное пособие/ Н. М. Аскарина – М: Просвещение, 1998. – 264с.
- Башаева, Т. В. Развитие восприятия детей. Форма, цвет, звук.: популярное пособие для родителей и педагогов /Т. В. Башаева. – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 237с. С. 4 – 14.
3.Богусловская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста: Кн. Для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1991. – 207с.: ил.
- Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. Кн. Для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1991. – 160с.: ил.
- Важова, С. А. Сенсорное развитие в младшей группе. С. А. Важова // практический журнал Воспитатель дошкольного Образовательного Учреждения. — 2008.- №11.- стр51.
- Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. Пособие для воспитателей дет. садов. Под ред. С.Л. Новоселовой. Изд. 3-е, испр. — М.: Просвещение, 1977. – 176с.
- Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. – М.: Издат. Центр «Академия», 2000. – 416с.
8.Младший дошкольник в детском саду. Как работать по программе «Детство»: Учебно-методическое пособие / Т.И.Бабаева и др. Сост.и ред. Т.И.Бабаева, М.В.Крулехт, З.А.Михайлова. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008. – 288 с.
9.Петерсон Л.Г.,Кочемасова Е.Е. Игралочка. Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. – М.: Издательство «Ювента»,2006(3-е изд.) – 224с.
- Пилюгина Э. Г. Игры – занятия с малышом от рождения до трёх лет. «Библиотека воспитателя» /Э. Г. Пилюгина. — М: Мозаика- синтез. -2007.-116с.
- Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша: Игры на восприятие цвета, формы и величины у детей раннего возраста. Книга для воспитателей детского сада и родителей. – М.: Просвещение, 1996. – 112с.
- Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста: Пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1983. – 96с., ил.
- Развивающие игры с малышом до трех лет: Пособие для родителей и педагогов. Составитель Т.В. Галанова. – Ярославль: Академия развития, 2004. – 240с., ил.
- Чего на свете не бывает?: Занимательные игры для детей от 3до6 лет: Кн. Для воспитателей дет.сада и родителей/Е.Л.Агаева, В.В.Брофман, А.И.Булычева и др.; Под ред.О.М.Дьяченко, Е.Л.Агаевой.-М.: Просвещение, 1991. – 64с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья на тему: "Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры"
Сенсорное развитие – это развитие восприятия ребенка, формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положение в пространстве, а также запахе и вкусе, именно ранн...
Обобщение опыта. Тема «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры».
Обобщение опыта по сенсорному развитию детей 1 младшей группы ДОУ....
Проект по самообразованию на тему «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры»
Проект по самообразованию: " Сенсорное развитие детей через дидактические игрв"...
План по самообразованию по теме "Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры"
quot;Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры"...
Программа профессионального саморазвития воспитателя Гумышкиной Людмилы Викторовны на 2017 – 2019 год Тема: «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры»
Программа профессионального саморазвитиявоспитателя Гумышкиной Людмилы Викторовны на 2017 – 2019 год Тема: «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры&raq...
План по самообразованию на 5 лет на тему : «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры»
Тема самообразования: «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры»Цель: повышение своего педагогического уровня, профессионального мастерства и компетентности.Задач...
Статья на тему: «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры».
Сенсорное воспитание детей раннего возраста, формирование любых представлений о свойствах предметов, происходит в результате действий восприятия, направленных на обследование формы, цвета, величины и ...