Семинар практикум для воспитателей «Природная музыкальность и пути ее развития через элементарное музицирование»
методическая разработка
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
города Нягани «Детский сад №5 «Дубравушка»
Семинар практикум для воспитателей
«Природная музыкальность и пути ее развития через элементарное музицирование»
Разработал:
музыкальный руководитель
Телегина Екатерина Петровна
г. Нягань
Семинар практикум для воспитателей
«Природная музыкальность и пути ее развития через элементарное музицирование».
Разработал: Телегина Екатерина Петровна, музыкальный руководитель.
Цель: Ознакомление участников семинара - практикума с применением системы элементарного музицирования по принципам Карла Орфа в рамках учебно-воспитательного процесса в ДОУ.
Задачи:
- представить участникам мастер-класса методы и приёмы элементарного музицирования;
- повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на системное использование в практике;
- создать условия для обретения большинством педагогов своего собственного профессионального стиля, который позволил бы воспитанникам реализовать позицию субъекта в разных видах деятельности.
«Музыка – это эмоциональное познание, а не интеллектуальное.
Она интуитивна и бессловесна, музыка чувствуется, а не понимается умом».
Т.Э. Тютюнникова.
Известно, что максимальное проявление индивидуальности происходит в процессе развития особого вида деятельности – творчества. В настоящее время девизом педагогической деятельности становится: «меньше обучать – больше взаимодействовать». Дошкольное детство – пора наиболее оптимального приобщения ребенка к миру прекрасного. Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, развиваются музыкальные способности.
В дошкольной педагогике накоплен немалый положительный опыт использования музыкальных инструментов в работе с детьми, с целью активизации музыкального развития и творчества детей. Лучшая, на мой взгляд, программа по элементарному музицированию является методика Т.Э. Тютюнниковой. Программа эта создана по системе Карла Орфа, который в свою очередь, обучая детей навыкам коллективного музицирования, развивал не только технику игры на инструментах, но и делал упор на развитие творческого начала. Сегодня просто необходимо наличие у педагога нового взгляда на ребенка , как на партнера в совместной деятельности.
І. Теоретическая часть
Что же такое элементарное музицирование?
Элементарное музицирование (ЭМ) – это практическая деятельность, «созерцательная». Детям необходимо творить и переживать, чтобы понимать. ЭМ предполагает комплексный, интегративный подход к построению различных занятий с детьми, и оно дает педагогам возможность экспериментировать, нетрадиционно организовывать взаимодействие с ребенком, создавая условия для развития творческих способностей.
Основными видами деятельности творческого музицирования являются: пение, речевое музицирование, игра на детских музыкальных инструментах, танец, импровизированное движение, озвучивание стихов и сказок, пантомима, спонтанная импровизированная театрализация.
На некоторых видах деятельности и методических приемах мы остановимся более подробно и попытаемся рассмотреть их изнутри через практический подход.
Игра на музыкальных инструментах (звучащие жесты)
«Первым инструментом» человека было, как известно, его собственное тело. Для современного ребенка оно им является и сейчас.
Звучащие жесты – это игра звуками человеческого тела. Инструменты, которые всегда «с собой», позволяют организовать и украсить музицирование в отсутствие любых других инструментов.
Звучащие жесты – это хлопки, шлепки, притопы, щелчки и т.д. Музицированию с аккомпанементом звучащих жестов я изначально уделяю в работе особо важное место. Игра звуками собственного тела есть первая бессознательная импровизация ребенка, поэтому ЗЖ это надежный путь к тому, чтобы дети начали элементарно импровизировать. Но самое основное, это то, что ЗЖ являются самым эффективным средством в развитии чувства ритма детей, так как оно развивается только через движение и мышечные ощущения человека.
Элементарное музицирование дает возможность объединить детей общим делом или совместным обсуждением индивидуальной работы и превращением ее в коллективную.
Благодаря введению в образовательный процесс методических приемов по элементарному музицированию и развитию творческого мышления наблюдается положительная динамика развития музыкальных способностей детей.
ІІ. Практическая часть
Игры с именами
Спеть свое имя, используя звучащие жесты.
Спеть свое имя, используя шумовой музыкальный инструмент.
Фруктовая полька.
Придумать и озвучить ЗЖ - 4 фрукта (киви, виноград, апельсин, лимон или яблоко, груша, яблоко груша)
Исполнить под музыкальное сопровождение
Исполнить по группам. Каждая группа играет свою партию.
Игра на динамику «Ветер – ветерок – ветрище»
Утром проснулся ветерок и пошевелил травинку. (очень тихо)
Она задела соседние травинки – и вот уже по лесу полетел легкий
шорох. (тихо)
Ветерок поднялся выше – и вот уже задышали кусты. ( крещендо -диминуэндо)
Ветерку надоело сидеть внизу, и он быстро взлетел на самые верхушки деревьев, устроив там настоящую бурю. (крещендо, громко)
Неожиданно ветерок устремился вниз и затих, спрятавшись на земле под листочком. ( тишина, пауза)
Озвучиваем «Муха – Цокотуха»
Разучивание стихотворения со звучащими жестами.
Муха, муха – Цокотуха (шлеп,шлеп,хлоп,хлоп)
Позолоченное брюхо
Муха по полю пошла (топ,топ,шлеп,шлеп,шлип,шлип,хлоп)
Муха денежку нашла
Пошла муха на базар (щелк,щелк,хлоп,хлоп,щелк,щелк,шлеп)
И купила самовар.
Игра каноном (3 группы)
Игры с музыкальными инструментами
«Угадай, что звучит» (группой и парами)
« Оркестр и дирижер» (дирижер дирижирует группой музыкантов с одинаковыми инструментами или все стоят в кругу: на 1 часть все играют на 2 кладут инструменты бегут по кругу дирижер с ними. Кому не хватит инструмента становится дирижером)
« Играй и слушай» (дети играют, музыка останавливается инструменты замолкают, все слушают тишину)
Озвучиваем стихотворения.
Коллективное музицирование по группам: Стихи А. Барто
Озвучиваем стихотворение «Осень»
Тихо бродит по дорожке, Тихо бьют ладошками по барабану.
Осень в золотой одежке.
Где листочком зашуршит, Маракасы.
Где дождинкой зазвенит. Колокольчики.
Раздается громкий стук: Деревянные ложки
Это дятел – тук да тук!
Дятел делает дупло,
Белке будет там тепло.
Ветерок вдруг налетел, Румбы.
По деревьям зашумел,
Громче завывает, Тремоло бубнов.
Тучки собирает.
Дождик - динь, дождик-дон! Треугольники
Капель бойкий перезвон.
Все звенит, стучит, поет - Все инструменты
Осень яркая идет!
ІІІ. Заключение
Музыкальный инструмент для ребенка - символ музыки. Тот, кто играет на нем почти волшебник. Для успешного приобщения к музыкальной деятельности в руках у ребенка должен быть инструмент. Так давайте сделаем детей немножко музыкантами и дадим им в руки инструменты, пусть даже самые простые.
Телегина Екатерина Петровна, музыкальный руководитель
МАДОУ г. Нягани «Детский сад №5 «Дубравушка»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста через элементарное музицирование в условиях ознакомления с русским народным фольклором
Стендовый доклад...
Природная музыкальность и пути её развития в концепции Карла Орфа.
В статье кратко раскрывается суть креативной музыкальной педагогики Карла Орфа. Говорится о творческом музицировании, как основе элементарного музицирования дошкольника....
Семинар - практикум «УЧАСТИЕ ВОСПИТАТЕЛЯ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ И ПРАЗДНИКАХ В ДОУ»
Воспитатель осуществляет в основном всю педагогическую работу в детском саду – следовательно, он не может оставаться в стороне и от музыкально – педагогического процесса.Насколько активно воспитатели ...
Семинар - практикум для воспитателей "Организация музыкально – развивающей среды как составляющей предметно – развивающей среды"
Материал предназначен для воспитателей детских дошкольных образовательных учреждений....
Семинар-практикум для воспитателей "Формирование у дошкольников первоначальных навыков ЗОЖ через использование дидактических игр"
Систематизировать знания педагогов по формированию привычки к ЗОЖ у детей дошкольного возраста...
Семинар - практикум для воспитателей. Тема «Игры и упражнения на развитие познавательной активности и наглядно-образного мышления детей через конструктивно-модельную деятельность».
Стремительно происходящие изменения в жизни нашего общества диктуют нам условия для воспитания творческих людей. Нередко приходится наблюдать, как взрослые требуют от детей оригинального, творческого ...
Семинар - практикум «УЧАСТИЕ ВОСПИТАТЕЛЯ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ И ПРАЗДНИКАХ В ДОУ»
Семинар - практикум «УЧАСТИЕ ВОСПИТАТЕЛЯ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ И ПРАЗДНИКАХ В ДОУ»...