Природная музыкальность и пути её развития в концепции Карла Орфа.
статья по музыке на тему

Конгова Татьяна Евгеньевна

В статье кратко раскрывается суть креативной музыкальной педагогики Карла Орфа. Говорится о творческом музицировании, как основе элементарного музицирования дошкольника.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Природная музыкальность и пути ее развития в концепции Карла Орфа. Элементарное музицирование

Музыкальные занятия с детьми дошкольного возраста можно назвать настройкой и вступлением в мир музыки. Именно на основе музыки, в общении с ней развитие ребёнка идёт по качественному пути. Новое постигается ребёнком деятельно и всегда в поле обозрения того, что им уже усвоено и принято на основе зрительного, тактильного, коммуникативного, ассоциативно-образного и игрового опыта. Огромно значение музыки, как одного из универсальных терапевтических средств, воздействующих на психику, эмоции, настроение человека. Она не призывает, а вовлекает и увлекает, успокаивает, веселит, бодрит, предлагает размышлять. 
Орфовская педагогика представляет собой особый тип музыкальной педагогики, которую обычно называют креативной. Она создаёт условия для детей творить свою музыку. Обучение посредством творчества способствует проявлению универсальной креативности, которая есть в каждом ребёнке и развитие которой становится всё более очевидной задачей образования. 
Творческое музицирование – это возможность приобретения многообразного опыта в связи с музыкой – опыта движения и речи, праоснов музыки; опыта слушателя, композитора, исполнителя и актёра; опыта общения, творчества и фантазирования, самовыражения и спонтанности, опыта переживания музыки как радости и удовольствия. 
Ценность тематических занятий в концепции Карла Орфа заключается в том, что они 
• являются одной из эффективных форм психологического переключения во время занятий; 
• дают возможность детям “играть” своим телом как первым инструментом, передающим творческую активность; 
• развивают двигательные способности, память, чувство ритма, речевое интонирование, 
• учат ребёнка ощущать своё тело и управлять им; 
• бережно относиться к партнёру во время занятий; 
• угадывать намерения друг друга, сотрудничать. 


НА БАБУШКИНОМ ДВОРЕ 
Тематическое музыкальное занятие по принципам Карла Орфа для детей младшего дошкольного возраста
 
Предложенный практический материал является свободным планом к занятию. 
Цели занятия: 
• развивать слуховые и телесные ощущения равномерной метрической пульсации через игру: 
• развивать интонационный слух в звукоподражательных музыкальных играх со словом и инструментами;
• формировать эмоционально-радостные ощущения от активного участия в музицировании. 
Пособия и материалы: 
• декорации деревенского пейзажа и двора; 
• музыкальные инструменты; 
• шапочки домашних животных и птиц; 
• фонограммы. 
Ход занятия: Занятие можно начать с чтения письма от бабушки: 
Занятие

 

http://s56.ucoz.net/img/fr/bt/38/p_profile.gif http://s56.ucoz.net/img/fr/bt/38/p_pm.gif

http://s56.ucoz.net/img/fr/bt/38/p_quote.gif http://s56.ucoz.net/img/fr/bt/38/p_report.gif

Людмила_Михайловна

http://s56.ucoz.net/img/icon/thumbu.png http://s56.ucoz.net/img/icon/thumbd.png

Дата: Суббота, 03.03.2012, 13:31 | Сообщение # 4

http://www.musical-sad.ru/avatar/25/852168.png

лидер

http://s56.ucoz.net/img/fr/admin.gif

Группа: Администраторы

Сообщений: 2086

Награды: 736  +

Репутация: 89  ±

Статус: Offline

Открытое занятие по развитию чувства ритма «Гостинцы для зайки» 
Автор: Елена Крупина. 
2 младшая группа 
Цель - создать условия для развития чувства ритма 

Задачи: 
• Показать детям начальный способ графической записи длительностей 
• Дать детям начальные представления о паузе. 
• Формировать телесные ощущения выразительных средств музыки через движение и игру 
• Развивать мышечные ощущения равномерной метрической пульсации, повторяющихся простейших ритмических формул. 
• Закреплять основы интонационного слуха в звукоподражательных музыкальных играх и коротких попевках 
• Формировать эмоционально-радостные ощущений от активного участия в музицировании. 

Дети входят в зал, воспитатель предлагает поздороваться с гостями. Дети встают в круг . 
(показываю корзинку) Дети, посмотрите, что это у меня в руках - корзинка. А в ней - гостинцы для зайки. Огород весь снегом засыпало и негде больше зайке полакомиться овощами. А давайте мы вместе отправимся к зайке и порадуем его гостинцами! Согласны? А поедем мы на лошадке. 
А как лошадка кричит? А как она копытцами цокает? Покажите ножками, как лошадка шагает А как она тележку тащит? 
Речевое упражнение «Лошадка» 

Цок-цок-цок, лошадка скачет, 
Цок-цок- копытцем бьет. 
Цок-цок-цок, тележку тащит, 
На тележке нас везет. 
- Топают поочередно правой и левой ногой 
- Сгибают и разгибают руки в локтях 
Чем мы накормим лошадку? (Ответ: «свежею травою»), а чем напоим? (Ответ: «чистою водою»), как будем запрягать, что «достанем»? (Ответ: «вожжи с бубенцами») Вспомнили песню про лошадку? Тогда 
Дружно песню начинайте, 
Да лошадку запрягайте. 
Песня «Игра с лошадкой» (воспитатель берет ложки - «А я поиграю на ложках») 
Накормлю лошадку свежею травою 
Напою лошадку чистою водою. 
А теперь достану вожжи с бубенцами, 
Запрягу лошадку и поеду к маме. 
Ты иди лошадка, выше, выше ножки, 
Мы с тобой поедем 
Прямо по дорожке. 
На окончание скачут на лошадке по кругу, воспитатель играет на ложках. 
В гости к зайке торопились. 
На полянке очутились. 
Где же зайка? Не видать. 
Детки стали замерзать. 
Ну-ка, ручки покажите 
Да дружнее попляшите! 
«Зимняя пляска» 
1. Мы погреемся немножко 
Мы похлопаем в ладошки, 
Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп 
Хоп-хлоп-хлоп-хлоп 
2. Рукавицы мы надели 
Не боимся мы метели 
Да-да-да-да-да 
Да-да-да-да-да 
3. Ножки тоже мы погреем, 
Мы попрыгаем дружнее 
Прыг-прыг-прыг-прыг 
Прыг-прыг-прыг-прыг 
4. Мы с морозом подружились, 
Как снежинки покружились 
Ля-ля-ля-ля-ля 
Ля-ля-ля-ля-ля 

Ну, Тепло ли вам, деточки 
Тепло ли вам, милые? 
О! Прислушайтесь. Мне кажется, сюда кто-то идет. Давайте послушаем музыку и покажем, кто же это. («Мишка» (тяжелая, низкая), а сейчас кто? «Зайчик», какая музыка? (быстрая, веселая), давайте расскажем про зайку с мишкой: 


Скачет зайка скок-поскок, 
Скок-поскок, скок-поскок. 
По тропинке скок-поскок, 
Скок-поскок, скок-поскок. 
Ну, мишка идет 
Топ-топ-топ-топ. 

Хлопки в ладоши 

Шлепки по коленкам 

Вы наверное устали с дороги. Давайте присядем, отдохнем. 
Дидактическая игра «Следы» 
Посмотрите внимательно, здесь чьи-то следы. Как вы думаете, наверху, чьи следы?? (зайки) как догадались? - Они маленькие. Как зайка прыгал? - быстро хлопают в ладошки 
А внизу, кто шел (Мишка) - как он шел? (топ-топ…) - по коленкам. 
Убираю один кружок. 
А теперь как шел мишка? топ-топ-топ… а здесь что мишка сделал? (остановился). Как вы думаете, зачем? наверное, он залез на дерево, чтоб шишку сорвать. А потом что? Снова пошел: топ-топ-топ. Молодцы, какие внимательные! 
Появляется зайчик 
(воспитатель выносит из-за ширмы и усаживает. 
Здравствуйте, а это я 
Ждали вы меня, друзья? 
А вот и зайка. Здравствуй зайка. Мы давно тебя ждем. Зайка, а мы знаем, что осенью ты часто забегал к нам в сад. Давайте вспомним, что зайка делал в саду. Я буду вам петь песенку и задавать вопросы. А вы мне будете дружно отвечать, и стучать вот этими разноцветными конусами. (Раздача конусов, на что похожи - на морковку - красный, на елочку - зеленый. 

Песенка-игра «Наш Зайчик» 


Это наш зайчик? 
Да-да-да! 
   
Прыгает, как мячик? 
Да-да-да! 
   
Забегал к нам в сад? 
Да-да-да! 
   
С грядки ел салат? 
Да-да-да. 
   

И горошек ел? 
Да-да-да! 
   
Репку сгрызть успел? 
Да-да-да! 
   
И еще капусту? 
Да-да-да! 
   
В огороде пусто? 
Да-да-да. 
   
Зайка, у нас для тебя подарок - целая корзинка овощей. 
Зайка. - правда? Интересно, какие там овощи 
А нука смотрите и называйте дружно! 
«Овощи» дидактическая игра. 
(Мор-ков-ка, ка-пу-ста, реп-ка) проговаривают и стучат.(собрать конусы) Ну, зайка, понравилось тебе наше угощение. - конечно понравилось. Спасибо вам. 
Ребята, мне кажется, что по лесу кто-то еще идет, и не просто идет, а танцует! Давайте послушаем музыку 
Слушание «Вальс лисы». 
Вы узнали, чья это музыка. Лисички. Лисичка нахваливает свою рыжую пушистую шубку, она кружится и поет 
«Ах, какой пушистый мех 
Я, лисичка, лучше всех!» 
А называется этот танец - вальс. Покажем, как лисичка танцует вальс. 
Предложить еще раз послушать: мальчикам нежно позвенеть колокольчиками, а девочкам потанцевать с помпончиками - плавно, мягко. Давайте попробуем - ручками танцуем мягко, плавно. А колокольчики звенят как - нежно Закрепить с детьми название танца – вальс 
А где же Зайка. Он спрятался. Не знаете, почему? (он трусишка, наверное лисичку испугался), зовем Зайку разными голосами. Индивидуальная работа. Не прячься от нас, зайка. Давайте его позовем песенкой. А как мы ее будем петь? (ласково). Будем хорошо открывать рот и красиво тянуть звуки (я показываю) 
Песня «Заинька-Зайка» (поют стоя), 
За ширмой что-то звенит. Появляется Зайка. 
Смотрите кто это? Зайка. Зайка, что там у тебя звенит? (Зайка достает мешок.) что это? (мешок) А что же в мешке? - погремушки. 
Зайка. Погремушечки берите 
Ими весело звените! 
А хотите я вам расскажу сказку про погремушки. А вы мне поможете ее рассказывать? Тогда бегите скорей в кружок! 

Сказка про бубен и погремушки. 
Жили-были погремушки-веселые игрушки. Однажды они захотели поиграть с бубном, но он очень крепко спал. Погремушки решили его разбудить и стали весело звенеть (бегут вокруг бубна) Вот бубен проснулся и стал плясать, а погремушки притихли и стали его слушать. (дети присаживаются, в-ль играет на бубне). погремушки стали спорить с бубном, кто лучше звенит. Погремушки говорили - мы лучше всех звеним. Наш танец самый веселый. (Звенят) а бубен не уступает: Нет это мой танец самый веселый. Вот послушайте (пляшет). Вот так вот они поссорились(2 часть) Что же было дальше? А потом они помирились и стали плясать по очереди (3 часть) вот и сказочке конец. А кто слушал - молодец. понравилась сказка?. И зайке тоже понравилась. Нам пора. Прощаемся с зайкой разными голосами и садимся на лошадки и уезжаем в группу.

 

http://s56.ucoz.net/img/fr/bt/38/p_profile.gif http://s56.ucoz.net/img/fr/bt/38/p_pm.gif

http://s56.ucoz.net/img/fr/bt/38/p_quote.gif http://s56.ucoz.net/img/fr/bt/38/p_report.gif

Людмила_Михайловна

http://s56.ucoz.net/img/icon/thumbu.png http://s56.ucoz.net/img/icon/thumbd.png

Дата: Суббота, 03.03.2012, 13:34 | Сообщение # 5

http://www.musical-sad.ru/avatar/25/852168.png

лидер

http://s56.ucoz.net/img/fr/admin.gif

Группа: Администраторы

Сообщений: 2086

Награды: 736  +

Репутация: 89  ±

Статус: Offline

Тематическое занятие «ВЕСНА» для младшей группы. 

Муз. руководитель: 
Здравствуйте, девочки! 
Здравствуйтете, мальчики! 
Добрый день, ребята! 
Здравствуйте, гости! (поют все дети) 
А теперь, дети, давайте поздороваемся с нашими ручками, ножками, плечиками. 

РАЗМИНКА 

Муз. рук: 

Бегут ручейки, звенят ручейки, 
И ожил задумчивый лес. 
Природа цветет, и птицы поют. 
И солнышко светит с небес. 
Ребята, как вы думаете, о каком времени года я прочитала стихотворение? 

Дети отвечают. 

Молодцы, ребята, вы правильно отгадали. 
Весной оживает и просыпается вся природа. 

И я приглашаю вас на про¬гулку в весенний лес. 

Там волшебные дорожки: 
Манят нас они, зовут. 
По одной там скачут ножки, 
По другой - они бегут. 

«ЧТО УМЕЮТ НАШИ НОЖКИ?» 

А - шагать, 
Б - бегать, 
В - прыгать, 
Г - танцевать, 
Д- спокойная ласковая музыка. 

Что умеют наши ножки? 
Шагать по дорожке! (шагают под музыку А) 

Что умеют наши ножки? 
Бегать быстро по дорожке! (легонько на носочках бегают под музыку Б) 

Что ещё умеют ножки? 
Прыгать ловко по дорожке! 
(прыгают на носочках, "как зайчики" под музыку В) 

Что ещё умеют ножки? 
Танцевать на дорожке! (весело танцуют под музыку Г) 

Что ещё умеют ножки? 
Отдохнём мы на дорожке! (поглаживают ноги) 

Дети движутся за воспитателем по залу. 
Останавливаются, сделав круг. 

Муз. руководитель: 
Мы пришли на полянку. 
Птицы поют веселые песни. Прислушайтесь. 
Фонограмма леса, пение птиц. 

Муз. руководитель: 
Вот и солнышко выглянуло! 
Посмот¬рите, какие у него тёплые лучи, давайте улыбнём¬ся ему, 
погреем ручки. 

Муз. руководитель: 
Разбудило солнышко 
Белочек и зайчиков 
Разбудило солнышко 
Девочек и мальчиков 
Мы сейчас пойдем гулять 
Будем весело плясать. 

А помогать нам будут музыкальные инструменты. 
Вспомните, как они это делают. 

Молоточки – тук-тук-тук, 
Барабаны – бум-бум-бум, 
Дудочки – ду-ду-ду. 

Дети показывают как играют на инструментах, 
озвучивают свои движения. 

«ВЕСЕЛАЯ ПЛЯСКА» 

Похлопаем в ладошки, Дети хлопают в ладоши перед грудью. 
Похлопаем в ладошки, 
Похлопаем в ладошки — 
Очень хорошо! 

И пальчики попляшут, Дети сгибают руки в локтях, поднимают 
И пальчики попляшут, кисти вверх и быстро шевелят пальчиками. 
И пальчики попляшут 
У маленьких ребят. 

Тук-тук, молотком, Стучат кулачками друг о друга 
Мы построим птичкам дом. 
Тук-тук, молотком — 
Поселяйтесь, птички, в нем. 

Бум-бум, барабан, Поочередно стучат по коленям 
Что за шум и тарарам? указательными пальцами. 
Бум-бум, барабан — 
Просыпайтесь по утрам. 

Ду-ду-ду, ду-ду-ду, Перебирают пальчиками обеих рук перед 
Вот какая дудка! губами, имитируя игру на дудке. 
Ду-ду-ду, ду-ду-ду, 
Вот дудка-самогудка! 

Муз. руководитель: Ребята, а ведь не только мы вышли погулять. 
Закройте глаза и послушайте, кто же идет нам на встречу? 
(проигрывается на металлофоне музыка капелек). 
К нам на длинной мокрой ножке 
Дождик скачет по дорожке. 

Муз. руководитель: 
Сначала дождик капает - 
медленно – кап, кап, кап, кап, кап… (выкладывает на фланелеграфе сначала большие капли говоря, что капли большие, дети повторяют – большие) 

– А теперь он закапал быстро – кап-кап-кап-кап… 
( выкладывает маленькие капли, говоря, что капли маленькие. 
Дети повторяют – маленькие) 

– А вы хотите поймать капельки? 
Кап-кап, тук-тук, 
Дождик по дорожке. 
Ловят дети капли эти, 
Выставив ладошки. (Г. Бойко) 

Дети ударяют указательным пальчиком одной руки по ладони другой сначала в медленном темпе, затем в быстром, приговаривая при этом : 
«Кап, кап…» 

Муз. руководитель: 
Берите колокольчики, будем играть музыку дождя. 

«Слушайте, какой у меня дождик, и изобразите такой же». 

Педагог произвольно чередует быстрое и медленное звучание. 
«Дождик капает быстро»– играют, подняв колокольчик над головой, 
«Дождик идет медленно» – ударяют колокольчиком по ладошке 

Звучит пьеса Любарского «Дождик». 
( дети изображают дождь игрой на колокольчиках). 

Муз. руководитель: Что-то дождик долго льет. 
Даже лужи образовались. 
А мы все равно будем гулять! 
Разложить на ковре «лужи» 

Муз. руководитель: 

Дождик, не капай на ребят, 
Погулять они хотят. 
Будут все они гулять, 
Песню звонко запевать. 

ДОЖДИК (с лужами) 

В конце дети прячутся под зонтик. 
Убирают лужи. 

Муз. руководитель: Дождик закончился, но зато в лесу появились ручейки. 

Звучит музыка леса + ручейки. 
Разложить на полу «ручейки». 

Солнышко растопило снег. 
Он тает, и образу¬ются ручейки. 
Ручейки бегут и поют, и у каждого свой голос. 
Присаживайтесь, поиграем с ручейками. 

РУЧЕЕК 

Дети вместе с воспитателем садятся вдоль ручья и 
выполняют легкие движения: 

1. Шлепают обеими ладошками по водичке. 
Переливают водичку с ладошки на ладошку. 

2. Двумя руками водят по воде вправо-влево. 
Брызгают в соседа водичкой. 

3. Шлепают обеими ладошками по водичке. 
Стряхивают водичку с рук. 

Муз. руководитель: 

Весной звонко поют птички. Какие? 

Для того чтобы они поскорее вернулись домой, 
дятел хочет послать им телеграмму. 
Давайте возьмём кубики и поможем ему. 

Проводится речевая ритмическая игра 

«ВЕСЕННЯЯ ТЕЛЕГРАММА». 

Дети (стучат кубиками в ритм стихам). 

Дятел сел на толстый сук, Тук - тук. 

Всем друзьям своим на юг, Тук - тук, 

Телеграммы срочно шлёт, Ту - ки - тук, 

Что весна уже идёт, Ту - ки - тук, 

Что растаял снег вокруг, Тук-тук, 

Что подснежники вокруг, Тук-тук, 

Дятел зиму зимовал, Ту - ки - тук, 

В жарких странах не бывал, Ту - ки - тук, 

И понятно, почему 
Скучно дятлу одному! (В. Суслов) Тук – тук. 

Муз. руководитель: 
Телеграмма быстро дошла до птиц, и они вернулись домой. 
Первыми отозвались птички – повторяйки. 
Вы знаете кто это? 

Дети: ПОПУГАЙЧИКИ. 

Муз. руководитель: А вы хотите быть попугайчиками? 
Давайте наденем шапочки и поиграем. 

НУ-КА ПОВТОРЯЙ-КА 

Муз. руководитель: Что еще происходит весной в лесу? 
В лесу появились первые цветы, посмотрите, 
какие они красивые. Какого они цвета? 
Воспитатель на подносе выносит цветы. Дети берут их. 

Муз. руководитель: Давайте разложим цветы по кругу. 

Дети раскладывают цветы на полу по кругу. 

Муз. руководитель: А кто еще просыпается весной? 
Проснулись жучки, мотыльки, бабочки. 
Берите бабочек и выбирайте цветочек. 
Дети надевают на палец правой руки бабочек. 
Становятся по кругу возле цветка. 

Муз. руководитель: 
Раз-два-три-четыре-пять 
Бабочку пора поймать. 
Мы над лугом полетаем 
И с цветами поиграем. 

БАБОЧКИ НА ЛУГУ 

Муз. руководитель: А кого же еще мы можем встретить в лесу? 

Дети: зверей. 

Муз. руководитель: Интересно, а что они любят делать? 

КТО ЧТО ЛЮБИТ 
Лягушата 
Медвежата 
Комары 
(цыплята, дети) 

Муз. руководитель: Интересно, а что умеют делать ваши игрушки-зверушки? 

Дети: Плясать. 

Муз. руководитель: Так берите их и потанцуйте. 

ТАНЕЦ С ИГРУШКАМИ 

Муз. руководитель: Весело мы погуляли? 
Дети: Да. 
Муз. руководитель: А что мы делали? 
Ответы детей. 
Муз. руководитель: Поиграли, поплясали, 
И нисколько не устали 
А теперь, детвора, 
В группу вам идти пора. 
До свидания! 

Воспитатель вместе с детьми выходят из зала.

 

http://s56.ucoz.net/img/fr/bt/38/p_profile.gif http://s56.ucoz.net/img/fr/bt/38/p_pm.gif

http://s56.ucoz.net/img/fr/bt/38/p_quote.gif http://s56.ucoz.net/img/fr/bt/38/p_report.gif

Людмила_Михайловна

http://s56.ucoz.net/img/icon/thumbu.png http://s56.ucoz.net/img/icon/thumbd.png

Дата: Суббота, 03.03.2012, 13:36 | Сообщение # 6

http://www.musical-sad.ru/avatar/25/852168.png

лидер

http://s56.ucoz.net/img/fr/admin.gif

Группа: Администраторы

Сообщений: 2086

Награды: 736  +

Репутация: 89  ±

Статус: Offline

«Первые шаги в мир театральных образов». 
2-я младшая группа. 
Составила: Екатерина Алексеева. 

Задачи: 

1) Обучающие: 
-учить детей навыкам драматизации; 

-знакомить детей со средствами музыкальной выразительности (тембр, ритм, регистр); 

-учить передавать в движениях образы сказочных героев (дед, баба, мышка) и их действия. 
2) Развивающие: 
-развивать эмоциональную отзывчивость. 
3) Воспитательные: 
-воспитывать трудолюбие. 

Ход занятия: 

Дети свободно входят в музыкальный зал с воспитателем, приветствуя гостей. 

Музыкальный руководитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам на занятие пришли гости и принесли подарок – книгу. 

Воспитатель: Спасибо большое давайте её посмотрим. Ой, дети, я не могу прочитать эту книжку - здесь нет букв, а какие-то знаки. Вы их знаете? (Ноты). Что же нам делать? Кто может их читать? (Екатерина Викторовна) Давайте её попросим. 

Дети просят музыкального руководителя прочитать им сказку. 

Музыкальный руководитель: Это не простая сказка, а музыкальная – усаживайтесь, посмотрите на картинку и узнайте, как называется эта сказка. А вы знаете её. Тогда помогайте мне. Как она начиналась?
Жили – были Дед и Баба. ( Выставляет фигурки из кукольного театра). 
Как вы думаете, дети, что они делают сейчас? (Ответы детей.) 

Звучит «Колыбельная» 

Музыкальный руководитель: А как вы догадались? (Мелодия тихая, медленная, плавная.) Но вот проснулось солнышко на небе, первый лучик разбудил деда и бабу. Они зевнули, (дети зевают), потянулись, (дети потягиваются), протёрли глаза, быстро оделись. И пошли работать. Старенькие они были, поэтому и работали, не торопясь. 

Звучит отрывок № 1из сказки «Курочка Ряба», музыка М. Магиденко. 

Музыкальный руководитель: А что же они могли делать? (Дрова рубить, пилить, воду носить, снег чистить, подметать, тесто месить, пирожки лепить, кашу варить.) 
А сейчас, мальчики-дедушки и девочки-бабушки, покажите, как они работали. 

Дети с воспитателем имитируют работу. Воспитатель подбадривает детей, помогает словесно. 

Музыкальный руководитель: А потом они звали Курочку Рябу. Давайте и мы позовём. Громче, чтобы услышала! А вот и курочка Ряба пожаловала. (Идёт воспитатель в шапочке). Важно идёт, крыльями похлопывает, зёрнышки клюёт. 

Звучит отрывок №2 из сказки «Курочка Ряба». Воспитатель благодарит детей под музыку, гладит по голове, кланяется. 

Воспитатель: Спасибо, Дед и Баба, очень вкусно вы меня покормили, очень добрые вы и внимательные, за это я вам снесу…(Яичко). 

Музыкальный руководитель: И снесла она яичко. Обрадовались Дед и Баба (дети изображают радость), но присмотрелись к нему, а оно не простое, а какое? (Золотое). Пожали они плечиками, покачали головой (Выполняют движения). Что делать с таким яичком? Но делать нечего, взяли они его, и пошли грустные домой. (Возвращаются грустные на стульчики). 

Музыкальный руководитель: Захотели они его разбить. Послушайте, как они стучали по нему (Р.)И мы попробуем. А потом стали стучать так (F),и мы так попробуем (F). Разбилось яичко? (Нет) Что же делать? 

Воспитатель: Екатерина Викторовна, а может нам этим попробовать? (Предлагает детям деревянные музыкальные инструменты). 

Музыкальный руководитель: Что это, дети? (Палочки, ложки). А давайте так попробуем. 

Музыкально-ритмическая игра «Эхо». 

2-3 ребёнка повторяют определённый ритмический рисунок на инструментах, под музыку отрывка №3. 

Музыкальный руководитель: Молодцы! (Воспитатель пищит, как мышка) Дети, кто это? (Мышь). Правда, слышите, как она бежала и хвостиком виляла? 

Звучит отрывок №4 из музыкальной сказки «Курочка Ряба» 

Музыкальный руководитель: Скажите, что же мышка делает? (Бежит, хвостиком виляет). А вы хотите мышками быть? Только будьте внимательны. Мышка, какая? (Быстрая, шустрая, лёгкая). 
Скорее поднимайтесь и в мышек превращайтесь! 

Выполняется упражнение «Мышки». Дети имитируют движения мышки. 

Воспитатель: Задела мышка яичко, оно покатилось… и – бах - разбилось! Расстроились Дед и Баба и заплакали громко-громко. Как они плакали? (Дети изображают под музыку отрывка №5). 

Музыкальный руководитель: Да вы как настоящие Дед и Баба плакали, а мою загадку отгадаете? Тогда идите ко мне. Каким голосом плакала Баба? А Дед? (Высокий, низкий). А кто сейчас плачет? (Слушают). А это чей голос? (Дед). А на какую ступеньку вы поставили бы нашего Деда? Почему? А Бабу? Молодцы. 

Воспитатель надевает шапочку курочки. 

Музыкальный руководитель: А кто это опять к нам пожаловал? 

Звучит отрывок №6 из музыкальной сказки «Курочка Ряба». Музыкальный руководитель исполняет песню.
Воспитатель: Пришла и запела. 
Не плачь, Дед, ко-ко-ко. 
Не плачь, Баба, ко-ко-ко. 
Я снесу яичко 
Не золотое, а простое. 
Ко-ко-ко, ко-ко-ко. 

Музыкальный руководитель: А теперь давайте мы споём для курочки песенку. 

Исполнение песни. 

Воспитатель: Успокоились Дед и Баба, а тут и музыка зазвучала. (Звучит фонограмма плясовой). Какая она была? (весёлая, быстрая). Что под неё можно делать? 

Дети: Плясать. 

Воспитатель: А вы умеете плясать? Я вам подарю яичко. Около него вы и будете плясать, но как музыка закончится, не забудьте взять его. А то я заберу его. 

Игра «Не опоздай». 

Воспитатель: Никак не успеть мне за вами, видно, придётся оставить яичко вам. 

Дети: Спасибо. 

Музыкальный руководитель: Понравился вам подарок? Что мы скажем нашим гостям на прощание? До свидания. 

Дети прощаются, уходят.

 

http://s56.ucoz.net/img/fr/bt/38/p_profile.gif http://s56.ucoz.net/img/fr/bt/38/p_pm.gif

http://s56.ucoz.net/img/fr/bt/38/p_quote.gif http://s56.ucoz.net/img/fr/bt/38/p_report.gif

Людмила_Михайловна

http://s56.ucoz.net/img/icon/thumbu.png http://s56.ucoz.net/img/icon/thumbd.png

Дата: Суббота, 03.03.2012, 13:37 | Сообщение # 7

http://www.musical-sad.ru/avatar/25/852168.png

лидер

http://s56.ucoz.net/img/fr/admin.gif

Группа: Администраторы

Сообщений: 2086

Награды: 736  +

Репутация: 89  ±

Статус: Offline

Тематическое занятие "Воробей". 
Подготовила музыкальный руководитель 
Мордина Любовь Михайловна.
 

Цель занятия. Развивать у детей эмоциональную отзывчивость на образ воробья в музыке. 
Закреплять умения детей передавать образ воробья в пении, движении и игре. 
План занятия и задачи различных видов деятельности. 
1. Приветствие. Создать радостную, непринужденную атмосферу. 
2. Музыкально – ритмические движения. «Воробушки». Венгерская народная мелодия. Передавать в движении образ воробья. Продолжать учить детей легко бегать в разных направлениях, упражнять в легких прыжках, останавливаться с окончанием музыки. 
3 Слушание музыки. «Воробей» А. Руббах. Учить детей чувствовать характер музыки, развивать воображение в связи с образом воробья. Активизировать словарный запас. 
3 Распевание. «Птички» Е. Тиличеева. Развивать внимание , звуковысотный слух. 
4 Пение. «Птичка» муз. М. Раухвергера сл. А Барто. Учить детей петь оживленно, выразительно, правильно артикулируя гласные. 
5 Пляска. «Хозяюшки и воробьи». «Полька» З. Бетмана. Приучать детей самостоятельно менять движения в соответствии с частями музыки. Передавать в движении образ воробья. 
6 Игра «Воробушки и кошка» сл. А.Ануфриевой муз. Немецкая плясовая мелодия. Самостоятельно импровизировать движения соответственно тексту песни. 
Ход занятия. 
Музыкальный руководитель приветствует детей , загадывает загадку. 
Я весь день ловлю жучков, 
Уплетаю червячков, 
В теплый край я не летаю, 
Здесь, под крышей, обитаю. 
Чик – чирик! Не робей! 
Я бывалый… 
(воробей) 
О. Козак. 
Дети отгадывают загадку. 
Музыкальный руководитель. Правильно, ребята, а вы умеете летать и прыгать как воробушки? Покажите!
Звучит венгерская народная мелодия «Воробушки». Дети двигаются в разных направлениях легким бегом на первую часть мелодии, на вторую – легко подпрыгивают. 

Музыкальный руководитель: Воробей к нам прилетит, как только услышит свою любимую музыку. 
Дети, вы помните какая любимая музыка у воробья? 
Дети: Веселая, быстрая, отрывистая. 
Музыкальный руководитель: Правильно , ребята, воробушки очень быстрые, проворные, и поэтому музыка быстрая, веселая, легкая, звуки отрывистые. 
Звучит пьеса А. Руббаха «Воробей». Педагог показывает игрушку воробья. 
Музыкальный руководитель. Что ты воробушек такой грустный, не прыгаешь, не чирикаешь? 
Воробушек потерял свою маму. Давайте поможем ему и как воробушек, тоненьким голосом позовем ее.
Упражнение Е. Тиличеевой «Воробушки». Дети поют как птенчик высоким голосом , потом как мама - в среднем регистре. Педагог показывает еще одну птичку чуть крупнее. 
Музыкальный руководитель: Послушайте, воробушки как дети поют. 
Дети поют песенку «Птичка» муз. М. Раухвергера сл. А Барто. Начинают петь после вступления, заканчивают одновременно. 
Игровой момент: после восклицания «Ай!» птички «хотят улететь», педагог просит их остаться. 
Музыкальный руководитель: Давайте мы с вами превратимся в воробушков и полетаем. 
Музыкальный руководитель. Дети, а чем питаются наши воробушки? 
Дети. Мошками, зернышками. 
Музыкальный руководитель. Сейчас девочки - маленькие хозяюшки, покормят зернышками своих воробушков. 
Дети исполняют пляску «Хозяюшки и воробушки». «Полька» З. Бетмана. На первую часть дети двигаются легким бегом по кругу парами, на вторую девочки «рассыпают зернышки» из ладошки, а мальчики – воробьи «клюют». 
Музыкальный руководитель. Что же наши воробушки не клюют? (обращается к игрушкам). 
-Воробей, что ты ждешь, 
Крошек хлебных не клюешь? 
-Я давно заметил крошки, 
Да боюсь сердитой кошки. 
А. Тараскин. 
Музыкальный руководитель. Вот и хитрая кошка спряталась, спит. Сейчас мы с ней поиграем. 
Игра «Воробушки и кошка» сл. А.Ануфриевой, муз. Немецкая плясовая мелодия. Дети выполняют движения по тексту игры: сидят в домиках, летают, клюют зернышки, грозят кошке и улетают. 
Музыкальный руководитель хвалит детей за выразительные движения, передающие образ птичек, ловкость и быстроту. Прощается. 

Используемая литература. 
1. И. Каплунова, И. Новоскольцева «Праздник каждый день» Младшая группа. Изд. «Композитор. Санкт – Петербург»2007. 
2. Т. Сауко, А. Буренина «Топ-хлоп, малыши». Изд. Санкт-Петербург.2001.3 
3. Е. П. Раевская, С. Д. Руднева «Музыкально-двигательные упражнения в детском саду». Москва «Просвещение» 1991.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музицирование. Концепция Карла Орфа

Природная музыкальность и пути ее развития в концепции Карла Орфа.    ...

Методическая разработка для музыкальных руководителей ДОУ «Использование элементов системы обучения Карла Орфа в работе музыкального руководителя»

Современная российская школа ищет новые личностно-ориентированные подходы к образованию, стремясь совместить их с образовательными стандартами, существующими предметными программами. Этот процесс, к с...

«Развитие природной музыкальности по принципам педагогической концепции Карла Орфа»

Орфовская педагогика представляет собой особый тип музыкальной педагогики, которую обычно называют креативной. Она создаёт условия для детей творить свою музыку. Обучение посредством творчества способ...