"Абашевская игрушка"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

конспект од по народной игрушке

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_hod_zanyatiya.docx877.83 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ Д/С. «ЗОЛОТАЯ РЫБКА»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

«НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА»

АБАШЕВСКАЯ ИГРУШКА

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА

Свистулька

ВОСПИТАТЕЛЬ: КИРЮШЕНКОВА Е.В.

Цель: формировать у детей умение изготавливать абашевскую игрушку.

Задачи: знакомить детей с историей традиционного художественного промысла села Абашево Пензинской области и этапами изготовления изделий,

развивать творческие способности, эстетическую культуру детей, развивать мелкую мускулатуру рук,

учить передавать в лепке характерные особенности абашевских животных, их позы,

воспитывать аккуратность, умение доводить начатую работу до конца, воспитывать чувство любви к своей Родине.

Словарная работа: народные промыслы, гончар, абашевская игрушка, оберег.

Демонстрационный и раздаточный материал: дымковские игрушки, гжельская посуда, филимоновские игрушки, хохлома, наглядные пособия, стеки, пластилин, подставки на каждого ребёнка, бейджики.

Предварительная работа: заучивание и чтение стихов, загадок, рассказывание легенд, рассматривание иллюстраций игрушек абашевских мастеров. Индивидуальная подготовка экскурсоводов по ранее изученным промыслам. Изготовление бейджиков для экскурсоводов.

Методы и приёмы, используемые на ООД: наглядные, словесные, практические, индивидуальные.

Ход ООД

Воспитатель.

Сейчас мы с вами отправляемся на выставку «Народных промыслов», а встретят нас там экскурсоводы (дети).

2. Экскурсия по выставкам.

1 экскурсовод:

Чем знаменито Дымково

Игрушкою своей.

Все игрушки не простые,

А волшебно - расписные.

Это дымковские игрушки (няни, барышни, водоноски). У этих игрушек белый фон и расписаны они точками, горошинами, кольцами, прямыми и волнистыми линиями.

Воспитатель: давайте полюбуемся, какие они красивые.

2 экскурсовод:

Это гжельская посуда. Лепят её гжельские мастера.

Сине - белая посуда,

Расскажи-ка ты откуда?

Видно издали пришла

И цветами расцвела:

Голубыми, синими,

нежными, красивыми.

3экскурсовод:

Посуда не простая,

А точно – золотая!

С яркими узорчиками

Ягодками и листочками.

Называется она –

Золотая хохлома.

Символом росписи в стиле «хохлома» является огненная Жар – птица, сказочный персонаж. Это рисунок по золотому полю, выполняемый чёрной и красной красками. Повторяющиеся кудреватые завитки, переходящие в причудливые узоры, цветы, листву и всевозможные ягоды, садовые и лесные.

4экскурсовод.

Это филимоновские игрушки. Лепят их филимоновские мастера. У этих игрушек жёлтый фон. Расписаны они полосками красного, синего, зелёного цвета.

Филимоновская деревушка!

Синий лес, холмы, косогор.

Лепят там из глины игрушки

И расписывают до сих пор.

5экскурсовод.:

Со старинной сказкой схожи,

Появились предо мной:

Их рога на ель похожи,

Цвет их жёлтый, голубой,

Тёмно- красный и зелёный!..

Стройный козлик и олень

Забавлять меня готовы,

Быть со мною целый день.

Воспитатель: что это за игрушки? Кто их изготовил?

Хотите узнать? Присаживайтесь на свои места и я вам расскажу про эту игрушку.

Абашевская игрушка родом из приволжских селений, из с.Абашево Спасского (Беднодемьяновского) района Пензенской области. Посмотрите на карту Пензенской области.

Село Абашево большое

И хоть немного здесь садов,

Здесь много делают игрушек

Для разных наших городов.

Много разных мастеров

Гончарного изделия,

Трудолюбивый был народ,

Он не любил безделия.

Лепил, кто дудки, кто горшки,

Лепили все на все лады,

И были птички, и зверьки

Себе на счастье, без беды.

Село относилось к числу владельческих, то есть оно принадлежало помещику. Но поскольку Абашево находилось в той части Пензенской губернии, где земли не очень плодородные, то возникала определенная проблема — нужно было прокормить семью и при этом иметь возможность заплатить оброк помещику.

Именно в таких условиях, как правило, и возникали различные народные промыслы. Где был лес, это могла быть резьба по дереву. А в случае в Абашево людям пришла на помощь сама природа. Близ села обнаружили мощные, до сих пор отнюдь не исчерпанные, запасы глины, пригодной для лепки и обжига. Абашевские крестьяне начали делать на продажу посуду и глиняную игрушку-свистульку. Правда, некоторые ученые считают, что изначально была только посуда, а к концу 18 века начали лепить еще и свистульки.

Формы были примерно одинаковые, они диктовались крестьянским бытом. Посуду делали прочную и красивую, она пользовалась большим спросом. К тому же, абашевские мастера покрывали ее глазурью, благодаря которой сосуды лучше держали жидкость. Самой простой была посыпная глазурь с использованием свинца и кварцита: дегтем обмазывали предмет перед обжигом и посыпали свинцовой стружкой. Такую посуду вывозили на ярмарки далеко за пределы Пензенского края — в Москву, Нижний Новгород, Оренбург. Случалось, что купцы перекупали посуду и везли дальше, абашевские изделия попадали даже в Сибирь.

В селе появились семьи гончаров-игрушечников, или дудошников, как их называли в самом Абашево, от слова «дудки».

Что же такое – абашевская игрушка? Это свистулька в виде животных, птиц и людей. Фигурки имеют удлинённое туловище с короткими, широко расставленными ногами (лапами, копытами).

У абашевской игрушки — очень характерный облик, его ни с чем не спутаешь: вытянутое туловище, длинная шея, маленькая аккуратная голова с ушками или рожками, короткие ножки. Считается, что их делали такими маленькими, чтобы игрушка не пострадала при транспортировке. И обязательно у каждой фигурки должен присутствовать хвостик-свисток. Даже если мастер лепил фигуру барышни, он давал ей в руки птичку-свистульку.

В Абашеве игрушечным промыслом занимались мужчины. Было много известных мастеров: семейная династия Зоткиных и Краюшкиных, В.В.Челышев, И.И.Зюзенков идр.

Отличительной особенностью абашевской игрушки является роспись. Раньше абашевцы расписывали свои изделия лукавым отваром, отчего они становились золотисто-коричневыми. А теперь основа покрывается яркими масляными красками. Используют красный (символизирует жизнь), синий (символизирует небо), зелёный (плодородие), голубой и чёрный цвет, а затем дополнятся серебряной и золотой «оживкой», которая придаёт игрушкам индивидуальный характер. Золотят прежде всего рога, уши, круглые прилепы, на ножках делают золотые копытца.

Абашевская игрушка считается оберегом, снимает тревогу, оберегает семью от темных сил, от всего дурного.

Послушайте легенду:

«Давным-давно в Абашево было небольшое озеро, куда звери на водопой ходили. Вот однажды ночь была, лунная- лунная и видно было как днём. Решили звери водицы испить. Подходят они к озеру, а там посреди озера русалки плавают, резвятся. Звери залюбовались ими, рты от удивления открыли. И вот одна русалка заметила их, да как ударит хвостом по воде, так что брызги во все стороны полетели, и всё сразу исчезло и русалки и озеро. А у зверей абашевских с тех пор «рога, копыта золотыми стали» потому, что брызги на них попали.»

Та часть свистульки, которую берут в рот для того, чтобы посвистеть, не окрашена и имеет розоватый цвет обожжённой глины. Некоторые животные имеют сказочный облик (олени, петухи, утки), а некоторые - сатирический, смешной облик. Традиционный размер абашевской игрушки – в ладонь.

Вот таких красивых животных мы и будем сегодня лепить

4. Знакомство с этапами изготовления игрушки.

  1. Берём большую колбаску, раскатываем прямыми движениями.
  2. Стекой делаем надрезы с обеих сторон (так чтобы ноги животного по толщине были одинаковы).
  3. Пальчиками формируем ноги, т.е. сглаживаем острые края.
  4. Подставляем два больших пальца и сгибаем туловище дугой.
  5. Голову и шею делаем из маленькой колбаски (предварительно отрезав от неё кусочек для ушей, бороды, рогов и хвоста).
  6. Раскатываем две колбаски, отгибаем головку и соединяем шею с туловищем, хорошо примазываем место соединения. Какой приём использовали при соединении? (примазывание).

#1055;альчиковая гимнастика.

- И как настоящие абашевские мастера пройдём в мастерскую и перед началом работы разомнём пальчики.

1,2,3,4 в лесу дружно звери жили.

Козы, олени, бараны, лошадки

Ночью на водопой ходили

И водичку из озера пили.

Если слепим мы для них друзей

Жить им будет веселей.

- А теперь приступайте к работе.

6. Практическая работа.

(Все приступают к работе, воспитатель следит за работой, советует, показывает приемы лепки затрудняющим.

В процессе самостоятельной работы педагог предоставляет творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь, рассказывает о том, что мастера должны выполнять свою работу с хорошим настроением, вкладывать все свои умения и душу, чтобы получились веселые яркие игрушки. Включена негромкая народная музыка.)

Воспитатель: Какие у вас красивые получились животные, сказочные! Молодцы! Вы настоящие мастера!

Воспитатель: С какими удивительными игрушками сегодня познакомились? Как они называются?

Почему они так называются?

Что нового вы сегодня узнали?

В чем особенность этих игрушек?

Вы хорошо поработали, у вас получились прекрасные абашевские игрушки, посмотрите на них, придумайте им имена и отнесите животных к озеру.

Сегодня мы с вами побывали в удивительном путешествии, в котором повторили особенности каждого народного промысла. Вылепили абашевских животных. Спасибо большое.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей 1 младшей группы на тему "Любимые игрушки" в рамках тематической недели "Игры и игрушки"

Конспект итогового развлечения в первой младшей группе на тему: «Игрушки». Задачи: Образовательная область «Коммуникация»: - Способствовать расширению активного словаря детей по теме: «Игрушки». -...

Рассказ о дымковской игрушке «В мастерской дымковской игрушки»

Программное содержаниеВоспитывать у детей уважение и интерес к народным промысламЗакреплять представления о процессе создания игрушекУчить создавать образ, используя полученные навыки и приемы лепки.Ф...

Конспект совместной деятельности воспитателя и детей лепка из глины абашевских животных (конь, козёл, баран, олень)

Суть работы заключается в развитии творческих способностей детей через лепку из глины абашевских игрушек. Так же осуществляется деятельность по развитию мелкой моторики. Ход занятия состоит из несколь...

Досуг специалистов в старших группах «Раз игрушка, два игрушка» (Неделя игры и игрушки)

Ежегодно в ГБОУ Школа № 1460 (дошкольное отделение) в период осенних каникул проводится "Неделя игры и игрушки", в старших группах силами специалистов (учителя - дефектолога и логопеда) был проведен з...

Дидактическая игра "Абашевское лото"

Игра предназначена для детей старшего дошкольного возрата....

"Абашевская игрушка"

Работа по краеведению развивает у дошкольников речь, мышление, воображение, расширяет кругозор, способствует нравственному становлению личности, расширяет область социально-нравственных ориентаци...