Конспект совместной деятельности воспитателя и детей лепка из глины абашевских животных (конь, козёл, баран, олень)
план-конспект занятия по аппликации, лепке (подготовительная группа) по теме

Суть работы заключается в развитии творческих способностей детей через лепку из глины абашевских игрушек. Так же осуществляется деятельность по развитию мелкой моторики. Ход занятия состоит из нескольких этапов, включающие в себя: беседу с детьми о народных промыслах, демонстрацию работ из глины, изготовление работ и их роспись самими детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_abashevskie_zhivotnye.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект совместной деятельности воспитателя и детей

лепка из глины абашевских животных

(конь, козёл, баран, олень)

Программные задачи:

  1. Учить передавать в лепке характерные особенности абашевских животных, их позы. Продолжать учить детей в процессе лепки сравнивать свою работу с натурой - абашевской игрушкой.
  2. Использовать конструктивный способ - лепить туловище и ноги животного из одного куска; шею из другого, использовать стеку для нарезания.

Закрепить приёмы: раскатывания прямыми движениями, выравнивания, примазывания, прищипывания.

  1. Воспитывать аккуратность, умение доводить начатую работу до конца. Развивать мелкую мускулатуру мышц рук.
  2. Закрепить умение согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе и падеже; умение образовывать прилагательные от существительных.
  3. Развивать творческие способности детей.

Предварительная работа: знакомство с абашевским народным промыслом, искусствоведческий рассказ, чтение стихов, загадок, рассказывание легенд, рассматривание иллюстраций, игрушек абашевских мастеров. Упражнения на преодоления трудностей в развитии мелких мышц руки, обучение технике лепки и росписи. Подготовка экскурсоводов по ранее изученным промыслам.

Словарная работа: абашевские игрушки, сгибаем дугой, формируем «ноги» (сглаживаем острые края).

Материал: у воспитателя на столе абашевские игрушки: олень, козёл, баран, конь, две исходные глиняные формы в виде толстых цилиндров разной величины для показа способов лепки, карточки с силуэтным изображением абашевских животных, мнемо таблица, наглядные пособия, стеки, поворотные станки.

   У детей: две исходные формы в виде толстых цилиндров разной величины, стеки, досточки, салфетки, поворотные станки, краски, кисти разной величины.

Ход занятия:

        Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Как я рада вас видеть. Сегодня мы будем лепить и расписывать абашевских животных. Ребята, сейчас мы с вами отправимся на выставку «Народных промыслов», а встретят нас там экскурсоводы (дети).

1 экскурсовод: Чем знаменито Дымково

                      Игрушкою своей.

      Все игрушки не простые,

      А волшебно- расписные.

Это дымковские игрушки (няни, барышни, водоноски). У этих игрушек белый фон и расписаны они точками, горошинами, кольцами, прямыми и волнистыми линиями.

Воспитатель: Ребята, давайте полюбуемся какие они красивые.

Дети восхищаются произведениями дымковских мастеров, обмениваются впечатлениями и проходят к следующей выставке.

2 экскурсовод: Это гжельская посуда. Лепят её гжельские мастера.

      Сине - белая посуда,

      Расскажи-ка ты откуда?

      Видно издали пришла

      И цветами расцвела:

      Голубыми, синими,

      нежными, красивыми.

3экскурсовод: А это гжельская курочка. Лепят её и расписывают гжельские мастера синими цветами.

      Раз мазок, два мазок,

                            Завиток и точки

                          Расцветут на белом фоне

                          синие цветочки

4экскурсовод.: Это филимоновские игрушки. Лепят их филимоновские мастера. У этих игрушек жёлтый фон. Расписаны они полосками красного, синего, зелёного цвета.

      Филимоновская деревушка!

      Синий лес, холмы, косогор.

      Лепят там из глины игрушки

      И расписывают до сих пор.

Дети рассматривают работы и слушают рассказ экскурсоводов. Затем воспитатель приглашает детей к столу, на котором под салфеткой стоят абашевские животные: козёл, баран, олень, конь. Что это за игрушки? Кто их изготовил? Назовите их.

(Ответы детей)

        Воспитатель читает стихотворение В. Василенко «Мои игрушки».

       Со старинной сказкой схожи,

       Появились предо мной:

                 Их рога на ель похожи,

                 Цвет их жёлтый, голубой,

                 Тёмно- красный и зелёный!..

                 Стройный козлик и олень

                 Забавлять меня готовы,

                 Быть со мною целый день. (Садятся.)

Видите, как автор описывает красоту и великолепие абашевских животных. А теперь послушайте легенду:

«Давным-давно в Абашево было небольшое озеро, куда звери на водопой ходили. Вот однажды ночь была, лунная- лунная и видно было как днём. Решили звери водицы испить. Подходят они к озеру, а там посреди озера русалки плавают, резвятся. Звери залюбовались ими, рты от удивления открыли. И вот одна русалка заметила их, да как ударит хвостом по воде, так что брызги во все стороны полетели, и всё сразу исчезло и русалки и озеро. А у зверей абашевских с тех пор «рога, копыта золотыми стали» потому, что брызги на них попали.

        Вот сегодня таких красивых животных мы будем лепить и расписывать.

Посмотрите на силуэтное изображение и скажите, что общего у всех этих животных? Правильно это туловище и ноги. Чем они отличаются? (форма головы, рога). У оленя - ветвистые рога, борода, короткий хвост. У козлика загнутые назад рога. Борода, хвост. У коня - длинный хвост, грива, ушки. Да, вот этими признаками животные отличаются друг от друга.

        А теперь кто хочет по мнемо таблице рассказать последовательность лепки?

          (Ребёнок выходит к доске и рассказывает последовательность лепки)

Воспитатель: Правильно, берём большую колбаску, раскатываем прямыми движениями, затем стекой делаем надрезы с обеих сторон (так чтобы ноги животного по толщине были одинаковы). Пальчиками формируем ноги, т.е. сглаживаем острые края. Затем подставляем два больших пальца и сгибаем туловище дугой. Голову и шею делаем из маленькой колбаски (предварительно отрезав от неё кусочек для ушей, бороды, рогов и хвоста). Раскатываем две колбаски, отгибаем головку и соединяем шею с туловищем, хорошо примазываем место соединения. Какой приём использовали при соединении? (примазывание)

        Воспитатель: Давайте вспомним, как нужно расписывать животных? Какой кистью расписываем фон? (кисть с широким ворсом). Какую кисть используем для нанесения мелких деталей? (тонкую кисть) А почему надо отжимать кисть с краской о край баночки? (ответы детей)

        Разделимся на две группы: одни дети будут расписывать животных, они их слепили заранее, а другие лепить. И как настоящие абашевские мастера пройдём в мастерскую и перед началом работы разомнём пальчики.

        Физминутка: 1, 2, 3, 4 в лесу дружно звери жили

Козы, олени, бараны, лошадки

Ночью на водопой ходили

И водичку из озера пили.

Если слепим мы для них друзей

Жить им будет веселей.

Приступаем к работе. В процессе работы воспитатель напоминает о том, что детские животные, должны быть похожи на абашевских, поэтому во время работы их надо сравнивать. (Дети выполняют практическую работу)

Ребята, мы хорошо поработали, у вас получились прекрасные абашевские игрушки, посмотрите на них, придумайте им имена и отнесите животных к озеру.

А теперь поиграем в игру «Карусель»

Ели, ели, ели, ели

Завертелись карусели

Завертелись карусели

Покататься звери сели

Кто катается в розовой лодочке?(ответы детей)

В зелёной лодочке? И т.д.

Итог занятия. Ребята, мы с вами сегодня побывали в удивительном путешествии, в котором повторили характерные особенности каждого народного промысла. Вылепили и расписали абашевских животных. Ребята, как вы думаете, мы справились с той целью, которую поставили в начале занятия? Вам понравилось занятие? Что нового узнали? Каких животных мы лепили и расписывали? Кто делает такие красивые игрушки?

(Ответы детей). Рефлексия занятия.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности воспитателя и детей младшей группы.Тема: "В мире животных".

Конспект  совместной деятельности воспитателя и детей. Деятельность состоит из трёх частей. Все три части, физкультурная минутка объединены одним сюжетом, помощь Степашке в проведении новой телеп...

Конспект совместной деятельности воспитателя и детей с ОНР 2 «А» младшей комбинированной группы По теме: «Домашние животные»

уточнить и систематизировать знания детей: о названиях домашних животных и их детенышей....

Конспект совместной деятельности воспитателей и детей «Лепка из глины гжельской посуды»

Конспект совместной деятельности воспитателя и детей для расширения знаний детей о работе гжельских мастеров....

Конспект совместной деятельности воспитателей и детей: Лепка из глины «Старичок-лесовичок».

Материал посвящён знакомству с каргопольской игрушкой в сравнении с дымковской....

Конспект совместной деятельности воспитателя и детей по познавательному развитию «Животные в скульптуре»

Цель: Развивать у детей интерес и любовь к родному городу; Задачи:- Расширить и закрепить знание детей о родном городе, его достопримечательностях(скульптуре);- Расширение словарного запаса детей...