«Проектный метод в условиях современного образования»
статья
«Проектный метод в условиях современного образования»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedchteniya_2023.docx | 19.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогические чтения-2023 г.
«Проектный метод в условиях современного образования»
Современные реалии и требования, предъявляемые государством к качеству образовательно-воспитательной деятельности в дошкольном учреждении, подразумевают, что педагог должен владеть необходимыми образовательными технологиями.
Дошкольные работники осознают необходимость развития каждого ребёнка как самоценной личности. Технология проектирования – один из таких способов, позволяющих развивать творческие способности каждого ребёнка.
Технология происходит от греческих слов «мастерство, искусство» и «закон, наука» - это наука о мастерстве.
Технология – это совокупность приёмов, применяемых в каком либо деле, искусстве, мастерстве (толковый словарь).
Ядро любой технологии: цель – средства – правила их использования – результат.
Педагогическая технология – это система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенных на научной основе, запрограммированная во времени и пространстве и приводящая к намеченным результатам.
Итак, метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Метод проектов возник еще во 2 половине 19 века в США. Основоположник Джон Дьюи. Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность воспитанника, согласуясь с его личным интересом именно в этом знании. По Дьюи перед ребенком обязательно должна стоять проблема из реальной жизни, знакомая и значимая для этого ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания. Педагог может подсказать новые источники информации, а может просто направить мысль вопитанников в нужном направлении для самостоятельного поиска.
Особенности исследовательских, творческих и нормативных проектов в дошкольном учреждении:
Для того, чтобы педагоги ориентировались в сходствах, различиях, особенностях данных типов проектов, смогли более свободно «разворачивать» проектную деятельность с детьми как в процессе непосредственно образовательной деятельности, так и в ходе ежедневных режимных моментов, необходимо учитывать специфику детских проектов.
Алгоритмы действий взрослых и детей строятся с учетом возрастных особенностей, учитываются при выборе и построении модели будущего проекта.
Исследования Е. Евдокимовой позволили выделить три этапа в развитии проектной деятельности у детей дошкольного возраста : первый этап автор обозначает как подражательско-исполнительский, реализация которого возможна с детьми 3,5 – 5 лет. На этом этапе дети участвуют в проекте «на вторых ролях», выполняют действия по прямому предложению взрослого или путем подражания ему, что не противоречит природе маленького ребенка.
Второй этап характерен для детей 5 – 6 лет, которые уже имеют опыт разнообразной совместной деятельности, могут согласовывать действия, оказывать друг другу помощь. Ребенок уже реже обращается к взрослому с просьбами, активнее организует совместную деятельность со сверстниками. У детей развиваются самоконтроль и самооценка, они способны достаточно объективно оценивать как собственные поступки, так и поступки сверстников. Дети не только проявляют готовность участвовать в проектах, предложенных взрослым, но и самостоятельно находят проблемы, являющиеся отправной точкой творческих, исследовательских, опытно-ориентировочных проектов.
Третий этап — творческий, он характерен для детей 6 – 7 лет. Взрослому очень важно на этом этапе развивать и поддерживать творческую активность детей, создавать условия для самостоятельного определения детьми цели и содержания предстоящей деятельности, выбора способов работы над проектом и возможности организовать ее. Для каждого этапа автор предлагает алгоритм действий взрослых и детей. Спецификой взаимодействия с использованием метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо «наводить» ребёнка, помогать обнаруживать проблему или, даже провоцировать её возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект, но при этом не переусердствовать с помощью и опекой.
Л. В. Киселева выделила следующие типы проектов в ДОУ :
1. Ролево – игровой. Используются элементы творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы (со второй младшей группы)
2. Творческий. Оформление результата работы в виде детского праздника, детского дизайна и т. п. (со второй младшей группы)
3. Иноформационно – практико – ориентированный. Дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.) (со средней группы)
4. Исследовательско – творческий. Дети экспериментируют, а затем оформляют результаты в виде газет, драматизации, детского дизайна (старший дошкольный возраст)
Планирование проектной деятельности начинается с вопросов: «Для чего нужен проект?», «Ради чего он осуществляется?», «Что станет продуктом проектной деятельности?», «В какой форме будет презентован продукт?».
Работа над проектом, включающая составление обоснованного плана действий, который формируется и уточняется на протяжении всего периода, проходит несколько этапов. На каждом из этапов взаимодействие педагога с детьми носит личностно-ориентированный характер.
Стоит отметить, что при реализации проектной деятельности с дошкольниками с целью развития важно, чтобы выбору проекта предшествовала «вспышка интереса» как побуждающее событие. Начинают осуществлять проект сразу после выбора темы, «пока не угас интерес, мотивация к работе, т. к. интересы дошкольников ситуативны, у них не оформирована способность работать долго и целенаправленно в одном направлении».
Особое место занимает в данной деятельности профессионализм педагога (умение спланировать работу детей над проектом, обеспечить мотивацию к труду, уметь выбирать для воспитанников посильные задачи, находящиеся в зоне их ближайшего развития, ненавязчиво помогать ребенку добывать новые знания (метод убывающих подсказок - любая проблема, которую ребенок нащупал сам, уже содержит стимул к ее решению, постепенно делегировать ребенку право принятия решений.
Для развития успешности дошкольников в проектной деятельности необходимо всячески приветствовать различные варианты решения одной проблемы, избегая оценок «правильно» - «неправильно». Важно - обосновано решение или нет. В ходе коллективного обсуждения дети учатся слушать других, сомневаться в собственной точке зрения или доказывать ее (обычно критического отношения к собственной мысли не хватает, поэтому необходимость сомневаться в собственной правоте следует постоянно подчеркивать).
Ребенку важно увидеть значимость проекта, оценку взрослых, ощутить гордость за свою работу. Так повышается самооценка и вера в себя. При этом четко выстраивается стратегия руководства проектом (отсутствие авторитаризма, сотворчество с детьми, педагогическая поддержка - подсказка, постоянная демонстрация заинтересованности в проекте, в успехах каждого).
Над проектом работают дети, педагоги и родители в сотрудничестве. Каждый этап важен для развития успешности дошкольника. Например, последний этап проекта - защита - всегда самый зрелищный. На защиту обычно приглашают гостей, родителей, детей. Именно на этот момент приходится наивысшая точка эмоционального накала, и ее усиливают социальной значимостью проекта. Объясняют, для кого и для чего он создавался и зачем он нужен.
По мнению Г. Ю. Мяксютовой, в результате этой технологии, дети становятся активными участниками воспитательного процесса. Это дает возможность познать себя, не ощущая «давления» взрослых. Опыт самостоятельной деятельности развивает в детях уверенность в своих силах, снижает тревожность при столкновении с проблемами, создает привычку самостоятельно искать пути решения. Если ребенок не приобретает положительного опыта творческой деятельности, то в зрелом возрасте у него может сформироваться убеждение, что это направление развития ему недоступно. А ведь именно через творческие способности человек может наиболее полно раскрыться как личность. Современное общество предъявляет большие требования к таким качествам личности, как креативность, способность к саморазвитию.
В проектно-исследовательской деятельности дети получают возможность напрямую удовлетворить присущую им любознательность, упорядочить свои представления о мире. В проектной деятельности они учатся не всему, а главному, не сумме фактов, а целостному их пониманию, не столько дать максимум информации, сколько научить ориентироваться в её потоке, вести целенаправленную работу по усилению развивающей функции обучения, организовывать учебный процесс по модели личностно- ориентированного взаимодействия, согласно которой ребёнок является не объектом обучения, а субъектом образования.
Список источников и литературы
1. Киселева, Л. С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения : Пособие для руководителей и практ. работников ДОУ. - М. : АРКТИ, 2010. – 250 с.
2. Виноградова Н. А. Образовательные проекты в детском саду. Пособие / Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова. - М. : Айрис-Пресс, 2014. - 208 с.
3. Захарова М. А., Костина Е. В. Проектная деятельность в детском саду : родители и дети. М. А Захарова, Е. В. Костина. – М. : Школьная Пресса, 2015. – 64 с.
4. Меджидова Э. С. Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста как научно-педагогическая проблема // Молодой ученый. - 2016. - № 6. - С. 799-80
5. Виноградова, Я. А. Методическая работа в ДОУ: эффективные формы и методы: метод, пособие / Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева, Ю. В. Родионова. - М. : Айрис-пресс, 2013. – 245 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья «Роль старшего воспитателя в формировании имиджа ДОУ в условиях современного образования»»
В статье говориться о значении повышения имиджа дошкольного учреждения в целом и роли старшего воспитателя в проводимой работе...
Создание лэпбука как способ организации совместной деятельности педагогов и детей в условиях современного образования
Консультация для воспитателей...
Консультация для воспитателей "Организация игровой деятельности в условиях современного образования"
Данный материал представляет собой презентацию в которой раскрыты следущие вопросы:Цитаты и афоризмы об игре;Компоненты сюжетно-ролевой игры;Этапы формирования и развития сюжетно-ролевой игры;Предметн...
Трудовое воспитание детей в условиях современного образования
Труд - это могучий воспитатель, в педагогической системе воспитанияА.С. Макаренко. Основой является именно труд. Но что такое труд- это совсем не то, чем заняты руки ребенка, подростка. Труд это то, ч...
Педагогический совет "Организация игровой деятельности в условиях современного образования"
педагогический совет...
Консультация для воспитателей на тему: "Патриотическое воспитание дошкольников в условиях современного образования".
Консультация для воспитателей на тему: "Патриотическое воспитание дошкольников в условиях современного образования"....
Создание лэпбука как способ организации совместной деятельности педагогов и детей в условиях современного образования
Что такое лэпбук?Лэпбук — это портфолио или коллекция маленьких книжек с кармашками и окошечками, которые дают возможность размещать информацию в виде рисунков, небольших текстов, в любой форме ...