Программа внеурочной деятельности «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»
материал

Программа внеурочной деятельности
 «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanimatelnaya_matematika_starshaya_gruppa.docx28.06 КБ

Предварительный просмотр:

 «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»

Программа внеурочной деятельности (старшая группа)

Подготовила воспитатель Терещенко З.В.

В настоящее время, в связи с вступлением в силу Федеральных Государственных Требований к структуре основной образовательной программы, введением Федеральных государственных стандартов изменилась работа по воспитанию и развитию детей в дошкольном учреждении. Дополнительное образование играет большую роль в воспитании и развитии ребенка. В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования заложен основной принцип дошкольного образования - поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.

Согласно теории Л. С. Выготского сущность развития ребенка заключается в его постепенном вхождении в человеческую культуру через овладение различными видами деятельности, через развитие возможности видеть мир и взаимодействовать с ним существующими способами.

Сейчас широко применяется на практике в дошкольном учреждении внеурочная работа -это составляющая  единого образовательного пространства ДОУ и создается для детей, с целью расширения кругозора, развития творческих и познавательных способностей, осуществления реализации их потребностей и самораскрытия.

При организации внеурочной  работы необходимо учитывать интересы, желания, потребности детей, необходимость развития определенных навыков у ребенка. Внеурочная  работа относится к дополнительному образованию, цели и задачи  перекликаются с целями и задачами ДОУ проблемой, выявленной в процессе образовательно-воспитательной работы педагогами ДОУ.

                                                 

      Содержание

1.Пояснительная записка………………………………….…….…..…...

1.1. Направленность дополнительной образовательной программы..

1.2. Актуальность программы………………………………………….

1.3. Новизна……………………………………………………………..

1.4. Педагогическая целесообразность………………………………..

1.5. Цель, задачи  дополнительной образовательной программы…

1.6.Отличительные особенности данной образовательной  программы от уже существующей…………………………………….

1.7.Возраст детей участвующих в реализации дополнительной образовательной программы…………………………………………

1.8.Сроки реализации дополнительной образовательной программы………………………………………………………………

1.9.Формы и режим занятий……………………………………………

1.10.Ожидаемые результаты и способы их проверки………………..

1.11.Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы…………………………………………..

2. Тематическое планирование непосредственно образовательной деятельности

3.Содержание программы……………..………………………………

4. Целевые  ориентиры ……………………………………….

5.Ресурсное обеспечение программы……………………

6.Методическое обеспечение программы  …………………..………

1.Пояснительная записка

        Математика сопровождает нас всю жизнь. Чем раньше ребенок поймет  и усвоит азы математики, тем лучше. Знания  и умения,  приобретенные в дошкольном возрасте,  фундамент для дальнейшего развития.

Формирование и развитие математических представлений у дошкольников является основой интеллектуального развития детей, способствует общему умственному воспитанию дошкольника.

Современные достижения требуют от человека  мыслить абстрактно, значит  необходимо развивать логическое  мышление  детей дошкольного возраста.

Организация внеурочной деятельности  «Занимательная математика» дает возможность развивать познавательную активность, интерес к  математике, развивать  логическое мышление.  Кружок проводится 1 раз в неделю,  20 минут, во вторую половину дня.  Особенность этой работы заключается в том, что данная деятельность представляет систему увлекательных игр и упражнений для детей с цифрами, геометрическими фигурами, тем самым позволяет качественно подготовить детей к школе. Организуя деятельность на основе интересов, потребностей и склонностей детей, тем самым стимулируя желание  детей заниматься математикой. Особое внимание при проведении кружковой работы уделяется  развитию  логических форм мышления.

Цель  работы:

Развивать интеллектуальные способности, познавательную активность, интерес детей к математике и желание творчески применять полученные знания.

Основные задачи:

развитие логического мышления и основных мыслительных операций;

развитие математических способностей и склонностей;

качественная подготовка ребенка к школе;

развитие личностных качеств и навыков самоконтроля и самооценки;

Разделы рабочей программы:

«Количество и счет»

«Ознакомление с геометрическими фигурами»

«Определение величины»

«Ориентировка во времени, пространстве, на плоскости»

«Решение  логических задач»

Используемые  пособия:  блоки Дьенеша, палочки Кьюизенера, задачи в стихах, счётные палочки, математический конструктор, цифры, наглядные пособия, дидактические игры, лото.

 

1.1. Направленность дополнительной образовательной программы

       Программа «Занимательная математика» реализуется в рамках   интеллектуального развития детей дошкольного возраста. Она направлена на развитие  познавательной активности, интереса к  математике, развитию  логического мышления, творческих способностей детей 5 – 6 лет.

  1.2. Актуальность программы 

     

      Данная программа позволяет  в доступной и   интересной форме целенаправленно  и ускоренно формировать восприятие. В  ней прослеживается последовательный переход от простых к более сложным видам восприятия. Дети старшего дошкольного возраста  в игровой форме учатся выделять  и обобщать признаки предметов, чисел; определять последовательность событий;  у детей развиваются мыслительные операции анализа и синтеза.

     

1.3. Новизна

 Особенность программы «Занимательная математика»  заключается в том, что  ребёнок не просто учиться считать, а овладевает  элементами логических действий сравнения, классификации, обобщения.

В программе предлагаются увлекательные  игры и упражнения  для развития логического мышления,  позволяющие  качественно подготовить детей к школе.

1.4. Педагогическая целесообразность

             Педагогическая целесообразность программы «Занимательная математика»  обусловлена  тем, что именно в дошкольном возрасте  эмоциональное реагирование представляет собой способ понимания ребёнком особенностей окружающего мира.

   Реализация программы, принимает  занимательный  характер, предполагает систему увлекательных игр и упражнений математической направленности.  

1.5.  Задачи  дополнительной образовательной программы «Занимательная математика»

 

Задачи:

Образовательные

1.Закреплять счет в пределах 10, упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание, закреплять понимание отношений между числами.

2.Закреплять представления о геометрических фигурах и их свойствах.

3.Обучать ориентировки  во времени, пространстве, на плоскости.

 

Воспитательные

1.Воспитывать познавательную активность.

2. Воспитание потребности  к  математическим занятиям.

3.Воспитывать чувство коллективизма, товарищества.

Развивающие

1. Развитие логического мышления и основных мыслительных операций.

2. Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.

3. Развитие самостоятельности, инициативности, самоконтроля и активности личности в деятельности в целом.

    Особенность данной  программы «Занимательная математика» состоит в организации в группе  математического уголка,  в котором  находятся  геометрические фигуры, счётный материал,  дидактические игры математического содержания, схемы - модели. 

    Данная программа  способствует  интеллектуально-творческому развитию личности, саморазвитию.

     В программу включены сказочные сюжеты и сказки, игровые действия, во время выполнения,  которых ребёнок находится в творческом поиске.

1.7.Возраст детей участвующих в реализации дополнительной образовательной программы

 

         Программа предназначена для работы с детьми  старшей группы детского сада.

1.8.Сроки реализации дополнительной образовательной программы

Программа реализуется в течение 1 года.

1.9.Формы и режим занятий

      Программа реализуется 4 раза в месяц, во второй половине дня, в форме кружкового занятия. В ней используются увлекательные игры и упражнения с цифрами, геометрическими фигурами, сказочные сюжеты, сказки и подвижные игры.

 В  интеллектуальной деятельности интегрируются рассказы педагога, наблюдения за его действиями, творческая  активность детей, рисование, аппликация, лепка, игры, слушание сказок, что обеспечивает развивающий эффект.

1.10.Ожидаемые результаты и способы их проверки

-Вывести детей на более высокий уровень познавательной активности

-Сформировать у детей уверенность в себе посредством развития мыслительных операций, творческих предпосылок и как следствие, развитие у детей личностного роста и чувства уверенности в себе и своих силах.

1.11.Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы 

- оформление  папки – раскладушки для родителей  «Математические представления детей старшего дошкольного возраста»;

- развлечение «Страна весёлой математике».

                                     

2.Тематическое планирование внеурочной деятельности 

Ноябрь

Раздел

Тема

Цель

1.

«Количество и счет»

Закреплять счет в пределах 10, упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание, закреплять понимание отношений между числами, развивать внимание, память, логические формы мышления.

2.

«Геометрические фигуры»

Закреплять представления о геометрических фигурах и их свойствах, развивать умение классифицировать геометрические фигуры по определённым признакам, зрительно-пространственное восприятие, логическое мышление.

3.

«Определение величины»

Развивать умение сравнивать длину, массу (вес), размер  предметов, сравнивать полученные результаты, делать выводы и умозаключения

4.

«Ориентировка во времени, пространстве, на плоскости»

Развивать ориентирование на плоскости (листе бумаги), в пространстве,  чувство времени;  познакомить с часами, днями недели, названиями месяцев; дать представления о последовательности дней недели, месяцев, года.

5.

«Решение  логических задач»

Развивать у детей приёмы мыслительной активности (анализ, сравнение, классификация, обобщение).

Декабрь

1.«Количество и счет»

«По порядку рассчитайся!»

2.«Количество и счет»

«Весёлые домики»

3.«Решение  логических задач»

«Деление целого на части»

4.«Решение  логических задач»

«Задачи на смекалку»

 Закреплять счет  в пределах 10, упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание, закреплять понимание отношений между числами

Закреплять умения детей рассчитываться по порядку.

Закреплять счет  в пределах 10. Формировать знания о составе чисел в пределах 10. Упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание, закреплять понимание отношений между числами.

Развивать у детей приёмы мыслительной активности (анализ, сравнение, классификация, обобщение).

Развивать у детей приёмы мыслительной активности (анализ, сравнение, классификация, обобщение).

Развивать логику, находчивость, внимательность, закреплять умение выполнять  арифметические действия.

Январь

1. «Количество и счет»

«Королевство цифр»

«Пишем цифры: 0,1,2,3»

2. «Количество и счет»

«Пишем цифры: 4,5,6»

3.«Геометрические фигуры»

«Кошкин дом»

4.«Геометрические фигуры»

«Волшебные превращения

геометрических фигур»

«Сделай сам зверюшек»

(сгибание, разрезание, вырезание).

Закреплять счет в пределах 10. Развивать мелкую моторику рук.  Совершенствовать умение детей писать элементы цифр и цифры, закреплять состав чисел и порядок нахождения в линейке цифр. Упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание, закреплять понимание отношений между числами, развивать внимание, память, логические формы мышления.

Закреплять счет в пределах 10. Совершенствовать умение детей писать цифры, закреплять состав чисел  и порядок нахождения в линейке цифр. Упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание, закреплять понимание отношений между числами, развивать внимание, память, логические формы мышления.

Закреплять представления о геометрических фигурах и их свойствах, развивать умение классифицировать геометрические фигуры по определённым признакам, зрительно-пространственное восприятие, логическое мышление.

Закреплять знания  о фигурах  (трапеции, ромбе), дать понятие «многоугольник», привести примеры многоугольников. Закреплять умение составлять аппликацию из геометрических фигур, предварительно их, вырезав; закреплять знания о геометрических фигурах, развивать умение составлять композицию, правильно расположив её на листе.

Закреплять представления о геометрических фигурах и их свойствах, развивать умение классифицировать геометрические фигуры по определённым признакам. Закрепить фигуры (трапеция, ромб), понятие «многоугольник», привести примеры многоугольников.

Упражнять детей вырезать по контуру геометрические фигуры, из квадрата делать круг, а из прямоугольника делать овал, из треугольника делать многоугольник; учить сгибать фигуры, ровняя стороны; учить сгибать пополам. Знакомство с техникой оригами.

Развивать зрительно-пространственное восприятие, логическое мышление.

Февраль

1. «Количество и счет»

«Пишем цифры: 7,8,9»

2. «Количество и счет»

«Весёлые домики»

3.«Определение величины»

«Измерительные приборы: линейка, весы, часы»

«Линейки»

4.«Определение величины»

«Весы. Их использование»

Закреплять счет в пределах 10. Развивать мелкую моторику рук. Совершенствовать умение детей писать цифры, закреплять состав чисел. Упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание, закреплять понимание отношений между числами, развивать внимание, память, логические формы мышления.

Закреплять счет в пределах 10. Совершенствовать умение детей писать цифры. Закреплять  состав чисел в пределах 10. Упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание. Закреплять понимание отношений между числами, развивать внимание, память, логические формы мышления.

Развивать умение сравнивать длину, массу (вес), размер  предметов. Закреплять знания детей о линейке, рассказать о её значении. Учить проводить прямые линии и рисовать по линейке. Развивать умение рисовать фигуры, используя линейку.

Закреплять умение сравнивать полученные результаты, делать выводы и умозаключения.

Развивать умение сравнивать длину, массу (вес), размер  предметов. Расширять представления детей о весах, рассказать, какие бывают весы и их значение. Уточнить понятие «вес»

Закреплять умение сравнивать полученные результаты, делать выводы и умозаключения.

Март

1. «Количество и счет»

«Весёлые птички»

2. «Количество и счет»

«Весёлые птички»

3. «Ориентировка во времени, пространстве, на плоскости».

«Ориентировка во времени» Сутки. Часы. Минутки»

4. «Ориентировка во времени, пространстве, на плоскости». «Ориентировка во времени»

«Дни недели»

Закреплять счет в пределах 10.  Систематизировать  понятия: больше, меньше, знаки <, >.

Упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание, закреплять понимание отношений между числами, развивать внимание, память, логические формы мышления.

Закреплять счет в пределах 10. Систематизировать понятия: больше, меньше, знаки <, >.

Упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание, закреплять понимание отношений между числами, развивать внимание, память, логические формы мышления.

Развивать чувство времени;  расширять представления о  часах, днях недели, названия  месяцев; дать представления о последовательности дней недели, месяцев, года. Расширять знания детей о времени суток, порядке его наступления. Знакомство с часами.

Развивать  чувство времени; расширять представления о  часах, днях недели, названия  месяцев; дать представления о последовательности дней недели, месяцев, года. Закреплять знания детей  дней недели, их порядком и названием каждого дня. Объяснить, почему именно так.

Апрель

 1. «Количество и счет»

2. «Количество и счет»

3.«Решение  логических задач»

«Задачи на действия

(сложение и вычитание)»

4.«Решение  логических задач»

«Задачи на разделение целого

  на части»

«Волшебные монетки»

Закреплять счет в пределах 10, упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание, закреплять понимание отношений между числами, развивать внимание, память, логические формы мышления.

Закреплять счет в пределах 10, упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание, закреплять понимание отношений между числами, развивать внимание, память, логические формы мышления.

Развивать у детей приёмы мыслительной активности (анализ, сравнение, классификация, обобщение).

Развивать мышление, учить слушать задачи и по тексту понимать, какое действие нужно сделать.

Развивать у детей приёмы мыслительной активности (анализ, сравнение, классификация, обобщение).

Закреплять знания детей о деньгах, их назначением.

Май

1. . «Количество и счет»

2. «Количество и счет»

3.«Ориентировка во времени, пространстве, на плоскости»

4.«Решение  логических задач»

Закреплять счет в пределах 10, упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание, закреплять понимание отношений между числами, развивать внимание, память, логические формы мышления.

Закреплять счет в пределах 10, упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание, закреплять понимание отношений между числами, развивать внимание, память, логические формы мышления.

Развивать ориентирование на плоскости (листе бумаги), в пространстве,  чувство времени;  познакомить с часами, днями недели, названиями месяцев; дать представления о последовательности дней недели, месяцев, года.

Развивать у детей приёмы мыслительной активности (анализ, сравнение, классификация, обобщение).

4. Целевые  ориентиры 

Целевой  результат:

  • Устойчивое познавательное отношение  к  интеллектуальной деятельности
  •  Проявление  инициативы и творчества в решении логических задач.
  • Овладение умением  видеть  проблему. Активно высказывать предположения. Осознано выбирать предметы и материалы для самостоятельной творческой деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначением.
  • В диалоге с взрослым пояснять ход  интеллектуальной деятельности. Умение доводить  дело до конца.
  • Формулировать в речи, достигнут ли результат. Умение делать  выводы.

5.Ресурсное обеспечение программы

Нормативно – правовой ресурс

-Закон РФ «Об образовании» от 29.12.2012г №273 ФЗ;

-Конвенция о правах ребёнка от 2.09.1990г;

-Федеральный государственный  образовательный стандарт дошкольного образования 17.10.2013г  № 1155;

6-Устав ДОУ

Руководство ДОУ осуществляется в соответствии с Уставом дошкольного образовательного учреждения и законодательством Российской Федерации.

Научно-методический ресурс

-Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования: «От рождения до школы» под редакцией  Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой,  М.А. Васильевой.

-Примерная основная общеобразовательная программа, на основе которой разработана основная общеобразовательная программа ДОУ

-Методические рекомендации: увлекательные игры и упражнения с цифрами, геометрическими фигурами, сказочные сюжеты, сказки, подвижные игры, игровые действия.

Материально – технический ресурс:  

-блоки  «Танграм»

-палочки Кьюизенера

-задачи в стихах

-счётные палочки

-математический конструктор

-цифры

-наглядные пособия

-дидактические игры

-лото

 Технологический ресурс:

-беседа;

-теоретические и практические занятия;

-рисунки;

-схемы

6.Методическое обеспечение программы  «Занимательная математика»

1.Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей форма, цвет, звук.

2.Гаврина С. Е. Тетрадь с заданиями для развития детей.  Математика для малышей  часть1.

3.Михайлова З.А. Математика – это интересно.

4.Помораева И. А., Позина В. А. Формирование элементарных математических представлений. Старшая группа. – М.: Мозайка -Синтез, 2014.

5. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день. Логика для младших школьников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности внеурочной деятельности

В основу программы  «Родник» положены следующие принципы:  - принцип природосообразности, который ориентирует на воспитание личности с учетом имеющегося природного потенц...

разработка совместной деятельности "Занимательная математика"

Представлен конспект НОД по формированию элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста....

Перспективное планирование факультативной деятельности "Занимательная математика" с детьми старшего дошкольного возраста

Перспективное планирование предназначено для развития математических способностей дошкольников , для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений дошкольнико...

Программа внеурочной деятельности по математике «Математика вокруг нас»

Рабочая  программа внеурочной деятельности «Математика вокруг нас» составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования и н...

Рабочая программа кружковой деятельности "Занимательная экология" для воспитанников 5-7 лет

Экологическое воспитание – новая категория, которая непосредственно связана с наукой экологией, различными ее ответвлениями.Для развития мышления и речи ребенка необходим богатый чувственный опы...