Программа работы кружка по познавательному развитию «Всезнайка»
рабочая программа

Меньшикова Кристина Викторовна

«Мир, окружающий ребенка – это,  прежде всего мир природы, с безграничным богатствомрежде всего мир природы, с безграничным богатство                          явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума».  В. Сухомлинский.

 

Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностей ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям. Основным содержанием экологического воспитания является формирования у ребенка осознано–правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.

Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы. Бесконечно разнообразный и красочный мир природы пробуждает у детей естественный интерес, любознательность, затрагивает их чувства, возбуждает фантазию и влияет на формирование их ценностных ориентиров. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_vseznaikaa_sredniaia_gruppa_2021-22g_kopiia.docx32.2 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 38 «Ягодка » города Смоленска

ПРИНЯТО

на педагогическом совете

МБДОУ ДС №38 «Ягодка»

Протокол от №1

УТВЕРЖДЕНО

приказом заведующего

МБДОУ ДС № 38 «Ягодка»

№31-ОД от

Е.Г. Агеева

Программа работы кружка

по познавательному развитию

«Всезнайка»

Программа разработана воспитателем Меньшиковой К.В.

СМОЛЕНСК, 2021

Рабочая программа кружка естественно-научной направленности

«Всезнайка»

Дополнительное образование для дошкольников 4-5 лет

Срок реализации программы: долгосрочный 1 годКоличество занятий–32

Программаразработананаосновепрограммыиметодическойлитературы:

  • Отрождениядошколы.Примернаяосновнаяобщеобразовательнаяпрограммадошкольногообразования./Под.ред.Н.Е.Вераксы,Т.С.Комаровай, М.А.Васильевой.– М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010г.
  • Методическое пособие О.В.Дыбиной, Н.П.Рахмановой,В.В.Щетининой-«Неизведанноерядом».Опытыиэкспериментыдлядошкольников / Под ред. О.В.Дыбиной. – 2-е изд., испр. – М.: Т Ц Сфера,2013. – 192с. ( Ребенок в мире поиска)

Пояснительная записка

«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума». В. Сухомлинский.

Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностей ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям. Основным содержанием экологического воспитания является формирования у ребенка осознано–правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.

Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы. Бесконечно разнообразный и красочный мир природы пробуждает у детей естественный интерес, любознательность, затрагивает их чувства, возбуждает фантазию и влияет на формирование их ценностных ориентиров. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных.

Мир природы многообразен и прекрасен, ребёнок это видит, у него появляется необходимость правильно, грамотно спросить, назвать, рассказать, обобщить. Общение ребёнка с природой оказывает огромное влияние на его речевое развитие, что очень важно для ребят, посещающих коррекционную группу.

Полученные в детстве впечатления от родной природы, очень яркие, запоминающиеся на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе.

В познавательном развитии 4-5 летних детей характерна высокая мыслительная активность. Четырёхлетние «почемучки» интересуются причинно-следственными связями в разных сферах жизни (изменения в живой и неживой природе, происхождение человека), профессиональной деятельностью взрослых и др., то есть начинает формироваться представление о различных сторонах окружающего мира. К 5-ти годам более развитым становится восприятие. Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т.д. Начинает развиваться образное мышление. Дети оказываются способными использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач.

Актуальность данной программы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей — чрезвычайно важная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас.

Цель работы кружка — формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу, развивать системное видение мира, интеллектуальные и творческие способности.

Задачи экологического кружка «Всезнайка»:

  • расширять и систематизировать элементарные естественнонаучные и экологические представления детей;
  • формировать навыки постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов;
  • вызывать положительное отношение к объектам живой и неживой природы; развивать способности воспринимать эстетическую ценность природы и выражать в творчестве полученные впечатления;
  • навыки диалектического мышления, любознательность, творческий потенциал, фантазию, воображение;
  • обучать решению прогнозных исследовательских задач.

Экологическое воспитание, в свою очередь, только тогда станет эффективным, когда различные аспекты его содержания основываются на принципах:

Принцип дифференциации и индивидуализации. Этот принцип предусматривает учет возрастных особенностей детей.

Принцип деятельного подхода. Речь как регулятор всех психических функций развивается в ходе общения в ходе деятельности.

Принцип развития. Этот принцип предусматривает деятельность одновременно во всех направлениях развития.

Принцип сотрудничества. Предполагает признание ценности совместной деятельности детей и взрослых.

Принцип системности. Деятельность планируется систематически.

Принцип от простого к сложному. Начинаем с простых понятий, заканчиваем серьезными умозаключениями.

Содержанием работы кружка «Всезнайка» - является опытническая работа с предметами и явлениями живой и неживой природы. С детьми проводятся несложные опыты с различными объектами окружающего мира. Специально организованные опытнические ситуации в отличие от простых наблюдений позволяют более отчетливо увидеть отдельные свойства, стороны объекта природы.

Через опыты можно ярко продемонстрировать свойства, качества явлений, их взаимосвязи. Опыты побуждают детей сравнивать, сопоставлять, развивают наблюдательность, восприятие, мышление.

Организация занятий кружка

Занятия проводятся один раз в неделю, во второй половине дня и длятся до 30 минут, всего 34 занятия в год. К занятиям допускаются все желающие дети.

Методы и формы работы.

Методы :

#1057;ловесный метод.

2. Практический метод.

3. Наглядный метод.

Видыдетской деятельности и соответствующие им формы работы.

  • Познавательно-исследовательская деятельность (наблюдение, опытно-исследовательская работа, занимательный эксперимент).
  • Коммуникативная деятельность (взаимодействие и речевое общение детей в совместной исследовательской деятельности; беседы)
  • Игровая деятельность (дидактические игры экологического содержания).
  • Восприятие художественной литературы (разгадывание загадок, чтение сказок, рассказов о явлениях и предметах окружающего мира)

Формы подведения итогов:

  1. Фотовыставки на персональном сайте.
  2. Творческие отчеты.

Правила по технике безопасности

С целью безопасного поведения воспитанников на занятии, педагог регулярно проводит инструктажи по технике безопасности. Предусматриваются следующие правила по технике безопасности:

  • Правила поведения в группе.
  • Правила поведения во время экскурсии.
  • Правила поведения при проведении эксперимента.

Работа с родителями

Цель работы: расширение и укрепление связей родителей с детским садом.

Формы работы:

  • Индивидуальная- для совместного поиска педагогически оправданных методов исредств воспитания обучающихся (беседы, консультации);
  • Коллективные - родительские собрания, информация об успехах воспитанников,требованиях, предъявляемых педагогом к обучающимся и т.д

Ожидаемые результаты реализации Программы

К концу обучения дети должны знать:

  • О материалах (глина, дерево, ткань, бумага, металл, стекло, резина, пластмасса);
  • О природных явлениях (времена года, явления погоды, объекты неживой природы - песок, вода, снег, лёд; игры с цветными льдинками);
  • О человеке (мои помощники - глаза, нос, уши, рот и т. д.);
  • О свойствах и функциях воды и воздуха. К концу года дети должны уметь:
  • Самостоятельно вычленять признаки предметов (цвет, форму, величину);
  • определять материал, из которого изготовлена вещь (дерево, металл, бумага, ткань);
  • классифицировать предметы по признакам;
  • делать самостоятельно умозаключения и делиться впечатлениями;
  • быстро включаться в активный познавательный процесс.

К концу обучения дети должны иметь представление:

  • О магнитах и их свойствах;
  • О строении человека и его органах (глаза, нос, уши, рот и язык).

Навыки:

#1056;аботать с различными материалами;

#1056;аботать с различными инструментами.

#1057;амостоятельная организация обстановки для организации экспериментирования.

Мониторинг

В процессе оценки достижения планируемых результатов будут использованы разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие другдруга (тестовые материалы, проекты, творческие работы, беседы с детьми,наблюдения).

Ф.И.ребенка

Знанияоводеиеесвойствах

Знания овоздухе

Знания о материалах и их свойствах оматериалах и ихсвойствах

Знания оприродныхявлениях

нг

кг

нг

кг

нг

кг

нг

кг

Высокий уровень (оценивается в 3 балла) – ребёнок самостоятельно выполняет диагностические задания, добивается результата.

Средний уровень (оценивается в 2 балла) – ребёнок понимает инструкцию взрослого, готов выполнить задание, но результат появляется при помощи взрослого (наводящие вопросы, показ способов действий).

Низкий уровень (оценивается в 1 балл)– ребёнок понимает смысл предлагаемого ему задания, но отказывается от его выполнения, либо затрудняется выполнять задание (не проявляет интереса, не уверен в достижении результата, отказывается от выполнения задания)

Списоклитературы.

  1. Методическое пособие О.В.Дыбиной, Н.П.Рахмановой, В.В.Щетининой - «Неизведанное рядом». Опыты и эксперименты для дошкольников / Под ред. О.В.Дыбиной. – 2-е изд., испр. – М.: Т Ц Сфера, 2013. – 192с. ( Ребенок в мире поиска),
  2. Куликовская И.Э., Совгир И.Н. Детское экспериментирование.–М., 2005НиколаеваС.Н.Ознакомлениедошкольниковснеживойприродой.–М.,2003г.,
  3. ГризикТ.И.Познаюмир.–М., 2001г.,
  4. РыжоваН.Опытыспескомиглиной.//Обруч,#8470;2,
  5. РыжоваН. Игрысводойипеском. //Обруч, #8470;2

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модифицированная программа работы кружка по развитию речи "СЛОГОВИЧОК" в средней группе

Программа кружка включает в себя перспективный  план  занятий, которые носят комплексный характер. и направлены на развитие различных сторон речевой и психической деятельности ребёнка....

Программа работы кружка «Развитие мелкой моторики детей нетрадиционными техниками».

Проведение занятий  по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник учит детей свободно выражать свой замысел, побуждает к творческим поискам и решениям, учит детей работат...

Авторская программа работы кружка "Домисолька" по развитию вокальных навыков детей среднего, старшего дошкольного возраста

laquo;Пение относится к числу тех видов музыкальной деятельности, в процессе которой успешно развивается эстетическое отношение к жизни, к музыке, обогащаются переживания ребенка, активно формируются...

рабочая программа кружка по познавательному развитию в средней группе "Улыбка" "Играем, размышляем, познаём"

В данной рабочей программе представлено перспективно-тематическое планирование кружковой работы. занятия кружка  направлены на развитие логического мышления у детей через использование игр и упра...

Программа кружка по познавательному развитию "Развивай-ка"

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАВ последние годы значительно  возросли требования родителей к развитию детей дошкольного возраста. От того, насколько удачно заложен в дошкольном детстве потен...

План работы кружка по познавательному развитию «Юные исследователи» на 2018 – 2019учебный год

(экспериментальная деятельность  с применением LEGO-конструирования)...

Рабочая программа кружка по познавательному развитию для детей 6-7 лет «Смышленыш»

Старший дошкольный возраст является одним из значимых периодов для всего дальнейшего интеллектуального развития человека, поскольку именно в этот отрезок времени происходит переход с образного мышлени...