Программа работы дополнительного образования по познавательному развитию «Всезнайка» возраст детей 4-6 лет на 2024-2025 учебный год
материал (старшая группа)
Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека.
Огромную роль в этом направлении играет поисково–познавательная деятельность дошкольников, которая протекает в форме экспериментальных действий. Исследовательская деятельность развивает познавательную активность детей, приучает действовать самостоятельно, планировать работу и доводить ее до положительного результата. С помощью взрослого и самостоятельно ребенок усваивает разнообразные связи в окружающем мире: вступает в речевые контакты со сверстниками и взрослыми, делиться своими впечатлениями, принимает участие в разговоре.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_vseznayka_s._a._shishkina_-_kopiya.doc | 86.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждаю:
Заведующий МДОУ «ДС №28»
_____________С.А. Переверзева
Приказ № _____
от ___ сентября 2024г
Программа работы дополнительного
образования по познавательному развитию
«Всезнайка» возраст детей 4-6 лет
на 2024-2025 учебный год
г. Благодарный
2024г.
Содержание:
- Пояснительная записка----------------------------------------------3
- Цель и задачи программы------------------------------------------ 3
- Принципы работы, методы и приемы, оборудование----------3
- Планируемые результаты ------------------------------------------ 4
- Тематическое планирование по месяцам------------------------ 5-9
- Список литературы---------------------------------------------------10
Пояснительная записка
Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека.
Огромную роль в этом направлении играет поисково–познавательная деятельность дошкольников, которая протекает в форме экспериментальных действий. Исследовательская деятельность развивает познавательную активность детей, приучает действовать самостоятельно, планировать работу и доводить ее до положительного результата. С помощью взрослого и самостоятельно ребенок усваивает разнообразные связи в окружающем мире: вступает в речевые контакты со сверстниками и взрослыми, делиться своими впечатлениями, принимает участие в разговоре.
Для проведения кружковой работы были поставлены следующие цели и задачи:
Цели кружка «Всезнайка»: развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, творчеству.
Задачи деятельности кружка «Всезнайка:
- формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы; умения применять различные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
- расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук; развивать у детей умение пользоваться приборами – помощниками при проведении игр - экспериментов;
- развивать умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно; желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
- развивать у детей умственные способности: мыслительные способности: анализ, классификацию, сравнение, обобщение; формировать способы познания путем сенсорного анализа; коммуникативность, самостоятельность, наблюдательность, элементарный самоконтроль и саморегуляцию своих действий.
Принципы работы:
-Принцип приобщения ребенка к познанию окружающего мира
-Принцип погружения в проблему
-Принцип взаимности и доброжелательности
Методы и приемы:
-словесный
-наглядный
-практический (организация продуктивной деятельности детей)
Оборудование:
для опытов: лупы, тарелки, песок, сухие листья (гербарий), шило, зеркало, стаканы для воды, зеркало, воздушные шарики, свеча, камни, соль, мел, грифель, уголь, сахар, пищевые красители, пемза, контейнер, таз, стеклянная банка, веревка, вешалка-плечики для одежды, пластиковая бутылка.
для творчества:
- бумага белая и цветная, картон
– акварельные краски, гуашь, ножницы, клей;
– пластилин,
– салфетки;
Планируемые результаты:
-Проявление интереса к исследовательской деятельности;
- Выполнение сенсорного анализа, выдвижение гипотез, подведение итогов;
-Накопление конкретных представлений о предметах и их свойствах;
-Проявление самостоятельности в познании окружающего мира;
-Проявление активности для разрешения проблемных ситуаций;
-Развитие коммуникативных навыков.
Тематическое планирование по месяцам
Месяц | Тема | Программное содержание (цели, задачи) | Образовательные области | Планируемые результаты |
Сентябрь «Мир песка» | Занятие № 1 -2 Познание «Песочная страна»
| Выявить свойства песка, почему песок хорошо сыплется? (выявить свойства песка: сыпучесть, рыхлость) .
| Познавательное развитие: знакомить детей с предметами нежи-вой природы. Раз-вивать любозна-тельность в ходе проведения опы-тов. Речевое развитие: пополнение и акти-визация словаря на основе углубления знаний об объектах неживой природы. | Умеют называть свойства песка, делать выводы в ходе экспериментирования, умеют согласовывать прилагательные с существитель-ными, делают логические заключения. |
Занятие № 3-4. Практика Рисование песком: «Разнообразные фигуры» | Учить детей изображать рисунок с помощью песочной технике.
| Познавательное развитие: формирование представлений детей о песчаной пустыне как среде обитания животных и растений. | Детские работы из песка | |
Октябрь «Мир растений»
| Занятие № 1-2. Познание Значение воды в жизни растений Опыты: №1 «Расте-ния и вода» №2 «Скольз-кие листья» | Формировать представления детей о важности воды для жизни и роста растений, теряют ли листья влагу? | Познавательное развитие: расширять знания о состоянии растений осенью. Речевое развитие: способствовать формированию диалогической речи у детей. | Умеют с интере-сом относиться к исследованиям и к проведению опытов |
Занятие № 3-4. Практика Рисование «Осенний цветок» | Учить детей видеть красоту природных объек-тов, разнообразие цвета; передавать увиденное в своем рисунке | Познавательное развитие: дать представления о значении листьев в природе. | ||
Ноябрь «Мир воды» | Занятие № 1-2. Познание Опыт №1«Теплая капелька» | Познакомить со способом получения теплой воды, развивать умение детей планировать свою деятельность, делать выводы. Воспитывать аккуратность при работе с водой. | Познавательное развитие: учить видеть детей разное состояние воды (теплое, холодное). Учить делать умозаключение. Коммуникация: расширять словарь за счет прилага-тельных обознача-ющих свойства воды. | Умеют называть состояние воды, используя в речи имен прилагательных, согласовывая их с именами существительными |
| Занятие №3-4. Практика «Волшебная кисточка» Чтение Н.А. Рыжова «Жила-была река» | Получать оттенки синего цвета на светлом фоне, фиолетовый цвет из красной и синей краски, формировать представление детей о значимос-ти чистой воды в жизни человека, проблеме загрязнения. | Художественно-эстетическое направление. Формировать интерес к эстетиче-ской стороне окру-жающей действии-тельности. | Умеют подбирать цвета, путем смешивания красок. |
Декабрь «Мир воздуха» | Занятие №1-4. Познание Поиски воздуха Опыт №1«Тепло в воздухе» Опыт №2 «Сколько весит воздух?» Опыт №3 «Всюду воздух» | Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, расширять знания о воздухе, активизировать речь и обогащать словарь детей. | Речевое развитие: развивать свободное общение с взрослыми и сверстниками в процессе проведения опытов, обогащать словарь детей (лаборатория, прозрачный, невидимый.) Познавательное развитие: развивать наблюдательность, любознательность мышление, память. Познавательную активность. | Умеют называть свойства воздуха. Делать выводы в ходе проведения опытов и экспериментов. |
Январь «Мир камней» | Занятие №1-2. Познание Опыт №1 «Почему камни бывают» разноцветными? Опыт №2 «Как вода камень разрушает?» Опыт №3 «Плавучий камень» | Показать детям с помощью пластилина каменные пласты, которые образуются миллионами лет. Смоделировать силу и воздействия воды Показать детям, что пемза плавает и не тонет в воде. | Познавательное развитие: расширять знания о разнообразии камней в природе, их значением в жизни человека, с природными и искусственными камнями. Речевое развитие: способствовать формированию диалогической речи у детей. | Умеют называть свойства камней. Делать выводы в ходе проведения опытов и экспериментов Проявляют интерес к познанию и окружающей нас природе. |
Занятие №3-4. Практика «Камни пишут и рисуют» | Учить детей рисовать простым карандашом-грифелем, углем. | Речевое развитие: расширять словарный запас за счет называния свойств, камней. | Детские работы | |
Февраль «Мир температуры» | Занятие №1-2 Познание Термометры для измерения температуры воды, воздуха, тела человека; два стакана с водой разной температуры (из холодильника и теплой) на каждого ребенка. | Развитие способности ребенка концентрировать внимание на измерении темпе-ратуры окружаю-щей среды и собственного тела. | Познакомить с понятием «температура»; формировать представление о приборе для изме-рения температуры - термометре; сравнение разных видов термометров Речевое развитие: расширять словар-ный запас детей. | |
| Занятие №3-4. Практика Изготовление модели «Термометр» | Учить детей показывать температуру выше или ниже нуля с помощью модели. |
| |
Март «Мир химии» | Занятие №1-2. Познание Опыт №1 Выращивание грибка под названием «Хлебная плесень». | Установить, что для роста мельчайших живых организмов (грибков) нужны определенные условия. | Познавательное развитие: знакомить детей с мельчайшими организмами (грибками) Речевое развитие: развивать свободное общение с взрослыми и сверстниками в процессе проведения опытов, обогащать словарь детей. | Проявляют интерес к окружающей нас среде. |
| Занятие №3-4. Опыт №2 «Красочный сахар» | Учить детей с помощью пище-вых красителей получать красоч-ный сахар | Речевое развитие: учить строить предложения грамматически правильно | |
Апрель «Мир космоса» | Занятие №1-2. Познание Опыт№1 «Полет в космосе» Беседа и просмотр презентации «Что такое метеориты?» | Учить детей делать планирующую машину Дать представление о метеоритах, показать, что происходит с ними при прохождении внутри атмосферы Земли | Познавательное развитие: знакомить детей с космическими предметами. Развивать любозна-тельность в ходе проведения опытов. Речевое развитие: пополнение и активизация словаря на основе углубления знаний о космическом пространстве. | Умеют с интересом относиться к исследованиям и к проведению опытов |
Занятие №3-4. Практика Аппликация «Ракета» | Учить детей делать работы в технике обрывания, развивать моторику рук | Речевое развитие: пополнение и активизация словаря на основе углубления знаний о космическом пространстве | Детские работы | |
Май «Мир солнца» | Занятие №1-2 Познание Опыт №1 с парафином (кусочки парафина, игрушечные сковородки, палочки для размешивания парафина, тряпочки) Опыт №2 «Граненое стеклышко» (деталь от хрустальной люстры), зеркало.
| Упражнять детей в элементарном экспериментировании с парафином и на его основе подвести детей к самостоятельному выводу о физичес-ких свойствах парафина. Позна-комить с механизмом образования цветов как разло-жением и отраже-нием лучей цвета. Расширить представления детей о тени - тень имеют все предметы, она имеет конфигурацию того предмета, от которого получена. | Познавательное развитие: формировать у детей представле-ние о свете, как о прямолинейно рас-пространяющихся лучах, научить пус-кать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом). Уточнить знания детей о материалах, из которых изготавливают свечи, их качествах. Речевое развитие: активизировать словарь детей, учить говорить детей грамматиче-ски правильно. | Умеют делать самостоятельно умозаключения и делиться впечатлениями. Может описать погодные явления. Называть свойства солнечных лучей. |
| Занятие №3-4. Практика Поделка «Солнышко» | Научить новым приемам ручного труда, работе с ножницами. | Познавательное развитие: дать представления о значении солнца как источника света и тепла в жизни всего живого. Речевое развитие: способствовать формированию диалогической речи у детей. | Поделки, выполненные своими руками |
Список литературы:
1. Л. Н. Прохорова «Организация экспериментальной деятельности дошкольников». Методические рекомендации – издательство Арки 2005.
2. Л. Н. Менщикова «Экспериментальная деятельность детей» изд.- 2009.
3. Энциклопедия «365 научных экспериментов»
4. Интерне-ресурсы:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа работы кружка "Домисолька" по развитию вокальных навыков детей среднего, старшего дошкольного возраста
laquo;Пение относится к числу тех видов музыкальной деятельности, в процессе которой успешно развивается эстетическое отношение к жизни, к музыке, обогащаются переживания ребенка, активно формируются...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа познавательной направленности «Всезнайка» для детей средней группы 4-5лет
Содержание №Наименование разделовСтраница1Целевой раздел31.1По...
Программа работы кружка по познавательному развитию «Всезнайка»
laquo;Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатствомрежде всего мир природы, с безграничным богатство...
ПРОГРАММА дополнительного образования «Развивай-ка» для детей 3-4 лет на 2024-2025 учебный год
ПРОГРАММАдополнительного образования«Развивай-ка»для детей 3-4 лет...
Рабочая программа воспитателей старшей группы общеразвивающей направленности (5-6 лет) № 10 «Золотые рыбки» на 2024 – 2025 учебный год.
Аннотация к рабочей программе старшей группы №10 «Золотые рыбки» общеразвивающей направленностиРабочая программа предназначена для организации образовательной деятельности с детьми старшей...
Перспективный план работы с родителями детей второй младшей группы на 2024-2025 учебный год
Цель: Создать условия для формирования ответственного взамоотношения с семьями воспитанников и развитие компетентности родителей....
Программа дополнительного образования «Говорящие пальчики» для детей 3-4 лет на 2024-2025 учебный год
Наименование дополнительной образовательной услугиПрограмма кружка дополнительного образования «Говорящие пальчики». Основание для разработки программыЗакон «Об образовании&raqu...