Программа работы дополнительного образования по познавательному развитию «Всезнайка» возраст детей 4-6 лет на 2024-2025 учебный год
материал (старшая группа)

Квасова Марина Александровна

Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека.

Огромную роль в этом направлении играет поисково–познавательная деятельность дошкольников, которая протекает в форме экспериментальных действий. Исследовательская деятельность развивает познавательную активность детей, приучает действовать самостоятельно, планировать работу и доводить ее до положительного результата. С помощью взрослого и самостоятельно ребенок усваивает разнообразные связи в окружающем мире: вступает в речевые контакты со сверстниками и взрослыми, делиться своими впечатлениями, принимает участие в разговоре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kruzhka_vseznayka_s._a._shishkina_-_kopiya.doc86.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                      Утверждаю:

Заведующий МДОУ «ДС №28»

_____________С.А. Переверзева

                                                                                                      Приказ № _____  

                                                                                                      от ___ сентября 2024г

        

Программа работы дополнительного

образования  по познавательному развитию

«Всезнайка» возраст детей 4-6 лет

на 2024-2025 учебный год

 

г. Благодарный

2024г.

Содержание:

  1. Пояснительная записка----------------------------------------------3
  2. Цель и задачи программы------------------------------------------ 3
  3. Принципы работы, методы и приемы, оборудование----------3
  4. Планируемые результаты ------------------------------------------ 4
  5. Тематическое планирование по месяцам------------------------ 5-9
  6. Список литературы---------------------------------------------------10

Пояснительная записка

Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека.

Огромную роль в этом направлении играет поисково–познавательная деятельность дошкольников, которая протекает в форме экспериментальных действий. Исследовательская деятельность развивает познавательную активность детей, приучает действовать самостоятельно, планировать работу и доводить ее до положительного результата. С помощью взрослого и самостоятельно ребенок усваивает разнообразные связи в окружающем мире: вступает в речевые контакты со сверстниками и взрослыми, делиться своими впечатлениями, принимает участие в разговоре.

Для проведения кружковой работы были поставлены следующие цели и задачи:

Цели кружка «Всезнайка»: развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, творчеству.

Задачи деятельности кружка «Всезнайка:

  1. формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы; умения применять различные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
  2. расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук; развивать у детей умение пользоваться приборами – помощниками при проведении игр - экспериментов;
  3. развивать умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно; желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
  4. развивать у детей умственные способности: мыслительные способности: анализ, классификацию, сравнение, обобщение; формировать способы познания путем сенсорного анализа; коммуникативность, самостоятельность, наблюдательность, элементарный самоконтроль и саморегуляцию своих действий.

Принципы работы:

-Принцип приобщения ребенка к познанию окружающего мира

-Принцип погружения в проблему

        -Принцип взаимности и доброжелательности

Методы и приемы:

-словесный

-наглядный

-практический (организация продуктивной деятельности детей)

Оборудование:

для опытов: лупы, тарелки, песок, сухие листья (гербарий), шило, зеркало, стаканы для воды, зеркало, воздушные шарики, свеча, камни, соль, мел, грифель, уголь, сахар, пищевые красители, пемза, контейнер, таз, стеклянная банка, веревка, вешалка-плечики для одежды, пластиковая бутылка.

для творчества:

- бумага белая и цветная, картон

– акварельные краски, гуашь, ножницы, клей;

– пластилин,  

– салфетки;

 Планируемые результаты:

-Проявление интереса к исследовательской деятельности;

- Выполнение сенсорного анализа, выдвижение гипотез, подведение итогов;

-Накопление конкретных представлений о предметах и их свойствах;

-Проявление самостоятельности в познании окружающего мира;

-Проявление активности для разрешения проблемных ситуаций;

-Развитие коммуникативных навыков.

 Тематическое планирование по месяцам

Месяц

Тема

Программное содержание (цели, задачи)

Образовательные области

Планируемые результаты

Сентябрь

«Мир песка»

Занятие  № 1 -2

Познание

«Песочная страна»

 

 

Выявить свойства песка, почему песок хорошо сыплется? (выявить свойства песка: сыпучесть, рыхлость) .

 

Познавательное развитие: знакомить детей с предметами нежи-вой природы. Раз-вивать любозна-тельность в ходе  проведения опы-тов.                      Речевое развитие: пополнение и акти-визация словаря на основе углубления знаний об объектах неживой природы.

Умеют называть свойства песка, делать выводы в ходе экспериментирования, умеют согласовывать прилагательные с существитель-ными, делают логические заключения.

Занятие

№ 3-4.

Практика

Рисование песком: «Разнообразные фигуры»

 Учить детей изображать рисунок с помощью песочной технике.

 

Познавательное развитие: формирование представлений детей о песчаной пустыне как среде обитания животных и растений.

Детские работы из песка

Октябрь

«Мир растений»

 

 Занятие

№ 1-2.

Познание

Значение воды в жизни растений

Опыты:

№1 «Расте-ния и вода»

№2 «Скольз-кие листья»

 Формировать представления детей о важности воды для жизни и роста растений,

теряют ли листья влагу?

Познавательное развитие: расширять знания о состоянии растений осенью.

Речевое развитие: способствовать формированию диалогической   речи у детей.

Умеют с интере-сом относиться к исследованиям и к проведению опытов

 Занятие

 № 3-4.

 Практика

Рисование  «Осенний цветок»

 Учить детей видеть красоту природных объек-тов, разнообразие цвета; передавать увиденное в своем рисунке

Познавательное развитие: дать представления о значении листьев в природе.

 Ноябрь

«Мир воды»

Занятие

№ 1-2.

Познание Опыт №1«Теплая капелька»

Познакомить со способом получения теплой воды, развивать умение детей планировать свою деятельность, делать выводы.  Воспитывать аккуратность при работе с водой.

 Познавательное развитие: учить видеть детей разное состояние воды (теплое, холодное). Учить делать умозаключение. Коммуникация: расширять словарь за счет прилага-тельных обознача-ющих свойства воды.

Умеют называть состояние воды, используя в речи имен   прилагательных, согласовывая их с именами существительными

 

Занятие

№3-4. Практика «Волшебная кисточка»

Чтение Н.А. Рыжова «Жила-была река»

Получать оттенки синего цвета на светлом фоне, фиолетовый цвет из красной и синей краски, формировать представление детей о значимос-ти чистой воды в жизни человека, проблеме загрязнения.                                                                      

Художественно-эстетическое направление. Формировать интерес к эстетиче-ской стороне окру-жающей действии-тельности.

Умеют подбирать цвета, путем смешивания красок.

Декабрь

«Мир воздуха»

Занятие

№1-4.

Познание Поиски воздуха

Опыт №1«Тепло в воздухе»

Опыт №2 «Сколько весит воздух?»

Опыт №3 «Всюду воздух»

Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, расширять   знания о воздухе, активизировать   речь и обогащать   словарь детей.

Речевое развитие: развивать свободное общение с взрослыми и сверстниками в процессе проведения опытов, обогащать словарь детей (лаборатория, прозрачный, невидимый.)

 Познавательное развитие: развивать наблюдательность, любознательность мышление, память. Познавательную активность.

Умеют называть свойства воздуха. Делать выводы в ходе   проведения опытов и экспериментов.

Январь

«Мир камней»

 Занятие

№1-2.

Познание

Опыт №1 «Почему камни бывают» разноцветными?

Опыт №2 «Как вода камень разрушает?»

Опыт №3 «Плавучий камень»

Показать детям с помощью пластилина каменные пласты, которые образуются миллионами лет.

Смоделировать силу и воздействия воды

Показать детям, что пемза плавает и не тонет в воде.

Познавательное развитие: расширять знания о разнообразии камней в природе, их значением в жизни человека, с природными и искусственными камнями.

Речевое развитие: способствовать формированию диалогической   речи у детей.

Умеют называть свойства камней. Делать выводы в ходе   проведения опытов и экспериментов

Проявляют интерес к познанию и окружающей нас природе.

 Занятие

№3-4. Практика

«Камни пишут и рисуют»

Учить детей рисовать простым карандашом-грифелем, углем.

Речевое развитие: расширять словарный запас за счет называния свойств, камней.

Детские работы

Февраль

«Мир   температуры»

 Занятие

№1-2 Познание

Термометры для измерения температуры воды, воздуха, тела человека; два стакана с водой разной температуры (из холодильника и теплой) на каждого ребенка.

Развитие способности ребенка концентрировать внимание на измерении темпе-ратуры окружаю-щей среды и собственного тела.  

 Познакомить с понятием «температура»; формировать представление о приборе для изме-рения температуры - термометре; сравнение разных видов термометров Речевое развитие: расширять словар-ный запас детей.

 

 Занятие

№3-4. Практика

Изготовление модели «Термометр»

Учить детей показывать температуру выше или ниже нуля с помощью модели.

 

Март

«Мир химии»

 Занятие

№1-2.

Познание Опыт №1 Выращивание грибка под названием «Хлебная плесень».

Установить, что для роста мельчайших живых организмов (грибков) нужны определенные условия.

Познавательное развитие: знакомить детей с мельчайшими организмами (грибками)

Речевое развитие: развивать свободное общение с взрослыми и сверстниками в процессе проведения опытов, обогащать словарь детей.

Проявляют интерес к окружающей нас среде.

 

 Занятие

№3-4.

Опыт №2 «Красочный сахар»

Учить детей с помощью пище-вых красителей получать красоч-ный сахар

Речевое развитие: учить строить предложения грамматически правильно

Апрель

«Мир космоса»

 Занятие

№1-2.

Познание

 Опыт№1 «Полет в космосе»

Беседа и просмотр презентации

«Что такое метеориты?»

Учить детей делать планирующую машину

Дать представление о метеоритах, показать, что происходит с ними при прохождении внутри атмосферы Земли

Познавательное развитие: знакомить детей с космическими предметами. Развивать любозна-тельность в ходе   проведения опытов.                      Речевое развитие: пополнение и активизация словаря на основе углубления знаний о космическом пространстве.

Умеют с интересом относиться к исследованиям и к   проведению опытов

 Занятие

№3-4. Практика

Аппликация «Ракета»

Учить детей делать работы в технике обрывания, развивать моторику рук

Речевое развитие: пополнение и активизация словаря на основе углубления знаний о космическом пространстве

Детские работы

Май

«Мир солнца»

 Занятие

№1-2

Познание

 Опыт №1 с парафином (кусочки парафина, игрушечные сковородки, палочки для размешивания парафина, тряпочки)

 Опыт №2 «Граненое стеклышко» (деталь от хрустальной люстры), зеркало.

 

 Упражнять детей в элементарном экспериментировании с парафином и на его основе подвести детей к самостоятельному выводу о физичес-ких свойствах парафина. Позна-комить с  механизмом образования цветов как разло-жением и отраже-нием лучей цвета.

Расширить представления детей о тени - тень имеют все предметы, она имеет конфигурацию того предмета, от которого получена.  

Познавательное развитие:  формировать у детей представле-ние о свете, как о прямолинейно рас-пространяющихся лучах, научить пус-кать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом). Уточнить знания детей о материалах, из которых изготавливают свечи, их качествах.

Речевое развитие: 

активизировать словарь детей, учить говорить детей грамматиче-ски правильно.

Умеют делать самостоятельно умозаключения и делиться впечатлениями.

Может описать погодные явления. Называть свойства солнечных лучей.

 

 Занятие

№3-4. Практика

Поделка «Солнышко»

Научить новым приемам ручного труда, работе с ножницами.

Познавательное развитие: дать представления о значении солнца как источника света и тепла в жизни всего живого.

Речевое развитие: способствовать формированию диалогической   речи у детей.

Поделки, выполненные своими руками

                   Список литературы:

1. Л. Н. Прохорова «Организация экспериментальной деятельности дошкольников». Методические рекомендации – издательство Арки 2005.

2. Л. Н. Менщикова «Экспериментальная деятельность детей» изд.- 2009.

3.  Энциклопедия «365 научных экспериментов»              

4. Интерне-ресурсы:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа работы кружка "Домисолька" по развитию вокальных навыков детей среднего, старшего дошкольного возраста

laquo;Пение относится к числу тех видов музыкальной деятельности, в процессе которой успешно развивается эстетическое отношение к жизни, к музыке, обогащаются переживания ребенка, активно формируются...

Программа работы кружка по познавательному развитию «Всезнайка»

laquo;Мир, окружающий ребенка – это,  прежде всего мир природы, с безграничным богатствомрежде всего мир природы, с безграничным богатство...

ПРОГРАММА дополнительного образования «Развивай-ка» для детей 3-4 лет на 2024-2025 учебный год

ПРОГРАММАдополнительного образования«Развивай-ка»для детей 3-4 лет...

Рабочая программа воспитателей старшей группы общеразвивающей направленности (5-6 лет) № 10 «Золотые рыбки» на 2024 – 2025 учебный год.

Аннотация к рабочей программе старшей группы №10 «Золотые рыбки» общеразвивающей направленностиРабочая программа предназначена для организации образовательной деятельности с детьми старшей...

Перспективный план работы с родителями детей второй младшей группы на 2024-2025 учебный год

Цель: Создать условия для формирования ответственного взамоотношения с семьями воспитанников и развитие компетентности родителей....

Программа дополнительного образования «Говорящие пальчики» для детей 3-4 лет на 2024-2025 учебный год

Наименование дополнительной образовательной услугиПрограмма кружка дополнительного образования «Говорящие пальчики». Основание для разработки программыЗакон «Об образовании&raqu...