План работы кружка по познавательному развитию «Юные исследователи» на 2018 – 2019учебный год
методическая разработка по конструированию, ручному труду (старшая группа)

Гумарова Зульфия Завдатовна

(экспериментальная деятельность  с применением LEGO-конструирования) 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_besplatnogo_kruzhka_9gruppa_starsh.gr_.docx53.23 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение НМР РТ «Детский сад общеразвивающего вида № 34»

ПЛАН РАБОТЫ КРУЖКА

ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ

«ЮНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ»

(экспериментальная деятельность

с применением LEGO-конструирования)

на 2018 – 2019учебный год

                                                                       Составил: воспитатель

                                                                                  ГумароваЗульфияЗавдатовна

г. Нижнекамск, 2018г.

План кружка

«Юные исследователи»

для детей 5 - 6 лет

Пояснительная записка

Программа кружка  рассчитана на детей старшего дошкольного возраста.

Форма проведения занятий кружка - игры-занятия по экспериментированию с элементамилего-конструирования (игры-путешествия, игры-соревнования).

Режим занятий: 1 раз в неделю;продолжительность – 25минут.

1 раз в 3 месяца совместные мероприятия с родителями.

Итогом могут служить открытые занятия, праздники, развлечения.

Срок реализации кружка – 1 год, сентябрь и май - обследование уровня овладения экспериментальной и конструктивной  деятельностью  детей.

Актуальность:В период дошкольного детства формируются способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. Ценность реальной технологии  заключается в том, что практически, через непосредственную деятельность, обнаруживаются скрытые стороны объекта или явления; развиваются способности ребёнка к определению проблемы, аналитическим операциям  и возможности самостоятельному выбору пути её решения. Познавательно–исследовательская и конструктивная деятельность позволяет объединить практически все виды деятельности и все стороны воспитания дошкольников: развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, познавательные способности, умения изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, формировать у детей стремление к учебной деятельности, воспитывать творчески ориентированную личность. Потребность в познании – источник развития личности. Формой выражения внутренних потребностей в знаниях является познавательный интерес.

Программа кружка  направлена на потребность ребенка в познании окружающего мира, на новые впечатления, которые лежат в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской (поисковой) деятельности. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность с использованием лего-конструирования, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Принципы создания программы:

1.Доступность:

- учет возрастных особенностей;

- адаптивность материала к возрасту детей.

2. Систематичность и последовательность:

- постепенная подача материала от простого к сложному;

- частое повторение усвоенных упражнений и комплексов.

3. Наглядность материала;

4. Динамичность:

- интеграция программы в разные виды деятельности;

5. Дифференциация;

- учет возрастных особенностей.

Цель программы кружка:Способствовать формированию и развитию познавательных интересов детей  посредством опытно-экспериментальной и конструктивной  деятельностью.

Задачи:

  1. Помогать накоплению у детей конкретных представлений о предметах и их свойствах.
  2. Формировать пространственное мышление, умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать связь между их назначением и строением.
  3. Развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское научно-техническое творчество.
  4. Развивать умение применять свои знания при проектировании и сборке конструкций.Развивать операции логического мышления.
  5. Развивать познавательную активность детей, воображение, фантазию и творческую инициативу.
  6. Развивать мелкую и крупную моторику, ориентировку в пространстве;
  7. Развивать диалогическую и монологическую речь, расширять  словарный запас.

Оборудование детской лаборатории:

  1. Приборы - «помощники»: лабораторная посуда, весы, объекты живой и неживой природы, емкости для игр с водой разных объемов и форм;
  2. Природный материал:  камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена;
  3. Утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки;разные виды бумаги, ткани;
  4. Медицинские материалы: ватные диски, пипетки, колбы, термометр, мерные ложки;прочие материалы:  зеркала, воздушные шары, соль, сахар, цветные и прозрачные  стекла, сито, свечи, магниты, нитки, и т.д.
  5. LEGO-конструкторы (различные детали для построек)

Условия реализации:

        Включение родителей в процесс развития познавательного интереса детей реализовывался в проведении родительского собрания, анкетирования,  наглядной агитации, консультаций.

        Для реализации поставленной цели и задач созданы  условия в предметно-развивающей среде группы. Мини-лаборатория, оснащеннаянеобходимым оборудованием и материалами с минимальными затратами материальных средств и времени. Конструкторы.

Формы организации обучения: Беседы, опыты, эксперименты, наблюдения, познавательные игры, проблемные ситуации, алгоритмы, опорные карточки, планы -схемы, пиктограммы, таблицы, календарь природы.

Структура занятия:

-Ставить проблему.

-Принимать и ставить цель.

-Решать проблему.

-Анализировать объект или явление.

-Сопоставлять факты.

-Выдвигать гипотезы.

-Отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности.

-Осуществлять эксперимент.

-Делать вывод.

-Фиксировать этапы действий и результат графически и с помощью LEGO- конструктора.

Ожидаемые результаты:

  • Проявление интереса к исследовательской и конструктивной деятельности;
  • Выполнение сенсорного анализа, выдвижение гипотез, подведение итогов;
  • Накопление конкретных представлений о предметах и их свойствах;
  • Проявление самостоятельности в познании окружающего мира;
  • Проявление активности для разрешения проблемных ситуаций;
  • Развитие мелкой и крупной моторики, коммуникативных навыков при выполнении совместных построек.

Формы подведения итогов: зарисовки, схемы, картинки, таблицы, постройки.

Ценность опытно-экспериментальной и конструктивной деятельности в том, что она предоставляет возможность стимулировать познавательную  потребность через близкие и естественные для ребёнка практические действия.

Кружок «Юные исследователи» расширяет и дает ребенку дополнительные возможности в познании окружающего мира.

Перспективное планирование

экспериментальная деятельность

с применением LEGO-конструирования в старшей группе.

Месяц

Неделя

Тема

Цель

Структура

      Сентябрь

1 неделя

Мониторинг

Подобрать диагностические методы и  методики, направленных на  выявление у детей сформированности предпочтений к занятием экспериментальной и конструктивной деятельностью.

Участие детей в диагностическом обследовании.

2 неделя

Мониторинг

Обработка результатов мониторинга.

Изучение результатов.

3 неделя

«УДИВИТЕЛЬНЫЙ ПЕСОК»

1.Познакомить со свойствами и качествами песка, егопроисхождением, развивать смекалку.

2.Знакомить детей с понятием устойчивости постройки, её прочности.

1.«Волшебный мешочек»(определение на ощупь)

2.Физминутка «Ладонь в ладонь»

3.Постройка: башня из LEGO

4 неделя

«СВОЙСТВА СУХОГО И МОКРОГО ПЕСКА»

1.Закрепить свойства песка, развивать смекалку, наблюдательность.

2.Учить строить совместную постройку.

1. «Сюрприз для гнома» (рисование цветным песком) 2.2.Физминутка «Ладонь в ладонь»

3. Постройка: совместная постройка «Замок» из LEGO

Октябрь

1 неделя

«СОРЕВНОВАНИЕ»

Познакомить с состоянием почвы; развивать наблюдательность.

1. Труд в уголке природы. Рыхление почвы разными способами.

2.Физминутка.

3. Постройка: тоннель  из конструктора LEGO

2 неделя

«СУХАЯ И ВЛАЖНАЯ ПОЧВА»

Учить определять и сравнивать сухую и влажную почву.

1. «Где лучше расти» (опыт)

2.Физминутка.

3. Постройка: тоннель  из конструктора LEGO

3 неделя

«СОЛНЕЧНЫЕ ЗАЙЧИКИ»

Познакомить с происхождением солнечных зайчиков, их движением, предметами, от которых они отражаются; развивать смекалку, любознательность.

1. «Солнечные зайчики» (эксперимент)

2.Физминутка.

3. Постройка: зайчики  из конструктора LEGO

4 неделя

«ЧЁРНОЕ И БЕЛОЕ»

 

Познакомить с влиянием солнечных лучей на чёрный и белый цвет; развивать наблюдательность, смекалку.

1. «Черное и белое» (эксперимент)

2.Физминутка.

3. Постройка: зайчики  из конструктора LEGO

Ноябрь

1 неделя

2 неделя

«ИМЕЕТ ЛИ ВОДА ЦВЕТ, ВКУС И ЗАПАХ»

«ЕСТЬ ЛИ У ВОДЫ ФОРМА?».

           

Дать понять детям, что вода это жидкость, не имеющая ни формы, ни цвета, ни запаха, ни вкуса Уточнить представления детей о том, что вода постоянно меняет форму. Она принимает форму того сосуда, в который её наливают.

1. «Эксперименты и опыты с водой»

2.Физминутка.

3. Постройка: кувшины для воды  из конструктора LEGO

3неделя

«КОГДА ЛЬЁТСЯ, КОГДА КАПАЕТ»

            

Продолжать знакомить со свойствами воды; развивать наблюдательность; закреплять знание правил безопасности при обращении с предметами из стекла.

1. «Путешествие капельки» (рисование по – мокрому листу).

2.Физминутка.

3. Постройка: совместная постройка  из конструктора LEGO

4 неделя

«В КАКУЮ БУТЫЛКУ БЫСТРЕЕ НАЛЬЁТСЯ ВОДА?»

            .

Продолжать знакомить со свойствами воды, предметами разной величины, развивать смекалку, учить соблюдать правила безопасности при обращении со стеклянными предметами

1. «Опыт с водой: в какую бутылку быстрее нальется вода?»

2.Физминутка.

3. Постройка: постройка  «Высокий и низкий кувшин» из конструктора LEGO

Декабрь

1 неделя

«ПОЧЕМУ СНЕГ МЯГКИЙ?»

Совершенствовать знания детей о снеге.

1.«Опыт со снегом»

2.Физминутка.

3. Постройка: постройка  «Снежинка» из конструктора LEGO

2 неделя

«ГДЕ ЛУЧИКИ»

Показать детям, что форма снежинок меняется в зависимости от погоды.

1.«Волшебные снежинки»

2.Физминутка.

3. Постройка: совместная постройка  «Снежинки» из конструктора LEGO

3 неделя

«ПОЧЕМУ СНЕГ ГРЕЕТ»

Помочь детям понять, что снег согревает землю от промерзания

1.«Опыт со снегом»

2.Физминутка.

3. Постройка: постройка  «Берлога для медведя» из конструктора LEGO

4 неделя

«КАК СНЕГ ПРЕВРАЩАЕТСЯ В ВОДУ»

            

Показать, что снег в тепле тает, становится водой, снег белый, но содержит мелкую грязь – она хорошо видна сквозь прозрачную талую воду.

1.Эксперимент «Как снег превращается в воду»

2.Физминутка.

3. Постройка: постройка  «Крепость» из конструктора LEGO

Январь

1 неделя

«ЛЕДЯНОЙ ДОМ»

Закреплять знания детей о том, что лед тает в тепле.

1.«Заячья избушка»рус.нар.сказка

2.Физминутка.

3. Постройка: постройка  «Дом» из конструктора LEGO

2 неделя

«ЗАМЕРЗАНИЕ ЖИДКОСТЕЙ»

Познакомить детей с различными жидкостями, выявить различия в процессах их замерзания.

1.«Опыт с различными жидкостями: вода, жидкое масло»

2.Физминутка.

3. Постройка: совместная постройка  «Дружная семья» из конструктора LEGO

3 неделя

«ЛЕДЯНОЙ СЕКРЕТ»

Показать детям свойства льда, выяснить, в чем опасность льда для здоровья.

1.«Ледяной секрет» (свойства льда)

2.Физминутка.

3. Постройка: постройка  «Замок » из конструктора LEGO

4 неделя

«ОТКУДА БЕРЕТСЯ ИНЕЙ»

Дать детям доступное объяснение происхождения осадков.

1.Показ презентации «Откуда берется иней»

2.Физминутка.

3. Постройка: постройка  «Холодильник» из конструктора LEGO

Февраль

1 неделя

«ДРУЗЬЯ»

        .

Познакомить с составом воды (кислород); развивать смекалку, любознательность

1.Опыт с водой «Друзья»

2.Физминутка.

3. Постройка: постройка  «Рыбка» из конструктора LEGO

2 неделя

«МОЖНО ЛИ ПИТЬ ТАЛУЮ ВОДУ?»

        

Показать детям, что даже самый чистый белый снег грязнее водопроводной воды.

1.Эксперимент со снегом

2.Физминутка.

3. Постройка: постройка  «Снежинка» из конструктора LEGO

3 неделя

«ИГРАЕМ С КРАСКАМИ».

        

Познакомить с процессом растворения краски в воде (произвольно и при помешивании); развивать наблюдательность, сообразительность.

1.Опыт «Играем с красками»

2.Физминутка.

3. Постройка: постройка  «Цветные башенки» из конструктора LEGO

4 неделя

«ОЧИСТКА ГРЯЗНОЙ ВОДЫ»

        

Дать детям представление об очистке воды.

1.Эксперимент «Очистка грязной воды»

2.Физминутка.

3. Постройка: постройка  «фильтр для очистки воды» из конструктора LEGO

Март

1 неделя

«ПРОКАТИ ШАРИК»

Познакомить с движением тела по наклонной и по прямой, развивать наблюдательность, смекалку.

1.Опыт «Прокати шарик»

2.Физминутка.

3. Постройка: постройка  «Дорожка для шарика» из конструктора LEGO

2 неделя

«ТАНЕЦ ГОРОШИН»

        

Познакомить с понятием «сила движения», развивать смекалку, наблюдательность, любознательность.

1.«Танец горошин» опыт

2.Физминутка.

3. Постройка: совместная постройка  по образцу  из конструктора LEGO

3 неделя

«МОЙ ВЕСЁЛЫЙ, ЗВОНКИЙ МЯЧ»

 

Дать понятие, что легкие предметы не только плавают, но и могут «выпрыгивать» из воды; развивать смекалку, внимание, наблюдательность.

1.Эксперимент «Мой веселый, звонкий мяч»

2.Физминутка.

3. Постройка: постройка  «Бассейн» из конструктора LEGO

4 неделя

«ИСПЫТАНИЕ МАГНИТА»

Дать представление о магните и его свойстве притягивать предметы, выявить предметы, которые могут стать магнетическими, используя магнит.

1.Опыт «Испытание магнита»

2.Физминутка.

3. Постройка: постройка  по замыслу из конструктора LEGO

Апрель

1 неделя

«ВОРЧЛИВЫЙ ШАРИК»

Познакомить с движением воздуха, его свойствами; развивать наблюдательность, любознательность.

1.Опыт «Ворчливый шарик»

2.Физминутка.

3. Постройка: постройка  «Дорожки» из конструктора

2 неделя

«ПОСЛУШНЫЙ ВЕТЕРОК»

        

Продолжать знакомить с разной силой потока воздуха, развивать дыхание, смекалку.

1.Дыхательная гимнастика «Послушный ветерок»

2.Физминутка.

3. Постройка: постройка  «Кораблик» из конструктора LEGO

3 неделя

        

«ВЕСЁЛАЯ ПОЛОСКА»

Познакомить со свойствами бумаги и действием на неё воздуха; развивать любознательность.

1.Опыт с бумагой «Веселая полоска»

2.Физминутка.

3. Постройка: совместная постройка  «Корабль » из конструктора LEGO

4 неделя

«ТКАНЬ И ЕЕ СВОЙСТВА»

Способствовать уточнению и закреплению представлений о видах и свойствах ткани: плащевая, костюмная, ситец, мешковина и т. д.

1.«Волшебный мешочек»(определи на ощупь)

2.Физминутка.

3. Постройка: постройка  «Одежда» из конструктора LEGO

Май

1 неделя

«УВЕЛИЧИТЕЛЬНЫЕ СТЕКЛА»

Познакомить с прибором-помощником «лупа».  Объяснить для, чего человеку нужна лупа. Развивать наблюдательность, любознательность.

1.Опыт «Увеличительные стекла»

2.Физминутка.

3. Постройка: постройка  «Жук» из конструктора LEGO

2 неделя

«НЕОБЫЧНЫЕ КОРАБЛИКИ»

 

        

Познакомить со свойствами стеклянных предметов; развивать наблюдательность; усидчивость; учить соблюдать правилабезопасности при обращении со стеклом.

1.Показ презентации «Свойства стеклянных предметов»

2.Физминутка.

3. Постройка: совместная постройка по замыслу детей из конструктора LEGO

3 неделя

«РАДУГА В КОМНАТЕ»

        

Познакомить детей с природным явлением – радуга.

1.Рисование «Радуга»

2.Физминутка.

3. Постройка: постройка  «Радуга» из конструктора

4 неделя

«ЭФФЕКТ РАДУГИ»

Воспитывать бережное отношение к природе.

1.Показ презентации «Эффект радуги»

2.Физминутка.

3. Постройка: совместная постройка  «Радужная улица» из конструктора LEGO

Список литературы

1. Бондаренко Т. М. Экологическое занятие с детьми 6-7 лет. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. - Воронеж: ТЦ « Учитель» 2004г.

2. Вахрушев А. А., Кочемасова Е. Е., Акимова Ю. Я., Белова И. К. Здравствуй, мир! Окружающий мир для дошкольников. Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей – М.: «Баласс», 2003 г.

3. Комплексное занятие по экологии для старшего дошкольников. Методическое пособие под ред. С. Н. Николаевой. – М. Педагогическое общество России, 2005.

4. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические редакции/ Под ред. Прохоровой Л. Н. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2004.

5.Материалы интернета.

6. Комарова Л. Г. «Строим из LEGO» (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). — М.; «ЛИНКА — ПРЕСС», 2001.

7.Фешина Е.В «Лего-конструирование в детском саду»,., 2012


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ОД по познавательному развитию " ЮНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ" ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Конспект ОД по познавательному развитию " ЮНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ"  ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

Сборник методического материала по образовательной области "Познавательное развитие" "Юные исследователи"

Авторы делятся опытом организации работы  по образовательным областям «Познавательное развитие»В пособии представлен практический материал по использованию современных игровых техноло...

Рабочая программа дополнительного образования по познавательному развитию «Юный исследователь» для детей 5-6 лет

Экспериментальная деятельность, которая дает детям старшего дошкольного возраста возможность самостоятельного нахождения решения, подтверждения или опровержения собственных представлений, управления т...

Программа по дополнительным образовательным услугам "Познавательное развитие"Юные исследователи"

Способствовать формированию и развитию познавательных интересов детей через поисково-экспериментальную деятельность....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по познавательному развитию «Юные исследователи»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по познавательному развитию «Юные исследователи»Аннотация к программе...