План работы кружка по познавательному развитию «Юные исследователи» на 2018 – 2019учебный год
методическая разработка по конструированию, ручному труду (старшая группа)
(экспериментальная деятельность с применением LEGO-конструирования)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 53.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение НМР РТ «Детский сад общеразвивающего вида № 34»
ПЛАН РАБОТЫ КРУЖКА
ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ
«ЮНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ»
(экспериментальная деятельность
с применением LEGO-конструирования)
на 2018 – 2019учебный год
Составил: воспитатель
ГумароваЗульфияЗавдатовна
г. Нижнекамск, 2018г.
План кружка
«Юные исследователи»
для детей 5 - 6 лет
Пояснительная записка
Программа кружка рассчитана на детей старшего дошкольного возраста.
Форма проведения занятий кружка - игры-занятия по экспериментированию с элементамилего-конструирования (игры-путешествия, игры-соревнования).
Режим занятий: 1 раз в неделю;продолжительность – 25минут.
1 раз в 3 месяца совместные мероприятия с родителями.
Итогом могут служить открытые занятия, праздники, развлечения.
Срок реализации кружка – 1 год, сентябрь и май - обследование уровня овладения экспериментальной и конструктивной деятельностью детей.
Актуальность:В период дошкольного детства формируются способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. Ценность реальной технологии заключается в том, что практически, через непосредственную деятельность, обнаруживаются скрытые стороны объекта или явления; развиваются способности ребёнка к определению проблемы, аналитическим операциям и возможности самостоятельному выбору пути её решения. Познавательно–исследовательская и конструктивная деятельность позволяет объединить практически все виды деятельности и все стороны воспитания дошкольников: развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, познавательные способности, умения изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, формировать у детей стремление к учебной деятельности, воспитывать творчески ориентированную личность. Потребность в познании – источник развития личности. Формой выражения внутренних потребностей в знаниях является познавательный интерес.
Программа кружка направлена на потребность ребенка в познании окружающего мира, на новые впечатления, которые лежат в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской (поисковой) деятельности. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность с использованием лего-конструирования, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Принципы создания программы:
1.Доступность:
- учет возрастных особенностей;
- адаптивность материала к возрасту детей.
2. Систематичность и последовательность:
- постепенная подача материала от простого к сложному;
- частое повторение усвоенных упражнений и комплексов.
3. Наглядность материала;
4. Динамичность:
- интеграция программы в разные виды деятельности;
5. Дифференциация;
- учет возрастных особенностей.
Цель программы кружка:Способствовать формированию и развитию познавательных интересов детей посредством опытно-экспериментальной и конструктивной деятельностью.
Задачи:
- Помогать накоплению у детей конкретных представлений о предметах и их свойствах.
- Формировать пространственное мышление, умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать связь между их назначением и строением.
- Развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское научно-техническое творчество.
- Развивать умение применять свои знания при проектировании и сборке конструкций.Развивать операции логического мышления.
- Развивать познавательную активность детей, воображение, фантазию и творческую инициативу.
- Развивать мелкую и крупную моторику, ориентировку в пространстве;
- Развивать диалогическую и монологическую речь, расширять словарный запас.
Оборудование детской лаборатории:
- Приборы - «помощники»: лабораторная посуда, весы, объекты живой и неживой природы, емкости для игр с водой разных объемов и форм;
- Природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена;
- Утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки;разные виды бумаги, ткани;
- Медицинские материалы: ватные диски, пипетки, колбы, термометр, мерные ложки;прочие материалы: зеркала, воздушные шары, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито, свечи, магниты, нитки, и т.д.
- LEGO-конструкторы (различные детали для построек)
Условия реализации:
Включение родителей в процесс развития познавательного интереса детей реализовывался в проведении родительского собрания, анкетирования, наглядной агитации, консультаций.
Для реализации поставленной цели и задач созданы условия в предметно-развивающей среде группы. Мини-лаборатория, оснащеннаянеобходимым оборудованием и материалами с минимальными затратами материальных средств и времени. Конструкторы.
Формы организации обучения: Беседы, опыты, эксперименты, наблюдения, познавательные игры, проблемные ситуации, алгоритмы, опорные карточки, планы -схемы, пиктограммы, таблицы, календарь природы.
Структура занятия:
-Ставить проблему.
-Принимать и ставить цель.
-Решать проблему.
-Анализировать объект или явление.
-Сопоставлять факты.
-Выдвигать гипотезы.
-Отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности.
-Осуществлять эксперимент.
-Делать вывод.
-Фиксировать этапы действий и результат графически и с помощью LEGO- конструктора.
Ожидаемые результаты:
- Проявление интереса к исследовательской и конструктивной деятельности;
- Выполнение сенсорного анализа, выдвижение гипотез, подведение итогов;
- Накопление конкретных представлений о предметах и их свойствах;
- Проявление самостоятельности в познании окружающего мира;
- Проявление активности для разрешения проблемных ситуаций;
- Развитие мелкой и крупной моторики, коммуникативных навыков при выполнении совместных построек.
Формы подведения итогов: зарисовки, схемы, картинки, таблицы, постройки.
Ценность опытно-экспериментальной и конструктивной деятельности в том, что она предоставляет возможность стимулировать познавательную потребность через близкие и естественные для ребёнка практические действия.
Кружок «Юные исследователи» расширяет и дает ребенку дополнительные возможности в познании окружающего мира.
Перспективное планирование
экспериментальная деятельность
с применением LEGO-конструирования в старшей группе.
Месяц | Неделя | Тема | Цель | Структура |
Сентябрь | 1 неделя | Мониторинг | Подобрать диагностические методы и методики, направленных на выявление у детей сформированности предпочтений к занятием экспериментальной и конструктивной деятельностью. | Участие детей в диагностическом обследовании. |
2 неделя | Мониторинг | Обработка результатов мониторинга. | Изучение результатов. | |
3 неделя | «УДИВИТЕЛЬНЫЙ ПЕСОК» | 1.Познакомить со свойствами и качествами песка, егопроисхождением, развивать смекалку. 2.Знакомить детей с понятием устойчивости постройки, её прочности. | 1.«Волшебный мешочек»(определение на ощупь) 2.Физминутка «Ладонь в ладонь» 3.Постройка: башня из LEGO | |
4 неделя | «СВОЙСТВА СУХОГО И МОКРОГО ПЕСКА» | 1.Закрепить свойства песка, развивать смекалку, наблюдательность. 2.Учить строить совместную постройку. | 1. «Сюрприз для гнома» (рисование цветным песком) 2.2.Физминутка «Ладонь в ладонь» 3. Постройка: совместная постройка «Замок» из LEGO | |
Октябрь | 1 неделя | «СОРЕВНОВАНИЕ» | Познакомить с состоянием почвы; развивать наблюдательность. | 1. Труд в уголке природы. Рыхление почвы разными способами. 2.Физминутка. 3. Постройка: тоннель из конструктора LEGO |
2 неделя | «СУХАЯ И ВЛАЖНАЯ ПОЧВА» | Учить определять и сравнивать сухую и влажную почву. | 1. «Где лучше расти» (опыт) 2.Физминутка. 3. Постройка: тоннель из конструктора LEGO | |
3 неделя | «СОЛНЕЧНЫЕ ЗАЙЧИКИ» | Познакомить с происхождением солнечных зайчиков, их движением, предметами, от которых они отражаются; развивать смекалку, любознательность. | 1. «Солнечные зайчики» (эксперимент) 2.Физминутка. 3. Постройка: зайчики из конструктора LEGO | |
4 неделя | «ЧЁРНОЕ И БЕЛОЕ»
| Познакомить с влиянием солнечных лучей на чёрный и белый цвет; развивать наблюдательность, смекалку. | 1. «Черное и белое» (эксперимент) 2.Физминутка. 3. Постройка: зайчики из конструктора LEGO | |
Ноябрь | 1 неделя 2 неделя | «ИМЕЕТ ЛИ ВОДА ЦВЕТ, ВКУС И ЗАПАХ» «ЕСТЬ ЛИ У ВОДЫ ФОРМА?».
| Дать понять детям, что вода это жидкость, не имеющая ни формы, ни цвета, ни запаха, ни вкуса Уточнить представления детей о том, что вода постоянно меняет форму. Она принимает форму того сосуда, в который её наливают. | 1. «Эксперименты и опыты с водой» 2.Физминутка. 3. Постройка: кувшины для воды из конструктора LEGO |
3неделя | «КОГДА ЛЬЁТСЯ, КОГДА КАПАЕТ»
| Продолжать знакомить со свойствами воды; развивать наблюдательность; закреплять знание правил безопасности при обращении с предметами из стекла. | 1. «Путешествие капельки» (рисование по – мокрому листу). 2.Физминутка. 3. Постройка: совместная постройка из конструктора LEGO | |
4 неделя | «В КАКУЮ БУТЫЛКУ БЫСТРЕЕ НАЛЬЁТСЯ ВОДА?» . | Продолжать знакомить со свойствами воды, предметами разной величины, развивать смекалку, учить соблюдать правила безопасности при обращении со стеклянными предметами | 1. «Опыт с водой: в какую бутылку быстрее нальется вода?» 2.Физминутка. 3. Постройка: постройка «Высокий и низкий кувшин» из конструктора LEGO | |
Декабрь | 1 неделя | «ПОЧЕМУ СНЕГ МЯГКИЙ?» | Совершенствовать знания детей о снеге. | 1.«Опыт со снегом» 2.Физминутка. 3. Постройка: постройка «Снежинка» из конструктора LEGO |
2 неделя | «ГДЕ ЛУЧИКИ» | Показать детям, что форма снежинок меняется в зависимости от погоды. | 1.«Волшебные снежинки» 2.Физминутка. 3. Постройка: совместная постройка «Снежинки» из конструктора LEGO | |
3 неделя | «ПОЧЕМУ СНЕГ ГРЕЕТ» | Помочь детям понять, что снег согревает землю от промерзания | 1.«Опыт со снегом» 2.Физминутка. 3. Постройка: постройка «Берлога для медведя» из конструктора LEGO | |
4 неделя | «КАК СНЕГ ПРЕВРАЩАЕТСЯ В ВОДУ»
| Показать, что снег в тепле тает, становится водой, снег белый, но содержит мелкую грязь – она хорошо видна сквозь прозрачную талую воду. | 1.Эксперимент «Как снег превращается в воду» 2.Физминутка. 3. Постройка: постройка «Крепость» из конструктора LEGO | |
Январь | 1 неделя | «ЛЕДЯНОЙ ДОМ» | Закреплять знания детей о том, что лед тает в тепле. | 1.«Заячья избушка»рус.нар.сказка 2.Физминутка. 3. Постройка: постройка «Дом» из конструктора LEGO |
2 неделя | «ЗАМЕРЗАНИЕ ЖИДКОСТЕЙ» | Познакомить детей с различными жидкостями, выявить различия в процессах их замерзания. | 1.«Опыт с различными жидкостями: вода, жидкое масло» 2.Физминутка. 3. Постройка: совместная постройка «Дружная семья» из конструктора LEGO | |
3 неделя | «ЛЕДЯНОЙ СЕКРЕТ» | Показать детям свойства льда, выяснить, в чем опасность льда для здоровья. | 1.«Ледяной секрет» (свойства льда) 2.Физминутка. 3. Постройка: постройка «Замок » из конструктора LEGO | |
4 неделя | «ОТКУДА БЕРЕТСЯ ИНЕЙ» | Дать детям доступное объяснение происхождения осадков. | 1.Показ презентации «Откуда берется иней» 2.Физминутка. 3. Постройка: постройка «Холодильник» из конструктора LEGO | |
Февраль | 1 неделя | «ДРУЗЬЯ» . | Познакомить с составом воды (кислород); развивать смекалку, любознательность | 1.Опыт с водой «Друзья» 2.Физминутка. 3. Постройка: постройка «Рыбка» из конструктора LEGO |
2 неделя | «МОЖНО ЛИ ПИТЬ ТАЛУЮ ВОДУ?»
| Показать детям, что даже самый чистый белый снег грязнее водопроводной воды. | 1.Эксперимент со снегом 2.Физминутка. 3. Постройка: постройка «Снежинка» из конструктора LEGO | |
3 неделя | «ИГРАЕМ С КРАСКАМИ».
| Познакомить с процессом растворения краски в воде (произвольно и при помешивании); развивать наблюдательность, сообразительность. | 1.Опыт «Играем с красками» 2.Физминутка. 3. Постройка: постройка «Цветные башенки» из конструктора LEGO | |
4 неделя | «ОЧИСТКА ГРЯЗНОЙ ВОДЫ»
| Дать детям представление об очистке воды. | 1.Эксперимент «Очистка грязной воды» 2.Физминутка. 3. Постройка: постройка «фильтр для очистки воды» из конструктора LEGO | |
Март | 1 неделя | «ПРОКАТИ ШАРИК» | Познакомить с движением тела по наклонной и по прямой, развивать наблюдательность, смекалку. | 1.Опыт «Прокати шарик» 2.Физминутка. 3. Постройка: постройка «Дорожка для шарика» из конструктора LEGO |
2 неделя | «ТАНЕЦ ГОРОШИН»
| Познакомить с понятием «сила движения», развивать смекалку, наблюдательность, любознательность. | 1.«Танец горошин» опыт 2.Физминутка. 3. Постройка: совместная постройка по образцу из конструктора LEGO | |
3 неделя | «МОЙ ВЕСЁЛЫЙ, ЗВОНКИЙ МЯЧ»
| Дать понятие, что легкие предметы не только плавают, но и могут «выпрыгивать» из воды; развивать смекалку, внимание, наблюдательность. | 1.Эксперимент «Мой веселый, звонкий мяч» 2.Физминутка. 3. Постройка: постройка «Бассейн» из конструктора LEGO | |
4 неделя | «ИСПЫТАНИЕ МАГНИТА» | Дать представление о магните и его свойстве притягивать предметы, выявить предметы, которые могут стать магнетическими, используя магнит. | 1.Опыт «Испытание магнита» 2.Физминутка. 3. Постройка: постройка по замыслу из конструктора LEGO | |
Апрель | 1 неделя | «ВОРЧЛИВЫЙ ШАРИК» | Познакомить с движением воздуха, его свойствами; развивать наблюдательность, любознательность. | 1.Опыт «Ворчливый шарик» 2.Физминутка. 3. Постройка: постройка «Дорожки» из конструктора |
2 неделя | «ПОСЛУШНЫЙ ВЕТЕРОК»
| Продолжать знакомить с разной силой потока воздуха, развивать дыхание, смекалку. | 1.Дыхательная гимнастика «Послушный ветерок» 2.Физминутка. 3. Постройка: постройка «Кораблик» из конструктора LEGO | |
3 неделя |
«ВЕСЁЛАЯ ПОЛОСКА» | Познакомить со свойствами бумаги и действием на неё воздуха; развивать любознательность. | 1.Опыт с бумагой «Веселая полоска» 2.Физминутка. 3. Постройка: совместная постройка «Корабль » из конструктора LEGO | |
4 неделя | «ТКАНЬ И ЕЕ СВОЙСТВА» | Способствовать уточнению и закреплению представлений о видах и свойствах ткани: плащевая, костюмная, ситец, мешковина и т. д. | 1.«Волшебный мешочек»(определи на ощупь) 2.Физминутка. 3. Постройка: постройка «Одежда» из конструктора LEGO | |
Май | 1 неделя | «УВЕЛИЧИТЕЛЬНЫЕ СТЕКЛА» | Познакомить с прибором-помощником «лупа». Объяснить для, чего человеку нужна лупа. Развивать наблюдательность, любознательность. | 1.Опыт «Увеличительные стекла» 2.Физминутка. 3. Постройка: постройка «Жук» из конструктора LEGO |
2 неделя | «НЕОБЫЧНЫЕ КОРАБЛИКИ»
| Познакомить со свойствами стеклянных предметов; развивать наблюдательность; усидчивость; учить соблюдать правилабезопасности при обращении со стеклом. | 1.Показ презентации «Свойства стеклянных предметов» 2.Физминутка. 3. Постройка: совместная постройка по замыслу детей из конструктора LEGO | |
3 неделя | «РАДУГА В КОМНАТЕ»
| Познакомить детей с природным явлением – радуга. | 1.Рисование «Радуга» 2.Физминутка. 3. Постройка: постройка «Радуга» из конструктора | |
4 неделя | «ЭФФЕКТ РАДУГИ» | Воспитывать бережное отношение к природе. | 1.Показ презентации «Эффект радуги» 2.Физминутка. 3. Постройка: совместная постройка «Радужная улица» из конструктора LEGO |
Список литературы
1. Бондаренко Т. М. Экологическое занятие с детьми 6-7 лет. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. - Воронеж: ТЦ « Учитель» 2004г.
2. Вахрушев А. А., Кочемасова Е. Е., Акимова Ю. Я., Белова И. К. Здравствуй, мир! Окружающий мир для дошкольников. Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей – М.: «Баласс», 2003 г.
3. Комплексное занятие по экологии для старшего дошкольников. Методическое пособие под ред. С. Н. Николаевой. – М. Педагогическое общество России, 2005.
4. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические редакции/ Под ред. Прохоровой Л. Н. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2004.
5.Материалы интернета.
6. Комарова Л. Г. «Строим из LEGO» (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). — М.; «ЛИНКА — ПРЕСС», 2001.
7.Фешина Е.В «Лего-конструирование в детском саду»,., 2012
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/27/picture-857878-1480270368.jpg)
Конспект ОД по познавательному развитию " ЮНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ" ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Конспект ОД по познавательному развитию " ЮНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ" ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/21/picture-880984-1484949968.jpg)
календарно-тематический план кружка по познавательному развитию "Маленькие исследователи"
содержит распределение тем по экспериментированию на год...
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/24/picture-1061213-1537806881.jpg)
Сборник методического материала по образовательной области "Познавательное развитие" "Юные исследователи"
Авторы делятся опытом организации работы по образовательным областям «Познавательное развитие»В пособии представлен практический материал по использованию современных игровых техноло...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/12/picture-1174289-1570904740.jpg)
Рабочая программа дополнительного образования по познавательному развитию «Юный исследователь» для детей 5-6 лет
Экспериментальная деятельность, которая дает детям старшего дошкольного возраста возможность самостоятельного нахождения решения, подтверждения или опровержения собственных представлений, управления т...
Программа по дополнительным образовательным услугам "Познавательное развитие"Юные исследователи"
Способствовать формированию и развитию познавательных интересов детей через поисково-экспериментальную деятельность....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по познавательному развитию «Юные исследователи»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по познавательному развитию «Юные исследователи»Аннотация к программе...