Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Поэзия для дошколят»
рабочая программа (старшая, подготовительная группа)
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
художественно-эстетической направленности
«Поэзия для дошколят»
Аннотация к программе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mishchenkova_d.n._dop_poeziya_dlya_doshkolyat.docx | 79.25 КБ |
mishchenkova_d.n._dop_annotatsiya_poeziya_dlya_doshkolyat.docx | 28.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент Смоленской области по образованию и науке
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №28 «Надежда» города Смоленска
Принята на заседании педагогического совета от «___» _________ 2023 г. Протокол № ___ | Утверждаю: Заведующий МБДОУ «Детский сад №28 «Надежда» ____________ Кузнецова В.А. Приказ № ___ от ______2023 г. |
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
художественно-эстетической направленности
«Поэзия для дошколят»
Возраст обучающихся: 5-7 лет
Срок реализации: 2 года
Автор-составитель: Мищенкова Дарья Николаевна, воспитатель первой квалификационной категории
Смоленск
2023
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная программа «Поэзия для дошколят» является программой художественно-эстетической направленности, разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми актами Российской Федерации и образовательного учреждения:
- Федеральный Закон РФ от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Министерства Просвещения РФ от года № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от года № 678-р;
- Постановление Главного государственного санитарного врача России от № 28 СП «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Приказ Минтруда и социальной защиты населения Российской Федерации от 5 мая 2018 г. № 298 н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
- Письмо Министерства просвещения РФ от № ГД-39/04 «О направлении методических рекомендаций» («Методические рекомендации по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»);
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
- Устав МБДОУ «Детский сад №28 «Надежда».
Актуальность программы: Как развить у детей память? Как обучить ребенка правильному произношению, выдерживать темп, ритм речи? Как сделать его речь яркой, выразительной, грамотной? Ответы на эти вопросы волнуют, как педагогов, так и родителей.
Пройдя дошкольную ступень, ребенок попадает в школу. С первых же уроков становится ясно, что не у всех детей образная и эмоциональная речь, грамматически правильная и выразительная. Конечно, главная ступень по развитию речи - это семья. К сожалению, многие семьи не уделяют этому вопросу должного внимания. Многие родители не имеют времени, а также не хватает знаний и умений, да и часто у взрослых нет желания заниматься развитием речи своих детей. В первую очередь, нужно как можно больше обогащать речь детей, давать дошкольнику грамотное объяснение. Это можно сделать только при постоянном общении. Эмоционально окрашенное слово – важный элемент общения. Значение выразительной речи в жизни человека очень важно. «Выразительность речи – умение внятно, убедительно и в то же время по возможности сжато выражать свои мысли и чувства, умение владеть интонацией, выбором слов, построением предложений, подбором фактов, примеров действовать на слушателя и читателя» -писал Н.С. Рождественский.
Большую роль в речи играет интонация, усиливающая значение слова. Выразительность речи зависит также от правильного дыхания, звучного голоса, четкой дикции, нормального темпа, соответствующего цели высказывания. Умение регулировать силу и высоту голоса способствует развитию его гибкости и подвижности. Постепенно формируется умение пользоваться разным темпом речи.
Заучивание стихотворения - одно из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания. Данный вопрос должен быть связан с развитием эстетического восприятия поэзии, художественного слова. Стихи встречают ребенка на пороге жизни и сопровождают все дальнейшие годы. Они отражают его интересы от самых, казалось бы, простых до таких, которые связаны с основными жизненными понятиями и формируют человека (это и умственное развитие, и эстетическое воспитание, и доброта, честность, смелость и т.д.). Именно стихи помогут найти путь к детскому сердцу, потому что «поэзия первоначально воспринимается сердцем, а потом уже передается голове» (В. Г. Белинский).
Педагогическая целесообразность: Роль художественного слова в развитии грамматически правильной речи. В наше время проблемы с речевым развитием у детей дошкольного возраста возросли. Есть очень много приемов, методов и форм работы с детьми по этому направлению. Но детская художественная литература, несомненно, играет большую роль. В работе с детьми дошкольного возраста художественное слово занимает большое место. Дети любят слушать сказки, стихи, рассказы. Детская литература, прежде всего, доставляет им радость интересным содержанием, красотой художественных образов, выразительностью языка, музыкой стихотворной речи. И в то же самое время она оказывает на детей своё воспитательное воздействие. В.Г. Белинский писал о том, что детская книга пишется для воспитания, а «воспитание – великое дело, им решается участь человека». Ценность произведений художественного слова заключается в их влиянии на всестороннее развитие ребенка. Реалистические рассказы, сказки, стихи являются для ребёнка одной из форм познания окружающего мира, учат мыслить, чувствовать, понимать. В дошкольном возрасте важно научить детей воспринимать и оценивать поэтическое произведение, воспитывать художественный вкус.
Несомненно, очень важна поэзия в процессе воспитания, обучения и развитии детей дошкольного возраста. Воспринимая поэтические образы, дети получают эстетическое наслаждение.
Новизна программы: Заучивание стихотворений для дошкольников имеет огромную пользу: расширяет кругозор; рифма дает возможность обрести внутреннюю гармонию; развивается память, формируется культурный уровень. Каждое произведение, усвоенное памятью ребенка, обогащает словарный запас, формирует его собственную речь. Выразительность исполнения развивает технику речи. Чем больше ребенок учит наизусть, тем больше объем памяти формируется у него для дальнейшего обучения.
В дошкольном возрасте важно научить детей воспринимать и оценивать поэтическое произведение, воспитывать художественный вкус. Воспринимая поэтические образы, дети получают эстетическое наслаждение. Стихи влияют на ребенка силой ритма, обаянием мелодики; детей привлекают мир звуков. Стихи – это условная форма выражения мысли, имеющая ритм и рифму. Именно благодаря этому стихи запоминаются быстрее прозы. Стихи носят не только тренировочный характер для формирования четкой, грамотной речи, но и находят эмоциональный отклик в душе ребенка, делают увлекательными различные игры и задания. Кроме того, разучивание стихов развивает память и интеллект. Стихотворные игры в детском саду и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой и орфоэпией. Стихотворная речь имеет свои специфические особенности, на которые чтец должен обратить серьезное внимание. Стихотворная речь музыкальна, в ней чувствуется ритмически организованное сочетание слов Ребенку непросто запомнить то, что не связанно с его опытом, личными переживаниями, интересами, потребностями, настроением. Поэтому подбираем такие стихи, которые интересны детям, помогают им играть, общаться, сопровождать свои действия, движения, ритмизировать их.
Дети чувствуют ритм стихов, понимают, что в них есть рифма, поэтому используем игры, при помощи которых можно развивать чувство рифмы, необходимое и для понимания специфики стихотворной речи, и для выразительной декламации стихов.
Адресат программы: подростки в возрасте 5-7 лет.
Доступность программы для различных категорий детей
Программа предусматривает обучение детей с выдающимися способностями. При работе с этой категорией детей применяются элементы технологии разноуровневого обучения. Для этих обучающихся предусмотрено участие в конкурсах, фестивалях, выставках, соревнованиях, олимпиадах различного уровня.
Программа подходит для работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации. При работе с этой категорией детей используется технология педагогической поддержки. Обучаться по программе имеют возможность дети из малообеспеченных семей, так как она не предусматривает приобретение дорогостоящих материалов и специального оборудования.
Объем программы: 64 часа.
Срок освоения программы: 2 года.
Режим занятий: 1 раз в неделю по 1 академическому часу продолжительностью 25 (для детей старшей группы) и 30 минут (для детей подготовительной группы).
Формы организации учебного процесса: очная с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Виды занятий:
- беседа;
- практическое занятие;
- игра;
- заучивание;
- пересказ, рассказ;
- просмотр мультфильмов;
- прослушивание стихотворений и пр.
Цель программы: привить детям любовь к художественному слову, к заучиванию стихотворений, воспитывать уважение к книге.
Задачи
- образовательные:
- учить выразительно читать стихи и уметь их слушать;
- учить подбирать рифмы к стихотворным строчкам.
- развивающие:
- развивать поэтический слух – способность чувствовать выразительные средства художественной речи, осознавать их, различать жанры, понимать их особенности,
- развивать у детей способность замечать красоту и богатство русского языка.
- воспитательные:
- приобщать детей к поэтическому слову, формирования у них эмоционального отношения к действительности;
- познакомить детей с ритмичностью, музыкальностью, напевностью стихотворений; подчеркнуть образные выражения.
Планируемые результаты
- личностные:
- повышение уровня произвольной памяти, внимания детей, развитие речи.
- повышение интереса к заучиванию стихов наизусть
- метапредметные:
- владение детьми различными видами запоминания стихов
- привитие умения выразительно читать стихи наизусть, раскрывать характер героев, передавать эмоциональный фон, настроение в стихотворении.
- предметные
- повышение уровня знаний о детской художественной литературе.
- расширение кругозора знания о писателях и поэтах, их произведений.
Условия реализации программы:
- кабинет, оснащенный партами, стульями, учебной доской;
- ноутбук, колонки, музыкальный центр;
- художественная литература, портреты писателей, поэтов.
Виды и формы контроля
- Вводный контроль проводится в сентябре-месяце, в начале обучения ребенка по дополнительной общеобразовательной программе. Он проходит в форме тестирования, беседы, игры, педагогического наблюдения.
- Текущий контроль осуществляется на каждом занятии. Он проводится в форме педагогического наблюдения, устного и письменного опроса, анализа выполнения творческих работ, тестирования.
- Промежуточный контроль осуществляется 1 раз в год в декабре-месяце. Формы проведения: тест, практическое задание, ролевая игра.
- Итоговый контроль проводится в мае-месяце, в конце обучения ребенка по дополнительной общеобразовательной программе. Он проходит в форме смотра знаний и умений, тестирования, выполнения практического задания, участие в творческих, поэтических конкурсах, портфолио.
II. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
«Вводное занятие» | 1 | 1 | |||
«Для чего нужны стихи?» | 1 | 1 | |||
Сегодня так светло кругом! | 1 | 2 | |||
Беседа о А. Пушкине | 1 | 1 | |||
«О Родине» | 1 | 2 | |||
Стихотворения об осени | 1 | 1 | |||
Заучивание стихотворения «Осенью» О. Высотской. | 1 | 2 | |||
Творчество К. И. Чуковского | 1 | 2 | |||
«О маме» | 1 | 4 | |||
«Зима близко» | 1 | 2 | |||
Русские народные сказки | 1 | 4 | |||
«Учимся рассказывать» | 1 | 2 | |||
Стихотворения о зиме | 1 | 2 | |||
«Зимняя сказка» | 1 | 2 | |||
«Добрая книга» | 1 | 2 | |||
«Рассказы» | 1 | 2 | |||
«Скоро Новый год» | 1 | 2 | |||
«Красота зимы» | 1 | 2 | |||
«Теплый хлеб» | 1 | 2 | |||
Произведения Н. Носова | 1 | 2 | |||
«Зимняя стужа» | 1 | 2 | |||
«12 месяцев» | 1 | 2 | |||
«Защитники Отечества» | 1 | 2 | |||
«Былины» | 1 | 2 | |||
«О маме» | 1 | 2 | |||
«О весне» | 1 | 2 | |||
«Знакомство с музыкантом» | 1 | 2 | |||
«Давай на пару» | 1 | 4 | |||
«Весеннее тепло» | 1 | 2 | |||
«Скоро лето» | 1 | 2 | |||
«Солнышко» | 1 | 2 | |||
Повторение | 1 | 4 | |||
Итого: | 32 | 64 |
III. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА
Раздел 1. «Вводное занятие»
Теория: Беседа о функциях кружка
Практика: Просмотр видеоролика «Дети о стихах»
Раздел 2. «Для чего нужны стихи?»
Теория: Побеседовать с детьми о том, зачем люди сочиняют, читают и декламируют стихи.
Практика: Чтение стихотворения «Осенний лес» Н. Некрасова
Раздел 3. Сегодня так светло кругом!
Теория: Познакомить детей со стихами об осени, приобщая их к поэтической речи.
Практика:
Раздел 4. Беседа о А. Пушкине
Теория: рассказать детям о великом русском поэте; вызвать чувство радости от восприятия его стихов и желание услышать другие произведения поэта
Практика: заучивание любого стихотворения А.С.Пушкина наизусть.
Раздел 5. «О Родине»
Теория: Помочь детям понять смысл стихотворения («Родина бывает разная, но у всех она одна»), запомнить произведение.
Практика: Заучивание стихотворения З. Александровой «Родина»
Раздел 6. Стихотворения об осени.
Теория: Способствовать эмоциональному восприятию и осознанию образного содержания поэтического текста; развивать образность речи. Развивать умение чувствовать напевность, ритмичность языка поэтической речи. Формировать умение передавать свое отношение к содержанию стихотворения. Воспитывать любовь к природе.
Практика: придумывание разнообразных поэтических выражений на прогулке о природе.
Раздел 7. Заучивание стихотворения «Осенью» О. Высотской.
Теория: Формировать умение выразительно читать наизусть стихотворение, передавая интонацией любование осенней природой. Закреплять умение чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения.
Практика: Находить пейзажную картину по образному описанию и обосновывать свой выбор. Закрепить данный навык на прогулке.
Раздел 8. Творчество К. И. Чуковского
Теория: Познакомить детей с творчеством Чуковского.
Практика: продекламировать любое произведение К.И.Чуковского.
Раздел 9. «О маме»
Теория: Воспитывать любовь и уважение к мамам.
Практика: Заучивание стихотворения «Мама» В. Лунина
Раздел 10. «Зима близко»
Теория: Формировать умение выразительно читать наизусть стихотворение, передавая интонацией любование природой. Находить пейзажную картину по образному описанию и обосновывать свой выбор. Закреплять умение чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения.
Практика: Заучивание стихотворения «Первый снег» И. Сурикова.
Раздел 11. Русские народные сказки.
Теория: Выяснить, знают ли дети русские народные сказки.
Практика: рассказать любую русскую народную сказку.
Раздел 12. «Учимся рассказывать».
Теория: Совершенствовать умение пересказывать и составлять план пересказа.
Практика: Пересказ рассказа В. Сухомлинского «Яблоко с рассвет»
Раздел 13. Стихотворения о зиме.
Теория: Способствовать эмоциональному восприятию и осознанию образного содержания поэтического текста. Развивать образность речи. Развивать умение чувствовать напевность, ритмичность языка поэтической речи. Формировать умение передавать свое отношение к содержанию стихотворения. Воспитывать любовь к природе.
Практика: на прогулке наблюдать изменения в природе, придумывание разнообразных поэтических выражений на прогулке о природе.
Раздел 14. «Зимняя сказка»
Теория: Развивать способность детей воспринимать поэтическую речь.
Практика: Заучивание стихотворения наизусть А. Фета «Мама! Глянь-ка из окошка…»
Раздел 15. «Добрая книга»
Теория: Работа с иллюстрированными изданиями сказок.
Практика: Приучить детей с интересом рассматривать рисунки в книгах, активизировать речь детей.
Раздел 16. «Рассказы»
Теория: Рассказать детям о писателе, помочь вспомнить известные им рассказы Л. Толстого и познакомить с рассказом «Прыжок»
Практика: Чтение рассказа Л. Толстого «Прыжок»
Раздел 17. «Скоро Новый год»
Теория: Формировать умение выразительно читать наизусть стихотворение; чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения. Способствовать эмоциональному восприятию стихотворений. Формировать умение находить различные средства для выражения и передачи образов и переживаний.
Практика: Заучивание стихотворения «Ёлка» Е. Благининой.
Раздел 18. «Красота зимы»
Теория: Формировать умение выразительно читать наизусть стихотворение, передавая интонацией любование зимней природой. Находить пейзажную картину по образному описанию и обосновывать свой выбор. Закреплять умение чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения.
Практика: Заучивание стихотворения «Зима» Н. Некрасова.
Раздел 19. «Теплый хлеб»
Теория: Познакомить детей с литературной сказкой К. Паустовского «Теплый хлеб»
Практика: Чтение сказки К. Паустовского «Теплый хлеб»
Раздел 20. Произведения Н. Носова
Теория: Вспомнить с детьми рассказы Н. Носова, любимые эпизоды из книги «Приключения Незнайки и его друзей»
Практика: инсценировать один из рассказов Н.Н.Носова.
Раздел 21. «Зимняя стужа»
Теория: Формировать умение выразительно читать наизусть стихотворение, передавая интонацией любование зимней природой. Находить пейзажную картину по образному описанию и обосновывать свой выбор. Закреплять умение чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения.
Практика: Заучивание стихотворение «Зимняя песенка» З. Александровой.
Раздел 22. «12 месяцев»
Теория: Познакомить детей со сказкой С. Маршака «Двенадцать месяцев»
Практика: Чтение сказки С. Маршака «Двенадцать месяцев»
Раздел 23. «Защитники Отечества»
Теория: Формировать умение выразительно читать наизусть стихотворение; чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык
Практика: Заучивание стихотворения «Самый лучший» О. Чусовитиной.
Раздел 24. «Былины»
Теория: Познакомить детей с былиной, с её необычным складом речи, с образом былинного богатыря Ильи Муромца.
Практика: Чтение былины «Илья Муромец и Соловей- разбойник»
Раздел 25. «О маме»
Теория: Формировать умение передавать свое отношение к содержанию стихотворения. Воспитывать любовь и уважение к мамам
Практика: Заучивание стихотворения «8 Марта» А. Берестова.
Раздел 26. «О весне»
Теория: Развивать умение чувствовать напевность, ритмичность языка поэтической речи. Формировать умение передавать свое отношение к содержанию стихотворения. Воспитывать любовь к природе.
Практика: подготовить стихотворение собственного сочинения на весеннюю тематику.
Раздел 27. «Знакомство с музыкантом»
Теория: Совершенствовать умение детей пересказывать рассказ.
Практика: Пересказ рассказа В. Бианки «Музыкант»
Раздел 28. «Давай на пару»
Теория: Совершенствовать диалогическую речь детей.
Практика: Чтение сказки В. Даля «Старик-годовик»
Раздел 29. «Весеннее тепло»
Теория: Формировать умение передавать свое отношение к содержанию стихотворения. Воспитывать любовь к природе.
Практика: подготовить стихотворение собственного сочинения на весеннюю тематику.
Раздел 30. «Скоро лето»
Теория: Формировать умение находить пейзажную картину по образному описанию и обосновывать свой выбор. Закреплять умение чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения.
Практика: Заучивание стихотворения «Весна» Е. Благининой.
Раздел 31. «Солнышко»
Теория: Формировать умение выразительно читать наизусть стихотворение, передавая интонацией любование природой.
Практика: Заучивание стихотворения «Бывший одуванчик» В. Зотовой.
Раздел 32. Повторение
Теория: Повторение материала (по выбору педагога)
Практика: Повторение материала (по выбору педагога)
IV. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
для детей старшей группы (1й год обучения)
№ | Мероприятия | Цели, задачи |
Октябрь Осень способствовать эмоциональному восприятию и осознанию образного содержания поэтического текста; развивать образность речи. | ||
1 Неделя | Беседа: «Литературный жанр - стихотворение» Заучивание стихотворения «Овощи» Ю.Тувим. | Познакомить детей с понятием – «Стихотворение» «ритм», «рифма». Что во время чтения используем паузу, темп, силу голоса. |
2 Неделя | Заучивание стихотворения А.Пушкина «Унылая пора». Беседа об осени. Рассматривание репродукций с осенними пейзажами русских художников. | Находить пейзажную картину по образному описанию и обосновывать свой выбор. Закреплять умение чувствовать, понимать и воспроизводить образы |
3 Неделя | Заучивание стихотворения «Зайчик»А.Блок. Пальчиковая игра «Осенние листья» Т.А. Ткаченко. | Формировать умение передавать свое отношение к содержанию стихотворения. Воспитывать любовь к природе. |
4 Неделя | Заучивание басни И.Крылова «Стрекоза и Муравей». Инсценирование. Чтение стихов на осеннем развлечении. | Формировать умение выразительно читать наизусть стихотворение, передавая интонацией любование осенней природой. |
Ноябрь Осень, День матери учить чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения. | ||
1 Неделя | Чтение стихотворения «Первый снег» Сурикова Беседа по содержанию стихотворения. | Формировать умение выразительно читать наизусть стихотворение, передавая интонацией любование осенней природой. Закреплять умение чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения. |
2 Неделя | Заучивание стихотворения. «Воробей» В. Степанов. Беседа по содержанию стихотворения. | Формировать умение передавать свое отношение к содержанию стихотворения. Учить читать с интонацией, выразительно |
3 Неделя | Заучивание стихотворения «Мама» В. Лунина Беседа о празднике «День матери». Рассказ детей о маме по плану. | Развивать умение чувствовать напевность, ритмичность языка поэтической речи. Воспитывать любовь и уважение к мамам. |
4 Неделя | Развлечение: «Мамин день» Конкурс стихов: «Маму я люблю!» | Учить читать с интонацией, громко, выразительно Развивать умение чувствовать напевность, ритмичность языка поэтической речи. |
Декабрь Зима способствовать эмоциональному восприятию и осознанию образного содержания поэтического текста | ||
1 Неделя | Заучивание стихотворения по выбору детей. Беседа о зиме. Рассматривание репродукций с зимними пейзажами русских художников. Чтение стихотворения «Белый дед» Н. Артюхова, «Встреча зимы» И. Никитина. Беседа по содержанию стихотворений. | Развивать образность речи. Развивать умение чувствовать напевность, ритмичность языка поэтической речи. |
2 Неделя | Заучивание стихотворения «Зима» Н. Некрасова. Беседа о начале зимы. Заучивание стихотворения. | Развивать умение чувствовать напевность, ритмичность языка поэтической речи Воспитывать любовь к природе |
3 Неделя | Заучивание стихотворения «Ёлка» Е. Благинина Беседа о предстоящем новогоднем празднике елки. Пальчиковая игра «На ёлке» В. Волгиной. | Способствовать эмоциональному восприятию стихотворений. Формировать умение находить различные средства для выражения и передачи образов и переживаний. |
4 Неделя | Заучивание стихотворения «Дело было в январе» А. Барто | Формировать умение выразительно читать наизусть стихотворение; чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения. |
Январь Зимняя природа продолжать формировать умение слушать и запоминать стихотворение. Совершенствовать интонационную выразительность речи расширять словарный запас детей. Воспитывать интерес и любовь к природе и стихам. | ||
3 Неделя | Заучивание стихотворения «Зимняя песенка» З.Александровой. Беседа о зиме, о зимних развлечениях. Чтение стихотворения. Беседа по содержанию. | учить детей выразительно читать наизусть стихотворение, интонационно передавать нежность, любование зимней природой. |
4 Неделя | Заучивание стихотворения С.Есенина «Береза» Беседа о воспевании березы в разное время года. Беседа по содержанию стихотворения. Рассматривание иллюстраций. Рисование по содержанию стих. | Находить пейзажную картину по образному описанию и обосновывать свой выбор. Закреплять умение чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения. |
Февраль «Февральские стужи» Формирование интереса и потребности к заучиванию художественных произведений. | ||
1 Неделя | Заучивание стихотворения «Самый лучший» О. Чусовитиной. Беседа о предстоящем празднике «День защитника Отечества!». Рассказ детей о папе. | Формировать умение передавать свое отношение к содержанию стихотворения. Воспитывать любовь и уважение к защитникам Отечества. |
2 Неделя | Заучивание стихотворения «Февраль» Слуцкая Беседа о зиме, о зимних месяцах Чтение стихотворения | Формировать умение выразительно читать наизусть стихотворение; чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения |
3 Неделя | «Заучивание стихотворения Ф.И.Тютчева «Зима недаром злится» Беседа о зимних явлениях в природе. | Продолжать формировать умение слушать и запоминать стихотворение. |
4 Неделя | Заучивание стихотворения «Круглый год» С.Я.Маршак Конкурс чтецов: «Мы любим поэзию». | Продолжать формировать умение слушать и выделять интонацию, ритм стихотворения |
Март «Пришла весна» Продолжать знакомить детей с литературными произведениями о весне | ||
1 Неделя | Заучивание стихотворения «8 Марта» А. Берестова. Беседа о предстоящем празднике «8 Марта!». Беседа по содержанию. | Формировать умение передавать свое отношение к содержанию стихотворения. Воспитывать любовь и уважение к мамам. |
2 Неделя | Заучивание стихотворения «Весна» Е. Благининой. Беседа о весне. Рассматривание картин о весне | Формировать умение выразительно читать наизусть стихотворение, передавая интонацией любование весенней природой. Развивать речевое дыхание. |
3 Неделя | Заучивание стихотворения З.Александровой «Салют весне». Чтение стихотворения. Рисование на тему стихотворения. | Учить детей понимать текст стихотворения, стараться его запомнить. Воспитывать умение слушать товарища; Воспитывать интерес к художественной литературе, эмоциональность и выразительность при его чтении наизусть. |
4 Неделя | Клуб друзей «По страницам поэзии» Стихотворения о весне. | Продолжать совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений (эмоциональность, выразительность) |
Апрель «Весна идет, весне дорогу» | ||
1 Неделя | Заучивание А.Быковой «Апрель». Беседа об апреле, его признаках Чтение стихотворения. Беседа по содержанию стихотворения. | Развитие речевого слуха, зрительного внимания, памяти, творческого воображения, Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности, инициативности. Воспитание любви к природе, поэзии. |
2 Неделя | Заучивание стихотворения Э.Успенского «Всё в порядке». Беседа о весне. Чтение стихотворения.Беседа по содержанию стихотворения. | Учить детей интонационно выразительно читать наизусть стихотворение, замечать шутливый тон стихотворения. |
3 Неделя | Заучивание русской народной заклички «Весна». Чтение русских народных песенок, потешек, закличек о весне. Чтение заклички. Беседа по содержанию. | Познакомить детей с устным народным творчеством. Способствовать пониманию текста. Формировать умение выразительно читать наизусть стихотворение; чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения. Вызвать интерес к устному народному творчеству. |
4 Неделя | Заучивание стихотворения «Весна» И. Токмаковой. Беседа о весне. Чтение стихотворения. Беседа по содержанию стихотворения. | Формировать умение выразительно читать наизусть стихотворение, передавая интонацией любование весенней природой; находить пейзажную картину по образному описанию и обосновывать свой выбор. Закреплять умение чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения. |
Май Мир поэзии. Способствовать эмоциональному восприятию стихотворений; находить различные средства для выражения и передачи образов и переживаний. | ||
1 Неделя | Заучивание Е.Серова «Подснежник» Беседа о Дне Победы, его значимости для страны. Чтение стихотворения. Беседа по содержанию стихотворения. Рассматривание иллюстраций | Формирование умений выразительно читать наизусть стихотворение; чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения. Формирование умений передавать свое отношение к содержанию стихотворения Обогащать духовный мир детей через обращение к героическому прошлому нашей страны. |
2 Неделя | Заучивание стихотворения о деревьях весной. Е. Благининой «Черемуха». Беседа о деревьях весной. Рисование «Цветущий сад» | Развитие умений чувствовать напевность, ритмичность языка поэтической речи. Формировать умение передавать свое отношение к содержанию стихотворения. Воспитывать любовь к природе |
3 Неделя | Заучивание стихов о родном городе Беседы по тематике.Рассматривание книг, фотографий. Прослушивание муз произведений. | Продолжать совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений (эмоциональность, выразительность).Воспитывать патриотические чувства. |
4 Неделя | Заучивание басни И.Крылова «Ворона и лисица» | Формировать умение выразительно и эмоционально читать наизусть стихотворение. |
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
для детей подготовительной группы (2й год обучения)
№ | Мероприятия | Цели, задачи |
Октябрь Осень способствовать эмоциональному восприятию и осознанию образного содержания поэтического текста; развивать образность речи. | ||
1 Неделя | Беседа: «Литературный жанр- стихотворение» | Познакомить детей с понятием – «Стихотворение» , «ритм «Что во время чтения используем паузу, темп, силу голоса. |
2 Неделя | #1041;еседа об осени. #1056;ассматривание репродукций с осенними пейзажами русских художников. | Находить пейзажную картину по образному описанию и обосновывать свой выбор. Закреплять умение чувствовать, понимать и воспроизводить образы |
3 Неделя | #1055;альчиковая игра «Осенние листья» Т.А. Ткаченко. #1063;тение стихотворений об осени: «Осенью» О. Высоткой, «Осень» А. Толстого, «Круглый год» С. Маршака, «Скучная картина» А. Плещеева. | Формировать умение передавать свое отношение к содержанию стихотворения. Воспитывать любовь к природе. |
4 Неделя | #1047;аучивание стихотворения «Осенью» О. Высоткой. #1063;тение стихов на осеннем развлечении | Формировать умение выразительно читать наизусть стихотворение, передавая интонацией любование осенней природой. |
Ноябрь Осень, День матери учить чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения. | ||
1 Неделя | #1063;тение стихотворения «Первый снег» Сурикова #1041;еседа по содержанию стихотворения. #1047;аучивание стихотворения. | Формировать умение выразительно читать наизусть стихотворение, передавая интонацией любование осенней природой. Закреплять умение чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения. |
2 Неделя | #1047;аучивание стихотворения. В. Степанов «Воробей». #1041;еседа по содержанию стихотворения. | Формировать умение передавать свое отношение к содержанию стихотворения. Учить читать с интонацией, выразительно |
3 Неделя | #1047;аучивание стихотворения «Мама» В. Лунина #1041;еседа о празднике «День матери». #1056;ассказ детей о маме по плану. | Развивать умение чувствовать напевность, ритмичность языка поэтической речи. Воспитывать любовь и уважение к мамам. |
4 Неделя | #1056;азвлечение: «Мамин день» #1050;онкурс стихов: «Золотая строфа» (с родителями) | Учить читать с интонацией, громко, выразительно Развивать умение чувствовать напевность, ритмичность языка поэтической речи. |
Декабрь Зима способствовать эмоциональному восприятию и осознанию образного содержания поэтического текста | ||
1 Неделя | #1041;еседа о зиме. #1056;ассматривание репродукций с зимними пейзажами русских художников. #1063;тение стихотворения «Белый дед» Н. Артюхова, «Встреча зимы» И. Никитина #1041;еседа по содержанию стихотворений. | Развивать образность речи. Развивать умение чувствовать напевность, ритмичность языка поэтической речи. |
2 Неделя | #1047;аучивание стихотворения «Зима» Н. Некрасова. #1041;еседа о начале зимы. #1063;тение стихотворения. #1041;еседа по содержанию стихотв. #1047;аучивание стихотворения. | Развивать умение чувствовать напевность, ритмичность языка поэтической речи Воспитывать любовь к природе |
3 Неделя | #1047;аучивание стихотворения «Ёлка» Е. Благининой #1041;еседа о предстоящем новогоднем празднике елки. #1055;альчиковая игра «На ёлке» В. Волгиной. 4Чтение стихотворения. #1041;еседа по содержанию стихотв. #1047;аучивание стихотворения. | Способствовать эмоциональному восприятию стихотворений. Формировать умение находить различные средства для выражения и передачи образов и переживаний. |
4 Неделя | #1047;аучивание стихов к Новогоднему празднику #1063;тение стихов на утреннике | Формировать умение выразительно читать наизусть стихотворение; чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения. |
Январь Зимняя природа продолжать формировать умение слушать и запоминать стихотворение. Совершенствовать интонационную выразительность речи расширять словарный запас детей. Воспитывать интерес и любовь к природе и стихам | ||
3 Неделя | #1047;аучивание стихотвор. «Зимняя песенка» З.Александровой. #1041;еседа о зиме, о зимних развлечениях. #1063;тение стихотворения. #1041;еседа по содержанию стихотв. #1047;аучивание стихотворения. | учить детей выразительно читать наизусть стихотворение, интонационно передавать нежность, любование зимней природой. |
4 Неделя | #1047;аучивание стихотворения С.Есенина «Береза» 2. Беседа о воспевании березы в разное время года. 3. Беседа по содержанию стихотворения 4. Рас-ние иллюстраций, 5. Рисование по содержанию стих. | Находить пейзажную картину по образному описанию и обосновывать свой выбор. Закреплять умение чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения. |
Февраль «Февральские стужи» Формирование интереса и потребности к заучиванию художественных произведений. | ||
1 Неделя | 1 Заучивание стихотворения «Самый лучший» О. Чусовитиной. #1041;еседа о предстоящем празднике «День защитника Отечества!». Рассказ детей о папе. #1063;тение стихотворения. | Формировать умение передавать свое отношение к содержанию стихотворения. Воспитывать любовь и уважение к защитникам Отечества. |
2 Неделя | #1047;аучивание стихотворения Слуцкая «Февраль» #1041;еседа о зиме, о зимних месяцах #1063;тение стихотворения. #1041;еседа по содержанию стихотв. #1047;аучивание стихотворения. | Формировать умение выразительно читать наизусть стихотворение; чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения |
3 Неделя | 1. «Заучивание стихотворения Ф.И.Тютчева «Зима недаром злится» 2. Беседа о зимних явлениях в природе. 3. Чтение стихотворения. | Продолжать формировать умение слушать и запоминать стихотворение. |
4 Неделя | 1. Беседа о зимних явлениях в природе, о времени года-зима 2. КВН на тему: « Мы любим поэзию» #1063;тение стихотворений. | Продолжать формировать умение слушать и выделять интонацию, ритм стихотвор. |
Март «Пришла весна» Продолжать знакомить детей с литературными произведениями о весне | ||
1 Неделя | #1072;учивание стихотворения «8 Марта» А. Берестова. #1041;еседа о предстоящем празднике «8 Марта!». #1063;тение стихотворения. #1041;еседа по содержанию стихотв. #1047;аучивание стихотворения. | Формировать умение передавать свое отношение к содержанию стихотворения. Воспитывать любовь и уважение к мамам. |
2 Неделя | #1047;аучивание стихотворения «Весна» Е. Благининой. #1041;еседа о весне. #1063;тение стихотворения. #1041;еседа по содержанию стихотворения. 5. Рассматривание картин о весне | Формировать умение выразительно читать наизусть стихотворение, передавая интонацией любование весенней природой. Развивать речевое дыхание. |
3 Неделя | #1047;аучивание стихотворения З.Александровой «Салют весне» #1063;тение стихотворения. #1041;еседа по содержанию стихотворения 4. Рисование на тему стихотворен |
|
4 Неделя | Клуб друзей По страницам поэзии Стихотворения о весне. | Продолжать совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений (эмоциональность, выразительность) |
Апрель «Весна идет, весне дорогу» | ||
1 Неделя | #1047;аучивание А.Быковой «Апрель» #1041;еседа об апреле, его признаках #1063;тение стихотворения. #1041;еседа по содержанию стихотворения. #1047;аучивание стихотворения | Развитие речевого слуха, зрительного внимания, памяти, творческого воображения, Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности, инициативности. Воспитание любви к природе, поэзии. |
2 Неделя | #1047;аучивание стихотворения Э. Успенского «Всё в порядке»; #1041;еседа о весне. #1063;тение стихотворения. #1041;еседа по содержанию стихотворения. #1047;аучивание стихотворения. | Учить детей интонационно выразительно читать наизусть стихотворение, замечать шутливый тон стихотворения. |
3 Неделя | 1. Заучивание русской народной заклички «Весна». #1063;тение русских народных песенок, потешек, закличек о весне. #1063;тение заклички. #1041;еседа по содержанию. #1047;аучивание. | Познакомить детей с устным народным творчеством. Способствовать пониманию текста. Формировать умение выразительно читать наизусть стихотворение; чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения. Вызвать интерес к устному народному творчеству. |
4 Неделя | #1047;аучивание стихотворения «Весна» И. Токмаковой. #1041;еседа о весне. #1063;тение стихотворения. #1041;еседа по содержанию стихотворения. #1047;аучивание стихотворения. | Формировать умение выразительно читать наизусть стихотворение, передавая интонацией любование весенней природой; находить пейзажную картину по образному описанию и обосновывать свой выбор. Закреплять умение чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения. |
Май Мир поэзии Способствовать эмоциональному восприятию стихотворений; находить различные средства для выражения и передачи образов и переживаний. | ||
1 Неделя | Заучивание Е.Серова «Подснежник» #1041;еседа о Дне Победы, его значимости для страны #1063;тение стихотворения. #1041;еседа по содержанию стихотворения. #1047;аучивание стихотворения 6. Рассматривание иллюстраций | Формирование умений выразительно читать наизусть стихотворение; чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения. Формирование умений передавать свое отношение к содержанию стихотворения Обогащать духовный мир детей через обращение к героическому прошлому нашей страны. |
2 Неделя | #1047;аучивание стихотворения о деревьях весной. Е. Благининой «Черемуха». #1041;еседа о деревьях весной. 3. Рисование «Цветущий сад» | Развитие умений чувствовать напевность, ритмичность языка поэтической речи. Формировать умение передавать свое отношение к содержанию стихотворения. Воспитывать любовь к природе |
3 Неделя | Заучивание стихов о родном городе Хабаровске 2. Беседы по тематике. 3. Рассматривание книг, фотограф. 4. Прослушивание муз произвед. | Продолжать совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений (эмоциональность, выразительность) Воспитывать патриотические чувства, |
4 Неделя | Заучивание стихов о Детском саде Муз. развлечение : До свидания детский сад» | Формировать умение выразительно и эмоционально читать наизусть стихотворение. |
V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Информационное обеспечение программы методическими видами продукции, необходимыми для ее реализации
- художественная литература (сказки, былины, стихотворения, рассказы);
- видеомультфильмы, музыка русских композиторов;
- хрестоматии литературы.
Дидактический материал:
-альбомы, карандаши, книги детской литературы.
Наглядный материал
портреты писателей, поэтов, русских музыкантов и пр.
Описание общей методики работы
Подготовка детей к восприятию поэтического произведения (создание поэтической атмосферы, мотивация, вступительная беседа);
Выразительное и чувственное прочтение стихотворения воспитателем. Прочитать нужно так, чтобы воздействовать на сознание и чувства детей. Причем таким должно быть именно первое прочтение, пока не потерян момент неожиданности;
Беседа с детьми о стихотворении (можно задавать вопросы, раскрывающие общую картину произведения, вопросы раскрывающие отношения ребенка к произведению, к герою, к поступкам, вопросы помогающие понять поэтическую форму и средства выражения;
Повторное чтение всего произведения с установкой на запоминание;
Воспроизведение стихотворения детьми. Вначале читают стихи те, кто лучше запоминает и изъявляет желание прочитать. Поскольку не все дети быстро запоминают текст, воспитатель помогает детям, подсказывает слова, интонации, напоминает о силе голоса, темпе речи. Чтобы поддержать интерес детей к запоминанию и улучшить его результаты, следует менять форму повторения (чтение в лицах, для куклы, в игровой форме). Стихотворение повторяется индивидуально, а не хором!
Закрепление произведения на следующих занятиях, в подходящих по тематике жизненных ситуациях; создание детских иллюстраций к произведению, прослушивание музыки.
Требования к отбору поэтических произведений для детей
- простота и четкость ритма;
- краткость самого стишка и отдельных строк;
- простота и ясность знакомых детям образов;
- при отборе стихов для заучивания учитывается их объем: 1-2 строфы для младших групп, несколько больше - для старших; разнообразие видов поэзии.
Занятие обычно строится по плану:
- 1) вступительная реплика (или небольшая беседа) воспитателя;
- 2) чтение воспитателем всего текста;
- 3) повторение всего текста ребенком с хорошей памятью;
- 4) повторение всего текста ребенком с плохой памятью.
Методы обучения
Нетрадиционные способы разучивания стихов с детьми
дошкольного возраста
1 способ. Учим стихи в движении.
Педагог выразительно читает весь текст, а затем предлагает его разыграть, изобразить в движении. Воспитатель показывает, какие движения дети будут изображать на слова текста. (Движения можно придумать самому или посмотреть в литературе). Дети вместе с воспитателем произносят слова и выполняют движения.
Зима
Белый снег, пушистый
В воздухе кружится – плавные движения руками по кругу
И на землю тихо
Падает, ложится. – присесть, руки опустить к полу
И под утро снегом
Поле забелело, – удивиться, развести руки в стороны
Точно пеленою
Всё его одело. – покружиться, развернув ладони вверх
Иван Суриков
Такие стихи с движениями можно читать много раз в день, и дети часто сами повторяют его, «приспосабливая» под любые игры. Главное, чтобы дети представляли все предметы и действия с ними. Все это полезно для развития образной памяти, речи, эмоциональной сферы.
Можно подключить кинестетическую память. Предложите ребёнку взять большую толстую нитку и «смотать из стихотворения клубочек». Вместе с ним, ритмично, мы как бы «наматываем» строчку за строчкой на «катушку» в нашей голове. Намотали? А теперь рассказываем снова и разматываем, а потом снова наматываем. Затем мы прячем ручки вместе с клубочком за спинку и «наматываем понарошку». Тут основной принцип в том, что ребенку-кинестетику (то есть такому, которому нужно не только посмотреть, но и потрогать), мы даем необходимую для запоминания опору - подкрепляем запоминание двигательным актом. Как вариант этого метода, вы можно предложить ребёнку класть в блюдо шарики. Строчка-шарик, а затем вынимать по одному и снова класть. Или нанизывать на нитку бусины.
Еще можно предложить детям представить ступеньки лестницы и на этих ступенькам «разложить» весь текст стихотворения, а потом медленно шагать по ступенькам и читать стихотворение.
2 способ. Учим стихи по картинкам.
Еще К.Д. Ушинский писал «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками и он их усвоит на лету».
Доказано, что в дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память и запоминание носит в основном непроизвольный характер. У детской памяти есть удивительное свойство – исключительная фотографичность. Зрительный образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков (действие непроизвольного внимания и непроизвольной зрительной памяти), позволяет значительно быстрее вспомнить стихотворение.
При заучивании стихов в работе с детьми-логопатами, опираясь на классическую методику заучивания стихов, наиболее эффективным является использование метода иллюстраций, позволяющего логически запоминать текст через смысловое соотнесение – один из способов логического запоминания текста. Согласно этого метода, содержание одной, двух или четырёх строк стихотворения обозначается определённой картинкой, наиболее ярко отражающей это описание.
Для детей старшей группы подобранные стихи изображаются 4-5 картинками, для детей подготовительной к школе группы – 7-8.
Весна
К нам весна шагает
Быстрыми шагами,
И сугробы тают
Под её ногами.
Чёрные проталины
На полях видны.
Видно очень тёплые
Ноги у весны.
Токманова И.
3 способ. Театральный.
Особенно быстро помогают запомнить текст с диалогами и действиями различные виды «театров» с их атрибутикой.
Например: стихотворение С.Я. Маршака «Багаж» можно выучить, если разыграть его по ролям с «вещами», которые сдавала дама (игрушками, их заменяющими).
Пальчиковый театр поможет запомнить практически любое стихотворение. Например, прочитайте детям «Два барана» С.Я. Маршака и изобразите животных двумя руками, выставив пальцы-рога. А затем попросите детей изобразить баранов и действия. Для детей 4-го года жизни интересной будет сценка, представленная в настольном театре кукол или в перчаточном. Дети 5-го года жизни разыграют стихи и в пальчиковом, и в перчаточном театре, и в лицах. Детям 6-го года жизни можно предложить самим выбрать вид театра, включая и «театр перед микрофоном». При этом придется постепенно выучить стихотворение: сначала диалог персонажей, а затем и слова автора.
4 способ. Частичное воспроизведение текста всей группой, если речь идет от лица коллектива.
Это может быть одна реплика или хорошо рифмующееся четверостишие. Так, в сказке К. Чуковского «Мойдодыр» один ребенок или воспитатель читает текст, а все дети продолжают: «Моем, моем трубочиста чисто, чисто, чисто, чисто. Будет, будет трубочист чист, чист, чист, чист».Коллективное чтение заставляет прислушиваться к чтению и читать именно те строчки, которые нужны в этом месте.
На формирование выразительности направлены и такие приемы:
- образец выразительного чтения,
- пример выразительного чтения ребенка,
- оценка чтения,
- подсказ нужной интонации.
- напоминание о похожем случае из жизни ребенка, оживляющее пережитые чувства;
- объяснения и указания по поводу выразительной формы чтения;
- характеристика персонажей, помогающая подобрать нужные интонации.
Следовательно, на запоминание и воспроизведение стихотворения оказывают влияние психологические, возрастные и индивидуальные особенности усвоения материала, а также содержание и форма поэтического текста, его подача.
Таким образом из всего выше сказанного, можно сделать вывод, что художественная литература и, в частности, поэзия (и художественная мировая, и фольклорная) является важным источником средства обогащения образной речи ребенка, развития его поэтического слуха, этических и нравственных понятий. Ознакомление детей дошкольного возраста с поэтическим жанром художественной литературы помогает решать часть задач, которые стоят перед воспитателем при развитии речи ребенка. Это таки задачи как: расширение кругозора, развитие памяти, формирование культурного уровня, обогащение словарного запаса, развитие техники речи.
Существование различных методик заучивания стихотворений в детском саду, не дезориентирует воспитателя, а наоборот, при выявлении общих, главных позиций позволяет придерживаться главных правил и рекомендаций для достижения наилучшего результата. Подвести итог данной работы можно словами В.Г. Белинского «Читайте детям стихи, пусть ухо их приучится к гармонии русского слова, сердце преисполнится чувством изящного, пусть поэзия действует на них так же, как и музыка».
Технологии обучения
В образовательном процессе применяются следующие технологии обучения:
- игровые, развивающего обучения, личностно-ориентированного обучения, ИКТ-технологии.
Контрольно-измерительные (оценочные) материалы
Для оценки степени освоения ребенком дополнительной общеобразовательной программы и уровня достижения прогнозируемых результатов (личностных, метапредметных, предметных) используются:
- Мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительной общеобразовательной программе (Буйлова Л.Н., Кленова Н.В.).
VI. ЛИТЕРАТУРА
- «Художественное чтение и рассказывание в детском саду». Авторы — М.К. Боголюбская, В.В. Шевченко.
- «Диагностика и коррекция выразительности речи» О.И. Лазаренко.
- «Стихи о временах года и игры». Авторы — О.Е. Громова, Г.Н. Соломатина, Н.П. Савинова.
- «Стихи для развития речи». Авторы — Л.Маврина, Е. Шарикова.
- Ануфриев А. Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. -М. :Издательство «Ось-89», 2005.
- Симонова Л.Ф. Память. Дети 5-7 лет.- Ярославль: Академия развития, 2000.
- Гарибян С. А. Школа памяти. Москва, 1992.
- Широких Т.Д. Учим стихи- развиваем память // Ребенок в детском саду. 2004. № 2. С. 59-62.
- Житникова Л.М . Учите детей запоминать. М., 2000.
- Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников.- М.: ООО «Издательство АСТ», 44с.
- Кодолбенко Е.А. Зашифрованные скороговорки.- М.: ТЦ Сфера, 32с.
- Омельченко Л.В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи // Логопед. 2008. №4. С. 10
VII. ПРИЛОЖЕНИЕ
Мониторинг в старшей и подготовительной группах
Фамилия, имя ребенка | Жанр
| Смысл стихотворения | Восприятие | Выразительность чтения | Анализ | |
1. | ||||||
2. | ||||||
3. | ||||||
4. | ||||||
5. | ||||||
6. | ||||||
7. | ||||||
8. | ||||||
9. | ||||||
10. |
Предварительный просмотр:
Согласовано
Старший воспитатель
____________К.С. Акимова
АННОТАЦИЯ
к рабочей программе дополнительного образования
«Поэзия для дошколят»
воспитателя Мищенковой Д.Н. для детей 5-7 лет
старшей и подготовительной группы «Ручеёк»
на 2023-2025 учебный год
муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад № 28 «Надежда» города Смоленска
Программа дополнительного образования «Поэзия для дошколят» разработана в соответствии с:
∙ Федеральный закон от № 273-ФЗ (ред. от ) «Об
образовании в Российской Федерации»
∙ Приказ Минобрнауки России от N 1014 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по основным общеобразовательным программам - образовательным
программам дошкольного образования»;
∙ Приказ Минобрнауки России от N 1155 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования»;
∙ Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от № СП , "Санитарно - эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";
∙ Устав муниципального бюджетного дошкольного образовательного
учреждения «Детский сад №28 «Надежда»;
Актуальность
Пройдя дошкольную ступень, ребенок попадает в школу. С первых же уроков становится ясно, что не у всех детей образная и эмоциональная речь, грамматически правильная и выразительная. Конечно, главная ступень по развитию речи - это семья. К сожалению, многие семьи не уделяют этому вопросу должного внимания. Многие родители не имеют времени, а также не хватает знаний и умений, да и часто у взрослых нет желания заниматься развитием речи своих детей. В первую очередь, нужно как можно больше обогащать речь детей, давать дошкольнику грамотное объяснение. Это можно сделать только при постоянном общении. Эмоционально окрашенное слово – важный элемент общения. Значение выразительной речи в жизни человека очень важно. «Выразительность речи – умение внятно, убедительно и в то же время по возможности сжато выражать свои мысли и чувства, умение владеть интонацией, выбором слов, построением предложений, подбором фактов, примеров действовать на слушателя и читателя» -писал Н.С. Рождественский.
Большую роль в речи играет интонация, усиливающая значение слова. Выразительность речи зависит также от правильного дыхания, звучного голоса, четкой дикции, нормального темпа, соответствующего цели высказывания. Умение регулировать силу и высоту голоса способствует развитию его гибкости и подвижности. Постепенно формируется умение пользоваться разным темпом речи.
Заучивание стихотворения - одно из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания. Данный вопрос должен быть связан с развитием эстетического восприятия поэзии, художественного слова. Стихи встречают ребенка на пороге жизни и сопровождают все дальнейшие годы. Они отражают его интересы от самых, казалось бы, простых до таких, которые связаны с основными жизненными понятиями и формируют человека (это и умственное развитие, и эстетическое воспитание, и доброта, честность, смелость и т.д.). Именно стихи помогут найти путь к детскому сердцу, потому что «поэзия первоначально воспринимается сердцем, а потом уже передается голове» (В. Г. Белинский).
Новизна
Заучивание стихотворений для дошкольников имеет огромную пользу: расширяет кругозор; рифма дает возможность обрести внутреннюю гармонию; развивается память, формируется культурный уровень. Каждое произведение, усвоенное памятью ребенка, обогащает словарный запас, формирует его собственную речь. Выразительность исполнения развивает технику речи. Чем больше ребенок учит наизусть, тем больше объем памяти формируется у него для дальнейшего обучения.
В дошкольном возрасте важно научить детей воспринимать и оценивать поэтическое произведение, воспитывать художественный вкус. Воспринимая поэтические образы, дети получают эстетическое наслаждение. Стихи влияют на ребенка силой ритма, обаянием мелодики; детей привлекают мир звуков. Стихи – это условная форма выражения мысли, имеющая ритм и рифму. Именно благодаря этому стихи запоминаются быстрее прозы. Стихи носят не только тренировочный характер для формирования четкой, грамотной речи, но и находят эмоциональный отклик в душе ребенка, делают увлекательными различные игры и задания. Кроме того, разучивание стихов развивает память и интеллект. Стихотворные игры в детском саду и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой и орфоэпией. Стихотворная речь имеет свои специфические особенности, на которые чтец должен обратить серьезное внимание. Стихотворная речь музыкальна, в ней чувствуется ритмически организованное сочетание слов Ребенку непросто запомнить то, что не связанно с его опытом, личными переживаниями, интересами, потребностями, настроением. Поэтому подбираем такие стихи, которые интересны детям, помогают им играть, общаться, сопровождать свои действия, движения, ритмизировать их.
Цель программы: привить детям любовь к художественному слову, к заучиванию стихотворений, воспитывать уважение к книге.
Задачи
- образовательные:
- учить выразительно читать стихи и уметь их слушать;
- учить подбирать рифмы к стихотворным строчкам.
- развивающие:
- развивать поэтический слух – способность чувствовать выразительные средства художественной речи, осознавать их, различать жанры, понимать их особенности,
- развивать у детей способность замечать красоту и богатство русского языка.
- воспитательные:
- приобщать детей к поэтическому слову, формирования у них эмоционального отношения к действительности;
- познакомить детей с ритмичностью, музыкальностью, напевностью стихотворений; подчеркнуть образные выражения.
Условия проведения занятий.
Руководство группой осуществляет педагог.
Темп работы определяется индивидуальными особенностями участника
группы.
Количество воспитанников -
Количество занятий – 64.
Режим организации занятий 1 раз в неделю.
Время проведения: 25-30 минут.
Помещение: групповая комната, территория детского сада.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
«Вводное занятие» | 1 | 1 | |||
«Для чего нужны стихи?» | 1 | 1 | |||
Сегодня так светло кругом! | 1 | 2 | |||
Беседа о А. Пушкине | 1 | 1 | |||
«О Родине» | 1 | 2 | |||
Стихотворения об осени | 1 | 1 | |||
Заучивание стихотворения «Осенью» О. Высотской. | 1 | 2 | |||
Творчество К. И. Чуковского | 1 | 2 | |||
«О маме» | 1 | 4 | |||
«Зима близко» | 1 | 2 | |||
Русские народные сказки | 1 | 4 | |||
«Учимся рассказывать» | 1 | 2 | |||
Стихотворения о зиме | 1 | 2 | |||
«Зимняя сказка» | 1 | 2 | |||
«Добрая книга» | 1 | 2 | |||
«Рассказы» | 1 | 2 | |||
«Скоро Новый год» | 1 | 2 | |||
«Красота зимы» | 1 | 2 | |||
«Теплый хлеб» | 1 | 2 | |||
Произведения Н. Носова | 1 | 2 | |||
«Зимняя стужа» | 1 | 2 | |||
«12 месяцев» | 1 | 2 | |||
«Защитники Отечества» | 1 | 2 | |||
«Былины» | 1 | 2 | |||
«О маме» | 1 | 2 | |||
«О весне» | 1 | 2 | |||
«Знакомство с музыкантом» | 1 | 2 | |||
«Давай на пару» | 1 | 4 | |||
«Весеннее тепло» | 1 | 2 | |||
«Скоро лето» | 1 | 2 | |||
«Солнышко» | 1 | 2 | |||
Повторение | 1 | 4 | |||
Итого: | 32 | 64 |
ЛИТЕРАТУРА
- «Художественное чтение и рассказывание в детском саду». Авторы — М.К. Боголюбская, В.В. Шевченко.
- «Диагностика и коррекция выразительности речи» О.И. Лазаренко.
- «Стихи о временах года и игры». Авторы — О.Е. Громова, Г.Н. Соломатина, Н.П. Савинова.
- «Стихи для развития речи». Авторы — Л.Маврина, Е. Шарикова.
- Ануфриев А. Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. -М. :Издательство «Ось-89», 2005.
- Симонова Л.Ф. Память. Дети 5-7 лет.- Ярославль: Академия развития, 2000.
- Гарибян С. А. Школа памяти. Москва, 1992.
- Широких Т.Д. Учим стихи- развиваем память // Ребенок в детском саду. 2004. № 2. С. 59-62.
- Житникова Л.М . Учите детей запоминать. М., 2000.
- Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников.- М.: ООО «Издательство АСТ», 44с.
- Кодолбенко Е.А. Зашифрованные скороговорки.- М.: ТЦ Сфера, 32с.
- Омельченко Л.В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи // Логопед. 2008. №4. С. 10
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Художественно-эстетической направленности «Пластилиновая Бусинка»
«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Художественно-эстетической направленности«Пластилиновая Бусинка»Программа разработана в соответствии с требованиями программы «От рождения...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «ВОЛШЕБНЫЙ ЗАВИТОК» (квиллинг)
Программа "Волшебный завиток направлена на всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами техники «бумагокручение», как художе...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «В гостях у сказки»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «В гостях у сказки" имеет художественно-эстетическую направленность, направлена на развитие эстети...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Художественно-эстетической направленности «Ритмическая мозаика»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Художественно-эстетической направленности «Волшебные бусинки»
Программа для организации кружковой работы. Для воспитателей и педагогов ДО....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности "Танцевальная мозаика"
Программа «Танцевальная мозаика» для детей 6-7 лет направлена на созданиеусловий для развития артистичности и внутренней свободы ребенка средствамимузыкально-ритмических и танцевальных дви...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности "Озорники" по содействию художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста через обучение основам хореографического искусства.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности "Озорники" по содействию художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольног...