Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Художественно-эстетической направленности «Волшебные бусинки»
рабочая программа по конструированию, ручному труду (старшая группа)
Программа для организации кружковой работы. Для воспитателей и педагогов ДО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mahrova_volshebnye_businki.docx | 43.72 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Москвы «Школа №1002»
Принята на заседании педагогического совета ГБОУ Школа № 1002 от «____» ______________2018г. Протокол № _____ | УТВЕРЖДАЮ Директор ГБОУ Школа № 1002 _______________Солодуха Е.Г. «___» ____________ 2018 г. |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
Художественно-эстетической направленности
«Волшебные бусинки»
Возраст учащихся: 5-6 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Махрова Татьяна Витальевна,
воспитатель
Москва
2018
Оглавление
Формы организации образовательной деятельности и режим занятий 4
Содержание учебно-тематического плана 8
Календарно-тематический план 10
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ 22
ОРГАНИЗАЦИОННО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
Учебно-методическое обеспечение 22
Материально-технические условия реализации программы 22
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа направлена на развитие творческих способностей, творческого воображения и фантазии детей; знакомство детей с народным декоративно-прикладным искусством. Выполняя поделки и сувениры из бисера, дети развивают художественный и эстетический вкус. Они учатся правильно подбирать и сочетать цвета, применяя различные средства построения композиции.
В процессе занятий у дошкольников развивается мелкая моторика, вырабатывается устойчивая концентрация внимания, повышается усидчивость, формируется навык работы в составе большой группы. Возникает привычка к осмысленной организации рабочего места.
Дополнительная программа «Волшебные бусинки» является дополнительной общеобразовательной, общеразвивающей программой и разработана в соответствии с Федеральным Законом № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации», Приказом Министерства образования науки России № 1008 от 29.08.2013 г. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеразвивающим программам» и методическими рекомендациями Министерства образования науки России от 18.11.2015 г.
Направленность программы – художественно-эстетическая
Уровень освоения программы – ознакомительный
Актуальность, новизна программы – программа нацелена на обучение основам плетения из бусин, на достижение ребенком такого уровня, который позволит ему создавать изделия самостоятельно. Программа предусматривает привлечение жизненного опыта ребенка и примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения окружающей реальности является важным условием освоения воспитанниками программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником образного мышления воспитанников. Педагогическая целесообразность – заключается в том, что дети вовлекаются в трудовую и учебную деятельность очень схожую с игровой, которая является ведущей, и поэтому оказывает большое влияние на всестороннее развитие ребенка-дошкольника. Все учебные занятия направлены на общее развитие ребенка. Расширяется кругозор ребенка о народных традициях, их современной направленности, дается возможность проявить творческие способности воспитанников.
Цель и задачи программы
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:
Обучение различным техникам плетения из бусин и бисера, самостоятельной работе. Воспитание творчески активной личности, поддержание интереса у детей к занятиям декоративно-прикладным творчеством.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
Обучающие:
1. Учить детей основам плетения из бусин.
2. Учить различным техникам плетения.
3. Учить пользоваться схемами.
Развивающие:
- Развивать мелкую моторику пальцев рук, ловкость, умение управлять своими движениями.
- Развивать, мышление, память, повышать общий интеллектуальный уровень.
- Развивать трудовые навыки, умение доводить дело до конца.
- Формировать эстетический и художественный вкус.
Воспитательные:
- Воспитывать в детях такие качества, как трудолюбие, усидчивость, внимание, аккуратность, терпение.
- Прививать интерес к культуре, истокам народного творчества.
- Формировать такие нравственные качества как взаимопомощь и взаимовыручка.
4. Воспитывать художественный вкус и творческие способности.
Формы организации образовательной деятельности и режим занятий
Форма занятий - Подгрупповая
Количество занятий - 1 раз в неделю
Количество часов - 1 час в неделю, 36 часа в год
Режим занятий соответствует правилам и нормам САНПИН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
ВОЗРАСТ ОБУЧАЮЩИХСЯ: 5-6 лет
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ: 1 год
Планируемые результаты
В конце года дети должны знать:
- правила техники безопасности,
- основы композиции и цветоведения,
- классификацию и свойства бусин,
- основные приёмы бисероплетения,
- условные обозначения,
- последовательность изготовления изделий из бусин,
- уметь гармонично сочетать цвета при выполнении изделий, составлять композиции согласно правилам, классифицировать бисер по форме и цвету,
- правильно пользоваться ножницами, проволокой, леской, чётко выполнять,
- владеть способами плетения (петельный, параллельный, игольчатый),
- читать схемы.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Содержание программы ориентировано на знакомство детей с историей плетения из бисера, инструментами и материалами для работы, возможностями освоения разных видов и способов плетения (низание, параллельное и петельное плетение).
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | Формы контроля |
1 | Вводное. Бисерная азбука. Техника безопасности. | 1 | Текущий контроль |
2 | Цикл занятий «Простое низание» | 5 | Текущий контроль |
3 | Цикл занятий «Петельное плетение» | 4 | Текущий контроль |
4 | Новый год «Новогодняя гирлянда», «Снежинка», «Елочные игрушки» | 3 | Промежуточный контроль |
5 | Цикл занятий «Параллельное плетение» | 19 | Текущий контроль |
6 | Пасха «Пасхальная корзина», «Веточки вербы» | 3 | Текущий контроль |
7 | Итоговое занятие. Оформление выставки. | 1 | Итоговый контроль |
Содержание учебно-тематического плана
Подразумевает обучение детей без базовой подготовки по предмету. Начальный этап обучения, где закладываются основы и формируются начальные знания, умения и навыки:
- ознакомление воспитанников с материалом, цветом;
- обучение чтению схем плетения;
- изучение основных методов и техник работы с бисером;
- формирование основных навыков работы;
Воспитание аккуратности, усидчивости, трудолюбия. Формирование эмоционально-волевой сферы ребенка.
Календарно-тематический план
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | Программное содержание | Материалы |
1 | Вводное. Бисерная азбука. Техника безопасности. | 1 | Вызвать у детей познавательный интерес к бисероплетению. Развивать положительную мотивацию в деятельности кружка. Познакомить с правилами техники безопасности при работе с бисером, с организацией рабочего места, с правильным положением рук и туловища при работе. | Разнообразные изделия из бисера. Различный по форме, размеру, цвету бисер. Проволока. Таблица «Правила техники безопасности при работе с бисером» |
Цикл занятий «Простое низание» | ||||
2 | «Радужная змейка» | 1 | Учить детей нанизывать бусины чередуя их по схеме. Упражнять в умении нанизывать бусины на проволоку, учить скручивать концы проволоки в петлю. | Схемы низания бусин. Бусины, разного размера и цвета. Проволока. Образец. |
3 | «Улитка» | 1 | ||
4 | «Осенние бусы» | 1 | ||
5 | Колье и браслет «Радуга» | 2 | ||
Цикл занятий «Петельное плетение» | ||||
6 | Цветы «Для малышей», «Радужный» | 2 | Познакомить с техникой петельного низания. Закреплять умение нанизывать бусины на проволоку, учить скручивать концы проволоки в петлю. Учить создавать образы игрушек. | Схемы низания бусин. Бусины, разного размера и цвета (в соответствии со схемой). Проволока. Образец. |
7 | Насекомые «Стрекозы», «Бабочки» | 2 | ||
Цикл занятий «Параллельное плетение» | ||||
8 | Фрукты «Виноград», «Вишня», «Яблоко» | 3 | Познакомить детей с техникой параллельного плетения. Учить работать со схемой. Упражнять в счете. | Схемы низания бусин. Бусины, разного размера и цвета. Проволока. Готовые фрукты из пенопласта. Образец. |
9 | Новый год «Новогодняя гирлянда», «Снежинка», «Елочные игрушки» | 3 | Закреплять умения детей работать в разных техниках плетения. Познакомить с историей новогодней игрушки. Создавать елочные украшения своими руками и украшать елку в группе. | Схемы низания бусин. Бусины, разного размера и цвета. Проволока. Образцы елочных игрушек из бусин и бисера. |
Цикл занятий «Параллельное плетение» (продолжение) | ||||
10 | Транспорт «Светофор», «Машина», «Самолет», «Корабль» | 4 | Продолжать упражнять детей в параллельном плетении и нанизывании на проволоку. Упражнять в счете. Закреплять умение работать со схемой, выбирать самостоятельно цвет бисера. Воспитывать творческое отношение к труду. Помочь составить коллективную композицию на тему «Транспорт». | Схемы низания бусин. Бусины, разного размера и цвета. Проволока. Образцы готовых работ. |
11 | Цветы «Подснежник», «Аленький цветочек», «Ромашка» | 3 | Предоставлять ребятам возможность проявить свои творческие способности для изготовления подарка для мамы. Закреплять ранее полученные навыки | Схемы низания бусин. Бусины, разного размера и цвета. Проволока. Композиции из цветов, сделанных из бусин и бисера. |
12 | Пасха «Пасхальная корзина», «Веточки вербы» | 3 | Познакомить детей с историей праздника Пасха. Рассказать о традициях подготовки и проведения праздника. Изготовить подарки для близких используя умения в разных техниках плетения. | Схемы низания бусин. Бусины, разного размера и цвета. Проволока. Образцы готовых работ. |
13 | Грибочки | 2 | Закреплять умения детей работать в технике параллельного низания. Упражнять в счете. Закреплять умение работать со схемой, выбирать самостоятельно цвет бисера. | Схемы низания бусин. Бусины, крупный бисер разного размера и цвета. Проволока. Образец. |
14 | Подводный мир | 3 | Продолжать упражнять детей работать в технике параллельного низания. Учить подбирать бусины и бисер в соответствии со своим замыслом. Создать композицию на тему «Подводный мир» | Схемы низания бусин. Бусины и крупный бисер разного размера и цвета. Проволока. Образцы готовых работ. |
15 | Животный мир «Щенок Дружок», «Котенок Гав», «Совушка» | 4 | Продолжать знакомить с особенностями параллельного плетения. Продолжать учить читать схемы и упражнять в счете, подбирать бусины и бисер в соответствии со схемой. Изготовление игрушек животных в технике параллельного плетения и создание коллективной композиции. | Схемы низания бусин. Бусины, разного размера и цвета. Проволока. Образцы готовых работ. |
16 | Итоговое занятие. Оформление выставки. | 1 | Повторение пройденного материала. Подготовка выставки выполненных за год игрушек. Выдача грамот лучшим воспитанникам. | Готовые работы, выполненные в течении года. Дополнительный материал для оформления выставки (вазочки, корзинки, панно и др.). |
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Отслеживание результатов направлено на получение информации о знаниях, умениях и навыках воспитанников. Для их проверки используются следующие формы контроля:
- Текущий контроль
- Промежуточный контроль
- Итоговый контроль
Периодич- ность | Формы контроля | Оценочные материалы | Способы фиксации результа-тов | Критерии оценива-ния | |
Текущий контроль | На каждом занятии | Опрос, задания, педагогическое наблюдение | Наблюдение во время занятия | Фиксация результатов не предусмот-рена | Оценка не предусмотрена |
Промежуточ-ный контроль | 2 раза в год | Тестовые задания | Карта наблюдений | Результат фиксиру- ется в оценочной таблице | Уровень: высокий, средний, низкий |
Итоговый контроль | В конце учебного года | Выполнение итоговых диагностичес-ких заданий | Карта наблюдений | Результат фиксиру- ется в оценочной таблице | Уровень: высокий, средний, низкий |
Педагогический контроль знаний, умений и навыков воспитанников предусматривает несколько уровней:
- Высокий уровень - продуктивный
- Средний уровень – репродуктивный без помощи педагога
- Низкий уровень – репродуктивный с помощью педагога.
ОРГАНИЗАЦИОННО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Учебно-методическое обеспечение
Все разделы программы обеспечены необходимыми методическими и дидактическими материалами. В процессе обучения используются:
- Информационная и справочная литература по плетению из бусин и бисера;
- Наглядные пособия по темам;
- Демонстрационные и раздаточные схемы плетения изделий из бусин и бисера;
- Образцы изделий, выполненные в разных техниках плетения (простое низание, петельное и параллельной плетение);
- Индивидуальный иллюстративный материал по каждой теме.
Материально-технические условия реализации программы
- бисер мелкий, средний, крупный;
- бусины, разные по форме, размеру и цвету;
- проволока гибкая (диаметр 0,28- 0,32 мм);
- клей ПВА;
- ножницы;
- цветная бумага;
- нитки капроновые разных цветов;
- фурнитура для бижутерии (швензы, застежки);
- лоскуты ткани и оберточной бумаги;
- вазочки, корзинки, рамки и т.д.;
- цветные карандаши, фломастеры;
- тетрадь в клетку (для схем).
Список литературы
1. Дошкольная педагогика №8(49) ноябрь 2008. И. Г. Титова «Коррекция мелкой моторика через работу с бисером».
2. Дошкольная педагогика №2 (59) февраль 2010. С.Г. Овчинникова «Занятия бисероплетением для развития мелкой моторики рук ребенка».
3. Лыднина Ю. Фигурки из бисера. – Тверь: Культура и традиции, 2008.
4. Кузьмина Т. А., Кузьмина Е.В. Бисер для девочек. - М.: ООО ТД «Издательство мир книги», 2010.
5. Кузьмина Т. А., Кузьмина Е.В., Морозова Ю. Н. Игрушки из бисера. – М. : ООО ТД « Издательство мир книги», 2010.
6. Журнал «Рукоделие» №3, 2010.
7. Ануфриева М.Я. «Искусство бисероплетения», «Радуга из бисера» – Культура и традиции, 1999г.
8. Романова Л.А. «Магия бисера» - Ростов на Дону, Феникс, 2005г.
9. Белов Н.В. «Фигурки из бисера» - Минск, Харвест 2007г.
10. Виноградова Е.. Бисер для детей: Игрушки и украшения
11. Котова И.Н. ,Котова А.С. Бисер. Гармония цветов.
12. Татьянина Т.И.-М Бисер.Маленькие фигурки
13. Стародуб К. И., Ткаченко Т. Б. Сказочный мир бисера// Плетение на проволоке.
10. Булычева Л.В. Материалы курсов «Практико-ориентированная технология организации занятий дошкольников и младших школьников» - Москва 2018г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Художественно-эстетической направленности «Пластилиновая Бусинка»
«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Художественно-эстетической направленности«Пластилиновая Бусинка»Программа разработана в соответствии с требованиями программы «От рождения...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «ВОЛШЕБНЫЙ ЗАВИТОК» (квиллинг)
Программа "Волшебный завиток направлена на всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами техники «бумагокручение», как художе...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно- эстетической направленности "Волшебная бумага" 5-6 лет
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно- эстетической направленности "Волшебная бумага" 5-6 лет...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Художественно-эстетической направленности "Волшебные бусинки" (для детей 6-7 лет)
Программа по дополнительному образованию, бисероплетение. Для использования педагогами ДО, воспитателями и учителями начальных классов...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Танцующие Бусинки» 2022г.
Педагогическая целесообразность программы заключается в ориентации и использовании средств и методов, стимулирующих каждого ребенка на приобщение к танцевально-музыкальной культуре, применению по...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно- эстетической направленности «Волшебный фоамиран»
Пояснительная запискаПрограмма имеет художественно-эстетическую направленность. В процессе обучения дети получают определенные программой знания, умения, навыки, развивают внимательность, моторику рук...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Волшебная кисточка»
Дополнительная образовательная программа «Волшебная кисточка» по обучению правополушарному рисованию имеет художественно-эстетическую направленность, по уровню усвоения – базов...