Самообразование 2019 -2022гг
рабочая программа (подготовительная группа)

Горбачёва Наталья Анатольевна

план самообразования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2019-2022uch.g._netraditsionnoe_risovanie.docx72.73 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Б – Косульский детский сад

План по самообразованию воспитателя на тему:

«Развитие художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования»

2019 – 2022 уч.г.

                                                                                   Актуальность проблемы 

 «Чем больше мастерства в детской руке,

тем умнее ребенок».

В. А. Сухомлинского

Сегодня все больше детей приходят в детский сад с плохо развитой речью. Зачастую это от того, что родителям проще включить телевизор, компьютер, дать в руки телефон или планшет. Ребенок развивается в «своем» мире сам, перестает фантазировать, мыслить. Но ведь все дети любят рисовать. Рисование для ребенка – это радость, труд, к которому его не нужно принуждать, но очень важно поддерживать его интерес, открывая перед ним все новые и новые возможности.

Нетрадиционные методы рисования развивают у детей мышление, фантазию, наблюдательность мелкую моторику и речь. У взрослых сложилось стереотипное мышление о том, что рисовать можно только карандашами или кистью. Никто и не задумывается, сколько дома ненужных интересных вещей: зубная щетка, поролон, пробки, пенопласт, нитки, свеча и т.д. Необычные и оригинальные техники детей привлекают тем, что здесь нет слова «нельзя», можно рисовать, чем хочешь и даже придумывать свою технику. Необычность состоит в том, что эти техники позволяют детям быстро достичь желаемого результата.

Не секрет, что многие родители и мы, педагоги, хотели бы иметь универсальный, «волшебный» рецепт воспитания умных, развитых, талантливых детей, интересных личностей. В формировании такой личности немалую роль играет изобразительное искусство, где ребёнок отражает реальный мир. А более широко раскрыть свои творческие способности помогают нетрадиционные изобразительные техники, т.к. они способствуют:

• Развитию речи, мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
• Пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
• Вниманию усидчивости, последовательности;
• Изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;
• Способствует снятию детских страхов;
• Развивает уверенность в своих силах;
• Развивает пространственное мышление;
• Учит детей свободно выражать свой замысел, работать с разнообразным материалом;
• Побуждает детей к творческим поискам и решениям;
• Развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия;
• Развивает чувство фактурности и объемности;
• Развивает творческие способности, воображение и полет фантазии.

Кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля.

План по самообразованию воспитателя Горбачевой Н.А. МБДОУ Б-Косульский детский сад

Тема: «Развитие художественно - творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования»

Цель: Развитие у дошкольников художественного творчества и активизации творческого потенциала через нетрадиционные техники рисования.

Задачи:

  • Повысить свой уровень самообразования, изучив учебную, справочную, научно-методическую литературу по вопросу использования рисования нетрадиционными техниками как средства развития творческих способностей;
  • Расширить знания о разнообразных техниках нетрадиционного рисования;
  • Учиться моделировать работу на основе изученных видов, приемов и методов;
  • Применить полученные знания на практике;
  • Повысить заинтересованность воспитанников методами рисования.

Тема: «Использование нетрадиционных материалов при рисовании» 2019-2020 уч.г.

Цель: Изучить нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей.

Задачи:

1. Изучить учебную, справочную, научно-методическую литературу по проблеме исследования;

2. Привлечь родителей воспитанников к активному взаимодействию;

3. Активизировать взаимодействие в системе «педагог-ребёнок-родитель».

Актуальность:

Рисование – очень интересный и в тоже время сложный процесс.

Нетрадиционные техники рисования — это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное — самовыражаться.

В основу опыта, использования нетрадиционных изобразительных техник положена идея обучения без принуждения, основанная на достижении успеха, на переживании радости познания мира, на искреннем интересе дошкольника в выполнении творческого задания с использованием нетрадиционных техник изображения. Такое задание ставит ребенка в позицию творца, активирует и направляет мысли детей, вплотную подводит к черте, за которой может начаться зарождение собственных художественных замыслов.

План раздела

Формы работы

Практические выходы

Сентябрь

Изучение литературы по данной теме.

Подбор нетрадиционных методов рисования для развития мелкой моторики

Изучение теоретических аспектов и ознакомление с опытом работы других педагогов.

Составление конспектов занятий

Октябрь

Обзор в Интернете информации по теме: «Нетрадиционная техника рисования»

Анкетирование родителей «Изобразительная деятельность в ДОУ»

Консультация для педагогов: «Виды нетрадиционных методов рисования и особенности методики проведения».

Анализ анкетирования родителей по проблеме художественно-эстетического развития детей.

Ноябрь

Мини - проект «Создание в группе художественно-эстетической предметно-развивающей среды»

Презентация: «Нетрадиционные техники рисования».

Декабрь

Участие в конкурсах и выставках различного уровня

Дипломы и сертификаты

Февраль

Работа с книгой Кислинской Т. А. «Гениальность на кончиках пальцев»

Оформление картотеки: «Пальчиковые игры».

Март

А. А. Фатеева «Рисуем без кисточки»

Консультация-практикум «Развитие мелкой моторики через нетрадиционные техники рисования»

Апрель

Изучение литературы: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий; Казаковой Р.Г.

Картотека нетрадиционных техник рисования

Май

И. А. Лыкова - «Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений».

Выставка детских работ, выполненных по нетрадиционным техникам

Тема: «Использование нетрадиционных материалов при рисовании»  на 2020-2021 уч.г.

Цель: Развивать потребность к созданию нового, необычного продукта творческой деятельности. Формировать умение использовать полученные знания о средствах выразительности в собственном творчестве.

Задачи:

1. Повысить собственный профессиональный уровень знаний путём изучения нормативно-правовой, организационно-методической литературы, интернет источников, участие в семинарах по использованию нетрадиционной техники рисования в ДОУ

2. Использовать нетрадиционные формы в работе с родителями для повышения компетентности в вопросах воспитания детей.

4. Создать собственный сайт воспитателя детского сада.

5. Формировать у детей эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования.

Актуальность:

Актуальность состоит в том, что знания не ограничиваются рамками программы. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.

Рисование нетрадиционными техниками - важнейшее дело эстетического воспитания. Изобразительная деятельность - одна из самых интересных для детей дошкольного возраста: она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции.

План раздела

Формы работы

Практические выходы

Сентябрь

Международный образовательный портал МААМ. RU - http://www.maam.ru/

Социальная сеть работников образования «Наша сеть» - http://nsportal.ru/

Анкетирование родителей «Художественно-эстетическое развитие ребёнка»

Повышение педагогической компетенции, изучение опыта работы, транслирование своего опыта – публикации на сайте

Анализ анкетирования родителей.

Октябрь

Создание клуба «Родительская гостиная»

Составить план работы клуба.

Ноябрь

Изучение литературы: Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник [Электронный ресурс]http://www.pedlib.ru/Books/6/0297/6_0297-32.shtml

Конкурс «Лучшее портфолио дошкольника»

Декабрь

Курсы повышения квалификации: «Информационные технологии в педагогической практике»

Для изготовления и пополнения группы материалами по данной теме и для работы с родителями.

Январь

Н. В. Краснощекова «Игры для детей дошкольного возраста»

Папка передвижка «Развитие у ребенка уверенности в себе через творческие игры»

Картотека творческих игр на развитие воображения по изобразительной деятельности.

Февраль

Создание и использование презентаций для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетентности родителей.

Мастер – класс по нетрадиционному рисованию для родителей

Март

Консультация для родителей «Значение развития мелкой моторики у детей через нетрадиционное рисование»

Картотека пальчиковых игр и упражнений

Апрель

Изучение литературы:

Необыкновенное рисование, учебное издание из серии «Искусство — детям», М.: Мозаика-Синтез, 2007 г., № 2.

Повышение педагогической компетенции, изучение опыта работы.

Создать серию занятий по нетрадиционной технике рисования по лексическим темам

Май

Презентация «Необычное и увлекательное рисование»

КВН по изобразительной деятельности

Выставки детских рисунков

Тема: «Развитие творческих способностей через использование нетрадиционных техник рисования»

2021-2022 уч.г.

Цель: Раскрыть значение нетрадиционных приемов изо деятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности.

Задачи:

1.Изучить новинку литературы по данной проблеме.

2. организация в ДОУ специального пространства для активизации, расширения и обогащения игровой деятельности дошкольника.

3. Стимулировать умственную и двигательную  активность детей.

5. Разработать модель взаимодействия с родителями.

Актуальность:

Рисование в детстве оказывает огромное влияние на всестороннее развитие личности ребенка и прежде всего на его эстетическое развитие. Важно в этом возрасте подвести ребенка к пониманию прекрасного, сформировать умение самому создавать красивое, воспитывать эстетические чувства (чувства формы, цвета, композиции). Занятия рисованием приучают его действовать самостоятельно, быть занятым делом, способствуют умственному развитию детей.

План раздела

Формы работы

Практические выходы

Сентябрь

Изучение опыта педагогов

Разработка перспективного плана работы по изучаемой теме.

Октябрь

Работа с книгой: Т.С. Комарова «Детское художественное творчество»

Использование методики на занятиях, в свободной деятельности, в игре, в индивидуальной работе с детьми.

Ноябрь

Консультация для родителей «Значение развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования».

Картотека игр на развитие мелкой моторики

Декабрь

Акуненок Т.С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования // Дошкольное образование. – 2010. - №18

Мастер-класс по проведению занятия по нетрадиционной технике рисования.

Январь

Н. В. Краснощекова «Игры для детей дошкольного возраста»

Советы «Из чего можно изготовить печатки для рисования»

Февраль

Обзор в Интернете информации по теме: «Нетрадиционные методы рисования»

Серия занятий по нетрадиционной технике рисования.

Март

Доронова Т.Н. «Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников». М.: Просвещение, Росмэн. 2008 г.

Папка-передвижка «Рисование по сырому фону»

Апрель

Шклярова О.В. Рисуйте в нетрадиционной форме // Дошкольное воспитание. – 1995. - №11

Мастер-класс «Увлекательное рисование»

Май

Эйнон Д. Творческая игра: от рождения до 10 лет. – М., 1995.

Применение техник нетрадиционного рисования в игровой форме, доступной детям

Выставка детских работ «Вернисаж»


                                                               План реализации темы самообразования в работе с детьми.

Цели:

- Формирование у детей дошкольного возраста художественно творческих способностей через творческие задания с использованием в работе интересной и необычной изобразительной техники, неизвестного материала;

- Развивать потребность к созданию нового, необычного продукта творческой деятельности;

Задачи:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:

- Закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества.

- Знакомить детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними, закреплять приобретённые умения и навыки, и показывать детям широту их возможного применения.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

- Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом.

- Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую самореализацию;

РАЗВИВАЮЩИЕ:

- Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение;

- Развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.

Успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание. Итак, при обучении рисованию могут использоваться самые разнообразные техники и самые разнообразные материалы.

                                                                Виды и техники нетрадиционного рисования

Рисование в технике «Граттаж»

Замечательная, необычная техника «Граттаж» будет интересна детям любого возраста. Разница состоит в том, что для детей мл. возраста основу для рисования выполняет взрослый, а дети старшего возраста – самостоятельно. Техника в выполнении проста. Состоит из трех этапов. Все этапы подготовки листа к работе интересны и вызывают у ребенка интерес. Ребенок познаёт многообразие окружающего мира, а также расширяет кругозор и проводит познавательно – исследовательскую деятельность.

Граттаж (от фр. – скрести, царапать) – способ выполнения рисунка путем процарапывания ( цап – царап) пером или острым инструментом на бумаге или картоне, залитых гуашью. Другое название техники – воскография. Произведения, выполненные в технике граттажа, отличаются контрастом белых линий рисунка (или цветных, если предварительно нанести акварельную краску, цветными восковыми мелками) и черного фона.

Технику «Граттаж» можно выполнять в нескольких вариантах.

Вариант № 1 (самый простой)

1 шаг. Необходимо взять лист белого картона и тщательно (без пробелов) натереть его восковой свечой.

2 шаг. Нанести с помощью широкой кисти густой слой гуаши черного цвета (или другого темного) на весь лист картона, так чтобы не было пробелов.

Совет: добавьте в гуашь несколько капель жидкого мыла (шампуня, моющего средства или клея ПВА, тогда при процарапывании гуашь не будет пачкать руки.

3 шаг. Процарапывание. Возьмите заостренный предмет (зубочистка, перо, стержень, сангины, пластиковая вилка и т.д.) и начинайте наносить запланированный рисунок.

Вариант № 2

1 шаг. Делаем фон гуашью (акварелью). В данном варианте белый лист картона можно закрасить полосами. Дать высохнуть.

2 и 3 шаг повторить, как в варианте №1

Вариант № 3делаем фон восковыми мелками (карандашами).

1 шаг. Зарисовать (без пробелов) цветными восковыми мелками (карандашами) одного цвета или нарисовать цветные пятна.

2 и 3 шаг повторить, как в варианте №1.

Совет: если вы хотите перевести на «Граттаж» рисунок, то переведите его на кальку и аккуратно нанесите контур рисунка слегка продавливая, а затем хорошо поцарапайте.

Вариант №4 «Граттаж» + аппликация

1 шаг. Картон с готовым ярким рисунком. Отлично подходит обложка от цветного картона или альбома.

2 и 3 шаг повторить, как в варианте №1.

4 шаг. Выполнить аппликацию из заранее приготовленных форм.

Совет: если вы хотите придать работе блеск – равномерно нанесите по листу лак для волос.

- картон

- цветные восковые мелки, свечи

- гуашь

- сангигы

Метод «Рисование нитками» или «Ниткография»

Данный метод рисования неоднозначен. Здесь есть несколько способов создания рисунков. Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию материал, где вы сможете познакомиться с мощным и неоправданно забытым инструментом в изобразительных средствах художника – «ниткография». Слово «ниткография» состоит из двух слов: нитка и графика (от «grafo» — «пишу») — вид изобразительного искусства, использующий в качестве основных изобразительных средств линии, штрихи... То есть, получается, «пишу ниткой» или проще - «рисую нитью».
Главная задача художника – ниткографиста: найти в петлях и крючках, оставленных нитью на листе, образы, которые можно распознать и использовать в рисунках.

Для воплощения её величества Вашей Фантазии вам потребуются следующие материалы и инструменты: бумага, гуашь, тушь или акварель, перо, кисть, нитки разной толщины, игла, салфетки.

Вариант № 1

1. Берём белый лист бумаги, формат А-3 и сгибаем пополам – такой вариант приемлем на начальном обучении, а если вы увлечётесь, то можно брать 2 листа, не скрепленных между собой. Набираем краску на нитку с помощью кисти: нить опускаем в тушь, или краску.
2. Произвольно укладываем нитку с краской петлями и зигзагами на лист бумаги.3. После того, как смоченная краской нить уложена, ее накрывают вторым листом. Оба листа плотно прижимают друг к другу рукой, а нить вытягивают за конец.
Хорошо использовать толстую шерстяную нить - ворс оставляет на бумаге самые замысловатые силуэты.4. На одном листе можно укладывать ниткой несколько цветов. Они могут у Вас переплетаться между собой, а могут быть отпечатаны отдельно друг от друга.5. Для создания более интересных образов добавим иглу, при помощи которой прокалываем верхний лист в нужном месте, и вытягиваем нить через отверстие.                                                                                                                            6. После того как нить вытянута, у вас есть две зеркальные копии с замысловатыми рисунками, которые в последствии можно дорабатывать.
Каждый раз получается два одинаковых рисунка. Их можно смотреть с любой стороны...

 Вариант № 2

Нитки следует разрезать на отдельные части, длина которых, приблизительно, будет составлять от 7 до 10 сантиметров. Берется одна нить, обмакивается в краску и проводится в разных направлениях по листу. Получаются интересные линии. Затем берем следующую нить и повторяем действие, только используем другую краску. Так можно рисовать до бесконечности.

Вариант № 3

 На подготовленной для рисования бумаге прорисовываются очертания любого объекта, животного и так далее, только разукрашивается оно не карандашами или красками, а нитками, которые приклеиваются. На каждом участке нужно клеить нить соответствующего цвета. Важно при наклеивании не оставлять пробелов, тогда рисунок получится красочным и интересным

Рисование мыльной пеной  

Мыльные пузыри – переливающиеся всеми цветами радуги, всегда вызывают улыбку и восторг. А вы знаете, что мыльными пузырями можно рисовать? Это очень интересная техника, она порадует и взрослых, и детей. Можно не только дуть пузыри, но и делать их цветными, переносить на бумагу.

В воду добавьте шампунь или жидкое мыло. Концентрация примерно 1:10 (не строго). Чтобы пузыри были большими и подолгу не лопались, добавьте в воду чуть-чуть желатина или глицерина. Все ингредиенты перемешайте и оставьте постоять на 2-3 дня. Затем профильтруйте раствор через марлю и оставьте в холодильник на 12 часов. Процедуру можно упростить - просто добавив в воду мыльный раствор и красители. Чем больше красителя, тем ярче цвет пузырей. Все, теперь можно создавать красивые воздушные шары.

Берем соломинку для коктейля и начинаем пенить раствор (дуем в трубочку, чтобы пузыри поднялись в баночке. Когда пена поднялась, берем плотную бумагу и прислоняем ее к мыльной пене, либо набираем в ложечку и выкладываем рисунок на бумагу, потом недостающие части можно дорисовать фломастерами или добавить аппликацию.

Рисование солью.

Для работы вам пригодятся:

- пачка столовой соли;

- картон;

- клей ПВА;

- акварель, гуашь (лучше жидкую) кисточка.

Ход работы:

Для такого творческого рисунка не надо заранее изготавливать трафареты, хотя при желании вы можете распечатать какой-либо эскиз с простыми формами.

Нарисуйте клеем какой-либо узор на картоне, например, цветок или вазу. Положите его в форму для выпечки и хорошо просыпьте солью. Форма нужна, чтобы не рассыпать соль повсюду.

После того как клей пристынет, стряхните все лишние крупинки. Обмакните кисточку в нужный цвет. Аккуратно прикоснитесь к солевой линии и увидите, как цвет растекается по контуру.

Используйте разные цвета в разных частях рисунка, они будут очень красиво смешиваться на переходах.

Заполните все проклеенные линии цветом и оставьте сохнуть. До полного высыхания может пройти один-два дня.

Такие картины могут быть на любую тему, например, рисование солью и акварельными красками "Зима" будет прекрасным подарком на Новый год родственникам от юного дарования.

Рисование пеной для бритья.

Рисование пеной для бритья – процесс увлекательный и интересный. Пена приятна на ощупь, дарит новые тактильные ощущения и приятный запах. Легко смывается с рук, одежды и любой поверхности.

Некоторые техники рисования пеной для бритья:

Пропорции смешивания материала: 2 части пены + 1 часть клея ПВА + краски.

1 «Объёмные краски» - это когда смешивают клей и краску, затем добавляют пену для бритья. Тщательно все перемешивают. Краски готовы, их можно наносить на готовый контур или проявить фантазию – придумать рисунок самостоятельно.

2 «Рисование ладошкой» -это когда смешивают клей и краску, затем добавляют пену для бритья. Тщательно все перемешивают. Краски готовы, их можно наносить на ладонь и творить свой шедевр.

3 «Рисование ватными палочками или рисование пальчиком» - это когда смешивают клей и краску, затем добавляют пену для бритья. Тщательно все перемешивают. Краски готовы, их можно наносить ватной палочкой или пальчиком на готовый контур или проявить свою фантазию – придумать рисунок самостоятельно. (можно использовать кисточку)

4 «Тюбик» - это когда «Объёмные краски» поместить в плотный пакет (или шприц). Отрезать ножницами кончик пакета, получился своего рода кондитерский шприц. Надавливая на пакет с краской, создаем рисунок

Рисование кофе.

Кофеграфия - это оригинальная техника создания картин с помощью кофейного раствора. Сегодня она становится всё популярнее у ценителей по всему миру. Художникам, работающим в этой технике, подвластны любые сюжеты, начиная от пейзажей и портретов и заканчивая переложениями шедевров мирового искусства на язык кофе.

Бумага. Лучше выбирать плотную акварельную бумагу, плотностью не меньше 200 г/м2.

Кисточки. Подойдут хорошие натуральные кисти (например, колонок), а также синтетические. Мне синтетика нравится тем, что кисти достаточно упруги и не теряют ворсинки при рисовании. В основном я использую именно синтетические кисточки разных размеров. Широкие - для фона, тоненькие - для мелких деталей.

Кофе. Конечно нужно поговорить и о кофе. Для рисования можно использовать заваренный молотый кофе (крепче ристретто). Но я предпочитаю растворимый кофе в гранулах. Именно растворимый гранулированный кофе даёт насыщенный, почти чёрный тон. И это позволяет делать рисунки контрастными, от самых светлых оттенков до глубоких тёмных акцентов. Индийская художница Амита Дутта называет раствор для рисования "кофейный сироп". И действительно, можно так развести кофе, что получится сиропообразная густая краска. Марка кофе не принципиальна, однако я использую органический кофе. Его производят без применения химии, без красителей и ароматизаторов. В начале кофейных экспериментов я пробовала добавлять в кофейную краску специи: корицу, ваниль, кардамон, мускатный орех, шафран. Получается настоящая ароматерапия в процессе работы. Однако со временем запахи кофе и специй постепенно улетучиваются.

Вода. Обычная чистая вода нужна как для приготовления кофейного раствора, так и для промывания кисточек в процессе рисования.

Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Рисование на воде: Эбру

Технике Эбру 2 тысячи лет. Это рисование на воде специальными красками, не растворяющимися в воде, а затем перенос рисунка на бумагу. Искусство Эбру зародилось в 11в. До сих пор не известно, когда и где возникло это искусство. Искусствоведы предполагают, что это искусство возникло в Китае, Индии и Турции, и даже ее использовали Сибирские шаманы. Главным отличием турецких мастеров было искусное умение рисовать не только абстрактные и цветочные узоры, но и птиц, рыб и необычные пейзажи.

Слово
«Эбру» означает «похожий на облака» или «ветер и облака». В Европе рисунки «Эбру» стали называть «Турецкая бумага». В эпоху Оттоманской империи шедевры с рисунком под мрамор создавались в самых разнообразных формах, начиная от традиционной до филигранной работы. Эбру различных форм создавались на бумаге для государственных указов (грамотах), для оформления различных книг, а так же украшали ткани. Сама техника держится в секрете, известны только некоторые моменты. В эбру используются только натуральные материалы. Вязкость воды увеличена путем добавления нектара Гевена (горные колючки), в краски добавлена бычья желчь, чтобы они могли оставаться на поверхности воды.

В Европу искусство Эбру пришло в 17веке и в основном использовалось в книгоиздательстве. Эбру – это рисование, в основе которого лежат правильные природные формы, а именно круг (рисунок из одной точки). Каждая капля, которая попадает в воду, приобретает форму круга, который мы можем преобразовать абсолютно в любую желаемую форму. Такое рисование развивает воображение, мышление, а так же возможность ребенку и взрослому почувствовать себя настоящим художником и получить удовольствие от творчества. Рисовать в технике Эбру может человек любого возраста и любой подготовки.

Восточная живопись является отличным способом развития воображения, моторики ребенка, взрослые люди смогут избавиться от стресса и расслабиться, оставив все проблемы за границами водного полотна, т.к. энергетика воды тесно связана с энергетикой человека, ведь человек состоит на 80% из воды.

Физминутка музыкальная. – «Мы пойдем на лево…» (с ускорением)

Выполнение работ в технике выбранной педагогами.

Прием «Букет»

На столе лежать три букета без цветов с надписями (очень понравился мастер класс, узнал много нового; м/класс посредственный, могло бы быть и интересней; м/класс неинтересный, не было никакой полезной информации), вам надо положить свои цветочки на тот букет с надписью, который соответствует на данный момент вашему настроению.  

Рефлексия. Предложить педагогам, сравнить свое настроение в конце мастера класса с тем, которое было в начале мастер-класса. По желанию участники могут высказать свое мнение.

 

1.Использование нетрадиционной

техники рисования в дошкольном возрасте.

Рисовать хочется в любом возрасте. А дошкольники рисуют много и с большим желанием.  Детское  творчество – мир ярких, удивительных образов. Оно  поражает нас взрослых своей непосредственностью, оригинальностью, буйством фантазии. Научиться рисовать в дошкольный период нетрадиционным способом интереснее вдвойне.

В своей работе я активно использую нетрадиционную технику рисования (НТР). Термин «нетрадиционный» (от лат. traditio – привычный) подразумевает использование  материалов, инструментов, способов рисования, которые не являются общепринятыми.

          Применение НТР способствует обогащению знаний детей о предметах и их использовании, о материалах, способах применения. Дети учатся рисовать красками, карандашами, мыльной пеной, свечкой. Пробуют рисовать не только кисточкой, карандашами, фломастерами, но и ладошкой, пальцами, кулачком, получать изображение с помощью подручных средств (ниток, трубочек, листьев деревьев).

          Использование всех нетрадиционных техник изображения позволяет дошкольникам экспериментировать – смешивать краски с мыльной пеной, акварель с гуашью.

          Непосредственно рисуя пальчиками, ладонью и кулачком дети познают свойства  краски (густоту, твердость, вязкость), а добавляя воду, получать различные оттенки.  Развивается тактильная  чувствительность, цветоразличение.

          Рисуя и экспериментируя, дети задают вопросы педагогу, друг другу, обогащается и активизируется их словарный запас.

Нетрадиционные  техники изображения требуют соблюдения последовательности  работы. Так  дети учатся планировать свою работу.

Используя  нетрадиционную технику рисования, я обратила внимание как у детей      «загораются глазки». У них появляется радостное настроение, и нет никакого страха перед тем, что у них не получиться. Рисуя, дошкольник не утомляется, у него сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания, развивается уверенность в своих силах, развивается  пространственное мышление, развивается мелкая  моторика рук, появляется усидчивость и внимательность.

       Используя НТР можно облегчить  сам процесс рисования, ведь  даже не каждый взрослый сможет изобразить какой-либо предмет.

Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность  позволяет детям быстро достичь желаемого результата.

  1. Виды и техники нетрадиционного рисования.

Учитывая возрастные особенности дошкольников, овладение разными умениями на разных возрастных этапах, для нетрадиционного рисования рекомендуется использовать особенные техники и приемы.

Так, для детей младшего дошкольного возраста при рисовании уместно использовать технику «рисование руками» (ладонью, ребром ладони, кулаком, пальцами), оттиск печатями из картофеля.

Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками: тычок жесткой полусухой кистью, печать поролоном; печать пробками; восковые мелки + акварель; свеча + акварель; отпечатки листьев; рисунки из ладошки; рисование ватными палочками; волшебные веревочки (ниткография).

А в старшем дошкольном возрасте дети могут освоить еще более трудные методы и техники:

  • рисование песком;
  • рисование мыльными пузырями;
  • рисование мятой бумагой;
  • кляксография с трубочкой;
  • печать по трафарету;
  • монотипия предметная;
  • кляксография обычная;
  • пластилинография.

Каждая из этих техник – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Рассмотрим подробнее каждую из этих техник.

В ходе занятий рисования пальчиками дети воспроизводят разнообразные движения ладонью (пришлепывание, прихлопывание, размазывание), пальцами (размазывание, примакивание), которые педагог сопровождает словами одобрения. Знакомство с техникой «пальцеграфия» начинается после освоения азов рисования ладошками: она сложнее и требует более целенаправленных движений.

Дети с любопытством, радостью и удовольствием размазывают следы от краски на ладошках и по листу бумаги. После нескольких игр-тренировок на бумаге возникает двигательный ритм, так как дети повторяют движения ладонью и пальцами много раз. Этот ритм привлекает детей, становясь дополнительным стимулом для действий с краской и усиливая интерес к ним. В процессе обучения можно предлагать детям дорисовывать изображения животных (обмакнув пальчик в краску, нарисовать глазки, носик, ротик, хвостик, при этом используя отрывистые линии, горизонтальные, дугообразные линии). При рисовании ладошкой дети сначала оставляют отпечаток руки на листе бумаги, а затем дорисовывают по указаниям воспитателя образ какого-либо животного. На первом этапе дорисовывать может сам педагог, показывая своим примером принцип изображения. В средней группе дети могут самостоятельно изобразить из ладошки животное, пользуясь собственными воспоминаниями и воображением. Так, из ладошки может получиться птица, кошка, петушок, слоненок.

Рисование картофелем привлекает детей своей необычностью. Обычный в использовании материал применяется для изображения животных. Для этого ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и коробочки и печатка. Печатка является одним из интереснейших, доступных ребенку способов исполнения рисунка. Истоки её лежат в древних ремеслах украшения ткани набойкой, использования пряничных досок и т. д. Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков разные композиции. Прежде чем печатать, необходимо изготовить сами инструменты – печатки.

Вначале педагог должен помочь ребенку изготовить печатки. Для этого берут картофель, разрезают пополам и на гладкий срез наносят шариковой ручкой рисунок печатки – определенного животного, затем аккуратно вырезают форму по контуру, чтобы она возвышалась над рукояткой на высоту 1 - 1,5 см. Рукоятка должна быть удобна для руки, пошире.

Одной из разновидностей печаток является тампонирование или оттиск. Для этого увлекательного занятия необходимо сделать тампон из марли или поролона, пенопласта, смятой бумаги. Штемпельная подушка послужит палитрой. Дети набирают краску, и мягким прикосновением к бумаге рисуют что-нибудь пушистое, легкое, воздушное, прозрачное или колючее. Эта техника лучше всего подходит для рисования животных, так как передает фактурность пушистой поверхности объекта.

В средней группе также часто используется техника тычка жесткой кистью. Предлагаемый метод рисования не требует от детей умелого изображения тонких линий, несущих важную художественную нагрузку. Достаточно знать и уметь рисовать геометрические фигуры в разных сочетаниях, причем не обязательно правильной формы и тонкими прямыми линиями. В процессе закрашивания тычками эти неточности не влияют на восприятие рисунка, а нарисованные предметы получаются более приближенными к реальным. Для раскрашивания необходимы густая гуашь и жесткая кисть. Методика рисования тычком для младших дошкольников состоит в следующем: воспитатель заранее на листе у детей рисует простым карандашом контур. Дети сначала рассматривают и обводят пальцем контур, называя вслух его части: голова, ушки, глазки, хвостик и т.д. Начав рисовать, они должны делать тычки кисточкой по линии контура слева направо, не оставляя промежутка между тычками; затем произвольными тычками закрашивают поверхность внутри контура. Остальные необходимые детали рисунка дети рисуют концом тонкой кисти.

Дети старшего возраста должны самостоятельно рисовать контуры предметов простым карандашом или сразу кисточкой, используя геометрические фигуры в разных сочетаниях. Методика закрашивания такая же.

Достаточно сложной техникой является набрызг. Вместо кисти можно использовать зубную щетку и стеку. Зубной щеткой в левой руке наберем немного краски, а стекой будем проводить по поверхности щетки – быстрыми движениями, по направлению к себе. Брызги полетят на бумагу. При этом можно менять направление движения руки (по вертикали, горизонтали, наклонно, волнообразно, кругами), изменять величину крапинок, приближая или отдаляя брызги от плоскости заготовки. Используют одновременно несколько красок, что помогает создать многоцветный рисунок. Используя трафареты, можно выполнить изображения самых разнообразных животных: Африканские жители, Зоопарк, Животные на ферме и т.д.

Одним из современных способов нетрадиционных рисования является рисование мыльными пузырями. Для этого нужны шампунь, гуашь, вода, лист бумаги и трубочка для коктейля. В гуашь добавляется шампунь, немного воды, размешиваем и дуем в трубочку до тех пор, пока не образуется пена. Затем к пене приложить лист бумаги, дорисовать детали.

Данная техника развивалась от одной интересной изобразительной техники – кляксографии. Для этого потребуется бумага, тушь или жидкая гуашь. В центр листа нужно капнуть кляксу, бумагу нужно наклонить в одну сторону, затем – в другую или подуть на кляксу. Таким образом можно получить оригинальное изображение животного, фантазия ребенка подскажет на кого оно похоже.

Монотипия также может использоваться для изображения животных. Первый способ – симметричное сложение листа пополам. На листе можно изобразить отражение медвежонка в зеркальной глади воды. Для этого берём альбомный лист и складываем его пополам, верхнюю часть тонируем светло – жёлтым цветом (небо), а нижнюю – голубым (вода). Просушив лист, наносим карандашом рисунок медвежонка, а затем покрываем гуашью, затем по линии сгиба складываем рисунок и проглаживаем, чтобы получился отпечаток на нижней стороне листа, получаем зеркальное отражение медвежонка в воде. Второй способ – на пластмассовую досточку наносим краску, затем деревянной палочкой или черенком кисточки процарапываем изображение предметов– фигурки птиц и животных, накладываем сверху лист бумаги, слегка прижимаем и снимаем, на листе получается оттиск.

Нетрадиционное изображение животных и предметов может получиться при рисовании солью. Предварительно на бумаге надо сделать наброски, смочить его водой с помощью кисти, посыпать солью, подождать пока она в себя вберёт воду, лишнюю соль ссыпать. Когда всё подсохнет, нарисовать недостающие элементы и раскрасить. Солью хорошо рисовать птиц, насекомых (бабочек, жучков), морских животных (медузы, осьминоги).

Рисование штрихом позволяет сосредоточиться на форме, строении животных, их движений. При помощи штриха можно рассказать о характере животного, передать его колючесть или мягкость, доброту или агрессивность, выразить личное отношение к животному. Штриховка замечательно подходит для изображения ежей, дикобразов.

Еще одной достаточно интересной техникой для рисования является квиллинг – техника выполнения миниатюр из двухсторонней цветной бумаги. Для работы необходимо нарезать полоски цветной бумаги одинаковой ширины (приблизительно 0,5 - 0,7см, длинна, зависит от выполняемых элементов от 2 до 25 см). Нужна ещё маленькая палочка (зубочистка или вязальная спица) на которую будем накручивать полоски, клей ПВА, картон для основы (слишком тонкий картон будет коробиться от клея). Полоску бумаги накручиваем на зубочистку и снимаем аккуратно, немного распустив, подклеиваем кончики бумаги клеем.

Также существует техника «рисование нитками» (ниткография). Используются простые нитки, гуашь разных цветов, бумага для рисования, розетки для краски, емкость для использованных ниток. Нужно сделать отрезки из ниток (2-5 шт.) длиной 7-10 см. Один отрезок нитки обмакнуть в краску и водить им по листу бумаги для рисования в разных направлениях. Для использования гуаши другого цвета взять чистую нить.

В технике «рисования ребром картона» используются полоски картона (высота - 2 см, длина от 2 см до 6 см, она зависит от величины предмета, который будет изображен; ширина картона около 2 мм), бумага для рисования, гуашь, розетки для краски, кисть. Здесь ребро картона нужно окрасить гуашью, прислонить к бумаге и провести по листу, оставляя след от краски. В зависимости от того, какой предмет изображается, движение картоном может быть прямым, дугообразным, вращательным.

Для техники «мятый рисунок» необходима бумага для рисования, цветные восковые мелки, крупная кисть, гуашь разных цветов, розетки для краски, подставка для кисти, баночка для воды, губка. Технология рисования: на листе бумаги нарисовать цветными мелками предмет, вокруг предмета восковыми мелками сделать фон. Лист бумаги должен быть закрашен полностью. Рисунок аккуратно смять, так, чтобы не порвать бумагу, затем распрямить, закрасить фон и картинку гуашью. Не дожидаясь, пока краска высохнет, с помощью губки под проточной водой гуашь смыть. Краска должна остаться в трещинах бумаги.

Многие вышеперечисленные техники можно использовать в одной – коллаже. В целом важно следующее: хорошо, когда дошкольник не только знаком с различными приемами изображения, но и не забывает о них, а к месту использует, выполняя заданную цель. Например, ребенок решил нарисовать лето в деревне, и для этого он использует точечный рисунок (трава), а солнышко ребенок нарисует пальцем, пушистых животных нарисует поролоном, других животных он вырежет из открыток, тканями изобразит небо и облака и т.д. Предела совершенствованию и творчеству в изобразительной деятельности нет.

Стоит отметить, что успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание. Итак, при обучении рисованию могут использоваться самые разнообразные техники и самые разнообразные материалы.

3.План работы:

Тема

занятия

Нетрадиционные техники

Программное содержание

оборудование

 

                                                                                Сентябрь

 

 1.

Ветка рябины

Рисование пальчиками.

Учить техники пальчикового рисования, Развивать мелкую моторику рук. Учить анализировать натуру, выделяя ее признаки  и особенности. Воспитывать эстетически- нравственное отношение к природе.

Лист, гуашь, маленький листочек для проверки цвета и все принадлежности для рисования.

 

   2.

Компот из яблок

Отпечаток яблоком

Познакомить со способом изображения «штампование». Раскрыть возможности использования в изобразительной деятельности различных предметов.

Штампы из яблок  на каждого, салфетки для рук, гуашь красного, желтого, зеленого цвета, эскизы банок, губки для гуаши.

 

   3.

Осенний сад

Отпечаток картофелем

показать детям возможность получения изображения с помощью картофельного штампа;  развивать творческое мышление и воображение;
воспитывать интерес  к художественному творчеству.
воспитывать самостоятельность, аккуратность в работе. 
вызывать эмоциональный отклик на новый способ рисования.

лист формата А4, гуашь, вода, кисть, карандаш, картофель, салфетки для рук.

октябрь

 

     1.

Осень на опушки краски разводила

Печать листьев

познакомить детей с новой техникой рисования;
показать детям возможность получения изображения с помощью листьев;
развивать творческое мышление и воображение;
воспитывать интерес к художественному творчеству;
воспитывать самостоятельность, аккуратность в работе. 

лист бумаги, гуашь, кисть, вода, листья дуба, принадлежности для рисования.

 

2.

Ежик

Рисование ладошкой

познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования (ладонью); учить самостоятельно придумывать композицию рисунка; развивать творческое воображение, внимание, мелкую моторику и координацию движения рук.

акварельные краски; кисти; палитра; баночки с водой; салфетки.

 

3.

Осеннее дерево

Рисование ватными палочками

развивать интерес к процессу и результату рисования, понимать рисунок как средство передачи впечатлений, уметь передавать содержание с помощью разных материалов (карандашей, красок). Познакомить с особенностями осенней природы. Развивать мелкую моторику, развивать воображение. Воспитывать любовь к художественному творчеству, воспитывать интерес к созданию композиций, воспитывать любовь к природе.

Лист бумаги с нарисованным стволом дерева,  ватные палочки, гуашь (желтая, оранжевая, зеленая, красная, коричневая),  иллюстрации осени.

 

                                                                   Ноябрь

 

1.       

Салют

Методом тычка

Познакомить детей с рисованием тычком жесткой кистью, совершенствовать умение правильно держать кисточку при рисовании, осваивать палитру (желтый, красный, зеленый, синий цвета). Развивать эстетическое восприятие.

½ часть листа с нарисованными простым карандашом кругами, гуашь четырех цветов, принадлежности для рисования, иллюстрация и обрасти салютов.

 

2.

Подарок маме

Методом тычка

Закреплять умение правильно держать кисть. Закреплять представление о цвете. Прививать аккуратность при работе с краской.

Лист, гуашь, две кисточки, принадлежности для рисования.

 

3.

Золотые рыбки

Рисование мыльными пузырями

продолжать учить детей работать с гуашью, воспитывать интерес к творчеству,  способствовать развитию  творческого воображения, мышления, художественно-эстетических навыков, мелкой моторики, глазомера, внимания; развивать интерес  к изобразительному творчеству.

Гуашь ,стаканчики с водой, трубочки для сока, кисточки, альбомные листы, шампунь или средство для мытья посуды.

 

                                                                             Декабрь

 

1.

Щенок

Рисование методом тычка

Совершенствовать умение правильно держать кисть во время работы. Осваивать цветовую палитру (оранжевый, коричневый цвет). Закреплять умение подбирать цвета, рисовать кончиком кисти мелкие детали рисунка. Обогащать словарь детей (слова: оранжевый, рыжий, пестрая). Развивать мелкие мышцы рук в процессе изобразительной деятельности. Развивать творческие способности, эстетическое восприятие. Воспитывать чувство любви к животным

Воспитывать желание заниматься изобразительной деятельностью.

Половина альбомного листа с нарисованным контуром щенка (на каждого ребёнка), гуашь коричневого, красного, оранжевого, черного цвета, по 2 кисточки (жесткая, мягкая), небольшой лист бумаги (палитра) на каждого ребёнка для проверки тычка и правильности выбранного цвета, стаканы с водой.

 

2.

Котенок

Рисование оттиском поролона

Продолжать знакомить с новой техникой рисования – оттиск поролоном. Учить аккуратно набирать краску. Продолжать знакомить с цветом. Развивать эстетический вкус.

Листы бумаги , гуашь, кисточки, поролон.

 

3.

 Воздушные шарики

монотипия

дать общее представление о способе рисования монотипии, продолжать учить рисовать предметы круглой формы, закреплять знания цветов, развивать внимание, речь, воспитывать доброжелательное отношение к кукле.

гуашь основных цветов, кисточки, баночки с водой, тряпочки, кукла Катя, воздушный шарик.

 

                                                                 январь

 

1.

Морозный узор

Рисование свечей

Вызвать у детей интерес к зимним явлениям природы .Развивать зрительную наблюдательность ,способность замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве . Совершенствовать умения и навыки детей в свободном экспериментировании с изобразительным материалом. Помочь детям освоить метод спонтанного рисования.

Альбомный лист , кусочек свечи, акварельные краски, кисть с широким ворсом, стаканчик с подой.

 

2.

Метель

Рисование свечой

 

 

 

3.

Звездное небо

Фотокопия

Вызвать эмоциональный отклик в душе ребенка. Развивать воображение, художественное восприятие. Развивать стойкий интерес к процессу рисования

Белая бумага, синяя или черная гуашь, ватный тампон, клеенка или газета, свеча.

 

                                                                       февраль

 

1.

Снеговик

Тампонирование

Учить рисовать снеговиков разных размеров, закрепить приемы изображение круглых форм в различных сочетаниях, совершенствовать технику рисования поролоном.

Лист,  гуашь, две кисточки, принадлежности для рисования

 

2.

Кто здесь прошел?

Рисование пальчиками

Продолжать учить детей создавать ритмические композиции, рисовать пальчиками сложенными щепоткой

Развивать чувство ритма и композиции, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь

лист бумаги белого цвета; краска синего цвета в чашечке; салфетки.

 

                                                          Март

 

1.

Солнышко

Рисование по крупе

Познакомить с техникой рисования по крупе. Развивать творчество детей . Воспитывать аккуратность  и способность довести начатое дело до конца. Развитие мелкой моторики рук.

Крупа

 

2.

Букет (тюльпанов коллективная работа)

Рисование- ладошка

Дать ребенку самому экспериментировать с изобразительными средствами. Учить ребенка воображать и фантазировать. Совершенствовать работу руки, что способствует развитию координации глаз и руки. Знакомить с цветом. Учить находить сходство рисунка с предметом, радоваться полученному результату.

Гуашь, салфетки.

 

3.

Весеннее настроение

Рисование методом тычка

Закреплять умение рисовать методом тычка . Закреплять умение держать правильно кисть. Закреплять представление о цвете, прививать аккуратность при работе  с краской. Воспитывать интерес к рисованию.

Гуашь, кисть, лист бумаги.

 

                                                      Апрель

 

1.

Салют

Рисование на наждачной бумаги

создать условия для поддержания интереса к изобразительной деятельности,
научить рисовать цветными карандашами (восковыми мелками) на наждачной бумаге,
вызвать положительный эмоциональный отклик на предложение рисовать необычным способом, развивать творческие способности детей,
развитие мелкой моторики.

Наждачная бумага мелкозернистая.
Цветные карандаши или восковые мелки.

 

2.

Цветы

Рисование ладошкой

Дать ребенку возможность самому поэкспериментировать с изобразительными средствами. Учить ребенка воображать и фантазировать. Совершенствовать работу руки, что способствует глаз и руки. Знакомство с цветом.

Гуашь . кисти, салфетки.

 

3.

Цветы

Рисование манкой

Закрепить знания рисования  по крупе, развивать творчество детей, воспитывать аккуратность и способность начатое дело до конца. Развитие мелкой моторики рук.

Манка , клей, кисти, салфетки. Бумага.

 

                                                        май

 

1.

воздушные шарики

Оттиск смятой бумагой

Учить комкать бумагу; познакомить с приемом рисования смятой бумагой; развивать мелкую моторику рук.

Альбомные листы; разноцветная гуашь в мисочках; кисточки; надутые воздушные шарики на каждого ребенка.

 

2

Черемуха

Рисование ватными палочками, пальчиками

Продолжать совершенствовать технику рисования пальчиками, ватными палочками. Формировать чувство композиции и ритма

Цветная бумага голубого цвета; ватные палочки; белая и зеленая краска, влажные и бумажные салфетки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Итак, обучение рисованию нетрадиционными способами дошкольников на занятиях в настоящее время имеет важное значение. Нетрадиционное рисование позволяет раскрыть творческий потенциал ребенка, постоянно повышать интерес к художественной деятельности, развивать психические процессы. Оно позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Все дети любят рисовать. Творчество для них это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души. Сталкиваясь с красотой и гармонией мира, изведав при этом чувство восторга и восхищения, они испытывают желание “остановить прекрасное мгновенье”, отобразив свое отношение к действительности на листе бумаги.

        Рисование для ребенка – радостный, вдохновенный труд, к которому его не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать малыша, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности.

        Оригинальное рисование привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использование хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. Особенно это явно видно при работе с малышами до изобразительного периода, когда у них еще не сформированы технические навыки работы с красками, кистью, когда еще нет точного пропорционального понятия, сколько надо взять воды, сколько гуаши…

       А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь самоценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, самоидентификация в творческой работе, целенаправленность деятельности

Список литературы:

  1. Эйнон Д. Творческая игра: от рождения до 10 лет. – М., 1995.
  2. Колдина Д.Н. Игровые занятия с детьми 2 – 3 лет. – М., 2010.
  3. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р.Г. Казаковой. – М., 2007.
  4. Белкина В.Н. и др. Дошкольник: обучение и развитие. – Ярославль, 1998.
  5. Янушко Е.А. Рисование с детьми раннего возраста. – М., 2010.
  6. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. – М., 2010.
  7. Акуненок Т.С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования // Дошкольное образование. – 2010. - №18
  8. Шклярова О.В. Рисуйте в нетрадиционной форме // Дошкольное воспитание. – 1995. - №11
  9. Юркова Н. Рисование мыльной пеной, крашенными опилками, на самоклеющейся пленке // Обруч. – 1999. - №2
  10. Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник [Электронный ресурс]: http://www.pedlib.ru/Books/6/0297/6_0297-32.shtml

    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальная траектория профессионального развития педагога (2019-2022гг)

Индивидуальная  траектория профессионального развития педагога (2019-2022гг)...

Мониторинг 2019 - 2022гг.

Мониторинг 2019 - 2022гг....

Аналитическая справка 2019 - 2022гг.

АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА.                                                  ...

Результат мониторинга 2019-2022гг

Результат мониторинга 2019-2022гг...

Диагностика. "МАОУ "Прогимназия "Созвездие" 2019-2022гг.

Диагностика. "МАОУ "Прогимназия "Созвездие" 2019-2022гг....

Индивидуальный план профессионального саморазвития на 2019-2022гг.

В материале представлено планирование профессиональной деятельности на межаттестационный период по теме  "Метод проектов в ДОУ как эффективная педагогическая технология в становлении социаль...