Перспективный план воспитания гражданственности и патриотизма у детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка (старшая группа)
Перспективный план разработан на основе Федеральной образовательной программы и включает в себя цели и задачи по воспитанию основ патриотизма и гражданственности у детей старшего дошкольного возраста и привлечение родителей в эту работу в соответствии с Российскими памятными датами и праздниками.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Перспективный план по воспитанию основ гражданственности и патриотизма у детей старшего дошкольного возраста
(в соответствии с Федеральной образовательной программой дошкольного образования)
Месяц | Даты государственных праздников и памятных дат | Задачи | Методы, приемы, виды деятельности по реализации задач | Привлечение семьи |
Сентябрь | 3 сентября – День окончания Второй мировой войны. День солидарности в борьбе с терроризмом. | - Актуализировать знания детей о ВОВ; воспитывать гордость за советский народ, победивший фашизм. - Обогащать знания детей о понимании «терроризма», познакомить с простыми правилами антитеррористической безопасности, воспитывать ответственность за свою безопасность. | - беседы - рассказы взрослых - рассматривание иллюстраций, фотографий, книг - чтение художственной литературы С.Алексеев «Рассказы из истории ВОВ». А.Барто «Звенигород» - беседы - рассказы взрослых - просмотр видео - проблемные ситуации - рассматривание иллюстраций - игра «Опасные предметы», «Можно и нельзя», «Что сделать, если…» - оформление газеты «Терроризму нет» | - рассказы взрослых о каких-либо событиях |
Октябрь | 1 октября – Международный день пожилого человека | - Расширять знания детей о празднике, о людях разных поколений, различии, их взаимосвязи и взаимозависимости друг от друга; воспитывать чувство уважения к пожилым людям, желание помогать им. | - беседы - проблемные ситуации - рассматривание иллюстраций - чтение художественной литературы Л. Н.Толстой «Рассказы для маленьких детей», «Моя бабушка» С. Капутикян, «Мой дедушка» Р. Гамзатов, «Бабушкины руки» Л. Квитко, «Бабушка - забота», «Наш дедушка» - просмотр мультфильмов - изобразительная деятельность - изготовление подарков для бабушек и дедушек - составление рассказов на тему «Моя бабушка (дедушка)» - разучивание песен | - рассказы родителей о бабушках и дедушках, об их жизни в молодости, каких-то событиях. - организация выставки творчества бабушек и дедушек. |
Ноябрь | 4 ноября – День народного единства 8 ноября – День памяти погибшим при исполнении служебных обязанностей сотрудников органов внутренних дел России 30 ноября – День Государственного герба Российской федерации | - Развивать интерес к жизни людей разных национальностей, их обычаям и традициям; воспитывать уважительное отношение к людям разных национальностей, проживающих на территории Красноярского края, их культурному наследию. - Расширять знания детей о профессии полицейских, значимости в обществе, воспитывать уважительное отношение к сотрудникам органов внутренних дел - Обобщать сведения о том. Что такое герб, Государственный герб Российской Федерации, его значение, отличие от гербов других стран | - Игра «Интервью»: «Что означает слово гражданин?». - рассказы воспитателя и беседы о народах, населяющих Красноярский край, их обычаях, занятиях (охота, рыболовство, скотоводство), национальных костюмах, культуре (нганасаны, чулымцы, эвенки, ненцы, хакасы); - рассматривание иллюстраций, - чтение художественной литературы К. Д. Ушинский «Наше отечество» и разных народов - просмотр мультфильмов - изобразительная деятельность - игры «Путешествие», «Кто где живет», «Чей костюм» - изготовление макетов - беседы - рассказы взрослых - просмотр видео, мультфильмов - рассматривание иллюстраций - изобразительная деятельность - чтение художественной литературы С. Михалков «Дядя Стёпа» - рассказ воспитателя, беседа с детьми - рассматривание иллюстраций - сравнение гербов других стран - рассматривание монет | - рассказы родителей о возможных родственниках других национальностей, о том, где они проживают, какой знают язык - рассматривание фотографий - рассказать детям о знакомых или родственниках - сотрудников органов внутренних дел России - прогулки с детьми по городу, посмотреть, где изображен Государственный герб Российской Федерации |
Декабрь | 3 декабря – День неизвестного солдата 5 декабря – День добровольца (волонтера) в России 8 декабря – Международный день художника 9 декабря – День Героев Отечества 12 декабря – День Конституции Российской Федерации 27 декабря – День спасателя | - Расширять представления детей о Российских и советских воинах, героях, которые сражались за Родину, но остались безымянными, не снискавшими ни почета, ни славы. О Могиле Неизвестного солдата в Москве., о вечном огне. - Формировать знания детей о добровольцах (волонтерах), людей, которые безвозмездно помогают обществу по разным направлениям.; воспитывать желание у детей помогать, не требуя ничего взамен (престарелым людям, животным, детям); познакомить с волонтерскими организациями в России. - Уточнить представления детей о профессии художника, познакомить с русскими художниками, воспитывать чувство гордости за их произведения, поддерживать эмоциональный отклик на искусство. - Рассказать детям о героях страны, их подвигах, служении Отечеству (герои воины и выдающиеся достижения других профессий); воспитывать чувство гордости за героев нашей страны. - Рассказать детям о главном документе страны; познакомить с некоторыми гражданскими правами, рассказать для чего он нужен и что происходит в этот день (патриотические мероприятия, круглые столы, митинги, концерты, вручение паспортов россиянам, достигшим 14 лет) - Уточнять знания детей о профессии спасателя, ее важности; кто относится к этой профессии и чем они занимаются; закреплять правила безопасности; воспитывать уважение к сотрудникам МЧС | - рассказ воспитателя, беседа с детьми - рассматривание иллюстраций - чтение художественной литературы: Е.А.Благинина «Шинель» - экскурсия на аллею победы, к вечному огню, возложение цветов - изобразительная деятельность - слушание песни «Алёша» - игра «Найти спрятанный предмет по плану» (флаг, карта и т.д.). - рассказ воспитателя о волонтерах, волонтерском движении, рассмотреть символ волонтерства (открытая ладонь и сердцу), беседа с детьми - просмотр мультфильмов - игра «Какие качества нужны волонтеру» - игра «Волонтерские движения» (дети разбиваются на команды, выбирают волонтерское движение и действуют в соответствии с этим) - встречи с интересными людьми. - беседа с детьми о том, кто такие художники, что они изображают, что используют в работе - рассказ воспитателя о русских художниках - рассматривание иллюстраций картин - составление описательных рассказов по картинам - игра «Что перепутал художник». - выставка детских рисунков. - встречи с интересными людьми - рассказ воспитателя, беседа с детьми о героях, о том, кто ими может стать, за какие заслуги - рассматривание портретов героев Отечества - рассматривание иллюстраций орденов, их названия - рассказ воспитателя, беседа с детьми о том, что такое «закон», «правила», «обязанности» - вспомнить какие бывают правила, правила в группе - обсуждение некоторых прав - чтение В. Маяковского «Что такое хорошо, и что такое плохо» - беседа о профессии спасателя, о том, кого и от чего они спасают - рассматривание иллюстраций - просмотр мультфильмов - чтение художественной литературы: С.Я.Маршак «Рассказ о неизвестном герое», Л.Н.Толстой «Пожарные собаки» - сюжетно-ролевые игры в спасателей - игровые ситуации - встречи с интересными людьми - экскурсия на пожарную выставку - игра «Вызываем спасателей» - игра «Спасаем друзей» - развлечение «Начинающие спасатели» - дид.игра «Кому что нужно» - изобразительная деятельность | - рассказы родителей о родственниках, участвующих в ВОВ - рассматривание фотографий - возложение цветов к вечному огню в выходной день - рассказы родителей о знакомых волонтерах - рассматривание фотографий - выход с детьми в МВЦ - виртуальные прогулки по музеям - рассказы родителей о возможных героях родственниках - рассказы родителей о случаях спасения людей |
Январь | 27 января – День снятия блокады Ленинграда | - Расширять представления детей о ВОВ, важных событиях, трагических эпизодах и переломных моментах; познакомить с историческими событиями.; воспитывать сопереживание и гордость за народ. | - рассказ воспитателя о трагическом событии во время ВОВ, о тяжелых испытаниях людей и их победе - рассматривание иллюстраций - чтение художественной литературы: Б.Алмазов «Горбушка», Ю.Герман «Вот как это было», В.Драгунский «Рбузный переулок» | - рассказы родителей - просмотры фильмов о ВОВ |
Февраль | 2 февраля – День разгрома немецко-фашистских войск в Сталинградской битве 21 февраля – Международный день родного языка 23 февраля – День защитников Отечества | - Расширять представления детей о ВОВ, важных событиях, трагических эпизодах и переломных моментах; познакомить с историческими событиями.; воспитывать сопереживание и гордость за русских солдат и российский народ. - Обобщить знания детей о том, что у всех жителей земли есть родной язык; о важности языка, как носителя истории и культуры народа. - Закрепить знания детей о празднике, о том, кто это защитники, о первых защитниках – былинных героях, современных защитниках Отечества; воспитывать уважение и гордость за поступки героев Отечества | - рассказ воспитателя о значимом событии во время ВОВ - рассматривание иллюстраций - чтение художественной литературы В.Осеева «Андрейка», К.Паустовский «Колечко» - сюжетно-ролевые игры на военную тематику - спортивное соревнование «Мы военные» - рассматривание военной техники - рисование и лепка на военные темы - беседа с детьми о том, что значит «родной язык» - дидактические словесные игры: «Скажи наоборот», «Назови одним словом», «Вежливые слова», «Многозначные слова» и др. - чтение русских народных потешек, сказок, произведений русских поэтов - знакомство с пословицами и поговорками - слушание русских народных песен - разучивание стихов - рисование по сюжетам народных произведений - театрализованная деятельность
- беседа с детьми о празднике, о том, кто такие защитники Отечества - рассматривание военной техники - беседа о русских богатырях-первых защитников земли русской - чтение былин, рассказов А.П.Гайдар «Поход», «Сказка о военной тайне…» О.Высотская «Наша армия родная» С. Маршак «Наша армия»; Л. Кассиль «Твои защитники» - просмотр мультфильмов - рисование и лепка богатырей - квест «Приключение русских богатырей» - спортивный праздник с папами «Мы защитники» - составление рассказов на тему «Защитники Отечества» | - рассказы родителей - просмотры фильмов о ВОВ - чтение художественной литературы - речевые игры с детьми - чтение художественной литературы - рассказать детям о военной службе пап, родственников - рассматривание фотографий - просмотр мультфильмов и фильмов - спортивный праздник с папами «Мы защитники» |
Март | 18 марта – День воссоединения Крыма с Россией | - Познакомить детей с историей Крыма, о том, что он является частью России, воспитывать чувство патриотизма к своей Стране. | - рассказ воспитателя об исторической дате, - чтение стихотворения Павлова Н.И. «Наш Крым» - рассматривание иллюстраций на тему «Достопримечательности Крыма» | - рассказы родителей |
Апрель | 12 апреля – День космонавтики | - Уточнять представления детей о празднике, космосе, космонавтах, героях, важности профессии; воспитывать уважение к этим людям и чувства гордости за героев России. | - беседы с детьми на тему: «Земля – наш дом во Вселенной», «Что такое солнечная система», «Человек в космосе» - рассматривание иллюстраций, книг - просмотр мультфильмов «Тайна третьей планеты» - образовательное событие «Космическое путешествие» - чтение художественной литературы - коллективная аппликация «Полет в космос» - конструирование «Ракета» - составление рассказов на тему «Космос» | - беседы - составление рассказов - изобразительная деятельность - чтение художественной литературы - просмотр мультфильмов |
Май | 1 мая – Праздник Весны и Труда 9 мая – День Победы | - Расширять представления детей о труде взрослых, значимости; рассказать о труде взрослых в прошлом и современном мире; воспитывать гордость и уважение к людям труда. - Углублять представления детей о ВОВ, событиях военных лет, героях защитниках, участии всего советского народа, победе над фашизмом; воспитывать патриотические чувства, гордость за Родину, народ, ветеранов. | - беседы о профессиях в прошлом и современности - беседа на тему «Кем хочешь быть» - игры «Кому что нужно», «Кто что делает», «Если бы не было…» - рассматривание иллюстраций - чтение художественной литературы « - просмотр мультфильмов - составление рассказов на тему «Профессии» - сюжетно-ролевые игры - встречи с интересными людьми - рисование «Мой папа…моя мама…» - беседа о ВОВ, значимых событиях, героизме русского народа, победе - рассматривание иллюстраций - чтение художественной литературы: М.М.Зощенко «Алый», сказка «Каша из топора», А.Гайдар «Рассказы об армии», А.Митяев «Почему армия родная», С.Баруздин «Шел по улице солдат», С.Михалков «День Победы» - изобразительная деятельность - экскурсия в музей боевой славы - прослушивание песен военных лет - коллективное рисование «Этот День Победы» - конкурс стихов о дне победы - конструирование «Военная техника» | - рассказать детям о своих профессиях - посещение парада «День победы» |
Июнь | 6 июня – День русского языка (Пушкинский день) 12 июня – День России 22 июня – День памяти и скорби | - Познакомить детей с праздником, историей; углублять знания о русском языке, богатстве и красоте слова, воспитывать любовь и уважение к своей стране, родному языку, русским поэтам и писателям, учителям русского языка. - Обогащать представления детей о нашей Родине, о России; о Москве; воспитывать любовь к своей стране, гордость и уважение за достижения страны; уточнять знания о природе России. - Познакомить детей с датой, углублять представления детей о ВОВ, событиях военных лет, героях защитниках, участии всего советского народа в победе над фашизмом. | - беседа о русском поэте А.С.Пушкине - чтение художественной литературы: «Сказка о золотом петушке», «Сказка о золотой рыбке», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» - просмотр мультфильмов - рисование по сюжетам сказок А.С.Пушкина - беседы о России, городах, природе, животных - рассматривание иллюстраций - чтение художественной литературы Степанов В.А. «Родные просторы», «Что мы Родиной зовем» - изобразительная деятельность (природа и животный мир России) - заучивание стихов о России - рассказ воспитателя о памятной дате - беседа о военных годах, о борьбе всего народа, о героях военного времени - рассматривание иллюстраций - чтение художественной литературы - прослушивание песни «Священная война» - чтение стихотворения Р. Рождественского «Помните, через века, через года, помните!» | - принять участие в выставке поделок по сюжетам сказок А.С.Пушкина - рассказы родителей - просмотры познавательных фильмов о городах России, природе |
Июль | 8 июля – День семьи, любви и верности 20 июля – День города Зеленогорск | - Расширять и совершенствовать знания детей о ценностях семьи и семейных традициях; воспитывать любовь, привязанность и уважение к членам семьи; воспитывать взаимопонимание, доброжелательное отношение друг к другу, чувство заботы и взаимопомощи. - Расширять знания детей о родном городе (как устроен населенный пункт, расположение инфраструктуры, история; достопримечательности, символы и памятники города, значение). Воспитывать любовь и гордость к малой родине. | - беседы на темы: «Семья – это значит мы вместе», «Неразлучная семья – взрослые и дети», «Когда я буду большой». - аппликация: открытка-ромашка для родных и родителей - рисунки на асфальте «Мы рисуем солнце, небо и цветок» - выставка рисунков «Моя семья» - придумывание рассказов на тему - сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Наш дом», «Дочки-матери» - музыкальное развлечение, посвященное Дню любви, семьи и верности: «Когда семья вместе, так и душа на месте» - рассматривание семейных фотографий - просмотр мультфильмов из серии «Мира и Гоша» - беседы - рассказы взрослых - рассматривание иллюстраций, фотографий, книг - экскурсии по городу - встречи с интересными людьми - просмотр видео - изобразительная деятельность - изготовление альбома «Наш любимый город» | - организация семейных ужинов, праздников, походов, прогулок, игр, посещение культурных мест - рассматривание семейных альбомов - совместная изобразительная деятельность - прогулки с детьми по городу - фото детей у достопримечательностей города - рассматривание домашних фотоальбомов - рассказы родственников о городе |
Август | 12 августа – День физкультурника 22 августа – День Государственного флага Российской Федерации | - Обобщать представления детей о понятиях «физкультура», «спорт»; рассказать о великих российских спортсменах в разных видах спорта; воспитывать гордость за Россию, за наших спортсменов, желание заниматься спортом, достигать результатов. - Познакомить детей с историей праздника, с историей российского флага; воспитывать гордость за свою страну. | - беседы с детьми на темы: «Что такое спорт», «Спортсмены – гордость России», «Физкультура – это жизнь», «Здоровый образ жизни» - спортивные соревнования между детьми - изобразительная деятельность (изображение людей, занимающихся разными видами спорта)- - составление рассказов на тему «Физкультура и спорт» - рассматривание иллюстраций - чтение художественной литературы - просмотры видео спортсменов - просмотры мультфильмов - создание газеты «Юные физкультурники» - беседа с детьми - рассматривание флага - изображение флага (рисование и аппликация) - сравнение флагов разных стран - подвижная игра «Кто быстрее до флажка», игра-эстафета «Передай флажок». | - посещение с детьми разных соревнований - просмотр соревнований по ТВ - посещение стадионов и спортивных комплексов города Прогулки с детьми по городу, найти здания с Российским флагом |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план по экспериментальной-познавательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста
Перспективный план...
Перспективный план работы по развитию самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности на примере декоративного рисования
В детском возрасте, когда ребенок особо эмоционально относится к окружающему миру, особое значение имеет реализация его потребности в художественном творчестве.Знакомство детей с различными видами нар...
Перспективный план воспитания нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города при взаимодействии с родителями
Перспективный план рекомендован для воспитателей ДОУ при работе с родителями...
Проектная деятельность, направленная на формирование чувства гражданственности и патриотизма у детей старшего дошкольного возраста
Гражданско - патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.Именно в дошкольном возрасте закладываются базисные основы личности, начинае...
статья: "Формирование гражданственности и патриотизма у детей старшего дошкольного возраста"
Опыт работы по формированию гражданственности и патриотизма на примере совместного с родителями проекта "Вахта Памяти". ... Я не напрасно беспокоюсь, что б не забылась та война, ведь эт...
Проектная деятельность, направленная на формирование чувства гражданственности и патриотизма у детей старшего дошкольного возраста
Гражданско - патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения....
Из опыта работы на тему: «Формирование основ гражданственности и патриотизма у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с родным краем».
Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длитльного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого раннего возраста....