Технологическая карта воспитательного мероприятия. Тема: «Город - герой Ленинград»
учебно-методический материал (подготовительная группа)
Аннотация
Одной из главных задач дошкольного образования является воспитание патриотизма, чувства любви к Родине. У нашей страны великое прошлое, которое нас воспитывает, формирует чувство гордости.
Великая Отечественная война навсегда останется в памяти русского народа. Именно героические события 1941-1945 годов являются ярким примером для воспитания патриотических чувств и духовно-нравственных ценностей у дошкольников.
Во время Великой Отечественной войны люди сражались с фашистами на фронте, самоотверженно трудились в тылу, боролись с захватчиками в партизанских отрядах. Не только люди, но и целые города отличились бессмертной славой. Этим городам присвоено гордое звание «Город-герой».
Непокоренный Ленинград стойко выдержал почти 900 дней и ночей в блокадном кольце. Весь народ от мала до велика проявил стойкость и мужество в эти холодные и голодные дни. Жизнь в блокадном Ленинграде является достойным примером нравственного подвига русского человека, способного защищать свой город и страну от врагов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
erlih.docx | 43.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образование Алапаевское
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Солнышко» общеразвивающего вида
с приоритетным осуществлением деятельности
по художественно-эстетическому развитию воспитанников
Технологическая карта воспитательного мероприятия
Тема: «Город - герой Ленинград»
Выполнили: Эрлих Нина Александровна Воспитатель 1КК |
пгт. Верхняя Синячиха, 2023 г.
Содержание
#1040;ннотация……………………………………………………3
#1062;елевой раздел………………………………………………3
#1058;ехнологическая карта……………………………………...7
4. Литература…………………………………………………21
Аннотация
Одной из главных задач дошкольного образования является воспитание патриотизма, чувства любви к Родине. У нашей страны великое прошлое, которое нас воспитывает, формирует чувство гордости.
Великая Отечественная война навсегда останется в памяти русского народа. Именно героические события 1941-1945 годов являются ярким примером для воспитания патриотических чувств и духовно-нравственных ценностей у дошкольников.
Во время Великой Отечественной войны люди сражались с фашистами на фронте, самоотверженно трудились в тылу, боролись с захватчиками в партизанских отрядах. Не только люди, но и целые города отличились бессмертной славой. Этим городам присвоено гордое звание «Город-герой».
Непокоренный Ленинград стойко выдержал почти 900 дней и ночей в блокадном кольце. Весь народ от мала до велика проявил стойкость и мужество в эти холодные и голодные дни. Жизнь в блокадном Ленинграде является достойным примером нравственного подвига русского человека, способного защищать свой город и страну от врагов.
Целевой раздел
Тема: «Бессметный подвиг Ленинграда»
Возрастная группа: подготовительная
Форма организации: групповая
Цель: формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста на основе ознакомления с героической историей русского народа
Образовательные задачи:
*познакомить детей с героическим подвигом ленинградцев во время блокады
*рассмотреть понятия: «блокада», «Дорога жизни», «буржуйка», «метроном»
Развивающие задачи:
*развивать умение анализировать, работать с фактами
*развивать умение общаться, выдвигать идеи, включаться в обсуждение, делать
нравственный выбор
Воспитательные задачи:
*воспитывать чувство гордости за героев Великой Отечественной войны и свое
Отечество
Способы реализации выбранного направления деятельности:
*организация разных видов детской деятельности: познавательно-
исследовательская, игровая, конструктивная, театрализованная
*коммуникативная практика
*социоигровая практика
Технологии:
- технология исследовательского обучения
- технология проблемного обучения
- технология развития критического мышления
- информационно-коммуникационные технологии
Методы и приемы:
Наглядные: виртуальная экскурсия «Город на Неве», фотогалерея «Жизнь блокадного Ленинграда», презентация «Символы блокады Ленинграда», таблица «Модель трех вопросов», рассматривание макета «Дорога жизни».
Словесные: викторина «Знатоки Санкт-Петербурга», метод «Корзина идей» (ТРКМ), составление синквейна, чтение стихотворения, беседа, объяснение, диалог, разъяснение.
Игровые: игра – инсценировка «Дорога жизни», составление пазлов «Вечная память героям».
Практические: опыт «Сто двадцать пять блокадных грамм», конструирование военной техники и легендарного оружия из разных видов конструктора (ЛЕГО, ТИКО, ТАКО, Лидер, Соты), изготовление поделки «Цветок жизни», слушание «Симфонии № 7» Д.Д.Шостаковича.
Стимулирование и мотивация: постановка проблемных вопросов в течение совместной деятельности, проявление уважения к мнению каждого ребенка, его личному выбору; эстетическое оформление демонстрационного материала, опора на личный опыт и умения детей, позитивная оценка деятельности детей.
Методы воздействия на эмоциональную сферу: доброжелательное общение педагога с детьми, музыкальный фон при проведении развивающей образовательной ситуации, рефлексия, как возможность обозначения личной позиции ребенка.
Средства:
*зрительный ряд: презентации: «Город на Неве», «Символы блокадного Ленинграда», «корзина идей», таблица «Модель трех вопросов», фотогалерея «Жизнь блокадного Ленинграда», Дневник Тани Савичевой
*литературный ряд: С.Игнатов рассказ «Дорога длиною в жизнь», Н.Алексеева стихотворение «Какого цвета?»
*музыкальный ряд: «Симфония № 7» Д.Д.Шостаковича
*мультимедийное оборудование: проектор, ноутбук, экран
*раздаточный материал: карточки на хлеб, весы настольные, хлеб, стимульный материал для макета «Ладога-дорога жизни», конструкторы (ЛЕГО, ТИКО, ТАКО, Соты, Лидер), схемы построек, карточки с изображением легендарного оружия и военной техники, пазлы «Вечная память героям», шаблоны цветов, картинки (сердечко, рукопожатие, солнце, голубь мира), цветные карандаши, фломастеры, картинки для интеллект-карты «Город-герой-Ленинград»
Планируемый результат:
*дети проявляют интерес к героическому прошлому своей страны
*дети могут объяснить значение слов: «подвиг», «герой», «мужество», «слава»
*дети имеют представления о подвиге защитников Ленинграда
*дети знают символы блокадного Ленинграда
*дети осуществляют нравственный выбор, делают выводы и размышляют
Технологическая карта воспитательного мероприятия
Этап деятельности | Содержание деятельности | Деятельность педагога | Деятельность детей, планируемый результат |
Мотивация к деятельности Цель: включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне | - Ребята, бюро путешествий «Белые ночи» предлагает нам виртуальную экскурсию в очень знаменитый город. Как вы относитесь к этому предложению? (ответы детей) Виртуальная экскурсия «Город на Неве» Видеоряд: *Петропавловская крепость *Адмиралтейство *Домик Петра *Невский проспект *Летний дворец. Летний сад *Зимний дворец *Медный всадник *Кунсткамера *Река Нева *Фонтаны Петродворца - Ребята, вы догадались, в какой город мы попали? (ответы) | Поддерживает любознательность и познавательный интерес детей В ходе диалога комментирует высказывания детей, подводит к обобщению | Дети вступают в диалог, делают выводы и умозаключения, делятся предположениями |
Поиск решения задачи, проблемы Цель: опора на опыт детей, необходимый для "открытия" нового знания, освоения нового способа, умения, выработка навыка | Объявляется викторина «Знатоки Санкт-Петербурга». *Назовите имя царя, который основал город Санкт-Петербург? *На какой реке построен город? *Как называется первый музей города? *Как называется первый сад города? *Из какого материала построен домик Петра Первого? *Как называется самый крупный музей мира? * С какой крепости ровно в полдень раздается выстрел сигнальной пушки? - У каждого города есть своя история. Санкт-Петербург несколько раз менял свое название. Очень давно его называли Петроград, а во время Великой Отечественной войны – Ленинград. - Ребята, скажите, пожалуйста, кого мы обычно называем героем? (ответы) - Как вы думаете, можно ли сказать «Город-герой»? (ответы) 8 мая 1965 года Ленинграду присвоено звание «Город-герой» с вручением медали «Золотая звезда». - Есть ли у вас предположение, за что Ленинград получил звание «Город-герой»? Перед вами «Корзина идей» (технология развития критического мышления). Давайте наполним ее вашими предположениями. Не забывайте начинать свой ответ с волшебных слов: «Возможно», «Предположим», «Вероятно», «Допустим». - Вам бы хотелось узнать историю блокадного Ленинграда? (ответы) Сначала я предлагаю заполнить таблицу «Модель трех вопросов». *Что вы знаете о блокаде Ленинграда? *Что хотели бы узнать? * Что нужно сделать, чтобы узнать? 8 сентября 1941 года немецкая армия сомкнула кольцо блокады длиною в 900 дней и ночей. Началась героическая борьба ленинградцев за выживание в условиях блокады. - Я приглашаю вас посетить фотогалерею «Жизнь блокадного Ленинграда» (звучит «Седьмая симфония Д.Д.Шостаковича»). | Выявляет "знания-незнания" Стимулирует самостоятельную деятельность детей Поощряет детские высказывания Инициирует общее обсуждение Активизирует речь-рассуждение Направляет мышление детей на поиск ответа с помощью вопросов Предлагает детям заполнить таблицу на основе имеющих знаний и интересов Привлекает внимание детей к фотогалерее | Дети высказывают свое мнение Актуализируют имеющиеся и полученные знания Дети рассуждают в процессе поиска ответа на вопрос Дети высказывают свои предположения Дети заполняют таблицу Дети рассматривают фотографии военных лет |
"Открытие" ребёнком нового знания, освоения умения, способа деятельности Цель: формирование представлений и развитие умений | Блокада Ленинграда, день за днем. Ленинградцы надеялись и верили, что все скоро закончится, но ждать пришлось слишком долго…. Презентация «Символы Блокады Ленинграда» *Аэростаты Аэростаты поднялись над Ленинградом почти сразу после объявления войны. Ими прикрывали город, подход к нему, часть Финского залива, Морской канал *Метроном В первые дни блокады на улицах Ленинграда установили 1,5 тысячи громкоговорителей, которые оповещали о воздушной тревоге и вражеских налетах. Метроном работал так: быстрый ритм – воздушная тревога, медленный – отбой. *Буржуйка Зима 1941-1942 годов выдалась особенно суровой, и жители Ленинграда грелись у печей и буржуек. Сжигали все – от разобранных деревянных домов до мебели и книг *Светлячки В первой блокадной зиме город погрузился во тьму: электростанции перестали снабжать Ленинград электричеством. Чтобы не наталкиваться друг на друга на неосвещенных ночных улицах, ленинградцы использовали «светлячков» - броши, покрытые «светоизлучающим слоем». Их делали из подручных материалов (металлических банок, коробок, проволоки). *Карточки на хлеб В Ленинграде ввели продуктовые карточки. Норма питания для взрослого составляла 250 грамм, а для ребенка – 125 грамм. Из чего только не выпекали ленинградский блокадный хлеб! К ржаной муке добавляли различные примеси: отруби, проросшее зерно, поднятое со дна Ладожского озера, мельничную и обойную пыль, рисовую шелуху. Несмотря на то, что этот хлеб был кислым и горьким, люди мечтали о нем каждый день. - Ребята, я предлагаю вам провести опыт, определить вес разных кусочков черного хлеба и выяснить, как выглядели 125 граммов блокадного хлеба. Опыт «Сто двадцать пять блокадных грамм» - Как вы думаете, могло ли хватить хлеба на день маленьким ленинградцам? - О чем они могли мечтать в голодные дни? - Как нужно относиться к хлебу? Несмотря на голод и холод дети блокадного Ленинграда стойко переносили все тяготы и лишения. Они по-прежнему ходили в детский сад и школу, помогали взрослым. Символом блокады стал Дневник Тани Савичевой. Она смогла заполнить в нем только девять страниц. *Дорога жизни В осажденном Ленинграде каждый прожитый день люди совершали человеческий подвиг. Для того, чтобы наладить связь Ленинграда с Большой землей по дну Ладожского озера была проложена знаменитая «Дорога жизни». Рассматривание макета «Ладога-дорога жизни» Летом по воде переправляли баржи, а зимой по льду гнали машины. Водители трехтонок, выполняя в день два рейса, совершали героический подвиг, испытывая на себе постоянный огонь немецкой артиллерии и авиации. - Ребята, я предлагаю вам превратиться в защитников блокадного Ленинграда. Представьте, что мы находимся на Ладожском озере. Сейчас я буду читать отрывок из рассказа С. Игнатова «Дорога длиною в жизнь». Ваша задача распределить роли, взять необходимые атрибуты и показать инсценировку тех далеких событий. Игра-инсценировка «Дорога жизни» - Ребята, оказывается, у Ленинграда было «секретное оружие». Как вы думаете, о чем идет речь? (ответы) На экране появляется портрет великого композитора Д.Д.Шостаковича. Во время войны, композиторы не могли оставаться в стороне. Даже в суровые времена им приходилось не только выживать, но и сочинять музыку, которая вдохновляла людей на подвиг. «Секретным оружием» Ленинграда стала «Седьмая симфония» Д.Д.Шостаковича, получившая позже название «Ленинградская». В августе 1942 года ее исполнил Большой симфонический оркестр. Зал был полон. Музыку транслировали по радио и громкоговорителям так, что ее слышали не только ленинградцы, но и враги. Каждый понимал, что город, в котором жива такая музыка, никогда не сдастся, и что народ, создавший такую музыку, непобедим. Давайте послушаем это произведение. Слушание «Симфонии № 7» Д.Д.Шостаковича. *Какое настроение и чувства вызвала у вас эта музыка? *Что вы представляли, о че думали, слушая ее? *Как бы вы назвали это музыкальное произведение? Город-герой не только выживал, но и помогал фронту. Ленинградцы производили танки, самолеты, оружие, боеприпасы. Давайте попробуем воссоздать из разных видов конструктора (Лего,ТИКО,ТАКО, Соты, Лидер) военную технику и легендарное оружие: *Пушка «Ленинградка» *Пулемет «Блокадник» *ППС-43 *Ампуломет Конструирование военной техники Город-герой Ленинград хранит память о своих защитниках. Я предлагаю вам сделать Аллею славы, куда войдут знаменитые памятники и монументы «Зеленого пояса славы». Дети распределяются на микрогруппы и собирают пазлы «Вечная память героям»: *Монумент «Катюша» *Мемориал «Тройка-1» *Курган «Дневник Тани Савичевой» *Мемориал «Невский пятачок» - Ребята, обратите внимание на это памятник. Он сооружен на третьем километре легендарной «Дороги жизни» и посвящен погибшим детям блокадного Ленинграда. У него необычное название «Цветок жизни». Как вы думаете, почему он так называется? (ответы) На каждом лепестке цветка написаны самые важные слова «Пусть всегда будет солнце!» Я предлагаю сделать «Цветок жизни». Вы можете украсить его лепестки картинками (улыбка, сердечко, голубь мира, рукопожатие, солнце), а в середине написать главное слово на земле «МИР»! Изготовление поделки «Цветок жизни». | Стимулирует любознательность и познавательный интерес детей Организует совместную исследовательскую деятельность Стимулирует общение детей Привлекает внимание детей к макету, предлагает рассмотреть объекты, обсудить их значимость для жителей блокадного Ленинграда Читает отрывок из рассказа С.Игнатова и стимулирует детей к инсценировке военных событий Поддерживает творческую инициативу детей в театрализованной деятельности Предоставляет возможности для детского сотрудничества Рассказывает детям о «Седьмой симфонии» Д.Д.Шостаковича Привлекает детей к слушанию музыкального произведения Включает детей в конструктивно-модельную деятельность по созданию военной техники Предлагает детям собрать пазлы «Зеленый пояс славы» Организует продуктивную деятельность детей | Дети внимательно смотрят презентацию, вспоминают хронику военных лет Дети осуществляют выбор материала и способов решения Обсуждают ход деятельности, последовательность проведения Дети рассматривают макет, обсуждают его содержимое, делают нравственные умозаключения Дети распределяют роли, готовят декорации, подбирают атрибуты для инсценировки Дети слушают великое произведение и выражают свои мысли и чувства Дети создают образцы военной техники из разных видов конструктора Дети воссоздают знаменитые памятники и монументы Дети включаются в продуктивную практику и украшают поделку «Цветок жизни» |
Самоконтроль Цель: соотнесение продукта деятельности с поставленной целью | Воспитатель обращает внимание детей на результат совместной и самостоятельной деятельности | Побуждает к анализу, синтезу, умозаключению | Дети соотносят продукт, результат деятельности с намеченным планом |
Рефлексия, анализ Цель: осознание детьми своей деятельности, самооценка полученных результатов | Воспитатель читает стихотворение Н.Алексеевой «Какого цвета?» Какого цвета беда? Какого цвета война? Какого цвета холод? Какого цвета голод? Какого цвета блокада? Никакой палитры не надо! Жизнь бесцветна в кольце Ленинграда!!! Вопросы для обсуждения: *Как вы думаете, за что Ленинграду присвоено звание «Город-герой?» *Какой подвиг совершили ленинградцы? *Какими качествами обладали защитники Ленинграда? *Почему город назвали «Непокоренный Ленинград»? *Как поступили бы вы, если бы оказались в блокадном Ленинграде? *Что вы хотели бы сказать всем жителям планеты Земля? | Стимулирует детей к самоанализу и самооценке Осуществляет совместную с детьми оценку процесса и результата деятельности. | Дети осуществляют самооценку своей деятельности, анализируют личные достижения, чувства. |
Открытость Цель: трансформация приобретённых знаний и умений в опыт самостоятельной деятельности | Я предлагаю вам составить интеллект-карту «Город-герой-Ленинград» и подарить ее детям старшей группы. Пускай они познакомятся и историческим и героическим прошлым легендарного города. Основные линии интеллект - карты: *Жизнь блокадного Ленинграда *Ладога – дорога жизни *Тыл - фронту *Вечная память героям *Великие сражения | Обсуждение с детьми продолжения работы в совместной деятельности со взрослыми и сверстниками. | Представление своего "продукта" деятельности (презентация интеллект-карты «Город-герой-Ленинград») |
Литература
1. Агапова Д.Ю. Патриотическое воспитание дошкольников в условиях дошкольных образовательных организаций / Известия института педагогики и психологии образования. – 2018 г. - № 4. - С. 130-134.
2. Алексеева Т. 900 дней и ночей ленинградских книгочеев: БИБЛИОТЕКА.-2000 г.-С.73.
3. Анисимова Л.А. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами народной культуры. «Грани познания». – 2019 г. – с.63
4. Бесхмельницына Л.Ю. Патриотическое воспитание дошкольников посредством поэзии военной тематики / Вестник научных конференций. - Тамбов, 2018 г. - С. 33
5. Блинова Г.М. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в процессе реализации Федерального Государственного Образовательного Стандарта /.– Самара, 2018 г. - С. 224
6. Вохманова Е.В. Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников при ознакомлении с историей Великой Отечественной войны «Поволжский вестник науки». 2019 г. - С. 62.
7. Кубышкина Н.Д. Патриотическое воспитание дошкольников посредством художественной литературы // Молодой ученый. – 2018 г. - С. 334.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТ «ГОРОД-ГЕРОЙ – ЛЕНИНГРАД»
Среди родителей наших воспитанников проводился опрос, в котором мы просили определить наиболее значимое направление развития ребёнка: познавательное, физическое, социально-личностное или художес...
Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе на тему "Город-герой Ленинград"
Конспект по познавательному развитию в подготовительной группе на тему "Город-герой Ленинград" с использованием ЭОР....
Технологическая карта воспитательного мероприятия НОД "Книга - лучший друг"
Данное мероприятие проводилось с целью воспитания у детей старшего возраста любви к книге....
Презентация "Город-герой Ленинград, города воинской славы, города воинской доблести Ленинградской области.
Презентация о городах Ленинградской области, отличившихся в Великой Отечественной войне....
Технологическая карта воспитательного мероприятия "Час мужества", тема "Не забудем никогда!"
Структура мероприятия предполагает знакомство детей старшего дошкольного возраста с пионерами - героями Великой Отечественной войны. Дети через историю своей страны, рассказы сверстников, темати...
Технологическая карта НОД на тему: "Герой"
Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста.Закрепление навыков речевой продуктивной деятельности с элементами технологии ОТСМ ТРИЗ....
Технологическая карта воспитательного мероприятия "Книга - лучший друг"
Обобщить представление детей о писателях, их произведениях, о труде художника....