Технологическая карта воспитательного мероприятия. Тема: «Город - герой Ленинград»
учебно-методический материал (подготовительная группа)

Аннотация

Одной из главных задач дошкольного образования является воспитание патриотизма, чувства любви к Родине. У нашей страны великое прошлое, которое нас воспитывает, формирует чувство гордости.

Великая Отечественная война навсегда останется в памяти русского народа. Именно героические события 1941-1945 годов являются ярким примером для воспитания патриотических чувств и духовно-нравственных ценностей у дошкольников.

Во время Великой Отечественной войны люди сражались с фашистами на фронте, самоотверженно трудились в тылу, боролись с захватчиками в партизанских отрядах. Не только люди, но и целые города отличились бессмертной славой. Этим городам присвоено гордое звание «Город-герой».

Непокоренный Ленинград стойко выдержал почти 900 дней и ночей в блокадном кольце. Весь народ от мала до велика проявил стойкость и мужество в эти холодные и голодные дни. Жизнь в блокадном Ленинграде является достойным примером нравственного подвига русского человека, способного защищать свой город и страну от врагов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл erlih.docx43.46 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образование Алапаевское

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Солнышко» общеразвивающего вида

с приоритетным осуществлением деятельности

по художественно-эстетическому развитию воспитанников

Технологическая карта воспитательного мероприятия

Тема: «Город - герой Ленинград»

Выполнили:

Эрлих Нина Александровна

Воспитатель 1КК

пгт. Верхняя Синячиха, 2023 г.

Содержание

#1040;ннотация……………………………………………………3

#1062;елевой раздел………………………………………………3

#1058;ехнологическая карта……………………………………...7

4. Литература…………………………………………………21

Аннотация

Одной из главных задач дошкольного образования является воспитание патриотизма, чувства любви к Родине. У нашей страны великое прошлое, которое нас воспитывает, формирует чувство гордости.

Великая Отечественная война навсегда останется в памяти русского народа. Именно героические события 1941-1945 годов являются ярким примером для воспитания патриотических чувств и духовно-нравственных ценностей у дошкольников.

Во время Великой Отечественной войны люди сражались с фашистами на фронте, самоотверженно трудились в тылу, боролись с захватчиками в партизанских отрядах. Не только люди, но и целые города отличились бессмертной славой. Этим городам присвоено гордое звание «Город-герой».

Непокоренный Ленинград стойко выдержал почти 900 дней и ночей в блокадном кольце. Весь народ от мала до велика проявил стойкость и мужество в эти холодные и голодные дни. Жизнь в блокадном Ленинграде является достойным примером нравственного подвига русского человека, способного защищать свой город и страну от врагов.

Целевой раздел

Тема: «Бессметный подвиг Ленинграда»

Возрастная группа: подготовительная

Форма организации: групповая

Цель: формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста на основе ознакомления с героической историей русского народа

Образовательные задачи:

*познакомить детей с героическим подвигом ленинградцев во время блокады

*рассмотреть понятия: «блокада», «Дорога жизни», «буржуйка», «метроном»

Развивающие задачи:

*развивать умение анализировать, работать с фактами

*развивать умение общаться, выдвигать идеи, включаться в обсуждение, делать

нравственный выбор

Воспитательные задачи:

*воспитывать чувство гордости за героев Великой Отечественной войны и свое

Отечество

Способы реализации выбранного направления деятельности:

*организация разных видов детской деятельности: познавательно-

исследовательская, игровая, конструктивная, театрализованная

*коммуникативная практика

*социоигровая практика

Технологии:

- технология исследовательского обучения

- технология проблемного обучения

- технология развития критического мышления

- информационно-коммуникационные технологии

Методы и приемы:

Наглядные: виртуальная экскурсия «Город на Неве», фотогалерея «Жизнь блокадного Ленинграда», презентация «Символы блокады Ленинграда», таблица «Модель трех вопросов», рассматривание макета «Дорога жизни».

Словесные: викторина «Знатоки Санкт-Петербурга», метод «Корзина идей» (ТРКМ), составление синквейна, чтение стихотворения, беседа, объяснение, диалог, разъяснение.

Игровые: игра – инсценировка «Дорога жизни», составление пазлов «Вечная память героям».

Практические: опыт «Сто двадцать пять блокадных грамм», конструирование военной техники и легендарного оружия из разных видов конструктора (ЛЕГО, ТИКО, ТАКО, Лидер, Соты), изготовление поделки «Цветок жизни», слушание «Симфонии № 7» Д.Д.Шостаковича.

Стимулирование и мотивация: постановка проблемных вопросов в течение совместной деятельности, проявление уважения к мнению каждого ребенка, его личному выбору; эстетическое оформление демонстрационного материала, опора на личный опыт и умения детей, позитивная оценка деятельности детей.

Методы воздействия на эмоциональную сферу: доброжелательное общение педагога с детьми, музыкальный фон при проведении развивающей образовательной ситуации, рефлексия, как возможность обозначения личной позиции ребенка.

Средства:

*зрительный ряд: презентации: «Город на Неве», «Символы блокадного Ленинграда», «корзина идей», таблица «Модель трех вопросов», фотогалерея «Жизнь блокадного Ленинграда», Дневник Тани Савичевой

*литературный ряд: С.Игнатов рассказ «Дорога длиною в жизнь», Н.Алексеева стихотворение «Какого цвета?»

*музыкальный ряд: «Симфония № 7» Д.Д.Шостаковича

*мультимедийное оборудование: проектор, ноутбук, экран

*раздаточный материал: карточки на хлеб, весы настольные, хлеб, стимульный материал для макета «Ладога-дорога жизни», конструкторы (ЛЕГО, ТИКО, ТАКО, Соты, Лидер), схемы построек, карточки с изображением легендарного оружия и военной техники, пазлы «Вечная память героям», шаблоны цветов, картинки (сердечко, рукопожатие, солнце, голубь мира), цветные карандаши, фломастеры, картинки для интеллект-карты «Город-герой-Ленинград»

Планируемый результат:

*дети проявляют интерес к героическому прошлому своей страны

*дети могут объяснить значение слов: «подвиг», «герой», «мужество», «слава»

*дети имеют представления о подвиге защитников Ленинграда

*дети знают символы блокадного Ленинграда

*дети осуществляют нравственный выбор, делают выводы и размышляют

Технологическая карта воспитательного мероприятия

Этап деятельности

Содержание деятельности

Деятельность педагога

Деятельность детей, планируемый результат

Мотивация к деятельности

Цель: включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне

- Ребята, бюро путешествий «Белые ночи» предлагает нам виртуальную экскурсию в очень знаменитый город. Как вы относитесь к этому предложению? (ответы детей)

Виртуальная экскурсия «Город на Неве»

Видеоряд:

*Петропавловская крепость

*Адмиралтейство

*Домик Петра

*Невский проспект

*Летний дворец. Летний сад

*Зимний дворец

*Медный всадник

*Кунсткамера

*Река Нева

*Фонтаны Петродворца

- Ребята, вы догадались, в какой город мы попали? (ответы)

Поддерживает любознательность и познавательный интерес детей

В ходе диалога комментирует высказывания детей, подводит к обобщению

Дети вступают в диалог, делают выводы и умозаключения, делятся предположениями

Поиск решения задачи, проблемы

Цель: опора на опыт детей, необходимый для "открытия" нового знания, освоения нового способа, умения, выработка навыка

Объявляется викторина «Знатоки Санкт-Петербурга».

*Назовите имя царя, который основал город Санкт-Петербург?

*На какой реке построен город?

*Как называется первый музей города?

*Как называется первый сад города?

*Из какого материала построен домик Петра Первого?

*Как называется самый крупный музей мира?

* С какой крепости ровно в полдень раздается выстрел сигнальной пушки?

- У каждого города есть своя история. Санкт-Петербург несколько раз менял свое название. Очень давно его называли Петроград, а во время Великой Отечественной войны – Ленинград.

- Ребята, скажите, пожалуйста, кого мы обычно называем героем? (ответы)

- Как вы думаете, можно ли сказать «Город-герой»? (ответы)

8 мая 1965 года Ленинграду присвоено звание «Город-герой» с вручением медали «Золотая звезда».

- Есть ли у вас предположение, за что Ленинград получил звание «Город-герой»?

Перед вами «Корзина идей» (технология развития критического мышления). Давайте наполним ее вашими предположениями. Не забывайте начинать свой ответ с волшебных слов: «Возможно», «Предположим», «Вероятно», «Допустим».

- Вам бы хотелось узнать историю блокадного Ленинграда? (ответы)

Сначала я предлагаю заполнить таблицу «Модель трех вопросов».

*Что вы знаете о блокаде Ленинграда?

*Что хотели бы узнать?

* Что нужно сделать, чтобы узнать?

8 сентября 1941 года немецкая армия сомкнула кольцо блокады длиною в 900 дней и ночей. Началась героическая борьба ленинградцев за выживание в условиях блокады.

- Я приглашаю вас посетить фотогалерею «Жизнь блокадного Ленинграда»

(звучит «Седьмая симфония Д.Д.Шостаковича»).

Выявляет "знания-незнания"

Стимулирует самостоятельную деятельность детей

Поощряет детские высказывания

Инициирует общее обсуждение

Активизирует речь-рассуждение

Направляет мышление детей на поиск ответа с помощью вопросов

Предлагает детям заполнить таблицу на основе имеющих знаний и интересов

Привлекает внимание детей к фотогалерее

Дети высказывают свое мнение

Актуализируют имеющиеся и полученные знания

Дети рассуждают в процессе поиска ответа на вопрос

Дети высказывают свои предположения

Дети заполняют таблицу

Дети рассматривают фотографии военных лет

"Открытие" ребёнком нового знания, освоения умения, способа деятельности

Цель: формирование представлений и развитие умений

Блокада Ленинграда, день за днем. Ленинградцы надеялись и верили, что все скоро закончится, но ждать пришлось слишком долго….

Презентация «Символы Блокады Ленинграда»

*Аэростаты

Аэростаты поднялись над Ленинградом почти сразу после объявления войны. Ими прикрывали город, подход к нему, часть Финского залива, Морской канал

*Метроном

В первые дни блокады на улицах Ленинграда установили 1,5 тысячи громкоговорителей, которые оповещали о воздушной тревоге и вражеских налетах. Метроном работал так: быстрый ритм – воздушная тревога, медленный – отбой.

*Буржуйка

Зима 1941-1942 годов выдалась особенно суровой, и жители Ленинграда грелись у печей и буржуек. Сжигали все – от разобранных деревянных домов до мебели и книг

*Светлячки

В первой блокадной зиме город погрузился во тьму: электростанции перестали снабжать Ленинград электричеством. Чтобы не наталкиваться друг на друга на неосвещенных ночных улицах, ленинградцы использовали «светлячков» - броши, покрытые «светоизлучающим слоем». Их делали из подручных материалов (металлических банок, коробок, проволоки).

*Карточки на хлеб

В Ленинграде ввели продуктовые карточки. Норма питания для взрослого составляла 250 грамм, а для ребенка – 125 грамм. Из чего только не выпекали ленинградский блокадный хлеб! К ржаной муке добавляли различные примеси: отруби, проросшее зерно, поднятое со дна Ладожского озера, мельничную и обойную пыль, рисовую шелуху. Несмотря на то, что этот хлеб был кислым и горьким, люди мечтали о нем каждый день.

- Ребята, я предлагаю вам провести опыт, определить вес разных кусочков черного хлеба и выяснить, как выглядели 125 граммов блокадного хлеба.

Опыт «Сто двадцать пять блокадных грамм»

- Как вы думаете, могло ли хватить хлеба на день маленьким ленинградцам?

- О чем они могли мечтать в голодные дни?

- Как нужно относиться к хлебу?

Несмотря на голод и холод дети блокадного Ленинграда стойко переносили все тяготы и лишения. Они по-прежнему ходили в детский сад и школу, помогали взрослым. Символом блокады стал Дневник Тани Савичевой. Она смогла заполнить в нем только девять страниц.

*Дорога жизни

В осажденном Ленинграде каждый прожитый день люди совершали человеческий подвиг. Для того, чтобы наладить связь Ленинграда с Большой землей по дну Ладожского озера была проложена знаменитая «Дорога жизни».

Рассматривание макета «Ладога-дорога жизни»

Летом по воде переправляли баржи, а зимой по льду гнали машины. Водители трехтонок, выполняя в день два рейса, совершали героический подвиг, испытывая на себе постоянный огонь немецкой артиллерии и авиации.

- Ребята, я предлагаю вам превратиться в защитников блокадного Ленинграда. Представьте, что мы находимся на Ладожском озере. Сейчас я буду читать отрывок из рассказа С. Игнатова «Дорога длиною в жизнь». Ваша задача распределить роли, взять необходимые атрибуты и показать инсценировку тех далеких событий.

Игра-инсценировка «Дорога жизни»

- Ребята, оказывается, у Ленинграда было «секретное оружие». Как вы думаете, о чем идет речь? (ответы)

На экране появляется портрет великого композитора Д.Д.Шостаковича.

Во время войны, композиторы не могли оставаться в стороне. Даже в суровые времена им приходилось не только выживать, но и сочинять музыку, которая вдохновляла людей на подвиг.

«Секретным оружием» Ленинграда стала «Седьмая симфония» Д.Д.Шостаковича, получившая позже название «Ленинградская». В августе 1942 года ее исполнил Большой симфонический оркестр. Зал был полон. Музыку транслировали по радио и громкоговорителям так, что ее слышали не только ленинградцы, но и враги. Каждый понимал, что город, в котором жива такая музыка, никогда не сдастся, и что народ, создавший такую музыку, непобедим.

Давайте послушаем это произведение.

Слушание «Симфонии № 7» Д.Д.Шостаковича.

*Какое настроение и чувства вызвала у вас эта музыка?

*Что вы представляли, о че думали, слушая ее?

*Как бы вы назвали это музыкальное произведение?

Город-герой не только выживал, но и помогал фронту. Ленинградцы производили танки, самолеты, оружие, боеприпасы.

Давайте попробуем воссоздать из разных видов конструктора (Лего,ТИКО,ТАКО, Соты, Лидер) военную технику и легендарное оружие:

*Пушка «Ленинградка»

*Пулемет «Блокадник»

*ППС-43

*Ампуломет

Конструирование военной техники

Город-герой Ленинград хранит память о своих защитниках. Я предлагаю вам сделать Аллею славы, куда войдут знаменитые памятники и монументы «Зеленого пояса славы».

Дети распределяются на микрогруппы и собирают пазлы «Вечная память героям»:

*Монумент «Катюша»

*Мемориал «Тройка-1»

*Курган «Дневник Тани Савичевой»
*Ораниенбаумский плацдарм «Туи идут в атаку»

*Мемориал «Невский пятачок»

- Ребята, обратите внимание на это памятник. Он сооружен на третьем километре легендарной «Дороги жизни» и посвящен погибшим детям блокадного Ленинграда. У него необычное название «Цветок жизни». Как вы думаете, почему он так называется? (ответы)

На каждом лепестке цветка написаны самые важные слова «Пусть всегда будет солнце!»

Я предлагаю сделать «Цветок жизни». Вы можете украсить его лепестки картинками (улыбка, сердечко, голубь мира, рукопожатие, солнце), а в середине написать главное слово на земле «МИР»!

Изготовление поделки «Цветок жизни».

Стимулирует любознательность и познавательный интерес детей

Организует совместную исследовательскую деятельность

Стимулирует общение детей

Привлекает внимание детей к макету, предлагает рассмотреть объекты, обсудить их значимость для жителей блокадного Ленинграда

Читает отрывок из рассказа С.Игнатова и стимулирует детей к инсценировке военных событий

Поддерживает творческую инициативу детей в театрализованной деятельности

Предоставляет возможности для детского сотрудничества

Рассказывает детям о «Седьмой симфонии» Д.Д.Шостаковича

Привлекает детей к слушанию музыкального произведения

Включает детей в конструктивно-модельную деятельность по созданию военной техники

Предлагает детям собрать пазлы «Зеленый пояс славы»

Организует продуктивную деятельность детей

Дети внимательно смотрят презентацию, вспоминают хронику военных лет

Дети осуществляют выбор материала и способов решения

Обсуждают ход деятельности, последовательность проведения

Дети рассматривают макет, обсуждают его содержимое, делают нравственные умозаключения

Дети распределяют роли, готовят декорации, подбирают атрибуты для инсценировки

Дети слушают великое произведение и выражают свои мысли и чувства

Дети создают образцы военной техники из разных видов конструктора

Дети воссоздают знаменитые памятники и монументы

Дети включаются в продуктивную практику и украшают поделку «Цветок жизни»

Самоконтроль

Цель: соотнесение продукта деятельности с поставленной целью

Воспитатель обращает внимание детей на результат совместной и самостоятельной деятельности

Побуждает к анализу, синтезу, умозаключению

Дети соотносят продукт, результат деятельности с намеченным планом

Рефлексия, анализ

Цель: осознание детьми своей деятельности, самооценка полученных результатов

Воспитатель читает стихотворение Н.Алексеевой «Какого цвета?»

Какого цвета беда?

Какого цвета война?

Какого цвета холод?

Какого цвета голод?

Какого цвета блокада?

Никакой палитры не надо!

Жизнь бесцветна в кольце Ленинграда!!!

Вопросы для обсуждения:

*Как вы думаете, за что Ленинграду присвоено звание «Город-герой?»

*Какой подвиг совершили ленинградцы?

*Какими качествами обладали защитники Ленинграда?

*Почему город назвали «Непокоренный Ленинград»?

*Как поступили бы вы, если бы оказались в блокадном Ленинграде?

*Что вы хотели бы сказать всем жителям планеты Земля?

Стимулирует детей к самоанализу и самооценке

Осуществляет совместную с детьми оценку процесса и результата деятельности.

Дети осуществляют самооценку своей деятельности, анализируют личные достижения, чувства.

Открытость

Цель: трансформация приобретённых знаний и умений в опыт самостоятельной деятельности

Я предлагаю вам составить интеллект-карту «Город-герой-Ленинград» и подарить ее детям старшей группы. Пускай они познакомятся и историческим и героическим прошлым легендарного города.

Основные линии интеллект - карты:

*Жизнь блокадного Ленинграда

*Ладога – дорога жизни

*Тыл - фронту

*Вечная память героям

*Великие сражения

Обсуждение с детьми продолжения работы в совместной деятельности со взрослыми и сверстниками.

Представление своего "продукта" деятельности (презентация интеллект-карты «Город-герой-Ленинград»)

Литература

1. Агапова Д.Ю. Патриотическое воспитание дошкольников в условиях дошкольных образовательных организаций / Известия института педагогики и психологии образования. – 2018 г. - № 4. - С. 130-134.

2. Алексеева Т. 900 дней и ночей ленинградских книгочеев: БИБЛИОТЕКА.-2000 г.-С.73.

3. Анисимова Л.А. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами народной культуры. «Грани познания». – 2019 г. – с.63

4. Бесхмельницына Л.Ю. Патриотическое воспитание дошкольников посредством поэзии военной тематики / Вестник научных конференций. - Тамбов, 2018 г. - С. 33

5. Блинова Г.М. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в процессе реализации Федерального Государственного Образовательного Стандарта /.– Самара, 2018 г. - С. 224

6. Вохманова Е.В. Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников при ознакомлении с историей Великой Отечественной войны «Поволжский вестник науки». 2019 г. - С. 62.

7. Кубышкина Н.Д. Патриотическое воспитание дошкольников посредством художественной литературы // Молодой ученый. – 2018 г. - С. 334.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе на тему "Город-герой Ленинград"

Конспект по познавательному развитию в подготовительной группе на тему "Город-герой Ленинград" с использованием ЭОР....

Технологическая карта воспитательного мероприятия НОД "Книга - лучший друг"

Данное мероприятие проводилось с целью воспитания у детей старшего возраста  любви к книге....

Презентация "Город-герой Ленинград, города воинской славы, города воинской доблести Ленинградской области.

Презентация о городах Ленинградской области, отличившихся в Великой Отечественной войне....

Технологическая карта воспитательного мероприятия "Час мужества", тема "Не забудем никогда!"

Структура мероприятия предполагает знакомство детей старшего дошкольного возраста с пионерами - героями Великой Отечественной войны. Дети  через историю своей страны, рассказы сверстников, темати...

Технологическая карта НОД на тему: "Герой"

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста.Закрепление навыков речевой продуктивной деятельности с элементами технологии ОТСМ ТРИЗ....

Технологическая карта воспитательного мероприятия "Книга - лучший друг"

Обобщить представление детей о писателях, их произведениях, о труде художника....

Технологическая карта воспитательного мероприятия в старшей группе ДОУ. Тема занятия: «Дорога в детский сад – безопасна для ребят»

Технологическая карта воспитательного мероприятия в старшей группе ДОУ.Тема занятия: «Дорога в детский сад – безопасна для ребят»...