«Город-герой - Ленинград» (итоговое открытое интегративное мероприятие по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Одуванчик»).
методическая разработка (старшая группа)
Автором представлен конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 36.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Самарской области средняя общеобразовательная школа №1 «Образовательный центр» имени 21 армии Вооруженных сил СССР п.г.т. Стройкерамика муниципального района Волжский Самарской области
структурное подразделение Детский сад «Солнышко»
«Город-герой - Ленинград»
(итоговое открытое интегративное мероприятие по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Одуванчик»).
Конспект составил: воспитатель
Ступникова Екатерина Владимировна.
Мероприятие провёл: воспитатель
Ступникова Екатерина Владимировна.
2023-2024 учебный год
п.г.т. Стройкерамика
Тема «Город-герой- Ленинград» (старшая группа)
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное – развитие», «Художественно эстетическое развитие».
Цель:
Расширение представлений старших дошкольников о героическом прошлом города-героя Ленинграда, воспитание нравственно-патриотических чувств.
Задачи:
- Расширять знания детей об истории города Ленинград, о героизме людей, переживших блокаду, определить понятие «город-герой». Закрепить знания детей о блокаде Ленинграда, его героической обороне. («Познавательное развитие»)
- Закреплять навыки речевой деятельности на патриотическом материале. Побуждать активно, участвовать в диалоге с воспитателем. Развивать устную речь. Активизировать словарный запас детей. («Речевое развитие»)
- Воспитывать любовь к Отчизне, гордость за свою Родину, за свой народ, чувство благодарности и уважения к его защитникам. Продолжать формировать навыки общения, приучать детей не перебивать друг друга. («Социально-коммуникативное развитие»)
- Знакомить детей с музыкальным произведением, созданным во время Великой Отечественной Войны. Формировать навыки слушания музыки не отвлекаться, дослушивать произведение до конца. («Художественно-эстетическое развитие»)
- Развивать двигательную активность, координацию движения. Побуждать к совместным действиям с взрослым и другими детьми. («Физическое развитие»)
Методы и приемы: дидактическое упражнение, дидактическая игра, игровая ситуация, динамическая пауза.
Практические: динамическая пауза.
Наглядные: театрализация, демонстрация предметов, принадлежащих военным.
Словесные: беседы чтение стихотворения, чтение отрывка прозы, рассказ воспитателя, объяснение, обсуждение, вопросы к детям.
Материалы и оборудование: презентация со слайдами, военная пилотка, ремень, медали, фляжка, портупея, видео кинохроники, кусочек черного хлеба 125 грамм, хлебная карточка, отрывок седьмой симфонии Шостаковича, аудио записи: стук метронома, воздушная тревога, голос Левитана, ленточки Ленинградской победы.
Детская деятельность | Формы и методы организации совместной деятельности |
Двигательная | Динамическая пауза «Кольцо» |
Игровая | Дидактическое упражнение «Опиши предмет» |
Познавательно-исследовательская | Беседы: «ВОВ», «Бомбёжка Ленинграда», «Блокадный хлеб», «Ленинградская симфония», «Ленинградский салют», просмотр кинохроники, слушание аудиозаписей. |
Коммуникативная | Пересказ отрывка прозы, театрализация, объяснение, обсуждение, вопросы к детям. |
Чтение художественной литературы | Чтение стихотворения «Дорога жизни». |
Слушание музыки | Слушание отрывка седьмой симфонии Шостаковича |
Логика образовательной деятельности
Этап занятия | Задачи ( с обозначением обр.области) | Деятельность воспитателя | Деятельность воспитанников | Ожидаемые результаты |
Мотивационно-организационный этап. | Установить зрительный, слуховой контакты с детьми. | Приход детей в музыкальный зал. | Организованно друг за другом заходят в музыкальный зал. | |
Воспитатель заводит детей в зал и предлагает поздороваться. | Заходят в зал, с интересом разглядывая всё вокруг. | |||
Активизировать мыслительные процессы: память, внимание, мышление, логику. | Разговор о праздниках. | Предлагают различные варианты ответов. | ||
Дети, вы любите праздники? Праздники обычно бывают шумные и радостные, с веселой музыкой, смехом, шутками. Но есть и такие, о которых говорят, что они «со слезами на глазах» — это памятные даты, о которых нельзя забывать. 27 января – это памятная дата для всех жителей нашей страны. А какая это дата мы вспомним с вами сегодня. | По очереди отвечают на вопросы воспитателя. | |||
Деятельностный этап. | Активизировать в словарный запас по теме Великая Отечественная Война. Закрепить умение согласовывать существительные с прилагательными в роде и числе. | Беседа: «Великая Отечественная Война» с использованием записи голоса Левитана. | Верно, отвечают на вопросы воспитателя. Правильно согласовывают прилагательные с существительными в роде и числе. | |
Многие из вас знают, что давным-давно 83 года назад началась Великая Отечественная Война. Когда она началась? Кто напал на нашу страну? В 1941 году на нашу Родину напала враг (звучит голос Левитана). | По очереди отвечают на вопросы воспитателя. | |||
Закрепить знания детей по теме ВОВ. Развивать умение описывать предметы, называть для чего они нужны. | Дидактическое упражнение «Опиши предмет». | Правильно называют предметы, определяют для чего они нужны. | ||
Как вы думаете, кому принадлежали эти предметы? Пилотка - защищала голову, фляжка – для воды в походных условиях, портупея – для документов, ремень. Да, действительно, эти вещи принадлежали солдатам, защитникам нашей Родины, настоящим героям. Но героями были не только люди, но и города. Сегодня мы поговорим о городе – герое Ленинград, который сейчас мы называем Санкт-Петербургом. | Дети вместе подходят к столу, на котором лежат предметы, принадлежавшие солдатам ВОВ. Рассматривают и описывают их. | |||
Развивать умение выразительного чтения прозы на публике. | Пересказ ребёнком отрывка прозы. | Чётко, с выражением читает прозу. | ||
Педагог предлагает ребёнку рассказать о первых днях блокады Ленинграда. | Один ребёнок читает отрывок прозы: «Когда фашисты напали на нашу Родину, они хотели не просто захватить Ленинград, они хотели уничтожить его, стереть с лица земли. Наступление фашистских войск на Ленинград началось 10 июля 1941 года. В августе тяжелые бои шли уже на подступах к городу. 30 августа немецкие войска захватили железные дороги, связывавшие Ленинград со страной. 8 сентября 1941 года фашистские войска отрезали Ленинград от всей страны с суши. Началась 900 дневная блокада города. Город оказался блокированным с суши и с моря». Остальные внимательно слушают. | |||
Развивать координацию движений, общую моторику, слуховое внимание. Развивать двигательные навыки детей. | Динамическая пауза «Кольцо» | Повторяют и показывают движения. | ||
Посмотрите, на карту. Давайте проведем по линии окружения. На что она похожа? На кольцо. Это кольцо называли блокадным. Подойдите ко мне, возьмитесь крепко за руки и плотно подойдите друг к другу. Блокада – это кольцо, из которого нельзя ни выйти, ни зайти в него. | Дети встают в круг, повторяют движения за воспитателем. | |||
Активизировать мыслительные процессы: память, внимание, мышление, логику. | Беседа: «Бомбёжка Ленинграда» с использованием аудиозаписей метронома и воздушной тревоги. | Расширяют свои знания о блокадном Ленинграде. | ||
Город регулярно обстреливали с воздуха по 6-8 раз в сутки. И звучала воздушная тревога. (Запись воздушной тревоги). А после отбоя воздушной сирены люди слышали звук метронома (звучит запись метронома). На что он похож? Он напоминал звук биения сердца, говоривший людям, что жизнь продолжается. | Слушают рассказ воспитателя. Задают вопросы. | |||
Развивать умение выразительного чтения прозы на публике. | Пересказ ребёнком отрывка прозы. | Чётко, с выражением читает прозу. | ||
Педагог предлагает ребёнку рассказать о зиме в блокадном Ленинграде. | Один ребёнок читает отрывок прозы: «Жизнь в городе становилась всё труднее. Самой тяжелой была зима 1941-1942 годов. Ленинград занесло снегом, ударили 40-градусные морозы. Закончилось топливо, и внутренние стены квартир покрылись изморозью. Ленинградцы стали устанавливать в комнатах железные печки-времянки (Буржуйки). В них сжигали столы, стулья, шкафы, диваны. А затем и книги. Замёрзли водопроводные и канализационные трубы, люди остались без воды. Теперь ее можно было брать только из рек Невы и Фонтанки». Остальные внимательно слушают. | |||
Активизировать мыслительные процессы: память, внимание, мышление, логику. | Беседа: «Блокадный хлеб» с демонстрацией дневной нормы хлеба. | Расширяют свои знания о блокадном Ленинграде. | ||
Главным врагом Ленинграда был голод. В городе не хватало хлеба. Каждому жителю Ленинграда выдавались специальные карточки. По ним можно было получить свою норму хлеба — небольшой (125 граммов) кусочек в день. (Показывает детям) И всё, больше ничего - только вода, за которой ходили на реку и этот кусочек хлеба. | Слушают рассказ воспитателя. Задают вопросы. | |||
Развивать творческие способности, умение играть сценку по ролям на публике. | Театрализация: «Дети блокадного Ленинграда» | Чётко, с выражением проигрывают сценку по ролям. | ||
Во время блокады в городе работали школы, детские сады, заводы, фабрики, музеи, ленинградское радио. Дети и взрослые работали на заводах, в больницах, убирали улицы после бомбежек, помогали ослабевшим людям носить воду, дрова, топить печку. А в редкие минуты отдыха дети все же оставались детьми - читали книги, играли со своими любимыми игрушками и конечно же рисовали. Как вы думаете, что они могли рисовать? | Ребёнок1: -Как кушать хочется! Ребёнок2: -Потерпи. Скоро мама придёт. Она за пайком пошла. Ребёнок1: - Давай хоть водички попьём. Кушать нечего. Ребёнок2: - Давай. Ребёнок1: - у нас же кроме водички ничего нет. Ребёнок2: -А ты представь, что мы идём по летнему саду с папой и мамой и пьём наш любимый сок, гранатовый. Ребёнок1: - Мммм. Какой вкусный у меня сок! Ребёнок2: - А у меня ещё вкуснее. Ребёнок1: - А что ты рисуешь? Ребёнок2: - Я. Хлебушек. МММ. С хрустящей корочкой! Хочу много хлебушка. Ребёнок1: - Я тоже хочу хлеба. Но больше всего я хочу, чтобы всё было, как раньше. Мама, папа, ты и я идём гулять вместе. - Мы не хотим войны (вместе) | |||
Развивать умение слушать музыкальное произведение. Отвечать на вопросы. | Беседа: «Ленинградская симфония» с использованием аудиозаписи седьмой симфонии Шостаковича. | Вступают в диалог без особых трудностей. Отвечают на простые вопросы. | ||
Ленинградский композитор Дмитрий Дмитриевич Шостакович во время блокады написал Седьмую симфонию и назвал ее «Ленинградской». Музыка рассказывала о мирной жизни, о нашествии врага, о борьбе и победе. Впервые эта симфония прозвучала в блокадном Ленинграде, в зале Филармонии. | Дети слушают фрагмент седьмой симфонии Шостаковича. | |||
Развивать умение выразительного чтения стихов на публике. | Чтение стихотворения «Дорога жизни» | Чётко, с выражением читает стихотворение. | ||
Страна не забыла Ленинград! Как только на Ладожском озере установился лёд, прямо по этому льду проложи трассу для помощи блокадному городу и его защитникам. Первыми по этой трассе прошли повозки с лошадьми. Когда люди убедились, что лёд достаточно прочен, в путь отправились машины полуторки. Эта трасса по льду Ладожского озера получила название «Дорога Жизни». По этой дороге под огнем противника везли хлеб в город, а обратным рейсом эвакуировали часть населения, стариков и детей. | Чтобы жизнь спасти ленинградцам, Зимой в сорок первом году, С хлебом шли в город машины По Ладоге, прямо по льду Бомбёжки, метели, заносы, Уходят машины под лёд, Но каждый шофёр твёрдо верил, Что город любимый спасёт. | |||
Развивать умение вступать в диалог, слушать вопросы и строить полные ответы, активизировать словарный запаса. | Беседа: «Ленинградский салют» с использованием кадров кинохроники. | Расширяют свои знания о блокадном Ленинграде. | ||
И вот пришел день освобождения. 27 января, 1944 года, наши солдаты прогнали фашистов с Ленинградской земли. В этот день в честь разгрома фашистских войск под Ленинградом над Невой прозвучал праздничный салют. Все люди вышли из своих домов и со слезами на глазах смотрели на салют. Благодаря силе наших войск кольцо блокады удалось разорвать. Этому историческому моменту посвящен мемориал «Разорванное кольцо». За мужество и героизм город Ленинград получил звание Город – герой! (Кадры кинохроники) | Смотрят кадры кинохроники | |||
Заключительный этап. | Создать атмосферу психологической безопасности. | Подведение итогов занятия. | Вступают в диалог без особых трудностей. Отвечают на простые вопросы. | |
Так что же за праздник мы отмечаем 27 января? (ответы детей) Ребята 27 января особая историческая дата. Именно в этот день вся наша страна отмечает День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Символ блокадного Ленинграда – ленточка двух цветов. Оливковый цвет ленточки символизирует Победу, а зеленый — цвет жизни. На память о вашей встрече я хочу подарить вам ленточки – символ блокадного Ленинграда. | По очереди отвечают на вопросы воспитателя. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка мероприятия по нравственно – патриотическому воспитанию Тема: «Я люблю тебя моя Россия»
Дать детям знания о том, что такое столица, познакомить с ее достопримечательностями.2.Закрепить знание о Российской символике.3. Развивать внимание, логическое мышление, воспитывать чувст...

Сценарий мероприятия по нравственно-патриотическому воспитанию Тема: «Моя малая Родина - ХОТМЫЖСК»
Цель. Формировать представление о малой Родине, уточнить и расширить знания о родном селе. Прививать уважение к традициям и обычаям своей Родины – малой и большой. Воспитывать любовь к родному к...

Сценарий мероприятия по нравственно-патриотическому воспитанию «Моя малая Родина - Лямбирь»
Формировать представление о малой Родине, уточнить и расширить знания о родном селе. Прививать уважение к традициям и обычаям своей Родины – малой и большой. Воспитывать любовь к родному краю....
Мероприятия по нравственно-патриотическому воспитанию детей в подготовительной к школе группы по теме « Никто не забыт, и ничто не забыто»
Обобщение и расширение знаний детей об истории Великой Отечественной войны.Воспитание уважения, любви и благодарности к людям, защищавшим нашу страну в войне против фашистских захватчиков, гордос...
"С чего начинается Родина!" тематическое мероприятие по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников
Дать детям представление о былине, о былинных героях - Илье Муромце, Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче. Вызвать интерес к языку былин, сказаний, песен, преданий о русских богатырях. познакомить детей с...

Конспект мероприятия по нравственно – патриотическому воспитанию в старшей группе «Ладушка в гостях у ребят».
Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребѐнка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Данный материал поможет вести цел...

Открытое районное мероприятие по нравственно- патриотическому воспитанию "Герб моей страны, моего города, моей семьи, моей группы"
Нравственно- патриотическое воспитание является мощным фактором развития детей. Данный материал способствует развитию связной речи,памяти, воображения, творческих способностей, формирует гражданскую п...