«Город-герой - Ленинград» (итоговое открытое интегративное мероприятие по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Одуванчик»).
методическая разработка (старшая группа)

Ступникова Екатерина Владимировна

Автором представлен конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gorod-geroy_-_leningrad_stupnikova.docx36.17 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Самарской области средняя общеобразовательная школа №1 «Образовательный центр» имени 21 армии Вооруженных сил СССР п.г.т. Стройкерамика муниципального района Волжский Самарской области

структурное подразделение Детский сад «Солнышко»

«Город-герой - Ленинград»

(итоговое открытое  интегративное мероприятие по нравственно-патриотическому воспитанию  в старшей  группе «Одуванчик»).

Конспект составил: воспитатель

 Ступникова  Екатерина Владимировна.

Мероприятие провёл: воспитатель

Ступникова  Екатерина Владимировна.

2023-2024 учебный год

п.г.т. Стройкерамика

Тема «Город-герой- Ленинград» (старшая группа)

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное – развитие», «Художественно эстетическое развитие».

Цель:

Расширение представлений старших дошкольников о героическом прошлом города-героя Ленинграда, воспитание  нравственно-патриотических чувств.

Задачи:

  1. Расширять знания детей об истории города Ленинград, о героизме людей, переживших блокаду, определить понятие «город-герой». Закрепить знания детей о блокаде Ленинграда, его героической обороне. («Познавательное развитие»)
  2. Закреплять навыки речевой деятельности на патриотическом материале. Побуждать активно, участвовать в диалоге с воспитателем. Развивать устную речь.  Активизировать словарный запас детей.  («Речевое развитие»)
  3. Воспитывать любовь к Отчизне, гордость за свою Родину, за свой народ, чувство благодарности и уважения к его защитникам. Продолжать формировать навыки общения, приучать детей не перебивать друг друга. («Социально-коммуникативное развитие»)
  4. Знакомить  детей с музыкальным произведением, созданным во время Великой Отечественной Войны. Формировать навыки слушания музыки не отвлекаться, дослушивать произведение до конца. («Художественно-эстетическое развитие»)
  5. Развивать двигательную активность, координацию движения. Побуждать к совместным действиям с взрослым и другими детьми. («Физическое развитие»)

Методы и приемы: дидактическое упражнение, дидактическая игра, игровая ситуация, динамическая пауза.

Практические: динамическая пауза.

Наглядные: театрализация, демонстрация предметов, принадлежащих военным.

Словесные: беседы чтение стихотворения, чтение отрывка прозы, рассказ воспитателя, объяснение, обсуждение, вопросы к детям.

Материалы и оборудование: презентация со слайдами, военная пилотка, ремень, медали, фляжка, портупея, видео кинохроники, кусочек черного хлеба 125 грамм, хлебная карточка, отрывок седьмой симфонии Шостаковича, аудио записи: стук метронома, воздушная тревога, голос Левитана, ленточки Ленинградской победы.

 

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная

Динамическая пауза «Кольцо»

Игровая

Дидактическое упражнение «Опиши предмет»

Познавательно-исследовательская

Беседы: «ВОВ», «Бомбёжка Ленинграда», «Блокадный хлеб», «Ленинградская симфония», «Ленинградский салют», просмотр кинохроники, слушание аудиозаписей.

Коммуникативная

Пересказ отрывка прозы, театрализация, объяснение, обсуждение, вопросы к детям.

Чтение художественной литературы

Чтение стихотворения «Дорога жизни».

Слушание музыки

Слушание отрывка седьмой симфонии Шостаковича

Логика образовательной деятельности

Этап занятия

Задачи

( с обозначением обр.области)

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

Мотивационно-организационный этап.

Установить зрительный, слуховой контакты с детьми.

Приход детей в музыкальный зал.

Организованно друг за другом заходят в музыкальный зал.

Воспитатель заводит детей в зал и предлагает поздороваться.

Заходят в зал, с интересом разглядывая всё вокруг.

Активизировать мыслительные процессы: память, внимание, мышление, логику.

Разговор о праздниках.

Предлагают различные варианты ответов.

Дети, вы любите праздники? Праздники обычно бывают шумные и радостные, с веселой музыкой, смехом, шутками. Но есть и такие, о которых говорят, что они «со слезами на глазах» — это памятные даты, о которых нельзя забывать. 27 января – это памятная дата для всех жителей нашей страны. А какая это дата мы вспомним с вами сегодня.

По очереди отвечают на вопросы воспитателя.

Деятельностный этап.

Активизировать в словарный запас по теме Великая Отечественная Война. Закрепить умение согласовывать существительные с прилагательными в роде и числе.

Беседа: «Великая Отечественная Война» с использованием записи голоса Левитана.

Верно, отвечают на вопросы воспитателя. Правильно согласовывают прилагательные с существительными в роде и числе.

Многие из вас знают, что давным-давно 83 года назад началась Великая Отечественная Война. Когда она началась? Кто напал на нашу страну?  В 1941 году на нашу Родину напала враг (звучит голос Левитана).

По очереди отвечают на вопросы воспитателя.

Закрепить знания детей по теме ВОВ. Развивать умение описывать предметы, называть для чего они нужны.

Дидактическое упражнение «Опиши предмет».

Правильно называют предметы, определяют для чего они нужны.

Как вы думаете, кому принадлежали эти предметы? Пилотка - защищала голову, фляжка – для воды в походных условиях, портупея – для документов, ремень. Да, действительно, эти вещи принадлежали солдатам, защитникам нашей Родины, настоящим героям. Но героями были не только люди, но и города.  Сегодня мы поговорим о городе – герое Ленинград, который сейчас мы называем Санкт-Петербургом.

Дети вместе подходят к столу, на котором лежат предметы, принадлежавшие солдатам ВОВ. Рассматривают и описывают их.

Развивать умение выразительного чтения прозы на публике.

Пересказ ребёнком отрывка прозы.  

Чётко, с выражением читает прозу.

Педагог предлагает ребёнку рассказать о первых днях блокады Ленинграда.

Один ребёнок читает отрывок прозы: «Когда фашисты напали на нашу Родину, они хотели не просто захватить Ленинград, они хотели уничтожить его, стереть с лица земли. Наступление фашистских войск на Ленинград началось 10 июля 1941 года. В августе тяжелые бои шли уже на подступах к городу. 30 августа немецкие войска захватили железные дороги, связывавшие Ленинград со страной.  8 сентября 1941 года фашистские войска отрезали Ленинград от всей страны с суши. Началась 900 дневная блокада города.  Город оказался блокированным с суши и с моря».  Остальные внимательно слушают.

Развивать координацию движений, общую моторику, слуховое внимание. Развивать двигательные навыки детей.

                Динамическая пауза «Кольцо»

Повторяют и показывают движения.

Посмотрите, на карту. Давайте проведем по линии окружения. На что она похожа? На кольцо. Это кольцо называли блокадным.

Подойдите ко мне, возьмитесь крепко за руки и плотно подойдите друг к другу. Блокада – это кольцо, из которого нельзя ни выйти, ни зайти в него.

Дети встают в круг, повторяют движения за воспитателем.

Активизировать мыслительные процессы: память, внимание, мышление, логику.

Беседа: «Бомбёжка Ленинграда» с использованием аудиозаписей метронома и воздушной тревоги.

Расширяют свои знания о блокадном Ленинграде.

Город регулярно обстреливали с воздуха по 6-8 раз в сутки. И звучала воздушная тревога. (Запись воздушной тревоги). А после отбоя воздушной сирены люди слышали звук метронома (звучит запись метронома). На что он похож? Он напоминал звук биения сердца, говоривший людям, что жизнь продолжается.

Слушают рассказ воспитателя. Задают вопросы.

Развивать умение выразительного чтения прозы на публике.

Пересказ ребёнком отрывка прозы.

Чётко, с выражением читает прозу.

Педагог предлагает ребёнку рассказать о зиме в блокадном Ленинграде.

Один ребёнок читает отрывок прозы: «Жизнь в городе становилась всё труднее. Самой тяжелой была зима 1941-1942 годов. Ленинград занесло снегом, ударили 40-градусные морозы. Закончилось топливо, и внутренние стены квартир покрылись изморозью. Ленинградцы стали устанавливать в комнатах железные печки-времянки (Буржуйки). В них сжигали столы, стулья, шкафы, диваны. А затем и книги. Замёрзли водопроводные и канализационные трубы, люди остались без воды. Теперь ее можно было брать только из рек Невы и Фонтанки».

Остальные внимательно слушают.

Активизировать мыслительные процессы: память, внимание, мышление, логику.

Беседа: «Блокадный хлеб» с демонстрацией дневной нормы хлеба.

Расширяют свои знания о блокадном Ленинграде.

Главным врагом Ленинграда был голод. В городе не хватало хлеба. Каждому жителю Ленинграда выдавались специальные карточки. По ним можно было получить свою норму хлеба — небольшой (125 граммов) кусочек в день. (Показывает детям) И всё, больше ничего - только вода, за которой ходили на реку и этот кусочек хлеба.

Слушают рассказ воспитателя. Задают вопросы.

Развивать творческие способности, умение играть сценку по ролям на публике.

Театрализация: «Дети блокадного Ленинграда»

Чётко, с выражением проигрывают сценку по ролям.

Во время блокады в городе работали школы, детские сады, заводы, фабрики, музеи, ленинградское радио. Дети и взрослые работали на заводах, в больницах, убирали улицы после бомбежек, помогали ослабевшим людям носить воду, дрова, топить печку. А в редкие минуты отдыха дети все же оставались детьми - читали книги, играли со своими любимыми игрушками и конечно же рисовали. Как вы думаете, что они могли рисовать?

Ребёнок1: -Как кушать хочется!

Ребёнок2: -Потерпи. Скоро мама придёт. Она за пайком пошла.

Ребёнок1: - Давай хоть водички попьём. Кушать нечего.

Ребёнок2: - Давай.

Ребёнок1: - у нас же кроме водички ничего нет.

Ребёнок2: -А ты представь, что мы идём по летнему саду с папой и мамой и пьём наш любимый сок, гранатовый.

Ребёнок1: - Мммм. Какой вкусный у меня сок!

Ребёнок2: - А у меня ещё вкуснее.

Ребёнок1: - А что ты рисуешь?

Ребёнок2: - Я. Хлебушек. МММ. С хрустящей корочкой! Хочу много хлебушка.

Ребёнок1: - Я тоже хочу хлеба. Но больше всего я хочу, чтобы всё было, как раньше. Мама, папа, ты и я идём гулять вместе.

- Мы не хотим войны (вместе)

Развивать умение слушать музыкальное произведение. Отвечать на вопросы.

Беседа: «Ленинградская симфония» с использованием аудиозаписи седьмой симфонии Шостаковича.

Вступают в диалог без особых трудностей. Отвечают на простые вопросы.

Ленинградский композитор Дмитрий Дмитриевич Шостакович во время блокады написал Седьмую симфонию и назвал ее «Ленинградской». Музыка рассказывала о мирной жизни, о нашествии врага, о борьбе и победе. Впервые эта симфония прозвучала в блокадном Ленинграде, в зале Филармонии.

Дети слушают фрагмент седьмой симфонии Шостаковича.

Развивать умение выразительного чтения стихов на публике.

Чтение стихотворения «Дорога жизни»

Чётко,  с выражением читает стихотворение.

Страна не забыла Ленинград! Как только на Ладожском озере установился лёд, прямо по этому льду проложи трассу для помощи блокадному городу и его защитникам. Первыми по этой трассе прошли повозки с лошадьми. Когда люди убедились, что лёд достаточно прочен, в путь отправились машины полуторки. Эта трасса по льду Ладожского озера получила название «Дорога Жизни». По этой дороге под огнем противника везли хлеб в город, а обратным рейсом эвакуировали часть населения, стариков и детей.

Чтобы жизнь спасти ленинградцам,

Зимой в сорок первом году,

С хлебом шли в город машины

По Ладоге, прямо по льду

Бомбёжки, метели, заносы,

Уходят машины под лёд,

Но каждый шофёр твёрдо верил,

Что город любимый спасёт.

Развивать умение вступать в диалог, слушать вопросы и строить полные ответы, активизировать словарный запаса.

Беседа: «Ленинградский салют» с использованием кадров кинохроники.

Расширяют свои знания о блокадном Ленинграде.

И вот пришел день освобождения. 27 января, 1944 года, наши солдаты прогнали фашистов с Ленинградской земли. В этот день в честь разгрома фашистских войск под Ленинградом над Невой прозвучал праздничный салют. Все люди вышли из своих домов и со слезами на глазах смотрели на салют.  Благодаря силе наших войск кольцо блокады удалось разорвать. Этому историческому моменту посвящен мемориал «Разорванное кольцо». За мужество и героизм город Ленинград получил звание Город – герой! (Кадры кинохроники)

Смотрят кадры кинохроники

Заключительный этап.

Создать атмосферу психологической безопасности.

Подведение итогов занятия.

Вступают в диалог без особых трудностей. Отвечают на простые вопросы.

Так что же за праздник мы отмечаем 27 января? (ответы детей)  Ребята 27 января особая историческая дата. Именно в этот день вся наша страна отмечает День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Символ блокадного Ленинграда – ленточка двух цветов. Оливковый цвет ленточки символизирует Победу, а зеленый — цвет жизни. На память о вашей встрече я хочу подарить вам ленточки – символ блокадного Ленинграда.

По очереди отвечают на вопросы воспитателя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка мероприятия по нравственно – патриотическому воспитанию Тема: «Я люблю тебя моя Россия»

Дать детям знания о том, что такое столица, познакомить с  ее достопримечательностями.2.Закрепить знание  о Российской символике.3. Развивать внимание, логическое мышление, воспитывать чувст...

Сценарий мероприятия по нравственно-патриотическому воспитанию Тема: «Моя малая Родина - ХОТМЫЖСК»

Цель.  Формировать представление о малой Родине, уточнить и расширить знания о родном селе. Прививать уважение к традициям и обычаям своей Родины – малой и большой. Воспитывать любовь к родному к...

Сценарий мероприятия по нравственно-патриотическому воспитанию «Моя малая Родина - Лямбирь»

Формировать представление о малой Родине, уточнить и расширить знания о родном селе. Прививать уважение к традициям и обычаям своей Родины – малой и большой. Воспитывать любовь к родному краю....

Мероприятия по нравственно-патриотическому воспитанию детей в подготовительной к школе группы по теме « Никто не забыт, и ничто не забыто»

Обобщение и расширение знаний детей об истории Великой Отечественной войны.Воспитание уважения, любви и благодарности к людям, защищавшим нашу страну в войне против фашистских захватчиков, гордос...

"С чего начинается Родина!" тематическое мероприятие по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников

Дать детям представление о былине, о былинных героях - Илье Муромце, Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче. Вызвать интерес к языку былин, сказаний, песен, преданий о русских богатырях. познакомить детей с...

Конспект мероприятия по нравственно – патриотическому воспитанию в старшей группе «Ладушка в гостях у ребят».

Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребѐнка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Данный материал поможет вести цел...

Открытое районное мероприятие по нравственно- патриотическому воспитанию "Герб моей страны, моего города, моей семьи, моей группы"

Нравственно- патриотическое воспитание является мощным фактором развития детей. Данный материал способствует развитию связной речи,памяти, воображения, творческих способностей, формирует гражданскую п...