программа 2023г "Приобщение детей к истокам русской народной культуры
рабочая программа (подготовительная группа)

Горбачёва Наталья Анатольевна

программа 2023г "Приобщение детей к русской народной культуре"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл patrioticheskaya_partsionalnaya_pr.docx58.13 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                      Утверждаю Заведующий  МБДОУ          

                                                                                                      Б-Косульский детский сад

                                                                                                      ___________ Е.Г. Колосовская

                                                                                                      Приказ № 18  «11» 08. 2023г

Образовательная программа О.Л. Князевой и М.Д. Маханева

«Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

     

Содержание

  1. Целевой раздел___________________________________________3

1.1. Пояснительная записка______________________________________________3

1.2. Планируемые результаты освоения Программы__________________________3

 2.Содержательный раздел______________________________________4

2.1. Содержание образования по образовательным областям___________________4

2.2. Формы работы по образовательным областям___________________________5

3. Организационный раздел_____________________________________7

3.1. Модель воспитательно- образовательного процесса______________________7

3.2. Особенности организации предметно-пространственной

развивающей среды              __________________________________12

3.3. Описание материально-технического обеспечения программы_______14

Аннотация к ОП «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

        О.Л. Князевой М.Д. Маханева

Образовательная программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л. Князевой М.Д. Маханева определяет новые ориентиры в нравственно – патриотическом воспитании детей, основанные на их приобщении к русскому народному творчеству и культуре. Программа расширяет представления детей о традициях русской народной культуры: места проживания наших предков; быт и основные занятия русских людей; историю одежды, кухни; народные приметы, обычаи, праздники, художественные промыслы, песни, игры

Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» способствует познавательному, речевому, художественно – эстетическому, физическому, социально – коммуникативному развитию детей. В основе человеческой культуры лежит духовное начало. Поэтому приобретение ребёнком совокупности культурных ценностей способствует развитию его духовности – интегрированного свойства личности, которое проявляет себя на уровне человеческих отношений, чувств, нравственно – патриотических позиций, то есть в конечном итоге определяет меру его общего развития.

1. Целевой раздел

                                             1.1. Пояснительная записка

Приоритетная образовательная область «Познавательное развитие». Представленная программа определяет новые ориентиры приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры. Народная культура, по мнению авторов, является не только источником приобщения детей к непреходящим, общечеловеческим ценностям, но и их познавательного, нравственного, эстетического развития. Оптимальные условия для развития ребёнка – это продуманное соотношение свободной, регламентированной и нерегламентированной деятельности. Объём регламентированной (НОД) деятельности в год составляет 35 часов. В процессе НОД сочетается групповая и индивидуальная работа. Образовательный процесс, строится в соответствии с возрастными и психофизиологическими особенностями детей.

                                      Цели и задачи реализации Программы

Цели:-

-- -приобщить детей ко всем видам национального искусства - от архитектуры до живописи, от пляски и сказки до музыки и театра.

--- расширить представление о жанрах устного народного творчества;

--- показать своеобразие и самостоятельность произведения фольклора, богатство и красочность народного языка:

--- воспитывать у детей нравственные, трудовые, экологические, патриотические чувства.

Цель может быть достигнута при решении ряда задач:

1.Формирование устойчивого интереса к традициям русского народа, устному народному творчеству и декоративно-прикладному искусству;

2.Воспитание уважения к труду и таланту мастеров.

3.Развитие речи на основе фольклорного материала, знакомства с предметами народного обихода в прошлом.

4.Воспитание чувства любви к Родине, уважения её прошлого и настоящего.

5.Знать и различать народное искусство, как основу национальной культуры.

6.Формирование навыков социального общения.

 1.2. Планируемые результаты освоения Программы

 • Проявляет интерес к устному народному творчеству (песенки, сказки, потешки, скороговорки);

• Умеет рассказывать русские народные сказки, потешки и обыгрывать их;

• Знает основные литературные понятия по фольклору;

• Наличие у детей представлений о народных промыслах и умения различать изделия разных народных промыслов;

• Знает быт и традиции русского народа, историю русского народного костюма, головных уборов;

• Использует в игре предметы быта русского народа;

• Создаёт творческие работы по фольклорным произведениям;

• Умеют играть в русские народные подвижные игры, используя считалки.

Программа рассчитана на работу с детьми пяти-семи лет. Она включает перспективное и календарное планирование. К программе разработан учебно-методический комплект, включающий тематический годовой план работы, даны конспекты занятий. Для каждой возрастной группы предусмотрены конкретные темы занятий для каждого календарного месяца.

2. Содержательный раздел

             2.1. Содержание образования по образовательным областям

Образовательная область

Содержание психолого - педагогической работы

Социально-коммуникативное развитие

1. Формирование представления о народной культуре; развитие навыков игровой деятельности; формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности; патриотических чувств, причастности детей к наследию прошлого.

2. Развитие свободного общения со взрослыми и сверстниками.

3. Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах деятельности.

Познавательное развитие

1. Расширить представление о жанрах устного народного творчества.

2. Воспитывать нравственно-патриотические чувства.

3. Формирование целостной картины мира. Приобщение детей к народной культуре (народные праздники и традиции).

Содействие атмосферы национального быта. Понимать историческую преемственность с современными аналогами( лучина -керосиновая лампа -электрическая лампа ит.д.).

Знакомить детей с зависимостью использования предметов от образа жизни людей, от места их проживания

Речевое развитие

1. Широкое использование фольклора: песен, загадок, пословиц, поговорок; развитие устной речи. Способствовать развитию любознательности.

 2. Пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний о русском народном быте, традициях, праздниках, искусстве.

3. Развивать умение рассказывать русские народные сказки

Художественно-эстетическое развитие

1. Ознакомление детей с народной декоративной росписью.

2.Приобщать детей ко всем видам национального искусства: сказки, музыка, пляски

3. Знать и различать народное искусство, промыслы. Понимать познавательное значение фольклорного произведения, а также самобытности народных промыслов (мотив, композиция, цветовое решение), связи народного творчества в его различных проявлениях с бытом, традициями, окружающей природой.

 4. Воспитывать интерес к народному искусству, его необходимости и ценности, уважение к труду и таланту мастеров.

Физическое развитие

1. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.

2. Развитие физических качеств и нравственных чувств в русских народных подвижных играх.

3. Развитие двигательной активности, самостоятельности и творчества; интереса и любви к русским народным играм.

                    2.2. Формы работы по образовательным областям

Образовательные области

Старший дошкольный возраст

Физическое развитие

1. Игра

2. Беседа

3. Рассказ

4. Рассматривание

5. Интегративная деятельность

6. Физкультурные досуги

7. Спортивные состязания

8. Совместная деятельность взрослого и детей тематического характера

9. Проектная деятельность

10. Проблемная ситуация

Социально-коммуникативное

1. Индивидуальная игра

2. Совместная с воспитателем игра

3. Совместная со сверстниками игра

4. Чтение

5. Беседа

6. Наблюдение

7. Педагогическая ситуация

8. Экскурсия

9. Ситуация морального выбора

10. Проектная деятельность

11. Интегративная деятельность

12. Праздник

13. Рассматривание

 14. Просмотр и анализ мультфильмов, видеофильмов

15. Экспериментирование

16. Поручение и задание

17. Совместная деятельность взрослого и детей тематического характера

Речевое развитие

1. Чтение

2. Беседа

3. Рассматривание

4. Решение проблемных ситуаций

 5. Игра

6. Проектная деятельность

7. Создание коллекций

8. Интегративная деятельность

9. Обсуждение

10. Рассказ

11. Инсценирование

12. Ситуативный разговор с детьми

13. Сочинение загадок

14. Проблемная ситуация

15. Использование различных видов театра

Познавательное развитие

1. Создание коллекций

2. Проектная деятельность

3. Исследовательская деятельность

4. Экспериментирование

5. Развивающая игра

6. Наблюдение

7. Проблемная ситуация

8. Рассказ

9. Беседа

10. Интегративная деятельность

11. Экскурсия

12. Коллекционирование

13. Моделирование

14. Игры с правилами

Художественно-эстетическое развитие

1. Изготовление украшений для группового помещения к праздникам, предметов для игры, сувениров, предметов для познавательно-исследовательской деятельности

2. Создание макетов, коллекций и их оформление

3. Рассматривание эстетически привлекательных предметов

 4. Игра

5. Организация выставок

6. Слушание соответствующей возрасту народной, детской музыки 7. Музыкально-дидактическая игра

8. Интегративная деятельность

9. Совместное и индивидуальное музыкальное исполнение

10. Музыкальное упражнение

11. Попевка, распевка

12. Танец

13. Творческое задание

14. Концерт- импровизация

15. Музыкальная сюжетная игра

Образовательный процесс в соответствии с индивидуальными и                             возрастными особенностями детей

НОД по программе проводится 1 раз в месяц. Но почти каждый день в совместной деятельности. детей знакомят со сказками (их проигрывание, пояснение и иллюстрации незнакомых слов), песенками, обычаями, предметами русского быта и т.д. НОД планируется как в первой, так и во второй половине дня

Возраст детей

Регламентированная деятельность (НОД)

Нерегламентированная деятельность, мин

В день

В месяц

Совместная деятельность

Самостоятельная деятельность

5 – 6 лет

2 по 20-25 мин

36 – 39 мин

15 – 21 мин

6 – 7 лет

2 по 30 мин

Итого в год: 35 час

33 – 36 мин

15 – 18 мин

В работе используются различные методы и приемы:

• метод обследования, наглядности (рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, видеофильмов и др. наглядных пособий);

• словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения);

• практический (самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий, использование различных инструментов и материалов для изображения);

• эвристический (развитие находчивости и активности);

• частично-поисковый;

• проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия).

Особое внимание уделяется укреплению связей с родителями. Совместное участие в творческих мероприятиях помогает объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием. Родители стали активными участниками педагогического процесса: они принимают участие в проектной деятельности, в проведение русских народных праздниках, в изготовлении атрибутов для «Русской избы», в украшении группы к русским народным праздникам «Пасха», Рождество, Новый год, Масленица, участвуют в играх, активно обсуждают вопросы воспитания на родительских собраниях и семинарах.

В уголках для родителей постоянно помещается материал по народному календарю, по русской кухне, по народным праздникам «Пасха», «Рождество», «Новый год», «Масленица» и другие. В детском саду регулярно проводятся народные праздники: Осенние посиделки, Масленица, Зимние святки, активными участниками которых являются и взрослые и дети.

Отличительной особенностью данной программы является организация образовательной деятельности с детьми в условиях специально организованной развивающей среды, музейной композиции - «Русской избы». Связующим персонажем при проведении занятии является образ «Хозяюшки», который принимает на себя педагог.

3. Организационный раздел

3.1. Модель воспитательно – образовательного процесса

Тематическое планирование

                                                       Старшая группа

Месяц

НОД

Самостоятельная деятельность

Взаимодействие с родителями

Сентябрь

1. «Гуляй, да присматривайся». Рассказ о первом осеннем месяце, его приметах. Разучивание песенки – попевки «Восенушка – осень».

2. «Вершки да корешки». Знакомство со сказкой «Мужик и медведь»

1. Дидактическая игра «С какого дерева детки?» (плоды, листья). 2.Дидактическая игра «Вершки да корешки».

3. Вечер загадок.

 4. П/и «Гуси – лебеди».

5. Игровая ситуация «На обед винегрет»

1. Сбор урожая на огородах; ягод в лесу.

2. Сбор природного материала для поделок.

3. Участие в выставке «Самая интересная поделка из овощей».

Октябрь

1. «Хлеб – всему голова». Беседа «Откуда хлеб пришёл?». Знакомство со старинными орудиями труда – цепом и серпом. Пословицы и поговорки о хлебе.

2. «Октябрь пахнет капустой». Беседа о характерных для октября явлениях природы, народных обычаях и праздниках (Покров).

1. Знакомство с предметами обихода – деревянным корытцем, тяпкой.

2. Повторение попевки «Восенушка – осень».

3. Игра – драматизация по сказке «Заяц – хваста». Разучивание потешки «Зайчишка – трусишка».

 4. Лепка кондитерских изделий из солёного теста. 5. П/и «Жмурки».

1. Консультация «Устное народное творчество, как выразительное средство в речевом развитии детей».

2. Участие в конкурсе детских поделок из природного материала «Удивительное рядом».

Ноябрь

1. «Друг за дружку держаться – ничего не бояться». Рассказывание сказки «Крылатый, мохнатый да масленый». Беседа о взаимовыручке и поддержке.

2. Гончарные мастеровые. Дидактическая игра «Что как называется?». Рассказ о гончарном промысле. Знакомство со сказкой «Лиса и кувшин».

1. Развлечение «Капустник». 2. Беседа о страхе. Пальчиковый театр по сказке «У страха глаза велики».

3. «Знаешь ли ты сказки?». Литературная викторина по сказкам.

4. С/р игра «Магазин кондитерских изделий».

5. П/и «Горшок»

1. Участие в подготовке развлечения «Капустник».

2. Фотовыставка «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».

3. «Бабушкин сундук». Пополнение русской «избы» старинными вещами

Декабрь

1. «Здравствуй, зимушка – зима!». Беседа о характерных особенностях декабря с использованием пословиц, поговорок. Разучивание заклички «Ты Мороз, Мороз, Мороз».

2. «Пришла коляда – отворяй ворота». Рассказ о рождественских праздниках и колядовании. Разучивание колядки

1. «С Новым годом со всем родом!». Беседа о традициях празднования Нового года. Пение колядок. 2. «Новогодняя игрушка». Ручной труд.

3. «Проказы старухи зимы». Вечер загадок о зиме. Повторение заклички «Ты Мороз, Мороз, Мороз».

4. Игра драматизация по сказке «Лиса и рак».

5.П/и «Два Мороза»

1. Разучивание с детьми стихов и колядок к праздникам.

 2. Наглядная информация «Русский фольклор зимой». 3. Участие в конкурсе поделок «Мастерская Деда Мороза».

4. Помощь в организации Новогоднего праздника.

Январь

1. «Хороший город Городец». Рассказ о городе Городце и городецкой росписи. Пение частушек.

1. Развлечение «Рождественские святки».

2. «Гуляй, да присматривайся». Беседа о характерных особенностях января.

3. Просмотр мультфильма по сказки «Морозко».

4. «Лиса – обманщица». Викторина по сказкам. Разыгрывание сюжета сказки «Лисичка – сестричка и серый волк».

5. Дидактическая игра «Составь узор». Составление узоров из готовых форм по городецкой росписи.

1. Участие в подготовке развлечения «Рождественские святки»

2. Изготовление атрибутов к развлечению.

3. Участие в выставке детских рисунков «Зимушка хрустальная».

Февраль

1. «Гуляй, да присматривайся». Беседа о характерных особенностях февраля. Чтение сказки «Два Мороза».

2. «Ой ты, Масленица!». Рассказ о Масленице. Пение обрядовых песен.

1. Сказка для Кузи. Самостоятельное рассказывание детьми сказок. Словесная игра «Аюшки».

 2. Письмо Нафане. Составление детьми письма Нафане – другу домовёнка Кузи. Повторение обрядовых песен, посвящённых Масленице.

3. Праздник «Ой ты, Масленица». 4.Физкультурный досуг «Папа и я – спортивные друзья».

5. П/и «Горелки»

1. Помощь в подготовке праздника «Масленица».

2. Участие в физкультурном досуге «Папа и я – спортивные друзья»

Март

1. «Нет милее дружка, чем родимая матушка». Беседа о маме. Изготовление поделки в подарок маме.

2. «Гуляй, да присматривайся». Беседа о характерных признаках весны Разучивание заклички о весне «Жаворонки, прилетите».

1. Изготовление поделок в подарок маме.

2. Рисование «Весна – красна» Повторение заклички о весне «Жаворонки, прилетели».

3. Праздник «8 Марта»

4. «Мудрёному и счастье к лицу». Прослушивание сказки «Семилетка». Загадывание загадок.

5. С/р игра «Моя семья».

1. Испечь печенье «Жаворонки», бублики.

2. «За самоваром». Чаепитие по русским народным традициям.

3. Участие в выставке детских рисунков «Весна – красна».

Апрель

1. «Шутку шутить – людей насмешить». Знакомство с потешным фольклором. Составление детьми потешного рассказа. Загадывание загадок о весенних явлениях.

2. «Апрель ленивого не любит, проворного голубит». Рассказ о весенних полевых работах. Самостоятельный посев детьми семян

1. «Небылица в лицах, небывальщина». Развлечение с русскими народными небылицами.

 2. «Весна, весна, поди сюда!». Пение закличек о весне. Словесное упражнение «Какие краски и для чего нужны весне».

3. «Чудо – писанки». Рисование на объёмной форме(скорлупе яйца). Знакомство с искусством миниатюры на яйце (славянскими писанками).

4. Красная горка. Знакомство с традициями народных гуляний на Пасхальной неделе. Словесные игры. Пение частушек. 5.Литературная викторина по русским народным сказкам.

1. Участие в развлечениях «Небылица в лицах, небывальщина», Красная горка.

2. Выращивание семян цветов.

3. Наглядная информация «Русский фольклор весной».

Май

1. «Победа в воздухе не вьётся, а руками достаётся». Рассказ о войнах – защитниках Отечества. Чтение сказки «Каша из топора».

 2. «А за ним такая гладь – ни морщинки не видать». Знакомство детей с различными способами глажения белья. Загадывание загадок о предметах обихода.

1. Игра – драматизация «Каша из топора».

2. «Весна красна цветами». Повторение закличек, песенок, пословиц о весне. Отгадывание загадок.

3. Кукольный театр по сказке Н. Павловой «Под кустом». 4. Коллективная аппликация из лоскутков «Русская изба». 5. Прощание с «избой». Словесные народные игры. Рассказывание докучных сказок. Пение частушек. 6. Физкультурный досуг на основе русских народных игр.

1. Участие в физкультурном досуге.

2. Помощь в посадке цветочных клумб.

3. Фотовыставка «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».

        Подготовительная группа

Сентябрь

1. «Восенушка – осень – сноп последний косим». Беседа о первом осеннем месяце, его особенностях и приметах. Повторение заклички «Восенушка – осень».

2. «Хлеб – всему голова». Беседа о старинных способов уборки хлеба. Знакомство с жерновами и их использованием.

1. Повторение примет осени и заклички «Восенушка – осень».

2. «К худой голове своего ума не приставишь». Беседа об уме и о глупости. Знакомство со сказкой «Про Филю». Словесная игра «Филя и Уля».

3. «Град на усть Оки». Рассказ о Нижнем Новгороде. Прослушивание русских народных песен (в грамзаписи).

4. Повторение пословиц и поговорок о хлебе.

5. «Снедь Московская: хлебы». Рисование натюрморта

1. Сбор урожая на огородах, ягод в лесу.

2. Заготовка природного материала для поделок и семян для подкормки птиц зимой.

3. Участие в выставке «Самая интересная поделка из овощей».

4.Наглядная информация «Русский фольклор осенью для развития детей 6-7 лет».

Октябрь

1. «Октябрь – грязик – ни колеса, ни полоза не любит». Беседа о характерных приметах октября. Рассказ о народном празднике Покрове.

2. «Камень град». Знакомство с легендами о строительстве Нижегородского кремля – пограничной крепости Московского государства.

1. Повторение пословиц об осени.

 2. «Злое истребление». Рассказ о монголо

– татарском нашествии и предания о граде Китеже. Знакомство со старинным оружием.

 3. «Золотая осень». Рисование природы Сахалина.

 4. П/и «Совушка – сова».

5. «Удивительное рядом». Конкурс поделок из природного материала.

1. Участие в конкурсе поделок «Удивительное рядом»

2. Консультация «Приобретение детьми культурного богатства русского народа».

3. «Бабушкин сундук». Пополнение русской «избы» старинными вещами.

Ноябрь

1. Синичкин день. Заключительная беседа об осени. Рассказ о праздниках Синичкин день и Кузьминки.

2. «Где живёт перо Жар-птицы?». Знакомство детей с хохломской росписью и её традициями («кудрина», «травка»).

1. «Чудо – чудное, диво – дивное – Золотая Хохлома». Рисование декоративной посуды по мотивам хохломской росписи.

2. «Большой урожай рябины – морозная зима». Пословицы и народные приметы о рябине.

 3. Развлечение «Рябинник». 4. П/и «Жмурки».

5. Игра – викторина «Восенушка – осень» (пословицы, поговорки, загадки, заклички, песни, народные приметы)

1.Участие в развлечении «Рябинник».

2. Участие в игре-викторине «Восенушка- осень»

Декабрь

1. «Зима – не лето,- в шубу одета». Беседа о характерных особенностях зимы. Использование русской народной песенки «Как на тоненький ледок».

 2. Снегурочка – внучка Деда Мороза. Чтение сказки «Снегурочка». Прослушивание фрагментов оперы Н.А. Римского – Корсакова «Снегурочка» (в грамзаписи).

1. «Светит, да не греет». Беседа о разных источниках освещения. Показ теневого театра.

 2. «Пришёл мороз – береги ухо и нос». Просмотр мультфильма по сказке В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович». Загадывание загадок о морозе.

3. Повторение песенки «Как на тоненький ледок».

4. «Мастерская Деда Мороза». Ручной труд: новогодние поделки.

 5. П/и «Два Мороза».

1.Участие в конкурсе детских поделок «Мастерская Деда Мороза». 2.Помощзь в организации праздника Нового года. 3.Наглядная информация «Русский фольклор зимой»

Январь

1. «Пришла Коляда накануне Рождества». Беседа о рождественских праздниках, святочных гаданиях. Пение песенок.

2. «Зимние узоры». Знакомство с творчеством вологодских кружевниц

1. «Пришла Коляда накануне Рождества». Развлечение.

2. Зимний спортивный праздник.

3. «Морозные узоры». Рисование декоративное по мотивам кружевоплетения. 4. «Дело мастера боится». Чтение сказки «Семь Симеонов». Дидактическая игра «Кому что нужно для работы»..Повторение пословиц о труде и мастерстве

1. Подготовка атрибутов к праздникам.

2.Участие в развлечении «Пришла Коляда накануне Рождества»

 3.Участие в спортивном празднике.

Февраль

1. «Гжель прекрасная». Знакомство с гжельским художественным промыслом.

2. «На героя и слава бежит». Рассказ о русских богатырях

1. «Гжель прекрасная». Самостоятельное рисование детьми гжельских узоров.

 2. Физкультурный досуг «Папа и я – спортивные друзья».

3. «Масленица Прасковейка, встречаем тебя хорошенько!». Беседа о Масленице. Пение песен, частушек.

4. Праздник «Ух ты, Масленица!»

1. Участие в физкультурном досуге.

2. Участие в подготовке праздника «Ух ты, Масленица!».

3. Фотовыставка «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».

Март

1.«Сердце матери лучше солнца греет». Этическая беседа о маме с включением народных пословиц и поговорок.

2. «Живёт в народе песня». Беседа о русской народной песне. Знакомство с пословицами и поговорками о песне. Разучивание русской народной песни «Ой, вставала я ранёшенько»

1. Русская матрёшка. Рассказ о матрёшке. Разучивание частушек.

2. Поэзия народного костюма. Рассказ о народном костюме. Прослушивание русских народных песен (в грамзаписи).

3. «Грач на горе – весна на дворе». Беседа о русских обычаях встречи весны. Пение закличек о весне.

4. «Шутку шутить – людей насмешить». Беседа о народном юморе. Словесная игра «Путаница».

 5. П/и «Горелки».

1. Заучивание с детьми пословиц, закличек, песен о весне.

2. Испечь пряники, бублики. 3. «За самоваром». Чаепитие по русским народным традициям.

Апрель

1. Красная горка. Рассказ о Пасхе. Словесные народные игры «Садовник», «Бирюльки».

2. «Путешествие на златогривой чудо – тройке». Знакомство детей с образом коня в русском народном декоративно – прикладном творчестве (городецкая, палехская, хохломская роспись). Рассказ о мастерах Палеха.

1. «Шутку шутить – людей насмешить». Развлечение (докучные сказки, скороговорки, дразнилки, игры).

2.Повторение словесных и народных игр «Садовник», «Бирюльки».

 3. Прослушивание народных песен, воспевающих русскую тройку (в грамзаписи).

4. «Чудо – писанки». Рисование на объёмной форме (скорлупе яиц).

 5. Праздник «Пасха».

6. Самостоятельная посадка и выращивание семян цветов.

1. Участие в празднике «Пасха».

2. Выращивание семян цветов.

3. Наглядная информация «Русский народный фольклор весной».

Май

1. «Человек без Родины, что соловей без песни». Заключительная беседа о прошлом родного края и героях – земляках.

2. Прощание с «избой». Заключительная беседа о русской избе и национальной кухне.

1. Просмотр диафильмов о героях ВОВ.

2. Коллективное изготовление панно из лоскутков «Русская кухня».

3. Литературная викторина по русским народным сказкам. Игра – драматизация.

4. «Край родной, навек любимый». Экскурсия в лес. Русские подвижные игры на открытом воздухе.

 5. Посадка цветов, оформление клумб

1. Участие в литературной викторине.

2. Помощь в оформлении цветочных клумб.

3.2. Особенности организации предметно – пространственной развивающей среды

Система работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры требует организаций особых условий, создания обстановки, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечивала бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний. В детском саду педагоги выделили местои оборудовали его в виде музея – экспоната  «Русская  изба», где разместили предметы, наиболее часто упоминающиеся в русских сказках: коромысло, горшки, люлька  и т. д. В поисках старинных бытовых предметов участвовали не только сотрудники ДОУ, но и родители воспитанников.

Обстановка избы предельно проста, что соответствует тогдашнему деревенскому образу жизни. Вдоль стены тянется лавка, над ней полки- полавочники. В углу обеденный стол. На бечёвке висит лубяная зыбка (люлька - кроватка для младенца), рядом находится прялка, установлена небольшая печь. Почти вся хозяйственная утварь , орудия труда сделаны из дерева, т. к. крестьяне занимались деревообрабатывающими ремёслами.

Основной задачей педагогов было введение детей в особый самобытный мир путем его действенного познания. Поэтому небольшая печь сделана из лёгкого дерева, её можно перемещать в другое место и обыгрывать с детьми. В старинном сундуке хранятся русские народные костюмы для мальчиков; расшитые сарафаны, кокошники, домашняя одежда русских крестьянок для девочек.

В обстановке убранства русской избы воспитатели знакомят детей с народными промыслами всей России. На полках размещены разнообразные произведения – предметы прикладного искусства (Городец, Хохлома, Гжель, Дымка и др.).

Таким образом, в русской избе разместились: корзинки, коромысло; на столе – самовар; на полке – домашняя утварь (кринки, горшки, миски, чугунки и др.); у печки – ухват, кочерга, веник –голик; на полках – предметы прикладного искусства.

Для обыгрывания колыбельных песен, потешек, прибауток в избе поместили люльку с куклой-младенцем. Детей встречает Хозяйка избы. В будние дни Хозяйка (педагог) встречает детей в традиционной домашней одежде русских крестьянок, а в праздники надевает расшитый сарафан и кокошник.

Посещения избы детьми старших групп подчёркивается историческая преемственность с современными аналогами. Например: лучина – керосиновая лампа – электрическая лампа и пр. Кроме того, детейзнакомят с зависимостью использования предметов от образа жизни людей (крестьяне пользовались лучиной, а более богатые люди – свечами и т. п.). Организация такой деятельности предполагает познавательную активность детей. В качестве подсказки детям загадываются соответствующие загадки, используются пословицы и поговорки.

Для организации НОД и самостоятельной деятельности в избе используются игрушки в виде животных, наиболее часто встречающихся в фольклорных произведениях (котик, собачка, петушок, лисичка, мишка). Впервые эти персонажи вводятся в работу с детьми младшего возраста, а со временем, в зависимости от темы, появляются и другие, например персонажи кукольного театра. Дети старшего возраста сами участвуют в пересказе сказки уже знакомых произведений. При этом может быть организована викторина по знакомым сказкам или использован кукольный и пальчиковый театр.

Система занятий в избе может включать не только активное знакомство детей с устным народным творчеством и декоративно-прикладным искусством. Здесь иначе звучат и поются народные песни, частушки, заклички.

Чтобы донести до понимания детей короткое фольклорное произведение, ведь в поговорках, закличках, потешках часто употребляются слова, давно не встречающиеся в современной речи, необходимы специальные наглядные средства. Вот почему нужна организация особого рода среды, с помощью которой приобщение дошкольников к устному народному творчеству может сопровождаться демонстрацией соответствующих бытовых предметов, иллюстраций, образцов народных промыслов, национальной одежды.

В группе также создана предметно-развивающая среда:

• «Полочка народного декоративно-прикладного искусства»,

• Макет «Русская горница»

 • Составлена картотека: русских народных, хороводных, малоподвижных, подвижных игр.

• Альбомы: «Изразцы», «Дымковская игрушка», «Загадки», «Филимоновская игрушка» и др.

• Раскраски: «Матрёшки», «Урало-сибирская роспись», «Народное творчество» и др.

• Игрушки: богородская, дымковские, матрёшки, куклы-скрутки, сделанные детьми на занятии «Крестьянская игрушка».

• Книги со сказками, потешками, загадками и т.д.

  • Тематические Лэпбук
  • Настольные игры и многое др.

Весь наглядный материал лежит в доступном для детей месте. Дети в любой момент могут подойти взять, посмотреть, потрогать, поиграть.

3.3. Материально-техническое обеспечение программы

Методические рекомендации к программе

Учебно-методические пособия

Автор

Название

Князева О.Л., Маханева М.Д

Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Образовательная программа.

Куприна Л.С., Бударина Т.А

Знакомство детей с русским народным творчеством. Методическое пособие

                                         Электронные образовательные ресурсы

Дыбина О.В.

CD-ROM. Ознакомление с предметным и социальным окружением в старшей группе детского сада.

Дыбина О.В.

CD-ROM. Ознакомление с предметным и социальным окружением в подготовительной к школе группе детского сада.

Краснушкин Е.В.

CD-ROM. Практическая энциклопедия дошкольного работника. Изобразительное искусство для дошкольников. Натюрморт, пейзаж, портрет.

CD-ROM. Русские народные сказки.

Аудио-кассета. Русские народные сказки.

ПРОГРАМНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ

Методические пособия

Буре Р.С.

Социально-нравственное воспитание дошкольников. Для занятий с детьми 3-7 лет. ФГОС.

Методическое пособие

Колобанова А.И.

Проект «Герои дней воинской славы». Старший дошкольный возраст. Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.

Ознакомление с событиями Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.

Ривина

Знакомим дошкольников с семьей и родословной 2-7 лет

Наглядно-дидактические пособия

Азбука безопасности. Один дома.

Демонстрационный материал

Две столицы. Картотека предметных картинок. Выпуск 19.

Наглядный дидактический материал

Ермакова И.А.

Поиграй со мной, мама!

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Методические пособия

Веракса Н.Е.

Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для занятий с детьми 4-7 лет. ФГОС

Веракса Н.Е.

Проектная деятельность дошкольников. Для занятий с детьми 5-7 лет. ФГОС

Вохринцева С.В.

Урожай «Овощи»

Методическое пособие

Дыбина О.В

Ознакомление с предметным и социальным окружением. Старшая группа. ФГОС

Методическое пособие

Дыбина О.В

Что было до… Игры-Путешествие в прошлое предметов.

Крашенников Е.Е

Развитие познавательных способностей дошкольников 4-7 лет. ФГОС.

Ознакомление с предметным и социальным окружением. Система работы в подготовительной группе

Методическое пособие

Толкачева Ю.В., Ступикова Л.Г.

Игротека. Выпуск 7. Колесо истории. Игра-путешествие во времени

Игротека. Выпуск 8. Музей прошлого. Игра-путешествие в мир рукотворных вещей.

Шорыгина Т.А

Беседы о домашних и декоративных птицах

Беседы по картинкам «Весна. Лето». Комплект наглядных пособий для дошкольных учреждений и начальной школы

Демонстрационный материал

Ботякова О.А

Картотека предметных картинок. Выпуск 20. Часть 1. Традиционный костюм в культуре народов России

Наглядный дидактический материа

Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Вахрушев А.А

Наглядный и раздаточный материал для дошкольников. Часть 1. Овощи, фрукты, ягоды

Наглядный и раздаточный материал

Наглядный и раздаточный материал для дошкольников. Часть 2. Деревья, грибы, цветы.

Наглядный и раздаточный материал для дошкольников. Часть 11. Животные.

Наглядный и раздаточный материал для дошкольников. Часть 5. Одежда, обувь

Наглядный и раздаточный материал для дошкольников. Часть 4. Посуда

Наглядный и раздаточный материал для дошкольников. 10. Птицы

Бытовая техника. «Окружающий мир».

В деревне. Серия «Рассказы по картинкам».

Дидактический материал

Васильева И.

Мир вокруг нас «Фрукты».

Вохринцева С.В.

Весна. «Окружающий мир»

Дидактический материал

Садовые цветы. «Окружающий мир»

Дидактический материал

Окружающий мир «Деревья и листья»

Окружающий мир «Дикие животные»

Окружающий мир «Насекомые»

Времена года. Серия «Рассказы по картинкам».  

Дидактический материал

Герои сказок. Серия «Мир в картинках»

Демонстрационные картинки Птицы домашние

Демонстрационные картинки «Птицы России»

Домашние животные. Серия «Мир в картинках». Домашние животные и птицы

Дидактический материал

Игра «Цветы. Лесные, луговые, садовые». Инструменты домашнего мастера. Серия «Мир в картинках».

Как предки одежду шили

Картинки «Наша Родина – Россия»

Игра

Дидактический материал

Картотека предметных картинок.

Одежда. Обувь. Головные уборы.

Картотека предметных картинок - Животные наших лесов, домашние животные, их детеныши. Карточки для развития ребенка «Деревья России».

Наглядный дидактический материал

Карточки для развития ребенка «Профессии и ремесла»

Карточки для развития ребенка «Транспорт».

Лото «Животные»

Лото «Кто что ест»

Мир растений-2/Разрезные карточки.

Деревья и кустарники.

 Полевые растения.

Комнатные растения.

Грибы.

Наглядный дидактический материал

Расскажите детям 3-7 лет о рабочих инструментах (карточки для занятий в детском саду и дома)

Расскажите детям 3-7 лет о хлебе (карточки для занятий в детском саду и дома)

Шапиро А.И

Секреты знакомых предметов. Нитка, веревка, канат.

Секреты знакомых предметов. Свеча.

Секреты знакомых предметов. Труба

Шорыгина Т.А

Беседы о тайге и ее обитателях

Домашние животные

Ягоды лесные.

Нагляднодидактическое пособие для занятий с детьми 3-7 лет

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

Методические пособия

Нищева Н.В.

Формирование навыка пересказа у детей дошкольного возраста.

 Образовательные ситуации на основе текстов русских народных сказок

Методическое пособие

Загадки, считалки и скороговорки

Русские народные сказки

Наглядно-дидактические пособия

Вохринцева С.В

Сказка за сказкой «Гуси-лебеди»

Сказка за сказкой «Бычок – смоляной бочок»

Демонстрационный материал

Сказка за сказкой «Как коза избушку построила». Сказка за сказкой «Кот и петух»

Сказка за сказкой «Лиса и волк»

 Карточки для развития ребенка «Герои сказок»

 Карточки расскажи сказку: Колобок, Волк и семеро козлят.

Пазлы

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Методические пособия

Книга для чтения в детском саду и дома. Хрестоматия 5-7 лет

Предметный мир как средство формирования творчества детей

Комарова Т.С.

Детское художественное творчество.

Народное искусство в воспитании детей

Развитие художественных способностей дошкольников 3-7 лет. ФГОС.

Никита Кожемяка

Халезова Н.Б

Радость творчества. Ознакомление детей 5-7 лет с народным искусством.

Театральная деятельность в детском саду

 Декоративная лепка в детском саду.

Окружающий мир: «Музыкальные инструменты: духовые».

Вохринцева

Раскраска «Росиночка». Хохломская роспись. Раскраска «Росиночка». Гжель

Раскраска «Росиночка». Дымковская роспись.

Раскраска «Росиночка». Полохов майданская роспись.

Дымковская игрушка. Серия «Мир в картинках»

Картины русских художников. Ф.Васильев., И.Шишкин. Формат

Картины русских художников. В.Васнецов., И. Билибин

Картотека предметных картинок. - Музыкальные инструменты.

Мир искусства. Пейзаж. (4-7 лет)

Мир искусства. Сказка в русской живописи. 5-9 лет.

Знакомим с натюрмортом: цикл «Большое искусство – маленьким»/Детство.

Музыкальные инструменты.

Картотека предметных картинок

 Песенки-загадки о музыкальных инструментах. Набор обучающих карточек «Музыкальные инструменты».

Набор обучающих карточек «Шедевры художников».

 Учимся рисовать «Хохломская роспись»

Демонстрационный материал

Наглядно-дидактическое пособие для занятий с детьми 3-7 лет.

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Методические пособия

Сборник подвижных игр 2-7 лет. ФГОС.

Картотека подвижных Русских народных игр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Приобщение детей к истокам русской народной культуры"

ПРОГРАММА НАПРАВЛЕНА НА ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ПРИОБЩЕНИЕ ИХ КНАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ....

Мониторинг по программе "Приобщение детей к истокам русской народной культуры"

Мониторинг усвоения программы   детьми средней группы...

Диагностический инструментарий к реализации парциальной программе ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ МаханевойМ.Д.,КнязевойО.Л.

Мною разработан материал для анализа знаний русских сказок,песенок,потешек; старинного русского быта....

Парциальная программа "Приобщение детей к истокам русской народной культуры"

Парциальная программа "Приобщение детей к истокам русской народной культуры"...

Программа"Приобщение детей к истокам русской народной культуры" (О.Л.Князева ,М.Д. Маханева)

Программа определяет новые ориентиры в нравственно-патриотическом воспитании детей, основанном на их приобщении к русской народной культуре.Основная цель - способствовать формированию у детей личностн...

Парциальная программа « Приобщение детей к истокам русской народной культуры.» О.Л. Князева М.Д. Маханева Подготовительная группа (6-7 лет) на 2021-2022 учебный год

Образовательная программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Ю.М. Лобановой  рассчитана на работу с детьми младшего и старшего дошкольного возраста – с 2 до ...