Конспект НОД по речевому развитию с использованием приёмов мнемотехники «Игры маленьких мышат».
план-конспект занятия (младшая группа)

Довыденко Лена Анатольевна

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по речевому развитию

с использованием приёмов мнемотехники

«Игры маленьких мышат».

Подготовил: воспитатель Довыденко Л.А.

Цель. Учить детей составлять рассказ при помощи мнемотаблиц связно, последовательно.

Задачи:

Образовательные:

  • учить воспроизводить последовательность действий при помощи метода моделирования;
  • формировать знания детей о характерных признаках мышки;
  • учить устанавливать причинно-следственные связи с помощью мнемотаблиц.

Развивающие:

  • развивать умения детей в использовании мнемотаблиц - как вспомогательного средства для развития связной речи;
  • развивать интонационную выразительность при воспроизведении отдельных слов и песенок героев сказки, творческую инициативу;
  • развивать память, мышление, внимание.

Воспитвтельные:

  • воспитывать интерес к русскому народному творчеству;
  • побуждать в детях эмоциональную отзывчивость при рассказывании по мнемотаблицам.

Оборудование:

Мнемотаблица для рассказа о мышке, мнемотаблица к сказке «Теремок»; персонажи настольного театра по сказке «Теремок»;

фартук – «теремок»;

салфетки;

тарелки на каждого ребенка, в которые насыпаны разные виды крупы: манная, геркулесовая, рисовая, пшенная, гречневая;

презентация с фрагментами сказок;

картинки-загадки про животных из сказок.

Предварительная работа:

Чтение с детьми сказки «Теремок»;

рассматривание диких животных и обсуждение символов (признаков) по мнемотаблицам;

показ педагогом настольного театра по сказке «Теремок»;

пение песен про животных;

отгадывание загадок, чтение стихотворений про животных;

дидактические игры «Кто в домике живёт», «Кто что ест», «Кто как кричит».

Ход непосредственно-образовательной деятельности.

Звучит стилизованная народная музыка.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам сегодня пришли гости. Наверно, случилось что-то необычное, раз они отложили свои дела и пришли к нам. Давайте поздороваемся с гостями. 
Здравствуйте, гости дорогие!

Сегодня у нас необычное занятие. Для начала давайте соберемся в круг.

Физминутка: «Дружные ребята»

Собрались все дети в круг,

Я твой друг, ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг-другу улыбнемся.

Молодцы, мы улыбнулись друг другу, а теперь я предлагаю отправиться в сказку.

Ребята, а вы любите сказки? (ответы детей)

А какие сказки вы знаете? (Назовите сказки.)

А вы хотите послушать сказку и поиграть в нее? А кто знает, в какой сказке живет мышка?

А какого она цвета? Где живет? Чем питается? (рассказ по картинке) Давайте расскажем про мышку (описание детей с помощью мнемотаблицы).

Мышка живет в доме. Она маленькая, кругленькая, серого цвета. Тело покрыто густой серой шерстью, с длинным хвостом. Своих детёнышей мышка выкармливает молоком, у нее острые зубы.

Молодцы.

Ребята, теперь давайте поиграем. Вы будете моими маленькими мышатами, а я ваша мама – Мышка.

Воспитатель:

Жила была мышка. И были у нее маленькие ребятки – веселые мышатки. Мышата очень любили свою маму, всегда слушались ее, но иногда шалили. Вот один раз, когда мама ушла, мышата залезли в мешок с мукой и измазались. Запищали жалобно мышата: пи-пи-пи, - испугались, что скоро придет мама и будет их ругать.

(стук, воспитатель одевает фартук, ушки, превращается в маму-Мышку)

Мама-Мышка: Мои мышатки, мои ребятки, что случилось, почему вы такие чумазые? Ответы детей.

Детям раздаются салфетки.

Давайте и мы с вами умоемся.

Потешка «Водичка, водичка».

Водичка, водичка,

Умой мое личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб кусался зубок

И смеялся роток!

Мама-Мышка: Посмотрите, какими вы все стали чистыми, глазки ваши заблестели.

А теперь дружно пальцы разомнем.

Пальчиковая гимнастика.

Мама-Мышка: Мышка, мышка в норку пробралась (делаем двумя ручками крадущие движения)

На замочек заперлась! (слегка покачиваем скрещенные в замочек пальчиками)

В дырочку она глядит (делаем пальчиками колечко)

На заборе кот сидит!

И ушами шевелит (прикладываем ручки к голове как ушки и шевелим пальчиками)

Вот какие вы молодцы, вот и наши пальчики отдохнули.

А мои мышатки, любят кашку?

А вы знаете, из чего делают кашу? (манная, геркулесовая, рисовая, если дети затрудняются, воспитатель может помочь) .

Исследовательская деятельность. Детям предлагается подойти к столам, на которых стоят тарелки с разными крупами.

Назови, какая у тебя «каша»?

Ребята, а давайте, с вами сделаем дорожку для мышки, нарисуем ее на крупе.

Наелись мои мышата.

Тест-игра (с использованием ИКТ): «Назови сказку».

На экране, ребята, будет появляться сказка, а вы должны угадать, что это сказка? («Колобок», «Курочка ряба», «Репка», «Теремок»)

А кто мне скажет, как называется сказка, в которой все эти звери жили дружно в одном домике? «Теремок».

Ребята, а какими словами обычно начинаются сказки? Правильно…Жили-были, однажды…

А с каких слов начинается сказка «Теремок?»

Обыгрывание русской народной сказки «Теремок», с использованием макета.

Стоит в поле теремок, он ни низок, ни высок…

А давайте вспомним героев сказки (воспитатель демонстрирует животных на магнитной доске):

Мышка… (норушка)

Лягушка… (квакушка),

Зайчик… (побегайчик)

Лисичка… (сестричка)

Волк… (зубами щёлк),

Мишка (косолапый).

Ребята, а теперь давайте вместе вспомним и расскажем сказку «Теремок».

Рассказывание сказки по мнемотаблице «Теремок».

Стоял в поле теремок. Мимо бежала Мышка-норушка, стала она в теремке жить. Затем прибежала в теремок Лягушка-квакушка, за ней Зайчик-побегайчик. Затем прибежала Лисичка-сестричка, Волк – зубами щёлк, а потом пришёл Медведь и сломал теремок. Теремок не выдержал и развалился.

А какими словами заканчиваются сказки? Вот и сказке конец, а кто слушал молодец, стали они жить-поживать да добра наживать…

Вам понравилось наше путешествие? Ребята, а что мы с вами делали на занятиях. Что вам понравилось больше всего?

Вы молодцы, заслужили сказочные медальки!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Чудо – мнемотехника.Познавательно – речевое развитие детей дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники»

АктуальностьМнемотехника облегчает детям овладение связной речью;Применение мнемотехники, использование обобщений позволяет ребенку систематизировать  свой непосредственный опыт;Приемы мнемотехни...

Конспект ООД с использованием приёмов мнемотехники «Игры маленьких мышат».

Конспект с использованием приёмов мнемотехники«Игры маленьких мышат».  Цель: Учить детей связно и последовательно составлять рассказ при помощи мнемотаблиц .Задачи:Образовательны...

Конспект открытой образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе. Тема: « Сочинение сказки из жизненной истории с использованием приёма мнемотехники».

В предложенной образовательной деятельности у старших дошкольников продолжаем развивать связную речь  через сочинение сказок с использованием мнемотехники.Дети вместе с воспитателем отправля...

НОД по развитию речи с использованием мнемотехники для детей 3-4 лет "Игры маленьких мышат"

Технологическая карта педагогического мероприятия с детьми второй младшей группы общеразвивающей направленности.Тема: «Игры маленьких мышат».Цель:. Формирование умений у детей составл...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи с использованием мнемотаблицы во второй младшей группе. Тема: "Игры маленьких мышат"

  Мнемотаблица - это схема, в которую заложена определённая информация. Использование мнемотаблиц помогает детям эффективно воспринимать и воспроизводить полученную информацию, значит...

Чудо – мнемотехника. Познавательно – речевое развитие детей дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники

Закрепить умение детей работать с опорой на мнемотаблицу  при составлении описательных рассказов, заучивании стихотворений и т. п....