Наблюдения на прогулке
учебно-методический материал (старшая, подготовительная группа)

Наблюдения на прогулке

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nablyudeniya_na_progulke.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

Наблюдение за пауком

Цель: расширять и закреплять знания о характерных особенностях внешнего вида паука, его жизненных проявлениях.

Задачи:  формировать реалистические представления о природе

Ход:

Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает ответить на вопросы:

  1. Этот маленький ловец

Сетку прочную плетет

Если муха попадет

Тут бедняжке и конец. /паук/

  1. На кусты туман набросил

Золотистые шелка

На опушке, возле сосен,

Слышу прялку паука.

Он без устали и рьяно

Нить прядет , сплетая сеть,

Чтоб над стеблями бурьяна

Вместе с ветром пролететь

Как выглядит паук?

Как он передвигается?

Где живет и чем питается?

Как паук ловит насекомых?

Есть ли враги у паука?

Как по поведению пауков можно предсказывать погоду?

Какие загадки, стихи, сказки, песенки про паука вы знаете?

Где зимуют пауки?

Тело паука разделено на 2 части: головогрудь и брюшко. На голове у паука 8 глаз и рот, а грудка опирается на 4 пары ног. На нижней части брюшка паука находится паутинная бородавка, через которую он выделяет паутину.

Пауки – хищники, они питаются другими насекомыми: мухами, комарами, жучками и бабочками, которых ловят с помощью сети – паутины. На зиму паучки забиваются в щелки коры, расщелины старых пней и засыпают до весны.

Люди заметили, что по поведению пауков можно судить о погоде. Перед непогодой пауки не раскидывают сетей для ловли насекомых. А если паук принимается за работу над новыми сетями или заделывает изъяны в старой паутине – жди сухих солнечных дней.

Наблюдение за муравьем

Цель:  расширять знания об особенностях внешнего вида муравьев, их жизненных проявлениях;

Задачи:

Вызывать интерес к окружающему миру

Ход:

В -ль загадывает детям загадку; предлагает ответить на вопросы:

      Он – работник настоящий,

Очень – очень работящий.

Под сосной в лесу густом

Из хвоинок строит дом.  /муравей/

Сладко пахнут сосновой смолой

Разогретые темные пни.

Из иголочек высохшей хвои

Строят терем лесной муравьи.

Расторопно, с рабочей сноровкой

Ставят балки и бревна кладут.

Дело спорится бойко и ловко,

Будут в доме тепло и уют!

Будут в доме малые дети

Мирно спать под напевы дождей.

Для того и встает на рассвете

Работящий лесной муравей.

  1. Как выглядят муравьи?
  2. Как они передвигаются?
  3. Чем питаются?
  4. Как называется муравьиный дом?
  5. Из чего муравьи строят свой дом?
  6. Какие враги есть у муравьев?
  7. Какие песни, стихи, загадки, сказки о муравье вы знаете?
  8. Как готовятся муравьи к зиме?

Муравей – самое сильное на земле насекомое, он переносит тяжести, в 10 раз превосходящие его собственный вес.  У него утолщенное брюшко, грудь, голова, три пары маленьких ножек. У муравья сильные челюсти, очень подвижные усики, выполняющие роль органов осязания.  Муравьи – великолепные строители.  Муравьи – хищники, они истребляют множество насекомых. У них много врагов: птицы, медведь, муравьед.

Наблюдение за цветником

Цель:  уточнить названия цветов с целью определения их строения ( найти стебель, листья, цветки, корни);

Задачи:  побуждать к сравнительным высказываниям ( растения все разные по высоте, форме, окраске листьев, запаху)

Ход:

 Вьется пчелка над цветком,

Вся в пыльце пушистой,

На тычинках хоботком

Пьет нектар душистый.

Вокруг чашечки цветка

Медленно кружится

И, трудом утомлена,

На лепестки ложится.

Но работа в путь зовет,

Дальше полетела,

Вот еще один цветок –

В нем не будет дела,

Это маленький бутон,

Нежный не раскрытый.

В – ль задает детям вопросы:

1. Как устроен цветок?

2. Как называются цветы, которые растут на клумбе?

3. Что такое бутон? (Это тоже цветок, но еще не распустившийся)

4. Что надо сделать, чтобы весной цветы снова выросли?  (собрать семена)

Наблюдение за перелетными птицами

Цель:  закрепить знания о перелетных птицах

Задачи:   воспитывать интерес и любовь к пернатым;

Уметь выделять признаки живого организма

Ход:

Листья осенью облетают,

Высыхает трава на болотах.

Собираются птицы в стаи

И уже готовы к отлету.

И, прощаясь с родными местами,

С золотыми березками, ивами,

Долго кружат они над лесами,

Над крутыми речными обрывами.

Летом для птиц достаточно корма, и они выводят и вскармливают птенцов. Осенью количество корма сильно уменьшается. Сначала пропадают насекомые, постепенно увядают растения, уменьшается количество плодов и семян. Многие птицы собираются в стаи , а затем летят в теплые края. Сначала улетают птицы, питающиеся насекомыми, затем те, которые кормятся плодами и семенами растений. Все эти птицы перелетные.

В –ль задает детям вопросы:

1. Каких птиц называют перелетными?

2. Почему птицы выводят птенцов летом?

3. Почему осенью перелетные птицы улетают в теплые края?

4. Каких перелетных птиц вы знаете?

Наблюдение за одуванчиком

Цель:  продолжать знакомство с лекарственным растением – одуванчик.

Задачи:  формировать умение и желание активно беречь и защищать природу;

Ход:

Одуванчик очень любопытный цветок. Пробудившись весной, он внимательно посмотрел вокруг себя  и увидел солнышко, которое заметило одуванчик и осветило его желтым лучиком. Пожелтел одуванчик и так полюбил светило, что не отводит от него восторженного взгляда. Взойдет солнце на востоке – одуванчик на восток смотрит, поднимается в зенит- одуванчик поднимает голову кверху, приближается к закату – одуванчик не спускает с заката взгляда

Утром на солнечной поляне без часов узнаешь время – одуванчик раскрывается в 5-6 часов утра, а к 2-3 часам дня уже гаснут желтые огоньки.

К концу июня, отцветая, одуванчики надевают белые пушистые шапочки. Созревшие семена одуванчика украшены хохолками из тонких белых волосков. Подует легкий ветерок, и разлетится по лугам и полям одуванчиковый пух. Одна корзиночка цветов дает больше двухсот семечек, а все растения – до трех тысяч!

Ярко – желтый одуванчик!

     Ты зачем сменил кафтанчик?

Был красивым, молодым,

    Стал, как дедушка,  седым!

Воспитатель задает детям вопросы:

Как выглядит одуванчик?

Как распространяются его семена?

Правила поведения на природе

Из лекарственных растений можно собирать только те, которых много, и  в строго указанные сроки.

Наблюдение за кошкой

Цель:  закрепить знания о том, что кошка  - домашнее животное, млекопитающее, имеет определенные признаки

Задачи: воспитывать гуманные чувства к животным, которых приручил человек.

Ход:

В – ль загадывает  детям  загадку, предлагает ответить на вопросы:

Хоть и бархатные лапки,

   Но зовут меня «царапкой»

                       Мышек ловко я ловлю

                Молоко из блюдца пью.  /кошка/

Рыжий кот осенними

Листьями шуршит,

Возле стога с сеном

Мышек сторожит.

Тихо притаился

Он в траве густой

И с кустами слился

Шубкой золотой.

  1. Почему кошка – домашнее животное?
  2. Как выглядит домашняя кошка?
  3. Чем питаются кошки?
  4. Как называются детеныши кошки?
  5. Какие породы кошек вы знаете?
  6. Какую пользу людям приносят кошки?
  7. Какие дикие звери являются близкими родственниками домашней кошки?
  8. Докажите, что кошка – хищное животное.
  9. Сравните способности и характеры собак и кошек.
  10. Какие песни, стихи, загадки, сказки о кошке вы знаете?

 

Наблюдение за рябиной

Цель:  продолжать знакомить детей с рябиной.

Ход:

 

Улетели птицы разные,

Смолк их звонкий перепев,

А рябина осень празднует,

Бусы красные надев.  /О. Высотская/

В –ль задает детям вопросы:

1. Как выглядит рябина?

2. Где она растет?

3. Какие звери любят ягоды рябины?

4. Какие птицы клюют ягоды рябины и когда?

5. Что дает рябина людям?

Словно девица – красавица, накинула она на плечи шаль, расшитую разными золотисто – красными листьями, надела ожерелье из алых ягод. Растет она в лесах, парках и садах. Если медведь найдет в лесу рябину, унизанную гроздьями ягод, то ловко наклонит гибкое дерево, с удовольствием полакомится ее плодами. Лесные великаны – лоси, дотягиваясь до самой верхушки деревца, с аппетитом поедают плоды и ветки. Упавшие на землю ягоды подбирают мыши – полевки, ежики, бурундуки и белочки.  В предзимние  дни прилетают стайки снегирей и свиристелей. Они облепляют рябину и склевывают ее сочные сладкие ягоды. Из ягод рябины варят варенье и джем, а рябиновый мед – душистый и полезный. У рябины хорошая древесина – тяжелая, упругая и прочная. Делают из нее посуду, рукоятки к топорам и молоткам, а из гибких веток плетут красивые корзины.

Наблюдение за собакой

Цель: учить устанавливать связь между особенностями внешнего вида, поведением и условиями зимнего сезона

Задачи: воспитывать интерес к жизни животных

Любовь, стремление помогать в трудных условиях.

Ход:

В нашем доме знают взрослые и дети

То, что я теперь счастливей всех на свете:

У меня, на зависть всем собаководам,

Есть собака удивительной породы.

В –ль задает детям вопросы:

  1. Как называется жилище собаки?
  2. Какое любимое лакомство собаки?
  3. Как выглядит собака?
  4. Какие породы собак вы знаете?
  5. Почему некоторых собак называют «бездомными» ?

Счастливая жизнь собаки во многом зависит от ее владельца. Собаки питаются разнообразной пищей. Они могут полакомиться плодами, крупами, молоком, творогом, но больше всего любят вареное мясо.

Пород собак очень много – сенбернар, такса, немецкая овчарка, чау – чау, пудель, и все они отличаются друг от друга. Собака умна, внимательна, обладает великолепной памятью, тонким чутьем, острым слухом. Она никогда не бросит в беде своего хозяина, никогда не предаст его!

Однажды я встретил бездомную кошку.

- Как ваши дела?

- Ничего, понемножку.

- Я слышал, что вы тяжело заболели?

- Болела….

- Так значит, лежали в постели?

- Бездомной, мне некуда ставить постель.

- Как странно,  - я думал. –

«Что в мире огромном нет места

Собакам и кошкам  бездомным»

                                        А. Дмитриев

  

Наблюдение за сезонными изменениями

Цель: формировать понятия о смене времен года

Задачи: уточнить представления об особенностях каждого сезона

Ход:

Кроет уж лист золотой

Влажную землю в лесу,

Смело топчу я ногой

Вешнюю леса красу.     /А. Майков/

В начале сентября выдаются теплые солнечные деньки. Небо сверкает синевой, на ее фоне сквозят золотыми узорами листья клена и берез. Воздух чист, прозрачен, и в нем летают серебристые нити паутины. Такие дни называют «бабьим летом». Коли ясно, то и осень прекрасна» - говорит народная пословица.

В –ль задает вопросы:

  1. Какие вы знаете признаки осени?
  2. Что делает человек осенью?
  3. Как приспосабливаются животные осенью к жизни?

Наблюдение за рябиной

Цель: учить находить сходство и различия красной и черной рябины

Задачи: закрепить представления о частях дерева (ствол, ветки, корень);

Воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края.

Ход:

С рябиной свежей вазу

Поставили на стол.

Ее заметил сразу

Лишь в комнату вошел.

Есть рябину я не стану,

Лучше краски я достану,

Нарисую ягодки –

Влажные и яркие,

В каплях – бусинки росы

Удивительной красы.

Рябинка – так ласково называют люди


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Наблюдение на прогулке осенью. Наблюдение за пауком. Сказка для малышей.

Наблюдение на прогулке осенью. Наблюдение за пауком(подготовительная к школе группа) Цель - развитие речевого творчества. Задачи:систематизировать знания детей о временах года и об изменения...

План – конспект наблюдения на прогулке по экологическому развитию на Тему: "Наблюдение за ветром"

Цель занятия: расширить представления детей о ветре, как о явлении неживой природы, вызвать интерес к окружающему миру.Задачи:1. Образовательные: учить определять тихую или ветреную погоду осенью, вли...

План – конспект наблюдения на прогулке по экологическому развитию на Тему: "Наблюдение за работой дворника"

Цель задания: закрепить и расширить знания и представления детей о труде взрослых.Задачи:1 Обучающие: закреплять знания детей о профессиях, активизировать словарь по темам «Инвентарь», &la...

План – конспект наблюдения на прогулке по экологическому развитию на Тему: "Наблюдение за птицами"

Цель занятия: закрепить знания о птицах.Задачи:1. Образовательные: учить называть птиц и части тела; - учить находить различия во внешнем виде разных птиц, обращая внимание на величину, способы передв...

План – конспект наблюдения на прогулке по экологическому развитию на Тему: "Наблюдение за небом"

Цель занятия: формировать навыки наблюдения за природными явлениями, расширять представления о погоде, связывая ее с состоянием неба.Задачи:1. Образовательные: формировать представления о различных со...