Семинар-практикум «Игровые технологии в коррекционно – развивающей работе с детьми с ОВЗ»
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (средняя группа)

Кодочигова Анна Анатольевна

Игра – это не только радость и удовольствие для ребёнка, но и актуализация навыков, которыми он недавно овладел. Ведь именно в игре дети с ОВЗ познают окружающий мир, пространство, которое их окружает, знакомятся со свойствами предметов, адаптируются к многообразию межличностных.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар-практикум «Игровые технологии в коррекционно – развивающей работе с детьми с ОВЗ»

«Игра – путь детей к познанию мира,

в котором они живут и который призваны изменить»

А. М. Горький.

Игра – это не только радость и удовольствие для ребёнка, но и актуализация навыков, которыми он недавно овладел. Ведь именно в игре дети с ОВЗ познают окружающий мир, пространство, которое их окружает, знакомятся со свойствами предметов, адаптируются к многообразию межличностных.

Игровые методы – очень гибкие методы, многие из них можно использовать с разными возрастными группами и в разных условиях. В своей же работе мы используем игровые методы постоянно. Это: дидактические игры, упражнения, игры-задачи, игры-сказки, игры-забавы, игры с ролью, игры-соревнования, развлечения.

Место и роль игровых технологий в обучающем процессе:

  • Развлекательная (пробудить интерес, доставить удовольствие, развлечь).
  • Коммуникативная (освоение искусства общения).
  • Диагностическая (выявление в процессе игры отклонений от нормативного общения).
  • Коррекционная (корригировать структурные изменения личности).
  • Социализации (усвоение норм межличностного общения).
  • Игротерапевтическая (преодоление различных трудностей).

Игры могут различаться:

- по виду деятельности - двигательные, интеллектуальные, психологические и т. д.;

- по характеру педагогического процесса - обучающие, тренировочные, контролирующие, познавательные, воспитательные, развивающие, диагностические.

- по характеру игровой методики - игры с правилами; игры с правилами, устанавливаемыми по ходу игры; игры, где одна часть правил задана условиями игры, а устанавливается в зависимости от её хода.

- по содержанию - музыкальные, математические, логические и т. д.

- по игровому оборудованию - настольные, компьютерные, театрализованные, сюжетно-ролевые, и т. д.

Главный компонент игровой технологии систематическое общение педагога и детей.

Игровые-технологии помогают в том числе и преодолеть барьер установления эмоционального контакта с обучающимися с ОВЗ.

Целевые аспекты игровых технологий:

 Дидактические: расширение кругозора, формирование и применение определенных умений и навыков на практике;

 Воспитательные: воспитание самостоятельности, воли, сотрудничества, коммуникативности;

 Развивающие: развитие качеств и структур личности, психических процессов, мотивации к учебной деятельности, творческих способностей;

 Социальные приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды.

В работе с обучающимся ОВЗ применяем следующие подходы:

-индивидуальный подход;

-предотвращение наступления утомляемости (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности);

- учет эмоционального состояния ребенка на данный момент. (Дети чувствительны к малейшему давлению);

- использование сенсорной интеграции в играх. Сенсорная интеграция помогает установить связь между психо-физическими и эмоционально-волевыми сферами, помогает приобрести равновесие эмоциональной сферы;

-активизацию познавательной деятельности (использование методов, активизирующих познавательную и практическую деятельность воспитанников, формирующих необходимые навыки);

-проведение дополнительных занятий;

-проведение игр на развитие всех видов высших психических функций: памяти, внимания, мышления;

-проявляем педагогический такт (постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь ребёнку, развиваем в нём веру в собственные силы и возможности);

- участие в праздниках, конкурсах, викторинах.

При подборе игр для детей с ОВЗ следует учитывать следующие требования:

- Игровая форма занятий создаётся при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования детей к образовательной деятельности. Соответствие игры возрасту ребёнка или его актуальному уровню развития;

- Учёт психофизических особенностей ребенка;

- Подбор игрового материала с постепенным усложнением;

- Связь содержания игры с системой знаний ребёнка;

- Соответствие коррекционной цели занятия;

- Учёт принципа смены видов деятельности;

- Использование ярких, красочных, по возможности озвученных игрушек и пособий;

- Соответствие игрушек и пособий гигиеническим требованиям, безопасность.

Реализации игровых технологий в образовательном процессе в нашей работе с детьми с ОВЗ проходит в нескольких направлениях:

  1. Нетрадиционные игровые методы.

Направлены на развитие психомоторики и сенсорных процессов, воображения, мышления, речи. Практикуем работу на песке, манкотерапию, нетрадиционное рисование (пальчиковое, кляксография и т.д.), самомассаж (Су-джок терапия), дыхательную гимнастику.

Арттерапия как здоровьесберегающая технология в работе с детьми с ОВЗ. Рисование давно стало отдельным разделом в психологии и даже средством излечения детей от разных недугов. Ведь именно цветом, формой и подачей рисунка ребенок красноречиво говорит то, что никогда не произнесет вслух. Он также развивает мышление, координацию, воображение и учится терпеливости. И чем раньше освоит любимый, удобный и комфортный метод рисования, тем легче ему и понятнее вам станут многие непростые вещи.

Рисование носит коррекционный характер и даже терапевтический. Изобразительная деятельность обеспечивают богатые возможности для исправления недостатков развития.

Техники и приемы должны подбираться по принципу простоты и эффектности

Интересными и привлекательными должны быть и процесс создания изображения, и результат.

Изобразительные техники и способы должны быть нетрадиционными.

Для ребенка имеет огромное значение достижение ощущения «я это могу», «мое творчество интересно другим». Это повышает самооценку, самоуважение. Делает взгляд на себя в обществе более оптимистичным, что особенно важно для ребенка с ограниченными возможностями.

  1. Музыка вызывает у детей положительные эмоции, повышает тонус коры головного мозга и тонизирует ЦНС, усиливает внимание, стимулирует дыхание, кровообращение, улучшает обмен веществ.

В свое работе мы применяем музыкальные игры.

- игра с мячиками су-джок (Формирование пространственных представлений).

На таких занятиях дети с удовольствием заучивают песни, поют.

И самое главное - наличие во всех упражнениях элементов творчества. Дорогостоящий инструмент можно с успехом заменить на самостоятельно изготовленные шумовые и ударные музыкальные инструменты.

- игра «Громко-тихо» (шумовая коробочка)

- игра «Далеко-близко» (шумовая коробочка)

- игра на развитие речи (с повторение звуков). Развитие подражания движениям рук и речи – повторение звукоподражаний.

Сущность музыкотерапии – в способности вызывать положительные эмоции, которые оказывают лечебное воздействие на психоэмоциональные процессы, мобилизуют резервные силы ребенка, обуславливают его творчество во всех областях искусства и в жизни в целом.

  1. Песочная терапия в работе с детьми с ОВЗ.

Песочная (манко-) игротерапия – прекрасная возможность выразить свое отношение к окружающему миру, найти то, что тревожит и беспокоит, рассыпать на мельчайшие песчинки образ, пугающий и травмирующий ребенка. Наблюдения и опыт показывают, что игра с песком позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей.

Игры:

«Найди предмет», усложнение со счетом, с чек – листами.

(Игра может проводится с мелкими игрушками. А также с листом бумаги на котором изображены картинки игрушек, овощей, фруктов и т.д. – формирование умения обобщать. Ребенок кисточкой разметает манку и в чек-листе отмечает что нашел)

- совершение определенных манипуляций с маночной поверхностью (дети рисуют на маночной поверхности, делают отпечатки, собирают манку в горки);

- проникновение в толщу манки, рытье ямок, прятанье в манку предметов с их последующим извлечением.

 Играя с манкой, мы показывали пример, рассказывая о своих ощущениях: «Мне приятно. Я чувствую тепло манки. Когда я двигаю руками, я ощущаю маленькие крупинки. А что чувствуешь ты?» Получив образец проговаривания, дети пробовали сами рассказать о том, что они чувствовали.

Далее предлагалось «поскользить» по поверхности крупы (как змейка, машина, и т.д.); «пройтись» ладошками, оставляя свои следы; оставить отпечатки ладошек, кулачков, ребер ладоней, создавая узоры (солнышко, цветок, и т.д.); «пройтись» каждым пальчиком поочередно, правой и левой руки, и т.д. 

Эти незатейливые упражнения обладают колоссальным значением для развития психики ребенка. Они стабилизируют эмоциональное состояние детей. Наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук, учат ребенка прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти, что очень важно для детей с особыми потребностями в развитии. Но главное - ребенок получает первый опыт рефлексии (самоанализа), учится понимать себя и других. Так закладывается база для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации.

  1. Дидактические игры.

Надувной бассейн. Можно использовать гидрогель, а также песок, манку. Игра «Рыбалка». Цель: сенсорное развитие ребенка. Задачи:

 -развитие тактильной чувствительности и сенсорных ощущений;

- укрепление мышц пальцев и кистей рук;

- развитие познавательной функции речи, расширение пассивного словаря, уточнение и обобщение значений слов, введение их в активный словарь, развитие эмоционального общения;

-развитие творческих способностей;

- развитие слухового восприятия.

Игра «Пекарня». (С пинцетом. Пальчиковый праксис). Развитие мелкой моторики оказывает влияние на общее развитие ребенка, его мыслительную деятельность, зрительную и двигательную память, внимание, координацию, воображение, речь.

Игра «Найди такой же» (сенсорные коробочки). Учить сравнивать объекты по определенном признаку, способствовать развитию логического мышления, развитие мелкой моторики, пальчиковый праксис.

Игра «Идем в магазин». Сортировка. Развитие мелкой моторики. Развитие познавательного интереса, речи. Развитие зрительного восприятия, самостоятельности.

Игра «Зеркало эмоций». Цель: учить детей распознавать различные эмоциональные состояния, подражать им, развивать эмпатию.

Игра «Огород». Развитие мелкой моторики, обогащение словарного запаса, развитие внимания, памяти, усидчивости, координации движений.

Задачи: 

- уточнить знания детей об овощах, и месте их произрастания, пользе для человека;

- учить различать овощи по внешнему виду, описывать их по характерным признакам;

- учить использовать обобщающее понятие «Овощи», обогащать словарный запас за счет обозначений качеств;

- Формировать умение различать овощи по форме, цвету и размеру.

  1. Здоровьесберегающие.

Балансиры настольные. Развитие познавательного интереса и практических умений, учить анализировать, контролировать свои действия. Координация.

Артикуляционная гимнастика. Игры с «Веселым лягушонком», «Сосульки». Цель: укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе. Выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.

Дыхательная гимнастика. «Игры со стаканчиками с водой», «Телефончики». Задачи такой гимнастики состоят в следующем:

- учить детей прислушиваться к своему дыханию;

- учить детей расслаблять и восстанавливать организм после физической нагрузки и эмоционального возбуждения;

- учить детей укреплять мышцы дыхательной системы, носоглотки и дыхательных путей.

Цель: развивает дыхательную мускулатуру, речевой аппарат.

Пальчиковый театр.

Нейропсихологические игры («Попробуй повтори», «Межполушарные дорожки», «Мы играли в ладушки») на развитие межполушарного взаимодействия. Способствуют активации работы мозга, а именно высших психических функций: восприятия, внимания, памяти, мышления. Таким образом, ребенок учится преодолевать неадаптивные особенности своего развития.

Подвижные игры «Координационная дорожка». Цель: выполнение упражнений, направленных на внимание, закрепление навыков удержания равновесия, развитие координации движений.

  1. Информационно-компьютерные технологии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Среди тенденций современного общества прослеживается одна, которую невозможно не заметить — это повсеместная компьютеризация и информатизация всех областей человеческой жизни. Это неслучайно. Ведь внедрение информационно-компьютерных технологий позволяет, как повысить эффективность деятельности человека, так и сделать ее разнообразнее. Необходимо отметить, что внедрение ИКТ в образовательный процесс, делает обучения более интересным, способствует развитию познавательной мотивации, социальной адаптации детей в общество.

Формы использования ИКТ:

1. Использование готовых электронных продуктов.

2. Использование мультимедийных презентаций.

3. Использование ресурсов сети Интернет.

Список использованной литературы

  1. Нищева Н.В., Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет). СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006. – 352 с. 2.
  2.  Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Дети с общим недоразвитием речи. Учебнометодическое пособие. /Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова. М.: Изд-во Гном и Д. 2000. 128с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Конспект семинара-практикума "Использование инновационных технологий в коррекционно-развивающей работе"

Семинар-практикум «Использование инновационных технологий в коррекционно-развивающей работе»...

Использование игровых технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Поиск наиболее эффективных и оптимальных средств организации и осуществления коррекционно-развивающей работы с дошкольниками, у которых имеются речевые нарушения....

Семинар-практикум «Игровые технологии в коррекционно – развивающей работе с детьми с ОВЗ»

Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности»«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития»В.А. СухомлинскийИгровые технологии являются с...

СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ Игровые технологии в коррекционно – развивающей работе с детьми с ОВЗ. Тема: «Игра как инновационный подход в овладении знаний дошкольниками»

ИГРА это свободная деятельность, являющаяся формой самовыражения субъекта и направленная на удовлетворение потребностей в развлечении, удовольствии, снятии напряжений, а также на развитие определенных...

презентация СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ Игровые технологии в коррекционно – развивающей работе с детьми с ОВЗ. Тема: «Игра как инновационный подход в овладении знаний дошкольниками»

ИГРА это свободная деятельность, являющаяся формой самовыражения субъекта и направленная на удовлетворение потребностей в развлечении, удовольствии, снятии напряжений, а также на развитие определенных...

«Игровые технологии к коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами»

Игровые технологии к коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами....

Методическая разработка. Семинар-практикум "Использование инновационных технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ"

Методическая разработка представляет собой конспект семинара-практикума, проведенного в форме аукциона педагогических идей по использованию   коррекционно-развавающих технологий...