Мастер- класс для воспитателей на тему: «Развитие музыкального творчества у дошкольников через песенно - игровой фольклор»
методическая разработка по музыке
Песенно – игровой фольклор – это игры с пением, где текст подсказывает действие. Подбирая и выполняя определенные действия, дети, используют движения из области народной хореографии, плясовые элементы, импровизацию на детских музыкальных инструментах, мимику, жест и пантомиму, общие развивающие движения из области физкультуры: бег, прыжки, ходьба. Содержание текстов песен часто предполагает импровизацию, что дает возможность использовать их в развитии детского музыкального творчества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass.doc | 364.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Городской округ город Выкса
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
детский сад комбинированного вида №7 «Золотая рыбка»
607060, г.Выкса, ул. Корнилова зд. 97, 8(83177) 3 - 55 – 11,
электронная почта: zolotaya-fish7@yandex.ru
Мастер- класс для воспитателей на тему:
«Развитие музыкального творчества у дошкольников через песенно - игровой фольклор»
Выполнила:
Музыкальный руководитель
Тарбаева Елена Валерьевна
г. Выкса, 2017г.
Песенно-игровой фольклор в развитии детского музыкального творчества
Поиск путей развития детского музыкального творчества всегда был в центре внимания педагогов и исследователей. Многие из них указывали на русский музыкальный фольклор, как одно из ведущих средств творческого развития ребенка.
Именно музыкальный фольклор, богатый яркими образами и интонационной выразительностью с первых дней жизни служит средством формирования мировоззрения ребенка в целом, в его эстетической и нравственной сущности, развивает ассоциативное, образное мышление. Благодаря мышлению ребёнок развивает свои творческие способности, приобретает опыт творческой деятельности, формирует свою индивидуальность.
В народных произведениях, обращенных к детям, проявляется четкое понимание возраста детей. Отсюда их доступность для творческих проявлений.
Песенно – игровой фольклор – это игры с пением, где текст подсказывает действие. Подбирая и выполняя определенные действия, дети, используют движения из области народной хореографии, плясовые элементы, импровизацию на детских музыкальных инструментах, мимику, жест и пантомиму, общие развивающие движения из области физкультуры: бег, прыжки, ходьба. Содержание текстов песен часто предполагает импровизацию, что дает возможность использовать их в развитии детского музыкального творчества.
Игровые песни очень разнообразны: в одних акцент на драматизацию (« А мы просо сеяли, сеяли», «Каравай», «Как на тоненький ледок», «На зеленом лугу», «Во саду ли в огороде»), в других – на физическую активность («Дождик», «Как под наши ворота»), в третьих – на танцевальное начало («Заинька, попляши», «В сыром бору тропина», «Ходила младешенька по борочку»), поэтому в некоторых случаях такой потенциал называют фольклорными музыкальными играми или фольклорные игры под пение, либо называют игровыми песнями хорового плясового характера. В любом случае эти произведения характеризуют наличие небольшого театрализованного представления, где часто соединяются словесно-поэтическое, танцевальное начало, а также содержание, размер, ритмическая основа, строение фольклорного текста, несложность напева песни, позволяющие соединить исполнение песни с движением и театрализацией.
Фольклорные песни-игры можно использовать для развития способностей детей с самым различным видом художественно-творческой деятельности. В большинстве случаев я использую игры, которые касаются сюжетно-двигательной стороны.
Детское музыкальное творчество – это гимн импровизации, потому что все дети умеют импровизировать, только нужно им немного помочь.
Детям поможет педагог, а педагогу, безусловно, песенно-игровой фольклор и поставленные задачи перед ним, решение которых приведет к ожидаемому результату.
Задачи:
- Развивать творческое воображение
(образные высказывания о песне, проявления творческой активности);
- Побуждать детей выражать свои музыкальные
впечатления в исполнительской и творческой
деятельности;
- Развивать природную музыкальность детей, способность к
спонтанному творческому поведению;
- Побуждать детей к различным проявлениям творчества:
певческие импровизации, музыкально-ритмические
движения, игра на детских музыкальных инструментах;
- Создать предпосылки к формированию творческого
мышления.
Использование народных игр с пением вполне доступно как на общих занятиях, так и в самостоятельной музыкально-игровой деятельности детей.
Обучение фольклору должно носить живой непосредственный характер.
Хороводные игры отличаются необычностью движений: они пластичны, выразительны, подчинены ритму текста и сопровождающей его мелодии. Движения как бы драматизируют содержание игры. Все это будит воображение детей, развивает музыкальные способности и художественный вкус.
Пластичный ,хороводный шаг:
Хоровод:
Капустка, Ниточка.
Ребенок, выполняющий главную роль в центре хоровода, становится образцом для подражания. Это не только повышает его ответственность при выполнении движений, но и доставляет особое удовольствие, возвышает в собственных глазах. Остальные дети, подражая своему сверстнику, а не воспитателю, приобретают новый опыт игрового сотрудничества, когда достигается не только согласованность в движениях, но и единство в создании образа. Эта игра предоставляет ребенку полную свободу в выражении эмоций, дает выход веселью, непосредственности и даже шалости.
Хоровод: «Дударь»
Описание: С помочью считалки выбирается водящий- Дудорь, встаёт в центре круга. Остальные , взявшись за руки , шагают в ритм со словами обращаясь к нему произносят :
Дудорь, Дудорь , Дудорище,
Старый , старый старичище,
Его под колоду,
Его под сырую,
Его под гнилую,
Дудорь , Дудорь что болит?
Водящий (Дудорь) произносит , например спина (рука, нога и т.д.), а все остальные ,повернувшись , друг за другом , взявшись за «Больное место» (можно усложнить , взявшись за больное место впереди идущего) выполняют движение, ход по кругу.
Очень важно помочь тем детям, которые стесняются выступать перед всеми или не могут придумать движение. В этих случаях можно помочь непосредственно: войти в круг, поплясать или попрыгать вместе с ним.
Движения, которые выполняют дети должны быть разнообразными, можно, например, погрозить шутливо пальцем, сделать рожки, помахать рукой, попрыгать, поплясать, покружиться, поклониться, похлопать в ладоши и т.д.
При этом, движения могут сопровождаться звуками или возгласами. Есть лишь одно ограничение в хороводной игре: все движения должны быть эстетичными. Нельзя допускать кривляния детей. Каждое движение должно повторяться несколько раз, чтобы ребята могли войти в образ и получить удовольствие от игры.
ХОРОВОД КОЛПАЧОК
(русская народная игра)
Выбирают водящего, который садится на корточки в центре круга.
Остальные играющие ходят вокруг него, взявшись за руки, и поют:
Колпачок, колпачок,
Тоненькие ножки,
Красные сапожки.
Мы тебя поили,
Мы тебя кормили,
На ноги поставили,
Танцевать заставили.
После этих слов все бегут к центру, приподнимают водящего, ставят его на ноги и снова образуют круг.
Хлопая в ладоши, поют:
Танцевать заставили.
Водящий танцует выполняя движения по желанию
Водящий начинает кружиться с закрытыми глазами.
Все поют:
Танцуй, танцуй, сколько хочешь,
Выбирай, кого захочешь!
Водящий выбирает кого-нибудь, не открывая глаз, и меняется с ним местами.
Чтобы повысить интерес детей к придумыванию движений можно ввести элемент соревнования «кто интересней придумает …». Варианты оцениваются и отбираются педагогом, пробуются в исполнении. Этому предшествует подробный анализ песни, ставиться задача не просто отразить характер песни, но и подробно последовательно подобрать ряд движений соответствующие её различным частям.
Считалка
Особенно большое развитие в игровом детском фольклоре получил жанр считалки. Считалка — это также рифмованное стихотворение, но несколько большее по своим размерам, чем жеребьевка. Считалки имеют 6, 8, 10 и более строк. С помощью считалки пересчитываются участники игры (отсюда и название), определяются их роли или очередность участия в игре.
В считалках довольно часто употребляются слова счета— числительные.
Вот пример считалки:
Первый дал,
Другой взял,
Трое сели — Все поели.
Тебе гадать?
По-турецки писать?
Но считалка не только преследует определенные практические цели (устанавливает очередность для играющих), она нередко имеет и несомненное поэтическое значение. В нее могут входить различные забавные повествования.
Например, кто-нибудь из играющих, касаясь поочередно рукой ребят, произносит:
«Раз, два, три, четыре,
Жили мошки на квартире,
К ним повадился сам друг Крестовик — большой паук.
Пять, шесть, семь, восемь,
Паука мы попросим: «Ты, обжора, не ходи»,
Ну-ка, Мишенька, води».
На кого пало слово «води», тот и становится водящим.
Пожалуй, самым важным, что требуется педагогу для организации народных игр с детьми, – самому быть творческой личностью.
А это значит, быть способными к восприятию новизны, умению импровизировать, владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, если это будет нужно. Верить в свои силы и идеи, пробовать и ошибаться, приспосабливать и менять, пока удовлетворительное решение не будет найдено.
Например, можно придумать уже к знакомой игре разные варианты действия персонажа, показать образ в развитии или инсценировать уже знакомую песню и на её основе сочинить новую игру.
Благодаря своей вариативности фольклор податлив и гибок, он дает большие возможности творческой инициативе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для воспитателей на тему "Роль музыкального воспитания в развитии активной речи детейдошкольного возраста"
Интерактивное выступление...
Мастер-класс для воспитателей по теме: «Развитие познавательных способностей у детей через опытно-экспериментальную деятельность»
Совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей. Способствовать развитию творчества и профессиональной активности педагогов....
Мастер-класс для воспитателей по теме «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность»
Мастер-класс для воспитателей по теме «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность»...
Мастер - класс для воспитателей на тему "Развитие ритмических способностей дошкольников в игровой форме"
Мастер - класс для воспитателей на тему " Развитие ритмических способностей дошкольников в игровой форме"...
Мастер-класс для педагогов по теме «Развитие музыкально-ритмических навыков и умений дошкольников в игровой форме»
педагоги знакомятся с речевыми играми, танцевальными движениями, способствующими развитию у детей чувства ритма....
Развитие словесного творчества старших дошкольников через малые формы фольклора (загадки)
laquo;Русский фольклор – богатейшая сокровищница народной мудрости и загадка – одна из ее ярчайших жемчужин».Цель: содействие развитию словесного творчества детей через приобщ...
Мастер-класс для воспитателей на тему «Формирование грамматического строя речи дошкольников через использование дидактических игр»
Мастер-класс для воспитателей на тему «Формирование грамматического строя речи дошкольников через использование дидактических игр»Цель: Повышение профессионального мастерства пед...