План работы по самообразованию в средней группе по теме: "Воспитание доброты у дошкольников"
методическая разработка
Самообразование по теме : "Доброта"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie_dobroty_u_doshkolnikov.docx | 23.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Мыскаменский детский сад»
План работы по самообразованию
воспитателя Минченко В.В
«Воспитание доброты у дошкольников»
План самообразования на 2022-2023 г. г.
Тема: «Воспитание доброты у дошкольников»
Цель: воспитание доброжелательных взаимоотношений, развитие творческих способностей.
Задачи:.
-Воспитание гуманных чувств детей;
- формирование представлений о честности, справедливости, доброте,
-формирование у детей умения правильно оценивать поступки, а также правильно оценивать свои и чужие поступки;
-развитие чувства самоуважения, собственного достоинства и стремления быть отзывчивыми к взрослым и детям, умения проявлять внимание к их душевному состоянию, радоваться успехам сверстников, стремиться прийти на помощь в трудную минуту.
- Формирование у детей умения поступать в соответствии с нравственными ценностями коллектива;
-закрепление культуры общения и поведения на занятиях, во время подготовки и проведения спектаклей;
- развитие умения оценивать результаты своей работы и работы сверстников;
- поддержание желания детей активно участвовать в праздниках и развлечениях, используя умения и навыки, приобретенные на занятиях и в самостоятельной деятельности.
Актуальность:
«Доброта - это солнце, которое согревает душу человека. Все хорошее в природе - от солнца, а все лучшее в жизни - от человека».
(М.Пришвин).
Актуальность темы не вызывает сомнения, так как формирование этого исключительно важного качества (доброты) лежит в основе нравственного воспитания дошкольника. Основой нравственности человека являются те качества, которые определяют его моральный облик, делают внутренне свободным и социально ценным во всех сферах общественной и личной жизни. Фундамент этого процесса должен быть заложен в детстве, в дошкольном возрасте. Широко известно меткое высказывание Л.Н. Толстого: «От пятилетнего ребёнка до меня один шаг. От новорождённого до меня страшное расстояние».
В. А. Сухомлинский говорил, что «добрые чувства должны уходить своими корнями в детство... Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что подлинно человеческое утверждается в душе одновременно с познанием первых и важнейших истин… В детстве человек должен пройти эмоциональную школу – школу воспитания добрых чувств».
Воспитание доброты - одна из существенных сторон воспитания ребенка. Это связано с пробуждением в ребёнке сострадания, сопереживания в горе, беде и умение радоваться и сопереживать успеху другого как своему собственному. Ребёнок должен приходить к этому не через порицание или боязнь наказания, а через укрепление по мере его взросления чувства собственного достоинства.
Основными условиями воспитания доброжелательных отношений у дошкольников являются:
- создание эмоционально-положительного климата в группе;
- моделирование педагогических ситуаций, которые позволяют детям
проявлять добрые чувства к окружающим.
Для формирования у воспитанников доброжелательных отношений, педагоги используют все доступные формы и методы работы:
•дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые, театрализованные, проблемные и народные игры;
• непосредственно образовательная деятельность;
• моделирование и анализ заданных ситуаций;
• сочинение историй, сказок, заучивание стихов, потешек, прибауток;
• беседы, чтение художественной литературы, загадывание загадок;
• рассматривание картин и иллюстраций;
• решение кроссвордов, развлечения, просмотр видеофильмов;
• организация выставок детского творчества;
• метод проектов и др.
План по самообразованию на 2022– 2023 учебный год
1.Блок - работа с детьми
Неделя добра» (цель: воспитание в детях нравственных чувств). | Составление списка добрых дел «Мои добрые дела» |
«Мир не без добрых людей» (цель: учить детей делать выводы, анализируя поступки героев; воспитывать заботливость, внимательность к близким людям, создать мотив быть добрым). | Чтение и обсуждение сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» |
«Доброта важнее всего» (цель: формирование таких качеств как послушание – непослушание, дружба, милосердие, смелость) | ООД с фрагментами сказкотерапии, чтение сказки «Царевна-лягушка» |
«Волшебство добрых слов» (цель: формировать культуру поведения, нравственные качества: отзывчивость, доброжелательность; тренироваться в умении дарить окружающим доброту слова и дела). | Беседа, инсценировка |
«Сказочный денёк» (цель: формировать вежливое отношение к окружающим; развивать способность оценивать свое отношение к другим людям). | ООД с участием сказочного персонажа |
«Вежливые слова», «Добрые поступки», «Желание помочь другим», «Азбука доброты». | Папки-передвижки |
«Мои поступки» (цель: формировать поступки и поведение быть добрым; учить различать хорошие и плохие поступки). | Просмотр мультфильма «Что хорошо и что плохо?» |
«Дарите людям доброту» (цель: закрепить представления детей о понятиях «добро», «зло»). | ООД с участием сказочного персонажа |
«Добрый гном» (цель: учить выражать эмоциональные чувства через рисунок). | Выставка детских рисунков |
«Добрая сказка» (цель: формирование доброты и отзывчивости у дошкольников). | Чтение и обсуждение сказки.
|
2.Блок - работа с родителями
«Как воспитывать ребенка добрым?» | Консультация |
«Воспитывать доброту! (цель: показать родителям необходимость целенаправленного воспитания у детей доброты, побудить к этому). | Выступление на родительском собрании |
«Роль книги в нравственном воспитании детей» | Консультация |
«Воспитание добром» «Добрые, любимые, родные!» Поговорим о нравственности | Групповое родительское собрание. Утренник, посвящённый мамам Анкетирование для родителей |
Сентябрь.
1. «Рисуем настроение»
Цель: Формировать у детей умение осознавать свои чувства, эмоциональное состояние. Побуждать проявлять положительные эмоции по отношению к другим детям.
2. «Где живёт моя семья»
Цель: закрепить знания домашнего адреса. Формировать позитивное отношение к родителям, осознание родственных чувств.
3.Дидактическая игра: «Комплимент»
Цель: Способствовать формированию у детей положительного эмоционального опыта. Развивать умение замечать положительные качества других людей. Развивать речь.
Октябрь
1. Обсуждение и проигрывание ситуации «Старенькая бабушка» Цель: Воспитывать уважительное отношение к пожилым людям. Побуждать к проявлению сочувствия, заботливого отношения к ним.
2. С/р игра «Наш дом-планета Земля»
Цель: способствовать формированию разумного поведения и бережного отношения к природе.
3. Упражнение – дискуссия «Почему грустит котенок?»
Цель: Продолжать учить различат эмоциональные переживания на примере животных, развивать потребность в проявлении доброты, чуткости.
4. Игра малой подвижности «Хвастунишки»
Цель: Формировать у детей с помощью игры моральные представления. Учить детей изображать отдельные черты характера с помощью пантомимики.
Ноябрь
1. Заучивание стихотворения О. Дриз «Добрые слова»
Цель: Формировать у детей представления о нормах поведения. Побуждать детей использовать в речи «добрые слова». Воспитывать любовь к окружающим людям.
2. Чтение В. Бианки «Мышонок Пик»
Цель: Вызвать интерес к произведению, достоверно отражающему специфику природных явлений. Формировать умение быть наблюдательным, с любовью относиться ко всему живому.
3. Хороводная игра «Калинка»
Цель: Развивать творческое воображение. Довести до понимания, что человек является частью природы и зависит от неё. Прививать любовь к русскому фольклору.
4. Обсуждение и проигрывание проблемной ситуации «Моя мама устала»
Цель: Развивать способности к эмоциональному сопереживанию, воспитывать любовь и заботливое отношение к родным и близким.
Декабрь.
1. Рассматривание иллюстраций к сказке «Снежная королева»
Цель: Побуждать детей высказывать своё мнение о характере героев. На примере персонажей произведения, формировать представление о настоящей дружбе.
2. Беседа «Шаловливые игры»
Цель: Побуждать детей находить выход из конфликтных ситуаций. Формировать понятие о моральных представлениях
3. Чтение С. Я. Маршак «Двенадцать месяцев»
Цель: Учить детей понимать эмоциональное и физическое состояние других людей.
4. Введение сказочного персонажа.
Цель: Вызвать у детей сочувствие к «жертвам» неблаговидных поступков, возмущение обидчиками и одобрение тех, кто восстанавливает справедливость.
Январь.
1.Решение ситуации: «Сладкая проблема»
Цель: Побуждать находить позитивные решения проблемы, используя конструктивный метод взаимодействия.
2.Сюжетно-ролевая игра: «Путешествие на остров»
Цель: Формирование социального доверия, чувства принадлежности к группе. Воспитывать заботливое отношение к другим людям.
3. Викторина «Этикет»
Цель: формировать умение называть вежливые слова и отвечать в каких случаях они произносятся, правильно анализировать правильно чужие поступки, воспитывать чувство товарищества, взаимной поддержки.
4. Разучивание стихотворения А. Барто «Рукавички я забыла»
Цель: Учить анализировать поступки, формировать правильную модель поведения
Февраль.
1. «Зачем нужен друг»- пословицы и поговорки о дружбе.
Цель : Воспитывать и развивать взаимно доброжелательные отношения с ровесниками. Формировать понятие о дружбе, друзьях.
2. Чтение А. Барто «Вовка добрая душа»
Цель: Учить детей анализировать поступки и делать выводы. Побуждать детей помогать другим людям.
3. Заучивание стихотворения «Мой папа»
Цель: Способствовать формированию выдержки, спокойствия, доброжелательного отношения. Воспитывать уважение к родителям.
4.Хороводная игра: «В хороводе были мы»
Цель: Развивать умение выражать свои чувства, переживания жестом, движением. Развивать коммуникативные навыки.
Март.
1. Изготовление подарков для мам и бабушек.
Цель: Развивать внимательное отношение к родным и близким людям. Воспитывать желание создавать для них радостное настроение.
2. Заучивание стихотворения «Подснежники» Т.Белозеров Цель: Воспитывать бережное отношение к природе, навыки разумного поведения в ней. Развивать речь.
3. Рассматривание картинки «Спор»
Цель: Учить различать хорошие и плохие поступки друзей. Побуждать анализировать поведение. Упражнять в составлении рассказа по картинке.
4. Подвижная игра «Занавес»
Цель: Побуждать задумывать сказочный образ. Использовать для передачи образа мимику, пластику. Воспитывать дружеские отношения в игре.
Апрель.
1. Беседа «Нарочно и нечаянно»
Цель: Развивать нравственные чувства - сожаление, сочувствие. Формировать навыки игрового общения, не задевая интересов партнёров.
2. Словесная игра «Закончи фразу» - Я поступил хорошо, когда…
Цель: Развивать умение анализировать свои поступки. Воспитывать понимание необходимости выполнения правил поведения.
3. Беседа «Привычки хорошие и плохие»
Цель: Развивать способности к анализу и сравнению, способность к самооценке своих привычек, поступков.
4.Сюжетно-ролевая игра: «Путешествие в весенний лес»
Цель: Развивать фантазию, воображение. Обобщить знания о растениях и животных. Формировать стремление оберегать природу, проявлять заботу о растениях и животных.
Май.
1.Беседа: «Легко ли быть справедливым?»
Цель: Учить высказывать своё мнение о выполнении правил поведения, находить определения для оценки поведения реальных людей.
2. Чтение В. Катаева «Цветик-семицветик»
Цель: Способствовать развитию нравственных чувств, высших душевных качеств, нравственно-ценностного миропонимания.
3. Тест «Цветик-семицветик»
Цель: Выявить способности осознанно относиться к своим чувствам, к своему внутреннему миру. Побуждать к эмоциональному сопереживанию.
4. Беседа «Мы стали старше»
Цель: Подготовить детей к переходу в новый коллектив, поупражнять в различных формах знакомства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы по самообразованию в средней группе "Сюжетно-ролевая игра дошкольника"
План работы по самообразованию в средней группе "Сюжетно-ролевая игра дошкольника"....
Методическая разработка реализации плана самообразования в средней группе по теме: «Воспитание нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок»
Методическая разработка представляет из себя полный комплект материалов для реализации в течение учебного года плана самообразования в средней группе ДОУ по теме "Воспитание нравственных качеств ...
План работы по самообразованию в средней группе по теме «Экологическое воспитание детей среднего дошкольного возраста через игровую деятельность»
Здоровье зависит от того, какой мы оставим природную среду обитания своим потомкам......
План работы по самообразованию в средней группе. Тема: "Воспитание нравственно - патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с родным городом"
Цель: Создать условия по формированию нравственно - патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с родным городом...
План работы по самообразованию в средней группе по теме: "Формирование речи детей среднего дошкольного возраста через дидактические игры и упражнения"
Цель: Создать условия для развития речи детей среднего дошкольного возраста через дидактические игры, упражнения и чтение художественной литературы...
План работы по самообразованию воспитателя средней группы на 2021-2022 год. Тема «Развитие творческих способностей у детей среднего возраста через нетрадиционные техники рисования»
laquo;Развитие творческих способностей у детей среднего возраста через нетрадиционные техники рисования»«Истоки способностей и дарования детей – на кон...
План работы по самообразованию в средней группе Тема : «Воспитание патриотических чувств у дошкольников средствами игровой деятельности»
План работы по самообразованию в средней группе...