План работы по самообразованию в средней группе по теме: "Воспитание доброты у дошкольников"
методическая разработка

Минченко Виктория Владимировна

Самообразование по теме : "Доброта"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie_dobroty_u_doshkolnikov.docx23.45 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

                                 «Мыскаменский детский сад»

                                        План работы по самообразованию

                                воспитателя   Минченко В.В

                                «Воспитание доброты у дошкольников»

План самообразования на 2022-2023 г. г.

Тема: «Воспитание доброты у дошкольников»

Цель: воспитание доброжелательных взаимоотношений, развитие  творческих  способностей.

     Задачи:.

 -Воспитание гуманных чувств детей;

- формирование представлений о честности, справедливости, доброте,

-формирование у детей умения правильно оценивать поступки, а также правильно оценивать свои и чужие поступки;

-развитие чувства самоуважения, собственного достоинства и стремления быть отзывчивыми к взрослым и детям, умения проявлять внимание к их душевному состоянию, радоваться успехам сверстников, стремиться прийти на помощь в трудную минуту.  

- Формирование у детей умения поступать в соответствии с нравственными ценностями коллектива;

-закрепление культуры общения и поведения на занятиях, во время подготовки и проведения спектаклей;

- развитие умения оценивать результаты своей работы и работы сверстников;

- поддержание желания детей активно участвовать в праздниках и развлечениях, используя умения и навыки, приобретенные на занятиях и в самостоятельной деятельности.

Актуальность:

«Доброта - это солнце, которое согревает душу человека. Все хорошее в природе - от солнца, а все лучшее в жизни - от человека».

 (М.Пришвин).

Актуальность темы не вызывает сомнения, так как формирование этого исключительно важного качества (доброты) лежит в основе нравственного воспитания дошкольника. Основой нравственности человека являются те качества, которые определяют его моральный облик, делают внутренне свободным и социально ценным во всех сферах общественной и личной жизни. Фундамент этого процесса должен быть заложен в детстве, в дошкольном возрасте. Широко известно меткое высказывание Л.Н. Толстого: «От пятилетнего ребёнка до меня один шаг. От новорождённого до меня страшное расстояние».

 В. А. Сухомлинский говорил, что «добрые чувства должны уходить своими корнями в детство... Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что подлинно человеческое утверждается в душе одновременно с познанием первых и важнейших истин… В детстве человек должен пройти эмоциональную школу – школу воспитания добрых чувств».

Воспитание доброты - одна из существенных сторон воспитания ребенка. Это связано с пробуждением в ребёнке сострадания, сопереживания в горе, беде и умение радоваться и сопереживать успеху другого как  своему собственному. Ребёнок должен приходить к этому не через порицание или боязнь наказания, а через укрепление по мере его взросления чувства собственного достоинства.

Основными условиями воспитания доброжелательных отношений у дошкольников являются:

- создание эмоционально-положительного климата в группе;

- моделирование педагогических ситуаций, которые позволяют детям

проявлять добрые чувства к окружающим.

Для формирования у воспитанников доброжелательных отношений, педагоги используют все доступные формы и методы работы:

•дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые, театрализованные, проблемные и народные игры;

• непосредственно образовательная деятельность;

• моделирование и анализ заданных ситуаций;

• сочинение историй, сказок, заучивание стихов, потешек, прибауток;

• беседы, чтение художественной литературы, загадывание загадок;

• рассматривание картин и иллюстраций;

• решение кроссвордов, развлечения, просмотр видеофильмов;

• организация выставок детского творчества;

• метод проектов   и др.

План по самообразованию на 2022– 2023 учебный год

1.Блок - работа с детьми

Неделя добра»

 (цель: воспитание в детях нравственных чувств).

Составление списка добрых дел «Мои добрые дела»

«Мир не без добрых людей»

(цель: учить детей делать выводы, анализируя поступки героев; воспитывать заботливость, внимательность к близким людям, создать мотив быть добрым).

Чтение и обсуждение сказки

«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

«Доброта важнее всего»

(цель: формирование таких качеств как послушание – непослушание, дружба, милосердие, смелость)

ООД с фрагментами

сказкотерапии, чтение сказки «Царевна-лягушка»

«Волшебство добрых слов»

(цель: формировать культуру поведения, нравственные качества: отзывчивость,  доброжелательность; тренироваться

в умении дарить окружающим доброту слова и дела).

Беседа, инсценировка

«Сказочный денёк»

 (цель: формировать вежливое отношение к окружающим; развивать способность оценивать свое отношение к другим людям).

ООД с участием сказочного персонажа

«Вежливые слова»,

«Добрые поступки»,

«Желание помочь другим», «Азбука доброты».

Папки-передвижки

«Мои поступки»

 (цель: формировать поступки и поведение быть добрым; учить различать хорошие и плохие поступки).

Просмотр мультфильма «Что хорошо и что плохо?»

«Дарите людям доброту»

 (цель: закрепить представления детей о понятиях «добро», «зло»).

ООД с участием сказочного персонажа

«Добрый гном»

(цель: учить выражать эмоциональные чувства через рисунок).

Выставка детских рисунков

 «Добрая сказка»

 (цель: формирование доброты и отзывчивости у дошкольников).

Чтение и обсуждение сказки.

 

2.Блок - работа с родителями

«Как воспитывать ребенка добрым?»

Консультация

«Воспитывать доброту!

 (цель: показать родителям

необходимость целенаправленного воспитания у детей  доброты, побудить к этому).

Выступление на родительском собрании

«Роль книги в нравственном воспитании детей»

Консультация

«Воспитание  добром» «Добрые, любимые, родные!»

Поговорим о нравственности

Групповое родительское собрание.

Утренник, посвящённый мамам

Анкетирование для родителей        

      Сентябрь.

1. «Рисуем настроение»

Цель: Формировать у детей умение осознавать свои чувства, эмоциональное состояние. Побуждать проявлять положительные эмоции по отношению к другим детям.

2. «Где живёт моя семья»

Цель: закрепить знания домашнего адреса. Формировать позитивное отношение к родителям, осознание родственных чувств.

3.Дидактическая игра«Комплимент»

Цель: Способствовать формированию у детей положительного эмоционального опыта. Развивать умение замечать положительные качества других людей. Развивать речь.

Октябрь

1. Обсуждение и проигрывание ситуации «Старенькая бабушка» Цель: Воспитывать уважительное отношение к пожилым людям. Побуждать к проявлению сочувствия, заботливого отношения к ним.

2. С/р игра «Наш дом-планета Земля»

Цель: способствовать формированию разумного поведения и бережного отношения к природе.

3. Упражнение – дискуссия «Почему грустит котенок?»

Цель: Продолжать учить различат эмоциональные переживания на примере животных, развивать потребность в проявлении доброты, чуткости.

4. Игра малой подвижности «Хвастунишки»

Цель: Формировать у детей с помощью игры моральные представления. Учить детей изображать отдельные черты характера с помощью пантомимики.

Ноябрь

1. Заучивание стихотворения О. Дриз  «Добрые слова»

Цель: Формировать у детей представления о нормах поведения. Побуждать детей использовать в речи «добрые слова». Воспитывать любовь к окружающим людям.

2. Чтение В. Бианки «Мышонок Пик»

Цель: Вызвать интерес к произведению, достоверно отражающему специфику природных явлений. Формировать умение быть наблюдательным, с любовью относиться ко всему живому.

3. Хороводная игра «Калинка»

Цель: Развивать творческое воображение. Довести до понимания, что человек является частью природы и зависит от неё. Прививать любовь к русскому фольклору.

4. Обсуждение и проигрывание проблемной ситуации «Моя мама устала»

Цель: Развивать способности к эмоциональному сопереживанию, воспитывать любовь и заботливое отношение к родным и близким.

Декабрь.

1. Рассматривание иллюстраций к сказке «Снежная королева»

Цель: Побуждать детей высказывать своё мнение о характере героев. На примере персонажей произведения, формировать представление о настоящей дружбе.

2. Беседа «Шаловливые игры»

Цель: Побуждать детей находить выход из конфликтных ситуаций. Формировать понятие о моральных представлениях

3. Чтение С. Я. Маршак «Двенадцать месяцев»

Цель: Учить детей понимать эмоциональное и физическое состояние других людей.

4. Введение сказочного персонажа.

 Цель: Вызвать у детей сочувствие к «жертвам» неблаговидных поступков, возмущение обидчиками и одобрение тех, кто восстанавливает справедливость.

Январь.

1.Решение ситуации«Сладкая проблема»

Цель: Побуждать находить позитивные решения проблемы, используя конструктивный метод взаимодействия.

2.Сюжетно-ролевая игра«Путешествие на остров»

Цель: Формирование социального доверия, чувства принадлежности к группе. Воспитывать заботливое отношение к другим людям.

3. Викторина «Этикет»

Цель: формировать умение называть вежливые слова и отвечать в каких случаях они произносятся, правильно анализировать правильно чужие поступки, воспитывать чувство товарищества, взаимной поддержки.

4. Разучивание стихотворения А. Барто «Рукавички я забыла»

Цель: Учить анализировать поступки, формировать правильную модель поведения

Февраль.

1. «Зачем нужен друг»- пословицы и поговорки о дружбе.

Цель : Воспитывать и развивать взаимно доброжелательные отношения с ровесниками. Формировать понятие о дружбе, друзьях.

2. Чтение А. Барто «Вовка добрая душа»

Цель: Учить детей анализировать поступки и делать выводы. Побуждать детей помогать другим людям.

3. Заучивание стихотворения «Мой папа»

Цель: Способствовать формированию выдержки, спокойствия, доброжелательного отношенияВоспитывать уважение к родителям.

4.Хороводная игра«В хороводе были мы»

Цель: Развивать умение выражать свои чувства, переживания жестом, движением. Развивать коммуникативные навыки.

Март.

1. Изготовление подарков для мам и бабушек.

Цель: Развивать внимательное отношение к родным и близким людям. Воспитывать желание создавать для них радостное настроение.

2. Заучивание стихотворения «Подснежники» Т.Белозеров Цель: Воспитывать бережное отношение к природе, навыки разумного поведения в ней. Развивать речь.

3. Рассматривание картинки «Спор»

Цель: Учить различать хорошие и плохие поступки друзей. Побуждать анализировать поведение. Упражнять в составлении рассказа по картинке.

4. Подвижная игра «Занавес»

Цель: Побуждать задумывать сказочный образ. Использовать для передачи образа мимику, пластику. Воспитывать дружеские отношения в игре.

Апрель.

1. Беседа «Нарочно и нечаянно»

Цель: Развивать нравственные чувства - сожаление, сочувствие. Формировать навыки игрового общения, не задевая интересов партнёров.

2. Словесная игра «Закончи фразу» - Я поступил хорошо, когда…

Цель: Развивать умение анализировать свои поступки. Воспитывать понимание необходимости выполнения правил поведения.

3. Беседа «Привычки хорошие и плохие»

Цель: Развивать способности к анализу и сравнению, способность к самооценке своих привычек, поступков.

4.Сюжетно-ролевая игра«Путешествие в весенний лес»

Цель: Развивать фантазию, воображение. Обобщить знания о растениях и животных. Формировать стремление оберегать природу, проявлять заботу о растениях и животных.

Май.

1.Беседа«Легко ли быть справедливым?»

Цель: Учить высказывать своё мнение о выполнении правил поведения, находить определения для оценки поведения реальных людей.

2. Чтение В. Катаева «Цветик-семицветик»

Цель: Способствовать развитию нравственных чувств, высших душевных качеств, нравственно-ценностного миропонимания.

3. Тест «Цветик-семицветик»

Цель: Выявить способности осознанно относиться к своим чувствам, к своему внутреннему миру. Побуждать к эмоциональному сопереживанию.

4. Беседа «Мы стали старше»

Цель: Подготовить детей к переходу в новый коллектив, поупражнять в различных формах знакомства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию в средней группе "Сюжетно-ролевая игра дошкольника"

План работы по самообразованию в средней группе "Сюжетно-ролевая игра дошкольника"....

Методическая разработка реализации плана самообразования в средней группе по теме: «Воспитание нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок»

Методическая разработка представляет из себя полный комплект материалов для реализации в течение учебного года плана самообразования в средней группе ДОУ по теме "Воспитание нравственных качеств ...

План работы по самообразованию в средней группе. Тема: "Воспитание нравственно - патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с родным городом"

Цель: Создать условия по формированию нравственно - патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с родным городом...

План работы по самообразованию в средней группе по теме: "Формирование речи детей среднего дошкольного возраста через дидактические игры и упражнения"

Цель: Создать условия для развития речи детей среднего дошкольного возраста через дидактические игры, упражнения и чтение художественной литературы...

План работы по самообразованию воспитателя средней группы на 2021-2022 год. Тема «Развитие творческих способностей у детей среднего возраста через нетрадиционные техники рисования»

laquo;Развитие  творческих  способностей у детей  среднего возраста через  нетрадиционные техники рисования»«Истоки  способностей и дарования детей – на кон...