конспект занятия (средняя группа)«Сюрприз от Лунтика».
методическая разработка по математике (средняя группа)

Ирина Алексеевна Павлова   https://ribka.tvoysadik.ru/org-info/employee-card?id=47

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Сюрприз от Лунтика».

Цель: Развитие познавательных, творческих и художественных способностей в процессе работы с гипсом, фигурами из гипса.

Задачи:

Образовательные задачи:

  • Познакомить, со  свойствами гипса;
  • Научить  простейшим технологическим операциям при работе с гипсом, понимать значение терминов: взять в пропорции, залить, высушить;
  • Учить самостоятельно выделять свойства веществ с помощью разных органов чувств.
  • Учить сравнивать вещества: выделять признаки отличия и сходства, изменения свойств при смешивании с водой.

Развивающие задачи (или коррекционно-развивающие):

  • Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности;
  • Обогащать словарный запас;
  • Способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами;
  • Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.

Воспитательные задачи

  • Воспитывать интерес к познанию окружающего мира;
  • Умение действовать в соответствии с правилами.
  • Стимулировать желание детей экспериментировать;

Вид деятельности: познавательно-исследовательская.

Форма –работы: экспериментирование

Методы и приемы:

1. Наглядный(рассматривание предметов карточки-схемы);

2. Практический (обследование предметов и материалов, опыты);

3. Словесный (художественное слово, рассказ воспитателя, вопросы поискового характера, напоминание правил безопасности).

4.Игровой (создание игровой мотивации, частично-поисковый,экспериментирование, физ. минутка).

Словарная работа.

Формировать пассивный словарь детей: лаборатория, сыпучий, гипсовый, гипс, затвердеть, свойства, раствор;активный словарь: опыт, эксперимент,отливка.

Предварительная работа: Опят с соленой водой и яйцом.

Оборудование:Гипсовый порошок, емкость под раствор, формы для отливок(силиконовые для выпечки), пластиковые ложки, стаканчики с водой, яйцо, тарелочки(по количеству детей), мешочки, сундук,  фартуки, гипс в виде камней, карточки.

Ход образовательной деятельности.

Организационный момент:

(Дети подходят к воспитателю и встают в круг)

Воспитатель:

Поиграли мы с утра

Заниматься нам пора

Собирайтесь дети в круг

Я - твой друг, и ты мой друг

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Мотивационно ориентировочный этап:

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! - Я рада видеть вас таких красивых, добрых, с хорошим настроением! Сегодня нас ждут увлекательное приключение,  игры и ещё много чего интересного. Я хочу, чтобы у вас всё получилось, и целый день было хорошее настроение!

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришло необычное письмо. Но чтобы узнать от кого оно, необходимо отгадать загадку.

Он сиреневый такой,

Машет весело рукой.

Он свалился к нам с Луны –

Его любят малыши.

Ответы детей: Лунтик

Воспитатель: «Здравствуйте, ребята! Пишет вам Лунтик! Я приготовил вам сюрприз, но я  его спрятал где-то в группе. Я знаю, что вы очень умные и сообразительные, и легко справитесь с моими заданиями, которые приведут вас к сюрпризу. Удачи вам.

Воспитатель: Ребята, вы хотите найти сюрприз?

Ответы детей:  Да.

Воспитатель: Для этого нам нужно выполнить задания Лунтика.

Организационно-поисковый этап:

Воспитатель: Посмотрите, к письму прилагаются 2 мешочка.

Ответы детей: Ребята, подскажите мне, пожалуйста, где мы можем узнать и исследовать  различные предметы, вещества и их свойства?

Ответы детей: В лаборатории.

Воспитатель: Ребята чтоб попасть в лабораторию нам нужно пройти по стрелочкам.

 (Дети идут по стрелочкам).

Воспитатель:  Вот мы и добрались с вами в лабораторию.

Воспитатель: Перед работой в лаборатории нужно одеть фартуки.

(дети надевают фартуки, помогая друг другу).

Воспитатель: Ребята,  как вы думаете, что находится в первом мешочке?

Ответы детей:  (Дети исследуют мешочки на ощупь).

Воспитатель: Давайте посмотрим, что находится в первом мешочке.

( Воспитатель достает бутылочки с водой)

Опыт №1.

Воспитатель: А сейчас непростое задание от Лунтика. Нужно определить, где соленая вода, а где простая?

Воспитатель: Ребята у вас на столах стаканы с водой и яйца.                                                                                             Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, как можно определить, в каком из этих стаканов  вода соленая, а в коком вода обычная? Пробовать на вкус нельзя!

Ответы детей: Можно положить яйцо в емкости, там, где соленая вода, яйцо не утонет.

Воспитатель: Правильно, соленая вода удерживает предметы на поверхности! (Дети выполняют задания).

Воспитатель: Ребята,  как вы думаете, что находится  во втором мешочке?

(Дети рассматривают кусочки гипса, узнают в них камни).

Ответы детей: Камни.

Воспитатель: Эти камни не простые, удивительные такие!

Физкультминутка «камушки».

Стоит гора – старушка, (поднимают руки вверх)

До небес макушка, (тянутся на цыпочках)

Её ветер обдувает, (обмахивают себя кистями рук)

Её дождик поливает, (встряхивают кистями рук)

Стоит гора, страдает, камешки теряет (прикладывают ладошки к щекам и качают головой)

И каждый день, и каждую ночь (правую руку в сторону, левую руку в сторону).

Катятся, катятся камешки прочь  (дети разбегаются в стороны)

Воспитатель:А, вот и второе задание от Лунтика. Ребята, нам нужно определить, из каково вещества сделаны эти камни?                                                  

Воспитатель: У меня есть подсказка. Оно бывают строительным, скульптурным и при травме помогает. Может, кто догадался из чего сделанные камни?

Ответы детей: Из гипса.

Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите в мешочке есть картинка.                                           (Воспитатель показывает картинку с изображение сундука).

Воспитатель: Может - быть, Лунтик спрятал сюрприз в наш сундук? Давайте посмотрим!

(дети заглядывают в сундук и находят там гипс и формочки.)

Воспитатель: Ребята, Лунтик нам подарил набор  Скульптора, он хочет, чтоб мы научились изготавливать различные фигурки из гипса.  

Воспитатель:А вы хотели бы, научиться изготавливать фигурки из гипса?        

Воспитатель: Для работы с гипсом нужно знать несколько несложных правил безопасности.

(воспитатель вешает карточку с правилами безопасности при работе с гипсом).

Приложение №1

Ответы детей:

1. Не допускать попадания в глаза;

2. Не пробовать на вкус;

3. Нельзя вдыхать;

4. Нельзя дуть на сухой порошок.

Воспитатель: Правильно ребята. Но хочу повторить: во время опытов не трогать руками лицо и глаза, не брать ничего в рот, опыты проводить только после того, как разрешит воспитатель!

Опыт №2.

Воспитатель: Ребята, как хорошо, что мы уже знаем в каком стакане обычная вода.

Воспитатель:При помощи гипса и обычной воды мы будем творить чудеса.

Воспитатель: С раствором  надо работать аккуратно, но быстро, так как он имеет свойство быстро затвердевать.

Воспитатель:  А теперь проведём опыт: Как изменяются свойства гипса, если его добавить в воду.

Воспитатель: Перед вами стаканчики с водой, медленно насыпьте гипсовый порошок в воду и перемешайте ложкой.  Размешайте все комочки, чтоб масса стала однородная.

(Дети с помощью педагога делают раствор и заливают в формы. Педагог комментирует их работу поэтапно).

Воспитатель:  Каким стал гипсовый порошок?

Ответы детей: Мокрым.

Воспитатель:  Куда исчезла вода?

Ответы детей: Она впиталась.

Воспитатель:  Значит, гипс может впитывать воду!

Воспитатель:  У вас получился густой раствор.

Воспитатель: На что он стал похож?

Ответы детей:  Похож на тесто, сметану.

Воспитатель: Теперь аккуратно ложечкой переложите гипсовый раствор в чистые, сухие формочки. Для того чтобы в формочках не осталось воздуха и раствор попал во все выпуклости, разгладьте поверхность ложкой.

(Дети заполняют форму раствором гипса).

Воспитатель: Молодцы, вытираем руки. Кто мне может сказать какой гипс стал после того как мы добавили его в воду?

Ответы детей:  Он стал жидким.

Воспитатель: А сейчас мы на несколько минут прервём наши опыты. Отставьте заполненные формы в сторону.

Воспитатель: Вы, наверное, устали и хотите отдохнуть?  

(Младший воспитатель убирает гипсовый порошок с тарелочек, протирает столы в случае необходимости).

Воспитатель: Ребята, я приглашаю вас посмотреть «предметы из гипса». Рассмотрите, сколько вещей делают из гипса.

(дети рассматривают предметы, сделанные из гипса)

Воспитатель: Ну, что, ребята, отдохнули?

Опыт №3.

Воспитатель: Теперь давайте вернемся на  места.

(Дети садятся за столы).

Воспитатель: посмотрим, что произошло с раствором гипса в ваших формочках.

Воспитатель: Что произошло с гипсом?

Ответы детей:  Он стал твёрдым.

Воспитатель: Это изделие, которое мы получили, называется отливкой. Повторим это слово все вместе:

Ответы детей:  Отливка.

(Воспитатель выборочно спрашивает детей (отливка).

Воспитатель: Пришло время, достать нашу отливку. Вынимайте ее из формочки и кладите на тарелочку. Смотрите что получилось.

(Дети вынимают застывшие фигурки из формочек и кладут на тарелочки, воспитатель оказывает необходимую помощь).

Воспитатель: Какие свойства приобрёл гипс после высыхания?

Ответы детей: Стал твёрдым, держит форму.

Воспитатель: Чтобы наши отливки стали ещё красивее их нужно раскрасить, но для этого им нужно лучше просохнуть. Поэтому  мы пока уберём в сторону наши отливки, чтобы они лучше высохли.

Воспитатель: Ребята, вам понравилось работать с гипсом?

Рефлексия.

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы сегодня очень хорошо справились с заданиями Лунтика!

Воспитатель: Ребята, вам понравился его сюрприз?

Воспитатель: Что для вас было интересного в задании Лунтика?          

Воспитатель: Что узнали нового?

Воспитатель: Что былотрудным для вас?

Воспитатель: А кто мне ответит, с каким новым словом вы сегодня познакомились?

Ответы детей: Отливка.

Воспитатель: Что мы должны сделать в конце работы в лаборатории?

(дети моют руки, снимают фартуки и убирают всё на своё место).

Список литературы

  1. Грибовская, А.А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации: конспекты занятий/ А.А. Грибовская.- М.: Скрипторий, 2008;
  2. Интернет ресурс; Мастер – класс «Изготовление поделок из гипса» http://info.z-pdf.ru/32psihologiya/220987-1-metodist-uso-pni-10-soderzhanie-str-cel-zadachi-master-klassa-oborudovanie-dlya-provedeniya-master-klassa3-ch.php ;
  3. Наглядно – дидактическое пособие  «Поделки из гипса». Ярославль, 2007
  4. Серия дошкольного образования, «Вдохновение». Проекты в области естественных наук, математики и техники для дошкольников. Под редакцией профессора В.Е. Фтенакиса, 2018;
  5. Нищева Н.В. Опытно – экспериментальная деятельность в ДОУ Конспекты занятий в разных возрастных группах. – СПб.: ООО «Издательство «Детство – Пресс», 2016;
  6. Финк М. Серия дошкольного образования, «Вдохновение». Творческая мастерская в детском саду. Рисуем, лепим, конструируем. Редактор Лыкова Ирина Александровна. 2020:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект зимней прогулки в средней группе "Сюрприз от Матушки-Зимы"

Зимняя прогулка на закрепление признаков зимы с элементами физкультуры....

Сценарий праздника ко Дню матери во второй младшей - средней группе "Сюрпризы для мамы"

Материал пригодится педагогам в помощь при воспитании у детей любви и уважения к маме....

Сценарий квест-игры с детьми средней группы «Сюрприз от Деда Мороза»

Цель: развитие познавательной инициативы и самостоятельности у детей в процессе прохождения квеста.Задачи:побуждать к познавательно-исследовательской деятельности, благодаря погружению в различные игр...

Конспект открытого занятия по ФЭМП в средней группе "Сюрприз от Фиксика"

Конспект занятия по закреплению представлений детей 4-5 лет о форме предметов и знаний о геометрических фигурах....

Конспект занятия по ФЭМП средняя группа Сюрприз от Тетушки Совы

Цель: Закреплять знания полученные ранее.Задачи:Образовательные:• Закреплять умение считать в пределах 5.• Упражнять в умении ориентироваться в пространстве• Упражнять в умении раз...

Конспект занятия по ФЭМП в средней группе «Сюрприз для мамы»

Конспект занятия по ФЭМП в средней группе «Сюрприз для мамы»Цель:закреплять представление о том, что результат счета не зависит от величины предметов, закрепить знания в счете до 5.Задачи:...

Конспект итогового интегрированного занятия в средней группе "Сюрприз от Волшебника"

обобщение и закрепление знаний у детей средней группы по пройденному материалу за учебный год....