конспект занятия (средняя группа)«Сюрприз от Лунтика».
методическая разработка по математике (средняя группа)
Предварительный просмотр:
«Сюрприз от Лунтика».
Цель: Развитие познавательных, творческих и художественных способностей в процессе работы с гипсом, фигурами из гипса.
Задачи:
Образовательные задачи:
- Познакомить, со свойствами гипса;
- Научить простейшим технологическим операциям при работе с гипсом, понимать значение терминов: взять в пропорции, залить, высушить;
- Учить самостоятельно выделять свойства веществ с помощью разных органов чувств.
- Учить сравнивать вещества: выделять признаки отличия и сходства, изменения свойств при смешивании с водой.
Развивающие задачи (или коррекционно-развивающие):
- Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности;
- Обогащать словарный запас;
- Способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами;
- Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
Воспитательные задачи
- Воспитывать интерес к познанию окружающего мира;
- Умение действовать в соответствии с правилами.
- Стимулировать желание детей экспериментировать;
Вид деятельности: познавательно-исследовательская.
Форма –работы: экспериментирование
Методы и приемы:
1. Наглядный(рассматривание предметов карточки-схемы);
2. Практический (обследование предметов и материалов, опыты);
3. Словесный (художественное слово, рассказ воспитателя, вопросы поискового характера, напоминание правил безопасности).
4.Игровой (создание игровой мотивации, частично-поисковый,экспериментирование, физ. минутка).
Словарная работа.
Формировать пассивный словарь детей: лаборатория, сыпучий, гипсовый, гипс, затвердеть, свойства, раствор;активный словарь: опыт, эксперимент,отливка.
Предварительная работа: Опят с соленой водой и яйцом.
Оборудование:Гипсовый порошок, емкость под раствор, формы для отливок(силиконовые для выпечки), пластиковые ложки, стаканчики с водой, яйцо, тарелочки(по количеству детей), мешочки, сундук, фартуки, гипс в виде камней, карточки.
Ход образовательной деятельности.
Организационный момент:
(Дети подходят к воспитателю и встают в круг)
Воспитатель:
Поиграли мы с утра
Заниматься нам пора
Собирайтесь дети в круг
Я - твой друг, и ты мой друг
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Мотивационно ориентировочный этап:
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! - Я рада видеть вас таких красивых, добрых, с хорошим настроением! Сегодня нас ждут увлекательное приключение, игры и ещё много чего интересного. Я хочу, чтобы у вас всё получилось, и целый день было хорошее настроение!
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришло необычное письмо. Но чтобы узнать от кого оно, необходимо отгадать загадку.
Он сиреневый такой,
Машет весело рукой.
Он свалился к нам с Луны –
Его любят малыши.
Ответы детей: Лунтик
Воспитатель: «Здравствуйте, ребята! Пишет вам Лунтик! Я приготовил вам сюрприз, но я его спрятал где-то в группе. Я знаю, что вы очень умные и сообразительные, и легко справитесь с моими заданиями, которые приведут вас к сюрпризу. Удачи вам.
Воспитатель: Ребята, вы хотите найти сюрприз?
Ответы детей: Да.
Воспитатель: Для этого нам нужно выполнить задания Лунтика.
Организационно-поисковый этап:
Воспитатель: Посмотрите, к письму прилагаются 2 мешочка.
Ответы детей: Ребята, подскажите мне, пожалуйста, где мы можем узнать и исследовать различные предметы, вещества и их свойства?
Ответы детей: В лаборатории.
Воспитатель: Ребята чтоб попасть в лабораторию нам нужно пройти по стрелочкам.
(Дети идут по стрелочкам).
Воспитатель: Вот мы и добрались с вами в лабораторию.
Воспитатель: Перед работой в лаборатории нужно одеть фартуки.
(дети надевают фартуки, помогая друг другу).
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что находится в первом мешочке?
Ответы детей: (Дети исследуют мешочки на ощупь).
Воспитатель: Давайте посмотрим, что находится в первом мешочке.
( Воспитатель достает бутылочки с водой)
Опыт №1.
Воспитатель: А сейчас непростое задание от Лунтика. Нужно определить, где соленая вода, а где простая?
Воспитатель: Ребята у вас на столах стаканы с водой и яйца. Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, как можно определить, в каком из этих стаканов вода соленая, а в коком вода обычная? Пробовать на вкус нельзя!
Ответы детей: Можно положить яйцо в емкости, там, где соленая вода, яйцо не утонет.
Воспитатель: Правильно, соленая вода удерживает предметы на поверхности! (Дети выполняют задания).
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что находится во втором мешочке?
(Дети рассматривают кусочки гипса, узнают в них камни).
Ответы детей: Камни.
Воспитатель: Эти камни не простые, удивительные такие!
Физкультминутка «камушки».
Стоит гора – старушка, (поднимают руки вверх)
До небес макушка, (тянутся на цыпочках)
Её ветер обдувает, (обмахивают себя кистями рук)
Её дождик поливает, (встряхивают кистями рук)
Стоит гора, страдает, камешки теряет (прикладывают ладошки к щекам и качают головой)
И каждый день, и каждую ночь (правую руку в сторону, левую руку в сторону).
Катятся, катятся камешки прочь (дети разбегаются в стороны)
Воспитатель:А, вот и второе задание от Лунтика. Ребята, нам нужно определить, из каково вещества сделаны эти камни?
Воспитатель: У меня есть подсказка. Оно бывают строительным, скульптурным и при травме помогает. Может, кто догадался из чего сделанные камни?
Ответы детей: Из гипса.
Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите в мешочке есть картинка. (Воспитатель показывает картинку с изображение сундука).
Воспитатель: Может - быть, Лунтик спрятал сюрприз в наш сундук? Давайте посмотрим!
(дети заглядывают в сундук и находят там гипс и формочки.)
Воспитатель: Ребята, Лунтик нам подарил набор Скульптора, он хочет, чтоб мы научились изготавливать различные фигурки из гипса.
Воспитатель:А вы хотели бы, научиться изготавливать фигурки из гипса?
Воспитатель: Для работы с гипсом нужно знать несколько несложных правил безопасности.
(воспитатель вешает карточку с правилами безопасности при работе с гипсом).
Приложение №1
Ответы детей:
1. Не допускать попадания в глаза;
2. Не пробовать на вкус;
3. Нельзя вдыхать;
4. Нельзя дуть на сухой порошок.
Воспитатель: Правильно ребята. Но хочу повторить: во время опытов не трогать руками лицо и глаза, не брать ничего в рот, опыты проводить только после того, как разрешит воспитатель!
Опыт №2.
Воспитатель: Ребята, как хорошо, что мы уже знаем в каком стакане обычная вода.
Воспитатель:При помощи гипса и обычной воды мы будем творить чудеса.
Воспитатель: С раствором надо работать аккуратно, но быстро, так как он имеет свойство быстро затвердевать.
Воспитатель: А теперь проведём опыт: Как изменяются свойства гипса, если его добавить в воду.
Воспитатель: Перед вами стаканчики с водой, медленно насыпьте гипсовый порошок в воду и перемешайте ложкой. Размешайте все комочки, чтоб масса стала однородная.
(Дети с помощью педагога делают раствор и заливают в формы. Педагог комментирует их работу поэтапно).
Воспитатель: Каким стал гипсовый порошок?
Ответы детей: Мокрым.
Воспитатель: Куда исчезла вода?
Ответы детей: Она впиталась.
Воспитатель: Значит, гипс может впитывать воду!
Воспитатель: У вас получился густой раствор.
Воспитатель: На что он стал похож?
Ответы детей: Похож на тесто, сметану.
Воспитатель: Теперь аккуратно ложечкой переложите гипсовый раствор в чистые, сухие формочки. Для того чтобы в формочках не осталось воздуха и раствор попал во все выпуклости, разгладьте поверхность ложкой.
(Дети заполняют форму раствором гипса).
Воспитатель: Молодцы, вытираем руки. Кто мне может сказать какой гипс стал после того как мы добавили его в воду?
Ответы детей: Он стал жидким.
Воспитатель: А сейчас мы на несколько минут прервём наши опыты. Отставьте заполненные формы в сторону.
Воспитатель: Вы, наверное, устали и хотите отдохнуть?
(Младший воспитатель убирает гипсовый порошок с тарелочек, протирает столы в случае необходимости).
Воспитатель: Ребята, я приглашаю вас посмотреть «предметы из гипса». Рассмотрите, сколько вещей делают из гипса.
(дети рассматривают предметы, сделанные из гипса)
Воспитатель: Ну, что, ребята, отдохнули?
Опыт №3.
Воспитатель: Теперь давайте вернемся на места.
(Дети садятся за столы).
Воспитатель: посмотрим, что произошло с раствором гипса в ваших формочках.
Воспитатель: Что произошло с гипсом?
Ответы детей: Он стал твёрдым.
Воспитатель: Это изделие, которое мы получили, называется отливкой. Повторим это слово все вместе:
Ответы детей: Отливка.
(Воспитатель выборочно спрашивает детей (отливка).
Воспитатель: Пришло время, достать нашу отливку. Вынимайте ее из формочки и кладите на тарелочку. Смотрите что получилось.
(Дети вынимают застывшие фигурки из формочек и кладут на тарелочки, воспитатель оказывает необходимую помощь).
Воспитатель: Какие свойства приобрёл гипс после высыхания?
Ответы детей: Стал твёрдым, держит форму.
Воспитатель: Чтобы наши отливки стали ещё красивее их нужно раскрасить, но для этого им нужно лучше просохнуть. Поэтому мы пока уберём в сторону наши отливки, чтобы они лучше высохли.
Воспитатель: Ребята, вам понравилось работать с гипсом?
Рефлексия.
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы сегодня очень хорошо справились с заданиями Лунтика!
Воспитатель: Ребята, вам понравился его сюрприз?
Воспитатель: Что для вас было интересного в задании Лунтика?
Воспитатель: Что узнали нового?
Воспитатель: Что былотрудным для вас?
Воспитатель: А кто мне ответит, с каким новым словом вы сегодня познакомились?
Ответы детей: Отливка.
Воспитатель: Что мы должны сделать в конце работы в лаборатории?
(дети моют руки, снимают фартуки и убирают всё на своё место).
Список литературы
- Грибовская, А.А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации: конспекты занятий/ А.А. Грибовская.- М.: Скрипторий, 2008;
- Интернет ресурс; Мастер – класс «Изготовление поделок из гипса» http://info.z-pdf.ru/32psihologiya/220987-1-metodist-uso-pni-10-soderzhanie-str-cel-zadachi-master-klassa-oborudovanie-dlya-provedeniya-master-klassa3-ch.php ;
- Наглядно – дидактическое пособие «Поделки из гипса». Ярославль, 2007
- Серия дошкольного образования, «Вдохновение». Проекты в области естественных наук, математики и техники для дошкольников. Под редакцией профессора В.Е. Фтенакиса, 2018;
- Нищева Н.В. Опытно – экспериментальная деятельность в ДОУ Конспекты занятий в разных возрастных группах. – СПб.: ООО «Издательство «Детство – Пресс», 2016;
- Финк М. Серия дошкольного образования, «Вдохновение». Творческая мастерская в детском саду. Рисуем, лепим, конструируем. Редактор Лыкова Ирина Александровна. 2020:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект зимней прогулки в средней группе "Сюрприз от Матушки-Зимы"
Зимняя прогулка на закрепление признаков зимы с элементами физкультуры....
Сценарий праздника ко Дню матери во второй младшей - средней группе "Сюрпризы для мамы"
Материал пригодится педагогам в помощь при воспитании у детей любви и уважения к маме....
Сценарий квест-игры с детьми средней группы «Сюрприз от Деда Мороза»
Цель: развитие познавательной инициативы и самостоятельности у детей в процессе прохождения квеста.Задачи:побуждать к познавательно-исследовательской деятельности, благодаря погружению в различные игр...
Конспект открытого занятия по ФЭМП в средней группе "Сюрприз от Фиксика"
Конспект занятия по закреплению представлений детей 4-5 лет о форме предметов и знаний о геометрических фигурах....
Конспект занятия по ФЭМП средняя группа Сюрприз от Тетушки Совы
Цель: Закреплять знания полученные ранее.Задачи:Образовательные:• Закреплять умение считать в пределах 5.• Упражнять в умении ориентироваться в пространстве• Упражнять в умении раз...
Конспект занятия по ФЭМП в средней группе «Сюрприз для мамы»
Конспект занятия по ФЭМП в средней группе «Сюрприз для мамы»Цель:закреплять представление о том, что результат счета не зависит от величины предметов, закрепить знания в счете до 5.Задачи:...
Конспект итогового интегрированного занятия в средней группе "Сюрприз от Волшебника"
обобщение и закрепление знаний у детей средней группы по пройденному материалу за учебный год....