Консультация для воспитателей "Формирование элементарных математических представлений через использование дидактических игр"
консультация
Консультация для педагогов "Формирование мктематтческих представлений через использование дидактических игр"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_2.docx | 18.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей:
«Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через использование дидактических игр»
Подготовила воспитатель:
Борисова Елена Валерьевна
Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.
Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности.
(В А. Сухомлинский)
Цель: повышение уровня знаний педагогов по формированию элементарных математических представлений
Задачи:
1. Познакомить педагогов с нетрадиционными технологиями применения игр в работе по ФЭМП.
2. Вооружить педагогов практическими навыками проведения математических игр.
3. Представить комплекс дидактических игр по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.
Актуальность проблемы: в математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста.
Уважаемые коллеги!
Развитие умственных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольник с развитым интеллектом быстрее запоминает материал, более уверен в своих силах, лучше подготовлен к школе. Главная форма организации – игра. Игра способствует умственному развитию дошкольника.
Развитие элементарных математических представлений - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника. В соответствии с ФГОС дошкольное образовательное учреждение является первой образовательной ступенью и детский сад выполняет важную функцию.
Говоря об умственном развитии дошкольника, хотелось показать роль игры как средство формирования познавательного интереса к математике у детей дошкольного возраста.
Игры с математическим содержанием развивают логическое мышление, познавательные интересы, творческие способности, речь, воспитывают самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели, преодолении трудностей.
Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно, с ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша. Играя, ребенок может приобретать, новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом. К важнейшим свойствам игры относят тот факт, что в игре дети действуют так, как действовали бы в самых экстремальных ситуациях, на пределе сил преодоления трудности. Причем столь высокий уровень активности достигается ими, почти всегда добровольно, без принуждения.
Место дидактической игры в структуре образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений определяется возрастом детей, целью, назначением, содержанием образовательной деятельности. Она может быть использована в качестве учебного задания, упражнения, направленного на выполнение конкретной задачи формирования представлений. В формировании у детей математических представлений широко используются занимательные по форме и содержанию разнообразные дидактические игровые упражнения.
Дидактические игры делятся на:
- игры с предметами
- настольно-печатные игры
- словесные игры
Дидактические игры по формированию математических представлений условно делятся на следующие группы:
- игры с цифрами и числами
- игры путешествие во времени
- игры на ориентирование в пространстве
- игры с геометрическими фигурами
- игры на логическое мышление
Игры с цифрами и числами.
Упражняем детей в прямом и обратном счете, закрепляем порядок следования чисел, представление о соответствии между количеством, числом и цифрой, активизируем умственную деятельность. Дети очень любят играть в различные виды словесных игр с использованием мяча или воздушного шара. « Что длиннее» (носки короткие, а гольфы…, платье длинное, а юбка… и т. д). «Числовые домики» (развитие знаний о составе числа). « Считай, не ошибись», « Исправь ошибку», «Веселый счет».
Игры путешествие во времени.
Уточняют и закрепляют временные понятия. Здесь дети тоже любят игры с мячом. «Утро, день, вечер, ночь», «Лови, бросай, дни недели называй» Здесь мы поочередно перекидываем или перекатываем мяч, говоря названия дней недели, частей суток и т.д. Или один ребенок набивает мяч от пола, произнося названия, а затем передает другому для продолжения.
Игры на развитие пространственных представлений детей.
«Кто первым отыщет игрушку?» По просьбе сказочного героя, ребятам надо найти игрушку в групповой комнате по словесной инструкции. (от стола пройти 3 шага вправо, 2 прямо и т.д.) Дети выполняю задание, находят игрушку.
« Веселые ладошки».
Задания:
- сколько ладошек (желтого, красного, синего, зеленого) цвета?
- сколько квадратов (желтого, зеленого, красного, синего) цвета?
- сколько ладошек в первом ряду смотрит вверх?
- сколько ладошек во втором ряду слева смотрит влево?
Игры с геометрическими фигурами.
Мы применяем для развития сенсорного восприятия, расширения представлений о геометрических фигурах и формах.
-« Помоги найти Карлсону лишнюю фигуру в каждом прямоугольнике».
- « Какой фигуры не достает в каждом ряду».
Логическое мышление.
И для развития логического мышления мы проводим такие игры как:
- Игра «Четвертый лишний» - развитие обобщения
Пирамида-матрешка-портфель-кукла
Чайник- кружка-колбаса-кастрюля
Мандарины-бананы-помидоры-лимоны.
- Игра «Назови слова» - упражнения на развитие гибкости ума.
( предложите ребенку назвать как можно больше слов, обозначающих какое-либо понятие)
Назови, слова, обозначающие деревья (береза, дуб, рябина, тополь)
Назови, слова, обозначающие овощи, фрукты.
Назови, слова, относящиеся к спорту (футбол, хоккей).
Все мы любим играть, некоторых даже не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся и учимся чему-то новому. Ребенок должен играть, даже когда делает серьезное дело. Вся его жизнь – это игра.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД с детьми 4-5 лет по развитию элементарных математических представлений с использованием дидактических игр на основе палочек Кюизенера.
Конспект НОД с детьми 4-5 лет по развитию элементарных математических представлений с использованием дидактических игр на основе палочек Кюизенера....
Формирование элементарных математических представлений через использование дидактических игр на развитие логического мышления - "Логические блоки Дьенеша"
Консультация для родителей...
Повышение познавательной мотивации дошкольников в процессе освоения элементарных математических представлений через использование игр и игрового занимательного материала.
В статье представлен опыт воспитателя МБДОУ детского сада №41 комбинированного вида Бородиной Людмилы Ивановны по развитию познавательных способностей детей с использованием математических игр и игров...
Конспект образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений через использование икт « В гости к Роби и Поби»
Конспект образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений через использование икт « В гости к Роби и Поби»...
Доклад из опыта работы Гаранжа Г.Б. по теме «Формирование элементарных математических представлений через использование дидактических игр»
В докладе представлен опыт работы педагога по использованию дидактических игр в формировании математических предствалений у дошкольников....
Формирование элементарных математических представлений через использование развивающей игры в свободной деятельности
В презентации представлен опыт работы по формированию ФЭМП у детей старшего дошкольного возраста через игру в свободной деятельности....
"Развитие элементарных математических представлений через использование дидактических и развивающих игр"
Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.Сегодня...