Повышение познавательной мотивации дошкольников в процессе освоения элементарных математических представлений через использование игр и игрового занимательного материала.
статья (подготовительная группа) на тему
В статье представлен опыт воспитателя МБДОУ детского сада №41 комбинированного вида Бородиной Людмилы Ивановны по развитию познавательных способностей детей с использованием математических игр и игрового занимательного материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Учим детей "играть в математику" | 59.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Повышение познавательной мотивации дошкольников в процессе освоения элементарных математических представлений через использование игр и игрового занимательного материала.
Бородина Людмила Ивановна,
воспитатель МБДОУ детского сада №41
комбинированного вида
г.о.г Шахунья
Нижегородской области.
За многолетнюю педагогическую деятельность я накопила достаточный опыт использования игр и игровых упражнений при обучении детей математике, И уверена, что с детьми нужно «играть в математику». Именно игры математического содержания помогают ребенку овладевать средствами и способами освоения математической культуры, дают возможность проявлять самостоятельность, реализовывать познавательный потенциал.
Изучая научную и методическую литературу, я отметила для себя, что и традиционные, и современные нестандартные подходы к математическому образованию детей предполагают занимательную деятельность, соответствующую интересам детей и их возрастным особенностям. А. А. Столяр предлагает обучающие игры с элементами информатики и моделирования, Никитины придумали игры на развитие конструктивного мышления и комбинаторных способностей, Дьенеш, Куизенер, Воскобович - создали логико – математические игры. В своей работе я целенаправленно использую серию методических пособий с игровым занимательным материалом З.А. Михайловой, М.Н.Поляковой, И.Н. Чеплашкиной, рекомендуемых программой «Детство».
Во время прохождения курсовой подготовки в 2015 году я уяснила для себя, что одна из основных целей современного дошкольного образования – формирование у ребенка познавательной мотивации, что развитие познавательных процессов обусловлено интересом ребенка к деятельности, что математическое развитие не самоцель, а часть общего, познавательного развития дошкольника. Я принимала участие в педсоветах и семинарах, на которых рассматривались вопросы использования игры в познавательном развитии. Получила для себя много полезного материала.
Современные дети живут и развиваются в эпоху информационной цивилизации, новых компьютерных технологий. В этих условиях математическое развитие дошкольников не может сводиться только к обучению счету, измерению и вычислению. В соответствии с ФГОС ДО посредством математического образования уже в дошкольном возрасте следует закладывать предпосылки успешной адаптации растущего человека к ускоряющимся процессам информатизации и технологизации общества, закладывать основы необходимой современному человеку математической культуры. Однако в реальном образовательном процессе этого не происходит. Во всех образовательных программах понятие «математическое развитие дошкольников» трактуется, в основном, как формирование и накопление математических знаний и умений. А Стандарт предполагает развитие у детей способности самостоятельно и творчески мыслить. Например, такая содержательная линия, как формирование у дошкольников алгоритмических умений, почти не рассматривается в современных образовательных программах, кроме программы «Детство».
Все известные педагоги и психологи сходятся во мнении, что знания лучше усваиваются детьми в активной деятельности, которая интересна для них, и, которая опирается на предметно-чувственную деятельность. Такой деятельностью является игра. М.Я. Гальперин, например, говорил, что облечённая в игровую форму обучающая задача, благодаря игровым действиям и правилам позволяет ребенку непреднамеренно усваивать определённую «порцию» познавательного содержания. Е.И. Тихеева писала о том, что знания в виде способов действий и соответствующих им представлений ребёнок первоначально получает вне игры, а в играх создаются благоприятные условия для их уточнения, закрепления, систематизации. Исходя из вышесказанного можно сделать вывод: познавательная и игровая деятельность детей взаимосвязаны и взаимозависимы.
Я предположила, что можно успешно реализовать заложенный природой познавательный потенциал детей через использование игр и игрового занимательного материала математического характера. На основе развития познавательных потребностей предполагала мотивировать детей к разным видам деятельности, которые помогут им овладеть средствами и способами математической культуры, дадут возможность проявлять самостоятельность и творчество, реализовать позицию субъекта в процессе математической деятельности. Я заметила, что математические игры и игровой занимательный материал позволяют сконцентрировать внимание и вызвать интерес даже у самых несобранных детей. В начале их увлекали только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждался интерес и к самому предмету обучения - к математике.
Накопленный интеллектуальный опыт детей моей группы был достаточно объемным, но неупорядоченным, неорганизованным. Необходимо было направить его в нужное русло, сформировать частные и обобщенные способы познания при помощи игр и познавательного общения. Для меня было важным с самого начала так организовать работу, чтобы каждый этап был ступенькой к следующему.
Первый этап - исследовательский: изучение научной и методической литературы, передового опыта по проблеме; исследование уровня развития познавательных возможностей у детей 7-го года жизни.
Второй этап - организационный: разработка системы использования игр и игрового занимательного материала математического характера для развития познавательной мотивации детей 7-го года жизни.
Третий этап - практический: создание условий для развития познавательной мотивации у детей с помощью построения особой математической среды и организации игрового взаимодействия детей, педагогов и родителей.
Четвертый этап – рефлексивный: подведение итогов, обобщение результатов,
определение перспектив дальнейшей работы.
Исследование уровня произвольного внимания детей предполагало использование графических диктантов. Они же помогали выяснить, есть ли у детей понимание алгоритмов и обобщенных способов действий. Кроме того, я использовала методики, направленные на определение познавательных потребностей детей и особенностей мотивационных предпочтений в выборе деятельности:
Д.Б. Эльконин: «Графический диктант» рисование по клеткам.
Показатель: самостоятельное продолжение узора (понимание алгоритма);
Л.И. Цеханская: «Узор»
Показатель: понимание обобщенных способов действия;
А.Л. Венгер: «Образец и правило»
Показатель: нахождение единственно правильного решения;
Е.Э.Кригер «Волшебный цветок» (изучение мотивации)
Показатель: особенности мотивационных предпочтений в выборе деятельности;
Н.И. Ганюшенко, В.С. Юркевич «Сказка»
Показатель: степень любознательности ребенка;
А.М. Прихожан «Таинственное письмо»
Показатель: познавательные потребности ребенка.
Диагностика показала, что любознательность определяется средне-высоким уровнем по методике «Сказка», произвольное внимание по методике «Узор» и «Волшебный цветок» - средне-низким уровнем, а вот познавательная потребность по методике «Таинственное письмо» показывает высокий уровень. Это значит, что познавательный потенциал детей достаточно высок.
Создание среды, наполненной математическим содержанием являлось важнейшим условием поддержания и развития познавательного интереса к математическим объектам и явлениям. Наибольшее внимание детей вначале вызывали математические компьютерные игры, затем дети увлеклись головоломками, составлением и решением ребусов и кроссвордов. Я постаралась организовать общение с детьми через создание игровых ситуаций математического содержания. Эти ситуации использовались по единой схеме: вначале игровой сюжет с кратким изложением основных событий, предлагаемый дидактический материал, затем решение игровой задачи в процессе развития сюжета. Во время решения игровой задачи дети изготавливали недостающий дидактический материал, использовали предметы-заместители, модели, знаки, маркеры, муляжи.
Особый интерес у детей вызвало создание лепбуков. Лэпбук - это сравнительно новое средствo oбучения, соответствующее требованиям и целям обучения и воспитания в условиях реализации ФГОС ДО. Лепбук – это по сути проект, который «учит учиться». Принимая участие в создании лэпбуков, наши дети становились активными в выборе содержания своего образования, учились собирать информацию, имели возможность проявить себя. Лепбук обеспечивал свободное общение и перемещение детей во время деятельности, открытый временной конец деятельности, когда каждый работал в своем темпе. Содержание лепбуков мы постоянно пополняем новым материалом, придумываем новые способы компактного хранения информации. Наши математические лепбуки полифункциональны, например, лепбуки «Число 3», «Число5», «Число 7» мы используем для развития речи и ознакомления с художественной литературой.
Чтобы дети могли без перегрузок и напряжения усвоить многое из того, чему можно научиться с помощью игр математического характера, я постаралась включить эти игры во все виды детской деятельности, привлечь к совместной деятельности по развитию познавательных и интеллектуальных способностей детей их родителей. Например, для родителей было проведено открытое занятие «Математическая викторина», которое помогло убедить их в необходимости использования игр в обучении математике.
На занятиях использовались: дидактические игры с элементами информатики и моделирования, игры-путешествия, компьютерные игры, схемы и алгоритмы, математические физкультминутки, математические эстафеты и др.
В совместной деятельности педагога и детей: создание математических лепбуков, моделирование, конструирование, изодеятельность, математические досуги, интеллектуальные игры и др.
В самостоятельной деятельности детей преобладали: познавательно-игровая деятельность: игры-головоломки, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры с математическим и экономическим содержанием и др.
Взаимодействие с семьями воспитанников успешно осуществлялось через: проведение шашечных турниров, математических викторин, создание головоломок, ребусов, игр математического характера и др.
Вместе с детьми мы придумывали и изготавливали дидактические игры, Это игры с цифрами и числами, игры путешествия во времени, игры на ориентировку в пространстве, игры с геометрическими фигурами, логико-математические игры. Каждая игра выполняла свое назначение. Например, игра «Числовое дерево» помогла детям освоить состав числа.
Я использовала методы и приемы, которые можно условно разделить на две группы: активные и интерактивные. Активные методы предполагали активизацию самостоятельности детей в освоении математической культуры. Дети увлеченно использовали пособия и игры математического центра. Это игры на плоскостное и объемное моделирование, игры, развивающие логико – математическое мышление, экспериментирование с сыпучими и жидкими веществами и другие.
Интерактивное общение сопровождало совместную деятельность педагога и детей, взаимодействие воспитателя с детьми по созданию игрового поля, развитию и обогащению игровых сюжетов, творческих проявлений детей в разных видах деятельности.
Я старалась обеспечить интеграцию математической деятельности ребенка в его самостоятельную деятельность. Например, игра в «Супермаркет»: я только вначале помогала детям в создании игрового поля, а затем они сами обогащали сюжетную линию - изготавливали ценники, чеки, на которых писали название продукта, вес и цену, пересчитывали и записывали количество товаров.
Игра в шашки – одна из самых популярных в нашей группе. Эта игра развивает у детей логическое мышление, пространственное воображение, смекалку, сообразительность, умение планировать очередной ход, вырабатывают умение мыслить абстрактно. Мы проводим шашечные турниры и между своими детьми, и между группами детского сада. На муниципальном соревновании по шашкам наши дети выступили очень успешно, заняли призовые места.
Обучающие компьютерные игры математического содержания помогали
обогатить знания детей большим количеством знаний, развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально - умение самостоятельно приобретать новые знания. Применение компьютерной техники позволило сделать обучение математике привлекательным и по-настоящему современным видом детской деятельности. Использование мультипроектора позволило усилить мотивацию познавательной деятельности, т.к. цвет, графика, звук, позволяют моделировать различные ситуации и сюжеты. Игровые компоненты, включенные в математические мультимедиа- программы, активизируют познавательную деятельность дошкольников и улучшают усвоение материала.
Мне удалось привести в систему работу по использованию игрового математического материала в развитии познавательных способностей детей,
создать модель организации образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений через создание условий и совместную деятельность взрослых и детей. Была сформирована картотека математических игр, разработан новый дидактический игровой материал. Все это явилось новой практикой в нашем детском саду и помогло педагогам систематизировать работу по приобщению детей к математической культуре и развитию познавательных интересов.
Оценивая результаты проведенной работы, я еще раз убедилась, что использование игр и игрового математического материала в обучении математике, приобщении к математической культуре, повышает эффективность педпроцесса, уменьшает время на изучение учебного материала, превращает процесс обучения в творческое и увлекательное занятие. При контрольном обследовании заметна положительная динамика изменения уровня познавательной активности детей. Существенно повысились показатели уровня произвольного внимания по методикам «Узор» и «Волшебный цветок», Любознательность со средне-высокого уровня по методике «Сказка» поднялась на высокий, а познавательная потребность стала еще выше, что проявилось в желании детей самостоятельно искать разные подходы к выполнению заданий, осуществлять деятельность, используя активные поисковые, исследовательские действия, соотносить их с результатом, объективно оценивая его. Именно этого требует Федеральный стандарт.
Литература.
Венгер Л.А. «Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания», М.: Педагогика, 1986
возраста. - М.: Просвещение, 1974
З.А.Михайлова, М.Н.Полякова, И.Н. Чеплашкина «Математика – это интересно», С-Пб, «Детство-пресс», 2015
З.А.Михайлова, М.Н.Полякова - «Первые шаги в математику»,
С-ПБ, «Детство-пресс», 2000
Е.А. Носова, Р.Л. Непомнящая «Логика и математика для дошкольников»,
С-ПБ, «Детство-пресс», 2000
Э.В. Онищенко Развитие «метода Тихеевой» в практике современного
детского сада, СПб. 1996. URL: http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-01 (дата обращения 27.11.2016.)
Н.И. Гуткина «Психологическая готовность к школе» С-ПБ, «Питер», 2004 http://scicenter.online/pedagogika-psihologiya/g97
Т.И. Бабаева,3 А.Г. Гогоберидзе, М.В. Крулехт и др. авторы – «Мониторинг в детском саду» С-ПБ, «Детство-пресс», 2011
Е.Блохина, Т.Лиханова «Лэпбук – «наколенная книга» Обруч № 4 2015 год.
А.А. Смоленцева Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием – М.: Просвещение, 1993
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Повышение мотивации дошкольников в формировании элементарных математических представлений посредством использования развивающих игр.
Данная статья раскрывает опыт Русаковой Оксаны Ярославовны, воспитателя МДОАУ д/с № 20 г. Свободного, над повышением мотивации дошкольников при формировании элементарных математических представлений ч...
Формирование элементарных математических представлений через использование дидактических игр на развитие логического мышления - "Логические блоки Дьенеша"
Консультация для родителей...
Конспект образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений через использование икт « В гости к Роби и Поби»
Конспект образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений через использование икт « В гости к Роби и Поби»...
Формирование элементарных математических представлений с использованием дидактических игр и наглядного материала с детьми дома.
Формирование элементарных математических представлений с использованием дидактических игр и наглядного материала с детьми дома....
Доклад из опыта работы Гаранжа Г.Б. по теме «Формирование элементарных математических представлений через использование дидактических игр»
В докладе представлен опыт работы педагога по использованию дидактических игр в формировании математических предствалений у дошкольников....
Формирование элементарных математических представлений с использованием дидактических игр и наглядного материала.
Формирование элементарных математических представлений с использованием дидактических игр и наглядного материала....
Формирование элементарных математических представлений через использование развивающей игры в свободной деятельности
В презентации представлен опыт работы по формированию ФЭМП у детей старшего дошкольного возраста через игру в свободной деятельности....