Статья из опыта работы "Событийность как основа формирования детско - взрослых сообществ в ДОУ"
статья
В статье представлен опыт работы по формированию детско - взрослых сообществ в образовательном процессе детского сада.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_iz_opyta_raboty_.docx | 321.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья из опыта работы:
«Событийность как основа формирования детско – взрослых сообществ в воспитательной системе ДОУ»
Искусство воспитания имеет ту особенность,
что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным,
а иным - даже легким, и тем понятнее и легче кажется оно,
чем менее человек с ним знаком теоретически или практически.
Ушинский К. Д.
Всестороннее воспитание ребенка должно начинаться с самых ранних лет жизни, и ведущая роль в этом на сегодняшний день принадлежит дошкольным учреждениям — первому звену в системе образования. Дошкольное детство — короткий, но особенно важный период становления личности. Именно в дошкольном детстве (как ни в какой другой период) взрослый пользуется огромным авторитетом у ребенка, оказывает решающее влияние на его психическое развитие. Взрослый всегда является для ребенка не только носителем средств и образцов действия, но и живой, уникальной личностью, воплощающей свои индивидуальные мотивы и смыслы. Он является для ребенка как бы олицетворением тех ценностных и мотивационных уровней, которыми ребенок еще не обладает. На эти уровни он может подняться только вместе со взрослым — через общение, совместную деятельность и общие переживания.
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде (ст. 2, п. 2, в редакции Федерального закона «Об образовании в РФ» от 31.07.2020 N 304-ФЗ).
Общая цель воспитания в ДОО – личностное развитие дошкольников и создание условий для их позитивной социализации на основе базовых ценностей российского общества.
Одна из идей концептуального обновления модели воспитания в образовательных организациях на сегодняшний день связана с организацией воспитательного процесса, и одной из форм здесь является событийный подход.
Событийный подход позволяет варьировать направления, формы воспитания и проектировать их в зависимости от интересов и социальных особенностей детско-взрослого сообщества. Главное – технологично включать детей и окружающих взрослых в сферу практических действий, где на основе реализуемых воспитательных событий оказывается воспитательное воздействие на личностное развитие дошкольников, изменяет его систему ценностей.
Сущность воспитательного события заключается в том, что организуются специальные условия для создания «продукта совместной деятельности», в ходе которого дети, совместно с педагогами и родителями проживают значимое событие, проявляют инициативу, самостоятельность, получают опыт, знания, впечатления.
Понятие «со-бытие» заключает в себе такие значения, как соделанье, соучастие, сосуществование, сопереживание, соуправление. Событие, значит жить вместе друг с другом, а не просто рядом. Организуемая воспитательная работа должна способствовать тому, чтобы группа, весь детский сад становились семьей, дружной и сплоченной.
Событие случается только в рамках СО-бытия ребенка со взрослым (с педагогом, родителями, взрослыми, работающими в социокультурных учреждениях, старшими ребятами, школьниками), со сверстниками. Поэтому событийный подход рассматривает воспитание дошкольников как совместное бытие окружающих взрослых и детей, их взаимодействие и сотрудничество, то есть создание детско – взрослых сообществ.
Результативность воспитательно – образовательного процесса в ДОУ напрямую зависит от характера взаимоотношений между субъектами образовательных отношений. Создание детско – взрослых сообществ в нашем дошкольном учреждении связано с постоянным поиском современных форм для эффективного взаимодействия с семьями воспитанников и определение новых перспектив сотрудничества и партнёрства. Поэтому событийный подход как основа формирования детско – взрослых сообществ в реализации образовательного процесса ДОУ мы взяли за основу.
В нашем детском саду организация деятельности детско- взрослых сообществ в рамках реализации событийного подхода происходит поэтапно:
1 этап – ознакомительно – организационный.
Здесь педагог погружает детей в тему предстоящего события, используя самые разные методы и приёмы: беседы, проблемные ситуации, посещение выставки, внесение иллюстраций, просмотр презентации и т.д. В социальных группах и интернет – сообществах, а также при очных встречах с родителями педагоги знакомят их с предстоящей работой в группе с детьми по теме события, мотивируют на обсуждение планирования деятельности и реализации намеченного плана при участии родителей, на вхождение семьи в детско – взрослое сообщество в рамках реализации воспитательного события.
От проведения этого этапа зависит, насколько интересным и значимым окажется само событие для дошкольников и их родителей;
2 этап — подготовительный
В процессе подготовки к событию у детей происходит накопление опыта, который может быть востребован при наступлении самого события. На этом этапе реализуются проекты, проводятся эксперименты, составляются творческие рассказы детьми, создаются игровые ситуации, организуется совместная продуктивная деятельность. В работе с родителями здесь педагоги предлагают своё участие в качестве поддержки семьи, помощника, куратора. Родители могут задавать вопросы, консультироваться с педагогом. Воспитатели дают рекомендации о включении ребёнка в работу по организации детской деятельности дома в рамках подготовки к предстоящему событию.
3 этап —проведение события
Конечно, событие проводится по сценарию, разработанному педагогами. Но неожиданность и сюрпризность, яркая наглядность, музыкальное сопровождение, атмосфера совместности, творческих проявлений участников помогает педагогам привлечь внимание детей и вызвать интерес к происходящему. При проведении события каждый участник детско – взрослого сообщества может испытывать чувство удовлетворения, ситуацию успеха, от того, что внёс свой вклад в общее дело.
4 этап — рефлексивный
В процессе обсуждения после проведения события ребята обсуждают с педагогами что было самым интересным, радостным, значимым в прошедшем мероприятии. Также обсуждение происходит с родителями воспитанников, где участники образовательных отношений делятся впечатлениями. Здесь каждый видит свой вклад в общее дело и может оценить его значение.
Разберём пример организации детско – взрослого сообщества на реализованном событии в нашем детском саду, посвященном детскому писателю Корнею Ивановичу Чуковскому, которому 31 марта 2022 года исполнилось 140 лет со дня рождения. В связи с этим в ДОУ с помощью социального партнёра – библиотеки, была организована книжная выставка "Сказочный мир К.И. Чуковского". Посещая выставку, дети совместно с воспитателями, с родителями знакомились с жизнью и творчеством К.И. Чуковского, вспоминали любимые произведения, знакомились с новыми, рассматривали иллюстрации. Также дети и родители узнали, что в Московской области есть памятники самых известных сказочных героев К.И. Чуковского "Айболиту", "Мухе-цокотухе", "Мойдодыру".
В рамках подготовки к предстоящему событию дети играли в дидактические игры «Угадай из какой сказки иллюстрация», «Узнай героя сказки по описанию», «Испорченный телефон», драматизировали сюжеты сказок «Айболит», «Мойдодыр», рисовали наиболее понравившихся персонажей из сказок К.И. Чуковского в детском саду и дома, изготовили книжки- малышки совместно с родителями. В детском саду была оформлена выставка детских творческих работ, изготовленных как в детском саду с педагогами, так и дома совместно с родителями. Также родителям было предложено совместно с детьми принять участие в онлайн – викторине и узнать, на сколько хорошо они знакомы с произведениями К.И. Чуковского.
Событием по теме стал литературный праздник «Путешествие по сказкам дедушки Корнея». Дети на празднике не только веселились, отгадывали загадки по сказкам К.И. Чуковского, выполняли задания, но и сами побывали в роли героев хорошо знакомых сказок. Каждая возрастная группа совместно со своими воспитателями подготовили театрализованные представления по отрывкам из сказок любимого сказочника. Так ребята младшей группы подготовили инсценировку сказки «Цыплёнок», ребята средней группы фрагмент сказки «Айболит», старшая группа показала фрагмент сказки «Бармалей», а подготовительная «Путанница». Все дети на празднике были очень внимательными, с интересом смотрели выступления друг друга.
При обсуждении совместно проделанной работы все участники образовательных отношений высказывали положительные отзывы, так как они видели и осознавали свой вклад в общее дело в рамках реализации данного события. Ведь взрослые совместно с детьми познавали новое, узнали интересные факты, реализовали свой творческий потенциал, а главное увидели результат своей совместной деятельности с ребёнком.
Подводя итоги, отметим что
- событийный подход как основа формирования детско – взрослых сообществ в ДОУ позволил нам сделать жизнь детского сада интересной, позитивной, открытой;
- организованные события создавали целостное единство воспитательно – образовательного процесса в ДОУ, где отражается картина всего изученного, приобретённого, накопленного, сформированного в творческой, культурной, эмоциональной сфере;
- событийный подход повысил интерес педагогов и родителей к проблеме воспитания дошкольников.
Используемые источники
1. Задворная М.С., Литвинова Н.В. Создание детско - взрослого сообщества как условие реализации педагогического проекта в дошкольном образовательном учреждении//Санкт-Петербургский образовательный вестник. – 2018.- № 3 (19). - С. 55-59.
2. Крылова Н.Б. Условия проявления событийности образования // Событийность в образовательной и педагогической деятельности / Под ред. Н.Б. Крыловой, М.Ю. Жилиной. М., 2010. (Новые ценности образования. Вып. 1 (43). С. 147–155
3. Куликова, М. В. Современный педагог ДОУ / М. В. Куликова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 6 (296). — С. 205-206. — URL: https://moluch.ru/archive/296/67237/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль детско-взрослого сообщества в формировании здорового образа жизни у детей
Статья о взаимодействии семьи и детского сада...
Детско-взрослое сообщество «Народная тряпичная кукла»
Цель: Привить интерес и любовь к русской тряпичной кукле как к виду народного художественного творчества.Задачи: 1.Познакомить с изготовлением традиционной куклы. 2. Через игрушку познакомить с ...
Народные праздники - основа формирования детско-взрослой нравственной общности
Доклад на методическом объединении педагогов (из опыта работы)...
РОЛЬ ДЕТСКО – ВЗРОСЛОГО СООБЩЕСТВА В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ
В центре работы по полноценному физическому развитию и оздоровлению детей должны находиться семья и детский сад как две основные социальные структуры, которые и определяют уровень здоровья ребён...
"Развитие межпоколенных детско-взрослых сообществ в ДОУ"
Возможности использования межпоколенных детско-взрослых сообществ в ДОУ....
Детско-взрослое сообщество "Мой любимый детский сад!"
Детско-взрослое сообщество "Мой любимый детский сад!"...
«Тимбилдинг - как способ формирования детско – взрослого сообщества в образовательном процессе ДОУ»
Интеллектуальная игра "Что ? Где? Когда? Создание условий для развития навыка командообразования у детей с родителями....