Детско-взрослое сообщество «Народная тряпичная кукла»
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) по теме

андреева валентина владимировна

 

Цель: Привить интерес и любовь к русской тряпичной кукле как к виду народного художественного творчества.

Задачи: 1.Познакомить с изготовлением традиционной куклы. 2. Через игрушку познакомить с историей и традициями на Руси.  3. Учить работать руками, развивать мелкую моторику рук.  5. Развивать индивидуальные творческие способности.  6. Прививать уважение к традициям семьи.  7. Воспитывать любовь и уважение народной культуре.  8. Воспитывать эмоциональную отзывчивость и положительный настрой на данный вид деятельности.

Ход мероприятия: (слайд 1)

- Дети, вы любите играть? Посмотрите, сколько у нас игрушек в группе и все они разные. Кто же их делал? (Ответы детей).

Отгадайте загадку :

Что все это значит?

Дочка, а не плачет;

Спать уложишь – будет спать

День, и два, и даже пять.        

Платья носит,

Есть не просит,

Всегда послушна,

Но с ней не скучно. (слайд 2)

-В старину из чего могли делать кукол? (слайд 3,4)

Народные куклы делились на три группы:

Куклы-обереги,

Обрядовые куклы,

Игровые куклы. (слайд 5)

Куклы-обереги. Куклы-обереги передавались от матери к дочери, они были наделены особой силой, энергией семьи и помогали своим новым хозяевам во время невзгод, спасали от нечистой силы, приносили в дом счастье.  Кукла на счастье. Свое назначение она получила благодаря своей длинной косе – символ женского начала. Считается, что если носить такую куклу с собой – тебе будет сопутствовать успех и найдешь свое счастье.  Пеленашка. Самый первый оберег младенца. Его делали перед появлением малыша с мыслями и молитвами о нем. Такая кукла оберегала сон малыша. (слайд 6)

Обрядовые куклы.  Обрядовых кукол очень почитали, ставили их в избе в красный угол. Они имели религиозное значение. Считалось раньше, что кукла «Плодородие» помогала иметь достаток и хороший урожай. Так же эту куклу называли Московка, Седьмая Я (семья). Кукла имеет шесть детей, привязанных к поясу. Неразлучники. Это свадебная кукла. Мужская и женская фигура символично объединены общим плечом, чтобы дела вместе делались, и друг на друга положиться можно было. (слайд 8)

Игровые куклы.  Игровые куклы предназначались для забавы детям. В старину, в русской деревне, любимой игрушкой была кукла, сделанная из тряпок.  Куклам приписывались волшебные различные свойства: считалось, что они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю. Многие куклы – талисманы бережно хранились в семье, передавались из поколения в поколение вместе с традиционными приёмами их изготовления.    (слайд 7)

- Сегодня мы будем делать куклу из ткани. Я открою волшебный сундучок и достану оттуда свою куклу. Такая красавица пришла к нам из старины.

- Из чего она сделана?

- Скажите, во что одета кукла? Посмотрите, из чего еще делали кукол (из соломы, лоскутиков, веток и даже полена). Их называли незатейливо: благополучница, зернушка, подорожница. Объединяет эти игрушки любовь и трудолюбие рукодельниц. А вы знаете пословицы о труде? (слайд 9)

- Уменье и труд все перетрут.

- Дело мастера боится.

- За много дел не берись, а в одном отличись.

- Без терпенья нет уменья.

- Какие труды, такие и плоды.

- Какова пряха, такова на ней рубаха.

 

- Молодцы! Я знаю, что вы старательные, трудолюбивые и теперь у нас точно все получится.

- Посмотрите на этот старинный платок. На нем закреплена поэтапная схема выполнения изделия. Вначале на середину белого лоскутка мы положим комочек ваты. Затем туго обвяжем его тканью с помощью нитки. Это будет голова куколки. Расправим уголки ткани по сторонам и завяжем ниткой – получились «ручки». А свободную часть лоскутика перевяжем примерно посередине. Перед тем как начать работу, выполним разминку.

Куклы вместе громко топают, посмотри!

И в ладоши звонко хлопают раз-два-три!

Куклам весело, вертят куколки головой!

Ой, как весело, ой, как весело, ой-ой-ой!

 

- Приступим к работе.

Практическая часть: изготовление куклы. Помощь по необходимости индивидуально.

Итог работы: Вот мы и справились с работой.  Вот такие были куклы. И это лишь малая часть из всего того многообразия. Все они несли в себе магическое действие. Конечно, кто-то может сказать, что все это вымысел, но люди верили в это. Эти знания жили очень долго и передавались из поколения в поколение. Если человек хочет верить и видеть силу, как кажется на первый взгляд, в простенькой куколке, то эта кукла и станет для него магичной. 

Игра в кругу «Подарки»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tsel.doc31 КБ
Microsoft Office document icon detsko.doc301.5 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: Привить интерес и любовь к русской тряпичной кукле как к виду народного художественного творчества.

Задачи: 1.Познакомить с изготовлением традиционной куклы. 2. Через игрушку познакомить с историей и традициями на Руси.  3. Учить работать руками, развивать мелкую моторику рук.  5. Развивать индивидуальные творческие способности.  6. Прививать уважение к традициям семьи.  7. Воспитывать любовь и уважение народной культуре.  8. Воспитывать эмоциональную отзывчивость и положительный настрой на данный вид деятельности.

Ход мероприятия: (слайд 1)

- Дети, вы любите играть? Посмотрите, сколько у нас игрушек в группе и все они разные. Кто же их делал? (Ответы детей).

Отгадайте загадку :

Что все это значит?

Дочка, а не плачет;

Спать уложишь – будет спать

День, и два, и даже пять.        

Платья носит,

Есть не просит,

Всегда послушна,

Но с ней не скучно. (слайд 2)

-В старину из чего могли делать кукол? (слайд 3,4)

Народные куклы делились на три группы:

Куклы-обереги,

Обрядовые куклы,

Игровые куклы. (слайд 5)

Куклы-обереги. Куклы-обереги передавались от матери к дочери, они были наделены особой силой, энергией семьи и помогали своим новым хозяевам во время невзгод, спасали от нечистой силы, приносили в дом счастье.  Кукла на счастье. Свое назначение она получила благодаря своей длинной косе – символ женского начала. Считается, что если носить такую куклу с собой – тебе будет сопутствовать успех и найдешь свое счастье.  Пеленашка. Самый первый оберег младенца. Его делали перед появлением малыша с мыслями и молитвами о нем. Такая кукла оберегала сон малыша. (слайд 6)

Обрядовые куклы.  Обрядовых кукол очень почитали, ставили их в избе в красный угол. Они имели религиозное значение. Считалось раньше, что кукла «Плодородие» помогала иметь достаток и хороший урожай. Так же эту куклу называли Московка, Седьмая Я (семья). Кукла имеет шесть детей, привязанных к поясу. Неразлучники. Это свадебная кукла. Мужская и женская фигура символично объединены общим плечом, чтобы дела вместе делались, и друг на друга положиться можно было. (слайд 8)

Игровые куклы.  Игровые куклы предназначались для забавы детям. В старину, в русской деревне, любимой игрушкой была кукла, сделанная из тряпок.  Куклам приписывались волшебные различные свойства: считалось, что они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю. Многие куклы – талисманы бережно хранились в семье, передавались из поколения в поколение вместе с традиционными приёмами их изготовления.    (слайд 7)

- Сегодня мы будем делать куклу из ткани. Я открою волшебный сундучок и достану оттуда свою куклу. Такая красавица пришла к нам из старины.

- Из чего она сделана?

- Скажите, во что одета кукла? Посмотрите, из чего еще делали кукол (из соломы, лоскутиков, веток и даже полена). Их называли незатейливо: благополучница, зернушка, подорожница. Объединяет эти игрушки любовь и трудолюбие рукодельниц. А вы знаете пословицы о труде? (слайд 9)

- Уменье и труд все перетрут.

- Дело мастера боится.

- За много дел не берись, а в одном отличись.

- Без терпенья нет уменья.

- Какие труды, такие и плоды.

- Какова пряха, такова на ней рубаха.

- Молодцы! Я знаю, что вы старательные, трудолюбивые и теперь у нас точно все получится.

- Посмотрите на этот старинный платок. На нем закреплена поэтапная схема выполнения изделия. Вначале на середину белого лоскутка мы положим комочек ваты. Затем туго обвяжем его тканью с помощью нитки. Это будет голова куколки. Расправим уголки ткани по сторонам и завяжем ниткой – получились «ручки». А свободную часть лоскутика перевяжем примерно посередине. Перед тем как начать работу, выполним разминку.

Куклы вместе громко топают, посмотри!

И в ладоши звонко хлопают раз-два-три!

Куклам весело, вертят куколки головой!

Ой, как весело, ой, как весело, ой-ой-ой!

- Приступим к работе.

Практическая часть: изготовление куклы. Помощь по необходимости индивидуально.

Итог работы: Вот мы и справились с работой.  Вот такие были куклы. И это лишь малая часть из всего того многообразия. Все они несли в себе магическое действие. Конечно, кто-то может сказать, что все это вымысел, но люди верили в это. Эти знания жили очень долго и передавались из поколения в поколение. Если человек хочет верить и видеть силу, как кажется на первый взгляд, в простенькой куколке, то эта кукла и станет для него магичной.  

Игра в кругу «Подарки»

Детско-взрослое сообщество

«Народная тряпичная кукла»

Выполнили воспитатели

старшей группы №11

Андреева В.В.

Трущелева Е.В.



Предварительный просмотр:

Детско-взрослое сообщество «Народная тряпичная кукла»

Прежде чем приступить к работе, мы делаем разминку!

Сначала делаем голову, руки. 

Так увлекательно!

Теперь украшаем наших куколок!

Вот такие красавицы у нас получились!!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для родителей по изготовлению народной тряпичной куклы-оберега «Мамина кукла»

         От того, что окружает ребенка в детстве, зависит то, каким взрослым он станет. Игрушки, в которые играет ребенок - не исключение.Каждый из нас помнит свою люби...

Консультации "История возникновения русской тряпичной куклы" и «Роль куклы в воспитании дошкольников»

Кукла известна с глубокой древности, остается вечно юной. На неё не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых. Кукла не рождается сама, её создаёт человек. Являясь час...

Консультация и мастер-класс для родителей «Народные тряпичные куклы. Кукла Столбушка.»

Познакомить родителей с историей русской тряпичной куклы, её многофункциональностью. Объяснить, в чём ценность народной куклы в настоящее время. Научить делать куклу Столбушку....

Стендовый доклад Тема: «Развитие коммуникативно-речевых навыков дошкольников с нарушениями речи средствами народных тряпичных кукол» Проект «Волшебный мир тряпичной куклы»

Проект направлен на реализацию цели основной образовательной программы дошкольного образования, в части, формируемой участниками образовательных отношений: объединение обучения и воспитания детей в це...

Конспект Мастер-класса Изготовление тряпичной народной куклы-оберега «На счастье» Тема: «Изготовление тряпичной куклы-оберега Ангела».

НАЗНАЧЕНИЕ: Кукла АНГЕЛ предназначена для украшения новогодней ёлки,а также в качестве подарка на РОЖДЕСТВО....