Музейная педагогика как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников.
статья (старшая группа)

Ирина Владимировна Черодонова

Материал предгазначен для воспитателей ДОУ. Рассматривается вопрос музейной педагогики в детском саду через создание мини-музеев. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Музейная педагогика, как средство воспитания нравственно-патриотических качеств у дошкольников.

Главная задача, поставленная перед нами, педагогами дошкольного образования, Федеральной Образовательной программой – это воспитание и развитие ребенка дошкольного возраста как гражданина Российской Федерации, формирование основ его гражданской и культурной идентичности на доступном его возрасту содержании и доступными средствами. Каким же образом организовать процесс нравственно–патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста в соответствии с возрастными нормами и средствами, позволяющими сделать процесс воспитания дошкольников максимально эффективным и интересным?

У каждого педагога свое видение, как достичь поставленного результата. Одним из средств по достижению поставленной цели является музейная педагогика в ДОУ.

Так что же такое – музейная педагогика?

Появление музейной педагогики в области образования относят к эпохе Просвещения. Именно тогда, во времена активного развития науки и философии музей начинает занимать ключевое место в обучении представителей высшего общества.

В Европе музейно-педагогическую методику разрабатывал Альфред Лихтварк, директор Гамбургского художественного музея Кунстхалле. Он ввёл в обиход понятие «музейные диалоги», через которые дети учились взаимодействовать с искусством и понимать его.

Помимо А. Лихтварка над развитием музейной педагогики трудилось множество немецких и европейских учёных. Всё это привело к тому, что уже в 30-е годы XX века в музеях стали открывать отделы музейной педагогики и активно разрабатывать различные технологии в этой области.

В нашей стране музейная педагогика стала зарождаться в конце XIX века. Тогда роль музея в образовании изучали представители экскурсионной школы — Н.А. Гейнике, Б.Е. Райков и другие. А также свой вклад в развитие музейной педагогики внесли такие учёные как А.В. Луначарский, Н.И. Романов, А.В. Бакушинский и П.А. Флоренский.

Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду.

В последние десятилетия она приобретает большую популярность в системе дошкольного образования и воспитания — создаются музейные программы, выходят книги, разрабатываются методические рекомендации (это работы М. Ю. Коваль, О. В. Дыбиной). Сегодня мы ищем в музее партнера по решению задач, связанных с воспитанием и образованием детей. Создавая мини-музеи в пространстве детского сада, сама предметная среда окружающего мира играет роль учителя и воспитателя.

Основной целью музейной педагогики является: приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности.

На сегодняшний день музейную педагогику рассматривают как инновационную педагогическую технологию.

Музей – это смесь искусства и истории, документа и романа, которая посылает нам через многие годы луч света и доносит уникальные по ценности, опыт и знания подрастающему поколению.

Насколько хватит полета фантазии педагога, настолько и многогранным удивительным станет музей в детском саду. Она оказывает неоценимую помощь в нравственно-патриотическом воспитании дошкольника. Именно музейная педагогика – помощник в решении воспитания культурной личности ребенка, поможет заложить нравственные основы, научит правилам общения, разовьет творческий потенциал ребенка, так как музей располагает тем, что выше всей конкуренции, - истинными ценностями. Кроме того, музейная педагогика обеспечивает наглядность образовательного процесса, способствует взаимодействию дошкольного учреждения с семьей и социумом. Это направление играет большую роль в формировании системы ценностей ребенка, в его приобщении к историческому, культурному наследию; способствует воспитанию толерантности, познавательному, творческому и эмоциональному развитию. Воспитывая ребенка на традициях, исторических событиях, достопримечательностях малой Родины, мы помогаем ему установить положительные отношения с миром людей, миром природы и с самим собой.

С чего же начать?

Конечно с темы. Определились с названием, начинаем работу. Изучаем литературу, собираем экспонаты, работаем с семьями воспитанников, привлекаем к оформлению детей. Чем больше ребята будут работать над созданием мини-музея, тем ценнее будет их опыт, тем бережнее они будут относится к экспонатам музея, ведь это и их творение тоже.

Мнии–музей – это не только сбор экспонатов, как может показаться в начале, это и все многообразные формы деятельности, включающую встречи с интересными людьми, их рассказы, проведение досугов и праздников, исследовательская и проектная деятельность, посещение воспитанниками других музеев, выставок, концертов. Виртуальные экскурсии так же помогут дошкольнику окунуться в удивительный мир искусства и истории нашего государства.

Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому назвали их «мини- музеями». Часть слова «мини» в данном случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики. Мини-музеи в детском саду актуальны и эффективны. Они дают ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки

В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а в мини-музеях не только можно, но и нужно. Их удобно посещать каждый день, можно самостоятельно менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок - лишь пассивный созерцатель, а здесь он - соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей - результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

Успех патриотического воспитания наших детей во многом зависит и от родителей, от семьи, от той атмосферы, которая царит дома и в детском саду. Задача родителей, как и воспитателей – как можно раньше пробуждать в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества. Воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, поселку; чувство гордости за достижения страны, гордость за мужество воинов; развивать интерес к доступным ребёнку явлениям общественной жизни. Таким образом, мини-музеи, созданные руками педагогов, воспитанников и их родителей, становятся интерактивными, а значит близкими и понятными каждому ребенку. Все это позволяет воспитывать в дошкольниках чувство гордости за общее дело, свою группу, детский сад, семью и малую Родину.

Вывод:

Использование музейной педагогики в организации педагогического процесса способствует познавательному, нравственно-патриотическому воспитанию детей, вовлечение родителей способствует формированию гражданственности и патриотизма у детей дошкольного возраста.

Дошкольники больше интересуются историей родного края, испытывают гордость за свой народ, больше узнают о подвиге героев Великой Отечественной войны, бережно относятся к природе, проявляют себя в исследовательской деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музейная педагогика как средство художественно-эстетического воспитания дошкольников"

1 слайд: Музей – это смесь искусства и истории, филологии и басни, документа и романа, которая посылает нам через многие годы луч света и доносит уникальные по ценности опыт и знания.   ...

Музейная педагогика как средство нравственно-патриотического воспитания.

Роль музейной педагогике в воспитании у ребёнка патриотических чувст....

Консультация для педагогов «Музейная педагогика как средство художественно-эстетического воспитания дошкольников»

Музейная педагогика – молодая отрасль педагогической науки, тесно связанная с такими дисциплинами, как музееведение, искусствоведение, история, краеведение и др. Хотя в зарубежных странах ...

Музейная педагогика, как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников

Задачу нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения можно успешно решать в рамках музейной педагогики. Музейно-образовательное пространство дает возможность самостоятельного поиска о...

Музейная педагогика как средство нравственно - патриотического воспитания дошкольников

Существуют разнообразные формы воспитания у детей нравственно – патриотических чувств. Неоценимую помощь нам оказывает музейная педагогика. Именно она помощник в решении воспитания культурной ли...

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему развитию ребенка, обусловив, таким образом, актуальность проблемы формир...