Музейная педагогика как средство нравственно - патриотического воспитания дошкольников
статья

Татьяна Вячеславовна Бородина

Существуют разнообразные формы воспитания у детей нравственно – патриотических чувств. Неоценимую помощь нам оказывает музейная педагогика. Именно она помощник в решении воспитания культурной личности ребенка.

В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому музеи в детском саду называют «мини – музеями». В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музее не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок - лишь пассивный созерцатель, а здесь он – соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка, дедушка.

Назначение нашего мини – музея народного быта «Русская изба» не только приобщение к истокам русской народной культуры, но и нравственно – патриотическое воспитание, суть которого, с нашей точки зрения, состоит в том, чтобы вырастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, истории и культуре своей страны, ко всему, что создано трудом родных и близких людей.

Наш мини – музей «Русская изба» решает задачи социально – личностные и нравственно – патриотические. Размещенные в мини – музее экспонаты, позволяют проводить работу по ознакомлению ребят с бытом и укладом жизни на Руси, с традициями русского народа. Через живое прикосновение к культуре предков, прививается любовь к России, к Родине, к народному творчеству.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Музейная педагогика как средство нравственно – патриотического воспитания дошкольников.

Хочу начать вое выступление словами великих…

Патриотизм — одно из наиболее глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями обособленных отечеств. (В.И. Ленин)

«Как у маленького деревца, поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так педагог должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине». (В.А. Сухомлинский)

От того как мы воспитаем молодежь, зависит то, сможет ли Россия сберечь и приумножить саму себя» (В.В. Путин)

            В связи с введением программы воспитания в ДОУ проблема нравственно – патриотического воспитания детей стала одной из наиболее актуальных. В сегодняшнее время  в дошкольном образовании идет интенсивное обновление педагогического процесса, переосмысление самой сущности образования и его познания. Основы патриотизма начинают закладываться в ближайшем окружении ребенка, а точнее – в семье. У мальчиков с детства необходимо формировать представления о необходимости всегда становиться на сторону слабых, не давать их в обиду, оказывать помощь. У девочек нужно формировать представления о том, что значит сохранять мирные, доброжелательные отношения между близкими, утешать и заботиться о них. Нужно как можно больше рассказывать о своем городе, в котором они живут, воспитывать чувство гордости за свой город. Приучать детей бережно относиться к тому, что создано бабушками и дедушками, мамами и папами. Поддерживать чистоту и порядок в общественных местах, участвовать в создании красоты и порядка в своем дворе, подъезде, на улице, в парках, в детском саду.

Существуют разнообразные формы воспитания у детей нравственно – патриотических чувств. Неоценимую помощь нам оказывает музейная педагогика. Именно она помощник в решении воспитания культурной личности ребенка.

В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому музеи в детском саду называют «мини – музеями». В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музее не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок - лишь пассивный созерцатель, а здесь он – соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка, дедушка.

Назначение нашего мини – музея народного быта «Русская изба» не только приобщение к истокам русской народной культуры, но и нравственно – патриотическое воспитание, суть которого, с нашей точки зрения, состоит в том, чтобы вырастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, истории и культуре своей страны, ко всему, что создано трудом родных и близких людей.

Наш мини – музей «Русская изба» решает задачи социально – личностные и нравственно – патриотические. Размещенные в мини – музее экспонаты, позволяют проводить работу по ознакомлению ребят с бытом и укладом жизни на Руси, с традициями русского народа. Через живое прикосновение к культуре предков, прививается любовь к России, к Родине, к народному творчеству.

    Основным украшением центральной части нашего мини – музея является макет русской печи, деревянный стол и лавка. У нас собраны разные старинные предметы русского быта: утюг на углях, ухват, прялка, коромысло, сундуки, люлька для младенца, швейная машинка, корзины и другое. Кухонная утварь: самовар, глиняная посуда, чугунки, деревянные ложки. Декоративные элементы: старинные скатерти, салфетки, половики. Представлены различные игрушки: матрешки, свистульки, дымковская игрушка, тряпичные куклы, обереги и др.).

 На этом мы не останавливаемся. Ежегодно, в рамках долгосрочного проекта детского сада «Родные истоки» пополняем наш мини – музей новыми экспонатами силами родителей, педагогов. Мини – музей часто преображается. После посещения областного семинара 7 декабря 2022 г. в детском саду №8 «Родничок»  по теме «Развивающая читательская среда в дошкольной образовательной организации», мы заинтересовались, представленной ими, новой технологией использования QR- кодов на экспонатах и прочтение их с помощью специальной программы в планшете. Эту технологию мы активно используем в своей работе. Детям интересно. Спасибо за идею.  

Наш мини – музей «Русская изба» используется для проведения  занятий (НОД). Раз в неделю по расписанию в каждой группе проводится занятие с использованием музейной педагогики.

Например:

«Знакомство с романовской игрушкой» с использованием технологии лэпбук,

«Зима» для детей старшей группы, «Народная игрушка» изготовление из пластилина свистулек и птичек к весне и др.

В нашем мини – музее есть правила поведения:

  1. Нельзя бегать, прыгать, а можно слушать и задавать вопросы, сочинять истории, придумывать игры.
  2. Многие экспонаты разрешено трогать руками, но нельзя ломать и забирать их домой.
  3. Рассмотренные экспонаты нужно положить на место.
  4. Можно пополнять мини – музей новыми экспонатами.
  5. Можно самому стать экскурсоводом и рассказать о принесенном экспонате историю.
  6. Можно пригашать в мини – музей интересных гостей.

При первом посещении мини – музея мы сталкиваемся, особенно с детьми младшего возраста, с неожиданной проблемой – растерянностью детей. И это естественно: за свою жизнь они вряд ли бы могли видеть сразу такое множество разнообразных экспонатов.  Перед первой экскурсией мы создаем ситуацию радостного ожидания, предупредив детей, что это новая творческая игра.

Экспонаты мини-музей часто помогают украсить и создать более реальную обстановку на тематических открытых занятиях и, конечно, традиционных русских народных праздниках: Осенины, Покров Пресвятой Богородицы, Масленица, Пасха, Троица и другие.

Работа по нравственно – патриотическому воспитанию не ограничивается только мини – музеем «Русская изба». В каждой группе есть нравственно – патриотические центры с символикой России и не только. Их оформление зависит от творчества, фантазии педагогов и, конечно, возраста воспитанников.

Особое внимание мы уделяем патриотическим праздникам: День флага РФ, День защитников Отечества, День народного единства России, День независимости России, День Победы.

Наша участница районного публичного конкурса педагогического мастерства «Воспитатель года – 2023» в своей педагогической находке представляла именно музейную педагогику, а на открытом занятии представила свой опыт работы по нравственно – патриотическому  воспитанию детей т.к. эта тема является наиболее близкой нам.

         С целью взаимодействия с социумом и преемственности мы сотрудничаем с районным музеем «Русская изба». Детям нравится знакомиться с чем-то новым, а особенно неизвестным, но интересным.

В преддверии празднования 70-летия образования Липецкой области мы запланировали ряд мероприятий также в рамках нравственно – патриотического воспитания не без участия музейной педагогики.

Только познавая прошлое можно быть уверенным в будущем. Давайте воспитывать наших детей так, чтобы они в будущем сохранили то, что сберегли для них предки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музейная педагогика как средство нравственно-патриотического воспитания.

Роль музейной педагогике в воспитании у ребёнка патриотических чувст....

Музейная педагогика как форма нравственно-патриотического воспитания дошкольников

Материалы консультации "Музейная педагогика как форма нравственно-патриотического воспитания дошкольников" помогут педагогам создать свой мини-музей в группе (ДОУ), что будет способствовать ...

Стендовый доклад "Методы музейной педагогики в формировании основ патриотического воспитания дошкольников" в подготовительной группе

В докладе представлены основные задачи с содержательной деятельностью и используемые методы в рамках проектной деятельности...

Музейная педагогика, как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников

Задачу нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения можно успешно решать в рамках музейной педагогики. Музейно-образовательное пространство дает возможность самостоятельного поиска о...

Методы музейной педагогики в формировании основ патриотического воспитания дошкольников (в рамках образовательного проекта «С чего начинается Родина…»)

Авторы: Михайлова Елена ВикторовнаОрганизация: ГБДОУ детский сад №73 Фрунзенского района Медведева Елена ГеоргиевнаОрганизация: ГБДОУ детский сад №62 Фрунзенского районаг. Санкт-ПетербургЦелевым ...

Музейная педагогика как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

Материал предгазначен для воспитателей ДОУ. Рассматривается вопрос музейной педагогики в детском саду через создание мини-музеев....