Музейная педагогика как средство художественно-эстетического воспитания дошкольников"
презентация к занятию (подготовительная группа) на тему

Сарманова Ольга Владимировна

1 слайд: 

Музей – это смесь искусства и истории, филологии и басни, документа и романа, которая посылает нам через многие годы луч света и доносит уникальные по ценности опыт и знания.     Ф. Дзери

2 слайд:

Музей – это дитя таланта и профессионализма.

Организация музея – это своеобразный спектакль, который требует талантливого режиссера, который сможет охватить своим замыслом все слагаемые музея: суть, предмет, информацию, изображение и т.д.

Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому их и назвали «мини-музеями».

3 слайд: Что такое мини-музей?

1.Мини-музей занимает в детском саду очень небольшое пространство.

2.Он создан для самых маленьких посетителей и открыт для них постоянно. 
Важно то, что в их создании принимают участие и сами ребята, и их папы и мамы, бабушки, дедушки, сестры и братья. Ведь именно они приносят многие экспонаты, помогают в оформлении, собирают коллекции, выполняют с детьми разные поделки.
К тому же воспитатели советуются с ними и по выбору темы. А темы мини-музеев разнообразные.
 
4 слайд: Важная особенность мини-музеев в ДОУ.
Участвуя в экскурсиях, музейных праздниках, составляя свои рисунки, рассматривая экспозиции:
• дети усваивают опыт социальных взаимоотношений;
•учатся считаться с интересами других людей;
•приобретают умение выражать личное отношение к событиям и фактам;
•учатся эмоционально оценивать собственную деятельность и деятельность окружающих;
•развивают речь, как связующую нить в общении со сверстниками, взрослыми, с предметным миром.
 
5 слайд:  Преимущества создания мини-музея в детском саду.
Дети чувствуют свою причастность к мини-музею:
•Дети участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты.
•В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно!
•Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать.
•В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции.
 
6 слайд: Цели и задачи мини – музея:

1.Реализация направления «Музейная педагогика».

2.Обогащение предметно – развивающей среды в ДОУ.

3.Обогащение предметно – развивающего процесса новыми формами.

4.Формирование у дошкольников представления о музее.

5.Расширение кругозора дошкольников.

6. Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности.

7.Формирование проектно - исследовательских умений и навыков.

8.Формирование умения самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания.

9.Развитие творческого и логического мышления, воображения.

10.Формирование активной жизненной позиции.

7 слайд: Где расположить мини-музей?

Народная мудрость гласит:

«Кто хочет – ищет возможности, кто не хочет – ищет причину».

Для расположения мини-музеев можно использовать различные части групповых комнат, раздевалок.

Каждый из них обязательно должен вписываться в интерьер помещения. Экспонаты могут располагаться на полках, стеллажах, на полу.

1.Групповое помещение.

2.Приемная.

3.Помещения для дополнительных занятий.

 

4. Холлы, коридоры.

8 слайд:  Как использовать в работе с детьми и родителями?

Музей должен работать:

  • должна быть разработана программа деятельности музея;
  • необходимо постоянно пополнять и обновлять экспонаты;
  • периодически должны проводиться экскурсии не только для дошкольников данного учреждения, но и приглашаться гости из других детских учреждений;
  • должна быть налажена преемственность с другими музеями города, а так же необходима хорошо отлаженная поисковая работа.
Важное место в работе мини-музея отводится :
•обзорным и тематическим экскурсиям;
•познавательным беседам и мероприятиям;
•организации выставок.
Большое внимание уделяется подготовке юных экскурсоводов из старших дошкольных групп, которые с помощью педагогов проводят экскурсии по музею для родителей и детей младшего дошкольного возраста.

9 слайд: Такая работа помогает решить следующие задачи:

•выявление творческих способностей детей;
•расширение представлений о содержании музейной культуры;
•развитие начальных навыков восприятия музейного языка;
•создание условий для творческого общения и сотрудничества.
 
10 слайд: Игры для мини-музеев

При создании и использовании мини-музеев нельзя забывать о том, что ведущей деятельностью дошкольников является игра.  Поэтому в каждом мини-музее в уголке самостоятельной деятельности и в других разделах детям предоставляется возможность играть. Тема мини-музеев сама подскажет, какими должны быть игры: сюжетно-ролевыми, играми-драматизациями, дидактическими играми. Желательно подобрать такие упражнения и игры, чтобы дети сами могли догадаться, какое именно задание нужно выполнять. Можно адаптировать к задачам мини-музея ряд известных игр, а также разработать собственные. "Найди спрятавшийся предмет", "Восстанови интерьер", "Дорисуй картинку", "Одень героя" и т. д. 

11 слайд: Этапы создания мини-музея:

1.Определяется тема и название мини-музея.
2.Разрабатывается его модель.
3.Выбирается место для размещения.
 
12. слайд: Образцы мини – музеев:
 

1.Государственной символики.

2.Куклы наших бабушек (народной куклы).

3.Музей опавших листьев.

4.Такая разная кора.

5. Игрушки – забавы.

6.Хочу все знать и измерять.

7. В гостях у сказки.

8.Мини – музей книги.

9. Волшебная вода.

10.Волшебный мир камня.

11. Такой разный песок и другие.

12. Буренушка

13. Чудо-дерево

14. Новочебоксарск-любимый город

15. Наша Родина-Россия

16. Олимпийские игры

17. Мини-музей театрального костюма

18. Лучший друг

19. Книжкин друг

20. Солнышко

21.Упаковки новогодних подарко

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музейная педагогика как средство художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста

Музейная педагогика как средство художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста...

Консультация для педагогов «Музейная педагогика как средство художественно-эстетического воспитания дошкольников»

Музейная педагогика – молодая отрасль педагогической науки, тесно связанная с такими дисциплинами, как музееведение, искусствоведение, история, краеведение и др. Хотя в зарубежных странах ...

Музейная педагогика, как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников

Задачу нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения можно успешно решать в рамках музейной педагогики. Музейно-образовательное пространство дает возможность самостоятельного поиска о...

Музейная педагогика как средство нравственно - патриотического воспитания дошкольников

Существуют разнообразные формы воспитания у детей нравственно – патриотических чувств. Неоценимую помощь нам оказывает музейная педагогика. Именно она помощник в решении воспитания культурной ли...

Музейная педагогика как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

Материал предгазначен для воспитателей ДОУ. Рассматривается вопрос музейной педагогики в детском саду через создание мини-музеев....