Консультация для педагогов «Музейная педагогика как средство художественно-эстетического воспитания дошкольников»
консультация на тему

Бренёва Ольга Олеговна

 Музейная педагогика – молодая отрасль педагогической науки, тесно связанная с такими дисциплинами, как музееведение, искусствоведение, история, краеведение и др. Хотя в зарубежных странах и в России она зародилась более 100 лет назад, сам термин «музейная педагогика» начал употребляться в нашей стране только в 70-е годы. В данный период было выделено содержание культурно-образовательной деятельности музеев. В арсенале музея можно выделить до 100 различных форм, среди которых отмечают базовые: беседа, экскурсия, кружки, студии, клубы, литературные вечера, просмотр видеофильмов, презентаций. Это встречи с интересными людьми, досуги, исторические игры, конкурсы и викторины. В настоящее время для развития музейного дела характерно существенное повышение значения его образовательной функции. Активно ведется поиск новых форм и методов работы с детьми и родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Музейная педагогика 63.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

Консультация для педагогов

«Музейная педагогика как средство

художественно-эстетического воспитания дошкольников»

       Немного истории. Понятие «музейная педагогика» было введено в оборот в конце 19 века в Германии. А на конференции «Музей как образовательное и воспитательное учреждение», которая состоялась в Мангейме в 1913 году,  А. Лихтварк  первым сформулировал идеи об образовательном назначении музея. Тогда впервые были предложены рекомендации работы с детьми в музее изобразительного искусства:

- каждая встреча в музее происходит у одной картины;

- выбирать произведения искусства из своего времени (опираться на непосредственность восприятия окружающего детьми);

- учитывать связь содержания картины с темой детства;

- детей рассадить вокруг картины и с помощью руководителя рассматривать очень подробно (построение произведения, сюжет, психология персонажей; возможно обсуждение вопросов нравственности, гражданственности);

- иллюстрировать связь произведения с литературой, музыкой своего времени.

Как особая область знаний и исследований музейная педагогика начинает формироваться только в 1960-е годы.

 Музейная педагогика – молодая отрасль педагогической науки, тесно связанная с такими дисциплинами, как музееведение, искусствоведение, история, краеведение и др. Хотя в зарубежных странах и в России она зародилась более 100 лет назад, сам термин «музейная педагогика» начал употребляться в нашей стране только в 70-е годы. В данный период было выделено содержание культурно-образовательной деятельности музеев. В арсенале музея можно выделить до 100 различных форм, среди которых отмечают базовые: беседа, экскурсия, кружки, студии, клубы, литературные вечера, просмотр видеофильмов, презентаций. Это встречи с интересными людьми, досуги, исторические игры, конкурсы и викторины. В настоящее время для развития музейного дела характерно существенное повышение значения его образовательной функции. Активно ведется поиск новых форм и методов работы с детьми и родителями.

Уже в самом раннем возрасте дети начинают интересоваться предметным миром. Познание осуществляется путем накопления чувственных впечатлений от окружающих ребенка вещей. Радость познания и удовольствие от рассматривания – явления сходные и одновременные. Музей же способен обогатить ребенка впечатлениями от подчас совершенно новых, незнакомых предметов, которые он никогда не встречал да и не мог встретить в доступной ему действительности. Это необычайно расширяет кругозор, представления о мире, поэтому современные родители стремятся к возможно более раннему приобщению детей к музею. Мотивация «в музей ради ребенка» становится ведущей для многих посетителей. Современные социологи провели опрос и выяснили, что только 20% опрошенных родителей бывают в музеях без детей.

Дети, рассматривая и восторгаясь великолепием культурных ценностей человечества, попадают в иной мир, который сделает их добрее, терпимее, любознательнее и запомнится им на всю жизнь.

Музейная информация может быть активно освоена детьми через зрительные переживания, манипулирование предметами, а так же в процессе игровой деятельности. Именно в игре они лучше сосредотачиваются и больше запоминают, развивается способность мысленного манипулирования с предметами, пробуждается творческое начало, развивается воображение. Вариантов игры в музее или с музейными экспонатами много. Например, игры, которые можно использовать при посещении музея или во время развлечений в мини-музеях группы. Примеры игры предлагаются в памятке. Цель перечисленных дидактических игр – развитие способности к эстетическому переживанию.

В экскурсионной работе с детьми весьма эффективен вопросно–ответный метод. Поскольку всякая экскурсия представляет собой специфический вид общения, то с дошкольниками она предполагает постоянный, открытый диалог. Предпочтение следует отдавать не вопросам на знание (хотя они тоже необходимы), а тем, которые требуют работы воображения, обращения к собственному жизненному опыту и, что более важно, побуждают к детальному рассматриванию, наблюдению, к отгадыванию смысла и значения того, что видит ребенок.

Наиболее эффективно дети воспринимают информацию только первые 15 – 20 минут, после чего внимание снижается. Поэтому при продолжительности экскурсии 20-40 минут её первую половину рекомендуется сделать информационно более насыщенной, тогда как вторую – внести элементы игры, творческой работы детей или двигательной разрядки. Музейная среда, как правило, чрезвычайно насыщена: это вызывает быстрое появление усталости. Поэтому количество демонстрируемых предметов следует ограничить 7-10, действуя по принципу «лучше меньше, да лучше». В этом смысле наиболее доступная форма для усвоения музейной информации – временные выставки.

Для того чтобы ребенок обогатился новыми знаниями и впечатлениями, необходимо постоянное закрепление музейного материала, возвращение к уже увиденному и услышанному. Довольно трудны, для детей слова по музейной терминологии: «экскурсия», «экскурсовод», «экспонат»  и т.п. Нужно, чтобы дети не только повторили их за педагогом, но и вернулись к ним не раз.

Лучшей формой закрепления и осмысления полученных в музее впечатлений и знаний выступает творческая работа как самый естественный для детей способ освоения информации. После знакомства с национальным костюмом, например, можно предложить детям украсить национальным орнаментом рукава рубахи или подол сарафана, вырезанного из бумаги. После чтения русской народной сказки нарисовать или способом аппликации сделать иллюстрацию к ней. Можно слепить из пластилина предмет, часто встречающийся в сказке («Лисичка со скалочкой» - скалку, «Жихарка» - ложку, «Лиса и журавль» - кувшин и тарелку).  Можно изготовить из природного или бросового материала понравившегося героя. Так возникает ситуация «знание через руки», дающая наибольший образовательный эффект в работе с дошкольниками.  К выполнению этого  задания можно привлечь и родителей, предложив им совместную деятельность дома, где они вспомнят ещё раз сказку, сообща поработают над поделкой.

Удивительная профессия – педагог,  будь то учитель или воспитатель детского сада. Его назначение – соединять прошлое и будущее через настоящее, обогащая личность воспитанника духовным наследием прошлого.

В нашем детском саду уже сложилась определенная система работы по музейной педагогике:

- специальные тематические занятия по истории города Киренска, по программе «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», которые проводятся как в группе, так и в музее;

- работа в музее, как часть занятия, с целью создания образов, погружения в атмосферу старины, а затем выполнение творческого задания; (пояснить)

- беседы по временным выставкам с определенным количеством экспонатов;

- работа во внеурочное время: беседы, развлечения с народной игрушкой, досуги.

В журнале «Старший воспитатель» № 3, 2013 г. описана апробация программы «Здравствуй, музей», когда дети – дошкольники систематически посещают городские музеи и учреждения культуры: школа искусств, детские центры и т.п. Несмотря на познавательную направленность деятельности городских музеев и учреждений культуры а плане просвещения и образования дошкольников, экспонаты, представленные для просмотра, не всегда доступны детскому восприятию и пониманию. Для устранения данного противоречия непосредственно в ДОУ создаётся музейная среда с учётом возрастных особенностей детей. Так в группах создаются мини-музеи различной тематики и направленности («Музей народного костюма», Музей – дерева», «Музей игрушки» и др.).

В последнее десятилетие мини-музей как элемент образовательного пространства в дошкольном учреждении получил широкое распространение. Участие детей и родителей в создании мини-музея, подготовка и поиск экспонатов способствует развитию у них познавательного интереса, связной речи, усвоению социального опыта, формированию умения эмоционально оценивать свою деятельность и деятельность окружающих, воспитывает гуманное отношение к окружающему миру.

Как правило, создаются мини-музеи связанные с приоритетным направлением ДОУ или воспитателя. Если у воспитателя тема самообразования «Экология», то он предпочтёт создание музея  «Природа края» или мини-музея «Поделки из природного материала» (Показываю слайд), который преследует цели:

  • Формирование у дошкольников рационального экологического сознания;
  • Развитие фантазии, творческих способностей.

       Поделки, выполненные из разных материалов (коробок, пластиковых бутылок, пробок, банок, крышек, дисков),  живут  в мини-музее «Поделки из бросового материала». Их можно распределить по разделам: «Декоративные вещи», «Изделия  - игрушки», «Бытовые вещи».

В нашем ДОУ приоритетное направление - «художественно-эстетическое развитие», то это могут быть такие мини-музеи как, например: «Новогодняя подарочная упаковка». (Показываю слайд.) Цели создания данного музея:

  • Расширение образовательного пространства группы;
  • Создание условий для развития связной речи, воображения, творчества детей в использовании предметов-заменителей;
  • Знакомство с разнообразием новогодних подарочных упаковок и возможностями продления их «жизни».

Экспонаты этого музея можно распределить по разделам: «Мягкая игрушка», «Картонная упаковка», «Упаковка из пластмассы», «Волшебные мешочки».

Мини-музей «Время» (Показываю слайд) преследует такие  цели:

  • Формирование представлений у детей о музее;
  • Развитие речи детей;
  • Формирование интереса к понятию «время» через отдельные интересные факты о разных способах и средствах измерения, фиксирования времени;
  • Знакомство детей с историей возникновения часов, их видами;
  •  Знакомство с историей возникновения календаря, его видами.

Экспонаты этого мини-музея также представлены несколькими разделами: «Часы природы», «Часы древних времён», «Современные часы, «Календари текущего года».

Важная особенность этих элементов развивающей среды – участие в их создании детей и родителей группы. Дошкольники чувствуют свою причастность: участвуют в обсуждении тематики, приносят из дома экспонаты. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музее не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять экспозицию, переставляя экспонаты, брать их в руки и рассматривать. (Примеры мини-музеев вы можете так же найти в книге «Музейная педагогика», где есть описание таких мини-музеев, как «Чудо – дерево», «Лучший друг», «Город мастеров», «Музей природы» и др.).

Хочу так же порекомендовать формы работы по музейной педагогике из опыта работы детского сада города Ульяновска, которые описаны в памятке.

Каждый человек с момента своего рождения познает окружающий мир: маму с её теплотой и ласковой заботливостью, детский уголок с игрушками, двор с его обитателями, улицы города, дальние края.

Любовь к Родине зарождается и развивается с ранних лет. Подобно любому другому чувству, патриотизм обретает самостоятельность и переживается индивидуально. И только будучи патриотом, педагог сможет и у воспитанников пробудить патриотизм, в основе которого лежит духовное самоопределение.

Памятка для воспитателей

Формы работы по музейной педагогике.

Ежедневные. Коллекционирование вместе с детьми, создание мини-музеев, работа клуба «Друзья музея», работа с выставками книг по фольклору и т.п.

Еженедельные.

  1. Игры музейного содержания по формированию художественной культуры:

- игры–развлечения («В царстве дымковской игрушки», «Барыню сударыню принимайте в гости», «День маленького художника», «Мы рисуем на асфальте»;

- игры-путешествия: «Едем в цирк», «В прошлое на машине времени» и  другие;

- игры - графические упражнения: «Я начну, а ты дорисуй», «Кто тут спрятался»;

- игры-представления: «На что похоже это облако?», «О чем рассказала эта музыка?», «Изобрази свой сон»;

- интеллектуально-творческие игры: «Волшебный кружок», «Рассеянный художник», «Заседание клуба скульпторов»;

- игры – эстетические упражнения: «Закрась меня» и др.;

- игры – фантазирование-рисование: «Путешествие на машине времени» и др.;

- игры – ручной труд (для настольного театра): «Новая красная шапочка» т др.;

-игры по сюжету литературных произведений: «По страницам сказок Пушкина».

2. Заполнение музейных словариков (рисунки, коллажи и т.п.).

3. Выполнение домашних заданий (нарисовать, вылепить, придумать своё название, загадку и т.п.).

Периодические. Проведение в музейной обстановке (организованной в ДОУ) тематических занятий, образовательных и обзорных экскурсий, исторических спектаклей, костюмированных балов, конкурсов и театрализованных викторин.

Игры в музее.

Игра «Живая скульптура» направлена на развитие пластического чувства, зрительной памяти и наблюдательности: кто-то из детей принимает позу наиболее запомнившейся скульптуры, а остальные пытаются отгадать это произведение.

Игра «Видящие руки»  развивает сенсорную культуру, необходимую для восприятия пластических искусств: дети с закрытыми глазами ощупывают скульптуру, изделия из глины или пластилина, предметы разнообразной конструкции и фактуры, стараясь определить материал и форму.

Игра «Живые силуэты» состоит в том, чтобы с помощью пальцев рук на освещенном экране воспроизвести различные силуэты (например, животных), которые должны на только быть узнаваемы, но и выражать характер персонажа.

Игра «Узнай по контуру» поможет закрепить знания детей музейных экспонатов.

Развивать наблюдательность, образность мышления, память.

Игра «Лента времени» даёт детям определенные знания по истории, развивает временные представления.

Игра «Отгадай загадку–покажи отгадку» предлагает, отгадав загадку о предметах старины, об орудиях труда, найти отгадку среди множества картинок.

Игра «Что было сначала, что потом?» знакомит ребят с историей цивилизации, с развитием технического прогресса.

А так же решение ребусов, кроссвордов, шарад; путешествия по карте, в прошлое.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музейная педагогика как средство художественно-эстетического воспитания дошкольников"

1 слайд: Музей – это смесь искусства и истории, филологии и басни, документа и романа, которая посылает нам через многие годы луч света и доносит уникальные по ценности опыт и знания.   ...

Музейная педагогика как средство художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста

Музейная педагогика как средство художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста...

Музейная педагогика, как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников

Задачу нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения можно успешно решать в рамках музейной педагогики. Музейно-образовательное пространство дает возможность самостоятельного поиска о...

Музейная педагогика как средство нравственно - патриотического воспитания дошкольников

Существуют разнообразные формы воспитания у детей нравственно – патриотических чувств. Неоценимую помощь нам оказывает музейная педагогика. Именно она помощник в решении воспитания культурной ли...

Музейная педагогика как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

Материал предгазначен для воспитателей ДОУ. Рассматривается вопрос музейной педагогики в детском саду через создание мини-музеев....