План по Самобразованию
методическая разработка (старшая группа)
Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря диалектичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_po_samoobrazovaniyu.docx | 27.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
города Нижневартовска детский сад № 56 «Северяночка»
ПЛАН РАБОТЫ
по самообразованию по познавательно – речевому
Тема: «Формирование речи детей дошкольного возраста через дидактические игры и упражнения»
Разработал:
воспитатель
Петрова И.В..
Огромное внимание уделяется именно процессу активизации словаря дошкольников , что обусловлено возрастными и психологическими особенностями детей, а также меняющейся системой образования, в рамках которой акцентируется внимание на применении инновационных методов и приемов, способствующих активизации словаря детей.
Успехи воспитанников в связной речи обеспечивают в будущем и в большей мере определяют успех при поступлении в школу, способствует формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности. Мне как педагогу это очень важно. Ведь работа по развитию речи – это умение выбирать нужные слова и правильно употреблять их в речи, строить предложения и связную речь.
Как показала практика, дети очень любят творческий характер, а также самостоятельность и возможность самим сочинять и рассказывать друзьям. Хочется, чтобы дети показали отношение к тому, что они видели, что им особенно понравилось, заинтересовало их и почему, какие выводы они сделали. Всё это побудило меня значительно больше уделять внимания развитию связной речи у детей.
Самообразование воспитателя входит в обязательную часть дополнительного развития педагога. Без ежедневного самообразования нет ежедневных положительных результатов, как со стороны педагога, так и со стороны детей.
Дидактические игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, изменения и образование слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь.
Словарные дидактические игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщённых значениях. В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные речевые знания и словарь в новых условиях. Они проявляются в словах и действиях играющих.
Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря диалектичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ.
Особенности словаря ребенка также меняются на каждом этапе его развития, но наибольшая интенсивность изменения приходится именно на младший возраст, который позиционируется как начальный этапа освоения речи.
Цель: Создать условия для развития речи детей среднего дошкольного возраста через дидактические игры, упражнения и чтение художественной литературы
Задачи:
Образовательные задачи:
- Формировать у детей среднего дошкольного возраста все компоненты устной речи: грамматический строй, связную речь – диалогическую и монологическую
- Формировать приемы логического мышления (сравнения, обобщения, классификации);
Развивающие задачи:
- Упражнять в составлении связных высказываний
- Развивать эмоциональную отзывчивость детей через дидактические игры, упражнения и чтение художественной литературы
- Активизировать словарь детей
- Учить самостоятельно и последовательно передавать содержание текста, использовать в пересказе выразительные средства, характерные для литературного произведения;
- Поощрять желание детей слушать произведение, рассматривать иллюстрации к нему, расспрашивать взрослого о прочитанном, проявлять желание «прочитать» произведение еще раз
- Развивать у детей звуковую и интонационную культуру речи, фонематический слух
Воспитательные задачи:
- Воспитывать любовь к книге, интерес к прочитанному произведению
Ожидаемые результаты для детей:
Дети понимают смысл стихотворения и художественного произведения, могут сформулировать основную мысль прочитанного.
Дети применяют накопленные практические навыки речевых норм в социуме.
Дети умеют выражать чувства и переживания словами.
Ожидаемые результаты для воспитателя:
1. Повышение творческого, научно-методического уровня, профессионального мастерства и компетентности в развитии у детей речевых навыков
2. Повысить уровень знаний и умений дошкольников в развитии речи при работе с дидактическими играми и упражнениями
Объектом исследования является формирование речи детей среднего дошкольного возраста
Предмет исследования – дидактическая игра, речевые упражнения для детей среднего дошкольного возраста
Гипотеза – предполагается, что использование дидактических игр и упражнений оказывает позитивное влияние на развитие речевых навыков, нравственных качеств детей среднего дошкольного возраста в процессе специально организованной деятельности детей, если будут разработаны диагностические методики и тесты
Теоретическая база опыта:
- изучение и анализ научной литературы по проблеме использования игр и упражнений в формировании речевых навыков у дошкольников;
- выявление особенностей речевого развития детей в дошкольном возрасте;
- определить эффективность использования игр и упражнений для развития речи детей в различных видах деятельности;
Теоретическая значимость заключается в выявлении уровня сформированности речевых навыков у детей среднего дошкольного возраста, разработке содержания и форм работы по развитию речи, которая предусматривает поэтапную организацию воспитательного процесса, активное участие детей и их родителей в решении проблемы.
ПЛАН РАБОТЫ
Месяц | Работа с детьим | Работа с родителями | Работа с педагогами |
Октябрь | Дидактические игры и упражнения: «Что где растет?» Актуализировать и дополнить знания детей об овощах и фруктах, местах их произрастания, активизировать в речи соответствующие понятия, учить правильно использовать предлоги, рассказывая о том, где растут овощи и фрукты («на огороде», «в саду»). «Подбери пару». Учить детей подбирать карточки с изображениями одинаковых фруктов, активизировать в речи детей соответствующие понятия. «Назови одним словом». Закрепить использование в речи детей обобщающих слов: «овощи», «фрукты», «ягоды», «цветы». | Консультация «Учим ребёнка общаться». | Подготовить презентацию и выступить перед коллегами по теме: «Связная речь детей среднего дошкольного возраста» |
Ноябрь | Дидактические игры и упражнения: «Кто быстрее соберет вещи?». Упражнять детей в дифференциации звуков «с» - «ш», развивать слуховое восприятие. «Какое небо?» Учить детей составлять его описание, отвечая на вопросы воспитателя, подбирать относительные прилагательные. «Как «говорит»...?» Учить детей регулировать силу и громкость голоса, четко проговаривать отдельные звуки, стараться как можно точнее подражать голосу заданного животного. | Папки – передвижки: * Папка – передвижка «Развиваем речь детей» * Подборка книг, статей из газет и журналов на тему развития речи детей дошкольного возраста | 1.Консультация для педагогов по теме самообразования |
Декабрь | Дидактические игры и упражнения: «Кто у кого». Закреплять у детей правильное употребление в речи названий детенышей животных во множественном числе родительного падежа. «Когда это бывает?» Актуализировать знания детей о частях суток, о деятельности людей в разное время суток, учить развернуто отвечать на вопросы воспитателя. «Что лишнее?» Учить детей выбирать среди предметов те, которые не могут быть включены в заданные группы, отвечать на вопросы, поясняя вой выбор. «Разбери картинки». Учить детей группировать картинки по назначению изображенных на них предметов, использовать в речи обобщающие понятия (одежда, обувь и т.д.). «Повтори, как я». Учить детей повторять слова за воспитателем, меняя темп и громкость, развивать у детей слуховое внимание, учить их отчетливо произносить многосложные слова громко и шепотом, различать слова, похожие по звучанию, правильно ставить ударение. Дидактические игры и упражнения: «Чьи детки?» Закрепить знания детей о домашних животных, их детенышах, голосах животных, упражняться в правильном звукоподражании. «Петрушка, угадай, какая у меня игрушка». Учить детей описывать предмет, не называя его, создавая таким образом загадки-описания, развивать диалогическую речь, учить задавать вопросы и отвечать на них, учить вслушиваться в звучание слов, «Так бывает или нет? » Формировать умение передавать в речи выявленную непоследовательность в суждениях, развивать логическое мышление. «Лото». Систематизировать знания детей о транспорте, школе, домашних животных, о семье; активизировать речь детей, упражнять в правильном назывании предметов, учить употреблять соответствующие обобщающие слова. «Когда это бывает?» Закреплять знания детей о временах года, их характерных признаках; развивать связную речь, внимание, находчивость, выдержку. | Дидактические игры как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста». | Выступление из опыта работы «Формирование речи детей среднего дошкольного возраста через дидактические игры и упражнения» |
Январь | «Доскажи словечко». Учить детей продолжать предложение, руководствуясь смыслом начальной фразы, развивать образную речь, внимание. «Кому что нужно для работы?» Актуализировать и дополнить представления детей о инструментах, орудиях труда, используемых людьми в быту, необходимых представителям различных профессий, учить детей правильно называть их. | Использование дидактичеких игра в домашних условиях для развитие речи детей. | Статья по теме самообразования |
Февраль | Дидактические игры и упражнения: «Узнай по описанию». Учить детей составлять описательный рассказ о пернатых по плану, предложенному воспитателем, учить разгадывать загадки-описания «Скажи наоборот». Учить детей подбирать слова-антонимы, выступать в роли игроков, водящих и организаторов игры. Развивать вербальное воображение. «Подбери похожие слова». Развивать у детей слуховое восприятие, учить их подбирать различать близкие по звучанию слова. «Придумай предложение». Формировать у детей умение строить распространенное предложение, придумывать предложение с заданным словом, развивать связную речь детей. | Дидактичекие тгры в развитии речи детей. | Предложить педагогам буклеты «Книги – наши друзья» |
Март | «Назови ласково». Учить детей подбирать существительные с уменьшительно ласкательными суффиксами к предложенным словам (тема «Зимняя одежда»), пояснять, кому могут принадлежать предметы одежды, называемые водящим, а кому те, что называют игроки. «Какое время года?» Учить детей соотносить описание природы в стихах или прозе с определенным временем года, сопоставлять и анализировать элементы описания. «Угадай по описанию». Учить детей разгадывать и составлять загадки-описания по плану о различных видах транспорта, автомашинах. «А что потом?» Закреплять знания детей о частях суток, о деятельности детей в разное время дня. «Кто мы?» Учить детей описывать внешний вид товарищей, составлять и разгадывать загадки-описания, активизировать в речи детей понятия, связанные названием предметов и элементов одежды. «Не ошибись». Учить детей различать предметы по материалу, из которого они изготовлены, выявлять и правильно называть такие свойства как: твердый, мягкий, шероховатый, гибкий, жесткий и др. «Подумай и скажи». Учить подбирать слова-определения к существительным, описывать состояния природы, предметы. | .«Как подружить ребёнка с книгой» | «Развитие речи для детей через дидактические игры» |
Апрель | «Кому что нужно?» Закрепление знаний детей о способах питания и рационе диких и домашних животных, активизация в речи соответствующих понятий и речевых конструкций. «Повторяй за мной». Учить детей повторять слова, правильно воспроизводя темп, громкость, звучание, ударения, развивать слух, внимание. «Выдели слово». Закреплять правильное произнесение детьми определенных пуков в словах, учить выделять из речевого потока слова с данным звуком, развивать фонематический слух. «Подбери пару» Учить детей сравнивать и группировать предметы по цвету активизировать в речи детей названия знакомых им цветов и оттенков «Где что лежит?» Учить детей составлять словосочетания, характеризующие положение различных предметов в пространстве, учить правильно употреблять в речи предлоги. «Скажи по-другому». Формирование у детей умения подбирать с опорой на рисунки эпитеты и синонимы к различным словам, обогащение словаря детей. | Выстовки русунков на тему: «»Рисуем любимые загадки» | |
Май | Назови правильно». Упражнять детей в назывании детенышей зверей в единственном и множественном числе (зайчонок - зайчата, лисенок - лисята). «Кто быстрее соберет вещи». Упражнять детей в дифференциации звуков «б» - «п», учить выделять эти звуки в словах. «Угадай по описанию». Учить детей составлять короткие описательные рассказы об объектах природы, развивать внимание, связную речь, находить сходства и различия. «Где это можно купить?» Учить детей использовать свои знания о товарах, продающихся в различных магазинах, для решения игровой задачи, учить правильно использовать в речи названия различных магазинов, товаров. «Кто что делает?» Учить детей подбирать глаголы, характеризующие действия кошки, собаки с опорой на сюжетные картинки, расширять словарный запас. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
план по самобразованию
Тема: Роль устного народного творчества в развитии речи детей раннего возрастаЦель: выявить и изучить особенности воспитательной роли форм устного народного творчестваЗадачи: Выявить значение устного ...
Перспективный план по теме самобразования «Инновационные формы работы педагога и семьи»
Перспективный план составлен на один учебный год (2017-2018г.)...
План по самобразованию воспитателя по обучению татарскому и русскому языкам на 2015 - 2020 учебные года
План по самообразованию на 2015 - 2020 учебные года...
План по самобразованию по моделированию игрового опыта. «Младший дошкольник входит в мир социальных отношений» 2020-2021 учебный год
План по самобразованию по моделированию игрового опыта. «Младший дошкольник входит в мир социальных отношений»...
План по самобразованию воспитателя подготовительной группы на тему:"Театрлизованная деятельность как средство развития речи детей"
Методическая разработка...
План по самобразованию Тема: «Реализация целевых ориентиров рабочей программы воспитания здоровьесберегающей направленности для детей младшего и среднего дошкольного возраста»
Сформировать у детей основы здорового образа жизни, добиться осознанного выполнения правил здоровье сбережения и ответственного отношения, как к собственному здоровью, так и здоровью ок...
План по самобразованию
Формирование патриотических чувст у детей дошкольного возраста...