«Хэппенинг как метод развития сенсорного воспитания детей раннего возраста»
статья
"Хеппенинг как метод развития сенсорного воспитания детей раннего возраста"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
_heppening_kak_metod_razvitiya_sensornogo_vospitaniya_detey_rannego_vozrasta_.docx | 20.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение
детский сад №7 «Радуга»
Кулундинского района Алтайского края
Доклад
Научно-практической конференции
«Хэппенинг как метод развития сенсорного воспитания детей раннего возраста»
Составил:
Воспитатель Белаш Т.В.
Кулунда
2022г.
«Хэппенинг как метод развития сенсорного воспитания детей раннего возраста»
«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев»
В.А. Сухомлинский.
«Руки – видимая часть полушарий головного мозга»
Э. Кант.
«Каждое движение ребёнка - это ещё одна складочка в коре больших полушарий»
М.Монтессори.
Сенсорное развитие ребёнка это развитие его восприятия, формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Главное направление сенсорного воспитания должно состоять в вооружении ребенка сенсорной культурой. Понятие «сенсорная культура» вошло в дошкольную педагогику благодаря работам М. Монтессори.
Сенсорная культура ребенка – это результат усвоения им сенсорных эталонов, созданных человечеством. Усвоение сенсорных эталонов – это использование их в качестве своеобразных «единиц измерения» при оценке свойств веществ.
Уровень сенсорного развития является базисным, это одно из условий успешности любого вида деятельности и становления личности.
Приобретённые в раннем возрасте умения читать и считать, ещё не достаточны для успешного освоения ребёнком в будущем школьной программы и умственного развития в целом. Кроме того, многие дети, с раннего возраста ориентированные на формальное обучение, подменяющее собой полноценное развитие, в старшем возрасте оказываются малоинициативными, неуверенными в себе, отличаются повышенной тревожностью. Опасным последствием психических и физических перегрузок, вызванных неадекватными формой и содержанием обучения, может стать возникновение у ребёнка невротических заболеваний (заикание, синдром навязчивых движений, нервные тики, детские страхи, энурез и др.).
Для детей раннего возраста необходимы особые педагогические воздействия, которые отвечают их потребностям и возможностям и способствуют полноценному развитию.
Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Тема сенсорного развития детей раннего возраста актуальна для общества в целом, потому что в настоящее время проблема развития детей младшего дошкольного возраста все больше волнует психологов, учителей, родителей.
Основное место в сенсорном воспитании детей раннего возраста занимает ознакомление их общепринятыми сенсорными эталонами и способами их использования путем обучения продуктивным видам деятельности (рисование, лепка, аппликации, конструированию, как на занятиях, так и в повседневной жизни.
Каждый вид продуктивной деятельности предъявляет свои требования к детскому восприятию и способствует его развитию. Развитие сенсорного воспитания с помощью творчества – отличная методика для обследования предметов и привития ребенку чувства прекрасного с самого раннего возраста. Кроме того, развивается фантазия и воображение, ребенок, глядя на исходные материалы, начинает представлять итоговый вариант.
Большинство нетрадиционных техник относятся к спонтанному рисованию, когда изображение получается не в результате использования специальных изобразительных приёмов, а как эффект игровой манипуляции.
Такой способ нетрадиционного изображения можно назвать «хэппенинг» (в переводе с английского «случай»).
Хэппенинг – форма современного искусства, представляющая собой действия, события или ситуации, происходящие при участии художников, но не контролируемые им полностью.
Хэппенинг обычно включает в себя импровизацию и не имеет чёткого сценария. При нём неизвестно, какое получится изображение, он заведомо успешен по результату, тем самым усиливает интерес детей к изобразительной деятельности.
В раннем возрасте доступен такой вид хэппенинга как:
- рисование пальчиками. Это способ примакивания пальцев руки к поверхности бумаги разными способами (кончиками пальцев ставим точки, проводим пальчиками линии, прикладываем пальчики (раскрасим 1-2 пальчика и приложим их к бумаге – получатся звёздочки, деревья, соберём пальчики в пучок – получатся цветы и снежинки).
- Рисуем кулачком: со стороны большого пальца выйдут розы, улитки, ракушки.
- Рисуем полураскрытым кулачком: можем нарисовать радугу, бананы.
Освоив живопись пальцами, попробуйте рисовать ладошками или ногами на листе.
- Ладошкой можно мазать, рисовать и печатать любые абстракции, наслаждаясь цветом или создавать сюжетные картины.
По-разному поворачивая ручки, и дорисовывая к отпечаткам недостающие элементы, можно воплотить любые задумки.
Ладошка, с разведёнными пальчиками, смотрящими вниз, позволит увидеть в рисунке осьминога, если дорисовать ему глаза и рот.
С помощью отпечатков ладошек, сделанных по кругу, можно изобразить солнышко и цветок, дорисовав сердцевину.
- Сенсорная коробка, это пособие для сенсорного развития детей раннего возраста, которое стимулирует развитие познавательных процессов, обогащает сенсорный опыт ребенка и способствует развитию мелкой моторики. Основой для подобной коробки может стать: картонные коробки или деревянный ящик.
Насыпьте слой манки толщиной 2-3 миллиметра в коробку, разровняйте. Проводя пальцем по манке, можно изобразить геометрические фигуры, солнышко, цветок и т. д.
Всем известно, что мелкая моторика неразрывно связана с нервной системой, зрением, восприятием, вниманием и памятью, а также с развитием речи ребенка, поэтому очень важно развивать её с самого рождения. Сенсорные коробки как нельзя лучше выполняют функцию её развития.
Польза от рисования пальчиками:
- Хорошо развивают мелкую моторику, что способствует развитию речи.
- Развитие тактильной чувствительности. Это новые ощущения при макании пальчика в краску, при ведении пальчиком по различным поверхностям для рисования.
- Осознание ребёнком собственного тела.
- Раннее развитие творческих способностей.
- Развитие ловкости пальцев и кистей рук. Раскрашивая пальчиком изображение, малыш учится чувствовать границы.
- Развитие представлений о цвете.
- Развитие воображения и образного мышления.
Таким образом, хэппенинг обеспечивает условия для развития индивидуальности ребенка раннего возраста, максимально развивает индивидуальные познавательные способности ребенка раннего возраста, на основе имеющегося у него жизненного опыта.
Подвести итог хочется притчей:
Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок.
–Что ещё слепить тебе? – спросил Бог.
–Слепи мне счастье, – попросил человек.
Ничего не ответил Бог, и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины.
Пусть в жизни наших обучающихся «глина» станет не только их счастьем в руках, но и средством сенсорного развития в прямом смысле.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированное занятие по развитию мелкой моторики рук и сенсорному воспитанию детей раннего возраста "Маленькой елочке холодно зимой"
Интегрированное занятие по развитию мелкой моторики рук и сенсорному воспитатнию "Маленькой ёлочке холодно зимой"...
Хеппенинг как метод развития сенсорного воспитания детей раннего возраста.
Хеппенинг - форма современного искусства, представляющая собой действия, события или ситуации, происходящие при участии художников, но не контролируемые им полностью....
Дидактическая игра как метод сенсорного воспитания детей раннего возраста
В статье актуализируется вопрос о значимости сенсорного воспитания и развития в раннем возрасте как основы развития умственных способностей. Среди методов особое внимание автор уделяет дидактической и...
АКТУАЛЬНОСТЬ РАЗВИТИЯ СЕНСОРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Добрый день, уважаемые коллеги!Хочу пригласить вас в увлекательный, познавательный, удивительный и многообразный мир дидактических игр!Я надеюсь, что это будет интересно и молодым нашим коллегам и вос...
Хэппенинг как метод развития сенсорного воспитания детей раннего возраста
Хеппенинг обычно включает в себя импровизацию и не имеет четкого сценария. (в переводе с английского «случаться»)...
Хеппенинг как метод развития сенсорного воспитания детей раннего возраста.
Хеппенинг - форма современного искусства, представляющая собой действия, события или ситуации, происходящие при участии художников, но не контролируемые им полностью. Хэппенинг обычно включает в себя ...
«Хэппенинг и сенсорные коробки как метод развития сенсорного воспитания детей раннего возраста».
1 СЛАЙД «Хэппенинг и сенсорные коробки как метод развития сенсорного воспитания детей раннего возраста». 2 СЛАЙД «Каждое дви...