Хеппенинг как метод развития сенсорного воспитания детей раннего возраста.
статья по рисованию (младшая группа) на тему

Жосан Вероника Анатольевна

Хеппенинг - форма современного искусства, представляющая собой действия, события или ситуации, происходящие при участии художников, но не контролируемые им полностью. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sensornoe_razvitie.docx18.91 КБ

Предварительный просмотр:

Хеппенинг как метод развития сенсорного воспитания детей раннего возраста.

Сенсорное развитие занимает одно из ведущих мест в общей системе воспитательно-образовательной  работы в раннем дошкольном возрасте. Сенсорное воспитание направлено на обучение детей точно, полно воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения между ними (цвет, форму, величину, расположение в пространстве).

Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка, а также имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо для успешного обучения ребенка в детском саду, школе и для последующей активной плодотворной трудовой деятельности.

Значение сенсорного развития ребенка в его будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания в детском саду.
Сенсорное развитие ребёнка - это развитие его восприятия, формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Главное направление сенсорного воспитания должно состоять в вооружении ребенка сенсорной культурой. Понятие «сенсорная культура» вошло в дошкольную педагогику благодаря работам М. Монтессори.
Сенсорная культура ребенка – и результат усвоения им сенсорных эталонов, созданных человечеством. Усвоение сенсорных эталонов - это использование их в качестве своеобразных «единиц измерения» при оценке свойств веществ.
Уровень сенсорного развития является базисным, это одно из условий успешности любого вида деятельности и становления личности.
Приобретённые в раннем возрасте умения читать и считать, ещё не достаточны для успешного освоения ребёнком в будущем школьной программы и умственного развития в целом. Кроме того, многие дети, с раннего возраста ориентированные на формальное обучение, подменяющее собой полноценное развитие, в старшем возрасте оказываются малоинициативными, неуверенными в себе, отличаются повышенной тревожностью. Опасным последствием психических и физических перегрузок, вызванных неадекватными формой и содержанием обучения, может стать возникновение у ребёнка невротических заболеваний (заикание, синдром навязчивых движений, нервные тики, детские страхи, энурез и др.).
К детям раннего возраста не применимы многие методы и приёмы обучения, которые используют в работе со школьниками: чисто словесные объяснения, инструкции, фронтальные занятия не достигают своей цели. Для детей раннего возраста необходимы особые педагогические воздействия, которые отвечают их потребностям и возможностям и способствуют полноценному развитию.
Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Тема сенсорного развития детей раннего возраста актуальна для общества в целом, потому что в настоящее время проблема развития детей младшего дошкольного возраста все больше волнует психологов, учителей, родителей.

Большинство нетрадиционных техник относятся к спонтанному рисованию, когда изображение получается не в результате использования специальных изобразительных приёмов, а как эффект игровой манипуляции.
Такой способ нетрадиционного изображения можно назвать "хэппенинг" (в переводе с английского "случаться").

Хеппенинг - форма современного искусства, представляющая собой действия, события или ситуации, происходящие при участии художников, но не контролируемые им полностью. Хэппенинг обычно включает в себя импровизацию и не имеет чёткого сценария.
При нём неизвестно, какое получится изображение, он заведомо успешен по результату, тем самым усиливает интерес детей к изобразительной деятельности.
               В раннем возрасте доступен такой вид хэппенинга как рисование пальчиками. Это способ примакивания пальцев руки к  поверхности бумаги разными способами (кончиками пальцев ставим точки, проводим пальчиками линии, прикладываем пальчики (раскрасим 1 - 2 пальчика и приложим их к бумаге - получатся звёздочки, деревья), соберём пальчики в пучок - получатся цветы и снежинки).

Рисуем кулачком: со стороны большого пальца выйдут розы, улитки, ракушки.

Рисуем полураскрытым кулачком: можем нарисовать радугу, бананы.

Освоив живопись пальцами, попробуйте рисовать ладошками или ногами на листе.

Ладошкой можно мазать, рисовать и печатать любые абстракции, наслаждаясь цветом или создавать сюжетные картины. По-разному поворачивая ручки, и дорисовывая к отпечаткам недостающие элементы, можно воплотить любые задумки.
Ладошка, с разведёнными пальчиками, смотрящими вниз, позволит увидеть в рисунке осьминога, если дорисовать ему глаза и рот.
С помощью отпечатков ладошек, сделанных по кругу, можно изобразить солнышко и цветок, дорисовав сердцевину.
В раннем возрасте доступен такой вид хэппенинга как рисование на подносе. Насыпьте слой манки толщиной 2 - 3 миллиметра на поднос, разровняйте. Проводя пальцем по манке, можно изобразить геометрические фигуры, солнышко, цветок и т. д.

Польза от рисования пальчиками:

  • Хорошо развивают мелкую моторику, что способствует развитию речи.
  • Развитие тактильной чувствительности. Это новые ощущения при макании пальчика в краску, при ведении пальчиком по различным поверхностям для рисования.
  • Осознание ребёнком собственного тела.
  • Раннее развитие творческих способностей.
    Развитие ловкости пальцев и кистей рук. Раскрашивая пальчиком изображение, малыш учится чувствовать границы.
  • Развитие представлений о цвете.
  • Развитие воображения и образного мышления.

Таким образом, хеппенинг обеспечивает условия для развития индивидуальности ребенка раннего возраста, максимально развивает индивидуальные познавательные способности ребенка раннего возраста, на основе имеющегося у него жизненного опыта.

Список использованной литературы:

  1. Алексеева, Л. Н. Инновационные технологии как ресурс эксперимента/ Л. Н. Алексеева// Учитель. - 2006. - № 3. - с. 78.
  2. Бондаревская, Е.В. Теория и практика личностно- ориентированного образования [текст] / Е.В. Бондаревская. – Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского педагогического университета, 2008. -352с.
  3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие [текст] / Г.К. Селевко – М.: Народное образование, 2008. – 256с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие по развитию мелкой моторики рук и сенсорному воспитанию детей раннего возраста "Маленькой елочке холодно зимой"

Интегрированное занятие по развитию мелкой моторики рук и сенсорному воспитатнию "Маленькой ёлочке холодно зимой"...

Дидактическая игра как метод сенсорного воспитания детей раннего возраста

В статье актуализируется вопрос о значимости сенсорного воспитания и развития в раннем возрасте как основы развития умственных способностей. Среди методов особое внимание автор уделяет дидактической и...

АКТУАЛЬНОСТЬ РАЗВИТИЯ СЕНСОРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Добрый день, уважаемые коллеги!Хочу пригласить вас в увлекательный, познавательный, удивительный и многообразный мир дидактических игр!Я надеюсь, что это будет интересно и молодым нашим коллегам и вос...

Хэппенинг как метод развития сенсорного воспитания детей раннего возраста

Хеппенинг обычно включает в себя импровизацию и не имеет четкого сценария. (в переводе с английского «случаться»)...

Хеппенинг как метод развития сенсорного воспитания детей раннего возраста.

Хеппенинг - форма современного искусства, представляющая собой действия, события или ситуации, происходящие при участии художников, но не контролируемые им полностью. Хэппенинг обычно включает в себя ...

«Хэппенинг как метод развития сенсорного воспитания детей раннего возраста»

quot;Хеппенинг как метод развития сенсорного воспитания детей раннего возраста"...

«Хэппенинг и сенсорные коробки как метод развития сенсорного воспитания детей раннего возраста».

1 СЛАЙД         «Хэппенинг и сенсорные коробки как метод развития сенсорного воспитания детей раннего возраста». 2 СЛАЙД «Каждое дви...