«Хэппенинг и сенсорные коробки как метод развития сенсорного воспитания детей раннего возраста».
материал (младшая группа)

Таюрская Людмила Андреевна

1 СЛАЙД         «Хэппенинг и сенсорные коробки как метод развития сенсорного воспитания детей раннего возраста».

 

2 СЛАЙД «Каждое движение ребёнка - это ещё одна

                     складочка в коре больших полушарий»

                  М.Монтессори.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Доклад22.73 КБ

Предварительный просмотр:

1 СЛАЙД         «Хэппенинг и сенсорные коробки как метод развития сенсорного воспитания детей раннего возраста».

 

2 СЛАЙД «Каждое движение ребёнка - это ещё одна

                     складочка в коре больших полушарий»

                  М.Монтессори.

 

3 СЛАЙД    Раннее детство - фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех человеческих начал. Именно в эти годы закладываются основы здоровья и интеллекта ребенка, в этом возрасте умственное и нравственное развитие особенно зависит от физического состояния и настроения малыша.    

4 СЛАЙД На современном этапе развития научных знаний о раннем возрасте подтверждается идея самоценности первых лет жизни ребенка, как фундамента для формирования его личности. Задачей в современной педагогике выступает реализация в воспитательном процессе самоценности периода раннего возраста как базисной основы всего последующего развития ребенка.  

Актуальность проблемы организации и содержания инновационной деятельности в современном дошкольном учреждении ни у кого не вызывает сомнения. Инновационные процессы являются закономерностью в развитии дошкольного образования и относятся к таким изменениям в работе учреждения, которые носят существенный характер, сопровождаются изменениями в образе деятельности и стиле мышления его сотрудников, вносят в среду внедрения новые стабильные элементы (новшества), вызывающие переход системы из одного состояния в другое.  

5 СЛАЙД Сенсорное развитие ребёнка это развитие его восприятия, формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

6 СЛАЙД    Основное место в сенсорном воспитании детей раннего возраста занимает ознакомление их общепринятыми сенсорными эталонами и способами их использования путем обучения продуктивным видам деятельности (рисование, лепка, аппликации, конструированию), как на занятиях, так и в повседневной жизни. 

Таким образом, темой моей работы являются инновационные формы и методы работы с детьми раннего возраста в условиях введения ФОП.

7 СЛАЙД Цель: Создать условие по развитию мелкой моторики, тактильных ощущений, творческое и пространственное  мышление, навыки сортировки и классификации, усидчивость, терпение, координацию движений.

8 СЛАЙД Задачи:

·         формирование интереса и желания рисовать;

·         усвоение детьми приемов и навыков изобразительной деятельности в нетрадиционной технике.

·         совершенствование двигательной функции (развитие общей и мелкой моторики);

·         накопление сенсорного опыта;

·         целенаправленное развитие речи и ее функций;

9 СЛАЙД За основу в проведении работы по выявлению и оценке сенсорного развития детей раннего возраста была взята методика Николаевой Т.В.

Оборудование:

1. деревянная  доска с тремя (четырьмя) прорезями –

круглой, квадратной, треугольной, полукруглой форм и тремя (четырьмя) плоскими геометрическими фигурами, основание каждой из которых соответствует по форме одной из прорезей;

2. пластмассовая коробка с шестью прорезями - круглой, квадратной, прямоугольной, полукруглой, треугольной и шестиугольной форм и двенадцатью объёмными геометрическими фигурами, основание каждой из которых соответствует по форме одной из прорезей;

3. одна пирамида с тремя одинаковыми по размеру кольцами; пирамиды из трёх колец, убывающими по величине (две красные, две желтые, одна синяя);

4. пять больших кубов желтого цвета; два больших куба красного цвета; два больших куба синего цвета;

5. пять больших шаров желтого цвета; два больших шара красного цвета; два больших шара синего цвета;

6. цветные кубики - пять желтых; три красных; три зелёных; три оранжевых; три белых;

7. одна трёхсоставная и одна четырёхсоставная матрешки;

8. три пары предметных картинок: в каждой паре одна картинка разрезана на две (три, четыре) части.

10 СЛАЙД Основные задания для детей 2 лет.

1. Вложить геометрические формы в гнёзда соответствующей плоскости.

2. Сгруппировать предметы по цвету при выборе из 4, например, красные, желтые, синие и зелёные кубики.

3. Сложить трёхсоставную матрешку.

4. Сложить три пирамидки разного цвета (красную, синюю, желтую) из 3 убывающих по величине колец.

5. Сложить предметную картинку, разрезанную вертикально на 3 части.

Проведение обследования.

Задания предъявлялись ребенку сразу для самостоятельного выполнения. Предлагалось каждому ребёнку вставить фигуры в соответствующие прорези; разобрать и собрать пирамиду; раскрыть матрёшку и собрать её; сложить целую картинку из частей. При этом все задания должны были сопровождаться естественными жестами.

11 СЛАЙД Обучение.

При затруднении выполнения ребенком заданий самостоятельно, демонстрировалось соответствующее действие, а затем ребёнок должен был воспроизвести его. Если ребенок не справлялся и в этом случае, то использовался метод совместных действий. Например, руками ребёнка вставлялись фигуры в соответствующие прорези; собиралась пирамидка с учётом величины колец; складывалась разрезная картинка. Вслед за этим ребёнку предлагалось действовать самостоятельно.

12 СЛАЙД Оценка действий ребёнка.

По каждому заданию фиксировалось:

- Желание сотрудничать со взрослым; принятие задания; способность обнаружить ошибочность своих действий; заинтересованность в результате деятельности;

- Способ выполнения задания (самостоятельно, после показа, после совместных действий, невыполнение);

- Результат: точное соответствие образцу взрослого, неточное соответствие, невыполнение.

В своей работе я представлю следующие инновационные формы и методы, применяемые мною на практике в работе с детьми раннего возраста: хепенинг и сенсорные коробки.

13 СЛАЙД Аллан Капроу, преподаватель в университете, придумал новый способ творить: хэппенинг.  Хочу поделиться опытом использования в своей работе с детьми раннего возраста хеппенинга, как нетрадиционного метода рисования. Использование «хеппенинга» позволяет педагогу создать каждому малышу ситуацию успеха в творческом процессе. Хэппенинг является замечательным способом создания маленьких шедевров.      

14 СЛАЙД В работе с детьми группы раннего возраста я использую такие техники хеппенинга, как:

- печать из ниток,

- печать из картофеля и моркови,

- рисование ладошками,

- рисование ватными палочками,

- рисование манной крупой,

- рисование мятой бумагой,

- рисование воздушными шариками,

- рисование пушком.

Каждая из этих техник – это маленькая игра для ребенка.

Я считаю, что изобразительная деятельность является самым интересным видом деятельности дошкольников, так как позволяет детям выражать в своих рисунках свои впечатления об окружающем его мире, способствует всестороннему развитию детей, раскрытию и обогащению его творческих способностей.

15 СЛАЙД Опыт работы по использованию технологии «Хэппенинг» с детьми раннего возраста показал следующее:

- Хорошо развивает мелкую моторику, что способствует развитию речи.

- Развивает тактильную чувствительность. Это новые ощущения при макании в краску, при ведении пальчиком по различным поверхностям для рисования. В процессе работы ребенок знакомится с объемом, фактурой и пространством.

- Помогает ребенку осознать своё тело.

- Развивает творческие способности и художественный вкус.

- Развивает ловкость пальцев и кистей рук. Раскрашивая пальчиком изображение, малыш учится чувствовать границы.

- Развивает представления ребенка о цвете.

- Развивает воображение и образное мышление.

- Рисование в стиле «хэппенинг» успокаивает и увлекает, способствует развитию усидчивости, побуждает к поиску нестандартных решений.

16 СЛАЙД Рисунки, выполненные в такой технике, как «хэппенинг» получаются на порядок быстрее обычных. Это играет большую роль для маленьких детей, когда им не хватает усидчивости и терпения, когда они только на стадии становления. Такие занятия прибавляют уверенности в себе и своих силах, да и просто огромное удовольствие.

17 СЛАЙД Следующая технология, которую я использую Сенсорная коробка - это емкость, в которую насыпаны и положены материалы и предметы разных размеров и фактур, чтобы ребенок мог играть с ними, изучая многообразие форм, материалов и явлений окружающего мира.

 

18 СЛАЙД Придумавшая их педагог Мария Монтессори утверждала: дети в возрасте от 3 месяцев до 3 лет главным образом развиваются через сенсорное восприятие, то есть, рассматривая и ощупывая мир вокруг.

      Сенсорная коробка, это пособие для сенсорного развития детей раннего возраста, которое стимулирует развитие познавательных процессов, обогащает сенсорный опыт ребенка и способствует развитию мелкой моторики. В зависимости от наполнения коробки, игры с ней могут развивать и совершенствовать тактильное восприятие, слух, зрение и обоняние малыша. Всем известно, что мелкая моторика неразрывно связана с нервной системой, зрением, восприятием, вниманием и памятью, а также с развитием речи ребенка, поэтому очень важно развивать её с самого рождения.

      Сенсорные коробки как нельзя лучше выполняют функцию её развития.     Тематически сенсорные песочницы могут быть самыми разнообразными, все ограничено лишь вашей фантазией.

19 СЛАЙД Основой для подобной коробки может стать:

- таз для белья;

- большой пластиковый контейнер, в котором обычно в кладовках хранятся всякие ненужные вещи;

 - картонные коробки;

- деревянный ящик и т.д.

       В наполнители тоже может идти все, что угодно: разные крупы: рис (белый и покрашенный пищевыми красителями), манка, овсянка, рис, крупная соль, всевозможные макароны, фасоль, горох. Зимой: снег или песок, ведь это так здорово, когда в песочнице можно играть не только летом, но и дома зимой - галька, аквагрунт. Также, это природные материалы: шишки, трава, листья, шиповник, земля, камни, ракушки, мох. Далее это нарезанная бумага, ватные шарики, бумажные шарики, бумажные салфетки. Тематика сенсорных коробок также может быть разнообразной, например, по временам года. Самая простая сенсорная коробка, наполненная, например, горохом, даст возможность ребенку расширить свой тактильный опыт - он сможет трогать, пересыпать, исследовать, закапывать, откапывать и просто играть.  

20 СЛАЙД Для детей раннего возраста необходимы особые педагогические

воздействия, которые отвечают их потребностям и возможностям и способствуют полноценному развитию.

Я считаю, что раннее развитие детей во много зависит от того, насколько педагог заинтересован в инновационной деятельности, способен раскрыть свой творческий потенциал, стремится внести в свою педагогическую практику, новые методы и формы работы с детьми. В условиях введения ФОП задачей в современного педагога выступает реализация в воспитательном процессе самоценности периода раннего возраста как базисной основы всего последующего развития ребенка.

В настоящее время достаточно пристальное внимание в системе

образования обращено к изучению периода раннего детства. Организация

эффективного воспитательно - образовательного процесса с детьми раннего

возраста требует новых подходов, которые соответствуют возрастным и

индивидуальным возможностям детей, уровню их здоровья.

В раннем дошкольном возрасте сенсорное развитие занимает одно из

ведущих мест в общей системе воспитательно-образовательной работы, оно

направлено на обучение детей точно, полно воспринимать предметы, их

разнообразные свойства и отношения между ними (цвет, форму, величину,

расположение в пространстве).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ СЕНСОРНОГО ВОСПРИЯТИЯ И ДЕЙСТВИЙ С ПРЕДМЕТАМИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Статья раскрывает основные моменты особенностей развития сенсорного восприятия и действий с предметами у детей раннего возраста....

Статья. Актуальность и способы сенсорного развития и воспитания детей раннего возраста

Статья. Актуальность и способы сенсорного развития и воспитания  детей   раннего  возраста   Статья. Актуальность и способы сенсорного развития и воспитания  детей...

Анкета для родителей "Выявление интересов и знаний родителей воспитанников по вопросам сенсорного развития и воспитания детей раннего возраста"

Необходимо знать ваше мнение по вопросу «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста в условиях детского сада»....

«Значение сенсорного развития в воспитании детей раннего возраста»

Консультация для родителей   «Значение сенсорного развития в воспитании детей раннего возраста»...

Консультация для родителей младших дошкольного возраста на тему: «Малые формы фольклора как метод развития речи у детей раннего возраста»

Фольклор интересен своей яркой, доступной, понятной детям формой. Дети с интересом, восхищением пытаются подражать взрослому. Повторяя вместе с ним стихи, потешки, прибаутки у детей развивается вообра...

Консультация для воспитателей «Сенсорное развитие и воспитание детей раннего возраста в специально организованных и домашних условиях»

Для более успешного сенсорного развития необходимо непрерывное совместное с родителями развитие на оснонове партнерских отношений педагога и родителей .Реализуя следующие задачи  и одновременно ...