Дидактическая игра как метод сенсорного воспитания детей раннего возраста
статья (младшая группа) по теме
В статье актуализируется вопрос о значимости сенсорного воспитания и развития в раннем возрасте как основы развития умственных способностей. Среди методов особое внимание автор уделяет дидактической игре как наиболее оптимальной форме организации детской деятельности, ведущему методу и средству сенсорного воспитания. Охарактеризованы специфические особенности дидактической игры, показана ее роль и место в образовательном процессе дошкольного организации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_didakticheskaya_igra_kak_metod_sensornogo_vospitaniya_detey_rannego_vozrasta.docx | 19.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактическая игра как метод сенсорного воспитания детей раннего возраста
Статья опубликована в Сборнике научных трудов по материалам I международной научно-практической конференции студентов, магистрантов и аспирантов «Педагогика и педагогический процесс: современные тенденции и перспективы развития» город Казань, 30.11.2016, www.scipro.ru
Аннотация. В статье актуализируется вопрос о значимости сенсорного воспитания и развития в раннем возрасте как основы развития умственных способностей. Среди методов особое внимание автор уделяет дидактической игре как наиболее оптимальной форме организации детской деятельности, ведущему методу и средству сенсорного воспитания. Охарактеризованы специфические особенности дидактической игры, показана ее роль и место в образовательном процессе дошкольного организации.
Ключевые слова: дидактическая игра, образовательный процесс, сенсорное воспитание, сенсорные эталоны.
Abstract. The article actualizes the question of the importance of sensory education and development at an early age as a basis for the development of mental abilities. Among the methods of special attention is paid to the didactic game as the most optimal form of organization of children's activities, the master methods and means of touch education. We characterize the specifics of didactic games, shows her place and role in the educational process of pre-school organizations.
Keywords: didactic game, the educational process, sensory education, sensory standards.
На протяжении всей истории дошкольной теории и практики проблема сенсорного воспитания детей была в центре внимания ученых, не потеряла своей актуальности и сегодня, особенно в педагогике раннего детства. Действительно, период раннего возраста, как показывают исследования психологов, характеризуется наиболее интенсивным темпом физического и психического развития, любознательностью и активностью в познании окружающего мира [2]. Ребёнок раннего возраста постоянно сталкивается с разнообразными звуками, красками, формами и другими свойствами предметов, когда манипулирует игрушками, исследует мир предметов, усваивает их свойства и функциональное назначение. В процессе обследования предметов накапливаются и уточняются имеющиеся представления, совершенствуются перцептивные действия (зрительные, тактильные, слуховые и др.), осваивается система общепринятых сенсорных эталонов. На основе накопленных представлений, в результате их обобщения у детей возникают «простые формы наглядно-действенного мышления, самые первичные обобщения, непосредственно связанные с выделением тех или иных внешних и внутренних признаков предметов» [5, с. 18].
Изучение трудов российских и зарубежных педагогов показывает, что ранний возраст наиболее сензитивен для сенсорного развития и воспитания. Кроме того, освоение предметно-манипулятивных действий составляет содержание ведущего в раннем возрасте вида деятельности, позволяющего малышу освоить предметный мир. Под сенсорным развитием в дошкольной педагогике понимается развитие процессов ощущения и восприятия, направленных на познание внешних свойств и качеств окружающих объектов, таких как цвет, величина, фактура, пространственное расположение, форма, запах и др. [4, с. 58]. Сенсорное развитие ребенка, с одной стороны, имеет самостоятельное значение, поскольку обеспечивает получение достоверных представлений об окружающем мире, с другой - составляет фундамент общего умственного и познавательного развития ребенка. Целенаправленная работа по совершенствованию сенсорных процессов и перцептивных действий составляет сущность сенсорного воспитания.
Основное содержание сенсорного воспитания в раннем возрасте составляет ознакомление детей с тремя основными свойствами предметов: цветом, величиной и формой, т.к. именно эти три характеристики имеют определяющее значение в формировании достоверных представлений об окружающем на основе зрительного образа, именно на них ребенок чаще всего обращает внимание [6].
Необходимо подчеркнуть, что познание сенсорных признаков и свойств окружающих объектов и явлений, овладение обобщенными способами восприятия, т.е. перцептивными действиями, осуществляется в ходе разнообразных видов содержательной детской деятельности. Именно в этих условиях реализуется возможность сделать сенсорные свойства предметом внимания детей, применить их в конкретной практической ситуации. Однако, особое значение в сенсорном воспитании приобретает игровая деятельность, и в частности, дидактическая игра. Она выступает и в роли метода обучения, и в роли формы организации, а также является самостоятельной игровой деятельностью и ведущим средством всестороннего воспитания личности. Она обеспечивает приобщение детей к социальной жизни в доступной активной свободной творческой деятельности.
Дидактическая игра - это разновидность игры, организуемой взрослым для решения обучающей задачи. Дидактические игры созданы специально для детей народной или научной педагогикой и характеризуются наличием обучающей задачи и игровым действием обучающего характера. В процессе такой игры развиваются познавательные процессы, особенно, мышление, речь, внимание, совершенствуются представления об окружающем мире. Главная особенность дидактической игры состоит в том, что образовательное содержание предлагается в игровой занимательной форме и поэтому освоение новых знаний и умений происходит непринужденно и незаметно для ребенка. Получается, что дидактическая задача завуалирована игровой задачей и игровыми действиями. Дидактическая игра действительно является игрой поскольку содержит ряд специфических для игры моментов, таких как: сюжет, сюрприз, неожиданность, импровизация, неизвестность, соревновательность, непредсказуемость результата и др. Как справедливо отмечает А.К. Бондаренко, дидактическая игра будет интересна детям до тех пор, пока в ней есть какая-то тайна, загадка, неизвестность [1]. В этом заключается сущность дидактической игры как особого продуктивного метода усвоения новых знаний и умений. В игре ребенок имеет возможность действовать самостоятельно, многократно повторяя игровые действия с дидактическим материалом, свойства которого необходимо изучить. Важно подчеркнуть, что позиция взрослого в дидактической игре определяется не учебной ситуацией, а игровым партнерством: воспитатель и дети - равноправные участники игры.
Одним из ключевых структурных компонентов дидактической игры выступают игровые правила, обеспечивающие реализацию игрового содержания. Правила обеспечивают дидактический потенциал игры, направляют ее по заданному пути, организуют поведение и взаимоотношения участников. Дидактическая задача определяет игровые действия, а правила помогают выполнить игровые действия и решить задачу. Детям раннего возраста правила разъясняются в процессе игры и демонстрируются на собственном примере педагога.
Дидактическая игра может выступать своеобразной игровой формой обучения, тогда она проводится со всеми детьми организованно в строго отведенные часы. В этом случае она способствует формированию личностных качеств, необходимых для успешного умственного развития: умение сосредоточиться, стремление к достижению результата, способность действовать в соответствии с правилами, выполнять задание совместно со сверстниками. Игра, как правило, стимулирует положительные переживания, радостные эмоции, что является залогом успешного развития детей на этапе раннего детства и имеет важное значение для дальнейшего воспитания.
Помимо этого, дидактическая игра достаточно широко используются в повседневной жизни как самостоятельная игровая деятельность детей по интересам. Свободные игры упражняют детей в самостоятельном применении полученных сенсорных представлений на практике. Показать детям способ действия, заинтересовать детей тем, в каких случаях им будут практически полезны знания сенсорных эталонов, умения точно определять свойства предметов, классифицировать и обобщать в зависимости от этих свойств - все эти задачи возможно реализовать, организуя дидактическую игру вне занятий [3, с. 135]. Доказано, что особенно успешно дети усваивают сведения об окружающих предметах и явлениях в тех случаях, когда имеют возможность не только созерцать, но и активно действовать с ними. Привлекая внимание детей, пробуждая их интерес к активной познавательной деятельности, педагог способствует развитию основ любознательности.
Итак, сенсорное воспитание в раннем возрасте направлено на развитие координации движений, формирование перцептивных действий, умений анализировать и обобщать свойства и признаки предметов. На наш взгляд, развивающий потенциал дидактической игры как одного из ведущих методов сенсорного воспитания детей раннего возраста в настоящее время недостаточно используется в практике дошкольного образования. Следует усилить внимание педагогов и родителей к этому уникальному средству развития личности ребенка и шире использовать как в образовательной деятельности с детьми, так и в свободном игровом пространстве.
Библиографический список
1. Бондаренко А.К Дидактические игры в детском саду: Книга для
воспитателей детского сада. - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 2009. - 169 с.
- Бывшева М.В., Ханова Т.Г. Особенности социальной ситуации развития в дошкольном детстве // Вестник Мининского университета. - 2016. - № 3 (16). -С. 22.
- Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Познавательное развитие в дошкольном детстве. Учебное пособие. - М.: Мозаика-Синтез, 2012. - 420 с.
- Нечаева И.Ю. Система сенсорного развития детей // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. - 2010. - №1. - С. 58-70.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические игры как средство сенсорного развития детей раннего возраста.
Основы сенсорного развития закладываются в раннем дошкольном возрасте. Чем меньше ребёнок, тем больше значение в его жизни имеет чувственный опыт....
Консультация для родителей Тема: «Дидактические игры как средство сенсорного развития детей раннего возраста».
Консультация для родителейТема: «Дидактические игры как средство сенсорного развития детей раннего возраста»....
Консультация для родителей на тему Дидактические игры как средство сенсорного развития детей раннего возраста
"Дидактические игры как средство сенсорного развития детей раннего возраста"...
Дидактические игры как средство сенсорного развития детей раннего возраста
Познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущения (отражение отдельных свойств предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии на орг...
Презентация "Дидактические игры как метод сенсорного развития детей раннего возраста"
vРаннее детство – особый период становления органов и систем и, прежде всего, функции мозга. Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно н...
Методическая разработка на тему " Дидактический материал как средство сенсорного воспитания детей раннего возраста"
Методическая разработка...
Дидактическая игра как средство сенсорного воспитания детей раннего возраста
Консультация для родителей...