ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПРИОБЩЕНИЯ К НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ
презентация
В настоящее время в нашей стране большое внимание отводится вопросу патриотического воспитания подрастающего поколения, в частности формированию основ национального самосознания детей. Только систематическая и целенаправленная работа позволит дать детям представления об истории своего народа и страны, привить любовь к природе и культурным ценностям родного края, страны, так как именно на этой основе воспитывается национальное самосознание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gaydarova_a.r._vystuplenie.doc | 42.5 КБ |
prezentatsiya_gaydarova_k_vystupleniyu_1.ppt | 879.57 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПРИОБЩЕНИЯ К НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ
Гайдарова Алина Ровшановна
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования город Краснодар «Детский сад общеразвивающего вида №191»
350061 город Краснодар, ул. им. Игнатова, д.27
Дошкольное детство – первая и очень важная ступень в воспитании национального самосознания ребенка. Именно дошкольный возраст называют важнейшим периодом становления личности: закладываются предпосылки качеств человека-гражданина, развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре. Одной из самых актуальных задач нашего времени является воспитание национального самосознания детей.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образований одной из задач образовательной области «Познавательное развитие» является формирование представлений о себе и ближайшем социальном окружении, культурно-исторических событиях, традициях и социокультурных ценностях малой родины и Отечества, многообразии стран и народов мира [4].
Кроме этого Федеральная образовательная программа позволяет реализовать несколько основополагающих функций дошкольного уровня образования, одним из которых выступает создание единого ядра содержания дошкольного образования, ориентированного на приобщение детей к традиционным духовно-нравственным и социокультурным ценностям российского народа, воспитание подрастающего поколения как знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины [3].
Национальное самосознание – это осознание, оценка народом своего места и положения среди других народов, его способность соотносить свои установки и ориентации с жизненными позициями других народов, умение встать на эти позиции в процессе своего общения с людьми других национальностей [2].
Национальное самосознание включает три компонента:
- когнитивный, т.е. знание о родной земле, об истории, обычаях;
- эмоциональный, т.е. этнические качества, потребности, интерес к ценностям;
- поведенческий, т.е. коммуникативные и трудовые умения, соблюдение обрядов [1].
К сожалению, в современном мире материальные ценности преобладают над духовными, а понятия о доброте, великодушии у детей часто бывают искаженными. Понимая актуальность данной проблемы можно сделать вывод, что формирование личности ребенка невозможно без формирования основ национального самосознания. Для этого необходимо подобрать формы, методы, приемы и средства работы, наиболее соответствующие конкретным условиям работы в дошкольном учреждении, учитывая задачи программы дошкольного образования.
Опираясь на свой опыт и исследования в данном направлении, считаем одним из эффективных средств формирования основ национального самосознания у детей старшего дошкольного возраста народную культуру.
Народная культура – это традиционная культура, включающая культурные пласты разных эпох от глубокой древности до настоящего времени, субъектом которой является народ. Мы рассматриваем народную культуру нашей страны, ее особенности. И через призму народной культуру у детей формируются основы национального самосознания. Почему основы? Потому что национальное самосознание является очень сложным духовным явлением, поэтому оно не может быть сформировано в детстве, однако начинать его формировать необходимо как можно раньше.
Прежде всего, в группе необходимо организовать соответствующую развивающую предметно-пространственную среду. Для воспитания чувства любви к Родине, к своему родному городу воспитатели нашей группы вместе с родителями оформили патриотический центр в детском саду своими руками. Основные атрибуты, которые есть в патриотическом центре:
- Фото или портрет президента России;
- Гимн – символ нашей страны, представляет собой музыкально-поэтическое произведение. Представлен он в виде текстового варианта, а также в виде музыкальной версии для прослушивания;
- Герб является государственным символом;
- Флаг России
- Альбомы: «Мой родной город»; «Россия – великая страна»;
- Иллюстрации с изображением животных наших лесов, природы в разное время года, деревья, цветы, характерные для нашего края;
- Куклы (мальчик и девочка) в национальном костюме;
- Народные игрушки
- Книги с русскими народными сказками, потешками, прибаутками.
Правильно оформленные патриотические центры в детском саду позволяют привлечь внимание детей к изучению своей страны, дадут возможность подобрать материал, основываясь на их интересах, наладить совместную работу педагогов с детьми и их родителями.
Дети нашей группы активно участвуют в мероприятиях, посвященных патриотическому воспитанию. Например, дети с родителями организовали выставку поделок ко Дню Победы.
Участвовали в подготовке и самом празднике, посвященном Дню защитника Отечества.
Кроме этого, мы знакомим детей с военной атрибутикой не только с помощью иллюстрации или видеосюжетов, но и непосредственно вживую, когда дошкольники могут примерить, посмотреть, потрогать руками эти атрибуты.
Конечно, проводится организованная образовательная деятельность, посвященная формированию национального самосознания у детей. Дети лепят, рисуют, создают поделки, коллажи, аппликации, посвященные государственным праздникам, например, Дню флага или Дню России. Также проводятся:
- виртуальные экскурсии;
- посиделки, гуляния, народные игры;
- календарные праздники: «Осенины», «Рождественские посиделки», «Проводы зимы», «Масленица», «Русская ярмарка», «Пасха»;
- игры-драматизации русских народных сказок;
- совместная деятельность по изготовлению посуды и утвари.
Одними из лучших форм реализации работы по формированию основ национального самосознания детей являются походы и экскурсии по памятным природным и историческим местам своего края.
Свое умение дети показывают на ежемесячных «народных посиделках» и календарных праздниках, которые устраиваются для них и их родителей. Маленькие артисты, одетые в русские народные костюмы, рассказывают потешки, небылицы, поют частушки, водят хороводы: «Как на тоненький ледок», «А я по лугу», «Я на горку шла», «Выходили красны девицы». Все это способствует музыкальному развитию детей, приобщению к русскому народному образу и в будни, и в праздники. Обязательно празднуем именины по сезонам с поздравлением детей, изготовлением подарков, пением песен, вождением хороводов.
Таким образом, в настоящее время в нашей стране большое внимание отводится вопросу патриотического воспитания подрастающего поколения, в частности формированию основ национального самосознания детей. Только систематическая и целенаправленная работа позволит дать детям представления об истории своего народа и страны, привить любовь к природе и культурным ценностям родного края, страны, так как именно на этой основе воспитывается национальное самосознание.
Библиографический список
- Белобородова Л.Р., Белобородова Н.С. Педагогические условия формирования национального самосознания у детей старшего дошкольного возраста// Мир науки, культуры, образования. – 2013. – С.86-88.
- Гусейнова О.М. Национальное самосознание и этническая идентичность//Социально-гуманитарные знания. – 2016. – С. 120-130.
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 № 1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования»
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. М., 2013.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ДОШКОЛЬНОЕ ДЕТСТВО – ПЕРВАЯ И ОЧЕНЬ ВАЖНАЯ СТУПЕНЬ В ВОСПИТАНИИ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ РЕБЕНКА. ИМЕННО ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ НАЗЫВАЮТ ВАЖНЕЙШИМ ПЕРИОДОМ СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ: ЗАКЛАДЫВАЮТСЯ ПРЕДПОСЫЛКИ КАЧЕСТВ ЧЕЛОВЕКА-ГРАЖДАНИНА, РАЗВИВАЮТСЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ О ЧЕЛОВЕКЕ, ОБЩЕСТВЕ И КУЛЬТУРЕ. ОДНОЙ ИЗ САМЫХ АКТУАЛЬНЫХ ЗАДАЧ НАШЕГО ВРЕМЕНИ ЯВЛЯЕТСЯ ВОСПИТАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ ДЕТЕЙ.
«ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕБЕ И БЛИЖАЙШЕМ СОЦИАЛЬНОМ ОКРУЖЕНИИ, КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИХ СОБЫТИЯХ, ТРАДИЦИЯХ И СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЯХ МАЛОЙ РОДИНЫ И ОТЕЧЕСТВА, МНОГООБРАЗИИ СТРАН И НАРОДОВ МИРА «
СОЗДАНИЕ ЕДИНОГО ЯДРА СОДЕРЖАНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ОРИЕНТИРОВАННОГО НА ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ТРАДИЦИОННЫМ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫМ И СОЦИОКУЛЬТУРНЫМ ЦЕННОСТЯМ РОССИЙСКОГО НАРОДА, ВОСПИТАНИЕ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ КАК ЗНАЮЩЕГО И УВАЖАЮЩЕГО ИСТОРИЮ И КУЛЬТУРУ СВОЕЙ СЕМЬИ, БОЛЬШОЙ И МАЛОЙ РОДИНЫ
НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ ОСОЗНАНИЕ, ОЦЕНКА НАРОДОМ СВОЕГО МЕСТА И ПОЛОЖЕНИЯ СРЕДИ ДРУГИХ НАРОДОВ, ЕГО СПОСОБНОСТЬ СООТНОСИТЬ СВОИ УСТАНОВКИ И ОРИЕНТАЦИИ С ЖИЗНЕННЫМИ ПОЗИЦИЯМИ ДРУГИХ НАРОДОВ, УМЕНИЕ ВСТАТЬ НА ЭТИ ПОЗИЦИИ В ПРОЦЕССЕ СВОЕГО ОБЩЕНИЯ С ЛЮДЬМИ ДРУГИХ НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ
КОМПОНЕНТЫ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ
НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА, ВКЛЮЧАЮЩАЯ КУЛЬТУРНЫЕ ПЛАСТЫ РАЗНЫХ ЭПОХ ОТ ГЛУБОКОЙ ДРЕВНОСТИ ДО НАСТОЯЩЕГО ВРЕМЕНИ, СУБЪЕКТОМ КОТОРОЙ ЯВЛЯЕТСЯ НАРОД.
ПАТРИОТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
ВЫСТАВКА ПОДЕЛОК КО ДНЮ ПОБЕДЫ
ДЕНЬ ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА
ОРГАНИЗОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ДЕНЬ ФЛАГА
ПРОВОДИМ В ДОУ:
ВЫВОД В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ В НАШЕЙ СТРАНЕ БОЛЬШОЕ ВНИМАНИЕ ОТВОДИТСЯ ВОПРОСУ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ, В ЧАСТНОСТИ ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ ДЕТЕЙ. ТОЛЬКО СИСТЕМАТИЧЕСКАЯ И ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННАЯ РАБОТА ПОЗВОЛИТ ДАТЬ ДЕТЯМ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ИСТОРИИ СВОЕГО НАРОДА И СТРАНЫ, ПРИВИТЬ ЛЮБОВЬ К ПРИРОДЕ И КУЛЬТУРНЫМ ЦЕННОСТЯМ РОДНОГО КРАЯ, СТРАНЫ, ТАК КАК ИМЕННО НА ЭТОЙ ОСНОВЕ ВОСПИТЫВАЕТСЯ НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ.
ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПРИОБЩЕНИЯ К НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ ГАЙДАРОВА АЛИНА РОВШАНОВНА, ВОСПИТАТЕЛЬ МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД КРАСНОДАР «ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА №191»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр»
Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр»...
"Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр"
Актуальность сюжетно-ролевых игр в образовательной деятельности ДО позволяют развивать творческие способности детей, их фантазию, формирует умение детей погружаться в роль специалиста той ил...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР»
Данная методическая разработка может быть использована педагогами ДОУ при работе с детьми старшего дошкольного возраста, показывает, что одним из средств формирования знаний у старших дошкольник...
«Формирование патриотических чувств и национального самосознания у детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к истокам народной культуры Оскольского края»
На современном этапе развития системы дошкольного образования приоритетным является духовно-нравственное воспитание и социально – коммуникативное развити...
Самообразование "Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр"
В современном обществе происходят существенные изменения экономического характера, связанные со сложившимися рыночными отношениями, что определяет интерес к экономическому воспитанию и финансовому про...
Долгосрочный проект «Путешествие в сказку» Формирование предпосылок читательской грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к русской народной сказке
Дошкольники недостаточно знают русских народных сказок, в домашних условиях из-за занятности, родители мало уделяют чтению книг детям или читают литературу не ...