План по "Формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством экономического воспитания"
календарно-тематическое планирование
Предварительный просмотр:
Перспективный план работы на тему:
«Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством экономического воспитания»
Составитель: Кутлаева О.А.
Актуальность:
Финансовое просвещение и экономическое воспитание - сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической действительности.
В современной концепции образования подчеркивается особое значение дошкольного возраста в формировании и развитии уникальной личности ребенка. Так как на этом этапе закладываются основы личностной культуры, обеспечивается освоение первоначальных социокультурных норм. Это является фундаментом для приобретения в будущем специальных знаний и навыков.
В настоящее время педагоги ориентируются на формирование у детей уже к 6-7 годам элементарных знаний о мире финансов и экономики, однако, на практике взрослые зачастую не имеют методических рекомендаций и литературы, которые помогали бы им в воспитании человека, умеющего мыслить финансово-экономическими категориями. Дети, в первую очередь, учатся на примере родителей. Не на том, что они им говорят, а на том, как родители поступают в том или ином случае. Поэтому, прежде чем обучать ребенка, взрослым есть смысл задуматься о самых простых операциях и
поступках. Следовательно, финансовая грамотность детей, в первую очередь зависит от их родителей, того, какую культуру грамотности они передали своим детям.
Цель: Совершенствование условий для формирования у детей дошкольного возраста основ финансовой грамотности.
Задачи:
-способствовать формированию первоначальных представлений о потребностях;
-способствовать формированию первоначальных представлений о труде;
-способствовать формированию первоначальных представлений о купле-продаже товаров;
-способствовать формированию первоначальных представлений о деньгах как об универсальном средстве обмена, платежа и накопления;
-способствовать формированию первоначальных представлений о семейном бюджете и значимости финансовой грамотности в семейной экономике.
Предполагаемый результат:
Дети активно используют в игровой деятельности основные экономические понятия и категории.
Дошкольники приобретают первичный экономический опыт, учатся устанавливать разумные экономические отношения в различных сферах жизнедеятельности.
Родители получают дополнительные знания по экономическому воспитанию детей.
Участники: Дети, воспитатель, родители.
Реализация плана строится на следующих принципах: системности; сезонности; учета местности; учета возрастных особенностей; интеграции; координации деятельности педагога и специалистов; преемственности взаимодействия с ребенком в условиях ДОУ и семье.
Этапы:
1. Подбор и изучение методической литературы
2. Участие в мероприятиях посвященных теме.
3. Формирование опыта по теме. Внедрение в практику.
4. Представление опыта работы по теме.
Основные формы реализации плана:
• Беседы.
• Непосредственно – образовательная деятельность.
• Дидактические игры.
• Моделирование ситуаций – тренингов.
• Чтение художественной литературы.
Работа с родителями: анкетирование, опросы, досуги, беседы и консультации.
В старшей группе – происходит изучение 4-х экономических блоков:
- потребности, труд, товар, деньги.
В подготовительной к школе группе – идёт процесс усвоения 8-ми экономических блоков: экономика, потребности, труд (профессии); бартер, выгода и убыток., деньги, реклама, бизнес и капитал.
Перспективный план работы
по экономическому воспитанию детей 5-6 лет
Старшая группа
Месяц | Блоки | Цель | Виды деятельности |
Сентябрь Октябрь | Потребность | - Дать понятие категории «Потребность»; - различать виды потребности (материальные, духовные, социальные); - учить устанавливать взаимосвязь потребностей и возможностей; - воспитывать честность, целеустремленность, отрицательное отношение к жадности; - развивать умение выделять экономическое содержание из художественного произведения. | - Беседа: «Наши потребности» - Чтение и обсуждение стихотворения о потребностях «Телефон» К.Чуковский
-Д/и: «Кому что нужно?» - игра «Заветные желания» Игровая ситуация «Подарок ко дню рождения» |
Ноябрь Декабрь | Труд | - Дать представление о труде. О видах труда (сельскохозяйственный, домашний и т.д.) - учить выделять последовательность трудовых действий; - воспитывать уважение к труду, трудолюбие, отрицательное отношение к лени; - развивать умение выделять экономическое содержание из художественного произведения; - развивать речь, логическое мышление, творчество. | - Чтение и обсуждение сказки о труде «Терем-теремок» с использованием проблемных ситуаций и вопросов. - Игры занятия «Кто производит товар» «Петушок и бобовое зернышко», «Я рисую свою мечту» - Д/и: «Угадай, какая профессия», «Кому, что нужно для работы?», «Кто лучше знает инструменты». - С/р игры: «Магазин», Больница», «Аптека». Беседа: «Где и кем работают ваши родители» Экскурсия в магазин, парикмахерскую. -Изготовление атрибутов к с/р играм совместно с родителями. -Все виды трудовой деятельности детей (хозяйственно-бытовой, в уголке природы, дежурство, труд в природе). |
Январь Февраль | Товар | -Формировать системные знания о предмете, выделять новую сторону предмета – товар как результат труда; -показать детям производственный цикл изготовления товаров; зависимость цены товара от его качества и количества; -познакомить с разными формами сбыта продукции; продовольственные и промтоварные магазины, супермаркеты, универсамы, рынки, ярмарки, аукционы; -воспитывать бережное отношение к деньгам, игрушкам, материалам, орудиями труда, которыми мы пользуемся. -воспитывать бережливость и трудолюбие. | -Чтение художественного произведения К.И. Чуковского «Федорино горе». -Игры-занятия «Путешествие в страну товаров», «Товар и бережное отношение к нему»; -сюжетно-дидактические игры: «Магазин «Ткани», «Промтовары», «Супермаркет», «Рынок» -Дидактические игры «В какое время года», «Угадай, где продается», -Проблемные ситуации: «Какие бывают товары?», «Где продается товар?», «Как поступить?». |
Март Апрель | Деньги Бюджет семьи Доход. Расход. | -Познакомить детей с понятием «Деньги»; -учить различать достоинство купюр, умение считать, совершать покупки, определяя цену товара при помощи денег. -Дать понятие новым словам: бюджет и его составляющих (зарплата, пенсия, стипендия); -дать понятие о доходе и его динамике (увеличение/уменьшение) о сущности расходов, показать их многообразие; -воспитывать бережливость, расчетливость, смекалку, трудолюбие, отрицательное отношение к жадности. | -Показ спектакля К,И. Чуковского «Муха- цокотуха»; -Чтение и обсуждение детской литературы: И.Токмакова «Купите лук», К.Ушинский «Лекарство», И.Туричин «Человек заболел»; -Беседы: «Зачем людям нужны деньги», «Семейный бюджет»; -С/р игры: «Семья», «Больница», «Театр», «Парикмахерская»; -Д/и: «Маленькие покупки»; -Экскурсия «Супермаркет»; -проблемная ситуация «Кто купит больше?»; -Работа с родителями. Создание морфологической таблицы «Расходы семьи». -изготовление атрибутов для игр. |
Перспективный план работы
по экономическому воспитанию детей 6-7 лет
Подготовительная группа
Месяц | Блоки | Цель | Виды деятельности | |
Сентябрь | Экономика | -Дать понятие категории «Экономика» (наука о домашнем хозяйстве); -научить выделять в окружающем мире экономические характеристики; - развивать умение выделять экономическое содержание из художественного произведения; -воспитывать познавательный интерес к экономической деятельности; -развивать речь детей. | -Игра-беседа: «Экономика и человек»; -Занятие «Что такое экономика?» 12 золотых правил экономики»; -Ярмарка-развлечение «Осенняя фантазия»; -Игры-занятия «В гостях у семьи», «Путешествие в сказку», «Какие бывают расходы?». | |
Октябрь | Потребность | Продолжить знакомить детей с экономической категорией «Потребность», на примере растений, животных, человека; -Закрепить знания о видах потребностей (духовные, материальные, социальные); -Формировать умение устанавливать взаимосвязь потребностей и возможностей; -развивать умение выделять экономическое содержание из художественного произведения; -воспитывать настойчивость, четкость, целеустремленность, отрицательное отношение к жадности; -развивать логическое мышление. | -Обыгрывание сказки «Цветик-семицветик»; -Чтение и обсуждение сказок о потребностях и возможностях: «Сивка-Бурка», «Иван Царевич и серый волк», «Сказка о рыбаке и рыбке»; -составление морфологических таблиц» «Потребности растений», «Потребности животных», «Потребности человека»; -Опыты и эксперименты с растениями; -Д/и: «Что мне нужно?»; -Игра-занятие «Животные и их потребности»; -Развлечение «Путешествие» (потребности человека); -Работа с родителями «Изготовление дерева потребностей». | |
Ноябрь Декабрь | Труд Профессии | Продолжить знакомить детей с экономической категорией «Труд». Расширить знакомство с видами труда (сельскохозяйственный, ремесленный, домашний и т.д.); -продолжить знакомство с орудиями труда, их использования, бережное к ним отношение; -развивать умение выделять цепочку трудовых действий, устанавливать связь между качеством материала и продуктом труда; -осознавать взаимосвязь понятий «Труд»-«Продукт»-«Деньги» и то, что стоимость продукта зависит от его качества; -формировать уважительное отношение к труду людей, умеющих хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги, признавать авторитетными качества хозяина: бережливость, рациональность, расчетливость, экономность, трудолюбие. | -Показ сказки «Хаврошечка» (настольный театр); -Чтение и обсуждение сказок «Дикие лебеди», «Мужик и медведь» с использованием проблемных ситуаций; -Чтение стихов Д.Родари «Чем пахнут ремесла», С.Маршак «Почта», В.Маяковский «Кем быть?»; -Игра-занятие «Заводы города»; -Занятие «Машины, приборы, оборудование, инструменты»; - С/р игры: «Магазин», «Аптека», «Парикмахерская»; -Изготовление и обновление атрибутов к сюжетным играм с привлечением родителей; -Работа с родителями. Изготовление альбома «Профессии»; -Д/и: «Кто что делает?», «Назови профессии»; - Экскурсия в прачечную; -Вечер-досуга «Теремок на новы лад (экономическая сказка) | |
Январь | Бартер | -Дать понятие экономической категории – бартер; -учить детей определять выгодность бартера; -учить самостоятельно, совершать обменные операции; -развивать умение выделять экономическое содержание из сказочного произведения; -воспитывать негативное отношение к лени; -развивать речь детей. | Чтение и обсуждение сказок о бартере «Мена», «Лисичка со скалочкой», «Дудочка и кувшинчик»; -Представление детьми коллекций своих фишек, открыток, наклеек…и выгодный обмен; -просмотр мультфильма «Волшебное кольцо» (обсуждение); -Игра-занятие «Путешествие товаров»; -Игровая ситуация «Бартер». | |
Февраль | Выгода и убыток | -Дать понятие экономической категории - «Выгода и убыток»; -учить самостоятельно выполнять простейшие операции для получения выгоды, определять выгодность сделки; -развивать умение выделять экономическое содержание из сказочного произведения; -воспитывать чувство справедливости; умение определять такие качества личности, как хитрость и расчетливость; -развивать речь детей, логическое мышление, творчество. | Показ сказки «Про мышь зубастую, да про воробья богатого» В.И.Даль; -Игра-занятие «Как торговали баран и свинья»; -Чтение и обсуждение сказок о выгоде и убытке «Новое платье Короля» Г.Х. Андерсен, «Продавец и лось» Ф.Хопер, «Как мужик гусей делил»; - с/р игры «Магазин», «Банк», «Биржа»; -сюжетно-дидактическая игра «Рынок»; -Проблемная ситуация «Удачная покупка»; -Работа с родителями. Изготовление атрибутов для с/р игры «Рынок». | |
Март | Деньги | Продолжить знакомить детей с экономической категорией «Деньги», достоинство денег (купюр). Банк как место их хранения. Производство денежных знаков; -продолжать учить считать, совершать покупки, определяя цену товара при помощи денег; -развивать умение выделять экономическое содержание из сказочного произведения; -воспитывать бережливость, расчетливость, смекалку, трудолюбие. | Кукольный театр. Показ сказки детьми «Выгодное дело» Бр. Гримм; -Игра-занятие «Какими деньгами пользуются люди в других странах»; -Выставка денежных купюр разных стран; -Интегрирование занятие «Домик-копилка»; -Чтение и обсуждение сказок о деньгах «Огниво» Г.Х. Андерсен, «Заработанный рубль»; -С/р игры «Банк», «Сберкасса», «Магазин»; -Д/и: «Интересные покупки»; -игра-занятие «Дом в котором живут деньги». | |
Апрель | Реклама | -Дать понятие экономической категории – реклама, необходимость рекламы и реализации продуктов труда (товары, услуги); -познакомить с новой профессией «Рекламный агент», «Рекламодатель», «Художник-оформитель». -научить осуществлять процесс рекламирования (создание рекламы); -развивать умение выделять экономическое содержание из сказочного произведения; -воспитывать предприимчивость, смекалку, негативное отношение к лживости; -развивать речь детей, логическое мышление, творчество. | Показ настольного театра «Как старик корову продавал»; -игра-занятие «Мир рекламы»; -чтение и обсуждение сказок о рекламе «Кот в сапогах», Ш. Перро, «Три счастливца» Бр. Гримм; -проблемная ситуация «Как можно узнать о товаре?»; -д/и: «Угадай, какая это профессия?» -сюжетно-дидактическая игра «Реклама»; -работа с родителями «Создание рекламы», «Реклама-друг», «Реклама-враг» (домашнее задание). | |
Май | Бизнес и капитал | Дать понятие экономической категории «Купля продажа» как вид бизнеса; -выделять составные части капитала; -выделять деловые качества героев сказок; -воспитывать отрицательное отношение к жадности и корысти, деловые качества личности, чувство восхищения смекалкой, добротой; - развивать речь детей, логическое мышление, творчество, внимание, сообразительность, самостоятельность. | Показ сказки детьми «Как звери решили открыть свой бизнес»; -чтение и обсуждение сказок о купли-продаже и капитале: «Как барин овцу купил», «Чудесная рубашка»; -игра-занятие «Экономическая рыбалка»; -экономическая игра «КВН»; -вечер досуга «Школьный аукцион» (участники родители и дети). |
Работа с родителями — одно из важнейших направлений воспитательно-образовательной работы в ДОУ. Для благополучия ребенка очень важно выработать четкую стратегию сотрудничества.
Цель: объяснить необходимость экономического воспитания детей в дошкольном возрасте.
План сотрудничества с семьей
1.Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности. (Сентябрь)
2.Проведение опросов, анкетирование: «Мой ребенок и финансовая грамотность» (Приложение)
Познавательное Ознакомление родителей с финансовой грамотностью в ДОУ.
3.Наглядно-информационные: информационно-ознакомительное и просветительское ознакомление родителей с работой ДОУ, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей.
4.Выставка методической литературы по финансовой грамотности в ДОУ
5.Разработка памяток по формированию экономических основ у детей дошкольного возраста.
Использованная литература:
1. Лушникова Е. В. Как мы играем в экономику //Воспитатель ДОУ «ТЦ СФЕРА» М. ; 2008. № 11.
2. Белокашина С. В. Экономика и дети. Пословицы и поговорки // Дошкольная педагогика. 2009. №7.
3.Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры / авт. - сост. Л. Г. Киреева. –Волгоград: Учитель, 2008г.
4. Дошкольникам об экономике: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Е. Н. Табих. –Минск: Высшая. школа, 2007.
5. Курак Е. А. Экономическое воспитание дошкольников [Текст]: примерная программа, перспективное планирование, конспекты занятий/ Под ред. Е. А. Курака. - М.: ТЦ Сфера, 2002.
6. Интернет ресурсы
Приложение
Анкетирование родителей
«Мой ребенок и финансовая грамотность»
Цель: определить, насколько родители заинтересованы в обучении их детей основам финансовой грамоты и формирования у них навыков рационального экономического поведения.
1. Как Вы относитесь к введению в группе нового образовательного курса по финансовой грамотности?
а) считаю его необходимым, так как данный курс соответствует взглядам, потребностям и интересам ребенка;
б) положительно;
в) отрицательно;
г) не готов оценить значимость курса.
2. Как Вы думаете, с какого возраста нужно обучать детей экономике и финансам?
а) до 3-х лет;
б) в старшем дошкольном возрасте;
в) в школе;
г) не вижу необходимости в таком обучении.
3. Нравится ли Вашему ребенку изучать финансовую грамоту?
а) да, он проявляет живой интерес;
б) да, но курс является сложным для его восприятия;
в) нет;
г) затрудняюсь ответить.
4. Обсуждаете ли Вы со своим ребенком темы, изученные на занятиях по финансовой грамотности?
а) да;
б) нет;
в) иногда.
5. Как изменилось поведение детей после изучения финансовой грамоты?
а) ничего не изменилось в поведении ребенка;
б) ребенок стал задавать вопросы, связанные с экономикой и финансами;
в) ребенок стал употреблять слова, относящиеся к экономике и финансам;
г) ребенок с удовольствием выполняет экономические задания, в его рисунках появились сюжеты, связанные с экономикой и финансами;
д) ребенок стал бережнее относится к вещам и предметам;
е) ребенок проявляет интерес и участвует в планировании покупок и семейного бюджета.
6. Готовы ли Вы вместе с детьми участвовать в обучающей программе по изучению финансовой грамоты?
а) готовы;
б) не готовы;
в) возможно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дорожная карта работы над инновационной темой "Формирование первичных преставлений финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством экономического воспитания"
Финансовое просвещение и экономическое воспитание - сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрени...
Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр»
Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр»...
"Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр"
Актуальность сюжетно-ролевых игр в образовательной деятельности ДО позволяют развивать творческие способности детей, их фантазию, формирует умение детей погружаться в роль специалиста той ил...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР»
Данная методическая разработка может быть использована педагогами ДОУ при работе с детьми старшего дошкольного возраста, показывает, что одним из средств формирования знаний у старших дошкольник...
Самообразование "Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр"
В современном обществе происходят существенные изменения экономического характера, связанные со сложившимися рыночными отношениями, что определяет интерес к экономическому воспитанию и финансовому про...
«Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности»
Большинство современных детей не знают цену деньгам, не ценят и не берегут свои вещи, игрушки, требуют дорогих подарков.Многие родители ищут помощи в решении этих проблем у воспитателей, которые могут...
Формирование первичных представлений финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством экономического воспитания
формирование первичных представлений о финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста....