План по "Формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством экономического воспитания"
календарно-тематическое планирование

Кутлаева Ольга Анатольевна

план 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_.docx40.26 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективный план работы на тему:  

«Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством экономического воспитания»

                                                                                Составитель: Кутлаева О.А.

     Актуальность:

Финансовое просвещение и экономическое воспитание - сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической действительности.

В современной концепции образования подчеркивается особое значение дошкольного возраста в формировании и развитии уникальной личности ребенка. Так как на этом этапе закладываются основы личностной культуры, обеспечивается освоение первоначальных социокультурных норм. Это является фундаментом для приобретения в будущем специальных знаний и навыков.

В настоящее время педагоги ориентируются на формирование у детей уже к 6-7 годам элементарных знаний о мире финансов и экономики, однако, на практике взрослые зачастую не имеют методических рекомендаций и литературы, которые помогали бы им в воспитании человека, умеющего мыслить финансово-экономическими категориями. Дети, в первую очередь, учатся на примере родителей. Не на том, что они им говорят, а на том, как родители поступают в том или ином случае. Поэтому, прежде чем обучать ребенка, взрослым есть смысл задуматься о самых простых операциях и

поступках. Следовательно, финансовая грамотность детей, в первую очередь зависит от их родителей, того, какую культуру грамотности они передали своим детям.

Цель: Совершенствование условий для формирования у детей дошкольного возраста основ финансовой грамотности.

Задачи:

-способствовать формированию первоначальных представлений о потребностях;

-способствовать формированию первоначальных представлений о труде;

-способствовать формированию первоначальных представлений о купле-продаже товаров;

-способствовать формированию первоначальных представлений о деньгах как об универсальном средстве обмена, платежа и накопления;

-способствовать формированию первоначальных представлений о семейном бюджете и значимости финансовой грамотности в семейной экономике.

Предполагаемый результат:

Дети активно используют в игровой деятельности основные экономические понятия и категории.

Дошкольники приобретают первичный экономический опыт, учатся устанавливать разумные экономические отношения в различных сферах жизнедеятельности.

Родители получают дополнительные знания по экономическому воспитанию детей.

Участники: Дети, воспитатель, родители.

Реализация плана строится на следующих принципах: системности; сезонности; учета местности; учета возрастных особенностей; интеграции; координации деятельности педагога и специалистов; преемственности взаимодействия с ребенком в условиях ДОУ и семье.

Этапы:

1. Подбор и изучение методической литературы

2. Участие в мероприятиях посвященных теме.

3. Формирование опыта по теме. Внедрение в практику.

4. Представление опыта работы по теме.

Основные формы реализации плана:

• Беседы.

• Непосредственно – образовательная деятельность.

• Дидактические игры.

• Моделирование ситуаций – тренингов.

• Чтение художественной литературы.

Работа с родителями: анкетирование, опросы, досуги, беседы и консультации.

В старшей группе – происходит изучение 4-х экономических блоков:

- потребности, труд, товар, деньги.

В подготовительной к школе группе – идёт процесс усвоения 8-ми экономических блоков: экономика, потребности, труд (профессии); бартер, выгода и убыток., деньги, реклама, бизнес и капитал.

Перспективный план работы

по экономическому воспитанию детей 5-6 лет

Старшая группа

Месяц

Блоки

Цель

Виды деятельности

Сентябрь

Октябрь

Потребность

- Дать понятие категории «Потребность»;

- различать виды потребности (материальные, духовные, социальные);

- учить устанавливать взаимосвязь потребностей и возможностей;

- воспитывать честность, целеустремленность, отрицательное отношение к жадности;

- развивать умение выделять экономическое содержание из художественного произведения.

- Беседа: «Наши потребности»

- Чтение и обсуждение стихотворения о потребностях «Телефон» К.Чуковский

 

-Д/и: «Кому что нужно?»

- игра «Заветные желания»

Игровая ситуация «Подарок ко дню рождения»

Ноябрь

Декабрь

Труд

- Дать представление о труде. О видах труда (сельскохозяйственный, домашний и т.д.)

- учить выделять последовательность трудовых действий;

- воспитывать уважение к труду, трудолюбие, отрицательное отношение к лени;

- развивать умение выделять экономическое содержание из художественного произведения;

- развивать речь, логическое мышление, творчество.

- Чтение и обсуждение сказки о труде «Терем-теремок» с использованием проблемных ситуаций и вопросов.

- Игры занятия «Кто производит товар» «Петушок и бобовое зернышко», «Я рисую свою мечту»

- Д/и: «Угадай, какая профессия», «Кому, что нужно для работы?», «Кто лучше знает инструменты».

- С/р игры: «Магазин», Больница», «Аптека».

Беседа: «Где и кем работают ваши родители»

Экскурсия в магазин, парикмахерскую.

-Изготовление атрибутов к с/р играм совместно с родителями.

-Все виды трудовой деятельности детей (хозяйственно-бытовой, в уголке природы, дежурство, труд в природе).

Январь

Февраль

Товар

-Формировать системные знания о предмете, выделять новую сторону предмета – товар как результат труда;

-показать детям производственный цикл изготовления товаров; зависимость цены товара от его качества и количества;

-познакомить с разными формами сбыта продукции; продовольственные и промтоварные магазины, супермаркеты, универсамы, рынки, ярмарки, аукционы;

-воспитывать бережное отношение к деньгам, игрушкам, материалам, орудиями труда, которыми мы пользуемся.

-воспитывать бережливость и трудолюбие.

-Чтение художественного произведения К.И. Чуковского «Федорино горе».

-Игры-занятия «Путешествие в страну товаров», «Товар и бережное отношение к нему»;

-сюжетно-дидактические игры: «Магазин «Ткани»,

«Промтовары», «Супермаркет», «Рынок»

-Дидактические игры «В какое время года», «Угадай, где продается»,

-Проблемные ситуации: «Какие бывают товары?», «Где продается товар?», «Как поступить?».

Март

Апрель

Деньги

Бюджет семьи

Доход. Расход.

-Познакомить детей с понятием «Деньги»;

-учить различать достоинство купюр, умение считать, совершать покупки, определяя цену товара при помощи денег.

-Дать понятие новым словам: бюджет и его составляющих (зарплата, пенсия, стипендия);

-дать понятие о доходе и его динамике (увеличение/уменьшение) о сущности расходов, показать их многообразие;

-воспитывать бережливость, расчетливость, смекалку, трудолюбие, отрицательное отношение к жадности.

-Показ спектакля К,И. Чуковского «Муха- цокотуха»;

-Чтение и обсуждение детской литературы: И.Токмакова «Купите лук», К.Ушинский «Лекарство», И.Туричин «Человек заболел»;

-Беседы: «Зачем людям нужны деньги», «Семейный бюджет»;

-С/р игры: «Семья», «Больница», «Театр», «Парикмахерская»;

-Д/и: «Маленькие покупки»;

-Экскурсия «Супермаркет»;

-проблемная ситуация «Кто купит больше?»;

-Работа с родителями. Создание морфологической таблицы «Расходы семьи».

-изготовление атрибутов для игр.

   

Перспективный план работы

по экономическому воспитанию детей 6-7 лет

Подготовительная группа

Месяц

Блоки

Цель

Виды деятельности

Сентябрь

Экономика

-Дать понятие категории «Экономика» (наука о домашнем хозяйстве);

-научить выделять в окружающем мире экономические характеристики;

- развивать умение выделять экономическое содержание из художественного произведения;

-воспитывать познавательный интерес к экономической деятельности;

-развивать речь детей.

-Игра-беседа: «Экономика и человек»;

-Занятие «Что такое экономика?» 12 золотых правил экономики»;

-Ярмарка-развлечение «Осенняя фантазия»;

-Игры-занятия «В гостях у семьи», «Путешествие в сказку», «Какие бывают расходы?».

Октябрь

Потребность

Продолжить знакомить детей с экономической категорией «Потребность», на примере растений, животных, человека;

-Закрепить знания о видах потребностей (духовные, материальные, социальные);

-Формировать умение устанавливать взаимосвязь потребностей и возможностей;

-развивать умение выделять экономическое содержание из художественного произведения;

-воспитывать настойчивость, четкость, целеустремленность, отрицательное отношение к жадности;

-развивать логическое мышление.

-Обыгрывание сказки «Цветик-семицветик»;

-Чтение и обсуждение сказок о потребностях и возможностях: «Сивка-Бурка», «Иван Царевич и серый волк», «Сказка о рыбаке и рыбке»;

-составление морфологических таблиц» «Потребности растений», «Потребности животных», «Потребности человека»;

-Опыты и эксперименты с растениями;

-Д/и: «Что мне нужно?»;

-Игра-занятие «Животные и их потребности»;

-Развлечение «Путешествие» (потребности человека);

-Работа с родителями

«Изготовление дерева потребностей».

Ноябрь

Декабрь

Труд

Профессии

Продолжить знакомить детей с экономической категорией «Труд». Расширить знакомство с видами труда (сельскохозяйственный, ремесленный, домашний и т.д.);

-продолжить знакомство с орудиями труда, их использования, бережное к ним отношение;

-развивать умение выделять цепочку трудовых действий, устанавливать связь между качеством материала и продуктом труда;

-осознавать взаимосвязь понятий «Труд»-«Продукт»-«Деньги» и то, что стоимость продукта зависит от его качества;

-формировать уважительное отношение к труду людей, умеющих хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги, признавать авторитетными качества хозяина: бережливость, рациональность, расчетливость, экономность, трудолюбие.

-Показ сказки «Хаврошечка» (настольный театр);

-Чтение и обсуждение сказок «Дикие лебеди», «Мужик и медведь» с использованием проблемных ситуаций;

-Чтение стихов Д.Родари «Чем пахнут ремесла», С.Маршак «Почта», В.Маяковский «Кем быть?»;

-Игра-занятие «Заводы города»;

-Занятие «Машины, приборы, оборудование, инструменты»;

- С/р игры: «Магазин», «Аптека», «Парикмахерская»;

-Изготовление и обновление атрибутов к сюжетным играм с привлечением родителей;

-Работа с родителями. Изготовление альбома «Профессии»;

-Д/и: «Кто что делает?», «Назови профессии»;

- Экскурсия в прачечную;

-Вечер-досуга «Теремок на новы лад (экономическая сказка)

Январь

Бартер

-Дать понятие экономической категории – бартер;

-учить детей определять выгодность бартера;

-учить самостоятельно, совершать обменные операции;

-развивать умение выделять экономическое содержание из сказочного произведения;

-воспитывать негативное отношение к лени;

-развивать речь детей.

Чтение и обсуждение сказок о бартере «Мена», «Лисичка со скалочкой», «Дудочка и кувшинчик»;

-Представление детьми коллекций своих фишек, открыток, наклеек…и выгодный обмен;

-просмотр мультфильма «Волшебное кольцо» (обсуждение);

-Игра-занятие «Путешествие товаров»;

-Игровая ситуация «Бартер».

Февраль

Выгода и убыток

-Дать понятие экономической категории - «Выгода и убыток»;

-учить самостоятельно выполнять простейшие операции для получения выгоды, определять выгодность сделки;

-развивать умение выделять экономическое содержание из сказочного произведения;

-воспитывать чувство справедливости; умение определять такие качества личности, как хитрость и расчетливость;

-развивать речь детей, логическое мышление, творчество.  

Показ сказки «Про мышь зубастую, да про воробья богатого» В.И.Даль;

-Игра-занятие «Как торговали баран и свинья»;

-Чтение и обсуждение сказок о выгоде и убытке «Новое платье Короля» Г.Х. Андерсен, «Продавец и лось» Ф.Хопер, «Как мужик гусей делил»;

- с/р игры «Магазин», «Банк», «Биржа»;

-сюжетно-дидактическая игра «Рынок»;

-Проблемная ситуация «Удачная покупка»;

-Работа с родителями. Изготовление атрибутов для с/р игры «Рынок».

Март

Деньги

Продолжить знакомить детей с экономической категорией «Деньги», достоинство денег (купюр). Банк как место их хранения. Производство денежных знаков;

-продолжать учить считать, совершать покупки, определяя цену товара при помощи денег;

-развивать умение выделять экономическое содержание из сказочного произведения;

-воспитывать бережливость, расчетливость, смекалку, трудолюбие.

Кукольный театр. Показ сказки детьми «Выгодное дело» Бр. Гримм;

-Игра-занятие «Какими деньгами пользуются люди в других странах»;

-Выставка денежных купюр разных стран;

-Интегрирование занятие «Домик-копилка»;

-Чтение и обсуждение сказок о деньгах «Огниво» Г.Х. Андерсен, «Заработанный рубль»;

-С/р игры «Банк», «Сберкасса», «Магазин»;

-Д/и: «Интересные покупки»;

-игра-занятие «Дом в котором живут деньги».

Апрель

Реклама

-Дать понятие экономической категории – реклама, необходимость рекламы и реализации продуктов труда (товары, услуги);

-познакомить с новой профессией «Рекламный агент», «Рекламодатель», «Художник-оформитель».

-научить осуществлять процесс рекламирования (создание рекламы);

-развивать умение выделять экономическое содержание из сказочного произведения;

-воспитывать предприимчивость, смекалку, негативное отношение к лживости;

-развивать речь детей, логическое мышление, творчество.  

Показ настольного театра «Как старик корову продавал»;

-игра-занятие «Мир рекламы»;

-чтение и обсуждение сказок о рекламе «Кот в сапогах», Ш. Перро, «Три счастливца» Бр. Гримм;

-проблемная ситуация «Как можно узнать о товаре?»;

-д/и: «Угадай, какая это профессия?»

-сюжетно-дидактическая игра «Реклама»;

-работа с родителями «Создание рекламы», «Реклама-друг», «Реклама-враг» (домашнее задание).

Май

Бизнес и капитал

Дать понятие экономической категории «Купля продажа» как вид бизнеса;

-выделять составные части капитала;

-выделять деловые качества героев сказок;

-воспитывать отрицательное отношение к жадности и корысти, деловые качества личности, чувство восхищения смекалкой, добротой;

- развивать речь детей, логическое мышление, творчество, внимание, сообразительность, самостоятельность.

Показ сказки детьми «Как звери решили открыть свой бизнес»;

-чтение и обсуждение сказок о купли-продаже и капитале: «Как барин овцу купил», «Чудесная рубашка»;

-игра-занятие «Экономическая рыбалка»;

-экономическая игра «КВН»;

-вечер досуга «Школьный аукцион» (участники родители и дети).

 Работа с родителями — одно из важнейших направлений воспитательно-образовательной работы в ДОУ. Для благополучия ребенка очень важно выработать четкую стратегию сотрудничества.

Цель: объяснить необходимость экономического воспитания детей в дошкольном возрасте.

План сотрудничества с семьей

1.Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности. (Сентябрь)

2.Проведение опросов, анкетирование: «Мой ребенок и финансовая грамотность» (Приложение)

Познавательное Ознакомление родителей с финансовой грамотностью в ДОУ.

3.Наглядно-информационные: информационно-ознакомительное и просветительское ознакомление родителей с работой ДОУ, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей.

4.Выставка методической литературы по финансовой грамотности в ДОУ

5.Разработка памяток по формированию экономических основ у детей дошкольного возраста.

Использованная литература:

1. Лушникова Е. В. Как мы играем в экономику //Воспитатель ДОУ «ТЦ СФЕРА» М. ; 2008. № 11.

2. Белокашина С. В. Экономика и дети. Пословицы и поговорки // Дошкольная педагогика. 2009. №7.

3.Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры / авт. - сост. Л. Г. Киреева. –Волгоград: Учитель, 2008г.

4. Дошкольникам об экономике: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Е. Н. Табих. –Минск: Высшая. школа, 2007.

5. Курак Е. А. Экономическое воспитание дошкольников [Текст]: примерная программа, перспективное планирование, конспекты занятий/ Под ред. Е. А. Курака. - М.: ТЦ Сфера, 2002.

6. Интернет ресурсы

Приложение

Анкетирование родителей

«Мой ребенок и финансовая грамотность»

Цель: определить, насколько родители заинтересованы в обучении их детей основам финансовой грамоты и формирования у них навыков рационального экономического поведения.

1. Как Вы относитесь к введению в группе нового образовательного курса по финансовой грамотности?

а) считаю его необходимым, так как данный курс соответствует взглядам, потребностям и интересам ребенка;

б) положительно;

в) отрицательно;

г) не готов оценить значимость курса.

2. Как Вы думаете, с какого возраста нужно обучать детей экономике и финансам?

а) до 3-х лет;

б) в старшем дошкольном возрасте;

в) в школе;

г) не вижу необходимости в таком обучении.

3. Нравится ли Вашему ребенку изучать финансовую грамоту?

а) да, он проявляет живой интерес;

б) да, но курс является сложным для его восприятия;

в) нет;

г) затрудняюсь ответить.

4. Обсуждаете ли Вы со своим ребенком темы, изученные на занятиях по финансовой грамотности?

а) да;

б) нет;

в) иногда.

5. Как изменилось поведение детей после изучения финансовой грамоты?

а) ничего не изменилось в поведении ребенка;

б) ребенок стал задавать вопросы, связанные с экономикой и финансами;

в) ребенок стал употреблять слова, относящиеся к экономике и финансам;

г) ребенок с удовольствием выполняет экономические задания, в его рисунках появились сюжеты, связанные с экономикой и финансами;

д) ребенок стал бережнее относится к вещам и предметам;

е) ребенок проявляет интерес и участвует в планировании покупок и семейного бюджета.

6. Готовы ли Вы вместе с детьми участвовать в обучающей программе по изучению финансовой грамоты?

а) готовы;

б) не готовы;

в) возможно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дорожная карта работы над инновационной темой "Формирование первичных преставлений финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством экономического воспитания"

Финансовое просвещение и экономическое воспитание - сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрени...

Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр»

Формирование основ  финансовой грамотности у детей  старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр»...

"Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр"

Актуальность сюжетно-ролевых игр в образовательной деятельности ДО позволяют развивать творческие способности детей, их фантазию, формирует умение детей погружаться в роль специалиста той ил...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР»

Данная методическая разработка может быть использована педагогами ДОУ при работе с детьми старшего дошкольного возраста, показывает, что одним из средств формирования знаний у старших дошкольник...

Самообразование "Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр"

В современном обществе происходят существенные изменения экономического характера, связанные со сложившимися рыночными отношениями, что определяет интерес к экономическому воспитанию и финансовому про...

«Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности»

Большинство современных детей не знают цену деньгам, не ценят и не берегут свои вещи, игрушки, требуют дорогих подарков.Многие родители ищут помощи в решении этих проблем у воспитателей, которые могут...

Формирование первичных представлений финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством экономического воспитания

формирование первичных представлений о финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста....