Специфика реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»
консультация (старшая группа)

консультация

Скачать:


Предварительный просмотр:

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

 

Цель по ФГОС дошкольного образования: позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Задачи социально-коммуникативного развития в ФГОС дошкольного образования:  

  • усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;  
  • развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками;  
  • становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;  
  • развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в ДОУ;
  • формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
  • формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе

 

Основные задачи  в младшем дошкольном возрасте по реализации образовательной области «Социально – коммуникативное развитие» в соответствии ПООП ДО «Радуга»

  • Расширение круга знаемых мотивов человеческой деятельности; поддерживание в детях мотивации к познанию, созиданию, общению, игре
  • Расширение поля знаемых и реализуемых в деятельности целей
  • Способствование осознанию ребёнком его собственных целей, формирование способности реализовать цепочку из двух-трёх соподчиненных целей
  • Помощь ребёнку в овладении различными способами достижения собственных целей
  • Развивать у детей навыков самообслуживания

 

Специфика реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»:

  1. Решение вышеназванных основных задач невозможно без формирования первичных ценностных представлений (в дошкольном возрасте ценности проявляются в различении того, что хорошо и что плохо, конкретных примерах добрых дел и поступков).
  2. Задачи образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» решаются в интеграции со всеми другими образовательными областями, процесс социализации пронизывает содержание Программы разнообразными социализирующими аспектами.
  3. Значительное место в реализации области занимают сюжетно-ролевые, режиссёрские и театрализованные игры как способы освоения ребёнком социальных ролей, средства развития интеллектуальных и личностных качеств детей, их творческих способностей.

Направления социально-коммуникативного развития:  

1.Развитие игровой деятельности детей с целью освоения различных социальных ролей

2.Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе

3.Развитие трудовой деятельности

4.Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста

Направление 1. Развитие игровой деятельности детей с целью освоения различных социальных ролей

Цель: освоение различных социальных ролей.

Задачи работы с детьми:

  • Способствовать    становлению      целенаправленности деятельности ребёнка: знакомить   детей   с   доступными   их   пониманию целями  человеческой деятельности
  • Развивать уверенность в себе и своих возможностях; развивать активность, инициативность, самостоятельность
  • Содействовать становлению социально ценных взаимоотношений,  содействовать становлению ценностных ориентаций
  • Формировать доброжелательные и равноправные отношения между сверстниками
  • Предотвращать негативное поведение и знакомить со способами разрешения конфликтов.  Знакомить с нормативными способами разрешения конфликтов в сюжетно-ролевых играх
  • Формировать    представления    о    положительных и    отрицательных    действиях.  Добиваться  чёткого различения детьми запрещенного и нежелательного поведения («нельзя» и «не надо»); бороться с проявлением жестокости в отношении других живых существ
  • Закладывать основы доверительного отношения к взрослым, формируя доверие и привязанность. Развивать заинтересованность во взрослом как в партнёре по совместной деятельности, как в источнике информации
  • Формировать отношение к окружающему миру. Закладывать основы бережного и заботливого отношения к окружающему миру
  • Расширять круг знаемых мотивов человеческой деятельности
  • Формировать представления и отношения к себе. Содействовать осознанию ребёнком своих качеств, умений, знаний, формировать у ребёнка самоуважение  
  • Формировать установку на получение качественного результата и преодоление частных неудач, неизбежных в процессе его получения
  • Создавать условия для формирования произвольности и опосредованности основных психических процессов: в играх с правилами, в контексте общения со взрослым, в контексте поведения в обществе

 

Содержание образовательной деятельности: 

  • Радуга. Примерная   основная образовательная программа дошкольного образования: проект /  [С. Г. Якобсон, Т. И. Гризик,   Т. Н. Доронова и др.; науч. рук. Е. В. Соловьёва]. - М.: Просвещение,  2014. – 232 с. - ISBN 978-5-09-034312-1):  

- Младший дошкольный возраст (3-4 года),  стр.52-55;

Классификация игр детей

Игры

Классы

Виды

Подвиды

1

2

3

Игры, возникающие по инициативе ребёнка 

Сюжетные самодеятельные игры

Сюжетно -отобразительные

Сюжетно - ролевые

Режиссёрские

 Игры, связанные с исходной инициативой взрослого 

 Обучающие игры  

Автодидактические предметные

Сюжетно - дидактические

Учебно - предметные дидактические

 Досуговые игры  

Забавы

Развлечения

Празднично-карнавальные

Компьютерные

Игры народные, идущие от исторических традиций этноса  

 Обрядовые игры  

Семейные

Сезонные

 Тренинговые игры

Сенсомоторные

Адаптивные

  Досуговые игры

Тихие

Забавляющие

Развлекающие

 

Направление 2. Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе  

 Задачи в соответствии с ФГОС дошкольного образования:

  • развивать способность ребёнка к выбору безопасных способов деятельности и поведения, связанных с проявлением активности, проявлять себя как субъект образования;
  • развивать поведение в интересах человека, семьи, общества

Цели

формирование основ безопасности  собственной жизнедеятельности

 

формирование предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира)

 

Основные задачи обучения дошкольников ОБЖ

Научить ребёнка ориентироваться в  окружающей его обстановке

Сформировать важнейшие алгоритмы восприятия, которые лежат в основе безопасного поведения

( оценивать отдельные элементы обстановки и понимать, к каким последствиям они могут привести с точки зрения «Опасно - не опасно»)

Научить ребёнка быть осторожным и предусмотрительным

*Под безопасным поведением следует понимать такой набор стереотипов и сознательных действий в изменяющейся обстановке, который позволяет сохранять индивидуальную целостность и комфортность поведения, предупреждает физический и психический травматизм, создает нормальные условия взаимодействия между людьми

Основные направления работы по ОБЖ:

  • Усвоение дошкольниками первоначальных знаний о правилах безопасного поведения
  • Формирование у детей качественно новых двигательных навыков и бдительного восприятия окружающей обстановки
  • Развитие у детей способности к предвиденью возможной опасности в конкретной меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения

Содержание образовательной деятельности:

 Радуга. Примерная   основная образовательная программа дошкольного образования: проект /  [С. Г. Якобсон, Т. И. Гризик,   Т. Н. Доронова и др.; науч. рук. Е. В. Соловьёва]. - М.: Просвещение,  2014. – 232 с. - ISBN 978-5-09-034312-1):   - Младший дошкольный возраст (3-4 года),  стр.52-55.

Направление 3. Развитие трудовой деятельности

 

Виды труда

Навыки культуры быта

(труд по

самообслуживанию)

 

Труд в природе

 

 

Ручной  труд 

(мотивация – сделать приятное  взрослому, другу-ровеснику,

младшему  ребёнку)

 

Хозяйственно-бытовой труд (содружество взрослого и ребёнка, совместная деятельность)

Ознакомление с трудом взрослых

 

 

 

Поручения:

В помещении:

Расставлять игрушки

Расставлять книжки.

Раскладывать на столах некоторые

материалы к занятиям.

Убирать мусор в корзину.

Расставлять стулья в группе, в зале.

Раскладывать отточенные карандаши.

Собирать со столов кисточки

 после занятия.

Собирать обрезки бумаги  со столов

после занятия.

Убирать строительный материал.

Протирать игрушки, столы, подоконники

 влажной тряпкой.

Переодевать кукол.

Помогать сверстникам убирать игрушки.

Поливать растения.

Сажать лук.

На участке:

Собирать игрушки перед уходом с прогулки.

Поливать песок из леек.

Подметать в домиках и прочих постройках.

Протирать на веранде скамейки.

Собирать мусор.

Сгребать листву, сносить её в вёдрах в кучу, отвозить на тележках.

Сметать снег со скамеек, построек.

Расчищать небольшой отрезок дорожки.

Сажать луковицы тюльпанов, нарциссов, гладиолусов.

Поливать клумбы, грядки.

Собирать срезанную траву.

Убирать с клумбы высохшие растения, складывать в тележки, отвозить в определённое место.

Подкармливать птиц.

Собирать природный материал.

Дежурство:

Февраль:

Учить дежурить по столовой: вымыть руки, надевать фартук, ставить салфетницу, хлебницу на свой стол, раскладывать ложки справа от тарелки.

Март:

Закреплять умение правильно готовиться к дежурству, расставлять салфетницы, хлебницы, раскладывать ложки, держа за ручку.

Апрель:

Учить раскладывать ложки справа от тарелки ковшиком вверх. Участвовать в уборке посуды после еды: собирать чайные ложки, относить на сервировочный стол салфетницы и хлебницы.

Май - август. Закреплять навыки дежурства по столовой

Совместный труд со взрослыми:

Помогать накрывать на стол (расставлять салфетницы, хлебницы, раскладывать ложки).

Помогать убирать посуду после еды (собирать чайные ложки, относить хлебницы, салфетницы).

Помогать в стирке кукольного белья» мытье игрушек.

Помогать развешивать полотенца в умывальной комнате.

Оказывать помощь в ремонте книг, атрибутов (намазывать детали клеем, прижимать их при склеивании).

Помогать при уборке участка.

Помогать посыпать дорожки песком

Содержание образовательной деятельности:

 Радуга. Примерная   основная образовательная программа дошкольного образования: проект /  [С. Г. Якобсон, Т. И. Гризик,   Т. Н. Доронова и др.; науч. рук. Е. В. Соловьёва]. - М.: Просвещение,  2014. – 232 с. - ISBN 978-5-09-034312-1):  

- Младший дошкольный возраст (3-4 года),  стр.52-55.

      Направление 4. Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста

  Основу содержания гражданско - патриотического воспитания составляют  общечеловеческие ценности. Из всего спектра общечеловеческих ценностей, имеющих особое значение для содержания и организации воспитательного процесса можно выделить следующие:

  • «Человек» - абсолютная ценность, «мера всех вещей». Сегодня гуманизму возвращается его индивидуальное начало, из средства человек становиться целью. Личность ребенка становится реальной ценностью.
  • «Семья» - первый коллектив ребенка и естественная среда его развития, где закладываются основы будущей личности. Необходимо возрождать в людях чувства чести рода, ответственность за фамилию, перестроить взгляды на роль семьи, ее природное назначение. 
  • «Труд» - основа человеческого бытия, «вечное естественное условие человеческой жизни». Приобщение детей к труду всегда было важной частью воспитания. Задача педагога - воспитывать у детей уважение к людям, прославившим наш тульский край  честным трудом. 
  • «Культура» - богатство, накопленное человечеством в сфере духовной и материальной жизни людей, высшее проявление творческих сил и способностей человека. Воспитание должно быть культуросообразно. Задача педагога - помочь воспитанникам в овладении духовной культурой своего народа, при этом надо иметь в виду, что одна из главных особенностей русского национального характера- высокая духовность.
  • «Отечество» - единственная уникальная для каждого человека Родина, данная ему судьбой, доставшаяся от его предков. Задача педагога - воспитание уважительного, бережного отношения к истории и традициям своего народа, любви к  родному краю, формирование представлений о явлениях общественной жизни, т.е. воспитание патриотических чувств. 
  • «Земля» - общий дом человечества. Это земля людей и живой природы. Важно  подвести детей к пониманию, что будущее Земли зависит от того, как к ней относятся люди. На данном этапе неоценимо экологическое воспитание, формирование интереса к общечеловеческим проблемам. 

 

«Ребёнок знакомится с малой родиной – родной станицей»

Основная цель: приобщение детей к родному краю на основе историко-географических и природных особенностей, традиционного  и современного природопользования с учётом.

 Задачи:

 Развитие интереса к родной станице, её достопримечательностям, событиям прошлого и настоящего

 Развитие способности чувствовать красоту природы, архитектуры своей малой родины

 Становление желания принимать участие в традициях станицы, социальных акциях

 Развитие чувства гордости, бережное отношение к родной станице, родному краю, природе родного края

 Обеспечение познания детьми общности нравственно-этических и эстетических ценностей, понимание причин различий культуры

 Воспитание у детей миролюбия

Формы  работы  с детьми по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»

 

Содержание  

Совместная  деятельность  

Режимные  моменты  

Самостоятельная  деятельность  

1. Развитие  игровой  деятельности  

  • Сюжетно-ролевые игры

 

Самостоятельные сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, досуговые игры с участием воспитателей

В соответствии  с  режимом  дня

Сюжетные самодеятельные игры (с собственными знаниями детей на основе их опыта). Вне игровые формы: самодеятельность дошкольников; изобразительная деят-ть; труд в природе;

2 . Приобщение  к  элементарным  общепринятым     нормам  и  правилам   взаимоотношения  со  

сверстниками   и  взрослыми

 

Беседы, обучение, чтение  худ. литературы, дидактические игры, игровые занятия, сюжетно- ролевые игры, игровая деятельность (игры в парах, совместные

игры с несколькими партнёрами, пальчиковые игры)

Индивидуальная работа во время утреннего приёма

(беседы, показ);

культурно-гигиенические процедуры  (объяснение, напоминание);

игровая деятельность во

время прогулки (объяснение, напоминание)

Игровая деятельность, дидактические игры, сюжетно- ролевые игры, самообслуживание

3.Формирование гендерной, семейной и гражданской принадлежности  

  • образ  Я
  • семья
  • детский  сад
  • родная  страна

Игровые  упражнения, познавательные беседы, дидактические игры, праздники, музыкальные досуги, развлечения, чтение рассказ экскурсия  

Прогулка. Самостоятельная деятельность.

Тематические досуги.

Труд (в природе, дежурство)

Сюжетно-ролевая игра, дидактическая игра, настольно-печатные игры

        4.         Формирование

основ  собственной  безопасности  

*ребёнок и другие люди

*ребёнок и природа

*ребёнок дома

*ребёнок и улица

 

Беседы,  обучение.

Чтение.

Объяснение, напоминание.

Упражнения.

Рассказ.

Продуктивная  

Деятельность. Рассматривание  иллюстраций.

Рассказы, чтение.

Целевые   прогулки

Дидактические  и  настольно-печатные  игры;

сюжетно-ролевые  игры.

Минутка  безопасности.  Показ, объяснение, обучение, напоминание

Рассматривание  

иллюстраций. Дидактическая игра. Продуктивная  деятельность.

Для  самостоятельной игровой  деятельности  -   разметка  дороги  вокруг  детского  сада. Творческие задания.

 

5.1. Самообслуживание

Напоминание,  беседы, потешки. Разыгрывание игровых ситуаций

Показ, объяснение,  обучение,  наблюдение.  

Напоминание.  Создание ситуаций, побуждающих детей к проявлению навыков самообслуживания

Дидактическая игра. Просмотр видеофильмов.

5.2. Хозяйственно-бытовой  труд

Обучение, наблюдение  поручения, рассматривание иллюстраций.

Чтение художественной литературы,  

просмотр видеофильмов  

Обучение,  показ,  объяснение,   Наблюдение.  Создание ситуаций, побуждающих детей к проявлению навыков самостоятельных трудовых действий

Продуктивная деятельность, поручения,  

совместный труд детей  

 

5.3.  Труд  в природе

Обучение, совместный труд детей и взрослых, беседы, чтение художественной литературы

 

Показ, объяснение, обучение наблюдение.  

Дидактические  и развивающие игры.  

Создание ситуаций, побуждающих детей к проявлению заботливого отношения к природе.  Наблюдение, как взрослый ухаживает за растениями и животными.  

Наблюдение за изменениями, произошедшими со знакомыми растениями и животными

Продуктивная деятельность,  тематические досуги

5.4. Формирование  первичных представлений  о труде взрослых

Наблюдение,  целевые прогулки, рассказывание, чтение. Рассматривание иллюстраций

Дидактические игры,  сюжетно-ролевые игры,  чтение,  закрепление

Сюжетно-ролевые игры,  обыгрывание, дидактические игры. Практическая деятельность

 

Часть, формируемая участниками образовательных отношений

 

 

Наименование программы

Цель

Задачи

Краткое содержание программы

Безопасность

1

Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Л.Б.

«Основы безопасности детей дошкольного возраста»

Стимулирование развития у детей дошкольного возраста самостоятельности и ответственности за своё поведение.

- воспитание у ребёнка навыков адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях

 -приучать заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих

Основное содержание работы по программе строится, по нескольким направлениям: 1)Ребёнок и другие люди

2)Ребёнок и природа

3)Ребёнок дома

 4)Эмоциональное благополучие

  • формировать навыки личной гигиены -дать знания о здоровой пище,
  • ориентировать детей на здоровый образ жизни  -дать элементарные знания о том, что такое инфекционная болезнь, что нужно делать, чтобы ею не заразиться

ребенка.

5)Ребёнок на улицах города

6)Здоровье ребёнка

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад к педагогическому совету. Тема: «Реализация образовательных областей социально-коммуникативного развития с привлечением специалистов.»

доклад «Реализация образовательной областей «социально-коммуникативного развития детей» в логопедической группе с привлечением специалистов», а именно логопеда в логопедической группе....

непосредственной образовательной деятельности по реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» (ребенок в семье и сообществе - формирование гендерной принадлежности) "Девочки и мальчики"

Закрепляются гендерные представления у детей, знания о своей принадлежности к полу, о строении человека, формируются умения различать мальчиков и девочек по внешнему виду и поведению....

Консультация «Роль воспитателя в развитии театрализованной деятельности, как одном из средств реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие детей»

План консультации : 1.Понятие театрализованой деятельности.  2. Понятие о режиссерской игре. 3. Роль педагога в развитии театрализованной деятельности. 4.Условия для развития театрализованной дея...