Доклад к педагогическому совету. Тема: «Реализация образовательных областей социально-коммуникативного развития с привлечением специалистов.»
учебно-методический материал (старшая, подготовительная группа) на тему
доклад «Реализация образовательной областей «социально-коммуникативного развития детей» в логопедической группе с привлечением специалистов», а именно логопеда в логопедической группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
доклад | 62.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад
по теме: «Реализация образовательной областей «социально-коммуникативного развития детей» в логопедической группе с привлечением специалистов».
Составила воспитатель Филатова Т.А.
МБДОУ «ЦРР Детский сад №8 «Огонёк»»
Тема: «Реализация образовательных областей социально-коммуникативного развития с привлечением специалистов.»
Социально-коммуникативное развитие направлено на
- присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками;
- становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
- развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания,
- формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками,
- формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству,
- представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках;
- формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.
Особенностью детей нашей группы является то, что дети пришли из разных ДОУ, им приходится устанавливать новые взаимоотношения, усваивать новые правила поведения, осваивать новые социальные роли.
Самой важной задачей социально- ком развития является развитие форм социально-эмоционального интеллекта, который включает в себя:
- - социально- эмоциональное благополучие самого ребенка,
- -принятие норм социального общения, принятых в группе, направленных на социально- эмоциональное благополучие других детей.
Особенностью детского коллектива нашей группы является наличие речевых недостатков у детей:
- ОНР (общее недоразвитие речи) 1-го и 2-го уровня - сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речи, касающихся и звуковой, и смысловой сторон речи, при нормальном слухе и интеллекте. (11 детей)
1-й уровень- Активный словарь практически не сформирован и состоит из звукоподражаний и звукокомплексов («ись» - «киска», «ака» - «собака»). Могут быть фразы из двух лепетных слов, не оформленных грамматически («Ись иди» - «киска сидит»).- Возможна замена наименования предметов названиями действий и наоборот (слово «пи» - часть глагола «пить», может обозначать чашку, воду, молоко, сок). Широко используя жесты и мимику, дети понимают обращенную речь в хорошо знакомой ситуации. Произношение большинства звуков нарушено, многие из них искажаются, смягчаются, заменяются.
2-й уровень - Активная речь состоит из простых предложений из двух, трех или четырех слов. Отмечаются грубые ошибки в использовании грамматических конструкций: пропуск предлогов, отсутствие согласования прилагательных с существительными, смешение падежных форм. Отмечается грубое нарушение слоговой структуры и звуконаполняемости слов («итоти» - «цветочки», «какоки» - «колготки». - Характерны многочисленные искажения звуков: дефекты смягчения, озвончения, произношения свистящих, шипящих, сонорных и др.
- ФФНР (фонетико-фонематическое недоразвитие речи) – нарушение процессов формирования произносительной стороны родного языка, связанными с дефектами восприятия и произношения звуков. (1 ребенок).
В начале года (в сентябре) логопедом и мной была проведена диагностика, на основе которой была сформирована карта звукопроизношения, из которой видно, над какими звуками необходимо работать с теми или иными детьми.
№ | Ф.И. р-ка | свистящие | шипящие | соноры | другие | ||||||||||||||||||||||||||
с | с, | З | З, | Ц | Ш | Ж | Ч | Щ | Л | л, | Р | Р, | Й | К | к, | Г | Г, | Х | Х, | В | в, | Ф | ф, | ||||||||
1 | Гунин Алеша | ||||||||||||||||||||||||||||||
2 | Джумаев Максим | ||||||||||||||||||||||||||||||
3 | Маркелов Кирилл | ||||||||||||||||||||||||||||||
4 | Орехов Игорь | ||||||||||||||||||||||||||||||
5 | Орлов Максим | ||||||||||||||||||||||||||||||
6 | Петров Даниил | ||||||||||||||||||||||||||||||
7 | Сокурова Юля | ||||||||||||||||||||||||||||||
8 | Сыров Кирилл | ||||||||||||||||||||||||||||||
9 | Хорошева Лена | ||||||||||||||||||||||||||||||
10 | Шапанова Анжела | ||||||||||||||||||||||||||||||
11 | Штальберг Леонид | ||||||||||||||||||||||||||||||
12 | Сироткин Ярослав |
Где - нарушено произношение звука. В среднем по группе 44% неусвоенных детьми звуков.
Анализируя данные карту звукопроизношения видно в среднем по группе, что только 44% звуков усвоено детьми. Кроме того общее развитие речи, т.е. умение строить простые с сложные предложения с использованием предлогов, падежных форм, согласовывая прилагательные с существительными, находится на очень низком уровне.
Общее РЕЧЕВОЕ Развитие детей логопедической группы на сентябрь месяц было таково.
Оценка в баллах | Уровни развития | |||
Оптимальный | Высокий | Средний | Низкий | |
начало года | 0 | 0 | 1 | 11 |
Наблюдая за детьми отмечаю, что дети по разному реагируют на имеющиеся у них недостатки речи: некоторые не обращают на него внимание, однако есть и такие дети, которые «остро» чувствуют наличие недостатков речи, что отражается на их эмоциональном состоянии и коммуникативном развитии
Поэтому я провела дополнительную диагностику, которая помогла выявить оценку навыков общения детей группы (по Рыбак Е.В.) на начало года я выявила, что уровень общения:
| Разговаривает неуважительно со взрослыми и сверстниками, повышает голос, просьбы выполняет неохотно, либо совсем не выполняет. Не контролирует свои действия и поступки. В общественных местах ведет себя вызывающе, привлекает к себе внимание, громко разговаривает или даже кричит. |
| В разговоре со взрослыми может проявить неуважительное отношение, но в основном придерживается норм поведения, внешне спокоен, но в отсутствии взрослого может проявить себя негативно. |
| у ребенка сформировано уважительное отношение к взрослым и сверстникам, умеет проявить заботу об окружающих, охотно выполняет просьбы и поручения взрослых. Ведет себя сдержанно в общественных местах, в отсутствии взрослых ведет себя спокойно, уравновешен, разговаривает негромко. |
После комплексного анализа была намечена коррекционная работа с детьми группы:
на групповых логопедических занятиях логопед проводит работу по развитию у детей грамматического строя речи, развитию связной и звуковой культуры речи.
- На индивидуальных логопедических занятиях с детьми логопед работает над постановкой и автоматизацией звука конкретно с каждым ребенком в утреннее или вечернее время.
Для проведения дополнительной коррекционной работы логопед дает мне задания по каждому ребенку и я в вечернее время провожу эту индивидуальную работу.
Для занятий мной подобраны пальчиковые игры и игры упражнения на развитие артикуляционного аппарата, развития правильного дыхания, которые вместе с логопедом мы «назначали» индивидуально или подгруппе детей. (смотри «Упражнения для развития мышц речевого аппарата», «Картотека пальчиковых игр по лексическим темам», игра «Зоркий глаз»)
Упражнения и речевые игры с детьми проводятся мной в утреннее и вечернее время, во время проведения режимных моментов. (смотри Игры и упражнения для развития плавного ротового выдоха.)
Кроме того проводились беседы в утреннее время, на прогулках, в вечернее время о правилах поведения, дружбе, взаимопомощи.
Вместе с детьми играли в сюжетные игры «Парикмахерская», «Путешествие», «Магазин» и др. для формирования у детей норм поведения в общественных местах. (смотри Картотеку Сюжетных игр)
Кроме того проводили с детьми игры драматизации по сказкам, песням, с целью раскрепощения детей, свободного эмоционального общения. (смотри «Серия комплексных игр- занятий с элементами театрализации для детей логопедической группы», «Занятия для дошкольников для развития эмоционально-волевой сферы»)
С родителями ведутся беседы о формах занятий с ребенком дома, о правильном речевом общении. (Смотри «подборка консультаций для родителей и бесед с ними).
В результате нашей совместной работы мы достигли таких успехов:
Общее РЕЧЕВОЕ Развитие детей логопедической группы :
Оценка в баллах | Уровни развития | |||
Оптимальный | Высокий | Средний | Низкий | |
начало года | 0 | 0 | 1 | 11 |
середина года | 0 | 0 | 4 | 8 |
Звукопроизношение детей группы на февраль
№ | Ф.И. р-ка | свистящие | шипящие | соноры | другие | ||||||||||||||||||||||||||
с | с, | З | З, | Ц | Ш | Ж | Ч | Щ | Л | л, | Р | Р, | Й | К | к, | Г | Г, | Х | Х, | В | в, | Ф | ф, | ||||||||
1 | Гунин Алеша | ||||||||||||||||||||||||||||||
2 | Джумаев Максим | ||||||||||||||||||||||||||||||
3 | Маркелов Кирилл | ||||||||||||||||||||||||||||||
4 | Орехов Игорь | ||||||||||||||||||||||||||||||
5 | Орлов Максим | ||||||||||||||||||||||||||||||
6 | Петров Даниил | ||||||||||||||||||||||||||||||
7 | Сокурова Юля | ||||||||||||||||||||||||||||||
8 | Сыров Кирилл | ||||||||||||||||||||||||||||||
9 | Хорошева Лена | ||||||||||||||||||||||||||||||
10 | Шапанова Анжела | ||||||||||||||||||||||||||||||
11 | Штальберг Леонид | ||||||||||||||||||||||||||||||
12 | Сироткин Ярослав |
На середину года : - нарушено произношение звука-37.7%
-поставлен изолированный звук-2.7%
- автоматизация звука в словах- 3.8%
-автоматизация звука в предложениях -3.8%
-автоматизация звука в стихах- 1.7%
- автоматизация звука в текстах (свободной речи)- 5.9% +44.4%=50.3%
В результате автоматизация звуков в свободной речи хоть не на много, но повысилась и как следствие возросло коммуникативное общение детей.
Таким образом, считаю, что эмоционому благополучию содействует развитие речи и коммуникативных навыков:
Проведя оценку коммуникативного развития детей группы (по Рыбак Е.В.) в феврале я выявила, что уровень общения у детей группы возрос:
- у 6 детей низкий (спонтанный),
- у 4-средний (формальный)
- у 2 – выше среднего (социально-волевой).
- у 2 детей низкий (спонтанный),
- у 6-средний (формальный)
- у 2 – выше среднего (социально-волевой).
- У 2-высокий (гармоничный- ребенок активен, отзывчив, чувствителен к состоянию людей. Знает и почти всегда выполняет правила поведения, самостоятелен, способен принимать решения, проявляет живой интерес к окружающему, адекватно оценивает свои поступки.)
в сентябре
В феврале
Вывод: соц- коммуникативное развитие напрямую влияет на результативность образовательной деятельностьи.
-чем выше уровень эмоционально- коммуникативного благополучия ребенка, тем выше уровень речевого развития.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект совместной образовательной деятельности с детьми старшего возраста по реализации образовательной области социально-коммуникативное развитие "Умелые руки не знают скуки"
В этой совместной деятельности мы будем формировать положительное отношение к труду и его результатам...
непосредственной образовательной деятельности по реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» (ребенок в семье и сообществе - формирование гендерной принадлежности) "Девочки и мальчики"
Закрепляются гендерные представления у детей, знания о своей принадлежности к полу, о строении человека, формируются умения различать мальчиков и девочек по внешнему виду и поведению....
Конспект НОД по реализации образовательной области «Социально – коммуникативное развитие» на тему: «Путешествие в страну Вежливости» (подготовительная группа)
Конспект НОД по реализации образовательной области «Социально – коммуникативное развитие» на тему: «Путешествие в страну Вежливости» (подготовительная группа) может быть...
Конспект совместной образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста по реализации образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие. Путешествие по сказке "Гуси - Лебеди".
Конспект предназначен для детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет) общеразвивающей направленности...
Конспект совместной образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста по реализации образовательных областей социально-коммуникативное развитие и познавательное развитие "Незнайка выбирает для себя профессию"
С использованием педагогической технологии...
Статья на тему "Организация совместной деятельности воспитателя с детьми раннего возраста при реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»
В содержании статьи рассматриваются особенности организации совместной деятельности воспитателя с детьми раннего возраста, раскрыта психолого-педагогическая характеристика детей раннего возраста, пере...
МПО «Содержание педагогической деятельности по реализации образовательной области "Социально-коммуникативное развитие" в контексте ФОП До для детей 4-5лет"
quot;Реализация ФОП ДО. Взаимосвязь социаль-коммуникативного развитие дошкольников через познавательную деятельность"...