Консультация «Роль воспитателя в развитии театрализованной деятельности, как одном из средств реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие детей»
учебно-методический материал (подготовительная группа)
План консультации : 1.Понятие театрализованой деятельности. 2. Понятие о режиссерской игре. 3. Роль педагога в развитии театрализованной деятельности. 4.Условия для развития театрализованной деятельной деятельности. 5.Методы и приемы развития театрализованной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
savchenko_v.i._konsultatsiya_teatralizovannaya_deyatelnost_microsoft_office_word.docx | 32.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация подготовлена ст. воспитателем Савченко В.И.
МБДОУ детский сад №8 ст. Старощербиновская
«Роль воспитателя в развитии театрализованной деятельности, как одном из средств реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие детей»
План консультации:
1.Понятие театрализованной деятельности и ее значение.
2.Понятие о режиссерской игре.
3. Роль педагога в развитии театрализованной деятельности.
4. Условия для развития театрализованной деятельности.
5. Методы и приемы развития театрализованной деятельности.
1.Поятие театрализованной деятельности.
Театрализованная деятельность осуществляется в ходе театрализованных представлений, которые способствуют развитию всех видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического).
-Активное участие в театрализованных представлениях обогащает детей новыми впечатлениями, дает возможность приобрести новые навыки, закрепить ранее полученные.
-Развиваются их творческие способности, формируются организаторские способности, создаются благоприятные условия для дружного детского коллектива.
2. Режиссерские игры являются разновидностью творческих игр. Режиссерская игра – это одновременное выполнение разных ролей. Само название режиссерской игры указывает на ее сходство с деятельностью режиссера спектакля, фильма.
В режиссерских играх, как и во всех творческих играх, есть мнимая или воображаемая ситуация. Ребенок проявляет творчество и фантазию, придумывая содержание игры, определяя ее участников (роли, которые «исполняют» игрушки, предметы). Ребенок сам создает сюжет, сценарий своей игры. Конечно, эти сюжеты очень просты. Они могут состоять из одного-двух предложений. Но они принадлежат самому ребенку - его воле, его желанию, его замыслу.
- Режиссёрские игры не требуют от детей навыков общения, а поэтому доступны и маленьким детям; возникают в конце 3-го и начала 4-го годов жизни и встречаются в 2-х разновидностях
I) игра, в которой ребенок берет на себя конкретную главную роль, а остальные распределяет между игрушками. В такой игре ребенок часто может выполнять: 1) роль человека, который действует с предметами,
2) роль предмета (ребенок-машина-шофер);
2) игра, в которой ребенок распределяет все роли между игрушками, а сам выполняет функцию режиссёра-организатора общения между персонажами и событий, происходящих в процессе игры. Такая игра и считается игрой режиссёрского типа.
- Режиссёрские игры не всегда бывают абсолютно индивидуальными. Иногда они могут объединять 2-3 участников и характерны для детей старшего дошкольного возраста.
- От ребенка требуется умение регулировать поведение, обдумывать действия и слова, сдерживать свои движения.
- В режиссерские игры ребенок играет, как правило, один. Эту игру он затевает с некоторым числом игрушек, которые и наделяет ролями, а себя в игровой сюжет чаще не включает, находясь вне разыгрываемой ситуации. По ходу игры ребенок действует от лица каждой из игрушек-персонажей и одновременно «режиссирует» общее действие, придумывая и тут же воплощая на игрушках разыгрываемый сюжет.
- ребенок начинает переносить функции с одного предмета на другой. Дети шестого-седьмого года жизни могут использовать в играх предметы - заместители.
Развитие фантазии, высокий уровень обобщения, умение действовать в плане представлений, позволяют ребенку наделять игрушку ролью вне зависимости от ее образного решения.
Так, в игре старшего дошкольника кубики могут быть и машинками, и человечками, и кирпичиками и просто кубиками. Большая игрушечная собака может быть медведем, а маленькая - зайчиком; кусок серой ткани -волком и т. д.
- Ребенок придумывает и мизансцены, то есть представляет в пространстве кто, где буде находиться, как персонажи будут взаимодействовать с другими предметами и что в результате этого произойдет на «сцене».
Ребенок исполняет в этой игре все роли, если они есть, или просто сопровождает игру «дикторским» текстом.
3. Роль педагога в развитии театрализованной деятельности.
Театрально-творческая деятельность детей, безусловно, не появится сама собой. Велика роль педагога в развитии театрализованной деятельности своих воспитанников. Именно педагог направляет данный процесс.
Необходимо чтобы:
- воспитатель выразительно читал стихи, рассказы и рассказывал сказки. Интонация голоса педагога – образец для подражания. Поэтому, прежде чем предложить детям какое-либо задание, следует неоднократно поупражняться самому.
- - воспитатель умел смотреть, видеть, слушать и слышать своих воспитанников и был бы готов к любому «превращению», т. е. владел основами актерского мастерства:
- - воспитатель обязан владеть основами режиссерских умений;
- воспитателю нужно как можно чаще и подробнее обсуждать с детьми будущие сценарии. Словесное описание пробуждает детскую фантазию, воображение.
- Огромная роль педагога заключается в создании обстановки, в которой происходит театрализованные игры и детей.
- Для развития режиссерских игр необходимы руководство взрослого, помогающего развитию сюжета.
- Велика роль педагога в приобщении детей к театральной культуре: знакомить детей с устройством театра, с видами театров (би-ба-бо, настольным, теневым, пальчиковым и др.), театральными жанрами и пр.);
Именно исполнение педагогом этих требований способно привести к повышению:
-1. его собственного творческого потенциала;
-2. помогает совершенствовать театрализованную деятельность детей.
Что должен помнить воспитатель для успешной реализации своей роли в развитии театрализованных игр детей:
- Надо всегда помнить, что ребенок дошкольного возраста - это не профессиональный актер, он всегда «играет в театр».
- Помнить, что театрализованная деятельность по своей природе носит творческий характер и должна осуществляться в свободной, легкой форме. Не всегда нужно точно следовать тексту, наоборот, можно и нужно отступать от него, прибегать к импровизациям.
- Надо постоянно будить в ребенке «актера», предоставлять ему возможность поэкспериментировать с театральными игрушками, пофантазировать, использовать знания о жизни и информацию из литературных произведений.
- Педагог должен постоянно обеспечить ребенку свободу действий и умело объединить его фантазии в целостный сюжет.
- нельзя применять никакого давления, сравнения, оценки, осуждения.
- Педагог должен побуждать детей к импровизации средствами мимики, пантомимы, выразительных движений и интонаций (при передаче характерных особенностей персонажей, своих эмоциональных состояний, переживаний;
- Педагог должен предоставить детям возможность высказаться, проявить внутреннюю активность и строго следить за тем, чтобы своей актерской активностью и раскованностью не подавить робкого ребенка, не превратить его только в зрителя.
- Недопустимо деление на «артистов» и «зрителей», т. е. на постоянно выступающих и постоянно остающихся смотреть, как «играют» другие.
4. Условия для развития театрализованной деятельности:
- В каждой возрастной группе должна быть оборудована театральная зона или уголок сказки,
- Должен быть «тихий уголок» или «уголок уединения» в котором ребенок может побыть один и «прорепетировать» какую-либо роль или еще раз посмотреть иллюстрации к спектаклю и т. д.
- Предметно-пространственная среда должна обеспечивать право и свободу выбора. (А не только тогда, когда разрешит воспитатель)
- В зоне театрализованной деятельности должны быть разные виды кукольного театра и ширма для его показа, детские рисунки и т. д.
- Необходимо периодическое обновление материала, ориентированного на интересы разных детей.
- Должны быть созданы условия для общения воспитателя с каждым ребенком для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (свободно и раскрепощено держаться при выступлении перед взрослыми и сверстниками (в т.ч. предоставление главных ролей застенчивым детям, включение в спектакли детей с речевыми трудностями, обеспечение активного участия каждого ребенка в спектаклях);
- Педагог должен создать выбор: сюжетов для драматизации, ролей, атрибутов, костюмов, видов театров;
- Педагог обеспечивает взаимосвязь театрализованной деятельности с другими видами (использование игры-драматизации на занятиях по развитию речи, музыкальных, по художественному труду, при чтении художественной литературы, организации сюжетно-ролевой игры и пр.); т.е. осуществлять интеграцию.
- Педагог обязан создавать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (спектакли с участием детей, родителей, сотрудников; организация выступлений детей старших групп перед малышами и пр.).
- Успешность и результативность театральных занятий зависит от сотрудничества педагога с музыкальным руководителем, посколько, без развития музыкальных способностей, умения ритмично и выразительно двигаться, определенных вокальных навыков добиться значительных результатов в театральном творчестве невозможно.
- Для развития режиссерских игр необходимы игрушки, не привязывающие ребенка к конкретным действиям;
- Необходим определенный социальный опыт, достаточная степень обобщения и воображения.
5. Методы и приемы развития театрализованной деятельности
- Заучивание наизусть;
-Рассказывание детям;
- Чтение;
-Инсценирование, как метод вторичного ознакомления с художественным произведением;
- Выполнение детьми заданий по передаче речи, манеры разговора, произношения героев сказки, на примере отдельных реплик;
- Выполнение упражнений на изображение различных эмоциональных состояний, характера и повадок героев;
- Просмотр кукольных спектаклей и бесед по ним;
- Игры – драматизации;
-Подготовка и разыгрывание инсценировок, сценок и сказок;
- Игры-имитации на основе текста сказки;
-Ролевые диалоги на основе прочитанного текста;
-Игры-импровизации с разыгрыванием сюжета, без предварительной подготовки;
- Ритмопластика;
- Упражнения типа «придумай диалог»;
-Упражнения «расскажи сказку от своего имени и от имени героя»;
- Театральные этюды и упражнения;
- Использование театров: плоскостного, объемного и настольного
кукольного, би-ба-бо, пальчикового, марионеток.
Выводы:
- Таким образом, театрализованная деятельность не должна сводятся только к подготовке выступлений, а должны обеспечивать одновременное выполнение познавательной, воспитательной и развивающей функций. (систематически, регулярно, обыденно и ежедневно)
- Театрализованная деятельность должна включать:
-разыгрывание сказок,
-сценок,
- театрализованные игры,
-игры-драматизации, танцы,
-ролевые диалоги по иллюстрациям,
-самостоятельные импровизации на темы, взятые из жизни (смешной случай, интересное событие и т. д.),
-просмотр и разыгрывание кукольных спектаклей,
- упражнения, направленные на развитие различных качеств дошкольников.
В современных условиях только от педагогов зависит «быть» театрально-творческой деятельности в жизни ребенка или «не быть». Дарите детям радость приобщения к театральному искусству !
Дополнительно можно прочесть следующую литературу:
- Е.В. Мигунова - Организация театрализованной деятельности в детском саду.
- Т. Доронова – Театрализованная деятельность как средство развития детей 4-5 лет.
- Н.Н. Маханева «Театрализованные занятия в детском саду»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект совместной образовательной деятельности с детьми старшего возраста по реализации образовательной области социально-коммуникативное развитие "Умелые руки не знают скуки"
В этой совместной деятельности мы будем формировать положительное отношение к труду и его результатам...
непосредственной образовательной деятельности по реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» (ребенок в семье и сообществе - формирование гендерной принадлежности) "Девочки и мальчики"
Закрепляются гендерные представления у детей, знания о своей принадлежности к полу, о строении человека, формируются умения различать мальчиков и девочек по внешнему виду и поведению....
Презентация «Приобщение детей дошкольного возраста к общепринятым нормам и правилам при реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»
В презентации представлен опыт работы нашего детского сада по реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»...
Конспект совместной образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста по реализации образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие. Путешествие по сказке "Гуси - Лебеди".
Конспект предназначен для детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет) общеразвивающей направленности...
Конспект совместной образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста по реализации образовательных областей социально-коммуникативное развитие и познавательное развитие "Незнайка выбирает для себя профессию"
С использованием педагогической технологии...
Статья на тему "Организация совместной деятельности воспитателя с детьми раннего возраста при реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»
В содержании статьи рассматриваются особенности организации совместной деятельности воспитателя с детьми раннего возраста, раскрыта психолого-педагогическая характеристика детей раннего возраста, пере...
Сценарий совместного мероприятия для родителей и детей старшего дошкольного возраста по реализации образовательной области социально коммуникативное развитие
Данная публикация иллюстрирует сценарий совмесного мероприятия ( совместной деятельности) для родителей и детей старшего дошкольного возраста при активном использовании игровых технологий " ...