Технология «Проблемная педагогическая ситуация» Н. П. Гришаевой
презентация к уроку (подготовительная группа)
Технология
«Проблемная педагогическая ситуация»
Н. П. Гришаевой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
problemnaya_pedagogicheskaya_situatsiya_11.10.2023.pptx | 611.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Проблемные педагогические ситуации (ППС) – это эффективный метод в дошкольном образовании, направленный на развитие самостоятельности и нравственных ценностей детей. Проблемные педагогические ситуации представляют собой ключевой элемент в структуре ситуации месяца. Цель ППС: Помочь детям самостоятельно принимать решения в эмоционально-напряженных ситуациях, оценивать свои действия и извлекать уроки.
Виды ППС : * Спонтанно возникающие * Специально сконструированные Простые Сложные Воспитатель заболел Человек на лестнице Мусор на участке/коридоре Сломанные игрушки Не хватает стульчиков Чужой в группе Коробка на участке/коридоре Сломался дверной замок Утерян колокольчик для… Разбросанные игрушки в группе В группу пришли гости Разбитый цветочный горшок Бесхозные конфеты Бабушка ищет внука Инопланетянин Дракон похищает принцесс Потерянная брошь Карлсон Чужой подросток Волшебные подарки Женщина с котятами
Зачем обучать всему этому дошкольников? 1. Дети учатся принимать решения и действовать независимо от взрослых. 2. Это помогает развивать навыки решения проблем и эмоционального интеллекта. 3. Дети учатся самоопределяться в различных жизненных ситуациях.
Для того чтобы ППС прошла эффективно, необходимо соблюдение специальной технологии. Разработку и проведение ППС необходимо проводить в три этапа. Первый этап - подготовительный: 1. Планирование сценария и целей ППС, назначение и обучение «персонажа» ППС 2. Определение даты и времени проведения ППС. 3. Оповещение родителей о том, что в определённый день будет проводиться ППС, вывешивание в приемной таблички: «Ситуация». Это сигнал для мам и пап. Они должны обязательно расспросить ребёнка о происшедшем, вместе сделать соответствующие выводы. 4. Диагностика детей для понимания их взглядов на заданную проблему, предварительные беседы с детьми, подготовка развивающей среды. 5. Подготовка вопросов для «Круга рефлексии».
Второй этап - создание реальной ситуации: Ситуация максимально приближена к жизни. Может проводиться в разное время для достижения разных целей. Ситуации следует начинать прорабатывать с самых простых (менее эмоционально напряжённых), затем переходить к сложным. Человек, проводящий ППС, должен быть незнаком детям (особенно это относится к старшим дошкольникам). Однако он должен быть знаком с психологией возраста и понимать эмоциональное состояние детей, уметь завершать ситуацию на позитивном моменте. Важно разработать запасные ходы для ведущего, предусмотреть различные подходы к индивидуальности каждого ребёнка. Проводиться видеозапись ППС с дальнейшим просмотром и обсуждением с педагогами.
Третий этап: рефлексия, осмысление реально прожитого опыта (проведение круга рефлексии после ППС обязательно). Воспитатель предлагает детям сесть в круг и задаёт три вопроса: -Что сейчас произошло? -Что ты делал, что чувствовал? -Что будешь делать в следующий раз, если произойдёт такая ситуация? Вначале все по очереди отвечают на первый вопрос, потом на второй и т.д. Выслушивая ответы детей, воспитатель не даёт никаких оценок. Только лишь слегка, вопросом, выделяет понравившуюся реакцию (по ситуации…….). Воспитатель выслушивает каждого ребёнка, фиксирует ответы детей. Вместе делают выводы. Дети вместе с педагогом обсуждают пути возможного решения ситуации, предлагают свои варианты, прислушиваются к мнениям остальных. У них появляется возможность выбора и необходимость соотнести своё решение с решением других, а подчас и усомниться в правильности своего первого предложения.
Когда и как проводить ППС? ППС может быть введена как в начале, так и в конце работы по теме. Время проведения зависит от цели конкретной ситуации. Для младших групп - 15 минут, для старших - 20-30 минут. Особенности проведения ППС с младшими детьми Главный герой - кукла, так как дети ориентируются на взрослого. Предварительно педагог делает предположение о возможном поведении всех детей, затем анализирует для самоконтроля степень совпадения.
Преимущество данной технологии: *Ребёнок учится самостоятельно добывать знания, приобретает эмоционально положительный опыт проживания в различных ролях, ситуациях, познавая себя, сверстников, взрослых, родителей! *У родителей возникает интерес к жизни ребёнка, его внутреннему миру, появляется после совместной деятельности, раскрываются собственные творческие возможности. *Воспитатель, работающий по таким технологиям неизбежно становится творческой личностью. Весь материал, методы, содержание работы педагог определяет самостоятельно. Роль воспитателя в ситуации определяется как организационная.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблемные педагогические ситуации
I группа- проблемных ситуаций включает в себе условия, в которых задается необходимость усвоения действий, влияющих на эффективность осуществления педагогического взаимодействия воспитателя и детей.II...
Проблемная педагогическая ситуация
Проблемная педагогическая ситуация...
Сообщение на педсовете «Решение проблемных педагогических ситуаций»
Сообщение на педсовете «Решение проблемных педагогических ситуаций»...
Презентация " Сущность и специфика применение технологий эффективной социальной социализации "Ужедневный рефлексивный круг", "Проблемные педагогические ситуации"
Презентация из опыта работы....
Педагогическая технология "Проблемная педагогическая ситуация"
Педагогическая технология...
Презентация - технология "Проблемная педагогическая ситуация"
проведения каждой ППС – самоопределение детей в эмоционально-напряжённой для них ситуации, в которой необходимо принять собственное решение без участия взрослого, дать оценку своим действиям, из...
Проблемная педагогическая ситуация как эффективная технология социализации дошкольника
1. Социализация дошкольника. 2. Тест на саморегуляцию поведения....