Педагогическая технология "Проблемная педагогическая ситуация"
консультация

Кузнецова Екатерина Павловна

Педагогическая технология

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл problemnaya_pedagogicheskaya_situatsiya.docx15.36 КБ

Предварительный просмотр:

Проблемная педагогическая ситуация

Наиболее важной в структуре «Ситуации месяца» является проблемная педагогическая ситуация.

Цель проведения каждой проблемной педагогической ситуации — самоопределение детей в эмоционально-напряжённой для них ситуации, в которой необходимо принять собственное решение без участия взрослого, дать оценку своим действиям, извлечь уроки из собственного поведения. Зачем обучать всему этому дошкольников?

Не секрет, что в мечтах родителей идеальный детский сад видится райским местом: добрые, терпеливые, обожающие детей воспитатели; интересные игрушки; вкусная еда; обучение почти по школьной программе, без малейшего напряжения, но с радостью и увлечением; солярий с вечным солнцем и бассейн с тёплой морской водой. Обычный ребёнок не представляет себе, как разобраться в простейшей нравственной коллизии. Да и сам педагог не ощущает себя целостной личностью, лишь ответственным лицом, у которого отсутствует весь спектр эмоций, кроме тех, которые, как ему кажется, необходимы воспитателю. Как можно исправить такую ситуацию в обычном детском саду?

Например, группа пришла с прогулки, очень хочется есть, а обеда нет. Или внезапно отключили свет. Что делать? Пусть каждый ребёнок сам позаботится о себе. Никакой, даже самый известный диагностический тест не даст столько пищи для размышлений, как эта простая ситуация. Кто-то сможет справиться с задачей, а кто-то нет. Ведь для принятия самостоятельного решения нужна свобода выбора, а она-то как раз и отсутствует в традиционном детском саду. Несомненно, любая такая ситуация является мощнейшим методом диагностики состояния детей в группе.

Если учесть, что она проводится в начале и в конце «Ситуация месяца», а также спустя три-четыре месяца и даже через год после проведения первой проблемной педагогической ситуации (сюжет каждой последующей ситуации усложняется), то можно представить, сколько пищи для размышлений получает педагог и родитель.

Для того чтобы проблемная педагогическая ситуация прошла эффективно, необходимо соблюдение специальной технологии. Разработку и проведение проблемной педагогической ситуации мы разбили на четыре этапа.

Первый этап — подготовительный. Воспитатели планируют, какую ситуацию они возьмут и какие цели реализуют, затем на этой основе разрабатывается сценарий и проводится диагностика детей и родителей — как они видят заданную проблему, как её решают. Важно выяснить, на какой степени развития относительно поставленной цели находится группа.

Второй этап — создание и проведение реальной ситуации, максимально приближенной к жизни. Время проведения — 20 минут в старшей и 15 минут в младшей группе.

Третий этап — рефлексивный круг с детьми после проведения проблемной педагогической ситуации (проведение его обязательно!). Четвёртый этап — рефлексивный круг среди педагогов в целях планирования дальнейших действий.

Проблемная педагогическая ситуация может проводиться как в начале, середине, так и в конце работы по «Ситуации месяца».

Время проведения определяется целью конкретной проблемной педагогической ситуации. Возможно её использование как введение в тему. Например, «Прилёт инопланетянина» в ситуации «Космос». Внеземной гость заблудился, не может отыскать свою планету, его корабль сломался, срочно требуется ремонт. Этот персонаж может появиться и на «Заключительном празднике» как ведущий всей программы — здесь он проверяет знания, нравственные позиции детей, их умения. Ситуация должна быть эмоционально напряжённой, но посильной для определённой возрастной группы. У детей до пяти лет в проблемной педагогической ситуации главный герой не реальный персонаж, а кукла.

Предварительно педагог делает предположение о возможном поведении всех детей, затем анализирует их поведение для самоконтроля. Проблемная педагогическая ситуация всегда проходит без присутствия воспитателя. Ситуацию проводит специально подготовленный незнакомый детям взрослый; воспитатель появляется после проблемной педагогической ситуации и проводит рефлексию. Практика показывает, что при повторении ситуаций уже около 70 % детей ведут себя правильно. Если же на третье и четвёртое событие ребёнок продолжает реагировать неадекватно, значит, ему нужна серьёзная психологическая помощь специалиста.

В начале года родители предупреждаются о проведении в детском саду таких ситуативных занятий. После каждого мероприятия воспитатель вывешивает в групповой раздевалке табличку «Ситуация». Это сигнал для пап и мам. Они должны обязательно расспросить ребёнка о происшедшем, вместе сделать соответствующие выводы, возможно, зафиксировать их письменно. Часто приходится наблюдать существенные расхождения в том, что делал ребёнок на самом деле, что говорил на рефлексии и что потом рассказал дома.

Анализ таких сведений — неоценимая информация для педагога и психолога. Тут ребёнок, его семья, взаимоотношения с родителями раскрываются с совершенно неожиданной стороны, что позволяет взрослым лучше понимать потребность каждого конкретного ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДИСКУССИЯ.ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СИТУАЦИЙ.

мАТЕРИАЛ МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ  ДЛЯ РАБОТЫ С ПЕДАГОГАМИ И СПЕЦИАЛИСТАМИ ДОУ, С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ. пРЕДЛОЖЕННЫЕ СИТУАЦИИ СТАНОВЯТСЯ ПРЕДМЕТОМСЕГОДНЯШНЕЙ ДИСКУССИЕЙ, КОТОРАЯ НАПР...

Педагогические ситуации для родителей "Давайте рассуждать по-взрослому".

«Хотите ли вы, не хотите ли, но дело, товарищи в том,Что прежде всего мы - родители, а все остальное – потом». Семья – это счастье, любовь и удача,Семья – это летом поездки на дачу.Семья – ...

ИГРОВЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СИТУАЦИИ ДЛЯ СЕМИНАРА-ПРАКТИКУМА ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОУ

Данные игровые ситуации помогут при проведение семинаров по теме Игра....

Педагогические ситуации.Нетрадиционное решение педагогических проблем.

Нетрадиционное решение педагогических проблемСТРОЕВА Н.С., Педагогической ситуацией, по Ю.П. Азарову, считается конкретное положение, сложившееся в сфере взаимоотношений воспитателя и воспитанник...

Педагогическая поддержка речевого развитиядетей младшего дошкольного возраста с описанием педагогических ситуаций и действий педагога.

Данная статья о том, как необходимо поддерживать детей младшего дошкольного возраста в речевом развитии. Представлены описания педагогических ситуаций и действий педагога....