Игра как средство речевого развития детей раннего возраста
статья (младшая группа)

Игра для ребёнка – это жизнь. Отсутствие активной игровой деятельности может привести к серьёзным нарушениям личностного развития ребёнка. Психологи определяют игру, как особый вид детской деятельности, в котором закладываются основы труда и обучения, приводящие к качественным изменениям психики.
Играя, ребёнок сталкивается с изменениями окружающего мира, как следствием своей игры. Это вызывает у него потребность оказывать активное воздействие на окружающие его предметы, развивает у него интеллектуальные, моральные, волевые качества. Игра помогает формированию личности в целом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx16.52 КБ

Предварительный просмотр:

Игра как средство речевого развития детей раннего возраста

Речь сопровождает практически все виды деятельности ребёнка, совершенствует её, и обогащается сама. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможность узнать действительность, полноценнее будущие взаимоотношения с детьми и взрослыми, его поведение, а, следовательно, и его личность в целом. Наша задача – воспитание свободной личности, способной к полноценному общению. Но как развивать речевое общение детей? Как ребёнка не умеющего говорить, научить разговаривать?

Игра всегда считалась универсальным методом обучения, воспитания, отдыха. Она имеет важное значение в жизни ребенка. Игра, как вид непродуктивной деятельности человека, доставляет эмоциональное переживание удовольствия, наслаждения от процесса свободного проявления духовных и физических сил личности.

Сюжетно-ролевая игра - это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. Между речью и игрой существует двусторонняя связь. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой - сама игра развивается под влиянием развития речи. Ребенок словом обозначает свои действия, и этим самым осмысливает их; словом он пользуется и чтобы дополнить действия, выразить свои мысли и чувства.

А в старшем дошкольном возрасте иногда целые эпизоды игры создаются только с помощью слова. В ходе игры ребёнок вслух разговаривает со сверстниками, либо с игрушками, а также подражает звукам (рёв мотора, гудок парохода) и голосам зверей (ржание лошади, мяуканье кошки). Дети берут на себя роли взрослых людей и в игровой форме воспроизводят их деятельность и отношения между ними. При этом они комментируют свои действия: «Мама, наливай чай», «Шофер едет на машине». Обращение в игре к предметам - заместителям ставит детей перед необходимостью переименовать предмет, а затем сообщить об этом другим играющим. Таким образом, в игре, кроме речи, определяемой особенностями взятой на себя роли, появляется речь, функцией которой является согласование совместных действий. Особенно значительна воспитывающая роль куклы. Нет ни одной игры, которая выдвигала бы столько поводов для проявления речи детей, как игра в куклы. Кукла - человек, член коллектива маленьких людей, живущих своей жизнью и отражающих эту жизнь в слове. Особенно заметна роль слова в так называемых режиссерских играх, где ребенок не берет на себя роли, как в обычной игре, а передвигает игрушки, говорит о них. Главным условием для данных игр - это макетирование среды.

Для обучения через игру используются дидактические игры. Дидактические игры дают возможность решать педагогические задачи в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что усваивают какие-то знания, овладевают навыками действия с предметами, учатся культуре общения друг с другом.

Дидактическая игра может сделать любой учебный материал увлекательным, стимулирует работоспособность, облегчает процесс усвоения знаний.

Большое влияние на развитие речи дошкольника имеет и театрализованная игра. Театрализация – действенный метод развития речи и обучения языку, который, естественно, включает в себя традиционные методы: ознакомление, тренировку, применение, лишь с разницей в мотивации ребенка. При традиционном обучении цель метода – освоение лексического и грамматического материала, а при театрализации основной задачей для ребенка становится успешно сыгранная роль в пьесе.

Сам процесс подготовки проведения театрализованной игры решает множество задач по развитию речи: систематическое выполнение игровых упражнений, направленных на развитие мимики и пантомимики, благодаря чему дети приобретают большую уверенность. Введение игр и упражнений на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции, четкой дикции, разнообразной интонации. Драматизации стихов, прибауток, потешек предполагает заучивание текстов и т.д. Особого внимания к себе требуют так называемые подвижные игры. Эти игры обусловлены определенными правилами. Толковое, обстоятельное, повторное разъяснение детям правил игры, совместное с ними обсуждение условий ее проведения - уже путь к развитию их языка.

Одним из важных условий успешности в развитии речи в ходе подвижных игр является заинтересованность в них самих детей. Поэтому все игры надо организовывать, так чтобы они проводились эмоционально, живо и непринужденно.

Все игры универсальны и их разнообразие и наполнение содержанием зависит только от фантазии педагога и желания работать с детьми весело и интересно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованные игры - средства речевого развития детей раннего возраста.

       Знакомство детей с миром театра начинается с кукольного, как наиболее близкого детям раннего возраста....

Методические рекомендации для педагогов ДОУ на тему "Театрализованные игры — средство речевого развития детей раннего возраста".

Хочу рассказать вам, как я приобщаю детей к миру прекрасного — к театру. Знакомство детей с миром театра начинается с кукольного, как наиболее близкого детям раннего возраста....

Театрализованные игры — средство речевого развития детей раннего возраста

Знакомство детей с миром театра начинается с кукольного, как наиболее близкого детям раннего возраста....

План по самообразованию педагога Тема: «Коммуникативная игра как средство речевой активности детей раннего возраста» «Ягодка»

План по самообразованию педагогаТема: «Коммуникативная игра как средство речевой активности детей раннего возраста»«Ягодка»...

Городское методическое объединение воспитателей групп раннего возраста "Дидактические игры как средство познавательного развития детей раннего возраста" 23.10.2020

Материалы городского методическое объединение воспитателей групп раннего возраста № 1 от 23.10.2020 по теме "Дидактические игры как средство познавательного развития детей раннего возраста...

Городское методическое объединение воспитателей групп раннего возраста "Дидактические игры как средство познавательного развития детей раннего возраста" 23.10.2020

Материалы городского методическое объединение воспитателей групп раннего возраста № 1 от 23.10.2020 по теме "Дидактические игры как средство познавательного развития детей раннего возраста...

План по самообразованию педагога Тема: «Коммуникативная игра как средство речевой активности детей раннего возраста»

самообразование педагогаТема: «Коммуникативная игра как средство речевой активности детей раннего возраста»...