План по самообразованию педагога Тема: «Коммуникативная игра как средство речевой активности детей раннего возраста» «Ягодка»
материал (младшая группа)
План по самообразованию педагога
Тема: «Коммуникативная игра как средство речевой активности детей раннего возраста»
«Ягодка»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_po_samoobr.docx | 71.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «детский сад» Островок» пгт. Смирных муниципального образования городской округ «Смирныховский» Сахалинской области
План по самообразованию педагога
Тема: «Коммуникативная игра как средство речевой активности детей раннего возраста»
Группа «Ягодка»
Выполнила: воспитатель Ковылина И.А. |
2019-2020 уч. год
Цель: повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования. Изучить способы, методы и приёмы развития речевой активности детей раннего возраста, объединить усилия педагогов и родителей в работе по речевому развитию детей.
Задачи:
- способствовать развитию речевой активности детей раннего возраста, развивать представление об окружающем мире посредством коммуникативных дидактических игр: целенаправленно обогащать словарь за счет расширения пассивного словаря перевода слов в активную речь; расширять словарный запас, обозначающий целое и отдельные части предметов и объектов - у мышки-голова, ушки, носик и т.д.; учить слова, обозначающие пространство- вперед, назад; поощрять использование в речи уменьшительно-ласкательных слов - машинка, уточка, собачка; развивать произносительную сторону речи; обеспечивать коммуникативное развитие, совершенствуя диалогическую речь как средств общения;
- побуждать детей к общению друг с другом и комментированию своих действий;
- способствовать закреплению навыков пользования инициативной речью;
- совершенствовать разговорную речь; обогащать словарь;
- формировать грамматический строй речи;
- изучить научную, методическую, справочную литературу, периодические издания по вопросам развития речи у детей дошкольного возраста;
- выбрать наиболее эффективные методы и приемы, коммуникативные дидактические игры для развития речевой активности у детей раннего возраста;
- определить способы приобщения родителей к работе над развитием речи;
- привлекать родителей воспитанников к активному взаимодействию по обогащению развивающей предметно-пространственной среды группы.
- представить коллегам наработанный опыт реализации темы самообразования.
Этап работы над темой самообразования: 1 год
Актуальность
народной массы. Это - детский фольклор.»
Г.С. Виноградов
народной массы. Это - детский фольклор.»
Г.С. Виноградов
Ребенок, по выражению К.Д. Ушинского, «мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще».
Важно обогащать эти ощущения и восприятия..
Речь - тонкий психологический процесс, который формируется в первые годы жизни.
В настоящее время многими исследователями доказано, что в рамках развития речевой активности детей особое значение имеет именно ранний возраст, поскольку уже на первых годах жизни у ребенка формируются предпосылки к развитию речи, что в дальнейшем сказывается на формировании активного словаря.
Огромное внимание уделяется именно процессу активизации словаря детей раннего возраста, что обусловлено возрастными и психологическими особенностями детей, а также меняющейся системой образования, в рамках которой акцентируется внимание на применении инновационных методов и приемов, способствующих активизации словаря детей.
Одним из таких методов выступают игровые ситуации. Именно игра выступает самым распространенным методом развития речевой активности, что обусловлено его ее специфичностью, выражающейся в том, что в процессе игровой деятельности активизация речи происходит непринужденно, без особого целенаправленного воздействия, но при этом в полной мере достигаются поставленные цели.
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.
Воспитатель должен создавать условия для развития речи ребенка.
А так как в дошкольном детстве ведущей деятельностью является игра, то одним из условий успешной работы по развитию речи будет использование коммуникативных дидактических игр.
Дидактические игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, изменения и образование слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь.
Коммуникативные дидактические игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщённых значениях. В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные речевые знания и словарь в новых условиях. Они проявляются в словах и действиях играющих.
Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря диалектичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ.
Особенности словаря ребенка также меняются на каждом этапе его развития, но наибольшая интенсивность изменения приходится именно на ранний возраст, который позиционируется как начальный этапа освоения речи.
Формы работы с детьми:
- совместная деятельность воспитателя с детьми:
- индивидуальная работа с детьми
- свободная самостоятельная деятельность детей.
Формы работы с родителями:
- анкетирование родителей
- консультации
- индивидуальные и групповые беседы
- родительские собрания
- оформление наглядной информации(стенды, папки-передвижки)
- привлечение к обогащению развивающей предметно-развивающей среды группы.
Используемые технологии: здоровьесберегающие, игровые, информационно-комуникационные, личностно-ориентированные.
Ожидаемые результаты по теме самообразования для детей:
к концу года большинство детей умеют говорить не торопясь, рассказывают об увиденном, отвечают на несложные вопросы. У детей высокая речевая активность, богатый словарный запас, соответствующий их возрасту. Малыши интересуются окружающим, свободно общаются со сверстниками и взрослыми, активно пользуются формами речевого этикета (с просьбой, приветствием, прощанием). Проявляют доброту и отзывчивость к героям произведений, к окружающим людям. Дети знают много стихов, потешек, песенок и с удовольствием их рассказывают.
Ожидаемые результаты для педагога и родителей воспитанников:
- повышение педагогической компетенции по теме самообразования;
- пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы;
- повышение активного взаимодействия с родителями воспитанников в контексте работы над темой самообразования в течение учебного года посредством включения в сотрудничество инновационных форм работы с семьями детей.
Приложение 1
План саморазвития воспитателя
на период работы по теме самообразования
Содержание работы | Цель |
Изучение методической литературы, периодических изданий, научной литературы, учебно-методической литературы. Прохождение курсов профессиональной подготовки. | Продолжить работу над повышением научно-теоретического уровня в области дошкольного образования. |
Выбор конкретных приёмов, методов и видов работы по самообразованию. | Определить цели и задачи практической деятельности; средств и методов по профессиональному саморазвитию. |
Изучение нормативных документов, периодических изданий. | Ознакомление с новой документацией по ведению педагогической деятельности в дошкольном учреждении. |
Совершенствование работы с ПК. Использование образовательных интернет -ресурсов. Посещение открытых занятий коллег, семинаров, тренингов. | Освоение различных методов и приёмов обучения; использование их в своей деятельности |
Участие в профессиональных конкурсах. | Развитие творческого потенциала в профессиональной деятельности. |
Изучение и анализ психолого-педагогической литературы. Анализ и оценка своей деятельности и деятельности детей. | Развитие личностных свойств, способствующих высоким результатам и устранению недостатков. |
Освоение инновационных форм работы с семьёй. Изучение семей и педагогических возможностей родителей. Ознакомление с опытом коллег. | Освоить формы работы с родителями. |
Проведение анализа. | Анализ и оценка достигнутых изменений профессиональных качеств. |
Этапы | Сроки | Мероприятия |
1.Изучение методической литературы | В течение года | 1. Бородич А.М. Методика развития речи детей. - М., 2004. 2. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. - М., 1999. 3. Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя. - М., 2005. 4. Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста Санкт-Петербург. - Детство-Пресс, 2010. 5. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации. — 2-е изд., испр. и доп. Гербова В.В. - М.: Мозаика-Синтез, 2010 г. 6.Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет.сада. / Под ред. Ф.А. Сохина. - 2-е изд., испр. - М.: Просвещение, 2004. |
2. Работа с детьми В период адаптации | «Доброе утро!» «Хоровод» «Прыгай веселей» «Солнечные зайчики» «Осенние листочки» «Игра с собачкой» «Ладушки — хлопушки» «Зайка» Ход игры: «Пускание мыльных пузырей» «Поезд» «Огуречик-огуречик» «Карусели» «В нашей группе» «Заинька — паинька» «Жил-был у бабушки козлик» | |
Сентябрь |
Цель: учить взаимодействовать друг с другом, называть имя другого ребенка. Ход игры: Дети встают в круг, каждый из них по очереди выходит в центр. Все остальные дети при помощи взрослого называют варианты ласкового имени ребенка, стоящего в центре круга.
«Мишка», дыхательное упражнение «Мишки». Обучающие задачи: учить описывать игрушку, учить называть свойства материала, учить отвечать на вопросы воспитателя предложением. Развивающие задачи: развивать связную речь, речевое дыхание, активный словарь. Воспитательные задачи: воспитывать доброжелательность.
Обучающие задачи: учить описывать игрушку, сравнивать её с другими игрушками, учить отвечать на вопросы воспитателя предложением. Развивающие задачи: развивать связную речь, активный словарь. Воспитательные задачи: воспитывать доброжелательность. | |
Октябрь |
Цель: способствовать развитию самоуважения детей; активизировать доброжелательное отношение детей к сверстникам. Ход игры: Взрослый отводит в сторону двоих-троих детей из группы и договаривается с ними о том, что они будут изображать животных, которые придут в гости к ребятам. Дети решают, каких животных они будут изображать.
Обучающие задачи: упражнять в назывании овощей фруктов, учить дифференцировать овощи и фрукты по основным признакам: цвету, форме, назначению, вкусовым качествам. Развивающие задачи: развивать активную речь, зрительное восприятие, наблюдательность. Воспитательные задачи: воспитывать любовь к природе, дружеские взаимоотношения, помощь во время совместной игры.
Обучающие задачи: учить классифицировать овощи и фрукты по основным признакам и свойствам. Упражнять детей в четком произношении фруктов. Развивающие задачи: развивать активную речь, память, внимание. Воспитательные задачи: воспитывать самостоятельность, взаимопомощь. | |
Ноябрь |
Цель: способствовать формированию у детей умения любить окружающих. Ход игры: Один из детей превращается в птичку, у которой болит крылышко. Он старается показать, что он грустит. Ведущий предлагает ребятам «пожалеть птичку». Первым «жалеет» ее сам ведущий, который надевает на руку куклу-котенка и его лапками гладит «птичку» со словами: «Птичка … (Саша, Маша) хорошая». Затем другие дети надевают куклу-котенка на руку и тоже «жалеют птичку».
Обучающие задачи: упражнять детей в назывании предметов посуды, учить проводить классификацию предметов посуды, по их назначению использованию, форме, величине, цвету. Развивающие задачи: развивать активную речь, внимание, память. Воспитательные задачи: воспитывать культуру поведения за столом.
Обучающие задачи: упражнять детей в подборе соответствующей мебели, по размеру, цвету, упражнять детей называть предметы обобщающим словам «мебель». Развивающие задачи: развивать активную речь, внимание, память. Воспитательные задачи: воспитывать бережное отношение к игрушкам. | |
Декабрь |
Обучающие задачи: учить называть членов семьи, учить отвечать на вопросы воспитателя предложением. Развивающие задачи: развивать активную речь и мелкую моторику. Воспитательные задачи: воспитывать любовь к своей семье.
Обучающие задачи: упражнять детей в назывании людей в ближнем окружении, учить называть взрослых людей по имени отчеству. Развивающие задачи: развивать активную речь, внимание, память. Воспитательные задачи: воспитывать доброжелательность. | |
Январь |
Цель: способствовать объединению и взаимодействию детей в группе. Взрослый рисует на ватмане большой круг. Затем обрисовывает ладони детей, создавая таким образом лучики солнца. При помощи взрослого дети раскрашивают нарисованные ладошки. В итоге получается красивое разноцветное солнце, которое вывешивается в группе.
Обучающие задачи: упражнять в назывании предметов одежды, учить описывать свойства материалов, сравнивать одежду, называть детали одежды. Развивающие задачи: развивать активный словарь, внимание, память, мелкую моторику. Воспитательные задачи: воспитывать доброжелательное отношение к сверстнику.
Обучающие задачи: учить узнавать и называть разные виды обуви, учить описывать назначение разных видов обувь, учить сравнивать , отвечать на вопросы предложением. Развивающие задачи: развивать активную речь, внимание память. Воспитательные задачи: воспитывать доброжелательные отношения со сверстниками. | |
Февраль |
Ход игры: Один ребенок превращается в кошечку и засыпает – ложиться на коврик в центре группы. Ведущий просит детей по очереди будить «спящую кошечку». Желательно делать это по-разному (разными словами и прикосновениями), но всякий раз ласково. В конце упражнения дети все вместе решают, кто «будил кошечку» наиболее ласково.
Обучающие задачи: учить называть время года зима, основные приметы зимнего периода, учить называть предметы зимней одежды. Развивающие задачи: развивать активную речь, внимание, память. Воспитательные задачи: воспитывать самостоятельность, доброжелательность.
Обучающие задачи: упражнять детей о представлении времени года зима, упражнять в назывании основных примет зимнего периода, учить устанавливать связи между временами года и погодой. Развивающие задачи: развивать зрительное и слуховое восприятие, наблюдательность, активную речь. Воспитательные задачи: воспитывать любовь к природе. | |
Март |
Цель: способствовать формированию у детей умения любить окружающих. Ход игры: Взрослый говорит, что можно показать человеку, что ты его любишь, только прикосновениями, без слов. Далее один из ребят превращается в маму, другой – в ее сыночка, и показывают, как они любят друг друга. Следующая пара – «мама» и «дочка», потом «бабушка» и «внук» и т.п.
Обучающие задачи: учить внимательно, слушать рассказ воспитателя, отвечать на вопросы предложением. Развивающие задачи: развивать активную речь, зрительное слуховое внимание, нравственный и эстетический вкус. Воспитательные задачи: воспитывать доброе отношение к мамам бабушкам желание заботится о них.
Обучающие задачи: упражнять в умении образовывать название детенышей домашних животных с помощью суффиксов «-онок» «-енок». Развивающие задачи: развивать активную речь, фонематический слух. Воспитательные задачи: воспитывать любовь к животным. | |
Апрель |
Цель: развивать у детей умение сотрудничать. Ход игры: Взрослый поднимает над столом лист бумаги (на расстоянии около метра), затем отпускает его и обращает внимание детей на то, как плавно он спускается вниз и ложится на стол. После этого ведущий просит детей превратить свои руки в листочки бумаги. Ведущий снова поднимает лист бумаги – дети поднимают руки вверх. Взрослый отпускает лист, он спускается на стол. Детям нужно сделать то же самое, то есть плавно опустить руки на стол одновременно с листом бумаги. Упражнение можно повторить несколько раз. Ведущий подчеркивает умение ребят действовать согласованно, вместе.
Обучающие задачи: учить узнавать и называть различные виды транспорта, учить различать основные части транспорта. Развивающие задачи: развивать активную речь, внимание. Воспитывающие задачи: воспитывать уважение к людям труда.
Обучающие задачи: учить сравнивать разные виды транспорта, учить составлять описательный рассказ, учить отвечать на вопросы предложением. Развивающие задачи: развивать активную речь, внимание, память. Воспитательные задачи: воспитывать интерес к окружающему миру. | |
1. Коммуникативная игра «Ласковый ребенок» Цель: продолжать учить детей подражать эмоционально-тактильным и вербальным способам взаимодействия с партнером. Ход игры: Дети сидят на стульях полукругом перед взрослым. Он вызывает к себе одного из детей и показывает, как можно его обнять, прислониться, смотреть в глаза, улыбаться. «Ах, какой хороший Саша, иди ко мне. Я тебя обниму, вот так. Посмотрите детки, как я обнимаю Сашу, вот так. Я ласковая». Затем взрослый приглашает еще одного ребенка к себе и предлагает ему повторить все свои действия, эмоционально акцентируя каждое действие ребенка и при необходимости оказывая ему помощь. В конце игры взрослый подчеркивает, подытоживает все действия ребенка: «Ваня обнял Сашу, посмотрел ему в глазки, улыбнулся. Вот какой Ваня, ласковый ребенок!» Затем взрослый поочередно вызывает оставшихся детей и игра повторяется. 2. Коммуникативная игра «Пианино» Цель: развивать у детей умение сотрудничать. Ход игры: Дети садятся на корточки в одну линию. Они – клавиши пианино, которые звучат голосами разных животных. Ведущий раздает детям карточки с изображениями животных, голосами которых будут звучать «клавиши» (кошка, собака, свинья, мышка и т.д.). Потом взрослый дотрагивается до головок детей, как будто нажимает клавиши. Клавишам нужно звучать голосами соответствующих животных. 3. Дидактическая игра "Назови , что покажу" Цель: выявление активного словаря. | ||
Работа с родителями | Консультация «Учим ребёнка общаться». Консультация для родителей «Коммуникативные игры для малышей». Рекомендации родителям по активизации словарного запаса ребенка. Привлечение родителей к обогащению РППС группы по теме самообразования. Сообщение на педсовете по теме самообразования. |
Список литературы
- Бородич А.М. Методика развития речи детей. - М., 2004.
- Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. - М., 1999.
- Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя. - М., 2005.
- Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста Санкт-Петербург. - Детство-Пресс, 2010.
- Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации. — 2-е изд., испр. и доп. Гербова В.В. - М.: Мозаика-Синтез, 2010 г.
- Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет.сада. / Под ред. Ф.А. Сохина. - 2-е изд., испр. - М.: Просвещение, 2004.
- Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Кн. Для воспитателя дет. сада. – 2 е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1991.
- Мухина В.С. Детская психология. – М.: ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – 352 с.
- Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. -М., 2000.
- Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. -М., 1999.
- Занятия по развитию речи в детском саду. Программа и конспект /Под ред. О.С. Ушаковой. -М.: Совершенство, 2001.
- Кудрявцева Е. Использование загадок в дидактической игре (старший дошкольный возраст) // Дошк. воспитание.-1986.-№9.-С.23-26.
- Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста.-М.,2003
- Развитие речи детей дошкольного возраста /Под ред. Ф.А. Сохина -М.: Просвещение, 1984.
- Тихеева Е.И. Развитие речи детей . -М.,Просвещение, 1981
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов (групповая) на тему: « Подвижные игры как средство всестороннего развития детей раннего возраста»
Подвижные игры являются эффективным средством в решении одной из важнейших задач физического воспитания детей -развитие основных движений....
Конспект мероприятия для педагогов с использованием нетворкинга Тема: «Театрализованная игра – как средство гармоничного развития детей раннего возраста».
Конспект мероприятия для педагогов с использованием нетворкинга Тема: «Театрализованная игра – как средство гармоничного развития детей раннего возраста»....
План по самообразованию на тему «Пальчиковая гимнастика как средство развития речи детей раннего возраста»
Ученые доказали, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.Чем активнее и точнее движения пальцев...
Доклад для педагогов на тему «Театрализованные игры как средство развития речи детей раннего возраста».
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, граммати...
План по самообразованию педагога Тема: «Коммуникативная игра как средство речевой активности детей раннего возраста»
самообразование педагогаТема: «Коммуникативная игра как средство речевой активности детей раннего возраста»...
План по самообразованию педагога Тема: «Развитие творческих и конструктивных способностей у детей дошкольного возраста средствами LEGO конструирования».
LEGO - конструирование - это первый шаг к развитию технического творчества ребёнка, а значит, формированию инженерного мышления у детей дошкольного возраста....
Семинар- практикум для педагогов ДО по теме: « Дидактические игры в развитии речевой активности детей дошкольного возраста »
laquo;МКДОУ Доволенский детский сад №2Новосибирская область, Доволенский район, с. Довольное Семинар- практикум для педагогов ДО по теме: « Дидактические игры...