Театрализованные игры - средства речевого развития детей раннего возраста.
консультация (младшая группа) на тему
Знакомство детей с миром театра начинается с кукольного, как наиболее близкого детям раннего возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 41 КБ |
Предварительный просмотр:
Театрализованные игры - средства речевого развития детей раннего возраста.
Хочу рассказать вам, как я приобщаю детей к миру прекрасного — к театру.
Знакомство детей с миром театра начинается с кукольного, как наиболее близкого детям раннего возраста.
Основными требованиями к организации театрализованной деятельности в раннем возрасте являются: разнообразие и содержательность тематики соответствующая данному возрасту; постоянное, ежедневное включение театрализованных игр в жизнь ребенка, т. е. во все формы организации педагогического процесса; формирование интереса, к театрализованным играм, постоянно расширяя игровой опыт, поощряя и развивая стремление детей к театрально-игровой деятельности; взаимодействие детей с взрослыми.
Использую театрализацию в разных видах деятельности пед. процесса: в режимных моментах, например, в воспитании КГН персонаж - кукла покажет, как правильно мыть руки, пользоваться полотенцем (фото 1); во время еды к ним в гости приходит Бабушка - Сказушка из театра «Куклы на платках» и показывает, как правильно держать ложку, пользоваться салфеткой; перед сном споёт колыбельную (фото 2).
Использую персонажи - игрушки в адаптационный период, куклы отвлекают детей, помогают им расслабиться, снять напряжение, вызывают у детей положительные эмоции (фото 3).
Также использую персонажи - игрушки, как сюрпризные моменты во время занятий; для организации сюжетно - ролевых, подвижных игр.
У нас в группе создан театральный уголок, где имеются различные виды театров (фото 4):
Настольный: театр резиновых игрушек, театр кружек, театр пирамидок, конусов. Настольный театр помогает учить координировать движения рук и глаз, сопровождать движения пальцев речью. Выражать свои эмоции посредством мимики и речи. Он прост и доступен, не требует определённых умений, дети сами действуют с игрушками - персонажами, охотно перевоплощаются в действующих персонажей (Собака Жучка, кошка, мышка и т. д.), пытаются передать характер героя (мимикой, изменяя интонацию), повторяют запомнившиеся фразы. (фото 5)
Однако дети в этом возрасте не могут развить и обыграть весь сюжет, так как не достаточен опыт игровых действий. Для расширения игрового опыта я использую индивидуальную работу с детьми, знакомлю детей с разнообразными видами театров, также разыгрывая небольшие представления.
С помощью театрализованной деятельности малыши учатся внимательно слушать, понимать, запоминать, действовать с предметами - игрушками, узнавать их свойства, осваивают мимику, учатся сочувствовать, отличать хорошее от плохого.
При игре в кукольный театр невозможно играть молча. Ведь ребенок становиться и актёром, и режиссером, и сценаристом своего спектакля. Он придумывает сюжет, проговаривает его, озвучивает героев, проговаривает их переживания. Таким образом, игра – драматизация оказывает большое воздействие на развитие речи ребенка. Он впитывает богатство русского языка, выразительные средства речи, различные интонации персонажей и старается говорить правильно и отчетливо, чтоб его поняли зрители. Во время игры в кукольный театр интенсивно развивается речь, в том числе, диалогическая, обогащается опыт общения в различных ситуациях, количественно и качественно обогащается словарный запас.
Театр рукавичек: надев на руку рукавичку - персонаж ребёнок пытается словом, интонацией, выражением лица, жестикуляцией оживить его, дать ему настроение, характер. (фото 6).
Театр картинок (фланелеграф): фланелеграф предназначен специально для того, чтобы дети не только слушали сказку, но и видели ее героев. Маленькие дети очень любят смотреть картинки в книгах, но если картинки показать двигающими, действующими, они получать еще большее удовольствие
Самым любимым театром для наших детей стал пальчиковый театр.
Уникальность этого театра в том, что маленькие куколки – герои, сделанные с душой, несут в себе творческую энергию и отражают частичку сердца, которая передается малышу. Вот такие прекрасные создания есть у нас в группе. Мир пальчиковых кукол – волшебный мир, в котором ребенок радуется, играя, познает мир, и все окружающее его пространство.
Знакомство с театром пальчиковых кукол начинается с формирования умений детей управлять движениями собственных пальцев, а чуть позже обучаются элементарным действиям с куклами. Сначала воспитатель, надев куклу на указательный палец, подходит к малышу, и этот поросенок или мишка «говорит» с детьми, немножко шалит, ласкается, ободряет и утешает, просит что-либо сделать. Чуть позже ребятам предлагается утроить настоящий театр, проиграв простой сюжет, небольшие стишки или разыграв любимую сказку, например «Колобок» (фото7). Большое чудо оживает в крошечных детских ручках: пальчик - персонаж начинает шевелиться, танцевать, подпрыгивать, создается ощущение того, что он – живой актер.
Так незаметно для себя малыши становятся более раскрепощенными, самостоятельными у них зарождается интерес к миру прекрасного. И главное, они раскрывают свое «Я» благодаря ему, главному психотерапевту – его величеству Театру.
В чём польза кукольного пальчикового театра?
Инсценировка сказок и различных сюжетов собственного сочинения при помощи фигурок пальчикового театра обладает несомненной пользой для ребенка:
- пальчиковый театр развивает мелкую моторику рук (ведь при выборе очередности выхода персонажей на сцену и во многие другие моменты постановки нужна точная, скоординированная работа пальчиков);
- стараясь не пропустить «выход» своего персонажа, малыш вырабатывает способность к концентрации внимания;
- заучивая реплики героев и стремясь не перепутать их во время спектакля, ребенок тренирует память;
- театральные постановки развивают фантазию и воображение, особенно, если речь идёт о сценках-импровизациях;
- обогащается словарный запас, построение предложений становится более правильным и развернутым;
- в процессе перемещения персонажей по сцене развивается пространственное мышление (такие важные понятия как «лево» и «право», вниз и верх, предыдущий и следующий отрабатываются в игровой ненавязчивой форме);
- возможность самовыражения на сцене развивает артистические и творческие способности
- выступая перед публикой, малыш приобретает уверенность в себе, становится более общительным.
А главное при помощи фигурок пальчикового театра перед малышом открывается удивительный мир сказки, которую он может по своему желанию создавать и переделывать. Тут у ребенка полная свобода выбора: он может стать просто зрителем или подающим надежды актером, режиссером и автором сценария постановки. Это совсем не развлечение, а сложное исследование, ведь у малыша появляется возможность разыграть и проанализировать на сцене множество представляющихся ему необычными или непонятными ситуаций.
Это могут быть проблемы, связанные с общением со сверстниками, родителями, воспитателями, отражение страхов и тревог ребенка, разбор уже случившихся конфликтов и поиск правильного выхода из них. Задавая ребенку создать импровизацию на ту или иную педагогически-неоднозначную ситуацию. Мы сможем лучше понять малыша, мотивы и причины того или иного его поведения. Даем тему, например: «Маленький цыпленок не захотел слушаться маму и ушел далеко в лес один». (фото 8) Задавая малышу наводящие вопросы: Что случилось с цыпленком? Страшно ли ему стало в чаще, или он продолжил весело гулять? Кого он встретил по пути? Как он нашел дорогу к дому? При помощи инсценировок можно проиграть и важные изменения в жизни ребенка, такие как поход в детский сад, обретение новых друзей. По ходу постановки мы сможете подсказать ребенку правильную модель поведения в разных ситуациях.
Миниатюрные пальчиковые актеры станут незаменимыми помощниками в воспитании. Они помогут и отругать в случае необходимости, и разъяснить важные моменты. Ведь высказанная иносказательно мораль не вызывает отторжения и обиды на якобы несправедливую строгость, зато со стороны гораздо лучше видно, какой зверь ведет себя нехорошо, неправильно.
Пальчиковый театр, помимо прочего, это еще и возможность пообщаться с ребенком вне привычной схемы ребенок-воспитатель, играя на равных вы станете ближе друг другу, а малыш сможет на какое-то время почувствовать себя самостоятельным и взрослым.
Таким образом, театрализованная деятельность – это не просто игра, а еще и прекрасное средство для интенсивного развития речи детей, обогащения словаря, развития мышления, воображения, творческих способностей.
Занимаясь с детьми театром, мы делаем жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполняем ее яркими впечатлениями и радостью творчества. Театр в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление нести в жизнь прекрасное и доброе.
(фото инсценировок 9,10…)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации для педагогов ДОУ на тему "Театрализованные игры — средство речевого развития детей раннего возраста".
Хочу рассказать вам, как я приобщаю детей к миру прекрасного — к театру. Знакомство детей с миром театра начинается с кукольного, как наиболее близкого детям раннего возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2014/05/24/picture-451008-1400909297.jpg)
Памятка для родителей "Фольклор как средство речевого развития детей раннего возраста"
Особую значимость фольклор представляет в первые дни жизни малыша в детском саду. Потешки помогают устанавливать первоначальный контакт воспитателя с малышом, колыбельные успокаивают, радуют. Знакомст...
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/09/picture-693987-1491738841.jpg)
Игровые технологии как средство речевого развития детей раннего возраста.
Игровые технологии как средство речевого развития детей раннего возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2018/04/29/picture-969401-1525024638.jpg)
Влияние театрализованной деятельности на речевое развитие детей раннего возраста.
Самым популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой...
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/26/picture-746761-1606356364.jpg)
Театрализованные игры — средство речевого развития детей раннего возраста
Знакомство детей с миром театра начинается с кукольного, как наиболее близкого детям раннего возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/12/picture-848906-1478938670.jpg)
«Театрализованная деятельность в речевом развитии детей раннего возраста»
Работая с детьми раннего возраста, я убедилась на практике в том, что насколько важно не упустить возможность использования именно этого периода для формирования и развития речи....
Игра как средство речевого развития детей раннего возраста
Игра для ребёнка – это жизнь. Отсутствие активной игровой деятельности может привести к серьёзным нарушениям личностного развития ребёнка. Психологи определяют игру, как особый вид детской деяте...