Диагностика уровня актерских умений и навыков детей старшей группы
методическая разработка (старшая группа)
Особую значимость театрализованная деятельность приобретает на- кануне поступления ребенка в школу. Сформированность познавательных и психических процессов, коммуникативных навыков, как основ социальной культуры поможет первокласснику быстро входить в контакт, в любой сложной ситуации не растеряться, смело задавать вопросы учителю, учиться у одноклассников, самому оказывать помощь другим.
Т.С.Комарова акцент в организации театрализованной деятельности с дошкольниками делает не на результат, в виде внешней демонстрации театрализованного действия, а на организацию коллективной творческой деятельности в процессе создания спектакля
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diagnostika_teatralnoy_d-ti_.docx | 86.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогическая диагностика театрализованной деятельности детей дошкольного возраста
Особую значимость театрализованная деятельность приобретает на- кануне поступления ребенка в школу. Сформированность познавательных и психических процессов, коммуникативных навыков, как основ социальной культуры поможет первокласснику быстро входить в контакт, в любой сложной ситуации не растеряться, смело задавать вопросы учителю, учиться у одноклассников, самому оказывать помощь другим.
Т.С.Комарова акцент в организации театрализованной деятельности с дошкольниками делает не на результат, в виде внешней демонстрации театрализованного действия, а на организацию коллективной творческой деятельности в процессе создания спектакля (Таблица 1).
Таблица 1
1. Основы театральной культуры | |||
Высокий уровень: 3 балла | Средний уровень: 2 балла | Низкий уровень: 1 балл | |
1. | Проявляет устойчивый интерес к театральному искусству и театрализ-ой деятельности. Знает пра- вила поведения в театре | Интересуется театраль- ной деятельностью | Не проявляет интереса к театральной деятельности. Знает правила поведения в театре |
2. | Называет различные виды театра, знает из различия может охарактеризовать театральные профессии | Использует свои знания в театрализованной дея- тельности | Затрудняется назвать раз- личные виды театра |
2. Речевая культура | |||
1. | Понимает главную идею литературного произведе- ния, поясняет свое выска- зывание | Понимает главную идею литературного произве- дения | Понимает содержание произведения |
2. | Дает подробные словес- ные характеристики глав- ных и второстепенных ге- роев | Дает словесные характе- ристики главных и вто- ростепенных героев | Различает главных и вто- ростепенных героев |
3. | Творчески интерпретиру- ет единицы сюжета на ос- нове литературного про- изведения | Выделяет и может оха- рактеризовать единицы сюжета | Затрудняется выделить единицы сюжета |
4. | Умеет пересказывать про- изведение от разных лиц, используя языковые и ин- тонационно-образные средства выразительности речи | В пересказе использует средства языковой выра- зительности (эпитеты, сравнения, образные вы- ражения) | Пересказывает произведе- ние с помощью педагога |
3. Эмоционально-образное развитие | |||
1. | Творчески применяет в спектаклях и инсцениров- ках знания о различных эмоциональных состояни- ях и характере героев, ис- пользует различные сред- ства воспитателя | Владеет знаниями о раз- личных эмоциональных состояниях и может их продемонстрировать, используя мимику, жест, позу, движение, требует- ся помощь выразитель- ности | Различает эмоциональные состояния и их характери- стики, но затруднятся их продемонстрировать сред- ствами мимики, жеста, движения |
4. Навыки кукловождения | |||
1. | Импровизирует с куклами разных систем в работе над спектаклем | Использует навыки кук- ловождения в работе над спектаклем | Владеет элементарными навыками кукловождения |
5. Музыкальное развитие | |||
1. | Импровизирует под музы- ку разного характера, соз- давая выразительные пла- стические образы | Передает в свободных пластических движениях характер музыки | Затрудняется в создании пластических образов в соответствии с характером музыки |
2. | Свободно подбирает му- зыкальные характеристи- ки героев, музыкальное сопровождение к частям сюжета | Самостоятельно выбира- ет музыкальные характе- ристики героев, музы- кальное сопровождение к частям сюжета из предложенных педаго- гом | Затрудняется выбрать му- зыкальную характеристику героев из предложенных педагогом |
3. | Самостоятельно исполь- зует музыкальное сопро- вождение на ДМИ, сво- бодно исполняет песню, танец в спектакле | С помощью педагога ис- пользует детские музы- кальные инструменты, подбирает музыкальное сопровождение, испол- няет песню, танец | Затрудняется в игре на детских музыкальных ин- струментах и подборе зна- комых песен к спектаклю |
6. Основы изобразительно-оформительской деятельности | |||
1. | Самостоятельно создает эскизы к основным дейст- виям спектакля, эскизы персонажей и декораций с учетом материала, из ко- торого их будут изготов- лять | Создает эскизы декора- ций, персонажей и ос- новных действий спек- такля | Создает рисунки на основ- ные действия спектакля |
2. | Проявляет фантазию в из- готовлении декораций и персонажей к спектаклям для различных видов те- атра (кукольного, на- стольного, теневого, на фланелеграфе) | Создает по эскизу или словесной характеристи- ке-инструкции декора- ции из различных мате- риалов | Затрудняется в изготовле- нии декораций из различ- ных материалов |
7. Основы коллективной творческой деятельности
1. | Проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами, творческую активность на всех этапах работы над спектаклем | Проявляет инициативу и согласованность дейст- вий с партнерами в пла- нировании коллективной деятельности | Не проявляет инициативы, пассивен на всех этапах работы над спектаклем |
Диагностика уровней умений и навыков старших дошкольников по театрализованной деятельности проводится на основе творческих заданий.
Творческое задание № 1
Разыгрывание сказки «Лисичка-сестричка и серый волк»
Цель: разыграть сказку, используя на выбор настольный театр, театр на фланелеграфе, кукольный театр.
Задачи: понимать основную идею сказки, сопереживать героям. Уметь передать различные эмоциональные состояния и характеры героев, используя образные выражения и интонационно-образную речь. Уметь составлять на столе, фланелеграфе, ширме сюжетные композиции и разыгрывать мизансцены по сказке. Подбирать музыкальные характеристики для создания образов персонажей. Уметь согласовывать свои действия с партнерами.
Материал: наборы кукол театров кукольного, настольного и на фла- нелеграфе.
Ход проведения.
- Воспитатель вносит «волшебный сундучок», на крышке которого изображена иллюстрация к сказке «Лисичка-сестричка и серый волк». Де- ти узнают героев сказки. Воспитатель поочередно вынимает героев и про- сит рассказать о каждом из них: от имени сказочника; от имени самого героя; от имени его партнера.
- Воспитатель показывает детям, что в «волшебном сундучке» спря- тались герои этой сказки из различных видов театра, показывает поочередно героев кукольного, настольного, теневого, театра на фланелеграфе.
Чем отличаются эти герои? (Дети называют различные виды театра и объясняют, как эти куклы действуют.)
- Воспитатель предлагает детям разыграть сказку. Проводится жеребьевка по подгруппам. Каждая подгруппа разыгрывает сказку, используя театр на фланелеграфе, кукольный и настольный театры. Детям предлагаются детские музыкальные инструменты, фонограммы русских народных мелодий для музыкального сопровождения сказки.
- Самостоятельная деятельность детей по разыгрыванию сюжета сказки и подготовке спектакля.
- Показ сказки зрителям.
Творческое задание № 2
Создание спектакля по сказке «Заячья избушка»
Цель: изготовить персонажи, декорации, подобрать музыкальные ха- рактеристики главных героев, разыграть сказку.
Задачи: понимать главную идею сказки и выделять единицы сюжета (завязку, кульминацию, развязку), уметь их охарактеризовать. Давать ха- рактеристики главных и второстепенных героев. Уметь рисовать эскизы персонажей, декораций, создавать их из бумаги и бросового материала. Подбирать музыкальное сопровождение к спектаклю. Уметь передать эмо- циональные состояния и характеры героев, используя образные выражения и интонационно-образную речь. Проявлять активность в деятельности.
Материал: иллюстрации к сказке «Заячья избушка», цветная бумага, клей, цветные шерстяные нитки, пластиковые бутылочки, цветные лоскут- ки.
Ход проведения.
- К детям приходит грустный Петрушка и просит ребят помочь ему. Он работает в кукольном театре. К ним в театр приедут малыши; а все ар- тисты-куклы на гастролях. Надо помочь разыграть сказку малышам. Вос- питатель предлагает помочь Петрушке, изготовить настольный театр самим и показать сказку малышам.
- Воспитатель помогает по иллюстрациям вспомнить содержание сказки. Показывается иллюстрация, на которой изображена кульминация, и предлагаются вопросы: «Расскажите, что было до этого?», «Что будет потом?» Ответить на этот вопрос надо от лица зайчика, лисы, кота, козлика и петуха.
- Дети рисуют эскизы персонажей, коллективно выбирают самые интересные работы. Воспитатель предлагает детям по эскизам изготовить из материалов, которые на столе (цветная бумага, цветные нитки, пластиковые бутылочки), главных героев и декорации к сказке.
- Воспитатель обращает внимание, что сказка будет малышам интересна, если она будет музыкальной, и советует выбрать музыкальное со- провождение к ней (фонограммы, детские музыкальные инструменты).
- Воспитатель организует деятельность по изготовлению персонажей, декораций, подбору музыкального сопровождения, распределению ролей и подготовке спектакля.
- Показ спектакля малышам.
Творческое задание № 3 Сочинение сценария и разыгрывание сказки
Цель: импровизировать на тему знакомых сказок, подбирать музы- кальное сопровождение, изготовить или подобрать декорации, костюмы, разыграть сказку.
Задачи: побуждать к импровизации на темы знакомых сказок, твор- чески интерпретируя знакомый сюжет, пересказывая его от разных лиц ге- роев сказки. Уметь создавать характерные образы героев, используя мимику, жест, движение и интонационно-образную речь, песню, танец. Уметь использовать различные атрибуты, костюмы, декорации, маски при разыг- рывании сказки. Проявлять согласованность своих действий с партнерами.
Материал: иллюстрации к нескольким сказкам, детские музыкальные и шумовые инструменты, фонограммы с русскими народными мелодиями, маски, костюмы, атрибуты, декорации
Ход проведения.
- Воспитатель объявляет детям, что сегодня в детский сад придут гости. Они услышали, что в нашем детском саду есть свой театр и очень захотели побывать на спектакле. Времени до их прихода остается мало, давайте придумаем, какую сказку мы покажем гостям.
- Воспитатель предлагает рассмотреть иллюстрации сказок «Тере- мок» «Колобок», «Маша и медведь» и другие (по выбору воспитателя). Все эти сказки знакомы детям и гостям. Воспитатель предлагает собрать всех героев этих сказок и поместить их в новую, которую дети сочинят сами. Чтобы сочинить сказу, нужно придумать новый сюжет.
- Как называются части, которые входят в сюжет? (Завязка, кульми- нация, развязка).
- Какие действия происходят в завязке, кульминации, развязке? Воспитатель предлагает выбрать главных героев и придумать исто-
рию, которая с ними произошла. Самая интересная коллективная версия берется за основу.
- Воспитатель проводит жеребьевку с жетонами, на которых обо- значены: исполнители ролей; гримеры и художники по костюмам; музы- канты-оформители; художники-декораторы.
- Организуется деятельность детей по работе над спектаклем.
- Показ спектакля гостям.
Характеристика уровней знаний и умений театрализованной деятельности
Высокий уровень (18-21 баллов).
Проявляет устойчивый интерес к театральному искусству и театра- лизованной деятельности. Понимает основную идею литературного произ- ведения (пьесы). Творчески интерпретирует его содержание. Способен со- переживать героям и передавать их эмоциональные состояния, самостоя- тельно находит выразительные средства перевоплощения. Владеет инто- национно-образной и языковой выразительностью художественной речи и применяет в различных видах художественно-творческой деятельности. Самостоятельно создает эскизы персонажей и декораций, проявляет фан- тазию в их изготовлении из различных материалов. Импровизирует с кук- лами различных систем. Свободно подбирает музыкальные характеристики к персонажам или использует ДМИ, свободно поет, танцует. Активный организатор и ведущий коллективной творческой деятельности. Проявляет творчество и активность на всех этапах работы.
Средний уровень (11-17 баллов).
Проявляет эмоциональный интерес к театральному искусству и те- атрализованной деятельности. Владеет знаниями о различных видах театра и театральных профессиях. Понимает содержание произведения. Дает сло- весные характеристики персонажам пьесы, используя эпитеты, сравнения
и образные выражения. Владеет знаниями о эмоциональных состояниях героев, может их продемонстрировать в работе над пьесой с помощью вос- питателя. Создает по эскизу или словесной характеристике-инструкции воспитателя образ персонажа и декорации к спектаклю. Владеет навыками кукловождения, может применять их в свободной творческой деятельности. С помощью воспитателя подбирает музыкальные характеристики к персонажам и единицам сюжета. Проявляет активность и согласованность действий с партнерами. Активно участвует в различных видах творческой деятельности.
Низкий уровень (7-10 баллов).
Малоэмоционален, проявляет интерес к театральному искусству только как зритель. Затрудняется в определении различных видов театра. Знает правила поведения в театре. Понимает содержание произведения, но не может выделить единицы сюжета. Пересказывает произведение только с помощью воспитателя. Различает элементарные эмоциональные состояния героев, но не может их продемонстрировать при помощи мимики, жеста, движения. С помощью воспитателя создает рисунки (эскизы) к основ- ным действиям спектакля. Не может самостоятельно изготовить декорации, персонажи к спектаклю. Владеет элементарными навыками кукловождения, но не проявляет инициативы их продемонстрировать в процессе работы над спектаклем. Затрудняется в подборе музыкальных фрагментов к спектаклю даже с помощью воспитателя. Не проявляет активности в коллективной творческой деятельности. Не самостоятелен, выполняет все операции только с помощью воспитателя.
Диагностика развития музыкальных и артистических способностей у детей дошкольного возраста (Е.А.Антипина)
Старшая и подготовительная группы
Восприятие музыки.1.Эмоциональная отзывчивость на музыку. 2. Определение музыкального жанра. 3.Осознанное восприятие формы музы- кального произведения. 4.Соотнесение мелодии музыки с ее эмоционально- образным содержанием.
Пение. 1. Пение естественным звуком. 2.Чистое интонирование в удобном диапазоне. 3. Пение без музыкального сопровождения. 4.Пение с удовольствием.
Музыка и движение. 1. Выразительность и ритмичность движений. 2. Отражение языка музыки в движении. 3.Достаточный объем танцевальных движений. 4. Эмоциональный отклик на данный вид деятельности.
Элементарное музицирование. 1.Устойчивый интерес к музицирова- нию. 2.Владение приемами звукоизвлечения на различных музыкальных инструментах. 3. Передача ритмической пульсации и несложного ритмиче- ского рисунка. 4. Чувство ансамбля.
Песенное творчество. 1.Способность найти нужную интонацию в заданном жанре, характере (на заданный текст).
Танцевалъное творчество. 1.Способность импровизировать в сво- бодном танце.
Педагогическая диагностика театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста (на примере игр-драматизаций)
(В.А.Деркунская)
Опросник для педагогов, направленный на изучение самоотношения к театрализованной деятельности дошкольников
- часть
Уважаемые педагоги! Ответьте на предлагаемые вопросы, используя следующие варианты ответов: «да», «нет», «иногда».
- Любите ли Вы ходить в театр?
- Вы бываете в театре не реже, чем 1 раз в месяц?
- Вам интересна театральная жизнь нашего города?
- Вы скорее предпочтете посмотреть по телевизору передачу о жизни те- атральных актеров, режиссеров, исторической судьбе театра, чем художе- ственный фильм, развлекательную программу?
- Вы проявляете эрудицию при выборе спектакля, театра?
- Вы бываете на всех премьерных спектаклях?
- Вы активно участвуете в самодеятельных театральных постановках всю свою жизнь?
- Обсуждая спектакль, Вы в первую очередь обращаете внимание на игру актеров?
- Обсуждая спектакль, Вы в первую очередь обращаете внимание на лите- ратурную основу спектакля, ее режиссерскую интерпретацию, постановку?
- Обсуждая спектакль, Вы в первую очередь обращаете внимание на кос- тюмы актеров, сценографию (оформление сцены, декорации, свет)?
Обработка ответов осуществляется в соответствии с балльной шкалой, ответ «да» оценивается в 2 балла, ответ «нет» в 0 балов, «иногда»
- 1 балл.
Интерпретация ответов.
Если Вы набрали от 0 до 10 баллов, то Вы равнодушны к театру, Вас не очень привлекает данный вид искусства, Вы не являетесь его ценителем. Скорее всего, у Вас другие интересы. Имея подобное отношение к те- атральному искусству, не ожидайте особых результатов от театрализован- ной деятельности своих воспитанников.
Если Вы набрали от 10 до 15 баллов, то Вас можно назвать человеком, проявляющим интерес к театру. Ваш интерес к театральному искусству, возможно, охарактеризовать как неустойчивый. Скорее всего, у Вас не хватает времени для постоянного поддержания подобного отношения к те- атру. Но если Вам удается попасть в театр, то Вы получаете истинное на- слаждение и удовольствие, долго находитесь под впечатлением от спек- такля. Скорее всего, увлекшись, Вы можете получить высокие результаты в работе с детьми по развитию театрализованной деятельности.
Если Вы набрали 15—20 баллов, то Вы — заядлый театрал, поклонник театрального искусства. Вы — ценитель театра. Вне театрального про- странства Вы себя не представляете. Возможно, Вы и не подозревали об этом, но у Ваших воспитанников есть все шансы максимально раскрыться театрализованной деятельности.
- часть
Уважаемый педагог, продолжите, пожалуйста, предложения.
- Под театрализованной деятельностью детей я понимаю...
- Мое отношение к театрализованной деятельности детей...
- Оно проявляется в том, что я...
- Театрализованная деятельность в дошкольном, возрасте — один из важнейших развивающих видов детской деятельности, так как...
- Фрагменты театрализации помогают мне решать такие педагоги- ческие задачи, как...
- Я предпочитаю использовать в работе с детьми следующие виды театра...
- Детское творчество в играх-драматизациях заключается в том,
что... ваю..
- В организации детских игр-драматизаций я, прежде всего, учиты-
- Театрализованная деятельность дошкольников развивается в опре-
деленных педагогических условиях, важнейшими из которых, на мой взгляд, являются...
Проанализируйте полученные результаты, обращая внимание на следующие моменты:
- Я скорее декларирую положительное отношение к театрализован- ной деятельности.
- Я много делаю для развития театрализованной деятельности до- школьников.
- Я недостаточно делаю для развития театрализованной деятельно- сти дошкольников.
- Я испытываю трудности в развитии театрализованной деятельности дошкольников (попытайтесь сформулировать их характер).
Диагностика профессиональной компетентности
Уважаемые педагоги, решите педагогические ситуации. Ситуация 1.
Дети разыгрывают кукольный спектакль по сказке «Лиса и медведь». Они распределили роли и начали представление, но по ходу действия воз- ник спор о том, кому из героев что говорить. Сюжет «рассыпается», и дети постепенно теряют интерес к игре. Как разрешить сложившуюся ситуа- цию? Назовите свои действия в данной ситуации, чтобы игра была про- должена.
Ситуация 2.
Дети решают разыграть сказку «Колобок», распределяют между со- бой роли, но одному ребенку роль не достается. Со словами: «Я тоже хочу играть!» расстроенный ребенок садится на стул. Ваши дальнейшие дейст- вия по оптимизации данной игровой ситуации? Подготовьте рекомендации по предупреждению подобных ситуаций в группе детского сада.
Ситуация 3.
Педагог предлагает детям поиграть в настольный театр. Происходит обсуждение выбора сказки. Дети высказывают желание поставить сказку
«Теремок». Однако выясняется, что в настольном театре нет всех героев к этой сказке. Тогда дети, разобрав имеющиеся плоскостные фигурки, пред- лагают новый вариант сказки «Теремок». Ваша реакция в этой ситуации? Какая помощь педагога необходима детям в сложившейся игровой ситуа- ции? Какие выводы может сделать педагог об уровне развития театрализо- ванной деятельности детей?
Ситуация 4.
После полдника дети занимаются самостоятельными играми. Один ребенок решает разыграть сказку. Берет в руки кукол бибабо и приглашает других детей принять участие, но они заняты своими играми и не откли- каются на предложение. Ваша реакция на сложившуюся ситуацию? Опи- шите свои действия.
Обратите внимание на следующие моменты.
√ Конструктивность решения ситуаций — Вам удается предложить решение, которое носит преобразующий позитивный характер. Удается найти не одно решение, при этом Вы не испытываете затруднений в их по- иске. Решать ситуации, связанные с развитием театрализованной деятель- ности детей, Вам профессионально интересно.
√ Деструктивность решения ситуаций — не удается найти решения, позволяющего снять возникшие противоречия внутри ситуации. У Вас по- является много вопросов, связанных с театрализованной деятельностью детей, их поведением в ней и Вашими действиями в руководстве рас- сматриваемым процессом. При этом Вы не испытываете интереса и не мо- тивированы на решение ситуаций, связанных с развитием детской те- атрализованной деятельности.
√ Отказ решать предлагаемые ситуации. Преобладает раздражитель- ность в попытке решить их. Вам необходимо задуматься об этом состоя- нии, проанализировать его.
Диагностика изучения игровых интересов и предпочтений старших дошкольников в играх-драматизациях
Примерные вопросы для собеседования с ребенком.
- Знаешь ли ты, что такое театр? Ты был в театре? Что тебе понра- вилось в театре больше всего?
- Какой спектакль ты смотрел последний раз? Тебе нравится смот- реть спектакли? Почему?
- Знаешь ли ты, кто такой режиссер, актер, художник-оформитель? Что они делают для того, чтобы спектакль можно было посмотреть?
- Зачем в театр приходят зрители? Что они делают на спектакле?
- Любишь ли ты играть в «театр»?
- В какой «театр» ты любишь играть? (ребенку предлагаются кар- тинки с разными видами театра). Почему?
- Что ты делаешь, играя в «театр»? Тебе это нравится?
- Тебе нравится исполнять роли сказочных героев? Почему?
- Есть ли у тебя любимая роль? Какая?
- Ты можешь по выражению лица узнать настроение героя?
- Когда ты вырастешь, ты бы хотел работать в театре? Кем бы ты хотел быть: режиссером, актером, художником-оформителем?
- Есть ли у тебя любимая книжка? Какая?
- В спектакле с какими персонажами ты бы хотел поучаствовать? Анализируйте ответы с точки зрения представлений о театре, теат-
ральном искусстве, активности детей в процессе театрализованной дея- тельности. Обратите внимание на интерес ребенка к той или иной позиции в театрализованной игре и обоснования данного выбора.
Диагностика изучения игровых позиций дошкольников в играх-драматизациях
Первая часть
Цель наблюдения: изучение актерских, режиссерских, зрительских умений старших дошкольников в играх-драматизациях.
Наблюдение проводится в естественных условиях за самостоятель- ной игрой-драматизацией детей. Результаты наблюдения фиксируются в таблице знаками «+», «—», фиксируются умения, которые наиболее харак- терно проявляются у ребенка в процессе игровой деятельности.
Графа «Замысел» имеет отношение к детям «режиссерского» типа, что проявляется в наличии таких умений, как:
- интерпретация ребенком привлекательного литературного сюжета, понимание идеи постановки;
- комбинирование замысла — соединение нескольких знакомых ли- тературных сюжетов, придумывание нового для постановки, построение единой сюжетной линии, постепенное наращивание сюжетной линии, логическое перетекание одного сюжета в другой, закономерный финал, опи- сание образов предполагаемой постановки;
- планирование игры — организация спектакля.
Ф.И. ребен- ка | Структурные компоненты игры-драматизации | Ведущий Мотив Игры | ||||||||
Замысел | Роль | Восприятие | ||||||||
Интерпретация | Комбинирование | Планирование | Принятие | Передача смысла образа | Импровизация | Внимание | Сопереживание | Воспроизведение впечатлений | ||
рых:
Графа «Роль» позволяет определить детей «актерского» типа, у кото-
- принятие роли сопровождается активностью, радостью, интересом;
- передача образа происходит через использование средств вырази-
тельности (слова, действия), соответствующих атрибутов;
- возможна импровизация.
Графа «Восприятие» ориентирована на детей, относящихся к «зри- тельскому» типу. Их основные характеристики:
- внимание — ребенок любит смотреть, наблюдать за происходящими событиями в спектакле;
- сопереживание — ребенок сочувствует, сопереживает героям спек- такля эмоционально реагирует на происходящие события, спектакль в це- лом;
- воспроизведение впечатлений — выражает свое эмоциональное со- стояние, настроение любыми доступными средствами детской художест- венной деятельности (рисунок, слово, движение, игра и др.).
Обратите внимание на ведущий мотив игры-драматизации. Если она возникает из-за замысла, то, очевидно, что ребенок — «режиссер», если из- за роли, то ребенок — «актер», если ведущий мотив — восприятие, то ребенок скорее «зритель». Возможно комбинирование позиций.
Дети, которых условно можно отнести к позиции «художник- оформитель», проявляются через графы «Замысел» и «Роль». Принципи- альным в этом случае будет:
- интерпретация ребенком привлекательного литературного сюжета, понимание идеи постановки, выраженное в детских рисунках;
- комбинирование замысла — создание декораций спектакля;
- передача смысла образа литературного персонажа через создание соответствующих игровых атрибутов, костюмов.
С помощью таблицы можно определить, какую позицию занимает ребенок в играх-драматизациях.
Вторая часть
Вторая часть диагностики связана с изучением игровых позиций ре- бенка в театрализованной деятельности с использованием этюдов и уп- ражнений.
Этюды и упражнения на выявление актерских умений
- Ребенку предлагается передать содержание фразы, «считывая» ин- тонацию, с которой звучит данный текст:
- Чудо остров!
- Наша Таня громко плачет...
- Карабас-Барабас
- Первый снег! Ветер! Холодно!
- Детям предлагается прочесть по тексту с разными интонациями (удивленно, радостно, вопросительно, сердито, ласково, спокойно, равно- душно): «Два щенка, щека к щеке, щиплют щетку в уголке».
- Пантомимические этюды. Котята :
- сладко спят;
- просыпаются, лапкой умываются;
- зовут маму;
- пытаются утащить сосиску;
- боятся собаки;
- охотятся.
П окажи :
√ как танцует добрая фея на балу у Золушки;
√ как злится страшная ведьма на балу у Спящей Красавицы;
√ как удивляется черепашка-ниндзя;
√ как здоровается Снежная Королева;
√ как обижается Винни-Пух;
√ как радуется Бэтман.
- Этюды на изменения тембра голоса.
Педагог. Киска, как тебя зовут? Ребенок. Мяу! (Нежно)
Педагог. Киска, хочешь молока? Ребенок. Мяу! (С удовлетворением)
Педагог. Стережешь ты мышку Педагог. А в товарищи щенка?
тут?
Ребенок. Мяу! (Утвердительно)
Ребенок. Мяу! Ффф-ррр! (Изобразить: трусливо, пугливо...)
- Интонационное прочтение стихов-диалогов.
- Проговаривание скороговорок.
Резиновую Зину купили в магазине, Резиновую Зину в корзине принесли,
Резиновая Зина упала из корзины, Резиновая Зина измазалась в грязи.
- Ритмическое упражнение. Простучать, прохлопать, протопать свое имя: «Та-ня, Та-не-чка, Та-ню-ша, Та-ню-шень-ка».
- Образные упражнения под музыку Е. Тиличеевой «Пляшущий зай- чик», Л. Банниковой «Поезд», «Самолет», В. Герчика «Заводная лошадка».
Этюды и упражнения на выявление режиссерских умений
- Детям предлагается на основе литературного сюжета или на осно- ве детских песен сочинить сценарий, организовать спектакль (распреде- лить роли между детьми, обосновать свой выбор, провести репетицию).
- Моделирование ребенком литературных сюжетов по картинкам для постановки спектакля, обсуждения замысла, идеи постановки с дошко- льником.
Этюды и упражнения на выявление умений декоратора
- Детям предлагается на основе литературного сюжета или на осно- ве детских песен спроектировать декорации, костюмы для спектакля, предложить необходимый игровой реквизит.
- Обсуждение замысла, идеи постановки с дошкольником в контек- сте предлагаемых им декораций.
Беседа-игра на выявление зрительских умений
После просмотра спектакля, игры-драматизации проведите беседу:
- О чем рассказал спектакль? Что ты понял? (На понимание равной мысли произведения.
В процессе наблюдения было выявлено:
В играх – драматизациях дети занимают следующие позиции: все дети в группе - «зрители» (20 человек), среди них «зритель – режиссер» - 3чел.,
«зритель – актер» - 10чел., «зритель – актер – режиссер» - 5чел, явная позиция «зритель» - 2чел.
«Зритель – режиссер» - 15 %, «Зритель – актер» -50 %, «Зритель – актер – режиссер» - 25 %, только « зритель» - 10 %.
В творческих заданиях на выявление актерских умений дети легче справлялись с заданиями на пантомиму «Покажи», с ритмическим заданием «Прохлопай свое имя».
Полностью справились со всеми заданиями – 7 чел (35%), частично – 11чел.(55%), не справились совсем – 2чел.(10%).
Также я провела мониторинг оценивания уровня интегративных качеств воспитанников и получила следующие результаты: познавательно – речевое развитие -28%; художественно–эстетическое развитие – 38%; физическое развитие – 49%; социально-личностное – 31%.
В результате проведённой диагностики выявились следующие проблемы: дети несколько пассивны, зажаты, не могут полностью раскрепоститься, «вжиться в роль», инициаторами игр выступают одни и те же дети, они же играют главные роли. Воображение развито не в достаточной степени, дети не могут объединить несколько сюжетов, выстроить сюжетную линию. Отсутствует опыт восприятия сценического искусства, не сформирована готовность к самостоятельной театрализованной деятельности. Актерские умения у детей развиты не в достаточной степени. Большинство детей с радостью принимают роль, но не умеют активно пользоваться своей речью, движением, мимикой и пантомимой, мало импровизируют.
Контрольное исследование.
На этом этапе использовала те же диагностические методики, что и в констатирующем исследовании, чтобы сопоставить результаты обследования. Диагностика игровых позиций детей.
В играх – драматизациях дети занимают следующие позиции:
«зритель – актер» - 10чел., «зритель – актер – режиссер» - 9чел, «зритель –режиссер» - 1чел, в общем - позицию «актер» -19 чел.
«Зритель – режиссер» - 5 %, «Зритель – актер» -50 %, «Зритель – актер – режиссер» - 45 %. В общем - позицию «актер» - 95%.
В творческих заданиях на выявление актерских умений дети полностью справились со всеми заданиями - 14чел (70%), частично 6чел. (30%).
Также провела мониторинг оценивания уровня интегративных качеств воспитанников и получила следующие результаты: познавательно – речевое развитие - 51%; художественно–эстетическое развитие –69%; физическое развитие – 71%; социально-личностное – 58%.
Выводы:
Исследования выявили следующее:
1.Анализ результатов наглядно свидетельствует об эффективности проведенной работы по развитию творческих способностей детей.
2.Специально применяемые приемы и методы, определенные в систему занятий, дают вполне ощутимый положительный результат.
3.Сравнительный анализ результатов диагностики на начало и конец года позволяет увидеть, что уровень позиции «актер» повысился на 20 %,
уровень развития творческих способностей детей повысился на 35%.
4.Мониторинг оценивания уровня интегративных качеств воспитанников также показал положительный результат.
Анализ проведенного формирующего эксперимента с использованием указанных выше диагностических методов убедительно продемонстрировали значительную роль детской театрализованной игры для развития актерских способностей. Экспериментальная группа улучшила свои результаты по всем пунктам проводимого исследования.
Динамика развития знаний и умений по развитию творческих способностей у детей выглядит следующим образом:
Старшая группа | Подготовительная группа | |||
IX | V | IX | V | |
Высокий уровень | 29% | 38% | 48% | 57% |
Средний уровень | 57% | 62% | 52% | 43% |
Низкий уровень | 14% | - | - | - |
Данная таблица показывает, что прирост высокого уровня составил 52%; прирост среднего- 19%; показатели низкого уровня отсутствуют.
Таким образом, опираясь на полученные результаты, можно сделать следующий вывод: уровень развития творческих способностей детей посредством театрально-игровой деятельности достиг максимального подъёма и соответствует поставленным задачам.
Вывод:
Таким образом, по результатам данной работы можно увидеть, что вовлечение детей в театрализованную деятельность способствовало развитию у них творческих способностей.
- Какой персонаж тебе понравился больше всего? Почему? Какой у него характер? (На понимание характера персонажей.)
- Что ты чувствовал, когда с героем происходили... события? (Конкретно по действию.)
- Хотелось бы тебе что-нибудь изменить в спектакле? Что именно?
- Кто тебе больше всех понравился из актеров спектакля? Почему?
- Нравится ли тебе смотреть спектакль? Почему?
- Расскажи в рисунке (предложите другие средства передачи полученных впечатлений) о спектакле, о том, что ты увидел сейчас.
Проанализируйте умения детей в соответствии с критериями.
Актерские умения — понимание эмоционального состояния персонажа и в
соответствии с этим выбор адекватных выразительных средств для передачи образа персонажа
- голоса, мимики, пантомимики; характер выразительности моторики: в пантомимике —
естественность, скованность, медлительность, порывистость движений; в мимике — богатство, бедность, вялость, живость проявлений; в речи — изменение интонации, тона, темпа речи;
самостоятельность выполнения задания, отсутствие стереотипных действий.
Режиссерские умения — понимание мотивов поступков героев; следование сюжетной линии (установление причинно-следственной связи, понимание последовательности событий); распределение ролей, подготовка игровой среды; умение руководить сразу несколькими играющими.
Оформительские умения — художественно-изобразительное видение сюжетной линии литературной основы спектакля; адекватное отражение сюжетной линии спектакля в декорациях, костюмах, игровых атрибутах, театральном реквизите; подготовка игровой среды.
Зрительские умения — умение понимать чужие эмоциональные со- стояния и проявлять эмпатию к персонажам произведения; наличие актив- ной зрительской позиции: выражение мнения по поводу увиденного, наличие отношения к увиденному (понравилось, не понравилось, безразлично); выражение мнения по поводу игры актеров.
Третья часть
Третья часть диагностики состоит из теста «ЗАРД», предназначенного для педагогов и родителей. Цель теста: изучить мнение родителей, воспитателей о предпочтениях ребенка при выборе игровых позиций.
Тест «ЗАРД»
Уважаемые педагоги, родители, ответьте на ряд утверждений, ис- пользуя варианты ответов «да» или «нет».
Утверждения
- Чаще ребенок обращает внимание на замысел литературного про- изведения, его художественную идею........................................................
- Чаше ребенок реагирует на героев литературного произведения…..
- Чаше ребенок обращает внимание на обстановку, место и время развития событий произведения..................................................................
- Ребенок целостно воспринимает литературное произведение.......
- Ребенок хорошо понимает эмоциональное состояние героев и интересно интерпретирует образы..................................................................
- Ребенок любит задавать вопросы о прочитанном произведении..
- Ребенок любит рисовать литературные сюжеты, «фантазировать на бумаге»................................................................................................. …….
- Ребенок может организовать игру с другими детьми................
- Ребенку легче оценить игру другого, чем играть самому............
- Ребенок легко создает образы литературных персонажей с помощью декламирования, мимики и пантомимики.................................
- Ребенок легко подбирает необходимые атрибуты и декорации для игры- драматизации................................................................................
- Ребенок может выразить свое мнение о понравившихся или непонравившихся персонажах...................................................................
- У ребенка хорошо развито творческое воображение, он тяготеет к импровизациям............................................................................................
- Ребенок обладает лидерскими качествами.............................
- Ребенок хорошо чувствует цвет, форму, стремится выразить свои впечатления о литературном произведении, персонажах произведения на бумаге с их помощью................................................................................
- Ребенок умеет подсказать и показать другим детям, как и что на- до изображать в игре-драматизации......................................................
- Ребенок умеет сопереживать игровым персонажам......................
- Ребенку присущи качества - настойчивость, целеустремленность, умение преодолевать неудачи, решать конфликты........................................
- У ребенка развиты элементы самоконтроля в театрализованной деятельности (может следовать сюжетной линии, театральную постановку доводит до конца)..............................................................
- У ребенка развиты художественно-изобразительные умения, он хорошо рисует, предпочитает рисование другим видам детской художественной деятельности..........................................................
Оценка результатов.
Ответ «да» оценивается в 1 балл. Баллы суммируются по каждой по- зиции (актер, режиссер, зритель):
- позиция «режиссер» — ответы «да» на вопросы 1, 8, 14, 1, 18;
- позиция «декоратор» — ответы «да» на вопросы 3, 7, 11, 15, 20;
- позиция «актер» — ответы «да» на вопросы 2, 5, 10, 13, 19;
- позиция «зритель» — ответы «да» на вопросы 4, 6, 9, 12, 17.
В какой позиции получилось наибольшее количество баллов, к той ребенок и имеет наибольшую склонность.
Соотнесите эти результаты с результатами собеседования с ребен-
ком.
Диагностика состояния игровой среды для театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста
Инструкция. Определите, соответствует или не соответствует выделенным критериям игровая среда в группе, в ДОУ. При заполнении таблицы используйте оценки: «+» — да; «—» — нет; «+—» — частично.
Результаты позволят сделать вывод о том, насколько эффективны внешние условия развития театрализованной деятельности детей в Вашей группе и дошкольном образовательном учреждении в целом.
Внешние условия игровой среды, способствующей развитию театрализованной деятельности детей | Оценка |
1. Специальное помещение для театрализованной деятельности |
2. Устройство театра: | сцена занавес зрительный зал декорации музыкальное оснащение осветительные приборы (рампа, прожекторы) | |
Специальные помещения: | мастерская режиссера костюмерная гримерная мастерская оформителя место для хранения декораций | |
Театральный реквизит: | набор кукол ширмы для кукольного театра костюмы маски игровые атрибуты | |
В группе детского сада 1. Наличие уголка театрализованной деятельности детей | ||
2. Различные виды театров: «бибабо» настольный теневой пальчиковый театр на фланелеграфе марионеточный | ||
3. Реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей: набор кукол ширмы для кукольного театра костюмы элементы костюмов маски игровой реквизит | ||
4. Наличие атрибутов для различных игровых позиций а) «актер»: костюмы маски куклы театральный реквизит грим элементы костюмов | ||
б) «режиссер»: декорации различные материалы для изготовления театральных атрибутов стул режиссера сценарии, алгоритмы их составления книги образцы музыкальных произведений (кассе- ты с записью музыки) |
в) «зритель»: места для зрителей афиши программки театральная касса билеты в театр бинокль «деньги» номерки в гардероб реквизит для буфета | |
г) «оформитель»: различные виды бумаги, ткани краски фломастеры клей карандаши нитки, пуговицы, коробки, жестяные банки сподручный материал природный материал |
В совокупности полученная информация будет служить основанием для планирования работы по развитию театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Воспитатель: Дзнеладзе М.Ю.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мониторинг уровня знаний, умений и навыков детей по освоению ПДД
Только при систематическом изучении правил, использование новых форм пропаганды ПДД, взаимодействия органов образования, здравоохранения и ГИБДД можно решить проблему детского травматизма». Чтобы огра...
Физкультурные развлечения как средство закрепления и совершенствования двигательных умений и навыков детей старшего дошкольного возраста
Сообщение из опыта работы на педсовет...
Критерии оценки уровня освоения умений и навыков в средней группе по направлению «Художественно – эстетическое развитие» в образовательной области «Музыка»
В помощь музыкальным руководителям, составленной по программе "От рождения до школы" Н.Е. Вераксы....
Критерии оценки уровня освоения умений и навыков в старшей группе по направлению «Художественно – эстетическое развитие» в образовательной области «Музыка»
Авторский материал в помощь музыкальным руководителям, составленный на основании программы "От рождения до школы" Н.Е. Вераксы....
Методика проведения диагностики уровня художественного и творческого развития для старшей группы
Материал содержит методику проведения дивгностики уровня художественного развития дошкольников старшего возраста : формы проведения, критерии оценки, показатели уровней развития, формы подведени...
диагностика уровня развития мелкой моторики рук детей старшего дошкольноговозраста
Цель диагностики: выявление уровня развития мелкой моторики пальцев рук....
Упражнения для диагностики уровня развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста по методике Т.И. Гризик
Перечень упражнений для диагностики уровня развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста по методике Т.И. Гризик...