Физкультурные развлечения как средство закрепления и совершенствования двигательных умений и навыков детей старшего дошкольного возраста
учебно-методический материал по физкультуре (старшая группа) по теме
Сообщение из опыта работы на педсовет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sobshchenie_po_fizo_starshaya.docx | 22.87 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ ЦРР Д/С №1214 «Ивушка»
Сообщение на педсовет
«Физкультурные развлечения как средство закрепления и совершенствования двигательных умений и навыков детей старшего дошкольного возраста»
Составила: воспитатель
старшей группы
Яковлева О.А.
Октябрь 2013 год
Сообщение на педсовете на тему:
« Физкультурные развлечения как средство закрепления и совершенствования двигательных умений и навыков детей старшего дошкольного возраста»
Физическое здоровье – основополагающее условие духовного и нравственного развития человека. В дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья: происходит созревание и совершенствование жизненных систем и функций организма, развиваются его адаптационные возможности, повышается его устойчивость к внешним воздействиям, формируется осанка, приобретаются физические качества, привычки, вырабатываются волевые черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни.
Поэтому крайне важно правильно организовать работу в этом направлении именно в дошкольном возрасте, что позволит организму накопить силы и обеспечит в дальнейшем не только полноценное физическое, но и разностороннее развитие личности.
Физическое воспитание в дошкольном учреждении имеет много форм. Одна из них – это физкультурные развлечения. Почему так необходимы физкультурные развлечения в детском саду?
Физкультурный досуг - одна из форм активного отдыха детей. Введение в практику дошкольного учреждения подобных мероприятий позволяет реализовать естественную потребность ребенка в движении, восполнить дефицит двигательной активности.
Физкультурные досуги базируются на знакомых детям физических упражнениях, играх, разучиваемых на физкультурных занятиях, прогулках, то при планировании досуга ставятся уже задачи не обучения, а закрепления и совершенствования. И на первый план выходят задачи оздоровительные и особенно воспитательные.
Свою работу мы начали с изучения знаний, умений и навыков детей. Мы выявили, что у некоторых детей навыки и умения развиты на высоком уровне (Арсений А., Дима П., Вика С.) но есть в группе и дети, которые не достаточно заинтересованы хорошим качеством выполнения упражнений, движения у этих ребят не устойчивые, навыки сформированы на низком уровне (Никита Ч, Герман Г., Тимофей К.).
Одной из основных задач физкультурных досугов – является совершенствование двигательных умений и навыков детей. Поэтому именно физкультурные досуги позволяют нам создавать атмосферу интереса к физкультурным упражнениям, отрабатывать навыки выполнения упражнений, проводить индивидуальную работу, направленную на улучшения качества выполнения движений, создание. Чтобы заинтересовать в качественном выполнении двигательных умений, мы решили как можно чаще привлекать детей не только на физкультурных занятиях и досугах, но и в повседневной жизни: во время проведения утренней гимнастики привлекали к показу детей с низким уровнем двигательных навыков, повышая желание выполнить упражнение или движение на более качественном уровне; при организации подвижных игр, эстафет особую роль уделяли правильному выполнению того или иного движения, обратили внимание на наличие физкультурного оборудования в групповом физкультурном уголке соответствующих атрибутов: мячей разных размеров, скакалок, кольцебросов, мешочков, обручей и т.д. К сожалению, имеющееся оборудование не всегда соответствует предъявляемым требованиям как в и физкультурном зале, так и в групповых помещениях, что явно тормозит процесс освоения физкультурными движениями и навыками.
Во время проведения прогулки чаще нашей группе приходиться отрабатывать и закреплять движения, знакомиться с подвижными играми, эстафетами на веранде детского сада, т.к. групповой участок часто находится под водой, наше дошкольное учреждение не имеет хорошо оборудованной спортивной площадки. Поэтому усвоение физическими навыками во время прогулок явно затруднено создавшимися условиями.
Так как в этом году перед нами стоит задача как: создание условий, направленных на укрепление здоровья, развития двигательных навыков. Мы планируем проводить работу, направленную на организацию здоровьесберегающей деятельности и физического развития детей, но и более эффективно использовать и физкультурно-досуговую деятельность дошкольников, что также приведет к улучшению показателей физического и, что очень важно, психологического развития детей. Проводить больше спортивных развлечений, особенно на улице в летний период в форме спартакиад, олимпиад, спортивных праздников, театрализации.
При планировании физкультурных занятий и развлечений мы еще раз ознакомились с «Программой воспитания и обучения в детском саду» под редакцией Н.Е. Вераксы, «Физкультурные занятия в детском саду» (старшая группа) Л.И.Пензулаевой, «Физкультурные занятия в детском саду» ( старшая группа) Е.Ф.Желобкович, «Физическая культура – дошкольникам» Л.Д.Глазыриной и др.
Планируя работу по проведению физкультурного досуга с детьми старшего дошкольного возраста, мы учитывали такие факторы:
подвижные игры должны соответствовать возрастным и функциональным возможностям ребенка;
более подвижные игры необходимо чередовать с более спокойными;
способствовать повышению эмоционального настроя детей путем ввода в сценарий мероприятия различных персонажей;
избегать длительного статического положения, ожидания;
методы и способы организации детей согласовывать с их возрастными возможностями;
учитывать время, отведенное на проведение мероприятия.
Содержание досуга - это знакомые детям физические упражнения, но проводимые в игровой форме, в виде веселых забав, аттракционов, что создает положительный эмоциональный фон, оказывающий благоприятное воздействие на организм ребенка. На физкультурных досугах закрепляются двигательные умения и навыки детей, развиваются физические качества. Командные игры способствуют воспитанию у детей чувства коллективизма, товарищества, взаимопомощи, целеустремленности, смелости, дисциплинированности, организованности.
В связи с тем, что физкультурные досуги базируются на знакомых детям физических упражнениях, играх, разучиваемых на физкультурных занятиях, прогулках, то при планировании досуга ставятся уже задачи не обучения, а закрепления и совершенствования. И на первый план выходят задачи оздоровительные и особенно воспитательные.
Физкультурный досуг в дошкольном учреждении проводится 1-2 раза в месяц, начиная со 2-ой младшей группы. Рекомендуется проводить его в вечернее время (16-17 часов), в дни, когда нет физкультурных занятий.
Продолжительность физкультурных развлечений для детей раннего возраста - 15-20 мин, младшего - 20-35 мин, старшего возраста - 35-40 мин. Местом их проведения может быть физкультурный или музыкальный зал, групповая комната, физкультурная или игровая площадка. Обязательным является участие каждого ребенка в развлечении. Чтобы обеспечить оптимальные физические, психические, эмоциональные нагрузки, планируя развлечения предусматривается рациональное чередование игр с различными степенями нагрузки, коллективных, массовых - с играми по группам или индивидуальными (конкурсы, аттракционы), сложных по правилам и двигательным задачам, игр - простого, развлекательного характера. В физкультурных развлечениях для детей старшего дошкольного возраста могут преобладать эстафеты, конкурсы, аттракционы, а также использоваться игры и упражнения спортивного характера.
Успех физкультурного досуга во многом зависит от четкой его организации. Прежде всего, надо сформировать несколько команд из детей одной возрастной группы. В каждой группе можно создать 2-3 команды по 8-10 человек, которые выступят во всех видах соревнований или поочередно. В программу физкультурного досуга можно включить игры, как для смешанных команд так и для мальчиков и девочек отдельно. Необходимо принять все меры предосторожности, исключающие возможность травматизма: хорошо оборудовать место для соревнований, проводить их в строгом соответствии с правилами при соскоках с препятствий использовать гимнастические маты, скамейки для болельщиков установить на расстоянии 1-2м от игровых площадок. Лучше не включать в программу бег по узкому бревну, лазанье по канату и спуск с него на скорость. Важно за 2-3 дня познакомить детей с правилами игры, содержанием эстафеты. Тогда дети успеют потренироваться в основных действиях, быстрее поймут суть задания.
Заранее следует создать судейское жюри, включить в него воспитателей, родителей, детей, освобожденных от соревнований по состоянию здоровья, продумать награждение команд-победителей.
Подбирая упражнения, надо всегда учитывать возраст детей и их физическую подготовку. Важно помнить, что в эстафетах чаще всего все задания выполняются на скорость, а это снижает точность движений, ловкость, глазомер.
Большой силой эмоционального воздействия обладает музыка, поэтому желательно, чтобы она звучала на физкультурном досуге. Для музыкального сопровождения может использоваться как аудиозапись, так и "живое" исполнение (фортепиано, аккордеон и другие музыкальные инструменты). Подбирая произведения для таких мероприятий, руководителю физического воспитания следует помнить, что музыка должна быть доступной для восприятия детей по темпу и ритму. Для детей лучше использовать песни детского репертуара, текст которых должен соответствовать теме и содержанию досуга.
Досуг может содержать танцевальные композиции, хороводные игры, песни, разучиваемые на музыкальных занятиях, и проводиться совместно с музыкальным руководителем.
Досуги отличаются от физкультурного занятия всевозможными сюрпризными моментами: введением персонажа, получение письма от кого-либо с заданием, вручением маленьких подарков, призов. Это могут быть фигурки оригами, поделки из природных материалов и пластилина, выполненные детьми подготовительной группы, которые вручает сказочный герой, или дети его находят сами (с помощью взрослого). Подарками могут быть и фрукты. Можно также устроить чаепитие с угощениями.
При проведении досуга в старшем дошкольном возрасте необходимо развивать у детей умение творчески использовать свой двигательный опыт в условиях эмоционального общения со сверстниками, приучать проявлять инициативу в разнообразных видах деятельности.
Дети старшего дошкольного возраста обладают довольно широким спектром знаний, умений. Поэтому в досуги вводятся интеллектуальные задания, используются элементы математики, развития речи, конструирование. Включаются задания на развитие психических процессов.
Обычная структура любого достаточно крупного физкультурно-оздоровительного мероприятия состоит из своеобразного зачина - элемента открытия праздника, когда ведущая объясняет его цель и назначение. В этой же части объясняется то, как будут проходить все конкурсы - по командам или индивидуально, происходит знакомство с гостями и жюри. Далее основная, самая массовая часть, в ходе которой дети принимают участие в выполнении игровых спортивных заданий, аттракционах и т.д. В состав основной части могут также включаться так называемые эпизодические компоненты - показательные выступления спортсменов и даже музыкально-танцевальные номера. Финал каждого мероприятия также достаточно традиционен - в нем ведущая произносит слова благодарности всем, кто принимал участие в празднике, подводятся общие итоги и награждаются победители, могут также выступить гости праздника или кто - то из членов жюри, пожелав в конце своего выступления всем участникам дальнейших спортивных успехов.
В нашей группе был проведен физкультурно- познавательное развлечение «Первые олимпийцы», на котором дети познакомились с историей олимпийского движения, видами игр.
В дальнейшем мы намерены продолжать эту работу с нашим физкультурным руководителем и предлагаем провести физкультурные развлечения: «Олимпийские игры», посвященные зимней олимпиаде в Сочи, «А, ну - ка, мальчики!», посвященный 23 февраля, а также "Путешествие на планету Здоровья", «Папа, мама, я – спортивная семья».
Мы активно привлекаем к здоровому образу жизни не только детей, но и их родителей, так как известно, что в семье прививаются все основные навыки будущей успешной жизни человека.
На родительском собрании мы предложили ознакомиться родителям, какими двигательными навыками и умениями должны овладеть дети в старшей группе.
Специалисты, работающие в нашем дошкольном учреждении, могут помочь взрослым в приобретении необходимых теоретических и практических знаний (например, познакомить с упражнениями и подвижными играми, способствующими развитию у детей двигательных навыков, а также освоить приемы обучения этим упражнениям), чтобы в домашних условиях родители могли закрепить приобретенные ребенком двигательные навыки.
Нами планируется создание папок передвижек по овладению двигательными умениями, пользе соблюдения режима дня, подборкой подвижных игр.
При проведении физкультурных развлечений мы надеемся и на помощь и участие наших родителей (изготовление эмблем, наград).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Метод проектов при развитии изобразительных умений и навыков детей старшего дошкольного возраста в конкурсной деятельности
Использование метода проектов для развития изобразительных умений и навыков детей старшего дошкольного возраста в процессе изготовления творческих работ для участия в конкурсах, выставках...
Перспективный план работы с родителями по проблеме формированию конструктивных умений и навыков детей старшего дошкольного возраста через оригами
перспективный план работы с родителями по формированию конструктивных умений и навыков старшегот дошкольного возраста через оригами...
Использование элементов аквагимнастики как средство повышения плавательных умений и навыков детей старшего дошкольного возраста
Проблема научить плавать и поиск наиболее эффективных, нестандартных инновационных подходов к ее решению – очень важны и актуальны. В связи с этим, возрастает роль используемых форм и средств, по разв...
План по самообразованию по теме "Формирование плавательных умений и навыков детей старшего дошкольного возраста посредством игр на воде"
План по самообразованию будет полезен инструкторам по физической культуре(плавание) работающим в дошкольных учреждениях....
Использование физкультурных досугов как средства совершенствования двигательных умений и навыков детей старшего дошкольного возраста
Одна из форм активного и развивающего отдыха есть физкультурный досуг. Дошкольное учреждение вводя в практику физкультурные досуги успешно реализует естественную потребность ребенка в движении, позвол...
Физкультурные развлечения как средство закрепления и совершенствования двигательных умений и навыков детей старшего дошкольного возраста
Сообщение из опыта работы на педсовет...
Двигательные умения и навыки детей старшего дошкольного возраста.
Научение различным двигательным навыкам происходит начиная с рождения. К старшему дошкольному возрасту ребенок уже многое умеет и практически в совершенстве двигается. Естественно, что развитие происх...